Проектирование и строительство домов

Проектирование и строительство домов

» » Техника выполнения скульптурной (объемной) резьбы

Техника выполнения скульптурной (объемной) резьбы

Создать объемные деревянные изделия не так уж и просто, поскольку аналогичный процесс является целой наукой, известной как объемная резьба по дереву. Древесина считается одним из древнейших материалов, используемых для изготовления различных объектов и построек. Подобное сырье достаточно практично и в меру надежно, а также обладает довольно хорошими характеристиками сохранения тепла.
Скульптура выполненная объемной резьбой Кроме аналогичных критериев, дерево отличается и великолепными внешними качествами, что позволяет использовать его для создания разнообразных декоративных объектов.

Назначение объемной резьбы и ее роль для стилистической направленности интерьера

Объемная резьба по дереву является одним из направлений декоративной обработки древесины, позволяющим создавать великолепные и яркие образы, способные лаконично вписаться в любой интерьер или стать красочным . Однако работать с древесиной дано не каждому точно так же, как и писать картины. Кроме того, этому мастерству нужно долго и упорно учиться.

Создание же декоративной отделки из дерева является отличным решением, дающим возможность изготавливать элегантное покрытие, отличающееся не только внешними качествами, но и придающее помещению особую атмосферу.
Резные скульптуры для декорирования интерьера Наилучшим решением будет обращение к профессионалам, которые создадут все необходимые образы и эскизы, а также в максимально сжатые сроки предоставят готовый результат.

Однако такой подход требует значительного вложения материальных средств и будет оправдан лишь при больших объемах работ. Создание же мелких деталей или негабаритных объектов лучше попытаться выполнить самостоятельно.
Пример изготовления необыкновенного объекта при помощи объемной резьбы по дереву

Читайте также

Резные наличники на двери

Структура работы и проведение подготовительных работ

Резьба по дереву для начинающих все же подразумевает наличие минимальных начальных навыков, основанных на умении работать с инструментом для резьбы и ухаживать за ним.

К тому же придание формы куску обыкновенной древесины является достаточно творческим занятием, требующим выверенного подхода и определенной точности. Исходя из этого проведение всей последовательности работ можно подразделить на этапы, различные по своей направленности и назначению. Выглядит этот перечень, в наилучшем виде описывающий структуру процесса, следующим образом:

  • подготовительные работы;
  • сбор инструмента;
  • непосредственное проведение резьбы;
  • обработка готового изделия.

Все эти категории работ в наилучшем виде и полностью описывают процедуру по созданию резных деревянных объектов.


Посуда выполненная объемной резьбой Подготовительные работы заключаются в выборе древесины и изготовлении принципиальной схемы объекта. При этом оба направления являются крайне важными, поскольку от них в наибольшей степени зависит структура и сложность будущих работ.

Крупные масштабные объекты лучше всего вырезать из древесины мягких сортов, поскольку она более податливая и пластичная. В таких условиях наиболее подходящими сортами дерева являются ольха, липа, верба, тополь или сосна. В то время как для производства мелких деталей наилучшим решением будут твердые породы деревьев, наподобие дуба или клена.

требуют достаточно точные, поскольку чем тщательнее будет составлен проект объекта, тем естественнее он получится в реальности. Наилучшим решением для выполнение этой части работ является перенос визуальных характеристик будущего декора на бумагу или создание его глиняной копии. Для воплощения в жизнь этой задачи и понадобятся творческие данные, которые дадут возможность получить наиболее реалистичную копию.


Объемная резьба по дереву для начинающих

Во все времена объемную резьбу народные мастера применяли для украшения жилищ, мебели, посуды, хозяйственной утвари и орудий труда. Скульптурное изображение коня или птицы венчало гребень тесовой кровли. Миниатюрные резные коники украшали ручки ковшей, навершни швеек и даже служили деталями ткацкого станка. Обычный столярный рубанок вырезался зачастую и виде экзотического льва. А традиционная посуда - скопкари, ендовы, ковши и — в болььшинстве случаев обретала форму утиц. Между делом мастерил крестьянин для детей всевозможные . В Архангельской и Нижегородской губерниях постепенно возникли целые игрушечные промыслы.

Крупным центром игрушечного дела стало Подмосковье. Из архивных документов известно, что уже в XVII веке в городе (ныне Загорск) и селе Богородском изготовлялись на продажу игрушки, которые охотно закупал даже царский двор. По началу в Богородском резали только «белье» - игрушки, предназначенные для раскрашивапия. Белье отправляли в Сергиев посад, где часть изделий раскрашивали красильщики. Другую часть продавали неокрашенными. Именно неокрашенные игрушки, декорированные лишь неглубокими быстрыми порезками, определили в дальнейшем лицо богородской игрушки. На игрушечном базаре перед покупателем развертывалась картина современной ему жизни. Здесь можно было увидеть гарцующего на коне гусара, щеголеватого офицера, толстого чванливого барина, жеманную барышню с гигантским цветком в руке. Простых людей богородские резчики показывали обычно за работой — сапожник тачал сапоги, пряха сидела за , старик , торговцы торговали пирогами, лесоруб рубил дрова... Большое место занимало изображение животных, среди которых самым любимым был медведь. Волею богородских мастеров он наравне с человеком активно участвовал в различных работах - (правда, неудачно), ковал металл, а в часы досуга играл на музыкальных инструментах.

1. Швейка. Конец XIX века. Архангельская область. 2. Щелкун. XIX век. Троице-Сергиев посад. 3. Ковш-черпак. XIX век. 4. Рубанок. 5. Скопкарь и ковшик. XIX век. Архангельская область. 6. Лев. Болвашка. XIX век. Троице-Сергиев посад. 7. Рубель. XIX век. Поволжье. 8. Кувыркан «Барин в берете». XIX век. Троице-Сергиев посад. 9. Деревянная кукла «Няня». Село Богородское и Троице-Сергиев посад. 10. Игрушка с движением «Кузнецы». Село Богородское.

Были среди прочих игрушек и небольшие фигурки в виде солдата или барина — щелкуны. Они не только служили настольным украшением, но и имели определенное практическое назначение — щелкали орехи. Нижняя челюсть щелкуна была частью рычага, поднимая который в рот щелкуна вкладывали орех. При нажатии на рычаг орех легко раскалывался. Подобный щелкун (щелкунчик) стал героем знаменитой сказки Гофмана и балета Чайковского .

Любовью детей и взрослых пользовались игрушки с движением, среди которых наиболее удачной была игрушка «кузнецы». Знаменитый французский скульптор Огюст Роден считал ее величайшим произведением народного искусства. При легком перемещении скрепленных гвоздиками параллельно расположенных реек кузнецы — медведь и человек — принимались дружно стучать по наковальне. Теперь «кузнецы» стали символом русской деревянной игрушки.

При работе над объемной игрушкой резчики применяют сравнительно небольшой набор инструментов. В него входят семь-девять полукруглых , нож, называемый богородским, и . Некоторые резчики применяют дополнительные инструменты: клюкарзы для обработки сложных криволинейных поверхностей, нож-косяк для нанесения на поверхность скульптуры геометрического орнамента, угловые стамески для контурной резьбы.

К сожалению, инструменты для объемной резьбы по дереву купить почти невозможно. Поэтому резчики-любители делают их сами из прямых стамесок, имеющихся в продаже, из ножовочных полотен, из надфилей и и даже из обоимков шарикоподшипников разных размеров. По профилю сечения полукруглые стамески бывают трех типов: крутые, отлогие и глубокие (церазики). Мы предлагаем их изготовить из углеродистой инструментальной стали марок У-7, У-8, У-10. Если такой стали нет, можно использовать ножовочные полотна толщиной от 1 до 3 мм.

Инструменты для резьбы по дереву:
1.
Нож-косяк. 2. Богородский нож. 3. Угловая стамеска. 4. Полукруглая стамеска.
5. Стамеска-илюкарза. 6. Полотно и рукоятка стамески. 7. Сечения полукруглых и угловых стамесок.
8. Формовка полотна полукруглой стамески.

Крутизна стамесок зависит от величины радиуса округления. Чем он меньше, тем круче будет стамеска. На нашем чертеже приведены размеры лишь самых употребительных полукруглых стамесок, необходимых на первых порах. В дальнейшем число стамесок следует увеличить, изготовив стамески с более широкими или узкими полотнами, а также промежуточные, с различными радиусами скругления. Чтобы сделать, например, стамеску с шириной полотна 25 мм, нужно для матрицы подобрать отрезок трубы длиной 170 мм и диаметром внутренней поверхности 34 мм. Трубку распилите пополам и на некотором расстоянии от краев просверлите два отверстия под . В торце чурбака прорежьте соответствующего размера желоб, уложите в него матрицу и приверните ее шурупами. Головки шурупов должны быть заподлицо с поверхностью матрицы. Для других стамесок матрицы изготовляют в той же последовательности, подбирая подходящие по размерам трубки. Пуансоны сделайте из стальных цилиндрических прутков длиной 270 мм. Диаметр каждого пуансона будет зависеть от размеров матрицы и толщины полотна стамесок. Для изготовления стамесок шириной 20—25 мм возьмите сталь толщиной 3 мм, для стамесок шириной 16, 12, 10 мм — 2 мм, для самых узких стамесок — 1 мм. Сталь, предназначенную для стамесок, отпустите на огне, чтобы она стала пластичной. Затем выпилите заготовки полотен. Уложив заготовку в матрицу, сверху приставьте пуансон и осторожными равномерными ударами молотка загоните пуансон в матрицу.

Сформованное полотно накалите в муфельной печи (примерно до 800°С), затем возьмите щипцами за хвостовик и быстро, но без рывков опустите в воду или масло. Если закрепленный металл окажется слишком хрупким, его необходимо немного отпустить, разогрев над газовой плитой до соломенного цвета побежалости.

Рукоятку выточите на токарном станке из древесины березы, бука, клена или . Чтобы предотвратить раскалывание, на один конец рукоятки наденьте кольцо и просверлите глухое отверстие на глубину 50 мм. На хвостовик полотна наденьте заранее заготовленную шайбу и насадите на него рукоятку.

Готовую полукруглую стамеску заточите на наждачном круге, постоянно смачивая водой, под углом 20—25° с внешней стороны.

Узкие стамески-церазики можно выточить из круглых и полукруглых надфилей. Так называемый богородский нож обычно делают из «опасной» бритвы. Подберите длиной 160 мм, диаметром 50—60 мм. В торец чурбака заколотите хвостовик бритвы так, чтобы он полностью вошел в древесину. Но предварительно обмотайте как можно надежнее лезвие бритвы изоляционной лентой, чтобы не порезать руки. Теперь обтешите чурбак топором, придав ему форму, показанную на нашем рисунке. Готовую ручку зачистите наждачной бумагой. Сняв с лезвия изоляцию, сточите его конец под углом 30° к продольной оси.

Очень важно подобрать топор «по руке». Он должен быть не очень легким, но и не тяжелым. Топором выполняют черновую зарубку, установив заготовку на полуметровой высоты липовом кряже из комлевой части дерева.

Делать дальнейшие операции можно за обычным столом или . Но практика показала, что объемную резьбу сподручнее выполнять на низком верстаке. Высота верстака, за которым работает богородский резчик, 60 см, а , на которой он сидит, — 35 см.

Основной материал для объемной резьбы — липа. Но если ее нет, можно использовать и ольху, у которых такая же мягкая и однородная . Предназначенный для резьбы материал должен быть хорошо высушенным. очень хлопотно. При атмосферной сушке с липовых кряжей нужно снять кору и замазать торцы густой масляной краской или специальными замазками. Замазки составляют из смеси олифы и известки-пушенки или древесной смолы и мела. Су-шить древесину нужно под навесом. При атмосферной сушке дерево сохнет очень медленно от нескольких месяцев до нескольких лет. Но сушку можно во много раз ускорить, если обработать древесину запариванием. Старые мастера запаривали древесину в русской печи на вольном жару, (то есть после выгреба угольев). Если вы живете в деревне или наезжаете туда отдыхать, то с успехом можете применить этот проверенный веками способ. В подходящий по размерам чугун положите сырую древесину, а на дно налейте немного воды. Накройте чугун и поставьте в протопленную и освобожденную от жара печь, плотно закрыв ее заслонкой. Наутро пропаренную древесину выньте из чугуна и просушите в течение нескольких дней при комнатной температуре.

Древесину можно запаривать в русской печи и без чугуна, расставляя чурки прямо на чисто подметенный пол печи. Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но и приобретает глубокий коричневато-золотистый цвет.

Есть простейшие способы запарки древесины, которые можно осуществить в городских условиях. Несколько таких способов предлагает испытать главный художник Богородской фабрики художественной резьбы Константин Иванович Негадов.

Сырую древесину положите в кастрюлю и залейте водой. Воду предварительно подсолите из расчета 4—5 столовых ложек поваренной соли на один литр воды. Древесину варите на медленном огне примерно в течение двух-трех часов, а дасле варки просушите при комнатной температуре. На сушку потребуется не менее двух недель. Этот способ особенно приемлем для древесины твердых пород, так как такая древесина чаще растрескивается, чем мягкая. Русскую печь с успехом могут заменить духовка или сушильный шкаф, который имеется в каждой квартире. В них древесину достаточно выдержать примерно два-три часа при температуре 60—80°. Но какой бы способ сушки вы ни применяли, обязательно нужно учитывать, что более крупные куски дерева высыхают гораздо медленнее, чем мелкие.

Но если все же по каким-либо причинам вам пришлось работать с недостаточно хорошо просушенной древесиной, а во время работы необходимо делать продолжительные перерывы, неоконченную работу зарывайте в стружки, полученные при резьбе.

Подготовив рабочее место, инструменты и материалы, можно приступать к работе над камерной скульптурой. Правда, инструменты и древесину придется пока отложить в сторону. , пластилина или эглина вылепите вначале эскиз будущей работы. При работе с этими материалами у вас откроются широкие возможности поиска благодаря их высокой пластичности. Если скульптура из дерева создается удалением лишнего материала, то из глины и пластилина она создастся также и наращиванием пластических объемов. В дереве, как и в других твердых материалах, такой возможности нет. одно неосторожное движение стамески — и ошибка чаще всего непоправима. Поэтому для скульптуры из любого материала, как правило, эскиз выполняют из глины или пластилина. Но, работая над эскизом, не забывайте, что в конечном итоге работа будет выполнена из дерева, а деревянная скульптура должна быть монолитной и компактной. Если в металлической скульптуре допустимы далеко отстающие от основной массы детали, то в дереве они будут казаться «чужими». Прорабатывая объемные формы, одновременно следите за силуэтом. Хорошо найденный силуэт имеет в скульптуре большое значение.

Когда эскиз будет завершен, руководствуясь его габаритными размерами (высотой, длиной и шириной), вначале , а затем вырубите заготовку. Направление волокон у заготовки должно совпадать с преобладающим направлением предпочитаемых порезок. На заготовку нанесите карандашом основные очертания фигуры.

Теперь возьмите заготовку в левую руку, обоприте ее на торец и осторожно выполняйте зарубку, срубая древесину остро отточенным топором по форме и силуэту. Средней частью топора срубайте выступающие куски, а носиком выбирайте заглубленные участки. Чтобы удобно было работать, локоть правой руки должен упираться в правую бедренную кость. Такое положение руки обеспечивает хорошую точность удара. Не спешите расстаться с топором, а работайте им до тех пор, пока пе будут исчерпаны все его возможности. Только тогда в руки можно будет взять полукруглую стамеску.

Грубую проработку форм на начальном этапе выполните широкими стамесками, осторожно снимая тонкую стружку и постоянно сверяясь с эскизом. Не смотря на то, что древесина липы, осины и ольхи имеет сравнительно однородное строение, учитывайте направление волокон, выбирая направление движения стамески. Известны три основных случая резания древесины: торцовое, поперечное и продольное. Резец легко и без особых усилий идет вдоль волокон при продольном резании, оставляя чистый гладкий срез. При поперечном и торцовом резании возможны сколы и «рваные» срезы. Кроме этих трех случаев резания, есть еще промежуточные: продольно-торцовое, продольно-поперечное, поперечно-торцовое. При выполнении объемной резьбы встречаются все без исключения случаи резания. Научиться правильно выбирать направлении движения стамески можно, только «почувствовав» материал, а это приходит с большой практикой.



Основные случаи резания древесины:
а — торцовое, б — поперечное, в — продольное,
альфа — угол резакия, бета — угол заточки.
Правка стамески на правочной доске с пастой ГОИ.

В процесса работы инструменты нужно постоянно править. Правочную доску сделайте из липы, прорезая на ее поверхности желобки для всех размеров стамесок. Ножи можно править на кожаном ремне. Правочную пасту составьте из 80 частей порошка окиси хрома, 12 частей воска или парафина, 3 частей керосина и 5 частей жира. Перед правкой пасту вотрите в желобки правочной доски.

Последовательность выполнения объемной резьбы:
1. Заготовка. 2. Нанесение вспомогательного рисунка. 3. Зарубка топором.
4. Проработка формы стамесками. 5. Законченная работа.

Переходя постепенно к более узким стамескам, проработайте мелкие детали и прорежьте сквозные отверстия.

Богородские деревянные игрушки, как правило, не раскрашиваются. Их декор создается исключительно пластическими средствами. Порезки, нанесенные ножом и стамесками на поверхность деревянных игрушек и скульптур, по художественной значимости можно, пожалуй, сравнить с мазками в живописи и со штрихами в графике.

Рукоятку выточите на токарном станке из древесины березы, клена или дуба. Чтобы предотвратить раскалывание, на конец рукоятки наденьте кольцо и просверлите глухое отверстие на глубину 50 мм. На хвостовик полотна наденьте заранее заготовленную шайбу и насадите на него рукоятку.

Готовую полукруглую стамеску заточите на наждачном круге, постоянно смачивая водой, под углом 20-25° с внешней .

Узкие стамески-церазики можно выточить из круглых и полукруглых надфилей. Так называемый богородский обычно делают из «опасной» бритвы. Подберите липовый чурбак длиной 160 мм, 0 50-60 мм. В торец чурбака заколотите хвостовик бритвы так, чтобы он полностью вошел в древесину. Но предварительно обмотайте как можно надежнее лезвие бритвы изоляционной лентой, чтобы не порезать руки. Теперь обтешите чурбак топором, придав ему форму, показанную на нашем рисунке. Готовую ручку зачистите наждачной бумагой. Сняв с лезвия изоляцию, сточите его конец под углом 30° к продольной оси.

Очень важно подобрать топор «по руке». Он должен быть не очень легким, но и не тяжелым. Топором выполняют черновую зарубку, установив заготовку на полуметровой высоты липовом кряже из комлевой части дерева.

Делать дальнейшие операции можно за обычным столом или столярным верстаком. Но показала, что объемную резьбу сподручнее выполнять на низком верстаке. верстака, за которым работает богородский резчик, 60 см, а скамьи, на которой он сидит, - 35 см.

Основной материал для объемной резьбы - . Но если ее нет, можно использовать осину ольху, у которых такая же мягкая и однородная древесина. Предназначенный для резьбы материал должен быть хорошо высушенным. Сушить древесину очень хлопотно. При атмосферной сушке с липовых кряжей нужно снять кору и замазать торцы густой масляной краской или специальными замазками. Замазки составляют из смеси и известки-пушенки или древесной смолы и мела. Сушить древесину нужно под навесом. При атмосферной сушке сохнет очень медленно - от нескольких месяцев до нескольких лет. Но сушку можно во много раз ускорить, если обработать древесину запариванием. Старые мастера запаривали древесину русской печи на вольном жару, (то есть после выгреба угольев). Если вы живете в деревне или наезжаете туда отдыхать, то с успехом можете применить этот проверенный веками способ. В подходящий по размерам положите сырую древесину, а на налейте немного воды. Накройте чугун и поставьте в протопленную и освобожденную от жара , плотно закрыв ее заслонкой. Наутро пропаренную древесину выньте из чугуна и просушите в течение нескольких дней при комнатной температуре.

Древесину можно запаривать в русской печи и без чугуна, расставляя чурки прямо на чисто подметенный под печи. Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но и приобретает коричневато-золотистый .

Есть простейшие способы запарки древесины, которые можно осуществить в городских условиях. Несколько таких способов предлагает испытать Богородской фабрики художественной резьбы Иванович Негадов. Сырую древесину положите в кастрюлю и залейте водой. Воду предварительно подсолите из расчета 4-5 столовых ложек поденной на один воды Древесину варите на мед-„рнном огне примерно в течение двух-трех часов, а после варки „„осушите при комнатной температуре. На сушку потребуется не менее двух недель. Этот способ особенно приемлем для древесины твердых пород, так как такая чаще растрескивается, чем мягкая. Русскую печь с успехом могут заменить духовка или сушильный шкаф, который имеется в каждой школе. В них древесину достаточно выдержать примерно два-три часа при температуре 60-80°. Но какой бы способ сушки вы ни применяли, обязательно нужно учитывать, что более крупные куски дерева высыхают гораздо медленнее, чем мелкие.

Но если все же по каким-либо причинам вам пришлось работать с недостаточно хорошо просушенной древесиной, а во время работы необходимо делать продолжительные перерывы, неоконченную работу зарывайте в стружки, полученные при резьбе.

Подготовив рабочее место, инструменты и материалы, можно приступать к работе над камерной скульптурой. , инструменты и древесину придется пока отложить в сторону. Из глины, пластилина или вылепите вначале будущей работы. При работе с этими материалами у вас откроются возможности поиска благодаря их высокой пластичности. Если скульптура из дерева создается удалением лишнего материала, то из глины и пластилина она создается также и наращиванием пластических объемов. В дереве, как и в других твердых материалах, такой возможности нет: одно неосторожное стамески - и ошибка чаще всего непоправима. Поэтому для скульптуры из любого материала, как правило, эскиз выполняют из или пластилина. Но, работая эскизом, не забывайте, что в конечном итоге работа будет выполнена из дерева, а деревянная должна быть монолитной и компактной. Если в металлической скульптуре допустимы далеко отстающие от основной массы детали, то в дереве они будут казаться «чужими». Прорабатывая объемные формы, одновременно следите за силуэтом. Хорошо найденный имеет в скульптуре большое .

Когда эскиз будет завершен, руководствуясь его габаритными размерами (высотой, длиной и шириной), вначале отпилите, а затем вырубите заготовку. Направление волокон у заготовки должно совпадать с преобладающим направлением предполагаемых порезок. На заготовку нанесите карандашом основные очертания фигуры.

Теперь возьмите заготовку в левую руку, обоприте ее на торец и осторожно выполняйте зарубку, срубая древесину остро отточенным топором по форме и силуэту. Средней частью топора срубайте выступающие куски, а носиком выбирайте заглубленные участки. Чтобы удобно было работать, правой руки должен упираться в правую бедренную . Такое руки обеспечивает хорошую удара. Не спешите расстаться с топором, а работайте им до тех , пока не будут исчерпаны вез его возможности. Только тогда в руки можно будет взять полукруглую стамеску.

Грубую проработку форм на начальном этапе выполняйте широкими стамесками, осторожно снимая тонкую стружку и постоянно сверяясь с эскизом. Несмотря на то, что древесина липы, осины и ольхи имеет сравнительно однородное строение, учитывайте направление волокон, выбирая направление стамески. Известны три основных случая резания древесины: торцовое, поперечное и продольное. Резец легко и без особых усилий идет вдоль волокон при продольном резании, оставляя чистый гладкий срез. При поперечном и торцовом резании возможны сколы и «рваные» срезы. Кроме этих трех случаев резания, есть еще промежуточные: продольно-торцовое, продольно-поперечное, поперечно-торцовое. При выполнении объемной резьбы встречаются все без исключения случаи резания. Научиться правильно выбирать направление движения стамески можно, только «почувствовав» материал, а это приходит с большой практикой.

В процессе работы инструменты нужно постоянно править. Правочную доску сделайте из липы, прорезав на ее поверхности желобки для всех размеров стамесок. Ножи можно править на кожаном ремне. Правочную пасту составьте из 80 частей порошка окиси хрома, 12 частей воска или парафина, 3 частей керосина и 5 частей жира. Перед правкой пасту вотрите в желобки правочной .

Переходя постепенно к более узким стамескам, проработайте мелкие детали и прорежьте сквозные отверстия.

Богородские деревянные игрушки, как правило, не раскрашиваются. Их создается исключительно пластическими средствами. Порезки, нанесенные ножом и стамесками на деревянных игрушек и скульптур, можно, пожалуй, сравнить с мазками в живописи и со штрихами в графике.

Объемная резьба по дереву

Во все времена объемную резьбу народные мастера применяли для украшения жилищ; мебели, посуды, хозяйственной утвари. Скульптурное изображение, коня или птицы венчало гребень тесовой кровли. Миниатюрные речные коники украшали ручки ковшей, навершия швеек и даже служили деталями ткацкого станка. Обычный столярный рубанок вырезался зачастую в виде экзотического льва. А традиционная посуда - скопкари, ендовы, ковши и солонки - в большинстве случаев обретала форму утиц. Между делом мастерил крестьянин для детей всевозможные игрушки. В Архангельской и Нижегородской губерниях постепенно возникли целые игрушечные промыслы. Крупным центром игрушечного дела стало Подмосковье. Из архивных документов известно, что уже в XVII веке в городе Сергееве посаде (ныне Загорск) и селе Богородском изготовлялись на продажу игрушки, которые охотно закупал даже царский двор.

Объемная резьба по дереву:
1 - Швейка. Конец XIX века. Архангельская область.
2 - Щелкун. XIX век. Троице-Сергиев посад.
3 - Ковш-черпак. XIX век.
4 - Рубанок.
5 - Скопкарь и ковшик. XIX век. Архангельская область.
6 - Лев. Болвашка. XIX век. Троице-Сергиев посад.
7 - Рубель. XIX век. Поволжье.
8 - Кувыркан "Барин в берете". XIX век. Троице-Сергиев посад.
9 - Деревянная кукла "Няня". село Богородское.
10 - Механическая игрушка "Кузнецы". село Богородское.

Поначалу в Богородском резали только «белье» - игрушки, предназначенные для раскрашивания. Белье отправляли в Сергиев посад, где часть изделий раскрашивали красильщики. Другую часть продавали неокрашенными. Именно неокрашенные игрушки, декорированные лишь неглубокими быстрыми порезками, определили и дальнейшем лицо богородской игрушки. На игрушечном базаре пород покупателем развертывалась картина современной ему жизни. Здесь можно было увидеть гарцующего на коне гусара, щеголеватого офицера, толстого чванливого барина, жеманную барышню с гигантским цветком в руке.

Простых людей богородские резчики показывали обычно за работой - сапожник тачал сапоги, пряха сидела за прялкой, старик плел лапти, торговцы торговали пирогами, лесоруб рубил дрова... Большое место занимало изображение животных, среди которых самым любимым был медведь. Волею богородских мастеров он наравне с человеком активно участвовал в различных работах - гнул дуги (правда, неудачно), ковал металл, а в часы досуга играл на музыкальных инструментах.

Были среди прочих игрушек и небольшие фигурки в виде солдата или барина - щелкуны. Они не только служили настольным украшением, но и имели определенное практическое назначение - щелкали орехи. Нижняя челюсть щелкуна была частью рычага, поднимая который в рот щелкуна вкладывали орех. При нажатии на рычаг орех легко раскалывался. Подобный щелкун (щелкунчик) стал героем знаменитой сказки Гофмана и балета Чайковского.

Любовью детей и взрослых пользовались игрушки с движением, среди которых наиболее удачной была игрушка «кузнецы». Знаменитый французский скульптор Огюст Роден считал ее величайшим произведением народного искусства. При легком перемещении скрепленных гвоздиками параллельно расположенных реек кузнецы - медведь и человек - принимались дружно стучать по наковальне. Теперь «кузнецы» стали символом русской деревянной игрушки.

При работе над объемной игрушкой, резчики применяют сравнительно небольшой набор инструментов. В него входят семь-девять полукруглых стамесок , нож , называемый богородским, и топор .

Инструменты для резьбы по дереву:
1. Нож-косяк.
2. Богородский нож.
3. Угловая стамеска.
4. Полукруглая стамеска.
5. Стамеска клюкарза.
6. Полотно и рукоятка стамески.
7. Сечения полукруглых и угловых стамесок.
8. Формовка полотна полукруглой стамески.

К сожалению, инструменты для объемной резьбы по дереву купить почти невозможно. Поэтому резчики-любители делают их сами из прямых стамесок, имеющихся в продаже, из ножовочных полотен, из надфилей и напильников и даже из обойм от шарикоподшипников разных размеров (более подробно об этом вы можете узнать в статье "Как сделать резцы по дереву своими руками" ). По профилю сечения полукруглые стамески бывают трех типов: крутые, отлогие и глубокие (церазики). Мы предлагаем их изготовить из углеродистой инструментальной стали марок У-7, У-8, У-10. Если такой стали нет, можно использовать ножовочные полотна толщиной от 1 до 3 мм.

Крутизна стамесок зависит от величины радиуса округления. Чем он меньше, тем круче будет стамеска. На нашем чертеже приведены размеры лишь самых употребительных полукруглых стамесок, необходимых на первых порах.

В дальнейшем число стамесок следует увеличить, изготовив стамески с более широкими или узкими полотнами, а также промежуточные, с различными радиусами округления. Чтобы сделать, например, стамеску с шириной полотна 25 мм, нужно для матрицы подобрать отрезок трубы длиной 170 мм и диаметром внутренней поверхности 34 мм. Трубку распилите пополам и на некотором расстоянии от краев просверлите два отверстия под шурупы. В торце березового чурбака прорежьте соответствующего размера желоб, уложите в него матрицу и приверните ее шурупами. Головки шурупов должны быть заподлицо с поверхностью матрицы. Для других стамесок матрицы изготовляют в той же последовательности, подбирая подходящие по размерам трубки. Пуансоны сделайте из стальных цилиндрических прутков длиной 270 мм. Диаметр каждого пуансона будет зависеть от размеров матрицы и толщины полотна стамесок.

Для изготовления стамесок шириной 20-25 мм возьмите сталь толщиной 3 мм, для стамесок шириной 16, 12, 10 мм - 2 мм, для самых узких стамесок - 1 мм. Сталь, предназначенную для стамесок, отпустите на огне, чтобы она стала пластичной. Затем выпилите заготовки полотен. Уложив заготовку в матрицу, сверху приставьте пуансон и осторожными равномерными ударами молотка загоните пуансон в матрицу.

Оформованное полотно накалите в муфельной печи докрасна (примерно до 800°С), затем возьмите щипцами за хвостовик и быстро, но без рывков опустите в воду или масло. Если закрепленный металл окажется слишком хрупким, его необходимо немного отпустить, разогрев над газовой плитой до соломенного цвета побежалости.

Резец легко и без особых усилий идет вдоль волокон при продольном резании, оставляя чистый гладкий срез. При поперечном и торцовом резании возможны сколы и рваные срезы. Кроме того есть еще промежуточные: продольно-торцовое, продольно-поперечное, поперечно-торцовое. При выполнении объемной резьбы встречаются все без исключения случаи резания. Научиться правильно выбирать направление движения стамески можно, только «почувствовав» материал, а это приходит с большой практикой.

В процессе работы инструменты нужно постоянно править. Правочную доску сделайте из липы, прорезав на ее поверхности желобки для всех размеров стамесок. Ножи можно править на кожаном ремне. Правочную пасту составьте из 80 частей порошка окиси хрома, 12 частей воска или парафина, 3 частей керосина и 5 частей жира. Перед правкой пасту вотрите в желобки правочной доски.

Переходя постепенно к более узким стамескам, проработайте мелкие детали и прорежьте сквозные отверстия.

Объемная резьба по дереву. Декоративная скульптура "Козел".

Богородские деревянные игрушки, как правило, не раскрашиваются. Их декор создается исключительно пластическими средствами. Порезки, нанесенные ножом и стамесками на поверхность деревянных игрушек и скульптур, по художественной значимости можно, пожалуй, сравнить с мазками в живописи и со штрихами в графике.

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] Подольский Юрий Федорович

Техника выполнения скульптурной (объемной) резьбы

Скульптурная резьба является, пожалуй, самым сложным видом художественной резьбы по дереву. Она сильно отличается от всех видов резьбы, о которых рассказывалось выше и которые можно рассматривать только с лицевой стороны. Объемная резьба покрывает изделие со всех сторон, так как не связана с плоскостью и рассчитана на свободное расположение в пространстве. Выполнение круглой скульптуры требует от резчика не только технических навыков и большого опыта, но и глубоких знаний композиции. Приступать к созданию объемных скульптур целесообразно только тогда, когда резчик отлично овладеет инструментами, всесторонне изучит особенности материала.

В народном искусстве и художественном ремесле в технике объемной резьбы выполняются архитектурные детали дома, всевозможная резная утварь и, конечно, вытесанная топором и вырезанная ножом игрушка. Скульптуры используются для украшения дачного участка и интерьера дома, в качестве сувениров. Скульптурная резьба задействуется при изготовлении масок, фигур животных, человека и мифических существ.

Мастера обычно работают на скамеечках высотой до 35 см за верстаками, высота которых не превышает 60 см, причем колени их, естественно, находятся выше сиденья скамеечки. При такой посадке мастер может прижимать чурку к колену или краю верстака, держать ее между колен, оставляя гораздо больше свободы и маневренности рукам.

Для объемной резьбы потребуются топор, тесло, набор полукруглых стамесок (7–8 видов) шириной 8–40 мм и специальный нож для отделки – так называемый богородский нож (рис. 35, а ). Вкратце остановимся на основных приемах резьбы ножом.

Особой популярностью в XIX в. пользовалась богородская деревянная скульптура и игрушка, главным производящим центром которой являлось село Богородское Владимирской губернии, принадлежащее Троице-Сергиевской лавре. Начало богородской деревянной мелкой пластике положил игрушечный промысел, существовавший в Сергиевом Посаде, по предположению исследователей, уже в XVII в. Правда, материальных памятников того времени не сохранилось, но есть упоминание о них в литературе. Да и произведения XVIII в. говорят о том, что мастерство местных резчиков в это время было на достаточно высоком художественном уровне.

Лезвие ножа хорошо строгает в том случае, если нож выполняет поступательное движение по древесине и скользящее движение вдоль лезвия. Для этого лезвие ножа должно быть очень острым. Если движения ножом будут осуществляться перпендикулярно лезвию, то для этого потребуются большие усилия, древесина частично или полностью будет сминаться, а резной след не будет чистым.

На рис. 35, б , показан обычный, или классический, прием работы ножом по дереву. Ручку ножа захватывают ладонью и строгание ведут полным лезвием от себя. При этом нож слегка поворачивают ручкой вперед. Снятие стружки начинают пяткой лезвия, а заканчивают – кончиком, то есть нож двигают вдоль волокон древесины и одновременно продвигают вдоль лезвия.

Резчику следует использовать различные приемы строгания и обработки дерева. Вот несколько основных приемов работы ножом, которые используют при различных видах и вариантах резьбы.

Прием «от себя» (рис. 35, в ) используется для снятия кромок и фасок, особенно в направлении, перпендикулярном волокнам древесины. Работать можно одной рукой, но при резьбе поперек волокон удобно придерживать и направлять лезвие пальцами другой руки, как и показано на рисунке.

Рис. 35. Приемы резьбы ножом: а – богородский нож; б – классический способ резки; в – резка от себя; г – срезание толстого слоя древесины; д – резка навстречу левой руке; е – резка лезвием, обращенным в сторону левой руки; ж – резка навстречу большому пальцу.

Прием, показанный на рис. 35, г , используется для снятия большой массы дерева вдоль его волокон. В этом случае нож можно захватывать одной или двумя руками с направлением кончика ножа почти к локтю правой руки. На руки при этом приеме следует надавливать грудью. В тех случаях, где маневренность в движении ножом ограничена (обработка внутренней поверхности изделий), рукоятку ножа захватывают обеими руками – свободной поверх рабочей. Здесь нажим на руки осуществляется корпусом.

На рис. 35, д – ж , показаны приемы резки навстречу левой руке, навстречу большому пальцу и резка, когда лезвие обращено в сторону левой руки.

Для скульптурной резьбы следует использовать древесину мягких пород: липу, осину, ольху, клен. Особенно хороша для этой цели липа, так как она очень пластична, однородна и податлива при резьбе. Реже применяют осину и ольху. Чтобы древесина осины стала мягче, ее запаривают на 2–3 часа, а затем выдерживают в течение суток в тени. После просушки торцы бруса, на которых появились трещины, опиливают. Древесина должна быть без изъянов (трещин, гнилых сучков и т. п.).

Для начала лучше выполнить несколько статичных фигурок, постепенно усложняя и увеличивая их размер. Прежде чем приступить к резьбе задуманной композиции, необходимо, как и при рельефной резьбе, вылепить ее модель из пластилина или глины соответствующего размера. Затем выбирают подходящий по размерам брусок, по возможности без дефектов – трещин, сучков, гнили, и закрепляют в горизонтальном или вертикальном положении так, чтобы к заготовке можно было подойти с любой стороны. Карандашом наносят основные контуры будущей скульптуры и грубо вырубают основные формы фигуры – делают так называемую «зарубку» (рис. 36, а, б ). Обрубку грубых форм у заготовок небольших размеров осуществляют стамесками (прямыми, полукруглыми, отлогими, иногда уголками).

Далее крупной стамеской с шириной лезвия 30–40 мм (в зависимости от объема скульптуры) прорабатывают основные скульптурные формы (рис. 36, в ). Более мелкие детали прорабатывают стамесками меньшего размера, после чего работают уже богородским ножом, большими и малыми рашпилями и рифлевками – отделывают поверхность скульптуры, как бы оглаживая ее, мягкими округлыми движениями состругивают тончайшую стружку (рис. 36, г ). Скульптуру как бы «расписывают» мелким инструментом, покрывают ее поверхность неглубокими бороздами, передающими фактуру костюма человека, птичьих перьев, шкуры животного, конской гривы, разметавшихся трав под копытами, прожилок листьев.

Срезать древесину нужно осторожно, мелкими срезами, обрабатывая заготовку постепенно со всех сторон. Если в скульптуре должны быть сквозные отверстия, их прорезают в последнюю очередь, так как иначе легко ошибиться в распределении объемов. Очень твердую и сухую древесину во время работы периодически смачивают водой.

Отделка скульптуры заключается в шлифовании поверхности мелкой шкуркой. В некоторых скульптурах шлифовка не обязательна, резчик оставляет поверхности такими, какими они получаются в результате работы стамесками и ножом.

Готовую скульптуру некоторое время выдерживают в сухом месте. Если древесина до этого была влажной, то после высыхания на ней образуются трещины. Эти трещины заклеивают клиньями из той же породы древесины с учетом направления волокон.

Для первых упражнений не следует брать сложные в исполнении фигуры. Работая над скульптурой, надо, кроме выявления форм, объема, движения, всегда стремиться передать характер образа.

Рис. 36. Этапы изготовления резной скульптуры: а – закрепление и разметка заготовки; б – обрубка грубых форм; в – проработка деталей скульптуры; г – готовое изделие.

Освоив резьбу фигурок человека, можно приступить к резьбе изображений животных. Особое внимание нужно уделить выявлению силуэта, передаче форм и объемов, обработке поверхности. Необходимо, чтобы скульптура была пластичной во всех поворотах. При выполнении многофигурной композиции нужно сначала решить композицию в целом и только потом приступить к проработке отдельных фигур и предметов.

Очень интересно выглядят скульптурные изделия, выполненные из древесины с ярко выраженной текстурой (сосны, дуба, клена, ясеня). В данном случае материал будет «подсказывать», как лучше использовать природный рисунок дерева при выполнении объема и форм скульптуры. При создании скульптур из текстурной древесины надо стремиться подчеркнуть форму рисунком текстуры. Природный рисунок и цвет древесины обогащают образ и придают изделию особую выразительность. Композиция должна быть проста и лаконична, нет необходимости дополнять такое изделие орнаментом.

Из книги Поделки из дерева автора Афанасьев Аким Федорович

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РЕЗЬБЫ Прежде чем начать разговор об инструментах, поговорим о мерах предосторожности, которые нужно соблюдать при работе с ними. Инструмент резчика, по остроте можно сравнить только с опасной бритвой, поэтому относиться к нему надо очень внимательно.

Из книги Ванная и санузел автора Сухинина Наталья Михайловна

Нарезка резьбы Для соединения подготовленных труб между собой на их концах необходимо нарезать резьбу.Нарезают резьбу плашкой нужного диаметра. Плашка закрепляется в леркодержателе (воротке). Производят эту операцию в определенной последовательности:– закрепляют

Из книги Конструкции из гипсокартона: арки, потолки, перегородки автора Антонов Игорь Викторович

Этапы выполнения перегородки из гипсокартона Стены и межкомнатные перегородки из гипсокартона по сути являются каркасом, чаще собранным из металлического профиля. Каркас может быть обшит одним или двумя слоями гипсокартонных листов. Между листами, внутри перегородки,

Из книги Поделки из природных материалов автора Дмитриева Наталья

Из книги Домашний мастер автора Онищенко Владимир

Последовательность выполнения работ Выбрав вариант окраски, следует ознакомиться с последовательностью выполнения работ. На наш взгляд, лучше придерживаться следующего порядка подготовки к окраске помещений.1. Если помещение окрашивается в один колер, то сначала

Из книги Правильный ремонт от пола до потолка: Справочник автора Онищенко Владимир

автора Серикова Галина Алексеевна

Из истории резьбы XIX–XX вв В XIX–XX вв. существующие разновидности резьбы по дереву получают свое название по местности, – богородская скульптура и игрушка, абрамцево-кудринская резьба, хотьковский промысел, резьба Нижегородской и Вятской губерний и т. д.Село Богородское

Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина Алексеевна

3. Техника резьбы по дереву

автора Подольский Юрий Федорович

Из книги Выжигание по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

автора Подольский Юрий Федорович

Приемы и техника резьбы по дереву Начинающему резчику, желающему самостоятельно овладеть техникой резьбы, для начала необходимы знания самых простых истин и элементарных приемов обработки древесины. Разобраться в теоретических вопросах будет легче, когда появится

Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Техника выполнения плосковыемчатой резьбы Освоение приемов резьбы следует начинать с выполнения простейших элементов, из которых складывается геометрический орнамент. Из всех видов резьбы по дереву наиболее простой является плосковыемчатая. Такую резьбу выполняют

Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Техника выполнения плоскорельефной резьбы Главная характеристика любой рельефной резьбы заключается в том, что вид на нее открыт лишь с одной стороны. Именно потому рельефную резьбу выполняют на плоской доске. Толщина древесины влияет на то, будет ли резьба плоско– или

Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Техника выполнения прорезной резьбы Это плоскорельефная резьба, в которой фон вынут полностью, так что рисунок получается сквозным. Часто ее называют также пропильной или ажурной, поскольку эта техника основана на пропиливании ажурных проемов в доске. Орнаментальные

Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Техника выполнения рельефной резьбы В рельефной резьбе изображение выпукло по отношению к фону и художественно обработано в пределах глубины фона. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. При этом изображение может быть и углублено по отношению к фону –

Из книги Современный квартирный сантехник, строитель и электрик автора Кашкаров Андрей Петрович