Проектирование и строительство домов

Проектирование и строительство домов

» » Гараж в частном доме: очередной шаг к комфорту. Подземный гараж: главные минусы данной идеи

Гараж в частном доме: очередной шаг к комфорту. Подземный гараж: главные минусы данной идеи

В подавляющем большинстве строящихся теперь дачных домов, коттеджей и таунхаусов есть гаражи. Требования к отделке этого помещения, долго считавшегося чисто мужским, до последнего времени были невысоки. Обустраивали его по остаточному принципу, используя подручные материалы. Однако постепенно в нашу жизнь стал проникать стандарт западного «гаражного быта».

В большом городе пределом мечтаний автовладельца является тесный бетонный бокс в многоэтажном комплексе. Но зато в загородном доме можно попробовать реализовать мечту об идеальном гараже - светлом, просторном, отделанном современными материалами и хорошо оснащённом.

Кто на воротах?

Задуматься о выборе ворот необходимо ещё до начала строительства гаража. Именно тогда следует определиться с габаритами проёма (чтобы держаться в рамках стандартов, установленных производителями), типом открывания конструкции и способом её крепления.

Распашные ворота из металлопроката просты и надёжны. Если петли приварены на совесть и установлен хороший замок, то в этой конструкции практически нечему ломаться. Разумеется, зимой перед въездом в гараж придётся чистить снег и скалывать лёд; кроме того, нужно предусмотреть возможность фиксации створок в открытом положении - иначе их будет захлопывать ветер. В настоящее время в продаже появились изделия с порошковым покрытием, стойкие к коррозии, правда, обойдутся они в 2,5 раза дороже неокрашенных. В любом случае имеет смысл соорудить козырёк, чтобы дождь не попадал на створки и петли (навес будет полезен вне зависимости от выбранного типа ворот). Заметим, что створки обязательно должны быть усилены рёбрами жёсткости из уголка или профильной трубы. Лучший вариант коробки - двойная из уголка. Она укрепляет проём и охватывает торцы стен (её устанавливают на место до начала строительства последних). Этот способ монтажа считается самым надёжным.

Секционные гаражные ворота исправно работают в нашем климате и набирают популярность. Их полотна, состоящие из широких горизонтальных панелей (секций), при открывании перемещаются на роликах по изогнутым направляющим и убираются под потолок. В принципе можно сделать и так, чтобы в открытом положении полотно располагалось у одной из боковых стен, но это мешает хранить в гараже вещи, к тому же возрастает вероятность засорения механизма качения. Секции представляют собой сэндвич-панели с оболочкой из стали и полиуретановым заполнением. Они скреплены друг с другом петлями и оснащены уплотнителями из модифицированного каучука, поэтому конструкция практически не продувается. Для уравновешивания массы полотна служит торсионный механизм, который располагают изнутри гаража над проёмом, а если высоты притолоки недостаточно - то на потолке, позади направляющих. Главные преимущества секционных ворот - компактность и возможность оснащения сравнительно недорогим, безопасным и долговечным электроприводом. Что касается выбора цвета, то сегодня ведущие производители предлагают не менее десятка вариантов отделки, в том числе весьма удачные имитации дерева. Правда, многие из них доступны только в заказной программе.

Роллетные ворота - это хорошо знакомые всем рольставни, только большего размера и с упроченным полотном. Последнее состоит из алюминиевых профилей, соединённых друг с другом особым замком (сплошным по всей длине профиля), и при открывании наматывается на барабан, который расположен в стальном коробе прямоугольного или полукруглого сечения. Этот короб можно разместить как над проёмом (изнутри помещения или снаружи), так и в проёме, под притолокой. Роллетные ворота совершенно не требуют места для открывания, могут быть оборудованы электроприводом, а их полотна не боятся коррозии. Окрашивают их в самые разные цвета палитры RAL (например, группа компаний «АЛЮТЕХ» предлагает роллеты 16 тонов). Однако по теплоизоляции и взломостойкости они уступают секционным.

Комфортный микроклимат

Дренаж . Зимой ваш автомобиль регулярно заносит в гараж порции снега, при таянии которого на полу образуются лужи, повышающие влажность. Чтобы избежать этого, а заодно получить возможность смывать пыль и грязь с пола струёй воды под давлением, нужна дренажная система. Одну из дрен (каналов, закрытых решётками) следует расположить у ворот, при необходимости устраивают дополнительные дрены вдоль стен. Полу придают небольшой уклон в сторону дренажных каналов, из них воду направляют через коллектор в ливневую канализацию, а при её отсутствии - в дренажный колодец. Если гараж расположен в цокольном этаже, скорее всего, придётся оборудовать систему автоматическим дренажным насосом.

Вентиляция . Естественной вентиляции, как правило, недостаточно для того, чтобы поддерживать относительную влажность в гараже на приемлемом уровне (не выше 60 %). С задачей способна справиться лишь принудительная вытяжка либо приточно-вытяжная система на базе моноблока с рекуператором тепла (последний позволяет сократить расходы на отопление). Заметим, что вытяжные отверстия лучше всего расположить поближе к полу, так как именно здесь скапливается сырой и холодный воздух.

Отопление . Зимой в гараже следует поддерживать температуру не выше 10 *С. Отопительные приборы выбирают в зависимости от системы отопления дома и расположения гаража (интегрированный или отдельно стоящий). Можно использовать водяные и масляные радиаторы, тепловентиляторы, керамические конвекторы, системы воздушного отопления. В дачном доме сезонного проживания можно и вовсе обойтись неотапливаемым гаражом, а вот принудительную вытяжку всё же лучше установить.

Приступаем к отделке

Рассмотрим плюсы и минусы наиболее популярных материалов для отделки потолка и стен гаража.

ПВХ-панели (пластиковая вагонка) позволяют форсировать работы и значительно сэкономить на расходах. Обычно панели прибивают степлером к обрешётке из деревянных реек, расположенных с шагом 40-60 см. В пространстве под панелями можно без труда скрыть электрокабели. Однако данный способ отделки уменьшает площадь гаража, и в дальнейшем наверняка возникнут трудности с креплением к стенам полок и навесного оборудования. К тому же у самих панелей есть серьёзные недостатки - горючесть (с выделением ядовитых веществ), электростатичность (поверхности будут быстро покрываться пылью) и низкая прочность.

Штукатурная смесь должна быть на цементной, а не гипсовой основе. Гипсовая штукатурка плохо переносит перепады влажности и температуры, а в гараже их никак не избежать. Разумеется, в этом помещении не требуется «выводить» поверхности так же тщательно, как в жилых комнатах, поэтому стоимость работ может быть снижена как минимум в 1,5 раза. Неровности нетрудно скрыть с помощью набрызга жидкого раствора (шубы) или матовой текстурной краски.

Обшивку из ГКЛ и ГВЛ применяют в гаражах относительно редко, так как обходится она не дешевле мокрой штукатурки и при этом значительно уступает последней по долговечности: относительно мягкий гипсокартон легко повредить, например, при замене колёс. Подвесной потолок из ГКЛ монтируют лишь в том случае, если необходимо проложить воздуховоды системы вентиляции. Но заметим, что подвесная или подшивная конструкция из ГКЛ может затруднить монтаж секционных ворот, направляющие которых нужно прочно крепить к потолку.

Керамическая плитка прочна и гигиенична. И хотя сегодня в продаже есть сравнительно недорогой керамогранит (от 500 руб. за 1 м2), с учётом подготовки поверхностей и монтажа он обойдётся в 3-5 раз дороже штукатурки. А если, желая сократить расходы, вы прибегнете к услугам непрофессионалов, велик шанс, что со временем отделка просто отвалится от стен. Но есть и другой способ сэкономить: облицевать стены не на всю высоту, а лишь до отметки 1,2-1,5 м от пола, выше их можно окрасить любой влаго- и износостойкой краской.

Краски для гаража рекомендуем выбрать не интерьерные, а фасадные, так как последние лучше переносят воздействие влаги. В гараже велика вероятность появления на стенах масляных пятен. Смыть их практически невозможно, поэтому надо приготовиться к тому, что раз в 2-3 года стены придётся подкрашивать, предварительно удалив основные загрязнения мыльной водой или органическим растворителем.

Пол - прочный и стойкий

Дорожные технологии . Пол в гараже обязан быть прочным, стойким к маслам и растворителям, простым в уборке и не должен пылить. Разумеется, неплохо было бы сделать его ещё и красивым. Тротуарная плитка имеет существенный недостаток: в межплиточных швах скапливается грязь и пыль. Подошёл бы асфальт, но его невыгодно укладывать на небольших площадях; к тому же это покрытие надолго наполнит гараж характерным «ароматом». Поэтому оптимальным считается ровный бесшовный бетонный пол - армированная стяжка, отлитая по плите фундамента или песчано-гравийной подсыпке (в первом случае её толщина может быть 40-50 мм, во втором - не менее 100 мм). При этом для основного слоя используют тяжёлый бетон марки не ниже М200, а для выравнивающего - цементно-песчаный раствор. Наилучшего качества поверхности можно добиться с помощью шлифовки стяжки специальной машиной.

Но бетонный пол некрасив, впитывает влагу и химические вещества и недостаточно стоек к механическим нагрузкам: шипы зимних колёс разрушают поверхность и увеличивают количество пыли. Поэтому стяжку необходимо упрочить или уложить поверх неё специальное покрытие.

Упрочнители для бетона - это различные составы (их выпускают в виде сухих смесей и жидкостей), увеличивающие твёрдость верхнего слоя стяжки. Они довольно разнообразны по химическому составу, однако в целом подразделяются на плёночные и пропитывающие. Первые (так называемые кьюринги) представляют собой чаще всего водные дисперсии акриловых смол. Наносят их на ещё не высохший пол, чтобы предотвратить быстрое испарение влаги из его верхнего слоя и обеспечить нормальную гидратацию цемента. Таким способом можно добиться повышения прочности бетона в 2-3 раза: материал почти не пылит и не выкрашивается в процессе эксплуатации. Пропитывающие составы «запечатывают» поры бетона. Как правило, ими покрывают свежеотлитую стяжку. К этому типу упрочнителей относятся растворы некоторых солей, например фторсиликатов. Свойством проникать в бетон обладают и полимерные красители (например эпоксидные), с их помощью можно обеспылить старый пол, а заодно придать ему декоративные свойства.

Наливные цементно-полимерные полы продаются в виде сухой смеси в мешках. По сути, это прочный и стойкий к воздействию влаги и масла ровнитель бетонной стяжки. Укладывают его слоем толщиной не более 10 мм. В раствор можно добавить пигмент, однако это несколько уменьшит прочность поверхности. Главный недостаток цементно-полимерного пола - высокие требования к подготовке основания: оно должно быть тщательно высушено, обезжирено и загрунтовано. Нанесение раствора лучше поручить профессионалам.

Наливные полимерные полы . Эти покрытия для бетона производят на основе эпоксидных, полиметил-метакрилатных, полиуретановых и других смол. Такие полы чрезвычайно прочны и долговечны, а путём добавления каменных гранул или особых минеральных «чипсов» им можно придать противоскользящие и декоративные свойства. Но полимерные составы ещё более капризны, чем цементно-полимерные: они требуют машинной шлифовки основания, а малейшая ошибка в ходе подготовительных работ может привести к отслоению тонкого (всего 2-3 мм) финишного слоя.

Наливные магнезиальные (бишофитно-магнезитные) полы обойдутся дешевле полимерных, хотя и их укладку должны осуществлять профессионалы, так как материал быстро твердеет. Покрытие на основе магнезиального цемента представляет собой очень твёрдый светлосерый искусственный камень (для изменения цвета используют пигменты и декоративные заполнители). Материал стоек ко многим агрессивным веществам, но плохо переносит воздействие влаги. Поэтому и основание, и финишную поверхность нужно обработать специальными водоотталкивающими составами.

Пластиковая плитка - особый вид напольного покрытия, специально разработанный для гаража и довольно популярный на Западе. Её укладывают на бетонную стяжку плавающим способом, то есть скрепляя элементы друг с другом, но не приклеивая к основанию. Получается водопроницаемый настил наподобие террасного. Чтобы вода не застаивалась под ним, необходимо предусмотреть дренаж основания. Плитки выпускают разных цветов, и, если комбинировать два или три оттенка, можно собрать очень красивое покрытие.

Многие жители частных домов являются обладателями автомобилей и прекрасно понимают, что содержание машины на улице очень неудобно и опасно.

Воздействие перепадов температур, влаги, и других факторов разрушительно влияют на детали авто. Если территория частного дома позволяет, можно построить на ней гараж.

Процедуры до возведения гаража

Перед постройкой гаража необходимо осуществить проверку грунта на наличие подземных вод и коммуникаций. Очень важно серьезно подойти к этому вопросу. От этого может зависеть не только целостность гаража, но и машины.

Необходимо заранее продумать его предназначение. Такой гараж может служить параллельно складом и погребом. Однако для этого необходимо правильно рассчитать площадь.


При выборе конструкции гаража стоит учитывать размеры машин, которые будут в него устанавливаться и их количество.

Если в семье много людей или в доме проживают несколько «ячеек общества», следует помнить о том, что рано или поздно количество машин может увеличиться. Высота стандартного одноместного гаража составляет 2,5 метра, а длинна- 6 метров.


Если строится гараж для грузовых автомобилей, то при закладке его фундамента необходимо учитывать, сколько весит машина. Герметизатор проема и другие аксессуары, которые будут применяться в будущем, также могут повлиять на конструкцию фундамента.

Возведение постройки

Если планируется делать гараж с ямой и подвалом, то предварительно необходимо вырыть под него котлован. Рассчитывая его глубину, необходимо учитывать толщину бетонных перекрытий и основания гаража. К глубине планируемой ямы нужно прибавить около 60 сантиметров.


Необходимо построить стену, разграничивающую будущий фундамент гаража и яму. Создать основу фундамента можно из металлических реек. Далее возводится опалубка и фундамент заливается бетоном.

Постройка сооружения

Стены можно возводить из шлакоблока, кирпича и даже пеноблока стандартной кладкой. Каждый ряд при этом проверяется уровнем как по вертикали, так и по горизонтали.

Крыша также возводится по классическим схемам. Для шиферной кровли устанавливаются деревянные балки, расстояние между ними составляет около метра.


Во время кладки стен необходимо учитывать данный факт и оставлять в верхнем ярусе зазоры. При выборе ворот стоит обратить внимание на местность вокруг постройки.

Если места много, можно выбрать распашные, но если пространство ограничено, стоит подумать над установкой других типов ворот.

Несколько лет тому назад, когда массово строились частные дома, многие автолюбители, посмотрев западные проекты, стали устраивать подземные гаражи. Казалось бы, очень удобное решение, но на поверку оказалось не так. И сейчас многие такие гаражи либо не используются, либо используются, но как погреб.

Нужен ли вам такой гараж?

Конечно, казалось бы, чего проще. Загнал машину и прошел в дом. Так то оно так, но в этом решении есть несколько больших минусов

Итак, каковы же они? Как уже сказано, их несколько. Если подробно разобраться, их будет больше, но пока ограничимся этими:

  • Нужно устраивать подъездной путь (да, да, и это тоже должно быть).
  • Гараж должен быть правильно устроен (в большинстве случаев это не соблюдается).

Давайте разберем их подробно

Минус первый в том, что гараж-то есть, но стоит ли он такого решения. В том применении, как он есть в уже устроенных гаражах - не стоит.

Вспомните, какие машины имеют самое большое распространение? Седаны или Хетчбеки. В общем-то, это машины, разработанные для езды по асфальту городских дорог и основные достоинства- они сравнительно дешевы, сравнительно распространены, экономичны,такой список можно продолжить, но остановимся на одном пункте - экономичности. За счет чего она достигается? Как многие скажут, за счет нового экономичного мотора, за счет новых ходовых и прочего обновленного оборудования. Все это так, но для использования такого гаража этого недостаточно. Для такого гаража нужен мотор не автомобильный, а по крайней мере самолетный. Причем хорошего пассажирского лайнера. И минус таких гаражей в том, про что никто из хозяев таких домов не подумал.

Для того, чтобы машина въехала, а главное, выехала из такого гаража, требуется уклон не больше 15 градусов. Или, чтобы было понятнее, 1:8. Для того, чтобы съехать на один метр вниз, требуется 8 (ВОСЕМЬ!!!) метров в длину. Хороший подъездной путь???? Примерно на треть участка. А если заглублять на два метра? Соответственно удвоим расчеты. Дальше считайте сами.

Допустим, автомобиль типа отечественной Нивы за счет своего мощного мотора в такой гараж может и въехать, и выехать. Для тех, кто не знает, заметим, что потребление Нивы в городском цикле достигает 14 литров. Впрочем, съехать под уклон сможет любой автомобиль. А вот выехать… Вот и приходится использовать гараж как сарай или погреб, а «железному коню» ночевать под открытым небом. Нет, как говорится, если хозяин желает заниматься физкультурой, никто не против, но для физкультуры существуют оборудованные залы.

Минус второй - в гараж, являющийся подвалом,часто опускают трубы канализации или воды. И, съезжая в гараж, водитель может взять чуть в сторону, или дом слегка осядет - случится авария, снесет такую трубу. Что будет дальше, описывать не стоит, наверное. К этому же минусу стоит отнести вентиляцию, банальную вентиляцию, так как, как бы вы в гараж не въезжали, передом или задом, запахи бензина и выхлопа все равно будут. Со временем, если гараж имеет внутренний ход в дом - «ароматы» могут пропитать весь дом.

Частный случай, когда дом стоит близко к дороге, гараж не имеет внутреннего перехода в дом, и загнав машину, вы вынуждены по улице переходить в дом. Может быть, это и ничего, до первой непогоды, ливня или хорошего снегопада. Вылезать из теплой машины в дождь может понравится разве что морскому котику, но такие гаражи котики не строят.

Мы разобрали только самые частые минусы такого гаража. Любой владелец сможет вам назвать ещё десяток. Поэтому, если вы планируете покупать участок или дом за городом - а выбор их большой, обязательно задайте себе вопрос: Как и где вы будете хранить свою машину?

И если дом имеет такой гараж - подумайте САМИ, что бы ни говорил продавец. А сможете ли вы, с вашим опытом вождения выезжать из такого гаража не повредив машину? Вы скажете, что можно найти угловой демпфер по выгодной цене и защитить им все наиболее опасные углы, но, задумайтесь, может лучше присмотреть дом без такого сомнительного удовольствия?


Частные гаражи в зависимости от расположения бывают пристроенными, отдельными или совместными. Материалом для строительства гаража в частном доме служат кирпич, бетонные блоки, железобетонные конструкции, бетон, дерево. Использование переносных конструкций из металла сокращают время возведения гаража, но не всегда подходят по причине своей специфичности.

Удобным вариантом считается совместный гараж . В этом случае гараж расположен под одной крышей с домом и имеет общие с ним коммуникации. Таким образом строительство помещения для автомобиля ведётся на одном фундаменте дома и изначально вписывается в планировку. В пристроенном гараже также можно обустроить электропроводку, водоснабжение и систему отопления, но разница в том, что планировка и строительство производится после строительства дома. Отдельные гаражи, которые считаются наиболее безопасными, возводятся автономно и обеспечиваются собственной системой коммуникаций.

Совместный гараж предусматривает удобство доступа к автомобилю, удобство при выгрузке разнообразной поклажи, а в непогоду дорога от сиденья в автомобиле до кресла в гостиной будет совсем незаметной. Гараж, расположенный внутри частного дома предполагает большую защиту от угона. При планировании совместного гаража придётся заложить в смету серьёзную систему вентиляции, которая должна будет выводить наружу выхлопные газы - в противном случае слишком велик шанс стать токсикоманом, а все внутренние помещения с мебелью приобретут стойкий малоприятный запах. Если жилой дом расположен в глубине земельного участка , то на его территории от забора до дома придётся выложить подъездную дорожку, что поможет облегчить содержимое кошелька.


Встроенный гараж располагается на цокольном или на первом этажах. Если оборудовать подвальное помещение для автомобиля, то можно сэкономить значительное пространство на приусадебном участке. Из недостатков такого гаража можно выделить то, что имеет место риск подтопления почвы, а это представляет опасность для автомобиля. Выезд из такого гаража в зимний период также может быть несколько специфичным ввиду обледенения пандуса.

Пристроенные гаражи имеют такие же плюсы, как и встроенные, а кроме этого их можно достраивать даже через несколько лет после постройки дома. При строительстве пристраиваемого гаража придётся учитывать вопрос сопряжения несущих стен - так как из-за различий в технических характеристиках велика вероятность появления трещин в местах сопряжения. Если дом кирпичный , то и пристраиваемый гараж должен быть из кирпича . Перед отдельно стоящими гаражами пристроенные выгодно отличаются тем, что находятся в непосредственной близости к основным коммуникациям и пристройку к дому создать дешевле, чем отдельно стоящее сооружение. К тому же пристроенные строения занимают меньше места на участке. При сооружении пристроенного гаража следует предусмотреть тамбур, разделяющий жилую зона дома и место стоянки автомобиля. В идеальном варианте спальные помещения и гараж должны быть как можно дальше друг от друга.

Отдельно стоящий гараж предусматривает пешие прогулки от дома до места стоянки автомобиля, а это не всегда удобно тем, что в гараже как правило хранится кроме автомобиля много различных вещей и чтобы их достать, придётся потратить некоторое время на переодевание - особенно в период зимних холодов и дождя, града и прочих ненастий. Отдельно стоящий гараж является не только мастерской, но и представляет целый комплекс хранения различного садового инвентаря и садовой техники. К минусам также можно отнести и то, что при строительстве отдельного гаража придётся отдельно подводить к нему инженерные коммуникации. К плюсам относится то, что с точки зрения пожарной безопасности отдельно стоящий гараж представляет меньшую угрозу, чем пристроенные или встроенные гаражи, а при условии разумного подхода к месту расположения гаража не придётся расходоваться на проведение дороги к нему. Стандартный металлический гараж на одну машину с размерами 3600х8400х2400 мм обойдётся с монтажом в 270 тыс. руб. (без монтажа около 200 тыс. руб., утеплённый такой гараж будет стоить процентов на 40-50 дороже.


Материал для строительства гаража может быть различным. Здесь не существует каких-либо универсальных советов и приоритетов. К тому же конструкция гаража может как стационарной, так и переносной, а финансовые возможности не всегда соответствую потребностям.

Кирпичный гараж обеспечивает большую пожарную безопасность и предусматривают огромный срок службы, но возведение кирпичного гаража не является дешёвым занятием - кирпич обойдётся в 4000-7000 руб./м³ . Дешевле будет воспользоваться газосиликатными или керамзитобетонными строительными блоками. Лёгкий вес строительных блоков и большой объём строительных элементов позволят возвести гараж гораздо быстрее, чем из кирпича. Но строительство из блоков предусматривает обязательные работы по внешней облицовке. В противном случае блочные постройки утрачивают свои теплоизоляционные характеристики. По пожарной безопасности строения из блоков не уступают кирпичным строениям. Строительство гаражей с применением дерева в настоящее время является редкостью, хотя наличие современных защитных покрытий предусматривают повышение пожарной безопасности.

Гараж из железобетона . Применение железобетона при строительстве гаражных строений обеспечивает пожаробезопасность и прочность конструкции. Существуют монолитная и сборная технологии строительства гаража из железобетона . Монолитная технология предусматривает создание произведённой на заводе-изготовителе готовой коробки. Такую конструкцию невозможно переместить - всё скреплено с фундаментом на века. Сборный железобетонный гараж состоит из отдельных железобетонных плит, соединённых анкерными болтами. Такой ж/б гараж при желании можно разобрать, но следует учесть, что при разборке велика вероятность повреждения стыковочных поверхностей плит. Срок службы гаража из железобетона составляет более 100 лет.

Металлический гараж может может быть как разборным, так и полностью сварным - т. е. неразборным. Металлический гараж является оптимальным вариантом в случаях, когда не предусматривается долгое пребывание на одном месте. Процесс установки металлического гаража не занимает много времени. Для возведения металлического гаража не потребуется даже фундамент - достаточно твёрдой горизонтальной площадки по всей площади гаража. Бескаркасный вариант металлического разборного гаража состоит из отдельных панелей, соединённых болтами, а каркасный - из собственно каркаса и листов металла, которыми он обшивается. К недостаткам металлических гаражей можно отнести то, что в них практически невозможно создать оптимальные условия для содержания автомобиля. В зимний период на стенах и на потолке неизбежно появление конденсата, который способствует образованию ржавчины. Частично этот негатив можно погасить, утеплив гараж пенопластом или минеральной ватой изнутри, а снаружи регулярной покраской.

Строительство бани на приусадебном участке
Строительство сауны на даче

Важно! Воспрещается устанавливать гараж над местом расположения подземных коммуникаций газа, электричества, водопровода и канализации.
При выборе гаражных ворот лучше остановиться на рулонных или секционных воротах - это существенно сэкономит пространство на участке.