Мастер-класс. Музыкальный инструмент «Шейкер» из бросового материала
Аудитория:
мастер-класс рассчитан для детей 5-7 лет и их родителей.
Назначение:
музыкальный инструмент для домашнего музицирования.
Цель:
научить изготавливать музыкальный инструмент из бросового материала.
Задачи:
познакомить с шумовым инструментом «Шейкер» и способами его изготовления; способствовать развитию творческого воображения; содействовать совместной творческой работе ребенка с родителями.
Материалы:
- тубы от бумажных полотенец;
- цветная самоклейка, фактурная фольга;
- цветной картон;
- алюминиевая фольга для выпечки;
- армированный скотч;
- простой карандаш;
- декоративные (тканевые) ленты для отделки;
- ножницы;
- клей-карандаш;
- наполнитель (перловая крупа, рисовая крупа)
«Шейкер» представляет собой закрытую емкость из твёрдого материала, частично наполненный мелким сыпучим содержимым, имеет разнообразные размеры, форму и вид, может иметь форму шара или яйца.
Звук из данного инструмента извлекается не ударом, его сотрясают, перемещая легкими движениями кисти вперед и назад, вверх-вниз. При этом частички наполнителя сталкиваются между собой и с внутренней поверхностью, создавая интересное звучание инструмента.
Последовательность изготовления музыкального инструмента
Для начала необходимо взять алюминиевую фольгу. Отрезать нужно так, чтобы длинна фольги, равнялась длине трем тубам. Затем ее нужно будет сложить пополам по всей длине еще и еще раз, пока она не стане толщиной в 1 см.
Готовый музыкальный инструмент можно дополнить украшениями. Я вырезала для этого нотки из остатков самоклейки. Украшениями могут быть также вырезанные самими детьми: треугольники, полоски, квадратики, кружочки, звездочки. Что только позволяет фантазия.
Желаю совместных творческих успехов!
Музыкальные шумовые инструменты, своими руками.
Автор: Маркова Руслана Павловна. Музыкальный руководитель МДОУ д/с "Сказка" села Тростянка, Балашовского района, Саратовской области.Воспитание ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В нашем детском саду экологическое направление является приоритетным, поэтому формирование экологической культуры дошкольников проходит через различные виды деятельности., в том числе и музыкальную.
Музыка в огромной мере способствует развитию и формированию эстетического чувства ребенка, она обогащает его эмоциональную сферу, учит тонко чувствовать и сопереживать. Красота природы, воспетая в музыке, задевает самые тонкие струны души, оставляя в сердце неизгладимый след. Все это формирует в дальнейшем бережное отношение к окружающему нас миру, способствует формированию экологической культуры.
С помощью музыки мы воспитываем в детях эстетическое чувство прекрасного, любовь к природе, доброту. Посещая детский сад, большую часть времени ребенок проводит в группе. Поэтому там обязательно должно найтись место для музыкального уголка, ведь детское музицирование является активным видом деятельности, в котором совершенствуется мышление ребенка; развивается способность проявлять инициативу, самостоятельность. А самое главное, обогащается его эмоциональная сфера - своеобразный иммунитет от жизненных неудач. Ведь эмоции дают возможность оценивать происходящие события с точки зрения значимости их для каждого из нас.
В процессе игры на инструментах ярко проявляются индивидуальные черты каждого: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенность, воображение. Для многих этот вид деятельности помогает раскрыть духовный мир. Преодолеть застенчивость и скованность.
И сейчас мы хотим рассказать о нескольких вариантах изготовления музыкальных инструментов своими руками.(Фото 1).
Ксилофон «по-грецки»
Замечательный ксилофон можно сделать из скорлупок грецких орехов, приклеив их на разделочную доску. Конечно, настроить такой инструмент не удастся. Но отрабатывать ловкость рук очень даже можно. Даже попасть молоточком по скорлупке непростая задача.
(ф ото 2)
Маракасы изпластмассовых ложекодноразовые пластмассовые ложки - 2 шт., пластиковое яйцо киндер, любая крупа (в моём случае - чечевица), упаковочная бумага, тесьма или тонкая лента, скотч (тонкий и двухсторонний), ножницы. - и ваше чадо готово танцевать горячие латинские танцы! Там-пам-пам-пам! (фото 3)
Свирель из соломенных трубочек
Какие же чудесные звуки издаёт эта простая свирель. (Фото 4)
Шейкер - погремушка - Сделать музыкальный шумовой инструмент можно из внутреннего цилиндра от бумажных полотенец или туалетной бумаги из картона. Только последние нужно с обоих концов заклеить, чтобы можно было туда что-либо положить. Делают шейкер и из двух одноразовых стаканчиков, склеив их между собой скотчем. Для создания звукового эффекта внутрь ёмкости помещают крупу, песок, мелкие камушки, бисер, дробь, пуговицы. Молено прикрепить к круглым ёмкостям ручки, раскрасить их акриловыми красками. Тогда получаться очень красивые музыкальные шумовые инструменты., своими руками, которые можно соорудить из подручных материалов.
Кондратова Элеонора Владимировна
Должность:
музыкальный руководитель
Учебное заведение:
МКДОУ детский сад
Населённый пункт:
с. Мирное Хабаровский край
Наименование материала:
конспект мастер - класса для воспитателей
Тема:
"Шумовые инструменты из бросового материала"
Дата публикации:
23.12.2017
Раздел:
дошкольное образование
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад село Мирное
Конспект Мастер - класса
« Шумовые инструменты из бросового материала»
Составитель:
Музыкальный руководитель
Кондратова Элеонора Владиировна
Цель мастер – класса:
Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер –
класса в процессе освоения опыта работы по изготовлению шумовых
музыкальных инструментов из бросового материала.
Приобщение педагогов к изготовлению самодельных музыкальных
инструментов;
Расширить представления педагогов о многообразии самодельных
шумовых музыкальных инструментов;
Пробудить интерес участников к созданию собственных игрушек для детей
дошкольного возраста;
Показать приёмы и способы изготовления шумовых инструментов из
бросовых материалов.
Предварительная работа педагога:
Изготовление шумовых инструментов из бросового материала;
Подбор музыкального материала;
Разработка слайдов презентаций.
Оборудование:
Презентация Microsof Office Power Point , ноутбук, видео проектор, экран,
музыкальный центр, канцелярские товары, бросовый материал.
План мастер – класса:
Теоретический этап «Названия шумовых инструментов из бросового
материала. Многообразие самодельных шумовых музыкальных
инструментов»
Практический этап: «Изготовление шумовых инструментов из
бросового материала».
Рефлексия
Ход проведения мастер – класса:
1 Теоретическая часть
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас в
этом уютном зале. Надеюсь, что сегодня мы с вами проведём
время с пользой. Нужно ли тратить драгоценное время на
изготовление детских шумовых инструментов своими руками, когда
можно приобрести готовые – современные, яркие, разные? Сейчас
их ассортимент в магазинах очень большой. Но мы ведём речь не
о скрипке и фортепиано, а о шумовых инструментах, впервые
введённых в систему обучения детей музыке Карлом Орфом.
Сколько выдумки и фантазии в «пошумелках», сделанных руками
педагогов, родителей и детей из разных баночек, трубочек,
стаканчиков, дощечек.
Дети очень любят такие инструменты за яркость,
оригинальность, простоту в их изготовлении и использовании. Они
заставляют ребёнка по новому услышать мир звуков. Звуков вокруг
нас много, и они такие разные.
Каждый звук может стать музыкой, надо только настроиться
её услышать. Фантазия и воображение могут вдохнуть красочную
жизнь в обычные бытовые звуки: « Марш деревянных кубиков», «
Полька цветных фломастеров», « Вальс волшебной кисточки».
Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но
и то. что они могут сами, без чьей – либо помощи извлекать из них
звук. Использование самодельных шумовых инструментов при
музицировании позволяет ребёнку сочетать игру с пением и с
движениями, способствует развитию двигательной активности и
чувства ритма. Играя на самодельных музыкальных инструментах,
дети понимают все, что окружает нас, звучит, и каждый звук
может стать музыкой.
Всё в нашей жизни подчиняется определённому ритму. День
сменяется ночью, лето сменяет весну и т.д.
В нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие,
мозговая деятельность, так же подчинена разным ритмам.
И в музыке тоже есть ритм. Который считается одним из
центральных основополагающих элементов.
Если чувство ритма не совершенно. То у ребёнка слабо развита
речь, она не выразительна, либо слабо интонирована. Развитие
чувства ритма способствует развитию речи, помогает лёгкому
запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные
способности ребёнка. Одной из самых увлекательных форм
музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для
ребёнка является рассказывание сказок – шумелок.
Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании
даже самой простой, давно известной ребёнку сказки откроет
увлекательный мир музыкального творчества. Благодаря
использованию инструментов история и сказка становится более
интересной и яркой.
Сейчас мы сами попробуем озвучить сказку.
Предлагаю педагогам выбрать инструменты и даю время
проверить звучание. Во время использования импровизации
использую жесты и мимику, говорю медленно и выразительно,
выдерживаю паузы. Вступление подсказываю взглядом, жестом.
Также мимикой и жестами подсказываю громкость и скорость
« Трусливый заяц»
Жил – был в лесу заяц – трусишка. Вышел однажды заяц из дома, а
Ёжик в кустах вдруг как зашуршит (шуршат)
Испугался заяц, и бежать. (барабанит пальцами)
Бежал. бежал и присел на пенёк отдохнуть,
А дятел на сосне как застучит (стучит кубиками)
Бросился заяц бежать (барабан)
Бежал. Бежал, забежал в самую чащу,
А там сова крыльями как захлопает (трещотки)
Побежал заяц из леса в поле (барабан)
Но вдруг налетел ветер (дует на лист бумаги)
Раздался гром, прямо над головой бедного зайца (гремелка)
Полил сильный дождь (шум дождя)
Заяц от страха забился под лист лопуха 1
Дождь быстро закончился (шум дождя)
Заяц что есть силы помчался к реке (барабан)
А на берегу речки лягушка сидела (гусли из карандашей)
Увидела она зайца и прыгнула в воду (звонарики)
Обрадовался заяц, что лягушка его испугалась и смело поскакал
обратно в лес (барабан)
Обращаю внимание на то, из чего изготовлены инструменты.
Данные музыкальные инструменты не требуют больших
финансовых затрат, необходимо только приложить свою выдумку
и фантазию.
Сегодня я предлагаю вам изготовить из бросового материала
шумовые музыкальные инструменты и поиграть на них. Всё
необходимое для творчества у нас есть, осталось лишь приложить
ваше старание и фантазию.
2 Практическая часть
Необходимый материал для работы:
Ножницы. клей, скотч, фольга, цветная бумага, цветные ленты
разной длины, крупа (рис, горох), бросовый материал:
пластмассовые яйца от киндер сюрпризов, суши палки,
пластмассовые банки из под сладкой ваты, банки из под
майонеза, пластмассовые бутылки из под йогурта.
Основная часть мастер – класса
Уважаемые педагоги, предлагаю вам попробовать сделать своими
руками музыкальные шумовые и ударные инструменты. Для этого
понадобятся коробочки, палочки, верёвочки – одним словом
бросовый материал, который найдётся в каждом доме.
Сделаем мы с вами 3 музыкальных инструмента.
Колотушка
Видите, задание большое – инструментов много и что бы работа
шла быстрее предлагаю объединиться в пары, а для этого
возьмите по коробочке на столе и посмотрите что в ней, там есть
необходимый материал.
Инструкция по изготовлению музыкального инструмента.
«Барабан»
Для изготовления потребуется: круглая продолговатая банка из
под чипсов типа « Принглс», суши – палки, цветной скотч, цветная
самоклеящаяся бумага (скотч широкий).
Банку обклеить цветными полосками из самоклеящейся бумаги. С
помощью широкого скотча приклеить широкую тесьму (померить
нужную длину, примотать с помощью круговых движений. Суши –
палки декорировать цветным скотчем инструмент готов.
«Колотушка»
Для изготовления потребуются: круглая продолговатая банка из
под чипсов типа «Принглс». Суши – палки, пуговица(бусина), нитки
(леску), цветная самоклеющееся бумага.
Банку декорировать цветной бумагой, цветным скотчем. В
продолговатой части банки (из картона) по середине с помощью
ножниц сделать отверстие,в него просунуть суши палки.
Скотчем обмотать просунутую часть, а затем часть с другой
стороны таким образом закрепив палки.
С помощью большой иголки проткнуть продолговатую часть с
другой стороны и просунуть нитку с пуговицей на конце (это
«язычок», который будет стучать по крышке, то по донышку банки).
Суши – палки можно так же декорировать цветным скотчем.
« Маракас»
Для изготовления потребуются: длинная бутылочка из под
йогурта. цветная самоклеющаяся бумага, крупа (рис, горох), скотч.
Обклеиваем бутылку бумагой, засыпаем рис или горох, закрываем
крышкой.Обклеиваем крышку скотчем, чтобы крупа не
высыпалась.
Ну вот наши инструменты готовы и мы сейчас их испытаем. Сейчас
прозвучит музыка и каждый раз по показу дирижёра – будет
звучать ваш музыкальный инструмент.
« Музыканты мы сейчас»
Музыка Г. Вихарёвой
Посмотрите – ка на нас,
Музыканты мы сейчас.
Маракасы вот у нас,
Вот – они какие (играют маракасы)
Посмотрите – ка на нас,
Музыканты мы сейчас.
Барабаны взяли,
Громко заиграли!(играют на барабанах)
Посмотрите – ка на нас
Музыканты мы сейчас,
Колотушки – вот они, звонкие какие!(играют на колотушках)
Посмотрите – ка на нас,
Музыканты мы сейчас,
Дружно с музыкой живём,
Никогда, не устаём! (играют все на инструментах)
Вот умолкли инструменты, слышу я со всех сторон, раздались
аплодисменты музыканты на поклон.
Музыкальное развитие ребенка не обходится без знакомства с музыкальными инструментами. И если нужного инструмента нет дома, то его всегда можно сделать своими руками. И пусть он будет звучать совсем не так, как академический вариант, но удовольствие от процесса изготовления и последующей игры с таким инструментом превзойдет все ваши ожидания.
Увлеченные мамы подготовили для вас 4 мастер-класса по созданию гитары, бубна, рояля и струнного инструмента из подручных материалов. Уверена, они вдохновят вас на музыкальное творчество со своими детьми!
Наш струнный инструмент делается очень просто, за минуту. Нам понадобятся:
Ровно через определенный промежуток натягиваем резиночки на крышку. У нас были резиночки немного отличающиеся по длине, поэтому при натягивания и игре на них, они издают немного разный звук.
В принципе, этого можно добиться и с одинаковыми резиночками, просто отрегулируйте их длину с помощью узелка. Приступаем к игре пальчиками на струнах. Звук отражается от железной крышке и становится более мелодичным и громким.
Оксана Демидова и Федя 4 года, г. Санкт-Петербург.
Для изготовления рояля мы взяли:
Сперва, папа обрезал коробку, чтобы было похоже на настоящий рояль с красивым изгибом! Потом они с Соней стали обклеивать рояль цветной пленкой (черной не оказалось, поэтому рояль сделали красным). Из-за наличия изгибов пришлось воспользоваться маминым феном, чтобы пленка ровно легла. Внутрь папа сделал вставку из пластика (чтобы конструкция не проминалась) и обклеил ее светло-бежевой пленкой.
Ко дну рояля приклеили картон, который чуть выступал спереди. На выступающую часть наклеили клавиатуру (нашла в интернете). Из пластика папа сделал три ножки и держатель для крышки. Ножки приклеили на двусторонний скотч, а держатель — специальным клеем. Теперь можно кукольные концерты устраивать.
Ольга Силина с дочкой Софьей (4,7) и мужем Андреем из Москвы.
Я большая любительница музыки. Особенно мне нравятся струнные инструменты. Поэтому решено было делать что-то из струнных. Со старшим сыном долго выбирали, что же смастерить: гитару или балалайку. Победила гитара. Для её изготовления понадобится:
Для начала нужно вырезать из картона силуэт гитары. Понадобится три детали с грифом и отверстием в корпусе (розеткой) и две детали без грифа и отверстия. Удобнее всего вырезать канцелярским ножом. Далее нужно склеить две детали с грифом между собой. Мы использовали для этого клей ПВА.
Затем, отступив немного от нижнего края отверстия в корпусе прочертить линию длиной примерно в 7 см и сделать по ней неглубокую прорезь. В прорезь вставляем карандаш или палочку (предварительно от карандаша отрезаем кусочек нужной длины) и делаем в нем четыре засечки ножом. Это будет порожек для струн. Ниже линии отмечаем четыре точки на равном расстоянии друг от друга и делаем в этих местах сквозные отверстия с помощью толстого шила (можно использовать шуруповерт с тонким сверлом). На верхней части грифа делаем то же самое, только здесь длина карандаша будет примерно 4 см. Это будет лицевая сторона гитары.
Теперь берем 4 резиночки для денег, разрезаем их и привязываем один конец каждой резинки к скрепке. Продеваем каждую резинку в отверстие в верхней части грифа так, чтобы скрепка осталась с изнаночной стороны. Натягиваем резиночки и продеваем второй конец каждой из них в отверстия в нижней части гитары (под отверстием в корпусе) так, чтобы концы резинок оказались снова на изнаночной стороне. Там их привязываем ко второй скрепке. Если натянуть резинки с разной силой, то можно получить разную высоту звука «струны».
Осталось приклеить с изнаночной стороны еще одну картонную часть силуэта гитары с грифом так, чтоб закрыть скрепки с завязанными резиночками. А сверху еще приклеить две части корпуса без отверстий. Таким образом мы получим подобие гитарного корпуса с резонатором.
Осталось высушить поделку и при желании раскрасить ее фломастерами или краской.
Кстати, если хорошо натянуть струны, гитара сносно звучит и на ней можно что-нибудь сыграть.
Яромир 4,6 г., Артур 1,8 г. и мама Анастасия Калинкова, г. Санкт-Петербург.
Для изготовления бубна нам понадобились следующие материалы:
Муж прикрутил к бумажному кольцу от скотча 3 емкости для бахил к кольцу. Кольцо украшаем. Мы его обклеили разноцветным скотчем. Внутрь всыпали фасоль, гречку, кукурузную крупу.
Проклеили клеем моментом, чтобы не открывались. Получился бубен, который можно даже малышам давать.
Светлана Чайка, Витя 4г. 5мес., г.Москва, пос. Кокошкино.
Идею изготовления музыкального инструмента из фисташковых скорлупок мы взяли из журнала. Сначала вымочили скорлупки около суток чтобы были мягче, потом сделала в них отверстия. Это оказалось нелегко, но помог мне в этом специальный инструмент для пробивания дырочек. Потом надевали на нитку по одной скорлупке и заказывали узелок. Лучше биточки делать не длинные, так как в процессе игры они запутываются.Играть шуметь очень понравилось, звук приятный, не громкий.
Ирина Сартакова, сын Ник 5 лет.
Понравились идеи создания музыкальных инструментов своими руками? Сохраните себе на стеночку социальной сети, чтобы повторить с детьми!