Проектирование и строительство домов

Проектирование и строительство домов

» » Раздел II. Государственные и муниципальные финансы как элемент финансово-кредитной системы

Раздел II. Государственные и муниципальные финансы как элемент финансово-кредитной системы

Кредитная система обеспечивает распределения свободных финансовых ресурсов между предприятиями, населением, отраслями и государственными учреждениями.

Огромный капитал, находящийся в руках кредитных учреждений, постоянно растет на основании принципа платности. Благодаря этому растет уровень жизни населения, увеличиваются финансовые ресурсы страны и укрепляются ее позиции на мировой арене.

Сущность кредитной системы

Кредитная система представляет собой совокупность кредитных институтов и, возникающих между ними, кредитных отношений. В науке традиционно используются следующие подходы для определения сущности этого понятия:
  • Институциональный подход. Согласно данному подходу кредитная система подразумевает функционирование финансово-кредитных учреждений (биржи, банки, финансовые компании).
  • Функциональный подход. Он предполагает в качестве понимания кредитной системы — совокупность видов и способов кредитования.
Также данное понятие можно рассматривать с точки зрения микроэкономики и макроэкономики. Макро распространяется на всю мировую кредитную систему, взаимодействие кредитования между различными странами. Микро рассматривает кредитную систему в качестве обособленной национальной сферы.

Виды кредитных систем

Классификация этого понятия существует в разрезе различий мирового сообщества. Так, макроэкономически оценивая, кредитная система может быть двух видов:
  1. Англосаксонский или сегментированный вид. Предполагает наличие ограничений функционирования кредитных институтов со стороны властных структур.
  2. Континентальный или универсальный вид. Подразумевает отсутствие таких ограничений и существование отлаженной системы госконтроля за деятельностью институтов.

Главные функции

Существование кредитной системы обусловлено ее функциональным значением. Кредитная система целесообразна ввиду следующих функций:
  • Регулирующая. Исполняется центральными банками в виде контроля за процентной ставкой и деятельностью коммерческих банков.
  • Денежно-хозяйственная. Обеспечивается банками путем движения финансовых ресурсов между получателями.

Структура кредитно-банковской системы

Кредитная система как любая другая структура нуждается в организации с наличием иерархии и связей между ее звеньями. Существует одноуровневая и двухуровневая структура кредитной системы. Первая представлена ЦБ, коммерческими банками и специальными кредитно-финансовыми институтами. Она предполагает наличие горизонтальных связей между банками.

Двухуровневая структура разделена на банковскую и парабанковскую системы, которые в свою очередь разделяются на всевозможные финансовые учреждения и институты. Взаимодействие между ними происходит как через горизонтальные, так и через вертикальные связи.

Элементы системы

Структура кредитной система имеет в своем составе три главных элемента:
  • Центральные банки. Это главный регулятор экономики. ЦБ осуществляет эмиссию банкноты, кредитует банки и контролирует их работу.
  • Коммерческие банки. Эти учреждения занимаются кредитными, посредническими, депозитными и фондовыми операциями.
  • Прочие финансовые учреждения. Они кредитуют отдельные отрасли и сферы. К ним, в частности, относятся: пенсионные и страховые компании, инвестиционные и сберегательные учреждения.
Сегодня специализированные кредитные учреждения заметно потеснили коммерческие банки, собрав в себе основной поток долгосрочных денежных активов.

Кредитная система — это лишь один из элементов сложной структуры экономики страны. При эффективном ее функционировании значительно расширяются возможности физических лиц и предприятий.

XXI век станет эпохой совершенных технологий, основывающихся на высочайшей экономической системе, которая в свою очередь строится на финансовой основе. Роль банков постоянно возрастает, потому что постоянно существует необходимость в поддержании финансовой стабильности, обеспечении бесперебойности расчетов между различными хозяйствующими субъектами и направлении инвестиций на развитие, прежде всего реального (производственного) сектора экономики. В настоящее время выполнение данной роли затрудняется тем, что сама банковская система претерпевает значительные структурные преобразования.

Банковская система - это включенная в экономическую систему страны единая и целостная (взаимосвязанная, взаимодействующая) совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию (функции), проводит свой перечень денежных операций/сделок, в результате весь объем потребностей общества в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и максимально возможной степенью эффективности. В структурной плане это следует понимать так, что в банковскую систему следует включать все ее экономические организации, которые выполняют все либо отдельные банковские операции/сделки, т.е. банки (центральный и коммерческие) и небанковские кредитные организации, а в качестве ее элемента инфра-структурного характера - вспомогательные организации. При этом под вспомогательными понимаются специализированные организации, которые сами банковских операций не проводят, но обеспечивают деятельность банков и иных кредитных организаций: фирмы по аудиту банков, организации, определяющие рейтинги банков, обеспечивающие их специаль-ным оборудованием и материалами, информацией, специалистами и т.д.

К числу небанковских кредитных организаций относятся:

фондовые и валютные биржи;

страховые и финансовые компании;

инвестиционные, пенсионные и благотворительные фонды;

брокерские, дилерские лизинговые и факторинговые фирмы;

кредитные союзы, общества и товарищества, кассы взаимопомощи;

ломбарды.

Сказанное можно представить следующим образом (рис. 1):

Рис.1.

В настоящее время, по состоянию на 1 марта 2007 г., общее число действующих кредитных организаций в России - 1183.

1138 из них являются банками и 45 - небанковскими кредитными организациями.

Генеральные лицензии на 1 марта 2007 года имели 287 кредитных орга-низации, лицензии на привлечение вкладов населения - 922 кредитные орга-низации, лицензии на операции в иностранной валюте - 799 кредитных орга-низаций. Лицензии на проведение операций с драгоценными металлами имели 189 кредитных организаций, а ещё четыре имели аналогичные разрешения.

925 банков по состоянию на 1 марта 2007 г. были включены в реестр участников системы обязательного страхования вкладов.

Число действующих кредитных организаций в России со 100% иностранным участием в январе - феврале 2007 г. составляло 52, а с более чем 50% иностранной долей - увеличилось с 13 до 17. Общее число российских кредитных организаций с тем или иным иностранным участием в январе-феврале 2007 г. возросло со 153 до 157.

Российская банковская система неоднородна, в ней существуют различные модели поведения банков. И зависят эти модели поведения от клиентской базы и структуры собственного баланса.

Достижения электронной техники и технологии предложили принципиально новый вид услуг - систему автоматизированного управления наличностью денежной массы. Эта система дает оперативную информацию о состоянии банковских счетов, позволяет регулировать и прогнозировать движение денежных средств, снижать трудоемкость работы с наличными деньгами, переходить на безбумажную технологию.

Сегодня банковская система России переживает достаточно непростое время. Идёт процесс слияния и поглощения банков, конкуренция на рынке высока как никогда. Количество клиентов и продуктов растёт. Время реакции на изменение рыночной ситуации сокращается. Банки выходят на новые рынки, занимают новые ниши и предлагают новые продукты, либо же они становятся узкоспециализированными финансовыми институтами, предлагая максимальный спектр услуг в выбранном сегменте бизнеса или клиентской базы.

Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.

Центр тяжести информационного обеспечения современной АБС приходится на полноту отражения специфики предметной области банковского бизнеса. Степень развития этой специфики нагляднее всего проявляется в словаре информационной модели. Если пользовательский интерфейс в системе (меню, экранные формы, отчеты и т.д.) охватывает предметную область наиболее полно (по количеству и объему понятий, объектов, процессов), это свидетельствует о близости АИТ к реальным задачам банка. Широкий словарь профессиональных терминов, отражающих данную область деятельности и выведенный для общения с пользователем (пользовательский интерфейс) помогает специалистам банка и управляющим принимать стратегические и тактические решения.

Закладываемая в основу АИТ информационная модель должна отражать разнообразие понятий, их назначение, взаимосвязи, давать описание характерных сущностей, применяемых в банковской предметной области. К ним относятся такие понятия, как документ, операция, клиент, финансовый инструмент, счет и план счетов, банковский продукт (услуга), пользователь. Среди множества понятий первичным является документ. Документ порождает последовательность действий, которые должны быть выполнены по его исполнению, т.е. операции. Для этих целей разрабатывается стандарт на описание базовых понятий, который включает список реквизитов и операций (алгоритмов) по каждому понятию, а также форму описания бизнес-процессов как функциональных моделей банка.

Для расширения предметной области баз данных начато использование механизма гибких классификаторов. Они позволяют наделять объекты новыми признаками (атрибутами) и дополнять базы данных нестандартными свойствами объектов. Например, дополнительно могут быть введены адрес налоговой инспекции, данные о загранпаспорте, группах банков, клиентов, операций. Кроме того, гибкие классификаторы позволяют организовать нужные группировки объектов, удобно использовать их при формировании отчетов, поиске и переносе информации. Техническое оснащение решения банковских задач

Технология прямых расчетов позволяет обеспечить прохождение платежей между банками-участниками этих расчетов в течение одного операционного дня. В наиболее полном виде эта технология реализована в системе электронных платежей. Все платежи, поступающие в банк в электронном виде, передаются несколько раз в день, что позволяет более эффективно использовать финансовые ресурсы банка. В России такая технология реализована на региональном уровне и, более того, не во всех регионах, поэтому российские банки могут вести прямые расчеты с банками только своего региона. Межрегиональные расчеты осуществляются проводками по корсчету аналогично работе банков второй группы. Вторая группа - это банки, не использующие технологию прямых расчетов и работающие только через корсчет. Выбор банком способа работы по корсчету определяется в основном возможностями, предоставляемыми банкам региональными вычислительными центрами. При этом банк учитывает все преимущества и недостатки того или иного способа.

Главное управление Банка России по Тульской области работает по современным технологиям и постоянно их совершенствует в соответствии с ростом технического прогресса в этой области и в полном взаимодействии с Центральным Банком Российской Федерации. Разработанные высоко-квалифицированными специалистами Управления информатизации технологии применяются не только в Тульской области, но и во многих регионах Российской Федерации. Сотрудники Главного управления Банка России по Тульской области понимают, что на сегодняшнее время информационное обеспечение банковских услуг - одно из главных течений времени. Быстрота обработки информации - победа в конкурентной борьбе.

Центральный Банк в структуре банковской системы. Основные

направления деятельности.

Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.

В 1992 г. в связи с распадом СССР функции Госбанка СССР на территории Российской Федерации принял на себя Центральный Банк Российской Федерации (Банк России). Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», в котором указанны три основные цели (ст. 3) поставленные перед Банком России:

  • а) защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  • б) развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • в) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов специализированных банков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю. С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству. Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления. Усилены контрольно-инспекционные и аналитические службы, созданы территориальные подразделения валютного регулирования и контроля.

На сегодняшний день Банк России представляет собой сложную организационную структуру, в состав которой входят 22 департамента, 5 учреждений, 80 главных управлений и национальных банков, более 1000 РКЦ. Общее количество пользователей корпоративной системы Банка России составляет более 70000 человек. Кроме того, Банк России имеет террито-риально-распределённую структуру, охватывающую 11 часовых поясов.

Основными направлениями деятельности БД в настоящее время являются:

  • - совершенствование правового обеспечения банковской деятельности;
  • - формирование благоприятных условий для участия банков в финансовом посредничестве;
  • - повышение эффективности банковского регулирования и банковского надзора;
  • - развитие конкурентной среды и обеспечение прозрачности в деятельности кредитных организаций;
  • - создание условий для развития конкуренции на рынке банковских услуг
  • (это направление - является одним из ключевых факторов эффективной реализации конституционного принципа единства экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг)
  • - укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере и обеспечение равных условий конкуренции для всех кредитных организаций, включая банки, контролируемые государством;
  • - повышение требований к качеству корпоративного управления в кредитных организациях;
  • - развитие инфраструктуры банковского бизнеса
  • - проведение единой государственной денежно-кредитной политики;
  • - обеспечение эффективного функционирования системы расчетов;
  • - осуществление надзора за деятельностью кредитных учреждений;
  • - организация валютного регулирования и контроля и др.

Имея такую сложную структуру и, выполняя сложные задачи, поставленные перед БР, в поисках новых, более эффективных способов работы, руководители БР всё чаще стремятся к внедрению инновационных технологий, уделяют большое внимание вопросам совершенствования своей информационно-технологической инфраструктуры, всё это направлено на достижение эффективного взаимодействия между центром и регионами.

Неотъемлемой составляющей финансово-кредитной системы государства является кредитная система. Она тесно связана с денежной и образует денежно-кредитную систему. Традиционно кредитная система рассматривается в двух аспектах: функциональном и институциональном.

С точки зрения функционального аспекта под кредитной системой понимается совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, т.е. кредитная система представлена банковским, коммерческим, потребительским, государственным и международным кредитом.

С точки зрения институционального аспекта кредитная система представляет собой совокупность кредитных институтов, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства в соответствии с основными принципами кредитования. Кредитная система опосредствует весь механизм национального воспроизводства и служит мощным фактором концентрации производства и централизации капитала, способствует быстрой мобилизации свободных денежных средств и их использованию в экономике страны.

Современная кредитная система зарубежных стран состоит из следующих основных звеньев:

  • центрального банка, государственных или полугосудар- ственных банков;
  • банковской системы: коммерческих банков, сберегательных банков, инвестиционных банков, ипотечных банков, специализированных торговых банков;
  • специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений: страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных компаний, финансовых компаний, благотворительных фондов, ссудосберегательных ассоциаций, кредитных союзов.

Приведенная трехъярусная структура кредитной системы является типичной для большинства экономически развитых стран, в частности США, стран Западной Европы, Японии. Однако по степени развитости тех или иных звеньев отдельные страны существенно отличаются друг от друга.

Наиболее развита кредитная система США, на которую ориентируются другие страны при формировании своих кредитных систем. Тем не менее в каждой стране имеются свои особенности их функционирования.

В кредитной системе стран Западной Европы широкое развитие получили банковский и страховой секторы. В Германии банковский сектор базируется в основном на коммерческих, сберегательных и ипотечных банках, удельный вес которых на рынке ссудных капиталов весьма значительный.

Для Франции характерно разделение банковского звена на депозитные коммерческие банки, деловые банки, которые выполняют функции инвестиционных финансовых институтов, и сберегательные банки.

Процесс трансформации в экономиках стран Центральной и Восточной Европы предусматривает создание кредитной системы, которая отвечает требованиям развития рыночных отношений, обеспечивает эффективность производства и включение национальной экономики в международное разделение труда. Этим странам необходима эффективная кредитно-денежная система для решения проблем финансовой стабильности, стимулирования инвестиционной активности, повышения конкурентоспособности национальных производителей, стабилизации уровня жизни населения.

В экономической литературе принято выделять две модели построения кредитных систем: европейскую и американскую. Принципиальных различий между ними не существует, но в Европе по удельному весу активов банковская система превосходит парабанковскую. В США специальные финансовокредитные институты аккумулируют более 60% всех активов кредитной системы, а на долю банков приходится около 40%. В Европе ранее соотношение было приблизительно обратное, но с 80-х гг. XX в. и в нынешнем веке в связи с процессами дерегулирования и возрастания мощи финансовых конгломератов удельный вес банковской системы снижается, хотя еще и не приблизился к уровню США.

Современная кредитная система Японии имеет трехъярусную структуру: центральный банк, банковский и специализированный секторы. При этом наиболее развит банковский сектор, базирующийся на городских (коммерческих) и сберегательных банках.

Кредитные системы развивающихся стран слабы. В большинстве этих стран существует двухъярусная структура, представленная центральным национальным банком и системой коммерческих банков.

Ряд азиатских стран - Гонконг, Индия, Индонезия, Сингапур, Таиланд, Южная Корея - имеют довольно развитую трехъярусную структуру и приближаются по своему уровню к кредитным системам стран Западной Европы. Трехъярусные кредитные структуры имеют и некоторые страны Латинской Америки: Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Перу.

Финансово-кредитная система включает в себя совокупность отдельных, но взаимосвязанных элементов финансовой и кредитной системы. Как финансовая, так и кредитная система имеют свои механизмы образования и особенности функционирования.

В доперестроечный период финансово-кредитная система являлась в основном проводником принятых решений.

В настоящее время формируется финансовый рынок как сфера обращения (купли-продажи) денежных ресурсов, ценных бумаг, иностранных валют. Он предоставляет субъектам предпринимательства многовариантную возможность получения источников финансирования или выгодного вложения временно свободных средств.

Банки, страховые организации и другие финансово-кредитные учреждения, а также эмитенты оказывают финансовые услуги, привлекают и предоставляют на коммерческой основе средства.

Предприятия имеют возможность делать вклады в банк на рублевые или валютные счета, на депозиты, приобретать или продавать ценные бумаги и т. д. Каждое предприятие на основе глубокого изучения конъюнктуры финансового рынка с учетом действующего законодательства по его регулированию формирует оптимальный портфель финансовых вложений и заимствований.

При выборе вариантов операций на финансовом рынке его субъектами учитываются различия между ценами продаж и покупок, ставками привлечения и предоставления кредитов, которые определяются как законами рынка, так и мерами государственного регулирования в лице органов законодательной и исполнительной власти РФ, Центрального банка России, а также органов экономического управления в регионах.

По своей структуре финансовый рынок делится на несколько сегментов :

  1. рынок кредитов . Общие принципы современной кредитной политики устанавливаются законодательством о банках и банковской системе, указами Президента РФ. Непосредственно рынок кредитов регулируется Центральным банком РФ;
  2. фондовый рынок . Федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области РЦБ до недавнего времени являлась Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;
  3. валютный рынок .

Рассмотрение экономической политики указывает на необходимость контроля за финансовой и банковской системой страны, так как все экономические процессы, с одной стороны, влияют на состояние этой системы, а с другой стороны – сами находятся под ее влиянием благодаря значительной экономической мощи, как правило, сосредоточенной в финансовых и банковских кругах.

В этих условиях обычно создается государственное учреждение – центральный банк – с уставом, предоставляющим ему значительную независимость от правительства. Этот факт призван оградить центральный банк от попыток использовать денежную эмиссию для финансирования бюджетного дефицита. Изучение взаимоотношений правительства и центрального банка основано на сопоставлении прав и функций последнего с учетом того, что статус центрального банка значительно варьируется в зависимости от рассматриваемой страны.

К заемным средствам относятся кредиты и займы, к привлеченным — кредиторская задолженность. Денежные отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между администрацией предприятия и его работниками, между предприятиями и финансово-кредитной системой и т. д.

Финансы выполняют четыре функции: обеспечивающую, распределительную, регулирующую и контрольную.

Обеспечивающая функция заключается в систематическом формировании в необходимом объеме денежных средств из различных альтернативных источников для обеспечения текущей деятельности организации или государства.

Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферой материального и нематериального производства, между отраслями, регионами, хозяйствующими субъектами.

Регулирующая функция связана с использование финансовых активов и инструментов для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации. Для государства реализация функции предполагает использование средств бюджетной системы для стимулирования или сдерживания экономического развития.

Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют: Министерство финансов РФ; Счетная палата РФ, Федеральное казначейство; Федеральная налоговая служба; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств; финансовые управления предприятий.

Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

  1. финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства;
  2. финансовое регулирование экономических и социальных процессов;
  3. финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансово-кредитная система Российской Федерации

Финансово-кредитная система — это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование фондов денежных средств .

Основные принципы выделения сфер и звеньев финансовой системы:

  • наличие собственной финансовой базы, образуемой первичными доходами субъектов экономических отношений;
  • функциональное назначение каждого звена, обеспечивающего финансирование затрат на достижение специфических целей, хозяйствующих субъектов (производство и реализация товаров и услуг с целью извлечения прибыли и умножения капитала), работающего населения (удовлетворение материальных и духовных потребностей индивида, семьи), государства (удовлетворение общественных потребностей, социальная поддержка и защита экономически неактивного населения и безработных);
  • единство и взаимодействие сфер и звеньев, предопределяемые общностью источника первичных доходов (ВВП) и финансовой политики, нацеленной на согласование интересов субъектов экономических отношений.

По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона .

По своему материальному содержанию государственный бюджет — это централизованный фонд денежных средств государства.

По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.

Государственные внебюджетные фонды — это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд.

Звенья финансово-кредитной системы представлены на рис. 1.1.

Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов .

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий , организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов .

Кредитором выступают физические и юридические лица , заемщиком — государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг . Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования. При развитой системе страхования страховые компании специализируются на проведении отдельных видов страховых услуг.

Кредитная система представляет собой совокупность банковских и иных кредитных учреждений. В России данная система имеет двухуровневый вид, включая Центральный банк РФ , кредитные организации и их филиалы. В систему входят небанковские кредитные учреждения, которые имеют право осуществлять лишь отдельные банковские операции.

Финансы организаций (предприятий) различных форм собственности , являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

Финансовый рынок — это рынок кратко-, средне-, и долгосрочных кредитов, инвестиций , ценных бумаг, вкладов. Фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате куплипродажи специфических финансовых активов — ценных бумаг. Его задача — обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.

Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.

Международные финансы — это отношения между странами, возникающие в результате обмена в сфере торговли финансовыми активами, инвестиций, кредитной деятельности. В отличие от национального уровня эти отношения в большей степени подвержены контролю со стороны государства. Международные денежные потоки делятся на государственные займы, ссуды, помощь, дары, займы и кредиты международных организаций (МВФ) и частный капитал.

В 2000 г. в качестве основного был принят ориентир по уровню инфляции ;

7) прямые количественные ограничения. Это установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций, например выдача ломбардных, внутридневных и однодневных расчетных кредитов Банком России коммерческим банкам в пределах установленного лимита.

ЦБ РФ выдает три типа лицензий. Генеральная лицензия дает право проводить валютные операции на внутреннем и мировом рынках, открывать корреспондентские счета в иностранных банках без ограничения их количества. Расширительная — дает право на открытие счетов в отдельных странах. Внутренняя лицензия позволяет работать только на внутреннем рынке;

8) эмиссия облигаций. Банк России имеет право осуществлять от своего имени эмиссию облигаций, которые размещаются среди кредитных организаций.

Помимо основных методов регулирования, существуют второстепенные методы.

9) предписываемая законом маржа. Это метод установления минимального процента первоначального взноса за ценные бумаги за счет собственных средств инвестора. Покупки ценных бумаг в кредит опасны, так как в них вовлекаются банки. Поэтому во всех странах сделки с ценными бумагами в кредит строго регулируются. В России минимальная маржа составляет 50% общей стоимости приобретенных ценных бумаг;

10) потребительский кредит, то есть продажа товаров в кредит. Если она ограничивается, то уменьшается количество денег в обращении. Если она растет, то увеличивается масса денег в обращении;