Проектирование и строительство домов

Проектирование и строительство домов

» » Особенности формирования культуры личности в подростковом возрасте. Подростковая среда и субкультура Сообщение о подростковой культуре

Особенности формирования культуры личности в подростковом возрасте. Подростковая среда и субкультура Сообщение о подростковой культуре

Наряду с организованным педагогическим воздействием семьи и школы на детей и подростков большую роль в их формировании играет свободное общение, формы стихийно складывающейся жизни молодежи в социаль­ной среде. На бытовом языке обыденного сознания можно сказать, что воспитывает школа, семья и улица. «Улица» - это товарищи во дворе, районе, это неформальные движения, группы и объединения по увлечени­ям, интересам, это также события разного масштаба, социальная обстанов­ка в селе, городе, это частично и детские, подростковые организации. К этому институту социализации личности примыкают в какой-то степени и учреждения дополнительного образования - различные клубы, центры внешкольных занятий для детей и молодежи. Итак, свободное общение, жизнь подростка среди сверстников являются сильными, необходимыми и вместе с тем проблематичными факторами формирования личности.

Молодежь примерно от 10 до 20 лет составляет особую возрастную группу населения страны, трудную для учителей и общества в педагогиче­ском и социально-психологическом плане и требующую особого внимания и работы. Подростки активно осваивают мир вне семьи и школы. Главным становится свободное общение и деятельность со сверстниками и более старшими людьми вне привычных семейных, школьных ограничений и правил. Подростка отличает от взрослого неразвитое чувство ответственности за свое поведение, соблюдение норм, закона, работу, отношения с людьми. Ученые считают, что подростковый период кончается тогда, когда человек получил образование и работу, создал семью. Теперь он должен быть взрослым и нести ответственность за свое поведение в разных социальных ситуациях. Теперь он, как и все взрослые, свободен (от родителей прежде всего, чего не было раньше) в выборе действий, но и отвечает за них. Ко­нечно, и взрослые часто поступают безответственно, но они за это распла­чиваются. За подростка же больше отвечают взрослые, чем он сам.

Проблему социализации молодежи можно понимать как проблему по­колений. Вопрос в том, что новое поколение должно, с одной стороны, усвоить традиции, нормы, ценности отцов, с другой стороны, молодежь должна быть свободна и готова идти дальше, отвечая на вопросы своего времени. Более того, по мнению М, Мид, исследовательницы проблем дет­ства, социализации поколений в разных обществах, в настоящее время в мире преобладает префигуративная культура: опыт старших мало годится для молодых, поскольку очень быстро развиваются техника, культура. Ина­че говоря, человек рождается в одних условиях, а умирает, когда за окном совсем другая жизнь, что и делает особо острой проблему поколений.

Подростки во все времена составляли отличительную социальную груп­пу, но в наше время сложилась особая подростковая культура, которая на­ряду с другими социальными факторами играет большую роль в развитии школьника. Молодежная субкультура - система ценностей и норм поведе­ния, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризую­щая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет. Субкультура мо­лодежи получила особенное развитие в середине XX в. в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная незанятость трудом, акселера­ция - и является одним из институтов, факторов социализации школьни­ков. Субкультура молодежи представляет сложное, противоречивое соци­альное явление и оказывает столь же неоднозначное влияние на подрост­ков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от всеобщей, «большой» культуры, с другой - способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей, облегчает подросткам вхождение в жизнь.

Проблема в том, что ценности и интересы молодежи ограничены в ос­новном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятия­ми, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит в основном развлекательно-рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. Она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном вариан­те, массовую культуру, а не на ценности «высокой» мировой и националь­ной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами ТВ, музыкой диско и другими ее «легкими» жанрами. Эти вкусы и «безнравственные» ценности поддерживаются периодической печатью, современ­ным массовым искусством, оказывающим деморализирующее и дегуманизирующее воздействие. Культуру молодежи отличает также наличие моло­дежного языка, который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, он помогает молодежи осваивать мир, выражать себя и одно­временно создает барьер между ними и взрослыми. Субкультура молодежи часто имеет много общего с контркультурой и культурой авангардизма. Об­ществом эти культуры оцениваются обычно отрицательно, поскольку от­вергают привычное и угрожают стабильности, спокойствию, вместе с тем молодежная среда и контркультура несут в себе тенденции обновления, Ди­намику развития.

Неформальные объединения молодежи - это одно из проявлений субкуль­туры, форма общения и жизни подростков; общества, группы сверстников, объединенных занятиями, интересами, ценностями, симпатиями. Неформаль­ные отношения есть в формальных группах - классных, студенческих кол­лективах; наряду с официальной структурой класса есть группы на базе межличностных отношений. Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они иг­рают важную роль в жизни подростков, удовлетворяют их информацион­ные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем нельзя поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Замечено, что чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры, тем больше он стремится в «свою компанию», что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности. Как правило, эти сообщества сверст­ников представляют собой контактные группы в 5--15 человек, собираются в определенном месте.

Группы характеризуются по разным признакам: возрасту, социальной принадлежности, форме организации, по направленности. Согласно по­следней группы бывают просоциальными (социально одобряемое направ­ление, например экология, охрана памятников, исторический клуб), асо­циальными (в стороне от общественных проблем - рэперы), антисоциаль­ными (криминальные, агрессивно-националистические). В печати можно читать о многих молодежных группах, течениях, увлечениях. Например, байкеры ездят компаниями на мотоциклах, могут быть агрессивны. Скин­хеды («бритоголовые нацисты») очень агрессивны, имеют форму, марши­руют под «фашистскую» музыку, обычно идут кого-нибудь бить, выпив водки. Есть также металлисты, панки, роллеры и др. Увлеченность каким-либо течением подвержена законам моды, имеет часто характер психиче­ской эпидемии. Представителей всех течений отличают особенности одеж­ды, нормы, правила поведения, род занятий, ритуалы, места сбора и пр.

2. Одно из самых старых течений - хиппи, или «Система», - по суще­ству, стало историей. Когда-то это было наиболее интеллектуальное и творческое движение (философские и религиозные поиски, протест против ценностей «отцов» в обществе потребления и пр.). В какой-то степени не­которые функции и традиции «Системы» наследует движение толкиенистов, которое постепенно, однако, приобретает черты формальной органи­зации, образует исторические клубы.

Толкиенисты - это неформальное движение, которое получило в Мос­кве статус Клуба любителей фэнтэзи (1997 г.). Оно объединяет около деся­ти тысяч человек, большая часть которых неформально участвует в движе­нии, время от времени появляясь преимущественно в своих группах по симпатиям и интересам в определенных местах сбора: в Нескучном саду, Царицыно и др.

Движение возникло в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. и получило свое название по имени любимого писателя Толкиена, произведения кото­рого обсуждали и разыгрывали участники движения. Круг их занятий по­степенно расширился: конкурсы «менестрелей» и «ролевиков» (тех, кто разрабатывал и представлял публике какой-либо образ книжного или ска­зочно-мифологического героя); издание газет, журналов, сборников прозы и стихов и многое другое.

Движение превратилось в устойчивую саморазвивающуюся систему, ко­торая оказывала в целом положительное социализирующее воздействие на его участников. Они приходят в движение в основном по таким причинам: проблемы в семье, непризнание в школе или студенческой среде, стремле­ние к творческой деятельности, к саморазвитию и общению. В движении, в Клубе, сложились разнообразные виды деятельности, с педагогической точки зрения весьма целесообразные. Это изучение какой-либо области знаний путем обмена информацией и мнениями; единоборства, театрали­зованное фехтование, изготовление доспехов, исторические игры, инсце­нировки; занятия музыкой, литературой, изобразительным и прикладным искусством. Многие приходят сюда, чтобы учить и учиться. Получается что-то вроде системы взаимного обучения в неформальной обстановке в свободном общении, похоже на систему дополнительного образования. Движение довольно благотворно влияет на его участников, хотя порой оно может слишком уводить человека от действительности в мир игры и фанта­зии и тем самым затруднять его адаптацию к реальной окружающей среде 1 .

В настоящее время сколько-нибудь мощных движений, кроме назван­ных, незаметно, мода на увлечения быстро меняется. Подростки, особенно московские, ориентированы на потребление массовой культуры, на «бур­жуазный» стиль жизни. Обычно школьники, увлекшиеся своей группой, выпадают из сферы влияния школы и родителей, их социализация и вос­питание становятся проблематичными. Такая излишняя погруженность в подростковую культуру, отрезающая человека от мира, часто приводит к одной из форм девиантного поведения.

Девиантное, или отклоняющееся, поведение - система поступков челове­ка, противоречащих официально установленным или фактически сложившим­ся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам. Различа­ют две категории девиантного поведения: отклонение от нормы психиче­ского здоровья и отклонение от социальных, нравственных, правовых норм. Последнее проявляется чаще всего в виде алкоголизма, наркомании, агрессии, вандализма, сексуальной распущенности, сверхувлечения суб­культурой или чем-либо еще. В сверхувлечениях, правда, следует выделять позитивные, творческие увлечения: творчество ведь всегда нарушение нор­мы, поиск нового.

Также довольно трудно выделить норму и патологию в психике челове­ка, в его поведении. Дети школьного возраста только еще усваивают нор­мы, поэтому они, особенно подростки, составляют группу риска. Для юно­шества характерны психические нарушения в виде акцентуаций характера и личностных расстройств, связанных с формированием Я-концепции, са­мосознания 1 . К последним относят специфические реакции подростков на окружающую среду, на близких, самого себя, свой внутренний мир и свое тело.

Например, синдром отчуждения - дистанцирование от реальности, утеря связей с другими, отстранение от привычного. Мир воспринимается подростком как чужой, странный и непривычный. Деперсонализация - отчуждение, направленное на собственное Я, когда школьник сам в себе видит непривычное, непонятное и странное, отчего испытывает апатию, эмоциональную подавленность. Дисморфомания - бред физического не­достатка, повышенная озабоченность собственной внешностью и страх пе­ред изменениями своего тела, особенно у девочек. Синдром философской интоксикации - погруженность в глобальные проблемы, склонность к по­иску вечных истин и универсальных законов, смысла жизни, сопровож­дающиеся созерцательностью, мечтательностью, уходом от реальности.

Эти и другие расстройства сопровождаются депрессией, неврозами, ко­торые выражаются в тревоге, плохом настроении, подавленности и пр. Причиной школьных неврозов являются ситуации в школе: плохая успевае­мость, конфликт с учителем, отношения с товарищами. Учитель может видеть и акцентуации характеров, не зная при этом психологической тер­минологии. Например, гипертимный подросток отличается повышенной активностью, частой сменой увлечений, сверхобщительностью; астенонев-ротический тип характеризуется повышенной утомляемостью, раздражи­тельностью, ипохондрией и т. д. Учителю следует замечать особенности по­ведения детей и, если не действуют педагогические методы, обращаться к помощи специалиста.

Одним из видов девиантного поведения является противоправное, кри­минальное поведение, преступность молодежи, которая растет в настоящее время по причинам социальным и педагогическим. Ученые находят связь между воспитательным потенциалом семьи и преступным поведением: как правило, воспитательно слабые, «неблагополучные» семьи порождают пре­ступность.

С точки зрения педагогики одним из проявлений девиантного поведе­ния следует считать педагогическую запущенность - поведение и уровень со­циально-нравственного развития, не соответствующие требованиям об­щества, школы к учению и поведению школьника. Этому тоже есть причины в обществе, семье и школе. От педагога зависит, как не допустить педагоги­ческих ошибок, ведущих к педагогической запущенности, работать без ди-дактогений. Под этим словом понимают последствия неправильных дей ствий учителя, ведущих к утрате контактов учащегося со школьным окру­жением, систематической неуспеваемости и часто к правонарушениям. Иначе говоря, это методические и особенно психологические ошибки учи­теля: грубые замечания, агрессия по отношению к ребенку, бестактность - действия, при которых учитель, не зная состояния ученика, событий в его жизни (например, смерть близких, болезнь, развод), наносит ему обиду, психологическую травму.

К факторам, причинам девиантного поведения школьников относят, помимо сказанного, следующие:

Дегуманизация современной цивилизации в целом как общества по­требления, в котором наблюдается упадок духовных ценностей, падение авторитета церкви;

Глобальный кризис в России, социально-политический, экономи­ческий, культурно-идеологический;

Кризис образовательной системы и семьи.

Следует осознавать последствия отклоняющегося поведения молодежи и его влияние на личность. Незначительные проявления девиантного поведе­ния, как было отмечено, свойственны многим подросткам: они только усваи­вают нормы, со временем «странные» поступки уходят. Опасна и разруши­тельна для личности глубокая, фанатичная, от всего отрезающая, чрезмерная вовлеченность в субкультуру, в жизнь замкнутой группы. Постоянное пре­бывание на грани нормы ведет к закреплению нежелательных стереотипов поведения во взрослой жизни. В этом случае требуются коррекционно-педа-гогические меры, которые должны принять психологи, врачи, педагоги.

Наличие подростковой культуры требует адекватной педагогической позиции. Учитель должен знать ее, знать привычки, нормы, ценности уче­ников - их мир и, как это ни трудно, не относиться к нему агрессивно, до­пускать, что подростки имеют право иметь свои взгляды, культуру. Вместе с тем учитель должен делать так, чтобы школьники от молодежной культу­ры, во многом маргинальной, шли к культуре общечеловеческой и таким образом усваивали бы ценности, нормы общества, в котором живут. Это тем более так, потому что, взрослея, подростки все же в массе усваивают и наследуют общечеловеческие, базовые ценности и проходят свой жизнен­ный путь, как и их отцы.

Иначе говоря, педагог, работая с подростками, должен придерживаться следующих принципов-правил.

■ Принцип знания, согласно которому учителя должны знать социо­культурную ситуацию в молодежной среде, знать характер культуры, проб­лемы, тенденции развития, увлечения и многое другое.

Принцип терпимости, толерантности, что требует уважительного отношения к их праву делать свою жизнь по-своему, требует неагрессивно­го, сдержанного восприятия всего того, что происходит с подростками.

Принцип деятельного контакта, по которому учитель должен сохра­нять психологический и педагогический контакт с «незнакомым племенем» и вовлекать подростков в развивающую деятельность в разных формах.

Главным в работе воспитателя является формирование установки уче­ников на самостоятельность, способности каждого делать свою жизнь, от­вечать за себя, быть личностью, а не членом довольно примитивной группы людей, современно одетых и умеющих говорить только о футболе и рок-группах.

Вообще же педагогическую и социально-психологическую помощь трудным подросткам оказывают различные социальные службы, работники и в том числе социальные педагоги. Социальный педагог ведет свою работу непосредственно в среде детей группы риска, педагогически запущенных, социально неблагополучных подростков.

Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата - короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах - физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной). Все телесное постепенно приобретает черты мужского или женского организма. Изменения касаются созревания всех структур мозга, и как следствие развитие и формирование личности претерпевают большие изменения .

Физиологическими изменениями, накладывающими отпечаток на развитие подростка, обусловлены противоречия в его личности.

«Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием, как причиной различных психологических и психических отношений» .

Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое).

Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

Характерной чертой подросткового возраста является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Анализируя себя, у него начинают формироваться ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе .

Этот возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой ранее сложившихся психологических структур. Здесь закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Утрачивают ценность прежние интересы подростка, но интенсивно формируются новые на основе проявления положительных факторов - возрастает его самостоятельность, значительно более многообразными содержательными становятся его отношения с другими людьми, взрослыми, он активно осваивает чужую социальную позицию, происходит переоценка ценностей.

То есть, можно сказать, что подростковый возраст - период активного формирования мировоззрения человека - системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.

Основные личностные новообразования подростка (открытие «Я», осознание своей индивидуальности, возникновение рефлексии, развитие мышления, воображения, формирование нравственного мировоззрения, самоопределение) являются важными внутренними условиями развития ценностных ориентаций.

Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В эту пору развивается преднамеренное внимание .

Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. При значительной склонности к романтическому, воображение у подростков приобретает более реалистичный и критичный характер. Они более трезво оценивают свои возможности.

В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем, психологическом развитии у детей к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную позицию.

Таким образом, подростковый возраст, период стремительного развития и быстрых изменений личности, является наиболее ответственным этапом в формировании культуры подростка.

Формирование основ культуры подростков осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества, при помощи прививания определенного отношения к самому себе, гуманистическому мировоззрению, дисциплинированности, к труду и природе, патриотизму.

Ускорение темпов модернизации общества влечет за собой перемены в мире ценностей. Владение информацией приобретает значение «новой собственности», изменяющей характер политических, экономических, нравственных отношений. Поэтому большую роль в формировании общей культуры подростков играют кино, телефильмы, а так же средства массовой информации.

Формирование картины мира и системы ценностей человека, багажа знаний, отношения к жизни и отдельным ее явлениям, структуры интересов, мотивации к той или иной деятельности, культуры речи и бытового поведения - берет на себя телевидение. Оно «фактически контролирует всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, оно выделяет отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придает им особый вес, повышает ценность одной идеи, обесценивает другую, поляризует, таким образом, все поле культуры» .

Телевидение может обогащать подростка, процесс его воспитания и в то же время вызывать ранний интерес к явлениям, к которым подросток еще не готов, негативно влиять на личность, создавая чувство страха, возбуждая неокрепшую психику, оставляя глубокий неизгладимый след в подсознании, формируя позитивные эмоциональные проявления к садистским явлениям и пр.

Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. Важно научить правильно смотреть и понимать кино и телефильмы.

Не меньшее влияние на формирование культуры личности подростка оказывает компьютер с его информационными возможностями. Компьютер обладает уникальными возможностями самовключения подростка в отношения человека и техники, при которых он становится не просто поглотителем информации, но и активным соучастником. Неконтролируемость и всеядность во взаимодействии подростка с компьютером может иметь достаточно серьезные отрицательные последствия. Так, например, проведенные психологами исследования сферы интересов показывают, что у подростков, увлекающихся компьютером, получены более низкие показатели интересов в гуманитарной области (музыка, искусство, литература).

Однако компьютер оказывает не только негативное воздействие. Он предоставляет возможность использовать его огромный позитивный потенциал по различным направлениям: овладение навыками обращения с современной электронной техникой; получение широкой и разносторонней информации ребенком с ограниченными возможностями взаимодействия со средой; направленное развитие с помощью специальных программ информационного и развивающего воздействия; осуществление частной реабилитации с использованием специальных программ, позволяющих преодолевать определенные патологические явления; профориентационная работа с подростком, подготовка его к последующей профессиональной деятельности, требующей знаний компьютерных технологий.

В последние годы активизировалось формирование подростковых субкультур просоциальной (молодежные движения) и антисоциальной (группировки, носящие агрессивный характер, утверждающиеся за счет других) направленности, как в России, так и за рубежом. Причины такой активизации различны. Основные причины их активизации состоят в кризисе общества и его основных институтов, кризисе института семьи и семейного воспитания, коммерциализации СМИ и всей художественной культуры .

«Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, между тем как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями» .

В этом мире существует свой особый сленг и стиль общения.

В.С. Мухина образно выражает сущность подросткового словотворчества: «сленг в подростковых объединениях - это языковая игра, отход от языковых норм; это маска, карнавал, «вторая жизнь» . При этом словотворчество проходит в основном по принципу заимствования иноязычных слов или употребления существующих в ином смысле. Потребность подростка в скрытой от официальной речевой культуры форме существования объясняется психологией возраста. Уйти от социального контроля в возрастную группу, сделать так, чтобы не путали с другими, обособиться не только территориально, но и знаковыми системами, придав особый смысл своему объединению, - вот что становится глубинно привлекательным для подростков. Возникает особый тип общения, недопустимый в обычной жизни. Здесь вырабатываются и особые формы сленговой речи, которые не только стирают межиндивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни.

В подростковой культуре помимо сленга появляется также мат. Использование матерных слов для подростка - это способ преодолеть социальные запреты на табуированные культурой слова. Подросток, использующий мат, чувствует себя освобожденным, поднявшимся из-под прессинга предопределенного контроля речи. Сегодня подростки пользуются матом не только в своих сообществах, но и, не стесняясь, в общественных местах. Тому причиной не столько выход в свет специальной литературы, сколько использование мата в обыденной жизни взрослыми носителями великого и могучего русского языка. Мат как явление языка обсуждается на страницах газет, звучит с экрана телевизора .

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей .

культура личность подростковый литература

ОЛЕСИНА Е.П. 1, МАЛЫШЕВ А.В. 2

1. К.п.н., ФГНУ «Институт художественного образования» Российской академии образования
2. К.э.н., исполнительный директор Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии

Аннотация:

В данной статье рассматриваются основные составляющие культуры личности подростка в современном обществе, необходимые для развития социально адаптированной единицы социума, способы, цели, задачи и средства формирования различных составляющих культуры личности – культуры общения, нравственно-духовной, художественно-эстетической, социально- психологической, перечисляются ведущие направления деятельности в этом проблемном поле, моделируются различные социально-исследовательские проекты, в рамках которых возможно решение поставленных задач, прогнозируются ожидаемые результаты по формированию у подростков тех или иных социально необходимых качеств, формирующих культуру личности.

Такие взаимосвязанные явления, как культура и общение находятся в постоянно
развивающейся взаимосвязи. Объяснить это можно тем фактом, что между этими двумя
категориям существует положительная корреляция – развитие одной из них
непосредственно приводит к развитию другой. Общение воспринимается как способ
бытия культуры, необходимое условие производства культурных ценностей.
Взаимопроникновение, интеграция понятий «культура» и «общение» образуют новое в
смысловом и функциональном плане понятие «культура общения».
Учитывая необходимость развития культуры личности подростка, в том числе и
культуры общения, следует достаточно четко сформулировать цели и задачи реализации
развития культуры общения, такие, как:
- повышение уровня эффективного общения;
- создание эмоционально благоприятных условий взаимодействия подростков
атмосферы принятия, доброжелательности, открытости и взаимопонимания,
психологической защищенности, плодотворной творческой самореализации, доверия;
- установление общности между подростками, командообразование;
- развитие социально-коммуникативных способностей подростка;
- формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку
зрения, аргументировать и отстаивать собственную позицию.
Участники процесса общения, т.е, подростки, должны учиться отстаивать свои
интересы и в то же время в нужной ситуации уметь пойти на компромисс, что
характеризует уровень культуры общения.
Подросткам необходимо познакомится с правилами критики, с культурой ведения
споров: для этого педагогами разъясняется ее необходимость в качестве обратной связи по
поводу того или иного поведения, обсуждается отличие критики и уничижения,
отрабатываются навыки слушать, не перебивая, и адекватно реагировать на критику,
способы противостоять уничижительными замечаниями.
В процессе развития культуры личности подростков могут широко применяться
дискуссионные методы, такие как:
- беседы, диспуты, правильно построенные споры (аргументы, тон, ораторское
искусство);
- метод групповой дискуссии;
- метод обсуждения нравственных проблем: осознание участниками последствий
выбора того или иного типа поведения, адекватного для окружающих и для
функционирования собственного «Я» в системе отношений.
Данные методы способствуют определению каждым участником своей точки
зрения, развитию культуры общения в целом, инициативы, умения пользоваться своим
интеллектом, помогают решать следующие задачи:
- обучать участников анализу реальных ситуаций, навыку отделять основное от
второстепенного, формулировать проблемы;
- прививать умение слушать и взаимодействовать с другими людьми;
- развивать навыки академических выступлений, способствовать освоению
бытового, неформального общения со сверстниками;
- моделировать сложные ситуации, демонстрировать характерную для большинства
проблем многозначность возможных решений.
Объектом дискуссионного обсуждения могут послужить реальные случаи, или
казусы, проблемы различного характера, ситуации межличностного взаимодействия,
ситуации морального выбора.
Одним из способов реализации поставленных задач и полем применения названных
выше методов могут послужить осуществляемые в подростковой среде исследовательские
проекты: «Культура общения», «Виды коммуникации» (по разным эпохам и странам),
«Реконструкция стилей общения, церемоний, ведения диспутов» и «Ораторское искусство
прошлого».
Подобные проекты предполагают исследовательскую деятельность, связанную и с
поиском информации в Интернет-пространстве, и в библиотеках, архивах, и с
интервьюированием представителей старших поколений, прослушивание редких аудио-
записей великих ораторов, мастеров слова и т.п.; подготовку презентаций проектов и
театрализованных постановок- реконструкций.
Говоря о развитии культуры личности подростка, необходимо также упомянуть о
развитии художественно-эстетической составляющей культуры личности, которая
непосредственно влияет на развитие эмоциональной культуры, культуры рефлексии и
рефлексии культуры.
Л.Н. Коган видит в художественной культуре степень реализации сущностных сил
социального субъекта в художественном освоении действительности . Ю.Б. Борев
обращает внимание на специфику искусства, которое вовлекает аудиторию в выработку
эстетических идей и заставляет читателя, зрителя, слушателя интериоризировать
художественные идеи в личной форме .
Необходимость развития эстетической культуры личности подростка обусловлена
значимостью этого процесса для развития культуры личности подростка в целом, а также
современной социокультурной среды, ее разнообразием. Развитие эстетической культуры
личности подростка означает развитие их эмоциональной культуры, вкусов, смену (или
утверждение) идеалов, потребностей, интересов, физического облика; развитие культуры
речи, движения. Это особенно актуально в современном информационном пространстве,
спецификой его организации, содержания и оформления.
Для художественно-эстетического развития личности подростка цели и задачи
реализации проектов в сфере художественно-эстетической культуры могут быть
сформулированы следующим образом:
- знакомство с понятием «эстетическая культура», основными формами
эстетического (потребности, чувства, суждения, оценка, вкусы, идеал), проявлением
эстетического в жизни, эстетикой общения, труда, природы, вещей, поведения, быта, речи,
тела, а так же со значением эстетической культуры и эстетического вкуса в жизни
человека;
- знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной классики, развитие
культуры семейного художественного творчества:
- актуализация имеющиеся у подростков знания о графике, живописи, дизайне,
законах композиции, колористки и формообразования;
- развитие культуры рефлексии, рефлексии культуры;
- развитие умения анализировать художественные произведения, составлять
суждения об их эстетическом уровне;
- реализация интеллектуально-творческого потенциала подростков путем
включения их в различные виды художественной деятельности.
В случае успешного осуществления комплекса названных задач в сфере
художественно–эстетического развития культуры личности подростка, ожидаемые
результаты могут быть представлены таким образом:
- рост уровня художественно-эстетической культуры личности подростков,
активность в художественно-творческой деятельности;
- развитие эстетического вкуса, рефлексия образов, предметов, художественных
произведений;
- умения адекватно оценивать произведения художественной культуры; составлять
и высказывать обоснованные суждения, основываясь на критериях оценки эстетической
культуры;
- умения сопоставлять и анализировать красивое и уродливое и т.п.;
- практический опыт эстетического оформления среды;
- опыт применения компьютерных технологий, графики и дизайна.
Для достижения поставленных целей и решения задач, возникающих в ходе
процесса развития культуры личности подростка, необходимо осуществление таких
массовых мероприятий, как совместное посещение театров, выставок, музеев, экскурсии
по городу, экскурсионные маршруты по другим городам, для чего продуктивным может
оказаться осуществление подростками исследовательских проектов:
- «Узнай свой город», «Что?, Где?, Когда?» (посвященные истории, живописи,
музыкальному творчеству, песенному фольклору);
- «Юный экскурсовод».
- «Театральная студия», «Музыкальный салон», «Бардовская песня», «Концерт для
души» - сборные концерты для ветеранов, в детском доме, как отдельное мероприятие
(совместное с семьями, посвященные праздникам, Дню именинника и т.д.);
- «Наша Галерея» - постоянно действующая выставка рисунков, картин, поделок из
природного материала, скульптур из глины или пластилина);
- конкурс «Самое полезное и самое бесполезное изобретение» - презентация,
доказательство полезности или бесполезности (в виде рассказа, юморески, отчета по
эксперименту и т.п.);
- «История костюма»; «История создания произведения искусства, из области
мирового культурного наследия (картины, скульптуры, архитектурного памятника и т.п.)»
- «Мастер своего дела»: встречи с народными умельцами, посещение
коллективных и персональных выставок прикладного творчества известных мастеров,
участие в мастер-классах;
- Арт-техники (рисование в парах, тройках; коллективное рисование с творческими
заданиями);
- «Художественная экспрессия»: техника, направленная на развитие
способности к самовыражению.
При помощи средств изобразительной деятельности взрослый создает условия для
самовыражения подростком своих чувств, эмоций, желаний, предпочтений. Техника
является эффективной, с точки зрения психологической безопасности и комфортности
обстановки.
Могут также быть задействованы и такие факультативные исследовательские
проекты, как:
- «Этика и эстетика», что предполагает:
- получение подростками теоретических знаний в области эстетики;
- развитие художественно-эстетического вкуса, компетентности в этике поведения,
общения, культуры питания, и способах их применения в жизни.
- Викторины и КВН по теме: «Этика поведения, общения, культуры питания в
разных культурах и разных эпох». При подготовке к викторинам подростки могут
использовать информационные технологии, осуществлять поиск информации в сетях
Интернет, подготовку презентаций.
- Организация кружка «Моделирование» (дизайн, стиль, визаж, прическа, мода) с
использованием компьютерной графики, поисковых Интернет-ресурсов;
- «Дизайн-проекты» (украшение к празднику класса, школы); «Мой любимый
город», «Визажист», «Стилист»; «Украшение стола, блюда»; оформление рекреации и
классов, эстетической среды школы.
- создание подростками web – сайта кружка, группы, класса, школы, организации.
Такое сотрудничество весьма продуктивно в плане овладения навыками совместной
деятельности со сверстниками. Договариваясь о результате конкретных действий каждого,
взаимодействуя друг с другом, подростки овладевают структурой деятельности.
Привлечение подростков к историко-культурной деятельности по сохранению
культурных традиций путем изучения народного творчества также способствует
развитию культуры личности. Основными задачами данной деятельности выступают
следующие положения:
-воспитание у подростков интереса к традиционному народному творчеству;
- восстановление преемственности знаний, умений, технологий, традиций,
культурных ценностей различных социальных и возрастных групп населения города;
- пропаганда обычаев, традиций, промыслов, ремесел, характерных для региона.
Ведущими направлениями этой деятельности выступают:
- поисково-исследовательская работа и формирование банка данных о носителях
ремесел, художественно одаренных людях и т.п. (организация и проведение детских
экспедиций «Народные традиции, промыслы, фольклор: изучение и сохранение»);
- проведение праздников, участие в ярмарках народного творчества и выставках
народных умельцев; фестивалях детского фольклора, семейного творчества.
В процессе этого направления осуществляется решение таких задач, как:
- изучение и сохранение культурного наследия России;
- развитие культуры личности подростка средствами декоративно-прикладного
искусства;
- обеспечение необходимых условий для личностного развития и творчества;
- формирование межэтнической толерантности, развитие этнического
самосознания;
- удовлетворение потребности подростков в художественно-эстетическом и
интеллектуальном развитии.
В процессе реализации обозначенных направлений деятельности могут быть
сформулированы следующие ожидаемые результаты:
– формирование мировоззрения, ценностных ориентиров и потребностей молодого
поколения с позиций этнической идентификации, патриотизма, развития эстетических и
нравственных представлений;
– обеспечение преемственности поколений в сохранении и развитии
отечественного социокультурного и этнопедагогического опыта;
– практическое усвоение культурных традиций и национальных особенностей
декоративно-прикладного искусства России;
– развитие у подростков умений и навыков, позволяющих осуществлять
индивидуальные и коллективные творческие проекты;
– освоение навыков организации предметно-пространственной среды средствами
декоративно-прикладного искусства;
– мотивация к самообразованию, самостоятельному освоению культурных
традиций и передаче их будущим поколениям.
Следует также упомянуть еще об одной из важнейших составляющих развития
культуры личности подростка - развитии социально-психологической и духовно-
нравственной культуры, основными целями и задачами которого служит развитие:
- социальной компетентности (положительная самоидентификация, адекватная
самооценка, отношение к Другому как к ценности, гармоничное взаимодействие с
социумом, положительное мироощущение и мировоззрение);
- культуры рефлексии, качеств и способностей к со-переживанию, со-страданию,
со-чувствию, к альтруистическим поступкам;
- внутрикомандных отношений и взаимодействия, опыта разрешения конфликтов,
поведения в сложных ситуациях;
- мотивации просоциального поведения, самосовершенствования, достижения
успеха;
- социальной ответственности.
Социально-исследовательские проекты, направленные на развитие этих
составляющих культуры личности подростка могут быть представлены в виде:
- благотворительных акций в помощь ветеранам, одиноким пожилым людям,
концерты для ветеранов, дружба и помощь с Домом инвалидов;
В данном случае, в рамках этой деятельности может быть организована
деятельность, направленная на освоение подростками способов культурной
самореализации в социально-ответственных ролях (работа с детьми-сиротами в детских
домах, работа с младшими учащимися по пропаганде здорового образа жизни, на
фестивалях, помощь отстающим одноклассникам по различным предметам, шефство над
младшими классами: помощь в организации праздников, театральных постановок,
концертов, веселых стартов).
- волонтерской благотворительной деятельности: «Скорая детская помощь»
(оказание оперативной помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации),
внесение посильного вклада в физическое и нравственное оздоровление общества, чтобы
сделать лучше жизнь окружающих людей.
- социальных акций: «Руки друзей»: сбор игрушек и книг для детей из детских
домов и Дома инвалидов, выезды с игровыми программами, концертами, КВН, адресная
помощь учителям-пенсионерам, подготовка концертов, поздравлений, программа «Мир
вокруг нас» (уборка территории близлежащего парка, пруда), «Велнес-программа» (в
каникулярное время - проведение на детских площадках района игровых мероприятий).
- интернет-акций, например, создание школьного сайта «Копилка добрых дел», на
котором освещается реализация проектов, обсуждаются трудности, способы их
преодоления, предлагается и просится помощь, размещается истории успеха реализации
социальных проектов, сайт способствует привлечению подростков из не
экспериментальных классов к волонтерской деятельности.
Подростки, принимая участие в общественно-полезных мероприятиях, получают
навыки социального проектирования, командной работы, ответственности за порученное
дело. Волонтерская работа помимо социального эффекта дает подросткам навыки
организаторской работы, взаимодействия с людьми, зачастую сложными в общении,
умения добиваться цели на благо другого, доводить дело до логического успешного
завершения, помогать и принимать помощь, получать удовольствие от оказания
безвозмездной помощи другому, проявлять инициативность и активность в реализации
социальных проектов, направленных на помощь.
Таким образом, подводя итоги всем перечисленным выше способам развития
культуры личности подростка в современном обществе, необходимо отметить, что,
взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретая умения работать в
команде, разрешать конфликты, включаться в проект, нести ответственность, передавая
информацию вовне, своим сверстникам, по принципу «равный - равному», подростки
получают опыт просоциального поведения, что входит как основная составляющая в
структуру Культуры Достоинства , в свою очередь, являющейся высшим уровнем
культуры личности человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борев, Ю.Б. Природа искусства и специфика его воздействия на личность. Эстетическое развитие и воспитание молодёжи / Ю.Б. Борев. - М:МГУ, 1978.-с.165. - С. 33.
2. Коган, Л.Н. Культурная деятельность. Опыт системного исследования / Л.Н. Коган.- М.: Наука, 1981.- 238 с.- С.68.
3. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структуро-содержательные характеристики процесса развития личности. Избр. Труды / Д.И. Фельдштейн. - М.: Моск. психолого-соц. ин-т: Флинта, 1999. - 672 с.
4. Этническая толерантность в поликультурных регионах России / отв. ред. Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. - М. : Изд-во РУДН, 2002. - 296 с.
5. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С.
Якиманская // Сентябрь. - 1996. - С.120 -128.

Подростков часто определяют как маргинальную группу, которая с точки зрения культурно-исторического развития ие принадлежит к традиционным, доминирующим в культуре сообществам. Понятие «маргиналь- ность» применительно к подростковой субкультуре используется в качестве акцента на нестандартности, крайней вариативности и определенной ее отчужденности от магистральных линий и традиций национальных культур. При этом сама маргинальность стала традиционной (на протяжении столетий) типологической особенностью подростковой субкультуры.

Маргинальность (от лат. marginalis - находящийся на краю) - пограничное положение личности по отношению к какой-либо социальной общности.

Подростковая субкультура представляет собой совокупность норм, ценностей, установок, обычаев и форм поведения, которые признаны членами подросткового сообщества и реализуются в жизни.

Подростковая субкультура, объединяя взрослеющих детей, проявляется прежде всего в таких традиционно молодежных аспектах, как одежда и музыка. Каждое новое поколение «открывает» для себя новый стиль в музыке и внешнем виде, стремясь отделиться от остальных поколений и заявить о своей уникальности. Исследования показывают, что подростки, как правило, острее чувствуют одиночество, чем взрослые люди в силу высокой неопределенности ситуации развития подростка и меняющейся системы отношений. Кроме того, подростковая субкультура выдвигает устойчивые требования широких контактов со сверстниками, интенсивного совместного времяпрепровождения, включенности в группу.

Характерное для подростков повышенное внимание к одежде, прическе, внешнему виду в целом является неотъемлемой частью формирующейся идентичности, осознанием принадлежности к определенной социальном группе. Подростки прекрасно понимают, что одежда несет информацию о владельце и сообщает окружению о той роли, которую примеряет на себя человек. Если юноша оделся в черную кожу и украсил себя мощными цепями, то разговаривать и действовать он хочет в духе «крутого пария». Со стороны окружающих подросток ожидает соответствующего отношения к себе.

Выбирая ту или иную одежду, подросток создает свой образ, одновременно занимаясь ролевым экспериментированием, примеривая на себя различные модели поведения: сегодня он хиппи, а завтра - денди. Внешний вид отражает то или иное мировоззрение, и использование новой манеры одеваться позволяет легче проникнуть в тог пласт культуры, который стоит за тем или иным стилем. Постепенно выбор конкретизируется на образе, который оказывается наиболее близок и комфортен подростку. Этот образ чаще всего традиционализируется. Выбор одежды подчеркивает самостоятельность подростка и его индивидуальность. Но позволяет и «спрятаться» через механизм социальной мимикрии в группе таких же как он, оказаться незаметным среди ярких.

Социальная мимикрия - механизм социальной адаптации личности, стремление раствориться в группе, не выделяясь по своим внешним характеристикам и манере вести себя.

Вызывающую одежду и прически носят подростки, которые хотят заявить о своем несогласии с взрослыми, неприятии мира старшего поколения. Бунтующие подростки придерживаются своего стиля как определенной идеологической позиции, упорно отстаивая право на, скажем, фиолетовый цвет волос. Однако главным мотивом при построении собственного образа, как обнаружили исследователи, является желание получить признание и быть принятым в компаниях сверстников . Чувство принадлежности группе дает дополнительные возможности построения собственной идентичности, а в наше время одежда по-прежнему влияет на социальный статус, особенно в молодежной среде. Желание быть похожим на других или стремление обрести превосходство находят отражение в выборе одежды и внешнего образа в целом. Наконец, одежда, которая нравится, повышает собственную самооценку и делает человека увереннее, - удовлетворенные своим внешним видом подростки лучше адаптируются в социальном окружении.

Другим значимым компонентом подростковой субкультуры является музыка. Вкусы подростков чрезвычайно разнообразны, но чаще всего юноши и девушки слушают песни о любви. Они могут исполняться в стиле рэп или хеви-метал, но тема любви присутствует практически всегда. Музыка, как и субкультура в целом, отражает жизненную философию взрослеющего подростка и позволяет если не найти ответы, то сформулировать вопросы.

Музыка - мощное средство общения подростков между собой и способ закрепления традиций. Общение через музыку восходит к дорече- вой коммуникации и основывается на эмоциональных реакциях. Музыка позволяет подросткам, не слишком склонным к вербальным изъяснениям, выразить душевное состояние, впечатления, переживания и настроения. Экспрессивное музыкальное общение по сути несет функцию единения, сопереживания, психологической кооперации и массового заражения эмоциональным состоянием друг друга.

Ритмическая организация мелодий естественным образом синхронизируется с активностью и биологической ритмичностью организма человека, а для подростков еще и открывает адекватный канал выхода сублимированной сексуальной энергии.

Так, Ф. Райс приводит результаты изучения влияния музыки хард-рок и хеви-метал на юношей в возрасте от 14 до 20 лет. Исследование определенно показало, что музыка не только играет важную роль в жизни молодых людей, но часто является страстным увлечением, конституирующим систему отношений, картину мира, структуру денежных расходов, настроение и представления о будущем. Критерием выбора рок-направления для подростков стали искусство исполнителей, восприятие звучания и содержание песен, отражающее их собственные переживания }