Проектирование и строительство домов

Проектирование и строительство домов

» » Зонирование территорий и состав земель поселений. Зонирование территорий населенных пунктов

Зонирование территорий и состав земель поселений. Зонирование территорий населенных пунктов

В состав земель населенных пунктов входят земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

2) общественно-деловым;

3) производственным;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения.

Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.

Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными и иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.

Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного транспорта, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.

Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, эстетическое и иное особо ценное значение.

Участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются с учетом требований охраны памятников истории и культуры.

Участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах – земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения.

Участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Пригородные зоны. В состав таких зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений. В пригородных зонах выделяются территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города.

1. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

2) общественно-деловым;

3) производственным;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

2. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

3. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

4. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:

виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;

их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.

Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

5. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

6. Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.

7. Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.

8. Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.

9. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

10. В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.

Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.

11. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

12. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Скачать PDF

Печать страницы

Предлагаем ознакомиться со статьей 85 ЗК РФ «Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий». Информация актуальна на 2016 год. Если Вы считаете, что статья 85 ЗК РФ устарела и не является актуальной, просим Вас написать об этом в редакцию сайта через форму

1. Порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Земли населенного пункта в пределах его административных границ подразделяются на соответствующие территориальные зоны, которые выделяются в результате территориального (градостроительного) зонирования.

Согласно комментируемой статье в состав земель населенных пунктов могут включаться земельные участки, отнесенные к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерной и транспортной инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов, иным территориальным зонам.

В целом аналогичные виды территориальных зон предусмотрены и в ст. 35 ГсК. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Каковы критерии выделения указанных зон и установления их границ? Согласно ст. 34 ГсК при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных Градостроительным кодексом РФ территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках, и др.

Границы территориальных зон могут устанавливаться по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; красным линиям; границам земельных участков; границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; естественным границам природных объектов; иным границам.

Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон.

Зонирование территорий (градостроительное зонирование) - отличительная черта правового режима земель населенных пунктов. Порядок зонирования установлен в земельном и градостроительном законодательстве. Зонирование территорий является, с одной стороны, частью содержания процесса планирования использования этих земель, с другой - нормотворческой деятельностью органов местного самоуправления.

Правила землепользования и застройки разрабатываются для того, чтобы создать условия устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов обладателей прав на земельные участки и объекты капитального строительства; привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ст. 30 ГсК).

Правила землепользования и застройки должны определять порядок применения этих правил и внесения в них изменений. В содержание правил включаются карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.

Порядок применения правил и внесения в них изменений включает положения о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; внесении изменений в правила; регулировании иных вопросов.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Порядок подготовки и утверждения проекта правил землепользования и застройки урегулирован в ст. 31 и 32 ГсК.

Необходимо отметить, что публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со ст. 28 ГсК. После завершения публичных слушаний комиссия с учетом их результатов обеспечивает внесение изменений в проект правил и представляет его главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

Глава местной администрации в течение 10 дней после представления ему проекта и обязательных приложений должен принять решение о его направлении в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку.

В соответствии со ст. 32 ГсК правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Правила подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов. Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке. Таким же правом обладают органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов РФ.

Юридически значимые критерии определения видов разрешенного использования земельных участков и объектов недвижимости на них устанавливаются в градостроительных регламентах. Градостроительные регламенты согласно ст. 36 ГсК устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников истории и культуры и территорий общего пользования, а также на участки, занятые линейными объектами или предоставленные для добычи полезных ископаемых.

Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом. Исключениями являются случаи, если использование земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Реконструкция объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции.

Статья 37 ГсК выделяет основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования на другой вид осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования обладатели прав на земельные участки и объекты капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбирают самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в особом порядке, предусмотренном ст. 39 ГсК.

Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусматриваются в градостроительных регламентах. Могут устанавливаться предельные размеры земельных участков, в том числе их площадь; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство; предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений и другие показатели (ст. 38 ГсК).

2. Земельное и градостроительное законодательство регулирует процедуры зонирования, разработки правил землепользования и застройки, устанавливает требования к градостроительным регламентам, делая акцент на определении условий строительства объектов недвижимости, застройки населенных пунктов. Эти вопросы - одна из основных сфер правового регулирования данных отраслей законодательства. Однако остался нерешенным вопрос о том, на основании каких конкретно норм законодательства следует определять правовой режим земель соответствующих территориальных зон и тем самым содержание правил землепользования и застройки, градостроительных регламентов. Нормы ЗК и ГсК о территориальных зонах имеют самый общий характер и содержат лишь перечисление объектов, которые могут находиться в тех или иных зонах. Кроме того, возникает вопрос: как определить правовой режим земельного участка в тех населенных пунктах, в которых еще не приняты правила землепользования и застройки, а таких сейчас большинство?

Правовой режим земель, включенных в состав территориальных зон, определяется не только на основе соответствующих норм ЗК и ГсК о территориальных зонах, но и законодательства, устанавливающего режим иных категорий земель и их видов, которые аналогичны территориальным зонам.

Прямо об этом сказано только в п. 10 комментируемой статьи, согласно которому земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными ст. 94-100 ЗК. Вывод о том, что земли в границах территорий памятников истории и культуры должны использоваться в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия, можно сделать из анализа содержания п. 1 ч. 4 ст. 36 ГсК.

В тех случаях, когда на территории населенного пункта зонирование осуществлено не было, правовой режим соответствующего земельного участка определяется на основе норм законодательства, регулирующих правовой режим категории земель, аналогичной целевому назначению этого земельного участка. При этом следует иметь в виду, что во всех этих случаях речь идет о землях населенных пунктов, в отношении которых применяются нормы законодательства об иных категориях земель.

В ряде нормативных правовых актов о землях иных категорий прямо указывается, что их действие распространяется и на земли населенных пунктов. В иных правовых актах такое указание отсутствует.

Например, в соответствии с п. 6 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. N 1420, в границах поселений размер придорожной полосы федеральных автомобильных дорог устанавливается до границы существующей застройки, но не более 50 м.

Режим земель, занятых кладбищами, которые могут находиться на землях поселений и которые включаются в состав зон специального назначения, определен в Федеральном законе "О погребении и похоронном деле". Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий (ст. 4 названного Закона). Эти нормы действуют и на землях поселений, поскольку иного не предусмотрено в Законе. Действуют и иные нормативные правовые акты, на основе которых можно установить правовой режим земель, включенных в состав соответствующих территориальных зон.

Территориальное зонирование. Градостроительный кодекс РФ в ст. 1 определяет зонирование как деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование. Зонирование осуществляется посредством правового зонирования - деятельности органов местного самоуправления в области разработки и реализации правил застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований.

Правовой режим использования территориальных зон устанавливается градостроительной документацией и градостроительными регламентами. Градостроительный регламент представляет собой совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов недвижимости при градостроительной деятельности в пределах каждой зоны. Градостроительная документация - документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке.

Согласно п. 2 ст. 35 Градостроительного кодекса в генеральном плане городского или сельского поселения определяются зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон. Правила застройки включают в себя также схему зонирования - графический материал (границы территориальных зон различного функционального назначения и кодовые обозначения таких зон) и текстовые материалы (градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны). Правовой режим, установленный для каждой территориальной зоны градостроительным регламентом, применяется в равной мере ко всем расположенным в ее пределах земельным участкам и иным объектам недвижимости (п. 2, 4 ст. 39). Сведения о зонировании территорий и о градостроительных регламентах территориальных зон включаются в государственный градостроительный кадастр (п. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса).

Зонирование территорий населенных пунктов определяет разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости в градостроительстве, т.е. использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом и ограничения на использование указанных объектов, а также сервитуты.

Зонирование территорий населенных пунктов имеет два основных отличительных признака. Во-первых, оно связано с градостроительной деятельностью. И во-вторых, в процессе зонирования регулируются сооружение и использование объектов недвижимости как взаимосвязанного комплекса зданий, строений, сооружений и земельного участка, на котором они расположены. Таким образом, территориальное зонирование -деятельность соответствующих органов в сфере планирования градостроительной деятельности по комплексному регулированию создания и использования объектов недвижимости и использования земельных участков путем подразделения территорий населенных пунктов на соответствующие зоны.

Градостроительная деятельность граждан и юридических лиц, являющихся собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков, осуществляется на основании разрешенного использования объектов недвижимости в соответствии с градостроительными регламентами, предусмотренными правилами застройки, а также с соблюдением красных линий*, которые установлены проектами планировки (ст. 16). Кроме того, ст. 20 Градостроительного кодекса возлагает на эти лица обязанность осуществлять градостроительную деятельность в соответствии с градостроительной документацией и правилами застройки. Согласно п. 2 ст. 66 Градостроительного кодекса нарушение правового режима использования территориальных зон влечет применение мер административной ответственности.

* Красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях (ст. 1 Градостроительного кодекса).

В ст. 40-48 Градостроительного кодекса определены виды территориальных зон и основные положения их правового режима.

Так, на территориях городских и сельских поселений могут устанавливаться территориальные зоны следующих видов: жилые; общественно-деловые; производственные; инженерной и транспортной инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов, иные зоны режимных территорий. Кроме того, органы местного самоуправления городских и сельских поселений в соответствии с местными условиями могут устанавливать иные территориальные зоны, а также включать в них земельные участки и иные объекты недвижимости.

В территориальных зонах могут выделяться подзоны, особенности использования территорий которых определяются градостроительным регламентом с учетом ограничений, установленных земельным законодательством РФ, законодательством РФ об охране окружающей природной среды, законодательством РФ об охране памятников истории и культуры, иным законодательством РФ. В состав территориальных зон могут включаться территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Территории общего пользования в городских и сельских поселениях предназначены для удовлетворения общественных интересов населения. Порядок использования таких территорий определяется органами местного самоуправления.

Согласно п. 3 и 4 ст. 39 Градостроительного кодекса границы территориальных зон определяются с учетом красных линий, естественных границ природных объектов, границ земельных участков и иных границ. Правовой режим, установленный для каждой территориальной зоны градостроительным регламентом, применяется в равной мере ко всем расположенным в ней земельным участкам, иным объектам недвижимости. В территориальных зонах, в границах которых градостроительная деятельность подлежит особому регулированию, могут устанавливаться дополнительные требования к отдельным объектам недвижимости.

Пригородные зоны городов. Кроме территориальных зон устанавливаются пригородные зоны городов. Их правовой режим регулируется ст. 49 и 50 Градостроительного кодекса.

Территория пригородной зоны города включает в себя земли, примыкающие к границе (черте) города и предназначенные для развития территории не только данного города, но и территорий других поселений, которые находятся в пригородной зоне города. Эта зона представляет собой резерв для развития поселения, размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной, транспортной инфраструктур, садоводческих и дачных кооперативов, мест отдыха населения, а также для ведения сельского хозяйства и выполнения защитных и санитарно-гигиенических функций.

Использование территории пригородной зоны города и градостроительная деятельность в ее границах осуществляются с учетом интересов населения города и населения поселений, входящих в пригородную зону, а также интересов других лиц. Зонирование территорий пригородных зон городов определяется в территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территории субъекта РФ, части территории субъекта РФ, района (уезда), сельского округа (волости, сельсовета), а также в генеральных планах городов, которые разрабатываются вместе с их пригородными зонами, с учетом земле-и лесоустроительной документации.

В пределах пригородных зон городов выделяются зеленые зоны, которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. В зеленых зонах запрещена хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую природную среду. Строительство, реконструкция и расширение объектов недвижимости в пределах территорий резерва в границах пригородной зоны города осуществляются по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Следует отличать указанные виды террриториального зонирования от видов земель, входящих в состав земель населенных пунктов, перечисленных в ст. 71 ЗК (земли застройки, земли общего пользования и т.д.). Территориальное зонирование является инструментом градостроительного планирования и устанавливает правовой режим недвижимости: зданий и сооружений, находящихся на земельном участке, как комплексного понятия. Закрепление состава земель населенных пунктов в ЗК преследует иную, более узкую задачу - определить правовой режим видов земель населенных пунктов. Поэтому содержание правового режима земель и объектов недвижимости, устанавливаемого в результате зонирования, и в результате отнесения земельных участков к соответствующему виду земель населенных пунктов полностью не совпадает.

Установление ограничений. Согласно п. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса ограничения на использование территорий для градостроительной деятельности устанавливаются также в следующих зонах:

зоны охраны памятников истории и культуры, историко-культурных комплексов и объектов, заповедных зон;

зоны особо охраняемых природных территорий, в том числе округов санитарной (горно-санитарной) охраны;

санитарные, защитные и санитарно-защитные зоны;

водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы;

зоны санитарной охраны источников водоснабжения;

зоны залегания полезных ископаемых;

территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия;

зоны с экстремальными природно-климатическими условиями;

иные зоны, установленные в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Цель выделения таких зон - определение вида использования территорий и тем самым устанавление ограничений на их использование для градостроительной деятельности. В этих случаях ограничения касаются в первую очередь градостроительной деятельности, что, естественно, отражается и на режиме использования земельных участков. Установление таких зон не является зонированием, предусмотренным законодательством о градостроительстве. Задача режима в таких зонах - ограничить права лиц, использующих земельные участки, в целях, предусмотренных законодательством.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Крассов О.И.
К78 Земельное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2000. - 624 с. ISBN 5-7975-0345-Х На основе программы курса «Земельное право» в учебнике освещаются сис

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
БВС - Бюллетень Верховного Суда (СССР, РСФСР, РФ) БМД - Бюллетень международных договоров БНА - Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств (СССР, РСФСР, РФ

Характеристика земельных отношений и методы их правового регулирования
Роль земли в жизни общества. Земля - первоначальный источник всякого богатства. Это обстоятельство определяет ее экономическое, политическое и социальное значение. Пло

Понятие, принципы и система земельного права
Понятие земельного права. Земельное право - самостоятельная отрасль российского права. Оно призвано регулировать особую сферу общественных отношений по поводу земли. В

Соотношение земельного права с иными отраслями российского права
Соотношение земельного права с конституционным и административным правом. Место земельного права в системе российского права определяется ролью и значением правового регулирова

Феодальное поземельное право в период IX-XVIII вв.
Киевская Русь (IX- XII вв.). Бóльшую часть территории Восточной Европы в VI-VII вв. занимали славянские племена. Восточные славяне жили родовыми общинами. Начиная с VI в

Земельный строй Российской империи
Земельный строй в первой половине XIX в. В этот период завершается многолетний процесс кодификации законодательства России, который осуществлялся под руководством М.М. Сперанск

Земельное право после революции 1917 г.
Земельное право в период 1917-1930 гг. Земельный строй в нашей стране был радикально изменен после революции 1917 г. II Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917


Общая характеристика. Порядок принятия федеральных законодательных актов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ф


Общая характеристика. Большую группу источников земельного права составляют нормативные правовые акты, принимаемые Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительно


Общая характеристика. По Конституции РФ (ст. 12) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление в Российской Федераци

Понятие и виды земельных правоотношений
Понятие «земельное правоотношение». Содержание понятия «земельное правоотношение» непосредственно связано с определением предмета земельного права, которое регулирует сферу зем

Субъекты и объекты земельных правоотношений
Субъекты земельных правоотношений. Субъекты земельных правоотношений, т.е. носители прав и обязанностей в этих отношениях, согласно законодательству: Российская Федерация, субъ

Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений
Основания возникновения земельных правоотношений. Основаниями возникновения земельных правоотношений служат юридические факты. Обычно такими юридическими фактами являются: дого

Общая характеристика права собственности на землю и иные природные ресурсы
Понятие права собственности на землю и иные природные ресурсы. Отношения собственности представляют собой отношения между людьми по поводу конкретного имущества (материальных б

Право публичной собственности на землю и иные природные ресурсы
Понятие права публичной собственности на землю и иные природные ресурсы. Общие положения, касающиеся права публичной собственности, предусмотрены в ГК РФ. Действующее законодат

Право частной собственности на землю и иные природные ресурсы
Законодательные основы права частной собственности на землю. Восстановление права частной собственности на землю в России относится к периоду земельно-аграрной реформы начала 9

Общая характеристика прав на землю лиц - несобственников земельных участков
Понятие прав на землю лиц, - несобственников земельных участков. Кроме права собственности как основного титула права на землю земельное и гражданское законодательство предусма

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком
Понятие «право пожизненного наследуемоемого владения». Титул «право пожизненного наследуемого владения земельным участком» впервые был закреплен в Основах законодательства Союз

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
Понятие права пользования земельным участком.На титуле постоянного (бессрочного) пользования землю могут использовать как граждане, так и юридические лица. Практически все граж


Понятие «сервитут». Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим земельным участком. Классическая сущность сервитута сформировалась во времена римского пра

Право временного (срочного) пользования земельным участком
Понятие «право временного пользования земельным участком». Право временного пользования земельным участком представляет собой пользование землей в течение какого-либо срока, ус

Договор аренды земельного участка
Общие нормы гражданского законодательства об аренде. Сущность договора аренды заключается в том, что собственник индивидуально-определенной непотребляемой вещи передает ее за п

Функции управления в сфере использования и охраны земель
Государственный земельный кадастр. Необходимость ведения государственного земельного кадастра предусмотрена ст. 110 ЗК, согласно которой государственный земельный кадастр содер

Система органов управления в сфере использования и охраны земель
Система органов общего управления. Система органов, осуществляющих общее управление в сфере использования и охраны земель, состоит из государственных органов исполнитель

Понятие и общая характеристика правовой охраны земель
Понятие правовой охраны земель. Проблема правовой охраны земель не возникает сама по себе. В результате использования земель в качестве средства производства в сельском и лесно

Правила экологически обоснованного поведения лиц, использующих земельные участки
Экологические требования по охране земель общего характера. Задачей норм законодательства о рациональном использовании и охране земль является установление правил экологически

Ограничения прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов в интересах охраны земель
Понятие ограничения прав по использованию земельного участка. Интересы общества в обеспечении охраны земель определяют необходимость установления различного рода ограничений хо

Обеспечение охраны земель в сфере управления использованием и охраной земель
Общая характеристика. Для решения проблемы охраны земель недостаточно наполнить экологическим содержанием права и обязанности лиц, использующих землю, т.е. закрепить в праве пр

Правовое регулирование рекультивации, консервации и мелиорации земель
Особыми способами обеспечения сохранности, увеличения и восстановления плодородия земель являются меры по рекультивации, консервации и мелиорации земель. Характер таких мер определя

Общая характеристика и формы платы за землю
Понятие платы за землю и ее формы. Земельное законодательство (ст. 47 ЗК) закрепляет принцип платности использования земель независимо от того, на каком титуле лицо испо

Плательщики земельного налога и арендной платы. Виды земель, подлежащих налогообложению
Плательщики земельного налога и арендной платы. По общему правилу уплата земельного налога и арендной платы является обязанностью организаций независимо от их организационно-пр

Порядок исчисления и уплаты земельного налога
Порядок исчисления земельного налога. Обязанность уплаты земельного налога возникает с момента приобретения права на земельный участок. Основанием для установления и взи

Нормативная цена земли
Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Понятие «нор

Понятие земельных правонарушений
Понятие земельного правонарушения. Земельное правонарушение представляет собой негативное социальное явление, так как его результат - посягательство на существующий в стране зе

Гражданско-правовая ответственность за нарушения земельного законодательства
Общие положения. Общие положения, касающиеся возмещения вреда, причиненного собственнику земли, землевладельцу, землепользователю или арендатору земельного участка в результате

Административная ответственность за нарушения земельного законодательства
Общие положения. Меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства установлены ст. 125 ЗК РСФСР, Кодексом об административных правонарушениях РСФСР

Уголовная ответственность за нарушения земельного законодательства
Регистрация незаконных сделок с землей. Уголовный кодекс РФ 1996 г. (в ред. от 9 июля 1999 г.)* предусматривает уголовную ответственность за регистрацию незаконных сделок с зем

Понятие земель сельскохозяйственного назначения и общая характеристика их правового режима
Понятие и виды земель сельскохозяйственного назначения. Земельное законодательство относит к категории сельскохозяйственного назначения земли, основное целевое назначени

Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств
Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства. Определение крестьянского (фермерского) хозяйства дано в ст. 1 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерск

Правовой режим земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота
Правовой режим земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. Впервые понятие «земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства» было закреплено в ст. 2

Правовой режим земель сельскохозяйственных организаций
Общая характеристика. В ЗК РФСР была ст. 69, которая устанавливала правовой режим земель колхозов, сельскохозяйственных кооперативов, совхозов и других сельскохозяйственных пре

Понятие и состав земель населенных пунктов
Понятие земель населенных пунктов. Земли населенных пунктов играют важную роль в жизни общества, выполняя функцию территориально-пространственного базиса. Занимая сравни

Планирование использования земель населенных пунктов
Регулирование планирования использования земель населенных пунктов. В основе правового регулирования использования земель населенных пунктов лежит принцип планирования.

Правовое регулирование застройки земель населенных пунктов
Правила застройки земель населенных пунктов. Регулирование застройки территорий населенных пунктов - одно из важнейших правовых средств обеспечения прав граждан на благоприятну

Правовой режим земельных участков для жилищного, дачного, гаражного строительства, предпринимательской деятельности
Земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Земельный кодекс регулирует некоторые вопросы, правового режима земельных участков, используемых для жилищного, д

Правовой режим земель промышленности
Понятие земель промышленности. Земли промышленности как отдельный вид рассматриваемой категории земель находятся только вне территорий населенных пунктов. Это объясняется тем,

Правовой режим земель транспорта
Понятие земель транспорта. Общие положения правового режима земель транспорта определены в Положении о землях транспорта, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от.

Правовой режим земель связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения
Земли связи. Некоторые вопросы правового режима земель связи урегулированы в Федеральном законе от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи» (в ред. от 17 июля 1999 г.)*. Согласно с

Правовой режим земельных участков для разработки полезных ископаемых
Понятие земельных участков для нужд недропользования. Земельный кодекс (ч. 2 ст. 83) выделяет в качестве особого вида земельные участки для разработки полезных ископаемых.

Право пользования недрами
Общая характеристика и виды права пользования недрами.В основе правового регулирования использования и охраны недр лежит определение недр как объекта природы, закрепленное в пр

Государственное управление в сфере использования и охраны недр
Содержание государственного управления в сфере использования и охраны недр. Правовой институт государственного управления в сфере использования и охраны недр является центральн

Регулирование платы при пользовании недрами
Общая характеристика платы при пользовании недрами. Статья 39 Закона РФ «О недрах» закрепляет принцип платности при пользовании недрами. Недропользователи обязаны упла

Ответственность за нарушения законодательства о недрах
Общие положения об ответственности за нарушение законодательства о недрах. В ст. 49 Закона «О недрах» сформулированы составы правонарушений, совершение которых влечет применени

Правовой режим земель природоохранного назначения
Понятие земель природоохранного назначения. Статья 89 ЗК относит к землям природоохранного назначения земли заказников (за исключением охотничьих), запретных и нересто-охран

Правовой режим земель природно-заповедного назначения
Понятие и виды земель природно-заповедного назначения. Ухудшение состояния окружающей среды приводит к негативным изменениям природных ландшафтов, нарушению естественных эволюц

Правовой режим земель оздоровительного назначения
Понятие земель оздоровительного назначения. К землям оздоровительного назначения относятся земельные участки, обладающие природными лечебными факторами (минеральными источни

Правовой режим земель рекреационного назначения
Понятие земель рекреационного назначения. Землями рекреационного назначения согласно ст. 92 ЗК признаются выделенные в установленном порядке участки земли, предназнач

Правовой режим земель историко-культурного назначения
Понятие земель историко-культурного назначения. Статья 93 ЗК землями историко-культурного назначения признает земли, на которых (и в которых) располагаются памятники истории

Понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда
Понятие земель лесного фонда. Земли лесного фонда занимают самую большую площадь по сравнению со всеми иными категориями земель в нашей стране. Основное их целевое назначение -

Право лесопользования
Понятие права лесопользования. Леса являются источником заготовки древесины - сырья для производства самой различной продукции. Вместе с тем в лесах заготавливается разнообразн

Государственное управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и земель лесного фонда
Система органов управления. Важнейшее значение для обеспечения рационального использования и охраны лесов и земель лесного фонда имеет организация государственного управления в

Правовое регулирование лесовоспроизводства и лесоразведения
Общая характеристика. Цели воспроизводства лесов - своевременное воспроизводство лесов на не покрытых лесом землях, улучшение породного состава лесов, увеличение произво

Обеспечение охраны и защиты лесов
Общие требования по обеспечению охраны и защиты лесов. Все леса в нашей стране подлежат охране от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений порядка лесопользования

Платежи за пользование лесным фондом
Общая характеристика. Статья 103 ЛК РФ устанавливает два вида платежей за пользование лесным фондом: лесные подати и арендную плату. Лесные подати взимаются при краткосрочном п

Ответственность за нарушения лесного законодательства
Понятие лесонарушения. Статья 110 ЛК предусматривает меры административной и уголовной ответственности за нарушение лесного законодательства. Лица, виновные в нарушении лесного

Понятие и характеристика правового режима земель водного фонда
Понятие и виды земель водного фонда. Определение земель водного фонда содержится в ст. 95 ЗК РСФСР. К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, ледниками,

Право водопользования и его виды
Понятие права водопользования. В основу понятия «право водопользования» заложено понятие «водопользование». Согласно ст. 1 ВК использование водных объектов представляет

Государственное управление в области использования и охраны вод
Понятие и содержание государственного управления в области использования и охраны вод. Особенности содержания государственного управления в области использования и охраны вод о

Правовая охрана водных объектов
Правовая охрана вод от загрязнения, засорения и истощения. Основные направления обеспечения охраны вод обусловлены двумя факторами. Во-первых, на состояние водных объектов непо

Платность водопользования
Общая характеристика платности водопользования. Статья 121 ВК РФ закрепляет систему экономического регулирования, применение которой призвано обеспечить рациональное использова

Ответственность за нарушения водного законодательства
Статья 130 ВК предусматривает меры административной и уголовной ответственности за нарушение водного законодательства, не конкретизируя их. Лица, виновные в нарушении водного законо