Резьба по дереву
Строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.
Условно можно выделить типы резьбы:
Условная классификация видов резьбы выглядит следующим образом:
Эта роскошная церковная мебель в лесу свидетельствует о большом мастерстве резчика и большой сумме денег, вложенной теми, кто строил церкви. Хотя их совместные усилия не привели к мистической теплоте дома и ощущению воспоминания, которое привлекает тех, кто рассматривает многие более простые и более декоративные произведения средневековья, необходимо рассмотреть среду периода, который был одним из «просветление». Так же, как холодный рационализм преобладал в богословии того времени, в церковной резьбе была также определенная холодность.
Ореховое дерево
Сквозная резьба подразделяется на собственно сквозную и накладную , имеет два подвида:
Прорезную или пропильную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной .
Перевод Розарио Камачо-Коппел. Многие скульпторы не позволяют себя лепить, ссылаясь на трудности, но резьба по дереву - это искусство, которое легко освоить, и это требует небольшого метода и терпения. Метод может быть получен с помощью курса по резьбе по дереву, который дает опытный учитель, который даст вам основные зачатки, чтобы вы могли лепить самостоятельно в своем доме. Например, вот некоторые основные основы, которые будут переданы вам во время стажировки скульптура на дереве. Чем больше начинающий скульптор продвинется в практике своего искусства, тем больше он откроет для себя огромные возможности, которые есть в нем, и позволит ему расцвести его творчество.
Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:
Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним. Как правило, в этой технике выполняются все резные панно . Выделяют несколько подвидов такой резьбы:
Узнайте, как обращаться с вашим инструментом. Удержание инструмента является основополагающим, одна рука поддерживает и направляет выемку, а другая толкает ее. Научитесь затачивать выемки. Заточка имеет решающее значение для резьбы по дереву, она облегчает работу и приукрашивание, придавая инструментам острый край, который создает впечатление резкости и свежести для дерева. Узнайте, как вырезать древесину, не разрывая ее, соблюдая «нить» дерева. У дерева есть чувство роста, которое поднимается от корней к ветвям.
Когда губка проникает в направлении роста, скульптор работает в этой деревянной нити, а разрез острый и сияет под инструментом. И наоборот, если он валяется в обратном направлении к этому направлению роста, он работает против проволоки, а древесные волокна более или менее разрываются. Изучите различные этапы скульптуры: от черновой до отделки, изучения того, как писать объем в пространстве, оживлять выстрелы под светом, выбирать кусок дерева, распознавать разные виды древесины и т.д. Книга 5 дней резьбы по дереву с Филиппом Пено.
Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления – выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой поверхности, а верхние точки находятся непосредственно на самой поверхности. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть геометрической или контурной.
Геометрическая резьба – один из самых древних, но вполне доступных по простоте и технологичности видов резьбы по дереву. Она выполняется в виде клинорезных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей. Эти выемки отличаются по размеру, глубине, геометрии углов, под которыми они производятся. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки – их может быть две, три или четыре. Наиболее распространены двух– и трехгранные выемки.
Особенное развитие получила именно трехгранная выемка, которая во многих источниках так и называется – трехгранновыемчатая резьба. Привлекательность ее в том, что она позволяет получить неограниченное количество вариантов узоров. Иногда задействуются четырехгранные выемки (квадратные и прямоугольные), но их исполнение требует большего мастерства, хотя техника ничем не отличается от предыдущих.
В начале освоения мастерства постарайтесь соблюдать одно важное правило: переходить на более твердую древесину надо тогда, когда хорошо освоена техника резьбы на мягкой древесине, то есть двигаться следует от простого к сложному.
Как подвид геометрической резьбы надо рассматривать и скобчатую резьбу. Основная ее особенность в том, что подрезки (выемки) выполняют не прямой, а полукруглой стамеской.
Каждая подрезка выполняется в два приема: сначала подрезка под прямым, затем под острым углом, величина которого определяется характером узора.
Контурная резьба не отличается сложностью, но требует уверенного владения резцом, большего внимания, хорошего понимания и восприятия характера выполняемого сюжета. В отличие от геометрической, в контурной резьбе используют главным образом изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных, птиц.
По сути, такая резьба представляет собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Его можно сравнить с рисунком, который выполнен прутом на влажном песке, – линии его резки, жестки, игры светотени почти нет. Нет в нем и рельефных поверхностей, объемных фигур, но в зависимости от характера рисунка линии могут быть толще, тоньше, могут присутствовать сплошные выборки в виде круга, эллипса, квадрата и т. д. Поэтому и набор инструментов, применяемых для контурной резьбы, будет значительно больше, чем в прорезном или геометрическом виде резьбы. Здесь понадобятся уже отлогие стамески, клюкарзы, стамески-косяки, полукруглые стамески, резаки и косяки под разными углами заточки.
Отсутствие рельефа при контурной резьбе лишает ее некоторой выразительности, поэтому очень важно правильно выбрать глубину и ширину линий, формируемых сплошными выемками различных конфигураций. Техника контурной резьбы требует от исполнителя большого внимания, свободного владения инструментом и высокого художественного вкуса.
Контурная резьба часто применяется в сочетании с росписью и другими видами резьбы – геометрической, плоскорельефной.
Суть рельефной резьбы заключается в том, что узор (рисунок) формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае формируемый узор (рисунок) будет иметь одну и ту же высоту (обычно 5–7 мм) по всей площади композиции. Этот вид и называется плоскорельефной резьбой. Если же резьба выполнена с высоким рельефным узором, который практически исключает наличие плоских поверхностей, то это глухая рельефная резьба. Термин "глухая" здесь означает наличие непрорезанного (глухого) фона.
Плоскорельефная резьба – это один из наиболее распространенных видов резьбы по дереву. В зависимости от характера фона она имеет две разновидности: резьба с заоваленными контурами (заоваленная, или завальная) и резьба с подобранным (выбранным) фоном. Общим признаком для них является невысокий условный рельеф, расположенный в одной плоскости на уровне украшаемой поверхности. Плоскорельефная резьба является как бы переходным видом от контурной к рельефной резьбе. В такой технике обычно изображают растительные орнаменты, птиц, животных и фигуры людей.
Заоваленную резьбу , так же как и контурную, выполняют в виде двугранных выемок по контуру рисунка, но выемки режут более глубокими, а их грани закругляют (заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона – более отлого. В некоторых случаях фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Такой фон называют подушечным, а резьбу – заоваленной с подушечным фоном. По технике выполнения, внешнему виду и назначению эта резьба мало отличается от обычной заоваленной резьбы.
Плоскорельефную резьбу с подобранным (выбранным) фоном выполняют так же, как и обычную заоваленную (формы орнамента остаются плоскими, а края форм круто заоваливают), но вокруг оконтуренного рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту (обычно на 5–7 мм) в зависимости от заготовки, замысла и других особенностей. Плоскорельефная резьба с выбранным фоном в одном изделии часто переходит в рельефную.
Рельефную резьбу выполняют путем подрезки плоского орнамента, оставленного на углубленном фоне, и проработки форм на поверхности этого орнамента. Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Рельефная резьба подразделяется на барельефную и горельефную.
У барельефной резьбы фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента до половины собственного объема.
Для обоих подвидов рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона в сравнении с другими видами резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм. Так, после выборки фона всегда следует проработать основные планы внутри рисунка, смоделировать и отработать фигуры людей, птиц, животных, переплетения растительного орнамента, формы веточек и листьев, их высоту над фоном и по отношению друг к другу. Все это необходимо сделать до окончательной отделки поверхности штрихами, жилками, насечками и т. п.
К рельефной резьбе обычно относят и резьбу "татьянка" . Это очень молодая техника, которую в 1992 г. разработал Шамиль Сасыков и назвал в честь своей жены. В резьбе "татьянка" не требуется проработки или выборки фона, так как накладываемый рисунок и образует собственно фон. Сама резьба имеет вид плетеного кружева и подразумевает полное заполнение обрабатываемой поверхности рисунком. В узоре один элемент переходит в другой, фон представляет собой живую картину. В основном в данной резьбе используется растительный орнамент (порой он переплетается с животным), который наносится на поверхность изделий с помощью обычных инструментов резчика – ножа-косяка и полукруглых стамесок.
При изготовлении изделия в технике рельефной резьбы работать нужно равномерно над всем орнаментом, не увлекаясь проработкой отдельного участка и не оставляя соседние нетронутыми. Это правило распространяется на все стадии обработки – выборку фона, формирование основных планов, фигур, форм и на окончательную отделку – насечки, штрихи, скобки и т. д.
Рельефная резьба (особенно горельефная) привлекательна декоративностью, выразительностью, богатством композиции. Если плоскорельефная резьба характеризуется некоторой "приглаженностью", то горельефная – это ландшафт в миниатюре. Мастера рельефной резьбы создают настоящие шедевры, применяя в своих работах элементы всех видов резьбы – прорезной, геометрической, контурной, скульптурной. Именно соединяя в одной композиции все виды резьбы, можно добиться совершенства в данном виде творчества. Но путь к этому лежит только через овладение каждым видом, каждым приемом в отдельности, продвигаясь от простого к сложному.
Рельефный декор играет ведущую роль в архитектуре, где самыми распространенными являются лепные украшения. В декоративно-прикладном искусстве рельефную резьбу издавна широко применяли для украшения интерьеров – стенных панелей, порталов, дверей, мебели. И в наши дни ее используют для отделки интерьеров в виде настенных панно, дверей, стен, рам, карнизов, полочек, различных предметов домашней утвари, всевозможных шкатулок, ларцов и женских украшений, а также при изготовлении современной художественной мебели: на спинках стульев, на корпусной мебели в виде накладных декоративных элементов.