Проектирование и строительство домов

Проектирование и строительство домов

» » Деревянные вырезки. Резные деревянные фигуры

Деревянные вырезки. Резные деревянные фигуры

Умелые руки способны творить чудеса. Тем, кто еще не сделал первых шагов в этом направлении, но очень хочет попробовать, предлагается начать с более простых вариантов. Незамысловатые фигурки из дерева помогут приобрести начальные навыки обращения с таким интересным и податливым видом материала.

Подготовительный этап

Перед тем как вырезать из дерева фигурку, следует определиться с ее внешним видом. Идеи могут быть разными. Порой образ возникает после прочтения интересной книги, похода на фильм или выставку, а большое количество информации может привести к созданию собственной оригинальной идеи. Учитывается и вариант полного копирования уже созданных мастерами работ.

Идея требует создания эскиза. Его можно воплотить на бумаге в виде незамысловатых набросков. Рекомендуется учитывать размеры и четко намечать детали. Это значительно упростит процесс и позволит сделать его поэтапным. Уже опытные мастера начинают работу с непосредственной обработки дерева, изделие с простыми формами требует минимальной детализации и выполняется гораздо проще.

Подбор материала

В соответствии с замыслом следует подбирать и дерево для работы. От его качества полностью зависит конечный результат, поэтому сразу исключите материалы с рыхлыми структурами и отдавайте предпочтение следующим вариантам:

  • липа - один из лучших вариантов для начинающих мастеров, фигурки из дерева данной породы выполнить легче, благодаря мягкой структуре материала, отлично поддается обработке, часто используется для небольшой пластики и орнаментов;
  • осина - схожа по основным характеристикам с липой, еще один хороший вариант для изготовления небольших фигурок;
  • сосна - может слоиться, но, если расположить ее годичные кольца правильно, изделие будет выглядеть особенно эффектно;
  • клен - отличается хорошей плотностью, обработать такую древесину немного сложнее, но из нее особо хорошо получаются миниатюрные фигурки животных, из дерева данной породы часто изготавливают шахматы;
  • дуб - особенно хорош, плотная древесина плохо поддается обработке, но качественно отполированная и покрытая лаком смотрится привлекательно, изделия из данного материала отличаются высокой стоимостью.

Все эти породы дерева мягки в обработке, они не затупят инструмент и позволят изготовить изделие любой формы. Главное, что следует учитывать при выборе материала, - это его качество, он должен быть целым, сухим, не поврежденным гнилью и жуками.


Необходимый инструмент

Перед тем как вырезать из дерева фигурку, необходимо подобрать качественный инструмент. Данный материал при желании можно обработать и при помощи обычного перочинного ножа. Но гораздо проще и приятней работать рядом специализированных приспособлений.

  • Резак - это основной инструмент для всех работ, отличается скошенным коротким лезвием (36 градусов) и применяется для первоначальной грубой обработки.
  • Косяк помогает сформировать нужного вида орнамент, подходит для работ на плоскостях, лезвие обычно скошено на 60 градусов.
  • Стамески - здесь вариантов несколько, они могут быть угловыми, полукруглыми и плоскими, позволяют качественно обработать фигурки из дерева, создавая на них углубленный рельеф.
  • Клепики - важный инструмент для труднодоступных мест, отличается острым окончанием, позволяющим проработать даже самые мелкие детали.

Помимо основного набора, стоит запастись шлифовальной машинкой, рашпилями, буравчиками, дрелью с рядом насадок и пилой. Все эти инструменты значительно облегчат работу и позволят воплотить в жизнь даже самую замысловатую идею.

Рабочий процесс

Подготовив все необходимое, можно приступать к такому ответственному занятию, как резьба по дереву. Фигурки начинаем мастерить с изготовления черновой заготовки, при помощи карандаша наметьте основные части будущего изделия, обрежьте излишки, оставив лишь небольшой запас древесины по краям. Опытные мастера не снимают все излишки сразу, с ними удобней держать фигурку в нужном положении.

  1. В полученной простой фигуре делаем небольшие пропилы, это наметка для последующих работ (туловище, конечности, голова).
  2. Используя резак, начинаем формировать нужные части заготовок, плавно обрезая углы и с каждым разом снимая стружку все тоньше.
  3. Дополнительными резцами формируем все мелкие детали, добиваясь полного сходства с эскизом.
  4. Приступаем к тонкой резьбе, наносим контуры будущих элементов, качественно прорабатываем все углубления. Чем меньше будут фигурки из дерева, тем сложнее будет проработать на них мелкие детали, поэтому для начальных работ стоит подбирать более крупные и простые эскизы.

Уделите особое внимание этапу обработки, именно от него будет зависеть долговечность выполненного изделия. Тщательно отшлифуйте поделку мелкой наждачной бумагой, стараясь не смазать рельефность, нанесите морилку или другое средство для обработки дерева. Сверху фигурка покрывается лаком, защищающим ее от влаги.

Михаил Давыдович Ильяев

Михаил Ильяев
Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки

Книга – пособие Михаила Ильяева – незаменимый помощник для тех, кто задумал освоить резьбу по дереву. В ней подробно изложены азы уникального, интереснейшего вида искусства. Автор – прекрасный, самобытный резчик, скульптор – извлекает из копилки собственного опыта рекомендации не только для начинающих, но и для тех, кто много уже знает и умеет. Как подобрать инструменты, в чем заключается трудность обработки редких пород дерева, какие приемы резьбы помогут полнее раскрыть тот или иной задуманный образ, как создать студию учеников, организовать выставку – обо всем этом вы узнаете, внимательно прочитав предлагаемую книгу основателя Московской школы резьбы, заслуженного работника культуры Российской Федерации Михаила Ильяева.

Подробный текст сопровожден иллюстрациями декоративных изделий и произведений автора.

Книга предназначена для широкого круга читателей, как начинающих любителей, так и мастеров удивительного творчества в разных породах дерева, организаторов студий, учителей колледжей и школ.

«Принцесса цирка», «Сильва», «Марица». Его индийские танцы, шуточную «нанайскую борьбу» тепло принимали зрители России, Болгарии, Финляндии, Германии, Португалии, США, Франции. Неожиданная травма спины прервала концертную деятельность, пришлось менять профессию. В 1968 г. М. Ильяев увлекся резьбой по дереву. Вскоре скульптура стала главным занятием и потребностью души. На дальнейшую судьбу и творческое развитие мастера заметное влияние оказало знакомство с творчеством выдающегося скульптора Степана Эрьзи. Посетив места его жизни – Италию, Францию и Аргентину, издал книгу «Эрьзя в моей жизни».

Произведения Михаила Ильяева, выполненные из разных пород дерева, отличаются самобытностью, мастерством, чувством пластики и материала. Художником, кроме декоративных работ, были созданы портреты Толстого, Пикассо, Вернадского, Эрьзи, Ломоносова, Петра I, Гоголя, которые находятся в музеях Москвы, Саранска, Геленджика, Буэнос-Айреса.

Заслуженный деятель искусств РФ

художник В.Г. Сутеев

Посвящаю внуку Арсению и новому поколению!

Вместо предисловия

Посещая музеи, порой встречаем прекрасно сохранившиеся произведения искусства, выполненные из дерева во II–I веках до н. э. Как давно, оказывается, человек начал использовать древесину в качестве художественного материала. Мастерство древних художников удивляет и восхищает – ведь они чаще всего тайны изобразительного искусства постигали самостоятельно.

И в современном мире люди находят занятия по душе, увлекаясь самыми разнообразными видами художественного творчества. Казалось бы, зачем рукодельничать – уровень развития современной техники таков, что позволяет скопировать любое понравившееся произведение искусства, можно также купить изделие, растиражированное машинным способом. Но всем известно, что авторская работа ценится выше самой искусной копии. Мы уважительно относимся к человеку, который умеет что-либо делать своими руками.

Как показывает практика, никогда не поздно пробовать себя, испытывать свои способности к творчеству. Что касается резьбы по дереву, то иногда человек открывает в себе желание и умение работать с ним в 30–50 лет и старше и достигает высокого художественного уровня. Я, по специальности артист цирка и эстрады, начал вырезать по дереву в 34 года – во время гастрольных поездок по стране. Серьезное отношение к делу позволило углубить знания в особенностях обработки дерева, разработать свою технологию резьбы. Позже появилось желание научить других тому, что умею делать сам. Окончив заочный народный университет искусств, я в 1978 году организовал самодеятельный творческий коллектив.


Студия наша открылась в небольшом помещении у Яузских ворот в Москве, где еще в прошлом веке располагались мастерские народных умельцев.

В 1997 году, основываясь на многолетнем опыте работы со студийцами, я организовал в Московском доме творчества свою школу художественной резьбы по дереву, куда приглашаю всех желающих.



Многие мои ученики с приобретением опыта сменили основную специальность и стали резчиками по дереву, реставраторами старинной мебели. Это свидетельствует о том, что и в стенах самодеятельной студии неопытные любители могут вырасти в профессионалов высокого класса. Некоторые студийцы уже и сами передают свой опыт начинающим резчикам.



На выставках посетители задают всевозможные вопросы. Глядя на причудливые орнаменты, рельефы, объемную скульптуру из разных пород дерева, спрашивают, как заготавливать и сушить древесину, как обрабатывать ее, каким инструментом, с чего начинать, как создавать образ, раскрывать тему, какую литературу читать. Словом, людей интересует весь процесс создания произведения от начала до конца. Но, согласитесь, трудно удовлетворить любопытство непосвященного зрителя или начинающего любителя краткой консультацией. Поэтому я и решил изложить свой опыт резьбы по дереву в книге, которая, надеюсь, станет незаменимым помощником для начинающего и мастера, работающего в домашних условиях.

Человека, который впервые берет в руки режущий инструмент, хочу предупредить, что в резьбе по дереву, как и в любом творчестве, моментального успеха не бывает. Раньше, чем вы достигнете желаемого результата, придется много поработать, набраться знаний, опыта. Вам потребуется усидчивость и трудолюбие. Не стоит переоценивать свои силы или преждевременно огорчаться из-за неудач. Первые успехи пусть не вскружат вам голову. Не сравнивайте свои, поначалу скромные работы с произведениями опытных мастеров, но тянитесь к их уровню, достижениям. Не соревнуйтесь с другими, но с каждым разом старайтесь превзойти самого себя. Пусть авторитетный для вас мастер подсказывает направление в творческом поиске. Когда к вам придет заслуженный успех, не останавливайтесь на достигнутом – у вершин мастерства нет предела. Если временно постигла неудача и вас критикуют, не опускайте рук, старайтесь без лишней гордости понять ошибки и не повторять их в следующий раз. Чувствуйте собственный рост! Имейте в виду, что оценка посторонних не всегда бывает объективна и точна – у каждого свое мнение и свой уровень знаний, свой вкус.

Прислушивайтесь к любому доброму замечанию, но не игнорируйте и собственную точку зрения. Если чувствуете, что вы правы, умейте отстоять, аргументировать свою позицию. Таким образом сложится ваш собственный взгляд и ваша неповторимая творческая индивидуальность.

В начале своего увлечения резьбой многие копируют понравившиеся работы других авторов – это помогает приобрести навыки обработки материала режущим инструментом, понять пластику, композицию, объем скульптурного произведения. Стоит внимательнее приглядеться и к лучшим образцам народного творчества.

Когда почувствуете, что появились первые навыки, пробуйте вырезать свои, оригинальные работы. Не унывайте, если не сразу все получится, помните главное – это изделие создали вы сами, а не кто-то до вас. Пусть появится чувство первооткрывателя, автора. Если же работа порадует зрителей, заставит обратить внимание и, возможно, удивиться – это успех. Таким произведением не обязательно должна быть замысловатая скульптура. Самая обыкновенная ложка, украшенная орнаментом и согретая вашим трудом, может доставить удовольствие и вам, и почитателям вашего неокрепшего пока таланта. Я тоже начинал с ложки. Годы учебы, кропотливого труда, изучения творческого наследия народных мастеров, российских и зарубежных авторов отделяют ее сегодня от лучших моих работ, побывавших на выставках и приобретенных музеями.

Сейчас многие занимаются резьбой по дереву, создают свои уникальные произведения. Я надеюсь, что мой опыт в этой области кому-то пригодится, книга найдет читателя, окажется полезной мастеру, увлеченному красотой дерева и возможностями, которые этот материал предоставляет для творчества. Если мои советы помогут вам открыть новый мир, ощутить в себе способность творить из дерева чудеса, познать радость от процесса труда и успешного результата, я буду счастлив.

В добрый путь, друзья! Удачи вам!

Глава 1
О ДЕРЕВЕ

С древних времен лес был верным помощником человека. На протяжении веков он кормил и согревал, укрывал от врагов, дарил чистый воздух и радовал глаз. Разнообразие растительного и животного мира леса позволяет и сегодня использовать его в самых различных областях жизнедеятельности человека.

Особого внимания в необозримом мире леса заслуживает знакомое всем нам с детства дерево: высокий стройный ствол, устремленный в небо, красивая раскидистая крона… Этот удивительный материал и` сам по себе притягивает внимание, им можно любоваться до бесконечности. Когда же человек прикосновением своих умелых рук дарит ему вторую жизнь, мир обретает новый шедевр искусства. Дерево и руки художника, вечный союз добра и труда.

Древесные породы

Меня часто спрашивают, из какого дерева лучше вырезать – мягкого или твердого? Отвечаю: каждая порода хороша на своем месте. Любое бревно, доска, чурочка (высушенные, без трещин и не гнилые) являются ценным материалом, у каждого из них свои достоинства и красота. Для обучения резьбе хороши мягкие породы: липа, осина, тополь, ольха, каштан, кедр. Их легко обрабатывать режущим инструментом, проще добиться необходимой формы, пластики, рельефа, несложно выполнять завершающую обработку. Твердые текстурные породы с ясно выраженными годичными кольцами, несмотря на трудность обработки, имеют свои преимущества, изделия из них красивы без тонировки, полируются до блеска, прочны и долговечны.

Необходимо помнить: дерево как материал – составная часть будущего произведения, от правильного выбора породы во многом зависит художественный уровень изделия. Можно одну и ту же работу выполнить из разных пород, в итоге мы получим совершенно разные по качеству результаты. Умение правильно использовать материал приходит с практикой.

Итак, дерево. Думаю, несложно отличить по кроне, листьям, коре, плодам хвойные породы от лиственных, а на спиле текстурные от однотонных. Резчику необходимо знать, какие из них мягкие, а какие твердые, какие текстурные, какие нет. На срезе ствола вы можете различить годичные кольца, у живого дерева каждый год их становится на одно больше. Сосчитав количество колец, можно узнать, сколько лет дерево росло. На поперечном срезе ствола у многих пород различают ядро, сердцевину, заболонь, кору (рис. 1.1). Ярко окрашенные породы с четко выраженными слоями называются текстурными.



Рис. 1.1. Торцевое строение древесины (а ); виды срезов (б ): 1 – годичные кольца; 2 – сердцевина; 3 – ядро; 4 – заболонь; 5 – кора, пробковый слой; 6 – поперечный срез (торцевой); 7 – радиальный срез (сердцевинный); 8 – тангентальный срез


Предлагаю внимательно рассмотреть таблицу, в которой даны характеристики наиболее употребляемых для резьбы, а также некоторых редких, но прекрасно себя зарекомендовавших в художественной обработке пород древесины.



Примечание. В графе «Твердость» знаком * обозначены мягкие породы, знаком ** – породы средней твердости, далее по возрастающей; знак ***** обозначает породы особой твердости, которые хорошо обрабатываются напильником, бормашиной, циклей, шкуркой.

Лиственные породы делятся на мелко– (липа, береза, клен, яблоня, ольха) и крупно-сосудистые (дуб, ясень, вяз, ильм). У последних хорошо просматриваются годичные кольца.

Рассмотрим более подробно свойства тех пород, с которыми резчику приходится встречаться в процессе работы.


Липа

Древесина мягкая, одноцветная, светлая, легко обрабатывается режущим инструментом. Широко используется в народной традиционной резьбе, рельефах, орнаментах, мелкой пластике и скульптуре разного размера. Осина почти схожа по характеристике с липой.


Береза

Древесина по слою колкая, хорошо поддается морению и полировке. Для резчика имеет немалую ценность. Применяется разнообразно. В сувелях и капах необычной формы (часто встречаются на березовых стволах), если пофантазировать, можно увидеть неожиданные художественные образы. В промышленности древесина березы ценится в мебельном производстве, идет на изготовление фанеры.


Сосна

Древесина смолистая, мягкая, текстурная, колкая. При сушке, как правило, сильно растрескивается. Красива в обобщенной пластике, полировке. Хорошо проявляет слои после обжига или травления химикатами. В изделиях эффектна при симметричном расположении годичных колец. Это касается всех текстурных пород.


Дуб, ясень

Эти породы имеют близкую по структуре и твердости древесину. Плотная и текстурная древесина красива в обработке, прекрасно полируется, долговечна. Выразительна в крупных работах. Особенно ценится пролежавший многие годы в воде, так называемый мореный дуб.


Ольха

Древесина приятной мягкости, слегка розового тона, легко режется. Удобна для орнаментов, мелкой пластики с подробностями.


Яблоня, груша

Породы твердые, с красивой текстурой. Трудно высушить без трещин. Хороши в мелкой пластике, прекрасно полируются до блеска.


Клен

Древесина плотная и прочная, однотонная. Трудно режется, но хорошо держит детали, пригодна и для миниатюрных, и для крупных работ. Используется для изготовления музыкальных инструментов, в мебельной промышленности, машиностроении.


Рябина

Древесина плотная и прочная, с красновато-бурым ядром и широкой светлой заболонью. Хороша в токарном деле, в малой пластике, полировке.


Лиственница

Древесина твердая, тяжелая, с ярко выраженными слоями, стойкая к гниению, красива в обработке. Хорошо получаются работы обобщенные, без мелких деталей, тщательно полированные.


Кедр

Полное название: кедровая сосна сибирская или кедровая сосна корейская. Напоминают по строению древесины ель, но более стойки к гниению. Древесина мягкая, хорошо режется. Используется в мебельном производстве, изготовлении карандашей, декоративной скульптуре.


Древесина плотная, тяжелая, стойкая к гниению, долговечная. Хорошо видны годичные кольца. Отлично полируется. Ценится в мебельной промышленности за красоту.


Можжевельник

Чаще растет кустарником, реже древовидный. Древесина слоистая, розовая, с белой широкой заболонью и приятным запахом, по слою колкая. Срезы ствола употребляются в мозаичных работах. Более удачна в обобщенных пластических формах без мелких деталей, в украшениях, декоративной скульптуре.


Орех грецкий

Растет на Кавказе, в Крыму, Средней Азии. Древесина красива благодаря разнообразной расцветке от серых до светло-коричневых тонов, твердая, но хорошо режется, полируется. В промышленности используется для изготовления мебели, шпона. Рельефы и декоративная скульптура выглядят достаточно красиво.


Древесина крепкая, красновато-белая, с многочисленными сердцевинными лучами. Обладает хорошими физико-механическими свойствами, трудно режется, но позволяет создавать работы с мелкими деталями. Прекрасно полируется, хорошо поддается морению. Надежный материал, особенно когда требуется твердость и точность исполнения.


Кизил

Древесина твердая, большой плотности, светлая, диаметр ствола небольшой. Применяется в мелких орнаментальных декоративных работах. Хорошо держит детали, отлично полируется.


Сандаловое дерево

Родина – Индия. Древесина однотонная, желтого цвета, плотная, мелкоструктурная, с приятным стойким запахом. Позволяет делать подробные детали в мелкой пластике, достигать высокого качества обработки. Относится к разряду ценных пород.


Самшит

Дерево (редко с толстым стволом, чаще небольших размеров) или кустарник. Растет медленно: диаметр ствола

60-летнего дерева составляет около 10 см. Древесина однотонная, охристо-желтая. Годичные кольца плотно прилегают друг к другу, слабо заметны, что придает древесине высокую плотность, твердость и прочность, почти равную прочности кости. Используется для изготовления гравировальных досок, музыкальных инструментов, небольших сувениров. Резчиками применяется для создания миниатюрных ювелирных украшений с мелкими деталями, всевозможных рельефов и скульптуры малых форм. Прекрасно полируется, тонируется. Работы из самшита ценятся высоко. Дерево охраняется государством – вырубка запрещена.


Красное дерево

Так называют некоторые породы тропических деревьев, среди них чаще употребляют махагони и макорию. Древесина твердая, красных тонов, с красивой текстурой, прекрасно полируется. Возможности использования широкие: и монументальная скульптура, и мелкая пластика.


Хорошо держит детали, красива в обобщенной пластике. В промышленности используется чаще в фанеровке мебели, рельефах.


Палисандр

Древесина очень тяжелая, пурпурно-коричневая или шоколадно-бурая вплоть до черной, с сероватой заболонью. Годичные слои видны плохо. Обладает повышенной твердостью и плотностью. В обработке может крошиться. Палисандр очень красив в пластических обобщенных формах, ювелирных изделиях. Хорошо полируется. В промышленности применяется для изготовления музыкальных инструментов, художественной мебели, шпона, инкрустаций.


Черное дерево

Существует несколько пород. Наиболее известно эбеновое (индийское) дерево. Древесина твердая, мелкоструктурная, трудно обрабатывается, дает блестящий срез. Относится к ценным породам. Употребляется в ювелирных изделиях, для инкрустации, в малой пластике. Хорошо обрабатывается бормашиной, рашпилями, шкуркой. Полируется до зеркального блеска.


Бакаут

Лиственное дерево. Древесина зеленых тонов, с широкой белой заболонью (стойким запахом), очень твердая. Во время обработки меняет цвет от светло-коричневого до темно-зеленого в полоску. Трудно поддается режущему инструменту. Обрабатывается бормашиной, рашпилями, циклей, шкуркой. Очень красива полированная поверхность. Позволяет создавать работы с мелкими деталями, прекрасно смотрится и в пластических, с плавными переходами, обобщенных формах. В промышленности применяется вместо металла для деталей машин, работающих в морской воде, где требуются высокая твердость и хорошее скольжение.



Фото 1. Ясень



Фото 2. Карельская береза



Фото 3. Грецкий орех



Фото 4. Можжевельник



Фото 5. Кебрачо



Фото 6. Амурский бархат


Кебрачо

Под таким названием известно несколько субтропических видов деревьев из Южной Америки (Аргентины, Бразилии). Древесина очень твердая, коричневого тона, мелкоструктурная. Трудно поддается резцу, но прекрасно обрабатывается бормашиной. Красива в ювелирных изделиях, малых формах, монументальной скульптуре. Полируется до зеркального блеска. В промышленности применяется для изготовления шпал, полов, краски. В художественном творчестве первым его использовал скульптор С. Эрьзя в 1927 году, применив мощную бормашину.

По красоте и структуре не менее интересны древесины скумпии, шелковицы, агониса, маклюры, амаранта, криптомерии, железной пальмы, карельской березы, маньчжурского ореха и многих пород – всех не перечислишь, пробуйте – и откроете для себя новый мир красоты.

Где достать дерево

Теперь, когда вы имеете первые теоретические сведения об интересующем вас материале, возникает уместный вопрос: где достать, как приобрести его? Прежде чем ответить, хочу предостеречь – не рубите дерево живое, не спиливайте сувели, капы, не губите природу! Собираясь создавать прекрасное, будьте активными пропагандистами охраны природы, не уничтожайте, а восстанавливайте ее. Растительный мир – легкие Земли, снабжающие все живое кислородом, без которого не может существовать и человек. Зеленый цвет, цвет леса, по мнению ученых, самый благоприятный для глаз, для отдыха нервной системы. Чувство боли пронизывает меня, когда вижу без необходимости сломанную ветку, вывороченный сучок, ободранный ствол. Словно с меня кожу содрали, мне самому руку вывернули.

Разберем, где же и как доставать материал резчику по дереву. В магазинах продаются кухонные разделочные доски из березы, ольхи, дуба. Встречаются в продаже и дерево-материалы для рельефной и скульптурной работы. Для контурной резьбы и выжигания понадобится фанера. Несколько кусков ее (10–20 и более), склеенные под прессом в толстый массив, – хороший материал для создания красивых многослойных поделок. Можно склеивать в толстый брусок разнообразный по цвету и породам шпон. Эффект получается неожиданный.

Советую обратить внимание на строительные площадки, где бывают всевозможные деревянные отходы: доски, сосновые и березовые бруски. Встречается и выброшенная старая мебель, ножки столов, стульев, детских кроваток из бука, березы и даже из красного дерева, да еще и с точеной формой. Из них несложно создать подсвечники, вазочки.

Немалые возможности появляются у городского жителя в дни, когда из парков удаляют старые сухие стволы или в лесной зоне прокладывают коммуникации, очищая трассу от живых деревьев. Здесь можно поживиться и массивом, и сучками, а то и неплохой сувель попадется, особенно на клене или березе. Запасайтесь двуручной пилой и помощником. Если у вас или у знакомых есть дачный участок с фруктовым садом, не оставляйте без внимания засохшие стволы яблонь, груш, слив – это прекрасный материал. Кусок древесины, полезный для дела, всегда найдется и в поленнице дров.

Поистине кладом для резчика являются лесозаготовки. Обратитесь к лесничему, он подскажет вам, где в лесу засохшее дерево, подлежащее вырубке, где ветер с корнем вывернул ствол, где чистят лес под посевы.

Прогулки по лесу используйте для внимательного осмотра. Могут попасться сухие коряги, сучки неожиданной формы. Здесь раздолье для любителей создавать поделки из природных материалов.

В магазинах по продаже древесины предлагают немалый ассортимент пород в брусках, досках, шпоне, а также массивы коряг, сувелей.

Советую запасаться деревом разных пород и размеров впрок. Свобода выбора материала увеличивает возможности в творчестве. Одни мастера придумывают тему, а затем подыскивают к нему породу, другие берут готовую корягу и стараются увидеть созданный природой образ. На это порой уходит много времени. Каждый кусок древесины имеет свою ценность и может пригодиться в любое время.

На сегодняшний день в магазине можно найти все. Но порой часто хочется изобрести что-нибудь своими руками. В нашем случае, это будут таблички с надписями в стиле резьбы по дереву. Тема сегодняшней статьи такова: «Как вырезать буквы из дерева своими руками». Рассмотрим несколько мастер-классов по их изготовлению.

Первый урок

Изготовим табличку для бани, сделать это можно и самому, не тратя больших денег и не переплачивая кому-то за работу.

Итак, для работы потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Древесина;
  • Линейка в виде треугольника;
  • Карандаш черный простой;
  • Пила;
  • Лак для покрытия мебели;
  • Морилка;
  • Наждачка;
  • Кисть для нанесения.

Пошаговый процесс изготовления.

Из доски прямоугольной формы вырезаем табличку, как показано на фото.

Находим в интернете эскиз слова, перерисовываем его на табличку.

Если вы боитесь рисовать самостоятельно, можно распечатать эскиз на принтере и через копирку перевести его на материал.


Чтобы слова смотрелись интереснее, предлагаем вам нарисовать к ним листики или, например, веники. Раз табличка изготавливается для бани.


Переходим к резьбе по дереву. Техника резьбы несложная, поэтому с ней справится даже новичок. Для работы потребуется всего три вида резцов — косячок, резец, стамески. Первым видом резца необходимо сделать надрез по всему контуру слова, вторым видом выделяем рисунок, тогда буквы получаются объемные.


В качестве декора можно сделать и пар, как показано на рисунке. Готовую табличку зашкуриваем наждачкой.


Готовую табличку покрываем морилкой. Наносить ее можно в два слоя, снова проходим по буквам наждачкой.


Покрываем лаком готовое изделие. Убираем в темное место до полного высыхания. После, можно смело ее использовать по назначению.


Создаем надписи

Для работы потребуется следующее:

  • Эскиз с надписью;
  • Фанера;
  • Копирка;
  • Наждачная бумага;
  • Дрель;
  • Лобзик;
  • Бесцветный лак;
  • Простой черный карандаш.

Пошаговый процесс создания надписи.

Фанеру укладываем на рабочий стол и зашкуриваем для выравнивания поверхности. Готовый эскиз переводим на подготовленную поверхность.


Не помешает, если надпись будет нанесена повторно. В первую очередь это необходимо для вашего же удобства.




При помощи дрели высверливаем места у букв, которых имеется замкнутый контур.


При работе с дрелью давить на нее не нужно, иначе фанера начнет трескаться, а надпись при этом не получится.


Теперь работа требует повышенного внимания. Ведь с помощью лобзикова станка производим самые сложны распилы.

При работе с электрическим лобзиком необходимо соблюдать технику безопасности, самое главное — не торопиться при выпиливании.

Готовую надпись необходимо зашкурить. Данный процесс необходимо начинать с лицевой и обратной стороны. После зашкуриваем боковые части надписи.

Надпись полностью готова, остается лишь ее раскрасить. Но это уже по вашему желанию. Обязательное условие — по завершению покрыть бесцветным лаком. Оставить до полного высыхания.

Вот, что получается по итогу работы:


На этом все, а мастер-класс подошел к концу. Как видите, такую надпись можно сделать и самому. Главное — иметь при себе необходимые инструменты.

Мастер-класс № 3

Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Щит сосновый, толщина которого 18 мм;
  • Лист фанеры толщиной 6 мм и 8 мм;
  • Морилка;
  • Лак для покраски;
  • Электролобзик;
  • Лобзиковый станок;
  • Дрель;
  • Фрезер;
  • Машинка для шлифовки;
  • Струбницы.

Изготавливать мы с вами сегодня будем табличку для дома. Итак, приступим.

В программе «Фотошоп» делаем надпись для своего дома. Распечатываем на принтере, вот как должно получиться.


Полученный эскиз необходимо прикрепить к сосновому материалу.


Цифры и буквы необходимо наклеить по отдельности, как показано на фото.


Итак, переходим к выпиливанию рамки. Она должна получится из двух частей. Вот, что получается:


Выпиленные части необходимо склеить между собой. Ждем, пока клей полностью не высохнет.


Тем временем начинаем выпиливать буквы и цифры. В замкнутых буквах необходимо просверлить середину.


После начинаем выпилить изнутри, и только потом переходим к наружному выпиливанию.


Вот и все, все составляющие готовы.


Шлифуем заготовки, тем самым уберется и бумага.


Вот, что получается:


К тому времени рамка должна полностью просохнуть. Начинаем шлифовку.


Из фанеры толщиной 8 мм вырезаем фон таблички, начинаем шлифовку.


Покрываем морилкой с лицевой стороны.


Наждачной бумагой необходимо зашлифовать буквы и цифры.


Фоновую часть и рамку необходимо склеить.


С фона необходимо срезать лишний материал.

Вот, что должно получиться:


Рамка с фоном полностью готова. Теперь переходим к приклеиванию самой надписи. Вот что, получается:


Готовую вывеску покрываем бесцветным лаком, желательно это сделать в несколько слоев. Убираем до полного просыхания.


На этом наша табличка полностью готова. Осталось лишь сделать места для прикрепления самой таблички. Смело берем ее и вешаем.


Также предлагаем ознакомиться с видео-уроками, которые помогут начинающим мастерам разобраться в данном ремесле.

Видео по теме статьи

Текущая страница: 6 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Приступаем к резьбе

Не так важно, каким видом резьбы по дереву вы увлечетесь. Главное – добиться мастерства. Например, можно заниматься только геометрической резьбой и, получая от этого удовольствие, достичь успехов и признания зрителей.

Предложу несколько направлений. На первый взгляд некоторые из них далеки от серьезной резьбы по дереву, но и они способствуют вашему развитию, продвижению к намеченной цели, достижению мастерства, научат понимать строение древесины, умению вырезать, не поранив руки.

Выпиливание из фанеры

Учитывая различный возраст начинающих, от детей до старших поколений, предлагаю несложное начало, доступное даже 9–10-летнему ребенку. Этот вид резьбы прост в технике, но эффектен по результату. И главное, вы уже обрабатываете древесину как материал режущим инструментом, вернее, вы пилите, но это одна из разновидностей резьбы. Не сомневаюсь, что и взрослый увлечется выпиливанием, порадует сына или внука интересными фигурками из дерева.

Исходный материал – дощечка мягкой породы или 3–12-мм фанера. Инструмент – ручной или электрический лобзик. На предприятиях применяют лазерный луч, но моя задача – научить вас резать древесину именно ручным инструментом. Электрический лобзик повышает скорость и чистоту пиления. В любом случае нужна практика, придет и умение.

Порядок резьбы следующий: нарисуйте или подыщите контурный рисунок образа. Это может быть животное, дерево, обобщенная фигурка человека, персонаж из мультфильма и т. п. (рис. 4.1). Для первых работ рисунок должен быть без внутренних отверстий, чтобы пилить пришлось только по краю, с плавным, без мелких деталей, внешним контуром. В последующих изделиях при наличии внутренних контуров просверлите отверстие в нужном месте, освободите от зажима один конец пилки лобзика, вставьте ее в это отверстие, вновь натяните, зажмите и производите пиление.

Заготовку закрепите струбциной или во время пиления плотно прижимайте ее к упору рукой. Пилку располагайте строго перпендикулярно плоскости детали. Пилите равномерно, с одной скоростью, мелкими сериями, мягко, без рывков поворачивая ручку лобзика по направлению рисунка. По окончании пиления зашкурьте торцы деталей, соберите игрушку, склейте, после просушки заморите или раскрасьте, покройте лаком.

Если вы работаете с электролобзиком, плотней прижимайте заготовку к столу, двигайте ее по рисунку к движущейся пилке плавно, без рывков. Следите, чтобы пальцы не поранить.

Изготавливая фигурку животного, выпилите пару задних и пару передних ног, приклейте их к туловищу с двух сторон – игрушка приобретет устойчивость. В некоторых случаях делают подставки и укрепляют на них фигурки по отдельности или в композиции, сюжетной сценке.



Рис. 4.1. Фигурки для выпиливания лобзиком

Контурная резьба

Это способ рисования резцом на деревянной поверхности. Выполняется ножом, косяком, уголком, царазиком, полукруглой стамеской. Зашкуривать поверхность перед резьбой не следует, так как абразивные частицы забьются в поры древесины и лезвие инструмента быстрее затупится. Для сглаживания поверхности используйте рубанок, напильник с крупной, а затем с мелкой насечкой.

Первый вид резьбы, который вы можете легко освоить, – контурная резьба на фанере. Для ее выполнения понадобится штихель (рис. 4.2), царазик или соответствующего радиуса овальные стамесочки с короткой ручкой. Вначале потренируйтесь вырезать этим инструментом различные линии. Штихель № 1 возьмите в правую руку так, чтобы овальная часть ручки упиралась в центр ладони, а указательный и большой пальцы держали полотно металла у ручки. Средний и безымянный держат ручку сбоку. Мизинец выпрямлен – служит упором на столе. Указательный и большой пальцы левой руки также держат за полотно, подальше от режущей кромки, сама кисть упирается в заготовку. Положите фанеру на стол в упор, прижмите локоть к телу, выберите угол наклона стамески по отношению к фанере и срезайте линии в порядке, указанном на рисунке.

Режущая кромка должна врезаться не глубже 1,5–2 мм. Старайтесь не прерывать линию. После того как вы остановились, чтобы передвинуть левую руку по ходу срезаемой линии, продолжайте точно в прерванном месте. При изменении направления линии поворачивайте фанеру, а не стамеску. Крепче держите левой рукой штихель, чтобы режущая кромка не срывалась и не делала ненужных срезов. Срезы всех линий должны быть одинаковой глубины и ширины.

Потренируйтесь вырезать сплошной фон. Используйте четвертый, пятый, а затем и шестой номера штихелей. Срезы делайте поперек слоя, один рядом с другим, длиной 6–10 мм. Так вы избежите задиров, и рисунок фона будет чище. В итоге должна получиться равномерная сплошная рябь. Если вы задумали создать подобный фон вокруг какого-либо образа или предмета, режьте его указанным выше способом в направлении от контура основного объекта наружу и от крайней, ограничивающей пространство фона линии внутрь. В этом случае вы гарантированно не прорежете контур самого предмета.




Рис. 4.2. Штихель для контурной резьбы (а ) и его профили (б )




Рис. 4.3. Упражнения для контурной резьбы по фанере




Фото 28. Гончие. Сережа Ильяев, 10 лет. Фанера подкрашена



Фото 29. Кот Матроскин



Фото 30. Прекрасный воин. Саша Ильяев, 8 лет


Посмотрите, как эта операция выполнена на фото 28. Собаки прекрасно смотрятся в ореоле фона. Если бы направление резьбы не было соблюдено, стамеска нарушила бы плавный контур собачьих тел, сделав им «больно», качество работы пострадало бы.




Рис. 4.4. Упражнения для контурной резьбы по дереву ножом, косяком: 1 – линия прорезания, 2 – линия подрезания, 3 – направления подрезания


Очень эффектна контурная резьба на тонированной поверхности. Подберите рисунок, отрежьте подходящий кусок фанеры, зачистите шкуркой торцы. Покройте лицевую сторону черным нитролаком, который можно заменить тушью, гуашью, морилкой, добавляя в них на 100 г пять– десять капель клея ПВА или казеина (это даст более чистый срез и не позволит краске пачкаться и глубоко впитываться). Когда высохнет, нанесите рисунок. Царазиком, уголком или штихелем № 1 или 2 снимите линии рисунка до светлой древесины. Инструмент почаще точите. В результате резьбы получится картинка, подобная рисунку мелом на черной доске.

Когда освоите технику на простых рисунках, переходите к более сложным по композиции, с мелкими деталями, подкраской. После окончания покройте изделие нитролаком. С обратной стороны, если позволяет толщина, сделайте углубление или прикрепите петлю, чтобы изделие можно было повесить на стене. Вариантов рисунков много. Но не ограничивайтесь ими – фантазируйте сами.

Далее осваивайте технику контурной резьбы на доске. Для этого необходимы ножи. Вначале потренируйтесь вырезать ножом прямые и закругленные линии, имеющие различные направления относительно слоя древесины (рис. 4.4). Надрежьте линии ножом с наклоном вправо. Поверните доску на 180°. Эти же линии подрежьте с другой стороны на ту же глубину. Такую работу можно выполнить уголком в одно движение, накалывая окончание линии ножом. Старайтесь резать линии одним срезом по всей длине. Другой вариант: первую подрезку делайте перпендикулярно поверхности точно по линии, а вторую – с наклоном 45°.







Рис. 4.5–4.8. Рисунки для контурной резьбы


Чтобы выполнить первую оригинальную работу методом контурной резьбы, приготовьте лист бумаги, переводную палочку или шариковую ручку с израсходованной пастой, карандаш, ножи, отлогую стамеску, линейку, циркуль, ластик. Нарисуйте несложный орнамент или используйте готовый, без мелких деталей, преимущественно с прямыми линиями. По размеру отрежьте доску и зашкурьте торцы. Перенесите на нее переводной палочкой через копировальную бумагу рисунок. Чтобы в работе он не стерся и легче было резать, покройте жидким лаком или разведенным клеем ПВА (10 капель клея на 100 г воды). После высыхания описанными выше способами вырезайте рисунок. Закругленные места обрезайте полукруглой стамеской необходимого радиуса. Глубина и ширина среза зависят от масштаба работы и значения каждой детали по отношению ко всей композиции. Представьте, что вы рисуете карандашом по светлой поверхности, в разной степени выделяя отдельные места.




Рис. 4.9. Шрифты для контурной резьбы




Фото 32. Скульптор Барлах. Махагон, 25 × 20 × 2 см


Если детали рисунка крупные, следовательно, они должны быть и более глубокие, режьте в 2–3 приема, так как с первого раза до необходимой глубины врезаться трудно, особенно если древесина твердая. Следите при этом, чтобы срезы по всему контуру были с одинаковым наклоном, гладкие, в одну плоскость.

Геометрическая резьба

Рассказывать подробно о технике и способах геометрической (или, как ее еще называют, трехгранно-выемчатой, а в Европе – карбшнитной) резьбы, видимо, нет необходимости. Почти в каждой вышедшей ранее книге о художественных работах по дереву достаточно хорошо описан этот народный способ украшения быта. Особый интерес представляет книга Л.П. Левина «Резьба по дереву» (1957).

Геометрическая резьба, придавая предметам домашнего обихода художественный вид, одновременно приучает к усидчивости и аккуратности, тренирует точность глаза и руки, что очень пригодится в дальнейшем. Этот вид резьбы технически прост в исполнении, особых способностей не требует, главное – желание и старание. Не требует он и сложного инструмента. Хочу заметить, что достаточно успешно технику эту осваивают женщины. Их руки хорошо справляются с повторяющимися элементами. Для резьбы следует выбирать мягкие нетекстурные породы: липу, осину, ольху. Тополь слишком мягок, мнется даже под острым ножом. Приобретя опыт, справитесь вполне с березой, красным деревом. Сосна слоится, колется, но позволяет резать крупные детали орнамента. Для дуба потребуется значительное физическое усилие, но орнамент получается красивый, с плотным блестящим срезом.




Рис. 4.10. Композиции для геометрической резьбы






Рис. 4.11, 4.12. Композиции геометрических орнаментов




Фото 33. Стела «Олимпиада-1980», береза 100 × 25 см



Фото 35. Рельеф на образе для работы с детьми. Липа 20 × 15 см



Рис. 4.13. Шрифт для контурной и геометрической резьбы



Фото 36. Способ держания косяка в геометрическом орнаменте


Остановлюсь на технике вырезания простейшего треугольника, на основе которого строится большинство элементов и композиций. У вас уже есть навык контурной резьбы прямых и закругленных линий, теперь сделайте первые шаги к новым открытиям, но прежде запомните несколько правил:

Срез можно делать сразу одним движением, за исключением случаев, когда элементы рисунка очень большие или материал обладает высокой твердостью;




Рис. 4.14. Элементы геометрической резьбы: а – треугольники; б – бусы; в – цепочка; г – ромбы; д – елочка; е – шишки; ж – витейка; з – глазки; и – кустики; к – соты; л – сколышки; м – кубики; н – сияние (1-е зубчиками, 2-е – простое); о – кайма; п – розетка; р – вертушка


Соблюдение одного угла наклона в работе над всей композицией обязательно, если не предусмотрены варианты;

При возможности не подрезайте против слоя, могут быть сколы;

Для резьбы используйте прочный, но тонкий косяк, чтобы как можно меньше раздвигать слои.

Разнообразие элементов геометрической резьбы (линии и треугольники, квадраты и ромбы, глазки и чешуйки, см. рис. 4.14) обеспечивает широкий простор для фантазии при составлении орнаментальных композиций.

Кудринский орнамент вырезаем ножом

Эта разновидность плоской резьбы родилась в подмосковной деревне Кудрино, поэтому в народе ее так и называют «кудринка», да и орнамент у нее кудрявый. Основой рисунка являются элементы растений, состоящих из стилизованных листьев, бутонов, цветов. Иногда добавляют образы птиц, животных и персонажей из русского фольклора.

Думаю, неплохо, делая мебель своими руками, украсить полочку, шкафчик таким орнаментом. В этом случае можно использовать и приемы накладной резьбы. Вырезается фрагмент композиции и приклеивается на ровную поверхность данного мебельного предмета.

Такие рельефы вырезают на липе, используют и осину, ольху, а также твердые породы – красное дерево, ясень, дуб. У последних срез блестящий, но усилия придется прибавить, чаще затачивать инструмент резьбы.

Традиционно кудринский рельеф режут стамесками отлогой и полукруглой. Предлагаю другой вариант, не менее результативный. Если стамесок пока у вас нет, а желание резать появилось, кудринку можно создавать ножом с узким носиком. Я его называю «универсальным». Появится возможность осваивать приемы такой резьбы инструментом, который несложно приобрести или сделать самому. Он пригодится и в дальнейшей работе с рельефами и скульптурой, совместно с другими стамесками. Не забудьте кончик ножа сделать узким, заточив лезвие с двух сторон. Он легко будет вырезать малые радиусы деталей орнамента.



Фото 37. Кудринский орнамент на объемных предметах. Липа



Рис. 4.15. Элементы кудринского орнамента в современной интерпретации: а – почки, завитки; б – листья; в – цветы; г – бутоны; д – направления надрезов и подрезов по волокнам


Когда инструмент готов, вначале потренируйтесь на пробной дощечке, удерживая нож двумя способами. В первом возьмите ручку резца в кулак так, чтобы указательный и большой пальцы держали ее перед режущим полотном ножа. В левой руке держите заготовку. Опираясь обушком лезвия о большой палец левой руки, которая держит заготовку, делаете полукруговые движения ножом, не отрывая его от пальца. В этот же момент срезаете тонкую стружку. Потренируйтесь в этом движении. Будьте внимательны, не заденьте носиком лезвия указательный палец левой руки, который держит заготовку, – можно пораниться.

Второй прием срезания древесины напоминает обрезание кожуры с картошки ножом. Выполнять его проще, но необходимо следить, чтоб лезвие после срезания стружки древесины не втыкалось в большой палец правой руки, а проходило выше его.



Фото 38. Кубок «130 лет С. Эрьзи». Липа, 40 см. Находится в музее его имени в Саранске


Освоив эти два приема резьбы ножом, сможете успешно срезать лишний материал, выполняя кудринский орнамент. Такой же техникой предстоит создавать рельефы, пластические формы и скульптуру в будущих работах, освобождая их из массива древесины.

После первых тренировок нарисуйте сложную композицию из прямых и изогнутых линий. Попытайтесь их обрезать с двух сторон на расстоянии 2–3 мм под углом 45° ножом знакомыми приемами, соблюдая направление волокон древесины. Затем приступайте к выполнению несложных, закругленных петель – простого элемента рисунка кудринки. Подрезайте с двух сторон, под углом 45°. Вырезав два-три элемента, дорисуйте следующие несколько петель, листьев, наращивая композицию. Она строится путем равномерного распределения простых и сложных компонентов, когда будете украшать таким орнаментом ваше изделие – вазу, тарелку, шкатулку и т. д.




Рис. 4.16. Мифологические образы, используемые в кудринке и рельефах




Рис. 4.17. Варианты орнамента


Научившись вырезать такой орнамент, вы освоите технику резьбы универсальным ножом.

Завершив резьбу, с легким нажимом протрите изделие мелкой шкуркой по слою, прочистите сухой щеткой. Нередко изделие и в светлых тонах выглядит неплохо, но можно покрыть его одной из морилок, цвет которой сначала испробуйте на небольшой дощечке той же породы. Перед морением изделие замочите в воде. Морилку наносите кисточкой или щеткой по слою и поперек. Если желаете высветлить орнамент, пока не просохла морилка, протрите поверхность мокрой тряпкой. Другой способ высветления – после высыхания морилки протереть поверхности шкуркой по слою.



Фото 39. Футляр. Липа, 35 см


Иногда резчики перед нанесением рисунка на заготовку морят ее, а затем, после сушки, начинают резьбу. Рисунок получается темным, а фон светлым. Для каждой работы было бы правильным выбирать свой подход, поэтому решайте сами, в какой момент и как украшать изделие. Для обучения и приобретения опыта испробуйте все варианты.

Для окончательной обработки рекомендую покрыть поверхность изделия воском и растереть его затем щеткой. Подойдет и нитролак, который тоже следует растереть щеткой, но через 1–2 минуты после нанесения, пока не застыли лаковые натеки в уголках фона. Через 30–40 минут лаковую поверхность еще раз протрите щеткой по слою – это даст хороший восковой блеск.

Плоскорельефная резьба

Это один из сложных видов рельефа. Он доступен начинающим и достаточно эффектен.

На плоскость задуманной формы нанесите рисунок будущего орнамента, снимите пустоты ножом, уголком или косяком под 45°. Если расстояния между деталями рисунка значительные (фото 41), вырежьте плоский фон. Для такой работы пригодится клюкарза с плоским лезвием, а при наличии и фрезер ручной, с ограничительным упором.

Иногда фон покрывают чеканом (можно заменить на шило, гвоздь). При желании проморите поверхность изделия. Для отбеливания плоскости орнамента поверхность протрите влажной материей. Осветление поверхности рельефа можно произвести и шкуркой, но после высыхания изделия. Покройте воском, просушите и протрите щеткой, стараясь придавить поверхность, чтоб создать больший блеск (фото 40).



Фото 40. Рама «Модерн». Липа мореная, 40 см



Фото 41. Рама зеркала. Липа мореная, 25 см



Фото 42. Тарелка плоскорельефная. Липа, 35 см


Надеюсь, после освоения техники резьбы кудринского орнамента начинающему по силам будет выполнять плоские рельефы.

При вырезании тарелки «Олимпиада-80» использованы приемы плоского рельефа на двух уровнях. Фон подобран и частично покрыт сеткой при помощи чекана. При выполнении центрального орнамента и эмблемы использован метод контурной резьбы. Все детали обведены резцом, чтобы придать контрастность краю рисунка. Изделие тонировано морилкой и протерто шкуркой для выделения орнамента.

Прорезная плоскостная резьба

Если фон рельефа убрать совсем, т. е. срезать насквозь всю толщину материала, получим новый вариант резьбы, которая называется прорезной. Это возможно, если детали рисунка соединены между собой, иначе они не будут держаться.

В композициях небольших размеров с ритмичным тесным расположением деталей вместо фона образуется множество мелких отверстий. Это ажурная резьба. Применяется, в сочетании с различными видами рельефа, для украшения небольших предметов: декоративных вазочек, кубков, тарелок, шкатулок, ювелирных изделий. Их, как правило, изготавливают из крепких пород: березы, бука, клена, самшита, кизила, ореха. Изящный сквозной ажур позволяет создавать и скорлупа кокосового ореха. Более крупные предметы: дверцы шкафчиков, полочки, этажерки – в сквозной технике вырезают из разных пород. Такой техникой украшают также наличники, загородки. Большой размер деталей в этих изделиях позволяет использовать для резьбы и сосну.

Для выполнения сквозной резьбы заготовку с нанесенными на нее линиями орнамента положите на ровную основу-доску, чтобы при прорезании не было сколов с обратной стороны. Коловоротом или крутыми стамесками прорежьте отверстия в фоне. Работайте стоя, осторожно врезаясь инструментом в дерево. С помощью стамесок необходимого радиуса или лобзика обрежьте начерно по контуру рисунка детали орнамента. Для врезания в углы используйте нож и уголок. После снятия фона режьте фрагменты орнамента, заоваливая, снимая фаски, уточняя детали. Обработку поверхности и покрытие сделайте на свое усмотрение.

Мозаика

Удивительный способ художественной работы с деревом – мозаика, которым издавна в разных странах украшали мебель, настенные панно, полы, художественные изделия. По технике выполнения делится на несколько видов.

Инкрустация – небольшие вставки из кости, перламутра, разных пород дерева в другой материал. В материале-основе делают углубления для размещения и закрепления вставных элементов. Таким способом можно украшать поверхности или создавать целые композиции, образы.

Блочная мозаика – заключается в склеивании отдельных брусков или пластинок разных по цвету пород в общий блок. Затем его распиливают на тонкие пластинки с повторяющимися элементами рисунка, которые используют для составления композиций или фрагментов украшения.

Интарсия – в деревянную основу вставляют пластинки различных пород.

Маркетри – вид мозаики, в котором для вставных элементов применяют строганый шпон – однослойную фанеру различных пород. Наклеивают шпон на деревянную основу, плотно подгоняя отдельные элементы друг к другу по рисунку.

Умелое использование цветовой гаммы разных пород дерева при достаточном их наличии дает возможность составлять сложные орнаменты и живописные сцены.

Вам понадобится

  • - чистый лист бумаги;
  • - остро заточенный карандаш;
  • - фотоаппарат;
  • - древесина;
  • - тиски;
  • - монтажный блок;
  • - шурупы;
  • - фломастер;
  • - ленточная пила;
  • - киянка;
  • - плоская или полукруглая 12-мм стамеска;
  • - штихель с V-образным лезвием;
  • - краска;
  • - лак по дереву.

Инструкция

Для начала найдите несложный в исполнении образец, по которому вы собираетесь вырезать. Потом уже можно подключить свою фантазию и резать оригинальные вещицы. Если это животное, изучите его анатомию. Нарисуйте несколько эскизов разных ракурсов будущей фигурки и выберете наиболее удачный вариант каждого ракурса. Если вы хотите вырезать реально существующий объект, просто сфотографируйте прототип фигурки под разным углом.

Выберите древесину для резьбы. Обратите внимание на окраску древесины различных пород деревьев. Ольха - мягкая древесина красноватого или красновато-розового цвета. Берёза - древесина белого цвета, с жёлтым или красноватым оттенком, легко режется. Боярышник - древесина красноватая или розоватая, легко обрабатывается. Осина - древесина мягкая, белого цвета, легкая.

Так как фигурка - это объёмное изделие, его нужно часто поворачивать и осматривать в процессе работы. Прикрепите заготовку снизу шурупами к монтажному блоку. Концы шурупов не должны быть видны из готового изделия! Все четыре угла монтажного блока отпилите, чтобы иметь больше возможностей поворота заготовки. Зажмите блок в тисках.

Если вы хотите вырезать животное, не начинайте резьбу с головы. Просто отметьте её местонахождение на заготовке фломастером или штихелем. Вдоль верхних рёбер заготовки с шагом 25 мм сделайте несколько неглубоких пропилов. Это нужно, чтобы древесина не потрескалась. Стамеской придайте заготовке основную форму, срезая древесину только на одинаковую глубину.

К вырезанию деталей нужно приступать только тогда, когда вырезана основная форма изделия. Сначала вырежьте голову в общих чертах, потом волосы или шерсть, затем наметьте линию глаз, ушей, рта. Начните вырезать черты лица, но глаза и уши нужно вырезать в последнюю очередь. Руки, ноги или лапы сначала наметьте без пальцев, одежды и когтей. Только вырезав основной контур, приступайте к более детальному вырезанию одежды, обуви, пальцев и других деталей. Покрасьте и покройте лаком готовую фигурку .

Работа с таким материалом, как натуральное дерево - это творческий процесс, который требует полной отдачи. Однако, это еще и отличное хобби, ведь при желании вырезать из дерева может практически каждый человек.

1. В первую очередь для успешного вырезания по дереву необходимо наличие острого инструмента. Это очень важно, так как при его отсутствии аккуратно выполнить резьбу по дереву , попросту невозможно. По возможности даже для выполнения простой резьбы, нужно иметь под рукой несколько резаков с лезвиями разной толщины и ширины. Это позволит с легкостью вырезать различные элементы. Также потребуется материал для ошкуривания деревянной поверхности. Он нужен для того, чтобы заготовка была идеально гладкой.

3. Так как резьба – это не только хобби, но еще и искусство, лучше заручиться помощью и поддержкой инструктора. Это позволит наглядно увидеть процесс работы с натуральным деревом. Ни одна книга о резьбе по дереву не даст таких наглядных иллюстраций, как наглядный мастер -класс . В резьбе множество сложных аспектов и элементов, которые могут показаться непонятными новичку.

4. В случае если помощь наставника отсутствует, необходимо подготовить рабочее место, а также выбрать схему узора, или дополнительных декоративных элементов, которые вы и будете вырезать из дерева . Очень важно использовать для вырезания того или иного элемента резак оптимальной ширины и формы, в противном случае, работа существенно усложнится, да и времени на ее выполнение может потребоваться больше.

5. После того, как декоративные элементы на поверхности заготовки вырезаны, ее необходимо еще раз ошкурить, а также покрыть лаком для того, чтобы защитить дерево от разрушения под действием внешних факторов, а также придать изделию законченный вид.

Резьба по дереву сложна, и правильно выполнить тот или иной элемент новичку очень сложно. Однако если вы решили освоить искусство резьбы, стоит максимально запастись терпением, а также приложить максимум усилий. Не нужно думать, что все получится с первого раза, однако терпение и желание освоить технику резьбы, которая очень интересна, поможет добиться успеха достаточно