Речь пойдет о мелкой скульптуре навроде разных фигурок высотой сантиметров 10. Начинающим резчикам по дереву важно подобрать хороший инструмент и древесину, поскольку плохой выбор может обернуться неприятным первым впечатлением о резьбе в целом, особенно у ребенка, если вы вдруг решили пробудить в нем интерес к ручной работе, творчеству, древесине и ремеслу. Ну, или если у него, ребенка, такой интерес пробудился сам собой без вашего непосредственного участия.
Резьба по дереву для детей. Изделия из дерева.
В принципе, вырезать по дереву можно практически любым ножом. Кто-то может что-то вырезать и кухонным ножом, кто-то - скальпелем, кто-то, гляди, и отвертку готов использовать, но все это, по-моему, из разряда садомазохизма. Куда лучше, легче, комфортнее, проще и приятнее работать специальными ножами.
Почему он так называется? Догадаться не сложно. Получил название по селу Богородское в окрестностях Москвы. Именно в этом селе резчики делали богродскую игрушку, традиционно используя специальные ножи. Поэтому в целесообразноости покупки такого ножа можно не сомневаться - он удобен в использовании и при должной сноровке позволяет делать как грубую резьбу (создание общей «угловатой» формы фигурки), так и тонкие детали (тут-то сноровка и нужна). Чтобы вырезать вот такие фигурки, например, одного такого ножа будет достаточно (эта фигурка - дело рук одного американского мастера).
Изделия из дерева. Резьба по дереву для начинающих.
У швейцарской фирмы Pfeil есть что-то вроде аналога богородского ножа - г-образный нож, который называется Pfeil Junior. Ручка толще, полото другой формы.
Ножи для резьбы по дереву. Резьба по дереву для начинающих.
Он предназначен для детей, но может использоваться и новичками. Его секрет - особенная форма полотна, изогнутая буквой г (на фотографии ниже форма видна лучше). Этот выступ сбоку позволяет легче удерживать нож в руке и легче продвигать его усилием пальцев, при этом повышается степень безопасности работы. Но вообще таким ножом работать не очень удобно. Длина полотна лезвия у богородского ножа - 50 мм, у Pfeil Junior - 55 мм.
Ножи для резьбы по дереву. Резьба по дереву для начинающих. Изделия из дерева.
Еще один вариант - использовать другой специализированный, своего рода «европейский» нож. Он поменьше богородского, маневреннее, при этом не уступает в функциональности и практичности, скорее наоборот - полотно лезвия тоньше, хорошо подходит для деликатной обработки дерева. Ножи бывают разной длины - для несколько разных целей, однако есть и универсальный размер.
Pfeil - ножи для резьбы по дереву. Резьба по дереву для начинающих.
«Татьянка» - ножи для резьбы по дереву. Резьба по дереву для начинающих.
Petrov and Son - ножи для резьбы по дереву. Резьба по дереву для начинающих.
Narex - ножи для резьбы по дереву. Резьба по дереву для начинающих.
Вообще все вышеназванные инструменты достаточно универсальны в использовании и могут использовать для создания и выполнения различных форм и рисунков, ограничением будет только умение самого мастера. Какой же инструмент выбрать? Решайте сами. Какой-то приглянется вам удобной формой ручки, какой-то приятным ощущением в руке, какой-то просто цветом и т.д. - критерии у каждого могут быть свои. Но совет все-таки дать можно - покупайте инструмент проверенных производителей, который в случае чего можно вернуть или хотя бы поменять (купив где-то на рынке непонятно у кого, вы рискуете купить некачественный нож, который может отбить всякую охоту к резьбе как у вас, так и у ребенка). И, если есть такая возможность, покупайте инструмент не заочно, а лично в магазине, где представлен инструмент вживую - тогда вы точно поймете, какой инструмент «ваш».
Кстати, все вышепоказанные ножи есть в продаже в . Также у нас есть специализированный , где этот инструмент представлен вживую.
Представленные уроки резьбы по дереву познакомят начинающих с этим ремеслом, чтобы своими руками вы смогли создавать предметы из природного материала.
Резьба по дереву ― это вид декоративно-прикладного искусства, который зародился еще в древности. На Руси резьбу по дереву называли резным делом, а выполняемый в этой технике рисунок ознаменкой, узорчьем, вызорочьем. В этой технике на плоской поверхности мастера выполняли косицы, зубчики, желобки, маковицы, грибки и т.д. Увидеть такие образцы можно в Успенском соборе, посетив царское место.
Развитию резьбы по дереву Россия обязана иноку Амвросию ― послушнику Троице-Сергиевской лавры, который на исходе XV века в своих работах объединил русский орнамент с западным и восточным.
В 1660 году мастера украсили царскую столовую немецкой резьбой, которая была фигурной, с готическими мотивами. Так в российской резьбе появились элементы немецкой, в том числе, и новые инструменты, термины.
Типы резьбы условно разделяют на:
Начинающим можно использовать лишь 2 инструмента ― хорошо отточенный перочинный ножик и нож-косяк.
После того, как вы узнали много полезного, обзавелись необходимым, давай попробуем вырезать цветок. Для его изготовления необходимо следующее:
Если у вас пока еще нет v-образной стамески-уголка, то для данного узора можете использовать острый нож.
Если вы хотите сделать форму для печатного печенья с изображением Снегурочки, тогда приготовьте:
Если у вас нет электрического лобзика, то можно выпилить заготовку пилой или обычным ручным лобзиком.
Налейте льняное масло в емкость, погрузите в него нашу деревянную форму на час. Если вы выполняете большую работу, тогда пропитайте ее маслом при помощи тампона или беличьей кисти и оставьте сохнуть 3–4 дня.
Чтобы печенье не подгорело в некоторых местах, вырезать из дерева штамп нужно так, чтобы на нем не было слишком выдающихся элементов.
Для нее возьмите:
Вырезать можно не только по дереву, но и используя мыло. Это более мягкий материал и сначала можно «набить» руку на нем.
В завершение, вам предлагаются 3 сюжета. Из первого вы узнаете подробно про резьбу по дереву, про инструменты для начинающих.
После просмотра второго, вы сможете вырезать ложку с красивой резной ручкой.
Из третьего вы узнаете, как вырезать очаровательную розу из дерева.
Этот вид работ представляет для резчика особый вызов, поскольку наряду с отточенной техникой резьбы требует эстетического восприятия предмета. Объект резьбы может быть природным или абстрактным - концепцию определяет мастер и иногда естественные свойства дерева. Изделия с глубоким или сквозным прорезанием могут быть трудны для начинающего. Простые цельные формы проще изготовлять в период становления техники исполнителя.
Разметка заготовки
Для некоторых процесс скульптурной резьбы заключается в выборе материала, его установке в рабочем положении и срезании древесины, в то время как формы постепенно проявляются по мере продвижения работы, направляемой воображением резчика. Однако это может свестись к действиям наугад. Пока вы еще не стали опытным мастером резьбы по дереву, лучше все же сделать аккуратный чертеж и сделать разметку на болванке до того, как начать работу.
Вырезание сжатой кисти руки приводится здесь в качестве типичного примера. Рука представляет собой интересный объект для скульптурной резьбы. Можно в ходе работы исследовать свою руку и по мере приобретения опыта приниматься за все более сложные положения руки. Подготовьте вид спереди и вид сбоку предмета работы в натуральную величину. План - вид сверху и вид сзади тоже будут полезны. За основу можно взять фотографии, в идеальном случае сделанные с четырех сторон. Фото передает эффект перспективы, поэтому детали на заднем плане будут иметь меньшие по сравнению с реальностью размеры, и это необходимо учитывать при выполнении чертежей. Для увеличения изображения используйте метод масштабной сетки.
С помощью копировальной бумаги перенесите вид сбоку и вид спереди на прилегающие стороны заготовки, обрезанной по размеру так, чтобы готовое изделие занимало почти весь объем с небольшим припуском (1). Желательно иметь излишек материала по высоте, который дал бы возможность установить заготовку в тиски.
1 Разметьте контуры на прилегающих сторонах
Начальное придание грубой формы
Масса отхода может быть выбрана и стамесками, но быстрее это сделать на начальном этапе либо ручной, либо механической пилой. Ручной пилой сделайте серию прямых пропилов до контура, работая от каждой стороны (2).
2 Сделайте серию пропилов ручной пилой
Срежьте отход плоской стамеской, оставив приблизительную форму в грубом приближении с прямыми углами. В качестве альтернативы на ленточно-пильном станке можно обрезать заготовку по размеченному контуру. Сначала обрежьте вид сбоку, затем временно с помощью клеящей ленты или тонких или отделочных гвоздей посадите отделенные части на место (3). Это сохранит прямоугольность заготовки и линии разметки для обрезки вида спереди. Помните, что гвозди должны быть вбиты только в отходный материал и не должны попасть в область пропилов. Опилите вокруг контура вида спереди. Теперь грубая форма изделия готова для дальнейшей обработки. Если это поможет, сделайте и другие разметочные линии в рамках этой грубой формы.
Секреты резьбы по дереву Серикова Галина Алексеевна
Скульптурная резьба
Скульптурная резьба является наиболее древней и берет свое начало еще с тех времен, когда человек вырезал из дерева фигурки языческих богов, которым поклонялся и у которых искал помощи и защиты.
В период после Крещения Руси из древесины стали вырезать лики святых, выполнять иконостасы в храмах. Широкое применение при декорировании интерьера нашла скульптурная резьба. Достаточно вспомнить ножки кресел, диванов в виде звериных или птичьих лап; подлокотники, изображающие фантастических существ, и пр.
Скульптурная резьба абсолютно непохожа на другие разновидности резьбы (за исключением прорезной), тем, что ее можно рассматривать с разных ракурсов, поэтому она должна быть максимально тщательно продумана, выполнена и обработана. Такая работа требует от резчика не только умения обращаться с древесиной, иметь навыки и опыт резьбы, но и знания законов композиции. В связи с этим скульптурную резьбу можно назвать вершиной резчицкого ремесла. К ней можно приступать только после того, как освоены приемы геометрической, контурной и рельефной резьбы. Скульптура предполагает круговой обзор, и даже небольшие нарушения деталировки недопустимы.
Секреты между строк
Актуальна ли сейчас деревянная посуда?
С функциональной точки зрения деревянную посуду нельзя сравнивать с предметами, изготовленными из современных материалов. Но эстетичность и декоративность ее несомненна. Раньше посуду вырезали из липы, и не только потому, что она мягкая. Древесина липы не дает усадочных трещин, приятно пахнет. Но поскольку текстура липы не столь выразительна, как у дуба и ореха, ее украшают инкрустацией или геометрической и, рельефной резьбой.
Кроме того, резчик должен учитывать многие факторы, начиная от размера скульптуры, расположения ее в пространстве и заканчивая ее соразмерностью с заготовкой, так как скульптура должна полностью уложиться в ее масштаб. Какие-либо добавления, наращения и тому подобное – явление исключительное.
Во избежание ошибок модель скульптуры можно выполнить из пластилина или глины, что позволит почувствовать объем, скорректировать технику резьбы и подобрать необходимый инструмент. Это особенно полезно начинающему мастеру, поскольку опытный резчик, тем более обладающий хорошим глазомером, зрительной памятью, пространственным мышлением и воображением, может обойтись и без моделирования.
Секреты между строк
Подвластны ли резцу украшения?
Украшения из дерева никогда не выходят из моды. Начинающему резчику можно даже рекомендовать их изготавливать, причем желательно выполнять не отдельные предметы, а гарнитуры, что позволит выдержать комплект в едином стиле и реализовать законченную композицию. В качестве материала используют как древесину (особенно эффектны торцевые срезы акации, дуба и др.), так и плодовые косточки. Главные элементы декора – это цвет, форма, отделка в виде инкрустации или прорезного либо неглубокого орнамента. Важно, чтобы изделие не было похоже на пластмассу.
Для декоративной скульптуры в большей степени подходит мягкая древесина. Если же ее используют в качестве опоры, то нужно подобрать твердую древесину. При этом она должна быть идеальной с точки зрения качества, т. е. быть прямослойной, не иметь трещин, сколов, гнили, поскольку это существенно осложнит работу и ухудшит ее качество и декоративность.
Для скульптурной резьбы используют осину, клен, грушу, ольху, березу, но начинающему резчику лучше остановить свой выбор на липе как на материале пластичном и податливом.
Набор инструментов для скульптурной резьбы включает в себя различные по ширине (15–40 мм) полукруглые стамески, а также необычный инструмент, который называется богородским ножом (рис. 93).
Рис. 93. Богородский нож
В соответствии с размером изделия подбирают чурбан – часть бревна, половину чурбана или четвертину.
Если используется целый чурбан, его опиливают в соответствии с размером изделия, оставляя припуск на последующую обработку. Затем его обрубают топором, придавая форму параллелепипеда (для удобства разметки). В случае применения половины или четверти чурбана его раскалывают на 2 или 4 части (это характерная особенность богородских резчиков). В результате мастер получает заготовку с 2 прямыми и 1 криволинейной плоскостями, что особенно удобно в том случае, если предстоит вырезать фигуру человека или животного. Количество отходов при этом сокращается.
Секреты между строк
Как обрабатывать мелкие предметы?
Мелкие предметы, например женские украшения, требуют особых способов крепления. Для отделки предмета со стороны среза изготавливают державку, которую зажимают в тисках. Это брусок, в котором вырезано гнездо в соответствии с формой детали, которую в него погружают. Чтобы удерживать заготовку сверху, используют 2 металлические пластины – вертлюги. Зажав ею половину изделия, обрабатывают вторую.
К выбору заготовки необходимо подойти очень внимательно, помня, что прочность древесины определяет направление ее волокон. Изделие, выполненное из древесины с продольным направлением волокон, устойчиво к изгибу, но подвержено скалыванию. Поэтому, перед тем как приступать к резьбе, заготовку нужно сориентировать, т. е. так использовать ее, чтобы тонкие детали шли вдоль волокон, это сделает их менее ломкими. А сечения, наоборот, под углом или поперек волокон, это предохранит их от скола.
Секреты между строк
Как вырезать украшение из абрикосовой косточки?
Если используется целая косточка, то предварительно ее шлифуют с обеих сторон и также с обеих сторон прорезают рисунок (обычно это несложный орнамент или отдельный его элемент). Через прорези измельчают ядро и извлекают его. Заготовку погружают в клей и, удалив потеки, просушивают, после чего просверливают отверстие, прикрепляют фурнитуру и покрывают изделие лаком.
Итак, подобрав заготовку, ее надежно закрепляют в соответствующем положении (вертикально или горизонтально), чтобы обеспечить свободный доступ с любой стороны.
Затем на нее наносят контур модели с учетом припусков на обработку и вырубают топором грубую форму, при этом нельзя допускать сколов, зарубов, заходящих на контур рисунка или за него. Вогнутые места обрабатывают полукруглыми стамесками и также обращают внимание на направление волокон (дефекты должны быть исключены и на этом этапе работы). Чаще всего сколы образуются при резании поперек волокон на выходе стамески к противоположной стороне заготовки, особенно если резчик помогает себе киянкой. Во избежание скола следует пользоваться таким приемом, как встречное резание, т. е. не стремиться за один проход снять всю лишнюю древесину. Закончив вырубку, переходят к проработке больших скульптурных форм.
Древесину срезают осторожно, равномерно со всех сторон. Таким образом, постепенно переходят от грубой резьбы к тонкой, практически ювелирной. При этом если сначала работают широкими стамесками, то сменяют их на более мелкий инструмент (узкие стамески, клюкарзы). Потом обработка осуществляется большими и малыми рашпилями, острыми ножами и рифлевками. Мастер может использовать и наждачную шкурку, если того потребует фактура изделия.
Законченную скульптуру на некоторое время оставляют в сухом помещении. Если в процессе работы образовались мелкие трещины или выявились другие изъяны, необходимо их устранить: вклеить кусочки древесины или зашпатлевать. В заключение скульптуру покрывают защитным составом.
Последовательность работы над скульптурой представлена на рис. 94.
Рис. 94. Последовательность действий при скульптурной резьбе: а – нанесение контура; б – вырубка грубой формы; в – выявление деталей; г – окончательная отделка
Плосковыемчатая резьба Как следует из названия резьбы, ее фоном является плоская поверхность (как заготовки, так и декорируемого предмета), а рисунок складывается из углублений (выемок), разнообразных по своей форме. Плосковыемчатая резьба подразделяется на контурную и
автора Серикова Галина Алексеевна
Плоскорельефная резьба При выполнении плоскорельефной резьбы изображение располагается в одной плоскости, при этом рельеф, разнообразный по рисунку и композиции, выявляется своеобразно. Для этого фон, окружающий элемент или орнамент, выбирается или углубляется. В
Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина Алексеевна
Рельефная резьба Из представленных разновидностей рельефная резьба является наиболее выразительной, поэтому в прежние времена ею покрывали стеновые панели, мебель, двери и потолки. Она и сейчас актуальна при декорировании интерьера. Различают 2 вида рельефной резьбы –
Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина Алексеевна
Прорезная резьба Название этой разновидности резьбы означает, что при таком способе обработки древесины удаляют фон. Поэтому такая резьба по-другому называется пропильной или сквозной.Приемы прорезной резьбы являются достаточно простыми, поэтому она еще издревле
Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина АлексеевнаСкульптурная резьба Скульптурная резьба является наиболее древней и берет свое начало еще с тех времен, когда человек вырезал из дерева фигурки языческих богов, которым поклонялся и у которых искал помощи и защиты.В период после Крещения Руси из древесины стали вырезать
Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина Алексеевна
Домовая резьба Название этого вида резьбы говорит само за себя: домовая резьба предназначена для наружного украшения жилища и выполнения внутреннего его убранства.По характеру и технике исполнения домовая резьба неоднородна и может быть рельефной, прорезной и
Из книги Выжигание по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович автора Подольский Юрий ФедоровичПлосковыемчатая резьба Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления – выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой
Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий ФедоровичПлоскорельефная резьба Суть рельефной резьбы заключается в том, что узор (рисунок) формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае формируемый узор (рисунок) будет иметь одну и ту же высоту (обычно 5–7 мм) по всей
Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий ФедоровичРельефная резьба Рельефную резьбу выполняют путем подрезки плоского орнамента, оставленного на углубленном фоне, и проработки форм на поверхности этого орнамента. Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты.
Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий ФедоровичПрорезная резьба Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной (с плоским орнаментом), так и рельефной резьбы. Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или пилой. В последнем случае резьбу называют пропильной.Прорезная резьба получила широкое
Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий ФедоровичДомовая резьба Домовая резьба характеризуется тем, что является крупномасштабной, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.Хотя домовая резьба была популярна уже в XVI в., до нас
Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович
Контурная резьба По технике выполнения контурная резьба как разновидность геометрической является самой простой. Изображения, выполненные таким способом, напоминают четкий графический рисунок. Применяя различные виды прорезов и сочетания прямых, кривых,
Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович
Геометрическая резьба Все элементы геометрической резьбы представляют собой простейшие геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями либо сочетанием четырехгранных или полукруглых выемок. Основные элементы геометрической резьбы – это двугранные,
Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович
Скобчатая, или ногтевидная, резьба Скобчатую резьбу выполняют полукруглыми стамесками, применяя нож-косяк как вспомогательный инструмент. В результате применения полукруглой стамески на поверхности древесины остается след, похожий на скобку или след от ногтя, отсюда и
Искусство резьбы по дереву известно с давних времен. Именно резными элементами украшались на Руси деревенские и городские деревянные дома. При этом изготовлялись эти элементы с помощью простых и доступных инструментов - топора, пилы, плотницкой стамески. Со временем инструменты для резчиков совершенствовались, видоизменялись. Появились станки, при помощи которых стало возможным воплотить в дереве самые сложные узоры. Тем самым был заложен фундамент к скульптурной резьбе по дереву.
Скульптурная резьба является самым сложным видео декоративной резьбы по дереву. Для полного его освоения и качественного результата работы необходимо предварительно освоить абсолютно все остальные виды резьбы. Под скульптурной резьбой подразумевается процесс изготовления из заготовки (обычно это ствол дерева) объемной, просматриваемой со всех сторон полноценной скульптуры.
Очень важно серьезно подойти к выбору заготовки - нельзя ошибиться с размером или материалом из которого будет создаваться скульптура, необходимо учесть волокнистое строение дерева и все особенности вырезаемой фигуры. В любом случае, со временем, невозможно будет избежать некоторой деформации по ряду причин, и эти изменения необходимо предусмотреть и рассчитать заранее, иначе изделие может потерять в качестве, снизится его художественная ценность.
Еще одним подспорьем может стать знание будущего "жилья" данной скульптуры, соответствие ее габаритов метражу и высоте потолков помещения, где изделие будет выставлено. То есть, уже на этапе задумки возникает масса вопросов, решить которые под силу только самому мастеру-исполнителю. Так что торопиться в создании объемного изделия из дерева однозначно не стоит.
Скульптурная резьба является станковым видом творчества, а потому для него необходимы оборудованное рабочее место и практически все инструменты, применяемые во всех видах резьбы. Ваше умение владения всеми этими инструментами должно находиться на довольно высоком уровне - человек, никогда ранее не занимавшийся ни одним видом вырезания по дереву, не сможет создать качественную и красивую скульптуру растения, животного или чего-либо еще просто так, с наскока.
Скульптурная резьба включает в себя несколько интересных разновидностей, например вырезание бензопилой, или корнепластика.
Корнепластика является немного более сложной, но более захватывающей и интересной. В ее случае композиции создаются с использованием природных форм. Речь идет о том, как в качестве заготовок используются участки корневой системы деревьев, которые в грубой форме имеют сходство с каким-либо предметом, животным, растением, или, возможно, даже мимикой человеческого лица. В работе подобного характера мастер должен иметь и использовать свое воображение, чтобы разглядеть задатки живого узора в неживом объекте и заранее увидеть приблизительное очертание уже готовой работы в сырье, которого еще не касался ни один инструмент. Такие изделия в силу своей индивидуальности и оригинальности всегда очень востребованы. Не забывайте об этом, когда настанет время браться за скульптурную резьбу.
В первую очередь необходимо подобрать материал. Для новичков наилучшим выбором станет мягкое и монолитное дерево: липа, осина или бук. Так же продумайте размеры изделия, получится ли вырезать его целиком из заготовленного куска дерева. Материал необходимо хорошо просушить и проверить на наличие внешних дефектов.
Работа начинается с детальной подготовки эскиза, который подготавливается на бумаге в нескольких проекциях.
После того как эскиз на бумаге подготовлен он размещается на бруске дерева и переводится.
Работа над бруском начинается с грубого опила лишних частей при помощи лобзика. Главные детали постоянно придется прорисовывать карандашом. Лишняя древесина снимается слой за слоем до получения примерной, хоть и грубой, формы задуманного рисунка. Очень удобно этот этап осуществлять бормашинкой со специальными шлифовальными насадками из наждачки.
Уже на этом этапе можно приниматься за детализацию глаз и жабр рыбы, ее плавников и так далее. Обычно для этого используют остро заточенный нож или бормашинку со специальными насадками.
Плавники выкраиваются отдельно от рыбы и присоединятся к ней уже после.
После изготовления всех деталей можно приступить к окончательной шлифовке изделия, выжиганию, покраске и иным способам отделки готового продукта.
На видео ниже представлены процессы работ и их результаты от опытных резчиков по дереву.