Границами населенных пунктов называются линии, которые определяют его территориальные пределы. Данное понятие закреплено в ч.2 ст. 83 Земельного кодекса РФ, где отмечено, что границы не могут проходить поперек границ муниципальных районов, городских округов, иных образований или выходить за их пределы, а также пересекать линии участков земли, предоставленных физическим и юридическим лицам.
Порядок установления и изменения границ поселений определяется ст. 84 Земельного кодекса РФ и состоит в утверждении или изменении генерального плана поселения, утверждении или изменении схемы планирования муниципального района. Генеральный план принимается представительным органом местного самоуправления, а резолюция о разработке генерального плана и подготовке рекомендаций о внесении в него изменений, осуществляется главой местной администрации (ст. 24 Градостроительного кодекса РФ).
Сообразно ст. 23 Градостроительного кодекса РФ, генеральный план поселения должен включать:
По мере развития населенного пункта, его черта подвергается преобразованию. Это осуществляется по мере включения новых земель, необходимых для расширения.
Регламент включения земель в границы поселения состоит из нескольких системных блоков.
1. Принятие резолюции о разработке программы генерального плана и осуществление публичных слушаний по её рассмотрению
Генеральные планы поселений утверждаются не менее чем на 20 лет. Процедура подготовки проекта генерального плана производится в соответствии с требованиями ст. 9 Градостроительного кодекса и состоит из:
При вынесении положительного ответа о включении земельного участка в пределы поселения, на официальном сайте местного самоуправления размещается информация о подготовке преобразований в генеральный план с указанием новых границ населенного пункта. Предоставляется перечень земельных участков, подлежащих включению (с указанием площади, категории земель, правообладателей).
Градостроительный кодекс РФ (ст. 28) обязывает провести рассмотрение поправок в генеральный план на публичных слушаниях. Их порядок и организация определяются уставом муниципального образования. Они проводятся органом местного самоуправления в населенном пункте, в который включается земельный участок или участки. В обязательном порядке населению должны быть предоставлены материалы для ознакомления с проектом генерального плана, организованы выставки с демонстрационными материалами, проведены встречи с разработчиками плана. Слушания должны быть осуществлены в период от одного до трех месяцев.
2. Приготовление и подача документов
Согласно Федеральному закону №191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", в орган местного самоуправления заинтересованным физическим или юридическим лицом направляются следующие материалы:
Если переводится участок сельскохозяйственного назначения, то орган местного самоуправления может запросить в соответствующих организациях вывод о сельскохозяйственной значимости земельного участка. Ветеринарная служба предоставляет справку об отсутствии на территории данного участка могильников скота.
В соответствии с Земельным кодексом России, земли должны использоваться по целевому назначению и с зонированием территорий. Орган местного самоуправления при анализе заявления о включении территории земельного участка в границы поселения должен учитывать:
3. Отказ во включении участка земли в пределы населенного пункта
На основании положений Земельного и Градостроительного кодексов РФ орган местного самоуправления вправе отказать во включении участка в пределы населенного пункта:
Исполнительный орган государственной власти субъекта может отказать по следующим причинам:
Отказ может быть обжалован в суд.
4. Согласование проекта генерального плана
Согласование проекта необходимо в случаях:
Согласование проекта осуществляется в срок 3 месяца. Заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии или несогласии с таким проектом с обоснованием причин решения. Если от одного или нескольких органов поступают заключения о несогласии с проектом, глава местной администрации в течение 30 дней принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать 3 месяца.
Согласительная комиссия представляет главе местной администрации документ о согласовании проекта генерального плана и подготовленный для утверждения проект генерального плана с внесенными в него изменениями и материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам. На основании этих документов, глава местной администрации может принять решение о направлении согласованного или не согласованного проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку.
5. Внесение изменений в государственный кадастр недвижимости
Отображение расположения границ населенного пункта, в том числе, данные о правовых актах об установлении или изменении пограничных линий вносятся в структуру сведений государственного кадастра недвижимости. Определение местоположения границ осуществляется посредством работ по землеустройству, в результате которых подготавливается план (карта) объекта землеустройства. Требования к составлению планов зафиксированы Постановлением Правительства РФ.
Внесение земельных участков в границы поселений не обуславливает прекращения права собственности и не ущемляет прав и .
При подготовке предложений по включению земельного участка в границы населенного пункта необходимо учитывать, что земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением (категорией) и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий. Границы населенных пунктов должны отделять земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В случае перевода земельного участка подлежащего застройке, целесообразно разработать эскизный (архитектурный)проект планировки, в соответствии с требованиями утвержденных нормативов градостроительного проектирования (основание - статьи 24, 41-42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архи-тектурной деятельности в Российской Федерации»).
Эскизный проект должен содержать архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженер-ные, технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, ар-хитектурно-художественные и иные требования, необходимые в дальнейшем для уточнения генерального плана и завершения разработки проекта планировки территории, по которому будет осуществляться застройка. В нем должны быть выведены технико-экономические показатели, включающие численность населе-ния жилого образования, типы жилых домов, их общая пло-щадь, сроки застройки территории и ввода в эксплуатацию жилых домов, объектов социального, культурно - бытового обслуживания, предполагаемое зонирование, включаемой территории и другие показатели, необходимые для реализации проекта (требования ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в материалах по обоснованию генерального плана в текстовой форме (пояснительная записка к проекту генерального плана) пред-ставляется перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов (их площадь, категория земель, правообладатели), с указанием целей их планируемого использования. В разделе«Описаниеграниц населенныхпунктов» выполняется описание местоположенияграницнаселенныхпунктов,атакжепереченькоординат поворотныхточекэтихграницвсистемекоординат,установленнойдляведения государственногокадастраобъектовнедвижимости.
Проведение публичных слушаний по рассмотрению проектао внесении изменений в генеральный план поселения (городского округа), связанных с изменениями границ населенных пунктов, организуются органом местного самоуправления на территории населенного пункта, в границы которого предусмотрено включение земельного участка. Срок проведения публичных слушаний не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
В рамках исполнения статьи 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Минрегионом России разработана и внедрена в эксплуатацию первая очередь федеральной государственной информационной системы территориального планирования (далее - ФГИС ТП). Данная система представляет собой доступный через специализированный Интернет-сайт информационно-аналитический ресурс, обеспечивающий доступ к сведениям государственных и муниципальных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и территориального планирования.
В целях обеспечения входа в систему ФГИС ТП для обязательного размещения документов территориального планирования Минрегион России подготовил для всех органов местного самоуправления регионов России, специализированные «ключи» (пароли). Минстроем Чувашии письмом от 20.01.2012 года № 6 ДСП направлены данные «ключи» в администрации муниципальных районов Чувашской Республики.
1. Орган местного самоуправления уведомляет в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по обоснованию проекта в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.
2. Согласование проекта генерального плана проводится в 3-месячный срок со дня поступления в согласующие органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (основание - статья 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012г. № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований»).
3.1. Если проектом генерального плана предполагается включение в гра-ницы населенных пунктов земель лесного фонда, орган местного самоуправления уведомляет Министерство регионального развития Российской Федерации в электронной форме и (или) посредством почтового отправления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по обоснованию проекта в федеральной государственной информационной системе территориального планирования для проведения им согласования с федеральными упол-номоченными отраслевыми органами в соответствующих сферах и подготовки свод-ного заключения по проекту.
3.2. Если проект генерального плана предполагает включение в границы на-селенных пунктов земель сельскохозяйственного назначения, орган местного самоуправления уведомляет Кабинет Министров Чувашской Республики о разработанном проекте генерального плана для проведения им согласований с респуб-ликанскими уполномоченными отраслевыми органами в соответствующих сферах (Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Минимуществом Чувашии, Минсельхо-зом Чувашии, Минэкономразвития Чувашии, Минюстом Чувашии), подготовки сводного заключения.
6. Орган местного самоуправления с использованием официального сайта в сети "Интернет" информирует о доступе к утвержденному генеральному плану поселения (городского округа) и материалам по обоснованию через федеральную государственную информационную систему территориального планирования в срок, не превышающий десяти дней со дня утверждения генерального плана (основание - ст. 9 градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 9 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года №221-ФЗ в состав сведений государственного кадастра недвижимости о границах населенных пунктов, вносится описание местоположение границ населенных пунктов в том числе, реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов. В правовом акте, устанавливающем или изменяющем границу населенного пункта, должен быть указан перечень всех участков, включаемых или исключаемых из границ населенных пункта.
При этом, согласно требований пункта 13 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 04.02.2010 года № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости», описание местоположения границ населенных пунктов, включает в себя текстовое описание местоположения границ населенного пункта и списки координат характерных точек границы населенных пункта с указанием метода и погрешности определения координат в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
Определение местоположения границ объекта землеустройства (в том числе населенного пункта) осуществляется посредством выполнения работ по землеустройству (описанию местоположения границ объектов землеустройства). В результате таких работ согласно ст. 20 Закона о землеустройстве подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621.
Глава XV. Земли населенных пунктов
Статья 83 . Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов
1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Статья 84 . Порядок установления или изменения границ населенных пунктов
1. Установлением или изменением границ населенных пунктов является:
4. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
5. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
6. Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.
7. Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.
8. Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.
9. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
10. В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными настоящего Кодекса.
Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.
11. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
12. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Земельное законодательство выделяет такое понятие, как граница населенных пунктов . Определение термина дается в . Черта, согласно которой, происходит разделение одного с другим либо с другими категориями земель, называется границей поселения.
Такая линия не может иметь пересечений с муниципальными образованиями, или выходить за пределы определенного города или села. Также граница поселения не может иметь пересечений с участком, состоящим в собственности частных лиц и организаций.
Границы определяются в процессе образования территории и в дальнейшем фиксируются на карта-плане и в кадастровом паспорте надела. Описание границ населенных пунктов является обязательной процедурой при регистрации земельного массива в качестве территории города или села.
Во время оформления границ очень важно пользоваться только актуальными сведениями о массивах, зарегистрированных в , исключая те, которые были аннулированы. Все оформленные бумаги проходят процедуру обязательного регистрирования , и утверждения в составе генплана поселка или города. После оформления документации имеющиеся сведения передаются в установленные фонды.
В итоге можно сделать несколько выводов:
Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Константин Андреевич. Мой надел располагался за пределами нашего села, однако, недавно проводились работы по разграничению общей территории поселения, и получилось так, что мой массив был включен в комплекс земель поселения . Я обратился в администрацию образования с вопросом о том, имею ли я теперь полномочия на земли или произошли какие-то изменения, относительно права собственности. Также хотелось узнать, положена мне компенсация или нет. В муниципалитете никакого внятного ответа мне не дали и теперь я нахожусь в сомнении относительно строительства на своем участке дачного домика.
Подскажите, как узнать информацию о праве пользования на участок и размер компенсации за его изъятие? Могут ли у меня вообще землю забрать?
Ответ: Уважаемый, Константин Андреевич, вам абсолютно не о чем беспокоиться, потому что согласно ст. 84 ЗК РФ , в случае определения или изменения границ города, села, другого населенного пункта, порядок пользования для граждан и организаций, распоряжающихся наделами временно, не изменяется, а для собственников земли, их права не прекращаются.
Иными словами, вы остаетесь полноправным владельцем территории, независимо от того, включена она в комплекс земель поселения или нет. Что касается вопроса о том, где получить информацию относительно границ и остальных характеристик надела, то обращаться следует в Росреестр. Право собственности на недвижимость устанавливается в этой организации, соответственно и данные можно получить там, путем подачи официальной заявки .
1. Установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
2. Утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
1. Статья 84 ЗК, прежнее название которой было «Черта городских, сельских поселений и порядок ее установления», с 1 января 2007 г. имеет полностью обновленную редакцию, которая была введена ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс.
Комментируемый пункт посвящен способам установления и изменения границ населенных пунктов. Приводимый здесь перечень, состоящий из двух таких способов, является исчерпывающим. При этом оба способа тесно связаны с положениями градостроительного законодательства, поскольку имеют отношение к институту территориального планирования.
Первый способ имеет отношение к утверждению и изменению генерального плана городского округа или поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в их границах. Под городским округом ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления понимает городское поселение, которое не входит в состав муниципального района. Под муниципальным районом, в свою очередь, понимается несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией. Законодательное определение понятия поселения, равно как и его составляющих — городского и сельского поселения, указывалось в комментарии к ст. 83 ЗК. Все указанные определения приведены в ч. 1 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона.
Согласно ст. 18 Градостроительного кодекса генеральные планы поселений и городских округов относятся к числу документов территориального планирования муниципальных образований. Вопросам содержания генеральных планов посвящена ст. 23, вопросам их подготовки, согласования и утверждения — ст. ст. 24 и 25, а регулированию их реализации — ст. 26 Градостроительного кодекса . Данные статьи довольно объемны по содержанию, и их рассмотрение не входит в задачи настоящего комментария. Отметим лишь, что генеральные планы включают в себя положения о территориальном планировании, а также соответствующие карты (схемы), на которых отображаются, помимо прочего, границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа (п. 2 ч. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ). Утверждение в установленном порядке генеральных планов городских округов и поселений входит в компетенцию их представительных органов местного самоуправления (ч. 13 ст. 24 Градостроительного кодекса).
Второй способ установления или изменения границ населенных пунктов касается лишь сельских населенных пунктов, расположенных за пределами поселений (на межселенных территориях). Сама возможность наличия таких населенных пунктов базируется на соответствующих положениях ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления, имеющих отношение к регулированию статуса территорий с низкой плотностью населения, которые Закон позволяет не включать в состав территорий поселений (п. 1 ч. 1 ст. 11 названного Закона). Согласно ч. 4 ст. 19 Градостроительного кодекса, границы населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях, отображаются на картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования муниципального района. Именно к ним и отсылает комментируемый пункт в качестве документов, устанавливающих или изменяющих границы соответствующих сельских населенных пунктов. Вопросам содержания, подготовки, согласования, утверждения и реализации схем территориального планирования муниципального района посвящены ст. ст. 19 — 22 Градостроительного кодекса.
2. Данный новый по своему содержанию пункт регулирует особый порядок утверждения и изменения границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и представляет собой исключение из рассмотренных выше правил, предусмотренных п. 1 этой же статьи. Принятие решений по данному вопросу отнесено теперь к исключительной компетенции Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Какие-либо иные решения или согласования, равно как и утверждение решения Совета Федерации по данному вопросу каким-либо иным органом или должностным лицом, не требуются.
Следует отметить, что порядок утверждения или изменения границ Москвы и Санкт-Петербурга претерпел, таким образом, существенные изменения. До 1 января 2007 г., согласно п. 4 ст. 84 ЗК, черта указанных городов подлежала утверждению и изменению федеральным законом по согласованному представлению законодательных органов Москвы и Московской области, а также законодательных органов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. А в период действия Градостроительного кодекса 1998 г. даже имела место существенная коллизия между его ст. 36 и приведенным положением прежней редакции ст. 84 ЗК, поскольку согласно ст. 36 Градостроительного кодекса проекты черты Москвы и Санкт-Петербурга подлежали утверждению Правительством РФ по итогам их разработки органами государственной власти данных городов и согласования с органами государственной власти сопредельных территорий (т.е. Московской и Ленинградской областей).
3. Пункт 3, по аналогии с отмененным с 1 января 2007 г. п. 6 ст. 84 ЗК, закрепляет гарантии неизменности прав на земельные участки, возникшие до изменения границ населенных пунктов, повлекшего включение данных участков в состав территории населенных пунктов. Данная гарантия распространяется на всех без исключения субъектов прав на землю (собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков).
Следует, однако, отметить, что в комментируемом пункте речь вовсе не идет о полной сохранности правового режима земельных участков. Ведь с включением соответствующих земель в границы населенных пунктов они неизбежно, в силу ст. 83 ЗК, приобретают статус земель населенных пунктов, и с этого момента на них распространяются все применимые к данным землям нормы законодательства, т.е. происходит перевод земель из одной категории в другую, что подтверждается также и абз. 8 п. 1 ст. 8 ЗК. Таким образом, п. 3 следует толковать в качестве юридической гарантии сохранения ранее возникшего права (титула) в отношении земельного участка, но не его правового режима.