Проектирование и строительство домов

Проектирование и строительство домов

» » II. Состав и порядок оформления предпроектной документации. Большая энциклопедия нефти и газа

II. Состав и порядок оформления предпроектной документации. Большая энциклопедия нефти и газа

Название "типовой дизайн" способно ввести в заблуждение. Это словосочетание не означает штамповку практически идентичных дизайнерских решений. Типовой дизайн призван придать уникальность и индивидуальность типовым панельным квартирам.


Эта задача решаемая, причем не требует чрезмерных затрат. Опыт и творческий подход дизайнера позволят превратить типовую квартиру в произведение искусства.

Наша компания обладает обширным каталогом базовых дизайнерских решений, включая проекты перепланировки для всех видов типовых квартир. А большой опыт получения строительных согласований позволяет законно реализовать все запланированные изменения.

Разработка дизайн-проекта для типовой квартиры проходит в два этапа.

Сначала заказчик выбирает подходящий вариант из нашего каталога. При этом производится первоначальная оценка стоимости работ по реализации проекта.

На втором этапе начинается работа дизайнера. Смысл и цель этой работы - найти индивидуальные цветовые, световые, интерьерные решения, способные сделать типовую квартиру неповторимым отражением внутреннего мира заказчика и его представлений об уюте и комфорте. Производится подбор строительных и отделочных материалов, осветительных приборов, сантехнического оборудования и встроенной бытовой техники, при необходимости и желании заказчика - мебели. Декорирование квартиры дает дополнительный простор для фантазии как заказчика, так и дизайнера.

Cтраница 2


Объектами государственной экологической экспертизы должны быть проекты государственных программ и планов, предплановая, предпроектная и проектная документация, относящиеся к изучению и промыслу живых ресурсов, разведке и разработке неживых ресурсов, созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов.  

Сборник предназначен для работников Госкомгидромета, осуществляющих согласование воздухоохранных мероприятий в составе предпроектной и проектной документации, а также занимающихся нормированием выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Он может быть использован специалистами инспекций но охране атмосферного воздуха, а также других органов, осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Определенный интерес сборник представляет для специалистов, занимающихся разработкой природоохранных мероприятии.  

Организация, озеленение и благоустройство СЗЗ должны учитываться на всех этапах разработки предпроектной и проектной документации, строительства и эксплуатации предприятия или промышленного комплекса.  

Инструкция определяет требования Государственной вневедомственной экспертизы проектов при Моссовете и основные требования Государственной экологической экспертизы экологическому обоснованию предпроектной и проектной документации для объектов строительства в г. Москве в соответствии с Законом Об охране окружающей среды (раздел 6) и действующими нормативными документами по строительству и экологии. Намечаемые предпроектные и проектные решения должны обеспечивать предотвращение ухудшения состояния окружающей среды, снижения его до уровня, регламентированного соответствующими нормами, правилами, стандартами, а при их отсутствии - ограничением по пользованию природными ресурсами.  

Результаты проведения ОВОС должны быть представлены на государственную экспертизу, в том числе государственную экологическую экспертизу, в составе предпроектной и проектной документации.  

Государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений на предмет соответствия предпроектной и проектной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству осуществляется специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель.  

СП 11 - 102 - 97 Инженерно-экологические изыскания для строительства обеспечивает выполнение обязательных требований по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности в предпроектной и проектной документации. Материалы инженерно-экологических изысканий должны обеспечивать разработку Декларации (ходатайства) о намерениях, разделов Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) на стадии обоснований инвестиций и Охрана окружающей среды (ООС) в проекте строительства. Для каждой стадии проектирования в СП 11 - 102 - 97 указан комплекс экологических задач, решение которых не входит в другие виды изысканий или имеет определенную экологическую специфику.  

Для обеспечения экологически безопасных процессов производства в соответствии с национальным законодательством разрабатывается более 20 видов разнообразной предынвестиционной (предплановой), предпроектной и проектной документации. К 2004 г. в Российской Федерации на республиканском и ведомственном уровнях разработаны и действуют (с учетом международных конвенций, договоров и соглашений) более 300 законов, подзаконных нормативно-правовых и технических актов (ГОСТ, СП, СНиП и др.), которые связаны с обеспечением экологической и промышленной безопасности и должны применяться на всех этапах проектирования, строительства, эксплуатации объектов и сооружений.  

Наряду с проведением государственной экологической экспертизы, Водный кодекс РФ предусматривает (ст. 80) проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Такая экспертиза представляет собой проверку соответствия предпроектной и проектной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству. Проводит экспертизу специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда.  

Эти услуги включают технико-экономический анализ, разработку предпроектной и проектной документации и рабочих чертежей, создание опытных образцов изделий, доработку технологий, планирование капиталовложений, закупку и доставку материалов и оборудования, сооружение производственных мощностей, их наладку и апробацию, а также обучение производственного персонала в разных формах.  

Существовавшая в прошлом практика осуществлять хозяйственную деятельность без учета существующего и прогнозируемого состояния природной среды, без оценки последствий от хозяйственной деятельности привела к ухудшению экологической обстановки и образованию очагов социальной напряженности в местах расположения экологически неблагополучных предприятий. В целях предотвращения принятия экологически непродуманных решений на стадии разработки предпроектной и проектной документации в Законе РСФСР Об охране окружающей природной среды впервые были сформулированы основы проведения экологической экспертизы в Российской Федерации.  

Намеченные в обоснованиях решения по строительству объекта и его размещения согласуются со следующими организациями и службами: территориальным органом архитектуры и градостроительства; органами Госкомэкологии, Госсанэпиднадзора, Госкомтруда, Землеустройства, Госкомвода, Рос-лесхоза, Роскомрыболовства, Минсельхозпрода, Роскомнедр, Госатомнадзора, Госгортехнадзора и Главгосэнергонадзора; министерствами Минсвязи, Мин-транспорта, МЧС; инженерно-техническими службами и управлениями местной администрации и организаций-владельцев инженерных коммуникаций; с противопожарной службой МВД; службами водоканализационного хозяйства, газового и теплового хозяйства, кабельных или воздушных электрических и телефонных сетей, охотничьего хозяйства. Указанный перечень охватывает все органы и службы, с которыми возможно согласование предпроектной и проектной документации.  

Проектирование и строительство прямоточных систем технического водоснабжения, как правило, не допускаются. Проектирование и строительство таких систем разрешаются в исключительных случаях при положительном заключении государственной экспертизы на предпроектную и проектную документацию и государственной экологической экспертизы.  

До недавнего времени эта Инструкция была единственным документом, определявшим требования к материалам ОВОС, которые должны присутствовать в составе документации, представляемой на экологическую экспертизу. Инструкция охватывает ЭО стратегического и проектного уровня, поскольку она содержит разделы, посвященные экологическому обоснованию предынвестици-онной, проектной градостроительной, предпроектной и проектной документации, экологическому обоснованию техники, технологии и материалов, материалов лицензий, а также экологические требования к нормативной документации. Например, в составе обосновывающих материалов в предпроектной и проектной документации должны быть приведены характеристика природных условий в месте размещения объекта, информация об историко-культурном наследии, прогноз ожидаемых изменений в окружающей среде.  

Это пакет данных, который разрабатывается совместно с заказчиком специалистом «Генпроект» и включает в себя:

  • Экономическое обоснование строительства того или иного объекта. Для частного дома данный раздел несёт информацию по инвестированию. При коммерческом направлении – расходы и планируемые доходы.
  • Описание необходимости такого строения – жилого здания или промышленного предприятия;
  • Концепция проекта с описанием всех особенностей и возможностей;
  • Ситуационные планы;
  • Двух- и трёхмерная визуализация объекта;
  • Генеральные планы застройки и вписываемость объекта в существующую инфраструктуру;
  • Пояснительные текстовые документы.

Как определяется стоимость предпроектной документации?

Цена на составление документов зависит от объёма работы по проекту. Учитывается задействование специалистов разного профиля:

  • Проведение изысканий на местности – томография, геология и гидрология;
  • Создание систем и коммуникационных систем;
  • Сложность конструктивных и архитектурных работ;
  • Проведение мониторинга и финансового анализа.

Определить полную сумму затрат на предпроектные работы можно только в процессе сотрудничества со специалистом «Генпроект». Из опыта компании можно сказать, что чем точнее и подробнее в документах описаны все особенности строительства, возможные последствия и нештатные ситуации – тем проще в дальнейшем. Качественно составленная предпроектная документация станет основанием для получения разрешения на строительство и упростит процессы взаимодействия с органами госконтроля. Скупиться на этом не имеет смысла. Мы можем подготовить предпроектную документацию для любого объекта, например, для .

Проектная и предпроектная документация: взаимосвязь между ними

Уже говорилось, что заказчику крайне важно полноценно оформить предпроектные данные. На основе них пишется техническое задание для каждого специалиста. Чем больше информации и конкретных требований, тем проще и быстрее специалист сможет оформить рабочие документы и рекомендации для строителей. По сути, предпроектные мероприятия – это фундамент всей работы и гарантия благополучной реализации проекта.


В случае возникновения споров, базой также будет служить предварительный документ. Если вы, как заказчик, опишете в них задачи в общих чертах, то ни строители, ни инженеры не смогут правильно и грамотно завершить свою работу. Больше точности и конкретики – это гарантия нормального взаимодействия с архитектурной студией.

Разработка предпроектной документации в студии «Генпроект»

  1. Проведение исследований на участке с замером всех параметров по качеству почвы, грунтовых вод, удаленности объектов инфраструктуры;
  2. Изучение ниши рынка, в которой будет работать объект и расчёт экономической эффективности при самых пессимистических показателях;
  3. Мониторинг рынка снабжения и сбыта, затрат на логистику и коммунальное снабжение;
  4. Создание предварительного дизайн-проекта с основными показателями без тщательных расчётов;
  5. Создание пояснительных записок для госорганов и проектировщиков с описанием процесса работы сооружения, правил его эксплуатации, обеспечением экологической, противопожарной безопасности;
  6. Создание объёмной визуализации, план-схем и графических материалов, в которых будет отражаться концепция проекта, расположение и внешний вид всех сооружений.

Экспертиза предпроектной документации


После стадии разработки пакет данных поступает на экспертизу, которую проводят специалисты, не занятые в реализации проекта. Это позволяет получить объективную оценку предоставленных данных. Случается, что проектировщик может упустить некоторые моменты. Именно эксперты способны вернуть документы на доработку с рекомендациями. Качественная экспертиза поможет избежать нестыковок и явных ошибок ещё на начальной стадии, а не когда здание уже построено.

Компания «Генпроект» предоставляет клиентам услуги независимого эксперта. Вы приносите предпроектную документацию, а профессионалы студии её оценивают исходя из норм закона, требований в строительном секторе. При этом заказ объекта "под ключ" в компании «Генпроект» гарантирует снижение либо любого другого объекта в несколько раз.

Проектирование – это сложный творческий процесс, предусматривающий разработку комплексной технической документации, которая входит в состав любого проекта. СНиП 11 – 01 – 95 устанавливают следующие стадии проектирования: предпроектную документацию, рабочий проект (проект), рабочую документацию.

К предпроектной документации относятся: технико-экономическое обоснование (ТЭО) или технико-экономический расчет (ТЭР). ТЭО (ТЭР) является предплановым и предпроектным документом, определяющим выбор конкретной площадки строительства, обоснование намечаемого строительства, технических и организационных решений, расчетной стоимости строительства и основных технико-экономических показателей производства.

ТЭО должно содержать данные и показатели, необходимые для выдачи задания на проектирование. Предусматриваемый в ТЭО технический уровень и основные технико-экономические показатели выпускаемой продукции после осуществления строительства должны соответствовать или быть выше показателей лучших отечественных и зарубежных предприятий.

Расчетная стоимость строительства, согласованная с подрядной ор­ганизацией и предусмотренная вутвержденном ТЭО, является лими­том на весь период проектирования и строительства и учитывается при составлении планов капитального строительства. Разработка ТЭО осу­ществляется, как правило, головной проектной организацией по зада­нию предприятия-заказчика, утвержденной министерством, с привле­чением необходимых проектных и научно-исследовательских организа­ций, в том числе организаций-разработчиков нового технологического оборудования.

Основные данные и технико-экономические показатели ТЭО:

1 Наименование и местонахождение предприятия (район, пункт).

2 Вид строительства (новое, реконструкция, расширение и т.д.).

3 Мощность по выпуску продукции: в стоимостном выражении, в натуральном выра­жении.

4 Общая численность работающих.

5 Производительность труда в год (тыс. р.).

6 Расчетная стоимость строительства, в том числе строи­тельно-монтажные работы.

7 Намечаемый срок строительства.

8 Срок окупаемости капитальных вложений.

9 Годовая потребность предприятия: сырье, материалы, электроэнергия (млн. кВт · ч), теплоэнергия (млн. кДж), уголь (тыс. т), газ (тыс. м 3), нефтепродукты (тыс. т), вода (тыс. м 3), транспорт внешний: по прибытии и отправ­лении (тыс. т).

На стадии ТЭО осуществляется выбор пло­щадки для строительства (трассы) . На этом этапе определяется место строитель­ства, размер необходимого земельного участка, намечаемые мероприя­тия по обеспечению охраны и воспроизводства окружающей среды, внешние связи и источники обеспечения всеми видами ресурсов, согласовываются также основные инженерные решения со всеми заинтересованными организациями, выполняются инженерные обследования и при необходимости изыскания. Выбор площадки оформляется юридическим документом (актом). Акт выбора площадки входит в состав задания на проектирование.

Задание на проектирование составляется заказчиком и генеральной проектной организацией на основе материалов и расчетов, выполненных для данного объекта в составе отраслевой схемы развития и размещения производства, или на основе вновь разработанного технико-экономичес-кого обоснования (ТЭО), с учетом утвержденной схемы генерального плана промышленного узла (если объект входит в промышленный узел), а также на основании акта выбора площадки для строительства.

В задании, устанавливаются требования по внедрению новой техники и передового опыта, показатели эффективности капитальных вложений, снижения материалоемкости и трудоемкости строительства, роста производительности труда, основные данные проектируемого производства – проектная мощность, номенклатура продукции и технологические регламенты (в соответствии со стандартом) ее производства, регламенты на утилизацию отходов, вторичных продуктов, уничтожение или обезвреживание отходов и очистку технологических воздушных выбросов и сточных вод, рекомендации по выбору оборудования, основные технические требования к нестандартному оборудованию и др. В задании устанавливаются основные технико-экономические показатели проектируемого производства – производительность труда работающих, их численность, себестоимость продукции, рентабельность производства, показатели расхода сырья и энергоресурсов и другие. По заложенному в проекте уровню этих показателей дается оценка качества проекта. В задании также дается указание о выделении очередей строительства и пусковых комплексов, стадийности проектирования, особые условия проектирования и строительства.

Основанием для начала проектирования является задание на проектирование и договор с заказчиком проекта на выполнение и финансирование проектно-изыскательских работ.

І СОСТАВ И ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ПРЕДПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Вопрос 1. Что включает в себя понятие «проектное предложение», а также каковы требования к его составу и содержанию?

Действующими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации вид проектной продукции «проектные предложения» не установлен.

Согласно разъяснениям, приведенным в Положении о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1008, под предпроектной документацией понимается обоснование инвестиций, привлекаемых для строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения зданий и сооружений.

В связи с отсутствием официально установленного вида проектной документации «проектное предложение» соответственно не разрабатывались и нормативные документы, устанавливающие требования к составу и содержанию «проектного предложения».

В связи с тем, что пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» признано утратившим силу, абзац 2 ответа на вопрос 1 исключается.

Вопрос 2. Что включает в себя понятие «инженерные изыскания», а также каковы требования, предъявляемые к его составу и содержанию?

Ответ, представленный в Сборнике 2004 года

Согласно разъяснениям, приведенным к разделу 1 СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения», «изыскательские работы», «инженерные изыскания», «инженерные изыскания для строительства» - это сокращенные термины выражения «инженерные изыскания для обоснования предпроектных работ, проектирования и строительства новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений для всех видов строительства и инженерной защиты, а также инженерные изыскания, выполняемые в период строительства, эксплуатации и ликвидации объектов».

Требования, предъявляемые к составу и содержанию материалов инженерных изысканий по строительству, изложены в СНиП 11-02-96 и зависят от вида проектной документации (стадии проектирования), для которой они выполняются.

Поскольку с 1 июля 2013 года введён в действие СП 47.13330.2012 «СНиП 11 -02-96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения». Актуализированная редакция СНиП 11-02-96 (утв. приказом Госстроя России от 10.12.2012 № 83/ГС), и отдельные его части включены в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521, и в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утв. приказом Росстандарта от 30.03.2015 №365, разъяснения по вопросу 2 представляются в новой редакции, а именно:

«Согласно пункту 4.1 СП 47.13330.2012: «Инженерные изыскания для строительства относятся к виду градостроительной деятельности, осуществляемой с целью изучения природных условий и факторов техногенного воздействия для подготовки данных по обоснованию материалов для архитектурно-строительного проектирования, строительства, эксплуатации, сноса (демонтажа) зданий или сооружений, а также для документов территориального планирования и документации по планировке территории».

Общие требования к составу и содержанию инженерных изысканий указаны в разделах 5-10 указанного свода правил. Пунктом 4.7 данного документа предусмотрено, что: «Состав инженерных изысканий, методы выполнения и объёмы отдельных видов работ, устанавливаются программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или технического заказчика».

Вопрос 3. Всегда ли необходимо предоставление геоподосновы при разработке проектной документации?

Ответ, представленный в Сборнике 2004 года

«Геоподоснова» - топографические планы местности, выполненные в определенном масштабе, требуются как при разработке предпроектной, так и проектной документации.

Вместе с тем, отдельные виды документации не требуют топографической основы, например, проектные решения по оформлению интерьеров, по перепланировке помещений при реконструкции объектов, при замене сантехнических систем и оборудования в здании и т.д.

Ответ в актуализированной редакции

Вопрос не затрагивает изменений нормативной базы, вследствие чего ответ на него остается в существующей редакции.

Вопрос 4. Возможно ли выделение бюджетных капитальных вложений по разработанному и утвержденному обоснованию инвестиций?

Ответ, представленный в Сборнике 2004 года

В соответствии с п. 10 Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансирования за счёт средств федерального бюджета (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 № 714, «включение в перечень строек и объектов, в отношении которых разработка и утверждение градостроительной, предпроектной и проектной предусмотрены законодательством Российской Федерации, не допускается без разработки и утверждения указанной документации». При этом в п. 25 Положения указывается, что государственные заказчики и заказчики-застройщики, включенные в адресное распределение объёмов государственных капитальных вложений, по каждой стройке и объекту представляют в органы государственного казначейства наряду с другими документами положительные сводные заключения по проектносметной документации Главгосэкспертизы при Госстрое России.

Таким образом, финансирование строительства объекта на основании утвержденного обоснования инвестиций не допускается.

Ответ в актуализированной редакции

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от

13.09.2010 №716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы» постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 №714 «Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и

их финансировании за счёт средств федерального бюджета» признано утратившим силу.

Вследствие этого разъяснения по вопросу 4 излагаются в новой редакции.

«Как указано в пункте 16 Правил, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 № 714:

«Объекты капитального строительства, находящиеся в государственной собственности Российской Федерации, на строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение которых предоставляются бюджетные инвестиции или субсидии, в отношении которых разработка и утверждение проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации являются обязательными, включаются в проект адресной программы при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации, а при её отсутствии - с выделением в пределах общего объема бюджетных инвестиций или субсидий средств, предназначенных для разработки проектной документации или приобретения прав на использование типовой проектной документации, информация о которой включена в реестр типовой проектной документации (в отношении жилых и административных зданий, объектов социально-культурного и коммунальнобытового назначения), и проведения инженерных изысканий (в случае если проведение таких изысканий необходимо для подготовки проектной документации), если соответствующим решением или нормативным правовым актом (проектом решения или нормативного правового акта) предусмотрено выделение бюджетных инвестиций или субсидий на указанные цели.

Включение в адресную программу объектов капитального строительства при отсутствии утвержденной в установленном порядке проектной документации допускается в случае, если завершение разработки проектной документации предусмотрено в финансовом году, в котором осуществляется формирование адресной программы, и при условии установления ограничения на право выполнения работ в отношении этих объектов и финансирование этих работ. В этом случае выполнение работ по строительству, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению объектов капитального строительства и их финансирование осуществляются после представления главным распорядителем в Министерство экономического развития Российской Федерации документов, подтверждающих наличие утвержденной в установленном порядке проектной документации в отношении этих объектов, и внесения в порядке, указанном в пункте 29 настоящих Правил, изменений в адресную программу, отменяющих установленные ограничения».

Следовательно, бюджетное финансирование строительства объекта капитального строительства на основании утвержденного обоснования инвестиций Правительством Российской Федерации не предусматривается».

Вопрос 5. Какими документами следует руководствоваться при определении содержания Бизнес-плана на строительство объекта?

Ответ, представленный в Сборнике 2004 года

При определении содержания Бизнес-плана на строительство объекта можно пользоваться сведениями, приведенными в Приложении 1 к Положению об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.97 № 1470.

Ответ в актуализированной редакции

Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.97 №1470 относится в настоящее время к действующим нормативным правовым актам, поэтому существующая редакция ответа на вопрос остается без изменений.

Вопрос 6. Возможно ли применять СП 11-101-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений» в связи с отменой постановления Минстроя России от 30.06.95 № 18-63?

Ответ, представленный в Сборнике 2004 года

Рекомендуем пользоваться положениями постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1008, а также Практическим пособием «Обоснование инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений» (2-е издание), которое учитывает нормы и положения современного законодательства.

Ответ в актуализированной редакции

В связи с тем, что пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изыска- ний» постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» признано утратившим силу, слова «положениями постановления Правительства Российской Федерации от

27.12.2000 № 1008, а также» из ответа исключаются.

Вопрос 7. Правомерно ли требование экспертных органов наличия у разработчиков обоснований инвестиций прав на выполнение этого вида работ?

Ответ, представленный в Сборнике 2004 года

Согласно п. 2.3 СП 11-101-95 «обоснование инвестиций разрабатывается, как правило, заказчиком с привлечением, при необходимости, на договорной основе проектных, проектно-строительных организаций и других юридических и физических лиц, получивших в установленном порядке права на соответствующий вид деятельности». Это положение (в части получения в установленном порядке права на разработку обоснования инвестиций) распространяется, в том числе, и на заказчика.

Таким образом, требования экспертных органов подтверждения наличия у разработчиков обоснований инвестиций права на выполнение этого вида работы является правомерным.

Ответ в актуализированной редакции

Постановление Минстроя России от 30.06.95 № 18-63, утвердившее СП 11- 101-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений», отменено постановлением Госстроя России от 12.07.2002 № 86.

В этой связи разъяснения по вопросу 7 изложены в новой редакции.

«Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 №190- ФЗ разработка предпроектной документации в форме обоснования инвестиций для объектов капитального строительства не предусматривается. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» предпроектная документация не является объектом государственной экспертизы и, согласно Перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утв. приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 (Зарегистрировано в Минюсте России 15.04.2010, регистрационный № 16902), вид работ, связанный с разработкой обоснования инвестиций, не требует наличия допуска Саморегулируемой организации.

Вместе с тем, согласно пункту 6 Правил принятия решения о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.97 № 306, порядок принятия решения о размещении объектов использования атомной энергии требует разработки в установленном порядке обоснования инвестиций. В этом случае обоснование инвестиций является документом, на основании которого принимается решение застройщика о разработке проектной документации. При этом, документ с реквизитами, отражающий решение застройщика, представляется в составе раздела 1 «Пояснительная записка» проектной документации (см. подпункт «а» пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87).

Таким образом, в сложившейся ситуации требование экспертных органов при проведении экспертизы проектной документации о наличии обоснования инвестиций представляется необоснованным».

Вопрос 8. Какая существует нормативная база для выполнения предпроектных проработок - обоснований инвестиций в строительство объектов?

Ответ, представленный в Сборнике 2004 года

Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений установлен СП 11-101- 95. В соответствии с п. 3.2 данного СП основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, в случае привлечения к разработке обоснований инвестиций проектных, проектно-строительных организаций и других юридических и физических лиц, является договор.

Как следует из статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором подряда. При отсутствии соответствующих указаний в договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 указанного Кодекса.

Ответ в актуализированной редакции

В связи с отменой постановления Минстроя России от 30.06.95 № 18-63, утвердившего СП 11-101-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооруже- ний» (см. постановлением Госстроя России от 12.07.2002 № 86) и отсутствием нормативного документа, заменяющего отмененный, разъяснения по данному вопросу в части содержания документации требуют измененной редакции, представленной ниже.

«Правовой основой для выполнения предпроектных проработок - обоснований инвестиций могут служить, в частности, положения Правил проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 590, в пункте 13 которых указано:

«Обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений включает в себя:

а) наименование и тип (инфраструктурный, инновационный и другие) инвестиционного проекта;

б) цель и задачи инвестиционного проекта;

в) краткое описание инвестиционного проекта, включая предварительные расчёты объёмов капитальных вложений, а также обоснование выбора на вариантной основе основных технико-экономических характеристик объекта капитального строительства, определенных с учётом планируемых к применению технологий строительства, производственных технологий и эксплуатационных расходов на реализацию инвестиционного проекта в процессе жизненного цикла;

г) источники и объемы финансового обеспечения инвестиционного проекта по годам его реализации;

д) срок подготовки и реализации инвестиционного проекта;

е) обоснование необходимости привлечения средств федерального бюджета для реализации инвестиционного проекта и (или) подготовки проектной документации и проведения инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации;

ж) обоснование спроса (потребности) на услуги (продукцию), создаваемые в результате реализации инвестиционного проекта, для обеспечения проектируемого (нормативного) уровня использования проектной мощности объекта капитального строительства (объекта недвижимого имущества);

з) обоснование планируемого обеспечения создаваемого (реконструируемого) объекта капитального строительства инженерной и транспортной инфраструктурой в объёмах, достаточных для реализации инвестиционного проекта;

и) обоснование использования при реализации инвестиционного проекта дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада и (или) импортных машин и оборудования в случае их использования».

Вопрос 9. Требуется ли в составе предпроектной документации разработка раздела «Декларация о намерениях»?

Ответ, представленный в Сборнике 2004 года

Ходатайство (Декларация) о намерениях является самостоятельным документом, не входящим в состав предпроектной документации, в обоснования инвестиций.

Ответ в актуализированной редакции

Существующая редакция разъяснений по поставленному вопросу соответствует действующей нормативной базе и остается без изменений.