Проектирование и строительство домов

Проектирование и строительство домов

» » Славянская масленица. Русская Масленица: славянские традиции и народные обряды.

Славянская масленица. Русская Масленица: славянские традиции и народные обряды.

23 марта Комоедицы, Масленица - Одна из четырех важных точек годового цикла. Весеннее равноденствие , когда день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега, все вокруг начинает набирать Жизнь и Силу. В этот период славяне отмечают Комоедицы - Маслениц у .

Деление года у древних славян определялось теми естественными, для всех наглядными знамениями, какие даются самою природою. Год распадался на две половины: летнюю и зимнюю, - и начинался с первого весеннего месяца - марта, так как именно с этой поры природа пробуждается от мертвенного сна к жизни и светлые боги приступают к созиданию своего благодатного царства. Апокрифы и народные поверья относят сотворение мира и первого человека к марту месяцу. Водворение христианства на Руси не скоро изменило старинный обычай начинать новолетие мартом.
Комоедицы можно перевести как “праздник поедания комов” (или “поедающий комы”), особых блинов, посвещённых этому зверю. Подобный праздник в Древней Элладе назывался “комедиа” (медвежий праздник), откуда пошла античная комедия. Нужно пояснить, что современное название зверя является иносказательным (“настоящее” имя нельзя произносить вслух, чтобы не призвать невзначай): “медведь” - ведающий мёд. Кроме того, оно достаточно древнее: не мёдведь, а медведь. Но и это имя прижилось, став “настоящим”. После чего начало было уже вытесняться новыми иносказаниями: мишка, топтыгин, косолапый и т.д. “Ком”, возможно, тоже иносказательное: медведь похож на большой шерстяной комок из-за кажущейся неуклюжести. Может быть, исконное имя содержится в названии медвежьего дома: берлога - “логово бера”.

Однако, помимо темных личностей, книги истории портретов были бы неполными и даже пустыми, примитивными. Молотов среди братьев и сестер Иосифа Сталина давно занял первое, особое место, хотя он не стал наследником своего трона. Разве это не закончилось этой силой, с таким энтузиазмом, в тюрьмы, осудить десятки тысяч людей до смерти?

Активный участник Октябрьской революции. Соучастников Сталина в его борьбе за власть в партии и в государстве против Льва Троцкого, Григория Зиновьева и Льва Каменева. Конечно, шеф-повар ценит эту верность. Он был сравнительно слабо образован в среде Сталина и до сих пор славился своей необыкновенной способностью работать, своей выносливостью, за что получил прозвище Стони Пастургалис.

Утром люди торопятся на капище, на высокое место, где подсохла земля. Возле капища и на перекрёстках дорог рассыпают зерно. Это делается для того, чтобы навьи, принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику.
На столы, покрытые скатертью, ставят горячие блины и пироги, овсяный кисель, меды, квасы и закуски. Угощение делится на пять частей, пятую часть помещают на открытое место возле Священного Огня, приговаривая:

Правда, во время Великого террора многие, подобные ему, несмотря на свои способности и достоинства, были расстреляны или, в лучшем случае, оказались на Крайнем Севере. Молотов, а потом повезло - может быть, потому, что он всегда проявлял свою преданность командиру с чрезвычайной жестокостью - об этом писали многие российские генералы в своих мемуарах войны.

В Украине - он, вероятно, был самым важным организатором массового голода, его виновником. Его подпись была найдена русскими историками, и, самое главное, Молотов предложил судить не только всех «классовых врагов», «трофистов», «вредителей», «шпионов» или целых списков, что экономит время.

«Честные наши родители! Вот для вашей души блинок.»

Торжественно везут к капищу на шесте соломенное чучело Марены . Все стоят вдоль дороги, кланяются в пояс и величают Марену Свароговну: «Приезжай ты к нам широк двор, на горах покататься
В блинах поваляться, сердцем потешаться.
Масленица - красная краса, русая коса
Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка,
Трёх матерей дочка, кветочка, ягодка, перепёлочка.»

Он похвалил депортации целых народов - правильно сделал! Молотовым - он заменил Максима Литвинова, еврея и германофобию, сторонником союза с Парижем и Лондоном, на пост наркома иностранных дел. Германии и Советского Союза. На самом деле было бы правильнее называть их сталинско-гитлеровским пактом, они рождались по их инициативе и воле.

Сталинский ранг не позволил ему подписать Иоакима фон Риббентропа. Молотов всегда категорически отрицал, что такие протоколы были вообще, Михаил Горбачев шел по его стопам, но это было пустым усилием. Гитлер дал своему союзнику Сталину право делать что-либо со странами Прибалтики, чтобы лишить их независимости.

Начинают угощать друг друга блинами. Первый блин комам*, (*Ком - медведь. Отсюда же ""команика" - медвежья ягода. Она же ежевика, снобориха.) его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса. После проводят зачин.
Возжигают Огонь. Славят богов и предков, весь Славянский род. Посолонь закручивают хоровод, одевши хари, дабы не узнали злые духи. Скоморохи показывают представление, им помогают колоброды. «Как на масленой неделе из трубы блины летели!
Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои...»

Молотов рассказал мне, как это было сделано. Когда он приехал в Москву для переговоров с министром иностранных дел Латвии, он сказал: «Вы не вернетесь, пока не подпишетесь, чтобы присоединиться к нам». И отдав команду чеченцам, латышский не покинул Москву. Кстати, у нас также были речи, что Юозас Урбис слышал такие угрозы у Молотова, но сам он не писал об этом в своих мемуарах.

Два московско-берлинских соглашения уже известны всем. Сталин, хотя затем, по-видимому, все еще полностью доверял своему коллеге, не паниковал за это предложение - его больше беспокоило Финляндия, Болгария, Босфор и Дарданеллы. В результате дружба между Москвой и Берлином закончилась, между бывшими союзниками вспыхнула жестокая война. До недавнего времени, 5 мая, выступая в Кремле во время приема военных академий, офицеры были очень храбры и любопытны: Лучшая защита - это наступление.

Прыгают через костёр, а после обязательно умываются снегом или талой водой. Считается, что талая вода придаёт лицу красоту. Величают молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывают на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо откупиться, принеся с собой на общий стол угощение. Всем наливают сурью.
Первую чашу сурьи жрица Марены несёт к жертвеннику. Жрица Живы выбивает эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена: «Уходи, Зима холодная! Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой, с цветами, с травой!» Затем торжественно сжигают на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи: «Марена загорела, всему миру надоела!» Опять прыгают через костёр, обращаясь к Семарглу , чтобы он зажёг снега. Затем прославляют Ярилу , скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца: «С горы катись, с весной воротись!»

Название товарища Сталина было переоборудовано: он подписал указ о производстве легковоспламеняющихся жидкостей для производства танков, и они получили название неофициального коктейля Молотова. Не было возможности защищать больше, чем немецкие танки - они вели своих плотных россиян, пробились в Москву.

Молотов остался вторым самым важным человеком в империи, и его основной сферой деятельности была дипломатия. И мусорные ящики назывались корзинами Молотова - по той же причине. Однако в конце войны доверие Сталина к его ближайшему подчиненному закончилось, хотя он был законным, раскаявшись, сказал, даже заплакал об этом. Молотов провел большую часть своего времени на Западе, общался с иностранными лидерами, сам Винстон Черчилль и сам Франклин Рузвельт. Сталин всегда был подозрительным и опасным: могли ли они продать их врагам?

После этого, вооружившись горящими головнями, идут «будить медведя» (пробуди). В яме, укрывшись валежником, лежит ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водят вокруг берлоги хоровод, крича что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинают бросать в него ветки, снежки, прутья. «Медведь» не просыпается, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда «медведь» начинает пробуждаться. Девушка убегает, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый встаёт и начинает плясать, подражая пробуждению медведя, затем идёт искать свою потерю, опираясь на костыль: «Скрипи нога, скрипи липовая!
И вода-то спит, и земля-то спит.
И по сёлам спят, по деревням спят.
Одна баба не спит, на моей коже сидит.
Мою шёрстку прядёт, моё мясо варит.
Мою кожу сушит.»

Молотов жил в постоянном страхе. Это место, где жил еще один высокопоставленный правительственный чиновник Михаил Калинин, его жена, эстетист, тоже была в лагере. Историки сомневаются в том, была ли эта смерть естественной, или один из ближайших людей того времени к Сталину ей не помог - Лаврентий Берия: ему также угрожали «очистить».

Молотов, но первый приз не увенчался успехом - очевидно, потому что его позиции в Кремле в последние годы сильно ослабли. Сталина - довольно серая личность Георгий Маленков вырвался на первый план, ведя доверие к послушанию и жестокости. Маленков пользовался недолго победой, как и сделал роковую ошибку - лидер Коммунистической партии Никита Хрущев отдал офис. И это, будучи умнее, чем другие, используя эти сообщения быстро удалось стать первым человеком и государством, всемогущий мастер. Старая гвардия не выдержала: так подорвала партию и государственную власть в мире, кроме того, весь бывший конфедерат Сталин и его сообщники в преступлении - и, возможно, ему придется отвечать за?

Поймав свою обидчицу, «медведь» пытается задушить её в своих объятиях медвежьей хваткой.
После пробудей начинаются игрища. Первая игра - городок. Девушки становятся на высокое огороженное место (городок). Вооружившись длинными палками, отбивают нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытаются ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получает право перецеловать всех девушек-защитниц.
После взятия городка начинается пир горой, а затем остальные масленичные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк...
Духи великих предков, незримо присутствуя на празднике, радуются вместе с нами. Не угас ещё род Славянский, как и тысячи лет назад приходят Славяне на праздник, чтобы соблюсти Обычай. Что есть праздник? Память человека о себе через богов и о богах через себя, очищение души от суетных забот и пустой памяти. Под взорами Неба завершается праздник, стихают песни, гаснет Огонь. Звучат слова Велесовой Книги, будя в душах память предков: «И Сварог Небесный промолвит:
«Ты ступай-ка, сын мой, до красы той вечной!
Там увидишь ты деда и бабу.
О! Как будет им радостно, весело вдруг увидеть тебя!
До сего дня лили слезы они,
А теперь они могут возрадоваться
О твоей вечной жизни до конца веков!»»
При прощании одаривают друг друга пряниками и говорят:
«Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобой».

Молотов был один из ее лидеров. Хотя силы повстанцев были сильны, Хрущев с Георгий Жуков был в состоянии помочь им преодолеть, чтобы объявить «антипартийную группу». Берия указ вышел из тюрьмы, был реабилитирован. Риббентроп закончил свою жизнь виселицу - Международный трибунал по решению военных преступлений, судьями. И это не осталось несгибаемым большевик до последних дней своей жизни: и продолжало поклоняться Сталиной, не признает ни одного из своих преступлений или ошибок.

Прошлые рецидивы. Для того, чтобы отметить окончание Второй мировой войны, войны в Европе снова. Нацизм завершен как международная сила, и сталинизм, кажется, поднялся. Стоит вспомнить историю Второй мировой войны и предысторию поворотов, своего рода перекресток, теперь почти забыто, когда решения погребен те или иные стратегические планы пострадавших противоборствующих коалиций состав.

Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.
Обычно Масленицу представляли в образе огромной женоподобной фигуры, которую делали из соломы, наряжали нелепым образом, сажали в сани и возили по селам. Карнавальный поезд мог состоять из десятка саней, в которых разъезжали ряженые. После завершения праздничного ритуала куклу сжигали, прощаясь с ней: Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая...

Уроки истории на более эффективное более широкую картину мы видим. Панорама выглядят по-разному, когда оно рассматривается с точки зрения малых государств - тех стран, которые были выданы занимаемого разделены. После войны в Азии продолжалась до 15 августа. Когда Япония капитулировала.

После 9 мая грядет 10 мая. С французских и британских атак. В данной статье рассматриваются причины войны, а также в общественных реже упоминались, менее выяснены вопросы: польская превентивная война с Германией планами была заменена ожиданиями союза с нацистами, не произошла на английском и французских нападениях в Карелии и на Кавказе, иранская оккупация - не в обходе австрийской связи, Чехословакию капитулировать и Литва состояние.

Образ Масленицы соединял в себе смертоносное (зима(и животворящее (весна) начала: люди словно бы вступали в новую жизнь, прощались со старой. Поэтому разгульное празднование в масленичную неделю сочеталось с обрядами сжигания старой постельной соломы, окуривания одежд, извинения и прощения за старое (уже во время христианства на Руси – прощенное Воскресенье).
С принятием христианства образ Масленицы претерпел некоторые изменения, его стали рассматривать как олицетворение последнего разгула перед Великим постом. Прощаясь с Масленицей, люди как бы отрешались от всего мирского, от праздничной жизни, и резко переходили к воздержанию.

Немецкий историк Гоц Али в своей книге «Гитлер Народного Государство» рассматривает экономический порядок национал-социалистического режима и экономические причины войны. Нацистская порядок автор описывает как «службы диктатуры». Еще до войны нацисты ввели прогрессивный налог, установление оплачиваемого отпуска для работников, безработица в два раза количество дней, поощрял массового туризма, при поддержке дешевого «народного автомобиля» дизайна, представила пособие по беременности и родам, развитую систему пенсионного обеспечения.

Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал "родительский день", когда славяне поклонялись душам усопших предков. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.
Кандидат филологических наук И. ГРАЧЕВА

Состояние удалось избежать несостоятельности порче евреев. К моменту так называемой «Кристальной ночи» евреи были вынуждены добровольно продать свой бизнес. Таким образом, в Третьем рейхе было зарегистрировано около 8 млрд. Рейхсмаркская еврейская собственность. После Хрустальной ночи евреи должны были внести вклад - им пришлось заплатить 20%. стоимость зарегистрированного имущества. Это была сумма в 1, 25 миллиарда долларов.

Рейхсмарок. Еврейская экономическая деятельность была ограничена, поэтому у них было два выбора: продать остальную часть бизнеса немцам или эмигрировать. Еще один способ для евреев ограбить - «налог на выезд»: эмигрировать или покидать лагеря, рейхские евреи заплатили 25%. Стоимость зарегистрированного имущества. Рейхские евреи не могли свободно пользоваться остальными счетами - оборот был ограничен. Другими словами, Рейх экспроприировал много еврейской собственности, оставив им возможность иметь небольшую сумму за ежедневные расходы.

Некоторые историки считают, что в древности масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. А этнограф прошлого века И. М. Снегирев считал, что масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия. В христианскую эпоху Велесов день, приходившийся на 24 февраля по новому стилю, стал днем святого Власия. В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу-Власию: "У Власия и борода в масле".

Грабеж евреев позволил начать войну, которая кормилась. Согласно расчетам Али, во время войны около двух третей реальных доходов бюджета Германии приходилось на доходы от эксплуатации оккупированных стран и эксплуатацию «людей, расово чуждых». Немцы заплатили третье: треть самых богатых получила две трети налогов, а две трети менее богатых заплатили оставшуюся треть.

Семьи воинов получили 85 процентов мобилизованная плата. Во время войны большая часть немецкой жизни была выше, чем до войны. Если бы не массовые бомбардировки, которые увеличивались во второй половине войны, большинство немцев помнили военные годы как золотой век.

Однако это еще не все о значении масленицы. Для славян она долгое время была и встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".

Франция проигнорировала эти предложения. Нацистские отношения с Польшей были полезны в течение некоторого времени. Урбано, Второй союз Жепосполиты с Великобританией и Францией был ошибкой. Польша должна была принять требования Гитлера: предоставить Германии полный доступ к морю и Данчигу, а также гарантировать права немецких меньшинств в Польше. Затем присоединитесь к немецкому, итальянскому и японскому антикоммунистическому пакту и стремиться к статусу господствующего в Германии государства Болгарии, Румынии и Венгрии.

Память. Так писал о великом Симон Дауканте Ядвиге Юшките, чрезвычайно активном, воюющем воине за права нашей нации, учителе и литературе. Но ее собственная жизнь была такой же трудной и бедной. Стоит помнить об этом, как и другие члены «Воинов свободы», не только самых важных лидеров, но и так называемых обычных, малоизвестных сейчас. Потому что без них эти лидеры могли бы сделать немного.

Ни принятие христианства, ни изменение времени новогоднего отсчета не заставили Русь отказаться от любимого праздника - хлебосольного и разгульно-веселого, в котором словно отражалась русская натура, порой не знающая меры и удержу. Об этом мы можем судить по дошедшим до нас свидетельствам современников - отечественных и иностранных. Англичанин С. Коллинс, служивший в середине XVII века врачом у царя Алексея Михайловича, писал в своих записках: "На масленице, перед Великим постом, русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и на последней неделе (перед Великим постом - прим. И. Г.) пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем". По рассказам Коллинса, после этого праздника по Москве тянулись скорбные подводы с бездыханными телами жертв лихого разгула. Одни напивались до смерти, другие во хмелю падали в сугробы и замерзали, третьи гибли в кулачных боях, любимой масленичной забаве. "Человек двести или триста провезены были таким образом в продолжение поста", - писал Коллинс.

Враги независимости Литвы, особенно русские и поляки, издевались над нашим национальным движением, усилиями его участников побеждать свободу и не без оснований. Однако Литовская Республика, тем не менее, появилась на политической карте Европы. Вероятно, в первую очередь потому, что многие из наших интеллигенций в то время были очень активны в обществе, пытались работать на нескольких людей - таков был Ядвыга Юшките. Более того, они заметили не только тяжелую работу, но и мужество - они не боялись попасть в тюрьму или заняться такими работами, что они не очень хорошо знали, потому что их не было.

Саксонец Г. А. Шлейссингер, побывавший в Москве в конце XVII века, рассказывал: "В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности". По своей темпераментности, замечает Шлейссингер, московиты, пожалуй, сродни итальянцам: "Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом отправляется".

Даже качели, которые любили устраивать на масленицу россияне, нередко для отчаянных удальцов становились причиной членовредительства, а то и гибели. Царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, "кулачных боев меж себе не делали и на качелях ни на каких не качалися".

Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем. Молодой Петр I, открывая масленичные гулянья в Москве и забыв строгие наставления своего батюшки, сам с упоением качался на качелях вместе с офицерами-преображенцами.

Это подметил и секретарь австрийского посольства И. Г. Корб, приехавший в это время в Россию: на масленице "пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие". К немалому удивлению Корба, сам молодой царь задавал тон этому ниспровержению всяческих авторитетов. Корб стал свидетелем курьезного и вместе с тем глумливого обряда: только что отстроенный Лефортов дворец освящал на масленицу шутовской патриарх, "князь-папа", возглавлявший "всешутейший и всепьянейший собор". Дворец освящали в честь Вакха, кадили табачным дымом, а "патриарх" благословлял всех крестом, сделанным из перекрещенных табачных трубок. Затем во дворце начался веселый пир, продолжав шийся двое суток: "Причем не дозволялось уходить спать в собственные жилища. Иностранным представи телям отведены были особые покои и назначен определенный час для сна, по истечении которого устраивалась смена, и отдохнувшим надо было в свою очередь идти в хороводы и прочие танцы".

Ф. В. Берхгольцу, прибывшему в Россию в свите герцога Голштинского, особенно запомнилась масленица в Москве в 1722 году. По случаю празднования Ништадтского мира Петр устроил необычную процессию, которая двинулась из села Всесвятского и проехала по Москве. Изумленные москвичи видели, как по заснеженным улицам их древнего города курсировал русский флот. Лодки, яхты, корабли были поставлены на сани, которые тянули лошади.

Берхгольц оставил подробнейшее описание этого поезда. Тут был и "князь-папа" со своей шутовской свитой: "В ногах у него верхом на бочке сидел Бахус, держа в правой руке большой бокал, а в левой посудину с вином". За ним следовал Нептун: "Он сидел в санях, сделанных в виде большой раковины, и имел пред собою в ногах двух сирен". Сам император ехал на большом корабле, беспрестанно салютовавшем из пушек. Команду корабля составляли бойкие, проворные мальчики (очевидно, ученики навигацкой школы). Берхгольц рассказывал: "Его величество веселился истинно по-царски. Не имея здесь в Москве возможности носиться так по водам, как в Петербурге, и несмотря на зиму, он делал однако ж со своими маленькими ловкими боцманами на сухом пути все маневры, возможные только на море. Когда мы ехали по ветру, он распускал все паруса, что конечно немало помогало 15-ти лошадям, тянувшим корабль".

Императрица следовала за кораблем в красивой раззолоченной гондоле. В процессии были ряженые, изображавшие турок, арапов, испанцев, арлекинов, даже драконов и журавлей. Были сани, запряженные шестерней медведей. Ими правил человек, зашитый в медвежью шкуру. Вероятно, это была выдумка Ромодановских, которые славились своими дрессированными медведями. Берхгольц насчитал в процессии свыше 60 саней. Праздник закончился пиром и фейерверком.

А вот в 1724 году в Петербурге масленица не удалась. Петр намеревался и здесь устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться в чей-нибудь гостеприимный дом. Азартный государь не терял надежды осуществить задуманную им потеху, но, увы, стихия победила.

Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием "Торжествующая Минерва". Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки - мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотвор ным правлением мудрой Екатерины. Распорядителем праздника был известный актер Ф. Г. Волков, стихи и тексты для хоров писали М. М. Херасков и А. П. Сумароков. Процессию составляли четыре тысячи действующих лиц и двести колесниц. Это увеселение стоило жизни Волкову, простудившемуся во время праздника. А пороки, с которыми намеревалась бороться Екатерина, по странной иронии судьбы под ее скипетром расцвели еще более пышным цветом.

Когда Екатерина II дождалась рождения внука Александра, которому втайне намеревалась передать престол, обойдя нелюбимого сына Павла, императрица на радостях устроила для своих приближенных поистине "бриллиантовую" масленицу. Английский посол лорд Гаррис сообщал: "Императрице угодно было устроить в течение масленицы праздник, который своим великолепием и изяществом превзошел все, что можно придумать в этом роде. За ужином десерт подавался на драгоценных блюдах, сверкавших каменьями на сумму до двух миллионов фунтов стерлингов". Тем, кто оказывался в выигрыше в затеянных после ужина играх, императрица преподносила бриллиант. За вечер она раздарила своим приближенным около 150 бриллиантов, поразивших англичанина своей ценой и редкостной красотой.

Посетивший Россию в XVIII веке датчанин П. Хавен рассказывал: "Помимо различных игр, обычных на масленицу, русские в эту неделю устраивают себе развлечение, которое чужеземным наблюдателям кажется более опасным, нежели веселым". Он имел в виду катание с высоких ледяных гор, ставшее неотъемлемой частью масленичных забав. Сначала для этого использовали естественные рельефы местности - высокие речные берега, овраги и пригорки, которые заливали водой.

Ганноверского посланника Ф.-Х. Вебера, побывавшего в России во времена Петра I, это излюбленное развлечение русских привело в содрогание. У крутого, обледеневшего спуска реки уже вовсю шла потеха. Наверху стоял стол с водкой, которой - "на дорожку" - угощали катающихся. Под горой расположился оркестр, вокруг собрались толпы наблюдающих. Несколько человек садились гуськом, держась друг за друга, на соломенный коврик. Для благополучного спуска следовало обладать незаурядными акробатическими способностями. Катальщики на огромной скорости неслись с горы, скользя по ледяным ухабам на "пятой точке" и задрав ноги кверху, чтобы не покалечить их и не приехать вниз нагишом: по свидетельству Вебера, при стремительном спуске от трения "брюки, если не были прочны, рвались в клочья". Как только коврик с катающимися сталкивали сверху, "начинали играть литавры и трубы, звук которых сопровождался криками зрителей и самих спускавшихся. И я могу на собственном опыте подтвердить, - продолжает Вебер, - что, когда был со всеми остальными принужден также проделать этот спуск и счастливо завершил гонку, я от головокружения почти ничего не слышал и не видел".

Со временем "катальная потеха" в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами, спусковую дорожку ограждали бортиками. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. Вместо рогожек появились специальные санки, которые вначале напоминали лодки, поставленные на полозья и обитые внутри сукном. Но некоторые лихачи предпочитали спускаться с горок на коньках или просто на собственной подошве. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Катание с городских усовершенствованных гор стало платным и в прошлом веке стоило копейку.

Возле ледяных гор развертывалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику веселили скоморохи и любимый народный герой - Петрушка. Вскоре на смену этим представлениям пришли балаганы, в которых выступали акробаты и жонглеры, показывали дрессированных животных и китайские тени, ставили лубочные комедии, спектакли-феерии, а также популярные в XIX веке "живые картины".

Хозяева балаганов чутко улавливали изменения зрелищных потребностей и вкусов публики. Едва по Петербургу разнеслась молва о триумфе картины К. Брюллова "Гибель Помпеи", как в одном из балаганов начали показывать "живую картину" на эту тему. Эффекты были впечатляющие: яркие вспышки извержения вулкана, дым, грохот, живописные группы статистов... Правда, полуобнаженные "помпеянцы" отчаянно дрожали в промерзлом балагане, но невзыскательные зрители истолковывали это как ужас перед грозной стихией.

Если в Москве и Петербурге простолюдины на масленице спешили в балаганы, чтобы посмотреть "Битву русских с кабардинцами" или "Взятие Карса", то жители маленьких провинциальных городков и деревень сами становились действующими лицами необычной баталии - взятия снежного городка - помните яркую, динамичную картину Сурикова? Собравшись от мала до велика, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и двумя воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби. Потом всем участникам игры подносилось угощение, а победителя награждали подарком.

Распространенной масленичной забавой, особенно в глубинке, были кулачные бои. С. В. Максимов в "Очерках народного быта" рассказывал о традициях одного из уездных городков Пензенской губернии: "В последний день масленицы <...> на базарную площадь еще с утра собираются все крестьяне, от мала до велика". Начинается с традиционной "стенки", когда выстраиваются друг против друга бойцы двух партий. А кончается тем, что "все дерутся, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Издали эта куча барахтающихся людей очень походит на опьяненное чудовище, которое колышется, ревет, кричит и стонет от охватившей его страсти разрушения. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них разодраны в клочья".

Широкая масленица в полной откровенности выставляла напоказ все: и семейные достатки, о которых судили по нарядам и угощению; и одичание невежественных душ, превращающее праздник в пьяный мордобой, и неистребимую тягу человеческих сердец к красоте и радостной поэзии бытия. Максимов писал: "Всюду весело, оживленно, всюду жизнь бьет ключом, так что перед глазами наблюдателя промелькнет вся гамма человеческой души: смех, шутки, женские слезы, поцелуи, бурная ссора, пьяные объятия, крупная брань, драка, светлый хохот ребенка..."

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники... Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц - тоже остаток языческих обрядов зазывания Весны-Красны. Эту светлую радость и праздничную пестроту красок донесли до нас картины Б. Кустодиева, любившего рисовать русскую масленицу.

Молодая англичанка М. Вильмот, приехавшая в гости к княгине Дашковой, с удовольствием участвовала в масленичных катаниях в Москве в 1804 году. Она записала в дневнике: "Особенно блистали купчихи. Их головные уборы расшиты жемчугом, золотом и серебром, салопы из золотного шелка оторочены самыми дорогими мехами. Они сильно белятся и румянятся, что делает их внешность очень яркой. У них великолепные коляски, и нет животного прекраснее, чем их лошади. Красивый выезд - предмет соперничества <...> Прелестная графиня Орлова была единственной женщиной, которая правила упряжкой, исполняя роль кучера своего отца. Перед их экипажем ехали два всадника в алом, форейтор правил двумя, а графиня - четырьмя лошадьми. Они ехали в высоком, легком, чрезвычайно красивом фаэтоне, похожем на раковину".

Леди Блумфильд так описывала масленицу 1846 года в Петербурге: "Все пространство большой Адмиралтейской площади было покрыто временными бараками и деревянными театрами, а также цирками, каруселями, ледяными горами и т. д., устроенными для развлечения народа. Дорога против Зимнего дворца была занята непрерывной линией карет, которые тянулись, точно в процессии, и были преимущественно наполнены детьми. В общем это было красивое и веселое зрелище, словно большая ярмарка. Во время масленицы люди всех классов, казалось, совсем теряли голову, думая только о том, как больше наполнить эту неделю удовольствиями и развлечениями".

Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой "молодые" ездили по улицам "казать себя" и делали визиты родным и знакомым. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. "Новоженов" и помолвленных узнавали сразу: и по счастливым лицам, и по щегольским нарядам, а особенно по тому, что им положено было ездить обнявшись. В "Записках" А. Т. Болотова есть любопытный эпизод, относящийся к времени правления Екатерины II. Великий князь Константин Павлович, только что женившийся, последовал народному обычаю и, "подхватив свою молодую и посадя в открытые сани, один, без кнехта, без всяких дальних сборов и церемоний, ну по городу масленицею ездить и кататься и всем свою молодую показывать; а народу то и любо было. Сказывают, что сие узнала императрица и ей было неугодно, что он нарушил этикет, так что она не приказала ему без своего ведома давать лошадей".

Главное угощение на масленице - блины, пеклись и поедались в несметных количествах. В знаменитых петербургских и московских ресторанах в эту неделю расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками. На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник - встреча масленицы, во вторник - заигрыши. В среду-лакомку тещи приглашали зятьев на блины. В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу - тещины вечерки - зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам.

Воскресенье называлось "прощеным днем". Француз Ж. Маржерет, служивший в России в начале XVII века, рассказывал, что русские в этот день "ходят навещать друг друга, обмениваясь поцелуями, поклонами и прося прощения друг у друга, если обидели словами или поступками; даже встречаясь на улице, хотя бы прежде никогда не видели друг друга, целуются, говоря: "Простите меня, прошу вас", - на что отвечают: "Бог вас простит, и меня простите тоже". В XVII веке в этот день цари вместе со своими приближенными приходили "прощаться" к патриарху. А тот, исполнив необходимые церемонии, потчевал высоких гостей креплеными медами и рейнским вином.

Впрочем, в каждой местности складывались собственные традиции распорядка масленой недели. Так проводы масленицы в одних губерниях начинались уже с пятницы, в других откладывались до воскресного вечера. По деревням с песнями и приговорами двигалась процессия с соломенным чучелом Масленицы, которую чествовали, приглашали снова вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу, где сжигали на костре. В некоторых местах во время проводов возили сани с укрепленным на столбе колесом; на колесе восседал румяный крепкий мужик, держа в одной руке штоф вина, а в другой - калач. Колесо, вероятно, символизировало круговорот годового солнечного движения. Что касается фигуры мужика с калачом, то исследователи народного быта видели в нем или олицетворение масленицы или воспоминание о языческом божестве, покровителе плодородия и семейных достатков.

Вполне возможно, что масленичные шествия, столь полюбившиеся Петру I, своими истоками были связаны и с этими простонародными традициями. Сам Петр в подобных процессиях старался играть скромную роль, нарядившись то шкипером, то барабанщиком, а его супруга часто была одета голландской крестьянкой. Зато крестьянин на масленой неделе мог превратиться в царя. В конце XVII века тверской помещик Н. Б. Пушкин донес, что его крестьяне в субботу на масленице выбрали себе "царя", с великим торжеством водили его по деревням и "всполохи чинили с знаменами и с барабанами и с ружьем". Перепуганный помещик усмотрел в игровом действе проводов масленицы политическую крамолу.

Драматург А. Н. Островский, задумав ввести в пьесу "Снегурочка" сцену проводов масленицы, записывал обрядовые праздничные песни, услышанные в русских деревнях. И в "Снегурочке" племя берендеев, жившее в "доисторические времена", прощалось с масленой неделей так же, как и современники драматурга, как, может быть, и сейчас еще прощаются с ней в русской глубинке:

Прощай, честная Масляна!

Коль быть живым, увидимся.

Хоть год прождать,

Да ведать-знать,

Что Масляна придет опять...