Проектирование и строительство домов

Проектирование и строительство домов

» » Органы местного самоуправления городского округа осуществляют земельный. Муниципальный и общественный земельный контроль

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют земельный. Муниципальный и общественный земельный контроль

Опишите ситуацию и получите бесплатный анализ перспектив Вашего дела в течении 30 минут

Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Заказать

Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность властных органов муниципальных образований по осуществлению полномочий за соблюдением законодательства в сфере земельных отношений, по порядку пользования, владения и распоряжения земельными участками в пределах границы поселения.

По смыслу закона все юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве предпринимателей обязаны соблюдать правовой режим в отношении земель, входящих в состав города, поселения, района на территории которого они проживают и осуществляют деятельность.

Осуществление муниципального земельного контроля должно быть направлено на профилактику нарушений земельного законодательства, поиск и выявление лиц, незаконно и нерационально пользующихся землей. С указанной целью проводятся проверки, ведется наблюдение за деятельностью землепользователей и властных органов по распоряжению земельными участками.

Основной контрольной функцией являются меры по предотвращению нарушений прав законных землепользователей. На сегодняшний день эта проблема очень актуальна. Экономический кризис способствует массовой миграции сельских жителей в города, в связи с чем, участились случаи самозахвата ими муниципальных земель и строительство на них незаконного жилья.

Хозяйствующие субъекты так же замечены в нерациональном пользовании земельными участками, предоставленными им на законных основаниях. После проведения работ недобросовестные организации оставляют после себя заброшенные наделы, на которых зияют ямы, разбросан мусор

Полномочия органов муниципального земельного контроля

К органам, в чьи задачи входит муниципальный земельный контроль, относятся администрации районов, городов и поселений. В зависимости от структуры органов местного самоуправления для функций контроля могут быть созданы самостоятельные юридические лица в форме учреждений или отделы внутри администрации.

В полномочия органов, осуществляющих функции муниципального контроля входит проверка:

  • за недопущением самовольного захвата земель, незаконных сделок с земельными участками по уступке права пользования и мены;
  • надлежащим оформлением права аренды земельных участков лицами, которые пользуются ими на праве бессрочного пользования;
  • за соблюдением порядка использования земли в соответствии с его целевым предназначением;
  • за приведением земель в первоначальное состояние после проведения работ;
  • за наличием знаков, установленных на межевых границах участка;
  • за обязательным проведением работ по восстановлению плодородного слоя почвы после завершения технических, строительных и прочих работ на земельном участке;

Порядок осуществления контроля

Муниципальный земельный контроль осуществляется методом проверок на основании распоряжения руководителя органа надзора. Основаниями для проведения указанных проверок являются:

  • Жалобы граждан и юридических лиц, сведения, полученные из публикаций в газетах, журналах, сети Интернет и телевидении о фактах нарушения;
  • Выявленные нарушения в ходе рейдов или осмотров, земельных объектов.

Проверки могут быть как плановыми, проводимыми один раз в три года, так и внеплановыми, при наличии признаков нарушения закона.

График проведения проверок должен быть согласованным с прокуратурой, как надзорным ведомством. До начала проверки лицо, в отношении которого она проводится, должно быть ознакомлено с принятым распоряжением под роспись. Вручение должно быть произведено за определенное количество дней непосредственно проверяемому или путем направления заказного письма с уведомлением о вручении.

При проведении проверки сотрудники органов земельного надзора вправе беспрепятственно проходить на территорию или объект, которые должны быть обследованы. Проверяемы физические и юридические лица, должны представлять правоустанавливающие документы на землю. Если в результате работы надзорного органа будут выявлены нарушения, составляется акт, в котором излагается суть проступка.

Акт должен быть составлен в 2-х экземплярах и вручен проверяемому лицу под роспись.

Если в действиях проверяемых лиц обнаружены признаки административного правонарушения, ответственность, за которую наступает по нормам КоАП РФ, то одновременно с протоколом выдается предписание об устранении допущенного в течение определенного срока. До составления протокола у нарушителя должно быть получено объяснение. Несогласное с результатами проверки лицо вправе их обжаловать, обратившись в суд.

Органом, полномочным рассматривать административные дела в сфере земельных отношений является государственный земельный надзор, в который направляются все материалы проверки с актом и протоколом о выявленном нарушении для принятия правового решения.

По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении и при наличии вины гражданина или организации может быть применена соответствующая мера ответственности в виде предупреждения или штрафа.

Если после уплаты штрафа, провинившееся лицо продолжает осуществлять незаконные действия, то может быть проведена новая проверка и назначено более строгое наказание. Если своими действиями или бездействием нарушитель причинил убытки муниципальному имуществу или иным лицам, то он обязан их возместить. С указанной целью собственник или законный пользователь вправе обратиться с иском в суд, приложив материалы проверки.

В случае злостных действий, которые привели к причинению значительного ущерба, виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности

Порядок предоставления муниципальных земель значительно упростился и сократился по срокам, в связи с чем, заинтересованным лицам проще пройти весь путь к законному владению земельным участком, чем жить в ожидании наступления ответственности и требования о возмещении причиненных убытков, которые могут быть весьма существенными.

1. Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

2. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

3. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений.

4. Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления, предусмотренные настоящей статьей, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации.

5. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.

6. В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в пункте 5 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления.

7. Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с указанным законодательством.

Комментарий к статье 72 Земельного Кодекса РФ

1. Муниципальный земельный контроль за использованием земель осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами и распространяется на всю территорию соответствующего муниципального образования. Границы территорий муниципальных образований (городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения) устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями, предусмотренными ФЗ о местном самоуправлении.

Органы местного самоуправления вправе принимать положения и иные нормативные правовые акты о порядке осуществления муниципального земельного контроля. В комментируемой статье речь идет о муниципальном контроле лишь за использованием земель на территории соответствующего муниципального образования. Это положение ЗК отнюдь не означает, что органы муниципального земельного контроля не могут осуществлять контроль за охраной земель.

В соответствии с письмом Роснедвижимости от 20.07.2005 N ММ/0644 "О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля" муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами работ на основании распоряжений руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального земельного контроля, за исключением случаев непосредственного обнаружения муниципальным инспектором достаточных данных, указывающих на наличие нарушения земельного законодательства. Плановые проверки в отношении каждого земельного участка проводятся не чаще одного раза в два года. По результатам каждой проведенной проверки составляется специальный акт. Информация, полученная органами местного самоуправления, может эффективно использоваться органами государственного земельного контроля в целях выявления и пресечения земельных правонарушений землепользователями.

На территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия органов муниципального земельного контроля могут устанавливаться с учетом особенностей п. 2.1 комментируемой статьи.

2. От государственного и муниципального контроля следует отличать общественный земельный контроль, который осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами. Например, ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусматривает возможность образования по решению общего собрания (собрания уполномоченных) садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения комиссии такого объединения по контролю за соблюдением законодательства (ст. 26).

Общественными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения нематериальных потребностей (п. 1 ). Общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации, общественного движения, общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности, политической партии.

Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения (микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территорий) для осуществления (самостоятельного или под свою ответственность) собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления. Соответственно, данные организации осуществляют земельный контроль только на определенной части территории муниципального образования. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Предмет общественного земельного контроля ограничен контролем за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия компетентными органами решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц в земельной сфере, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Пермская государственная сельскохозяйственная академия

имени академика Д.Н. Прянишникова"

Факультет землеустройства и кадастра

Кафедра землеустройства

Контрольная работа

по дисциплине

"Земельное право с основами гражданского права

Выполнил ст. гр. ЗК-45б

Рыкова С.Д.

Проверил Кошелева Л.А.

Введение

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Почва является невозобновимым природным ресурсом, поэтому ее охране должно уделяться как можно больше внимания. Земельный кодекс РФ закрепил широкие права собственников, землепользователей и арендаторов земельных участков на их использование.

В статье 36, п.2 Конституции РФ сказано, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В целях контроля проводится государственный и муниципальный контроль за соблюдением норм использования и охраны земель.

1. Муниципальный земельный контроль

В соответствии со п.1 ст.72 муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Основной отличительный признак муниципального контроля, выделяющий его в качестве самостоятельного вида публичного контроля, состоит в том, что он осуществляется в сфере местного самоуправления, где решаются вопросы местного значения. Объектом муниципального контроля является деятельность органов местного самоуправления и их должностных лиц по решению вопросов местного значения и принимаемые ими муниципальные правовые акты, а также деятельность муниципальных унитарных предприятий и учреждений. В каждом конкретном муниципальном образовании муниципальный контроль осуществляется в границах соответствующих муниципальных образований.

Предметом муниципального земельного контроля является проверка соблюдения установленных правовыми нормами правил использования земель. Этим муниципальный земельный контроль отличается от государственного, в сферу которого входит проверка исполнения юридических требований в области не только использования, но и охраны земель.

Муниципальный земельный контроль включает в себя контроль:

.за соблюдением требований действующего законодательства по использованию земель;

2.за соблюдением прав собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, обладателей сервитутов в целях воспрепятствования самовольному занятию земельных участков или использованию их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов;

.за использованием земельных участков по целевому назначению;

.за соблюдением сроков возврата временно занимаемых и арендуемых земельных участков, а также выполнением обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; недопущением искажения сведений о состоянии и использовании земель (в том числе сокрытия сведений о наличии свободного земельного фонда);

.за недопущением самовольной переуступки права пользования земельным участком (без разрешения и уведомления органов государственной власти или органа местного самоуправления), а равно самовольным обменом земельными участками;

.за наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков;

.за исполнением предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранением нарушений в области земельных отношений, вынесенных государственными инспекторами по использованию и охране земель.

В ФЗ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" закреплены основные направления взаимодействия органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при организации и проведении проверок.

В соответствии со ст.7 настоящего ФЗ органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по следующим вопросам:

.Информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2.определение целей, объема, сроков проведения плановых проверок;

.информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности и об эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

.подготовка в установленном порядке предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

.принятие административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

.повышение квалификации специалистов, осуществляющих государственный контроль (надзор), муниципальный контроль.

1.1 Проведение муниципального контроля

·плановая (ст.9) - не чаще 1 раза в 3 года;

·внеплановая (ст.10);

·документарная (ст.11);

·выездная (ст.12).

Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Внеплановые проверки проводятся:

·для проверки исполнения предписаний об устранении нарушений земельного законодательства, вынесенных государственными инспекторами;

·в случае обнаружения муниципальными инспекторами достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений, или получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения земельного законодательства.

По временному фактору контроль подразделяется на предварительный, текущий (промежуточный) и окончательный. Предварительный контроль осуществляется до начала работ. Контролируется их соответствие установленным требованиям, правилам и имеющимся ресурсам: человеческим, материальным, финансовым. Текущий или промежуточный контроль осуществляется в ходе непосредственного выполнения принятых планов и решений и основан на сравнении фактических результатов работы с запланированными.

Он позволяет установить наметившиеся отклонения в ходе выполнения работ и принять корректирующие решения. Окончательный контроль осуществляется после выполнения работы. На этой стадии отсутствует возможность повлиять на ход выполнения работ, но результаты контроля учитываются при проведении последующих работ.

1.2 Осуществление муниципального контроля

Муниципальные инспектора осуществляют муниципальный земельный контроль в форме проверок, проводимых в соответствии с планами работ на основании распоряжений руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального земельного контроля, за исключением случаев непосредственного обнаружения муниципальным инспектором достаточных данных, указывающих на наличие нарушения земельного законодательства.

Муниципальные инспектора на территории муниципального образования осуществляют контроль за:

а) соблюдением требований по использованию земель;

б) соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов;

в) соблюдением порядка переуступки права пользования землей;

г) предоставлением достоверных сведений о состоянии земель;

д) своевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, ведущихся с нарушением почвенного слоя, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных и собственных надобностей;

ж) своевременным и качественным выполнением обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной эрозии, заболачивания, подтопления, переуплотнения, захламления, загрязнения и по предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель и вызывающих их деградацию;

муниципальный земельный контроль общественный

з) выполнением требований по предотвращению уничтожения, самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

и) исполнением предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений, вынесенных государственными инспекторами;

к) наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков;

л) выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.

Муниципальные инспектора имеют право:

а) осуществлять муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

б) составлять по результатам проверок акты проверок соблюдения земельного законодательства с обязательным ознакомлением с ними собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков.

2. Общественный земельный контроль

Еще одним видом земельного контроля, предусмотренным Кодексом, является общественный земельный контроль. Такой контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами. Общественный земельный контроль очень тесно связан с муниципальным, поэтому в последнее время принято их объединять в один вид.

Предметом общественного земельного контроля является проверка соблюдения установленного в правовых актах порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, решений, затрагивающих предусмотренные Кодексом права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также требований использования и охраны земель.

Органами территориального общественного самоуправления являются, например, советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов, кварталов, улиц, дворов и других территорий. В отличие от общественных организаций органы территориального общественного самоуправления действуют только в пределах части территории муниципального образования, населенного пункта. Они объединяют население на основе совместной деятельности в сфере обслуживания общественных потребностей граждан, удовлетворения их культурно-бытовых и иных запросов, охраны их прав и интересов.

Органы территориального общественного самоуправления создаются по инициативе жителей на основе их добровольного волеизъявления. Они формируются, как правило, путем выборов на общих собраниях (сходах) или конференциях граждан по месту их жительства на срок полномочий представительного органа местного самоуправления. Однако общие собрания (сходы) или конференции жителей могут устанавливать и иной срок полномочий указанных органов.

Общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем их объединения, так и через юридические лица - общественные объединения.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

·общественная организация;

·общественное движение;

·общественный фонд;

·общественное учреждение;

·орган общественной самодеятельности;

·политическая партия.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В законодательстве определены три субъекта, наделенные полномочиями по осуществлению общественного земельного контроля. Это органы территориального общественного самоуправления, общественные организации и граждане. Правовой статус каждого из названных субъектов регулируется отдельными правовыми актами, и, соответственно, вопросы взаимодействия с органами муниципального земельного контроля должны рассматриваться отдельно.

Общественный земельный контроль может осуществляться в самых различных формах, в том числе не предусмотренных законодательством, поскольку создание демократического социального государства предполагает инициативу, поиск и разнообразие форм участия граждан в управлении обществом и государством. Граждане могут сообщать в государственные и муниципальные органы о правонарушениях в области охраны земель и окружающей среды, участвовать в проверках, пикетах и иных уличных мероприятиях, а также в проведении государственного земельного и экологического контроля. В ряде ведомств разработаны и применяются положения об общественных контрольных инспекциях. Такие инспекции и положения о них существуют в области земельных отношений, лесного хозяйства, охраны рыбных и охотничьих запасов. В ряде мест они оправдывают себя, способствуют развитию общественной инициативы, повышению ответственности за состояние земель, других природных ресурсов, всей окружающей среды, благоприятный уровень которой является весомым фактором социальной заботы государства и общества о своих гражданах.

3. Порядок проведения муниципального земельного контроля в Перми

Приведены отдельные пункты Постановления Администрации города Перми "Об утверждении порядка проведения муниципального земельного контроля от 9.04.2007 г.

Настоящий Порядок разработан в целях реализации решения Пермской городской Думы от 9.04.2007 "Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории города Перми" и устанавливает правила проведения муниципального земельного контроля на территории города Перми.

Муниципальный земельный контроль на территории города Перми осуществляется органом муниципального земельного контроля, определяемым решением Пермской городской Думы, и уполномоченными должностными лицами - специалистами органа муниципального земельного контроля.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся на основании приказа руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального земельного контроля в соответствии с планами, утверждаемыми руководителем (заместителем руководителя) органа муниципального земельного контроля. Внеплановые проверки проводятся на основании поручения руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального земельного контроля в случаях поступления в орган муниципального земельного контроля информации о нарушениях земельного законодательства, а также в случаях непосредственного обнаружения уполномоченным должностным лицом органа муниципального земельного контроля достаточных данных, указывающих на наличие нарушения земельного законодательства.

Плановые проверки в отношении каждого земельного участка на территории города Перми проводятся не чаще одного раза в два года.

По результатам каждой проведенной проверки составляется акт в трех экземплярах. Один экземпляр акта передается проверяемому лицу, второй экземпляр акта направляется в орган государственного земельного контроля либо в другой орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, или уполномоченным должностным лицам для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности, третий экземпляр акта хранится в материалах органа муниципального земельного контроля.

В целях укрепления доказательной базы и подтверждения достоверности полученных в ходе проверки сведений, в случае выявления достаточных данных, указывающих на наличие события нарушения земельного законодательства, к акту прилагаются: фототаблица с нумерацией каждого фотоснимка, обмер площади земельного участка и иная информация, подтверждающая или опровергающая наличие нарушения земельного законодательства.

Проверка в порядке осуществления муниципального земельного контроля проводится в присутствии проверяемого лица либо его представителей, о чем заинтересованные лица уведомляются заблаговременно. Отсутствие проверяемого лица либо его представителя, извещенного надлежащим образом о проведении проверки, не может служить причиной для переноса срока проведения проверки.

Полученные в ходе проверки материалы с приложением копии свидетельства о регистрации юридического лица, свидетельства о присвоении ИНН, справки с банковскими реквизитами, документами, подтверждающими право пользования земельным участком, сопроводительной запиской и иными документами, подтверждающими наличие нарушения земельного законодательства, в 5-дневный срок после проведения проверки направляются в орган, осуществляющий государственный земельный контроль, либо в другой орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, или уполномоченным должностным лицам для рассмотрения и принятия решения.

В указанные в п.10 настоящего Порядка органы или уполномоченным должностным лицам направляются материалы в случае выявления признаков, указывающих на наличие административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Орган муниципального земельного контроля ведет учет проверок соблюдения земельного законодательства. Все составляемые в ходе проведения проверки документы и иная необходимая информация записываются в книгу проверок соблюдения земельного законодательства.

Заключение

Предметом муниципального земельного контроля является проверка соблюдения установленных правовыми нормами правил использования земель.

Закон регламентирует проведение следующих видов проверок, осуществляемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля:

·плановая (ст.9)

·внеплановая (ст.10);

·документарная (ст.11);

·выездная (ст.12).

Проверка соблюдения муниципального земельного законодательства в рамках осуществления земельного контроля представляет собой совокупность действий должностных лиц, наделенных соответствующими полномочиями по осуществлению земельного контроля, связанных с проведением проверки соблюдения юридическими лицами и гражданами требований земельного законодательства и приложений к нему.

Список литературы

1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

2."Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД РФ 21.10.1994);

3."Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 28.07.2012);

.Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" N 294-ФЗ, от 26.12.2008г (с изменениями от 12.11.2012г);

.Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 N 689 "О Государственном земельном контроле (с изменениями от 11.04.2011);

.Ерофеев Б.В. Земельное право. Учебник для вузов. - М.: ООО "Профобразование", 2001.

Приложение

Решение правовых задач

Задача 1. Сельская администрация вынесла решение отвести двум жителям села земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства за пределами населенного пункта, мотивируя это необходимостью компактной застройки села. Правомерно ли решение администрации? Куда могут обратиться жители села, чтобы обжаловать данное решение в случае несогласия с ним?

Решение: Согласно п.1 ст.5 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается. Следовательно, данное решение со стороны сельской администрации неправомерно. При этом жители села могут обратиться в суд за признанием недействительности данного решения сельской администрации согласно п.1 ст.61 Земельного кодекса.

Задача 2. Губернатор области издал распоряжение о выделении земельных участков из земель лесного фонда для размещения промышленных предприятий. Природоохранный прокурор опротестовал это распоряжение. Губернатор протест отклонил.

Какие действия должен предпринять прокурор?

Решение: Согласно ст.11 Федерального закона "о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод лесных земель в нелесные земли возможен лишь для организации особо охраняемых природных территорий, установления или изменения границы населенного пункта, размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, создания туристско-рекреационных особых экономических зон.

Следовательно, действия губернатора неправомерны. Согласно, п.2 ст.21 Федерального закона "О прокуратуре РФ" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными. Природоохранный прокурор в нашем случае так и поступил, но протест был отклонен, следовательно, он может обратиться в суд с требованием о признании изданного акта недействительным. Данное обращение приостанавливает действие изданного акта до принятия судом решения по делу.

Задача 3. При строительстве филиала завода "Электросталь" возник вопрос о переводе 10 га сельскохозяйственных земель, находящихся в муниципальной собственности районного центра, а также об использовании для целей указанного строительства 5 га земель государственного запаса, находящегося в пределах района.

Районный орган местного самоуправления принял соответствующее решение, но областной прокурор посчитал это решение противозаконным.

Поясните решение прокурора.

Решение: в соответствии п.1 ст.8 Земельного кодекса РФ перевод земель, находящихся в федеральной собственности осуществляется Правительством Российской Федерации;

Земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления не имеют соответствующих полномочий.

Задача 4. На значительной части посевных площадей сельхозкооператива распространились сорные растения с полосы отвода проходящей рядом железной дороги. Для борьбы с сорняками средств у кооператива не было. Председатель кооператива обратился в управление железной дороги с требованием о выполнении железной дорогой обязанностей по охране земель, в частности по борьбе с сорняками. Управление отказалось выполнить требование. Председатель кооператива обратился в территориальный отдел Роснедвижимости с жалобой на управление. Входит ли в обязанность железнодорожного управления охрана земель за пределами полосы отвода? Какое решение примет территориальный отдел Роснедвижимости?

Решение: В обязанности железнодорожного управления не входит охрана земель за пределами полосы отвода. Территориальный отдел Роснедвижимости откажет председателю кооператива так как, в соответствии со статьей 13, п.1. ЗК РФ - В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков на своей территории обязаны проводить мероприятия по:

) сохранению почв и их плодородия;

) защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, биогенного загрязнения, и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям).

) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Задача 5. Сельскохозяйственный кооператив "Рассвет", используя арендуемый им земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, за собственный счет и своими силами провел ряд мероприятий по улучшению качества земель. Руководство кооператива обратилось в орган местного самоуправления с просьбой учесть понесенные кооперативом затраты на улучшение земель в качестве арендной платы за использование земли. Местная администрация ответила отказом, мотивируя тем, что повышение плодородия земель выгодно прежде всего кооперативу.

Решение: Позиция местного самоуправления является правильной, так как согласно статье 65 п.4 ЗК РФ - порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. А так же в соответствии со статьей 623 ГК РФ - в случае, когда арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды. Стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором без согласия арендодателя, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено законом. Кооператив провел улучшение земли без согласия арендодателя, следовательно, он имеет право не возмещать затраты на улучшение.

Задача 6. Постановлением земельной административной комиссии АО "Россия" за самовольное занятие земельного участка под автостоянку площадью 800 м2, прилегающую к зданию магазина, привлечено к административной ответственности и подвергнуто штрафу. АО "Россия" пыталось оспорить постановление в судебном порядке, ссылаясь на то, что земельным участком пользуется на основании договора купли-продажи здания магазина. Однако решением арбитражного суда в удовлетворении иска было отказано. Правильно ли решение арбитражного суда? Возможны ли иные (помимо уплаты штрафа) меры ответственности в отношении АО?

Решение: Имеет место самовольное занятие земельного участка, которое регулируется двумя статьями ЗК РФ и КоАП.

Статья 60 ЗК РФ. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения

Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:

) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Наказание за самовольное занятие земельного участка регулирует Кодекс об административных правонарушениях.

Статья 7.1 КоАП "Самовольное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Задача 7. Сельскохозяйственный кооператив "Победа" предъявил в суд иск к заводу "Трансмаш", в котором просил принять решение, обязующее завод возвратить 5 га земель кооператива, самовольно занятых подсобным хозяйством завода, и возместить стоимость урожая картофеля, полученного с этого участка в течение 3 лет незаконного его использования.

Ответчик предъявил встречный иск, требуя возмещения ему неиспользованных затрат, связанных с проведением на этом участке мелиоративных и других работ по улучшению земель. Какое решение примет суд?

Решение: В соответствии со статьей 60 ЗК РФ решение арбитражного суда будет таким. Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:

) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;

) самовольного занятия земельного участка;

) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

А так же в соответствии со статьей 623 ГК РФ - в случае, когда арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды. Стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором без согласия арендодателя, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено законом.

Задача 8. На землях ОАО "Урожай" строительному управлению был предоставлен во временное пользование земельный участок площадью 5 га для разработки карьера по добыче песка и гравия. При выполнении работ строительное управление не приняло мер по сохранению плодородного слоя почвы, а после завершения работ не привело земельный участок в состояние, пригодное для его использования в сельском хозяйстве. Хозяйство обратилось с иском в арбитражный суд о возмещении причиненных убытков.

Какие нарушения допущены строительным управлением? В каком порядке возмещается причиненный ущерб? Какую ответственность должны нести лица, виновные в совершении этих правонарушений?

Решение: В соответствии со ст.13 ЗК в обязанности собственников, владельцев, арендаторов и землепользователей входят рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств, а также своевременное вовлечение земель в хозяйственный оборот, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель. Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.

Задача 9. Строительному управлению из земель сельскохозяйственной организации "Нива" был отведен в пользование участок в 3 га сроком на 2 года для складских помещений. По окончании срока временного пользования строительное управление возвратило "Ниве" участок, но не привело его в пригодное для использования состояние. Сельскохозяйственная организация за счет своих средств и сил восстановила нарушенный участок. Прокурор района предъявил в арбитражный суд иск в интересах "Нивы" о взыскании со строительного управления стоимости затрат на восстановление нарушенных земель. Каковы права и обязанности землепользователя по рекультивации земель? Какая ответственность предусмотрена за невыполнение обязанностей по рекультивации земель?

Решение. 1) В соответствии со статьей 62 ЗК РФ - Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

). Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель. При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Задача 10. Акционерное общество, работающее на землях сельхозпредприятия, при бурении скважин сливало отработанную и загрязненную воду на обвалованные участки возле вышек. В результате загрязнения вода залила угодья, и около 30 га земли было испорчено. От восстановления угодий акционерное общество отказалось. Руководство сельхозпредприятия обратилось в прокуратуру района. Какие меры должен принять прокурор? Как изменятся эти меры, если окажется, что порча земли загрязненной водой произошла в силу неблагоприятных погодных условий (сильные дожди)?

Решение: В соответствии со ст.13 ЗК в обязанности собственников, владельцев, арендаторов и землепользователей входят рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств, а также своевременное вовлечение земель в хозяйственный оборот, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Применительно к нарушению почвенного слоя при ведении горных работ обязанность по рекультивации земель предусмотрена ст.22 Закона "О недрах". В частности, на недропользователей возлагается обязанность по завершении работ привести участки земли и другие природные объекты, нарушенные при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

Статья 8.7 КоАП "Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Меры при неблагоприятных погодных условиях не изменятся.

Задача 11. Плодопитомник поднял полотно внутрихозяйственной дороги за счет снятия верхнего плодородного слоя почвы с 2 га пахотных угодий. На требование органов местного самоуправления восстановить угодья директор питомника ответил, что земля находится в его ведении, и он может распоряжаться ею по собственному усмотрению.

Решите дело.

Решение: Согласно ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель на собственников земельных участков, а также их арендаторов, землепользователей, землевладельцев возлагаются определенные обязанности. В частности, указанные лица обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинять вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Задача 12. Прокурор обратился в арбитражный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов о признании недействительным решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации о переводе лесных земель в нелесные в интересах акционерного общества, поскольку указанное решение принято без проведения государственной экологической экспертизы. Ответчик против иска возражал, ссылаясь на порядок рассмотрения ходатайств о переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, согласно которому представление материалов экологической экспертизы на стадии принятия такого решения не предусмотрено. Каков порядок перевода земель лесного фонда в иную категорию земель? Решите дело.

Решение: В соответствии со ст.25 лесного кодекса РФ перевод земель лесного фонда в земли других категорий допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляется на основании материалов лесоустройства или специальных обследований.

Задача 13. Администрация города предоставила земельный участок под строительство подземного гаража возле жилых домов. Мнение проживающих в этих домах не учитывалось. Гараж не включен в плановую застройку города. Решить дело. В каких случаях можно предоставлять земельный участок без предварительного согласования место размещения объекта?

Решение: В соответствии со ст.30 ЗК РФ допускается два варианта предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Оно осуществляется с проведением работ по их формированию:

) без предварительного согласования мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).

Согласно этому требованию предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.

В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступают исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступают собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.

Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.

Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определен Правительством РФ. Порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства определяется ст.38.2 ЗК РФ.

Задача 14. Семенов, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обратился в администрацию района с просьбой о выделении земельного участка для строительства склада. Ходатайство было отклонено на том основании, что нет предварительного согласования о месте размещения объекта. Семенов обратился с жалобой к прокурору района.

Укажите варианты предоставления земельных участков для осуществления предпринимательской деятельности. Какой ответ должен дать прокурор?

Решение. На основании ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

) без предварительного согласования мест размещения объектов;

) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст.31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

) проведение работ по формированию земельного участка;

) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст.70 ЗК РФ;

) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст.32 ЗК РФ. В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в настоящем пункте юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2006 г. в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст.38 ЗК РФ. Следовательно, ответ прокурора должен содержать следующие рекомендации: так как в данном случае не было торгов, то Семенову для получения согласия на выделение земельного участка для строительства склада, необходимо провести предварительное согласование места размещения объекта.

Задача 15. Северный рыбопромышленный трест начал строительство на о. Надежда базы отдыха. Районный государственный инспектор по охране земель потребовал прекратить строительство и снести самовольно возведенные строения. Трест продолжил строительство, мотивируя это тем, что земля на острове бесхозная (остров образовался несколько лет назад).

Основательны ли доводы треста? Какие дальнейшие действия должен предпринять государственный инспектор?

Решение. Земельные участки всегда являются объектами права собственности - государственной, муниципальной или частной. В условиях кадастрового учета земель бесхозность земельного участка представляется невозможной: можно говорить о заброшенности земельного участка, о том, что собственник не выполняет обязанностей по его освоению, обработке.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

Предоставлением земельных участков из фонда муниципальной собственности заняты главы местных администраций. Предоставление земельных участков для объектов капитального строительства осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с утвержденными генеральными планами поселений, на территории которых предусматривается строительство. Предварительная градостроительная проработка осуществляется местными органами архитектуры и градостроительства на основе утвержденной градостроительной проектно-планировочной документации.

В выборе земельного участка обязательное участие принимают собственники земли, землепользователи, землевладельцы и арендаторы, чьи интересы затрагиваются предстоящим строительством.

1 Государственный земельный надзор как функция управления земельными ресурсами. .2 Нормативно-правовая база при...
...государственного контроля (надзора) и муниципального контроля " в порядке, установленном Правительством Российской Федерации .


Были внесены некоторые изменения относительно такого понятия, как муниципальный земельный контроль .

Согласно положениям указанных актов, под муниципальным контролем в сфере землепользования понимается деятельность органов местного самоуправления по осуществлению контрольных мероприятий в отношении государственных и частных организаций, ведомств, а также граждан. В перечень лиц, действия которых следует контролировать, также входят частные предприниматели. При выявлении нарушений виновные лица несут , с учетом вида и тяжести совершенного правонарушения.

Муниципальный земельный контроль в 2017 году осуществляется согласно установленному законом порядку и дополнительно регулируется местными нормативными актами

Требования к контролируемым объектам земельных отношений

В пункте 3 статьи 72 ЗК РФ описаны требования, которые предъявляются к земельным участкам в рамках осуществления контрольных функций со стороны муниципалитета.

Уважаемые посетители проекта «Земельный эксперт»!

Сталкиваясь с проблемами по вопросам земельных отношений, оформлению участков, приватизации земли важно понимать, что в статьях мы стараемся описывать базовые аспекты. Каждая ситуация, проблема и вопрос крайне индивидуальны и требуют юридической поддержки и консультации.

  • Для Москвы и Московской области телефон:

    +7 499 350 80 66

  • Для Санкт-Петербурга и Ленинградской области телефон:

    +7 812 309 43 30

  • Для остальных регионов России общероссийский бесплатный номер:

    +7 800 333 45 16 доб. 107

  • Вы так же можете воспользоваться консультацией с дежурным юристом через онлайн чат. Доступно в левом нижнем углу сайта.

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней .

Спасибо, что посещаете наш ресурс «Земельный эксперт».

Органы местного самоуправления городского округа вправе контролировать процесс использования земельных участков, расположенных в пределах границ городского образования. Иными словами, данное ведомство может осуществлять надзорные функции за теми территориями, которые принадлежат исключительно городскому округу.

Администрация городских и сельских поселений выполняет контроль за площадями, которые расположены в пределах города и на территории сельских поселений.

Органы местного самоуправления муниципального образования контролируют правоотношения, возникающие в межселенной зоне образования.

Порядок муниципального земельного контроля

Руководствуясь законопроектами регионов, такие города, как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь получают право на осуществление муниципального контроля в рамках землепользования, поскольку эти населенные пункты являются самостоятельными объектами.

Непосредственно контроль проводится в рамках установленного регламента. Уполномоченное ведомство назначает дату проверки и при обнаружении нарушений, составляется акт проверки , где прописывается вся информация о нем. Копия данного документа передается должностным лицом администрации в орган .

Не позже чем через 5 рабочих дней с момента поступления документа, надзорный орган обязан рассмотреть составленный акт и вынести решение о возбуждении дела в рамках административного регламента либо отказать в этом действии. Копия документа передается в административный аппарат региона.

Порядок взаимодействия указанных органов осуществляется на основании законодательных актов Правительства РФ.

Результаты проверки

Прежде всего, следует отметить, что муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц , организаций и госорганов осуществляется уполномоченными должностными лицами. Сотрудникам администрации выдаются специальные удостоверения, подтверждающие их полномочия.

После проведения проверки оформляется специальный акт, который указывает на наличие или отсутствие нарушений. Если какие-то недостатки обнаружены, то к проверочному акту прилагается предписание об устранении обнаруженных нарушений с назначением конкретных сроков. В свою очередь, лица, совершившие правонарушение, несут ответственность согласно регламенту, предписанному муниципалитетом.

В том случае, если недостатки, зафиксированные в предписании, не будут устранены в назначенный срок, надзорное ведомство, выписавшее акт, не позже чем через 30 суток после привлечения виновного к ответственности, уведомляет об очередном правонарушении администрацию и государственные органы.

Последствия неустранения нарушений, указанных в акте

Если виновники правонарушения не исполнили вынесенного предписания в тридцатидневный срок , ведомство передает соответствующее уведомление в государственные органы субъекта РФ и исполнительный орган местной администрации, которые в дальнейшем имеют возможность подать заявление в суд для дальнейшего изъятия территории и реализации ее на конкурсной основе.

В некоторых ситуациях надзорное ведомство передает административному органу свое предложение в виде доклада по вопросам устранения нарушений, а также ликвидации причин и условий их возникновения. Также надзорный орган должен проинформировать ведомство об уже принятых мерах.

Виновное лицо имеет право оспорить принимаемые решения в судебном порядке путем подачи жалобы на действия сотрудника надзорной комиссии.

Заключение

В итоге можно сделать ряд выводов:

  1. Контроль со стороны муниципалитета представляет собой действия, предназначенные для определения и дальнейшего устранения нарушений в сфере землепользования муниципальными наделами.
  2. Данные функции муниципального аппарата установлены в рамках земельного законодательства и группы федеральных актов.
  3. Надзор устанавливается в отношении государственных и муниципальных органов, частных лиц и организаций.
  4. Отдельными территориями заведуют разные административные органы. К примеру, контроль за сельскохозяйственными наделами осуществляет соответствующий орган местного самоуправления.
  5. Порядок проведения контрольных мероприятий определяется Правительством РФ и содержит в себе такие этапы, как составление акта проверки и вынесение решения о назначении наказания или в отказе от использования такой меры.
  6. На исправление обнаруженных нарушений, владельцу территории отводится определенный срок, в зависимости от сложности и объема требующихся исправлений. Если в течение 30 дней с момента вынесения предписания, нарушения не были исправлены, то надел может быть изъят и реализован в процессе торгов.
  7. Независимо от исправления правонарушений, виновное лицо, по результатам проверки и при обнаружении недостатков в эксплуатации земель, привлекается к ответственности в виде штрафных санкций .
  8. Виновное лицо, вправе обратиться в суд для того, чтобы оспорить предписание надзорного органа и аннулировать наложенные штрафные санкции.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по муниципальному земельному контролю

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Игорь. Я являюсь собственником земельного участка и недавно обнаружил, что через мою территорию устроен водоотвод со стороны соседнего надела, на котором возводится очередное административное здание.

Я обратился в муниципалитет с жалобой по этой проблеме, и через несколько дней на мою территорию прибыла комиссия для проведения надзорных мероприятий.

В результате оказалось, что виновным лицом являюсь я, поскольку не принял мер для ликвидации последствий, и это привело к размытию почвы. Сейчас власти выписали мне штраф и предписание. Если я не исправлю нарушение, то участок изымут.

Подскажите, что делать в такой ситуации, и могу ли я привлечь к ответственности администрацию?

Ответ: Здравствуйте, Игорь. В ст. 72 ЗК РФ действительно описываются такие мероприятия, как изъятие и реализация с аукциона земельного надела, однако, это возможно в том случае, когда вы в течение 30 дней не исполнили предписания об устранении правонарушений.

Второй важный момент в вашей истории – это вопрос установления вины. Поскольку вы обращались в административный аппарат с жалобой, то надзорный орган, прежде всего, проверит деятельность застройщика, а не ваш участок и его состояние.

Чтобы разобраться со сложившейся проблемой, вам потребуется подать жалобу на действие сотрудников муниципалитета и попросить рассмотреть вашу жалобу относительно действия соседа-застройщика повторно.

В том случае, если это не принесет желанных результатов, вы имеете полное право подать исковое заявление в суд с требованием аннулировать предписание администрации и призвать к порядку сотрудника городского самоуправления, нарушившего положение о муниципальном земельном контроле.

Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Законами субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия органов местного самоуправления на осуществление земельного контроля за использованием земель и установление порядка его осуществления могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов РФ.

Основной задачей муниципального земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований земельного законодательства.

Муниципальный земельный контроль включает в себя:

Контроль за выполнением землепользователями, собственниками, владельцами, арендаторами обязанностей по использованию земель, установленных законодательством;

- контроль за соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков;

Контроль за соблюдением порядка, исключающего использование земельных участков без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю;

- контроль за своевременным освоением земельных участков;

- контроль за использованием земель по целевому назначению;

- контроль за выполнением арендаторами условий договоров аренды земельных участков;

Контроль за своевременным освобождением земельных участков по окончании сроков действия договоров аренды земельных участков;

- выполнение иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.

Мониторинг земель.

Государственный мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земель. Мониторинг (лат.) – предостерегающий, наблюдающий, впередсмотрящий. Мониторинг земель выполняет базовую, связующую роль всех иных мониторингов и кадастров природных ресурсов.

Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в РФ. Мониторинг земель включает непрерывное наблюдение за использованием земель в соответствии с категориями и целевым назначением земель.

Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством РФ.

Цели мониторинга земель – выявление изменений состояния земель, их оценка, прогноз, предотвращение и устранение последствий негативных процессов, выработка рекомендаций, совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель.

Задачами мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Принципы ведения мониторинга земель:

– достоверность и точность данных, соответствие их фактическому состоянию и использованию земельных ресурсов;

– единство методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель; экономичность и эффективность;

– взаимная совместимость и сопоставимость разнородных данных;

– централизованное руководство по единой методике в масштабе РФ;

– наглядность и доступность сведений, за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну.

Содержание мониторинга земель – систематическое наблюдение за состоянием земель, выявление изменений и оценка: состояния землепользований; плодородия почв, зарастания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель; состояния береговых линий водоемов, гидротехнических сооружений; образования оврагов, оползней, селевых потоков и других явлений; состояния земель поселений, объектов неф-те– и газодобычи, очистных сооружений, свалок, складов горючесмазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, захоронения промышленных отходов.

Виды мониторинга земель. В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным.

Методы ведения мониторинга земель: 1) натуральные наблюдения (экспедиционные, стационарные, комплексные, фоновые, дистанционные); 2) автоматизированная система мониторинга земель (информационно-поисковая система, система обработки данных, система комплексной интерпретации данных, прогнозно-диагностическая система и система управления); 3) договорные формы на выполнение проектных и изыскательских работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель.

52.Землеустройство: понятие и порядок проведения.

Землеустройство – это мероприятие по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования земельных участков для сельскохозяйственного производства; организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока и лицами, относящимся к коренным малочисленным народам для обеспечения их традиционного образа жизни.

К объектам землеустройства относят: территории субъектов РФ, муниципальные образования населённых пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования и части этих зон.

Землеустроительные мероприятия (в содержании земельной реформы):

1. изучение состояния земель в целях получения информации о количественном и качественном состоянии земель.

Это мероприятие включает в себя:

1) инвентаризацию земель – проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых и используемых не по целевому назначению земельных участков и других характеристик земли;

2) обследование и изыскания (почвенные, ботанические) – проводятся для получения информации о состоянии земель, в том числе для выявления нарушенных земель.

3) оценка качества земель;

Две основные цели оценки качества земель:

 для получения информации о возможности и эффективности использования земель в сельском хозяйстве;

 установление продуктивности оленьих пастбищ и наличие биологических ресурсов, необходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока;

2. планирование и организация рационального использования земель и их охрана;

1) разработка предложений по использованию и охране земель;

2) природное сельскохозяйственное районирование земель.

3. описание местоположения границ объектов землеустройства;

4. установление на местности границ объектов землеустройства (установление различных знаков);

5. мероприятия по внутрихозяйственному землеустройству:

1) организация рационального использования земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация использования территорий общинами коренных малочисленных народов и их представителями;

2) разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель и защите земель от негативного воздействия.

Основанием для проведения землеустройства являются решение органов государственной власти и органов местного самоуправления, договоры о проведении землеустройства и судебные решения.

Проведение землеустройства является обязательным (регулирует ФЗ “О землеустройстве”):

1. при изменении границ объектов землеустройства;

2. при выявлении нарушенных земель, а также при выявлении земель, подвергнутых негативному воздействию;

3. при проведении мероприятий по восстановлению, консервации, рекультивации земель и защите земель от негативных воздействий.

Землеустроительная документация подлежит государственной экспертизе. Кроме того, землеустроительная документация обязательно сдаётся в Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

При осуществлении землеустройства осуществляется контроль в форме проверок. При проведении контроля могут выполняться обследования и выездные проверки, в т.ч. по документам. В результате проведения проверок составляется соответствующий акт.