Проектирование и строительство домов

Проектирование и строительство домов

» » Требования технического регламента к пожарным частям. Автоматическое пожаротушение пожарного депо

Требования технического регламента к пожарным частям. Автоматическое пожаротушение пожарного депо

Готовые проекты пожарных депо, пожарных частей и т.д.

No

Рисунок

Наименование

Площадь, м

Общая

Помещений

449,5

372,0

2

Готовый проект 2-х этажного пожарного депо на 3 автомашины

584,5

345,6

Готовый проект 2-х этажного пожарного депо на 4 автомашины

638,1

576,5

Готовый проект одноэтажного пожарного депо V типа на 2 автомашины

676,0

541,2

Готовый проект 2-х этажного пожарного депо III - IV типа на 6 автомашин

1365,8

1287 ,0

Готовый проект 2-х этажного пожарного депо V типа на 3 автомашины

275,9

175,9

858,0

312,0*

Готовый проект 2-х этажного пожарного депо на 5 автомашин

1 324,0

468,0*

1482,5

546,7 *

10

Готовый проект 2-х этажного пожарного депо на 6 автомашин

2223,7

546,7 *

11

1437,5

-

No

Рисунок

Наименование

Площадь, м

Общая

Помещений

*Примечание - указана общая площадь помещения для размещения пожарных машин.

Пожарное депо

Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности

24) пожарное депо - объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану;

Статья 33. Классификация зданий пожарных депо
1. Здания пожарных депо в зависимости от назначения, количества автомобилей, состава помещений и их площадей подразделяются на следующие типы:
1) I - пожарные депо на 6, 8, 10 и 12 автомобилей для охраны городских поселений;
2) II - пожарные депо на 2, 4 и 6 автомобилей для охраны городских поселений;
3) III - пожарные депо на 6, 8, 10 и 12 автомобилей для охраны организаций;
4) IV - пожарные депо на 2, 4 и 6 автомобилей для охраны организаций;
5) V - пожарные депо на 1, 2, 3 и 4 автомобиля для охраны сельских поселений.
2. Здания пожарных депо I и III типов проектируются в случае размещения в них органов управления подразделений пожарной охраны, дислоцированных на территории населенного пункта или организации, и (или) дежурно-диспетчерской службы пожарной охраны.

Нормы проектирования объектов пожарной охраны

Нормы пожарной безопасности НПБ 101-95 "Нормы проектирования объектов пожарной охраны" (утв. заместителем Главного Государственного инспектора РФ пожарному надзору, введены в действие приказом ГУГПС МВД РФ от 30 декабря 1994 г. N 36)
Взамен ВСН 1-91/СПАСР МВД РФ

I

II

III

IV

V

Тип
пожарного
депо и
количество
пожарных
автомобилей
в депо, шт.

12

10

12

10

Площадь
земельного
участка
пожарного
депо, га

2,2

1,95

1,75

1,6

1,2

1,0

0,8

1,7

1,6

1,5

1,3

1,2

1,0

0,8

0,85

0,55

Одной из наших услуг является проектирование пожарных депо (далее - пожарных депо и объектов пожарной охраны).

Такие проекты нужны не только по требованиям законодательства РФ, но и по здравому смыслу.

Вряд ли найдется такой разумный владелец недвижимости, например, частного дома, квартиры, таунхауса, коммерческого объекта и т.д., который отказался бы от возможности предоставления ему услуг пожарной охраны.

Мы предлагаем различные варианты пожарных депо и объектов пожарной охраны, рассчитанных для их строительства в разных климатических условиях, и ориентированных на пожарную охрану разных по своему назначению коммерческих и жилых объектов.

Предлагаемые нами проекты пожарных депо и объектов пожарной охраны могут быть построены как в городе, так и в поселках городского типа, так и в сельских населенных пунктах.

Объемно-планировочное решение зданий пожарных депо может быть доработано с учетом климатических и других местных условий, особенностей их функционального назначения и пожеланий заказчика.

Мы предлагаем не только проектирование пожарных депо и объектов пожарной охраны "под ключ", но и целый комплекс смежных услуг, воспользовавшись которыми практически любой инвестор сможет многократно увеличить шансы получить прибыль от реализации в натуре проекта пожарного депо, снизить риски, накладные расходы.

Представленные в данном разделе проекты пожарных депо и объектов пожарной охраны имеют различную идеологию. Поэтому с успехом могут быть построены для решения разных задач.

Наши основные услуги инвесторам, желающим начать строительство пожарного депо:

    Проектирование пожарного депо "под ключ".

    Помощь в выборе генерального застройщика.

    Помощь в материально-техническом снабжении пожарного депо.

    Разработка дизайна интерьера номеров и помещений всей пожарного депо.

    Разработка официального сайта пожарного депо.

    Раскрутка услуг, предоставляемых пожарным депо.

На заметку

Пожарное депо не обязательно должно быть с высокой пожарной вышкой, как это было в старину. Обеспечить круглосуточное наблюдение за охраняемыми объектами можно за счет использования разнообразных технических средств.

Наблюдать за охраняемыми объектами можно и дистанционно, с помощью Интернета, находясь в любой стране и континенте.

Если пожарное депо находится на балансе, например, коммерческого поселка, то целесообразно предусмотреть возможность более широкого его использования. В частности, в здании пожарного депо можно разместить и охрану объекта и административные помещения.

Таким образом, современное пожарное депо может быть достаточно универсальным и решать широкий круг как пожарных и охранных, так и иных задач.

Основные нормативные документы для проектирования пожарных депо

1. Приказ МЧС России от 31.12.2009 №765 «Об утверждении перечней служебных помещений пожарных депо федеральной противопожарной службы и подразделений и организаций Государственной инспекции по маломерным судам».
2. Приказ МЧС России от 31.12.2010 №728 «Об изменениях, вносимых в приказ МЧС России от 31.12.2009 №765».
3. Федеральный закон РФ от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях
пожарной безопасности». В части уточнения статьи 33 «Классификации зданий пожарных депо».
4. Методическое пособие - стандарт ВНИИПО «Пожарное депо».
5. НПБ 101-95 «Нормы проектирования объектов пожарной охраны».
6. Специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ» (постановление Правительства РФ от 12.10.2005 №609).

Для заказа проектирования пожарного депо "под ключ" и смежных услуг свяжитесь с нами любым удобным для Вас способом, указанном на сайте.

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НПБ 101-95

МОСКВА 1997

Разработаны Главным управлениемГосударственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России.

Внесены и подготовлены к утверждению нормативно-техническим отделомГУГПС МВД России.*

Согласованы с МинстроемРоссии (письмо от 14.12.1994 г. № 13/355).

Утверждены заместителем главного государственного инспектора РоссийскойФедерации по пожарному надзору.

Введены в действие приказом ГУГПС МВД России от30.12.1994 г. № 36 взамен ВСН 1-91/СПАСР МВД России.

Дата введения в действие 01.01.1995 г.

----------

* При подготовке норм использованы материалы ВИПТШМВД России.

МИНИСТЕРСТВОВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Нормыпроектирования объектов пожарной охраны

Design standards of objects of fire field

НПБ 101-95

1.5. В зависимости отколичества единиц основных, специальных и вспомогательных пожарных автомобилейи средств связи, находящихся на вооружении управлений (отделов) ГПС по охранегородов и спецформирований ГПС, создаются подразделения технической службы:

производственно-техническиецентры - свыше 400 единиц;

отряды технической службы -от 200 до 400 единиц;

части технической службы, невходящие в состав ПТЦ и отрядов, - от 50 до 200 единиц;

отдельные посты техническойслужбы - до 50 единиц.

2. Требования к земельным участкам и размещениюзданий пожарных депо

2.1. Пожарные депо следуетразмещать на земельных участках, имеющих выезды на магистральные улицы илидороги общегородского значения.

2.2. Расстояние от границучастка пожарного депо до общественных и жилых зданий должно быть не менее 15м, а до границ земельных участков школ, детских и лечебных учреждений - неменее 30 м.

2.3. Пожарные депонеобходимо располагать на участке с отступом от красной линии до фронта выездапожарных автомобилей не менее чем на 15 м, для пожарных депо II, IV, V типовуказанное расстояние допускается уменьшать до 10 м.

2.4. Площадь земельныхучастков в зависимости от типа пожарного депо определяется согласно .

2.5. Состав и площади зданийи сооружений, размещаемых на территории пожарного депо, определяются согласно , при этомдопускается увеличение площади земельного участка.

2.6. Территория пожарногодепо подразделяется на производственную, учебно-спортивную и жилую зоны.

2.7. В производственной зонеследует размещать: здание пожарного депо, закрытую гараж-стоянку резервнойтехники и складские помещения.

2.8. В учебно-спортивнойзоне пожарного депо следует размещать: учебную пожарную башню, стометровуюполосу с препятствиями, подземный резервуар и пожарный гидрант с площадкой длястоянки автомобилей, спортивные сооружения, указанные в .

2.9. В жилой зонеразмещаются: жилая часть здания пожарного депо или жилой дом (служебныеквартиры или общежитие), площадки для отдыха и детских игр. Вход в жилую частьздания пожарного депо должен быть расположен на расстоянии не менее 15 м отпомещения пожарной техники. С учетом местных условий жилой дом можетрасполагаться вне территории пожарного депо.

2.10. В соответствии с заданиемна проектирование на территории пожарных депо I и III типов размещаются объектыпожарной охраны, рекомендуемые в .

2.11. Площадь озеленениятерритории пожарного депо должна составлять не менее 15 % площади участка.

2.12. Территория пожарногодепо, как правило, должна иметь два въезда (выезда). Ширина ворот на въезде(выезде) должна быть не менее 4,5 м.

2.13. Территория пожарногодепо должна иметь ограждение высотой не менее 2 м.

2.14. Дороги и площадки натерритории пожарного депо следует предусматривать с твердым покрытием.

2.15. Проезжая часть улицы итротуар против выездной площади пожарного депо должны быть оборудованысветофором и световым указателем с акустическим сигналом, позволяющимостанавливать движение транспорта и пешеходов во время выезда пожарныхавтомобилей из гаража по сигналу тревоги. Включение и выключение светофорапредусматривается дистанционно из пункта связи части.

3. Объемно-планировочные и конструктивные решения зданийпожарных депо

3.1. Состав и площадипомещений пожарных депо принимаются в соответствии с приложением 4, ацентральных пожарных депо - .

3.2. Пожарные депо следуетпроектировать не ниже II степени огнестойкости. Допускается притехнико-экономическом обосновании для пожарных депо V типа проектироватьодноэтажные здания III, IIIа, V степени огнестойкости. При этом в зданиях Vстепени огнестойкости поверхности деревянных стен, перегородок, потолков свнутренней стороны помещений должны быть оштукатурены.

3.3. Центральный вход впожарное депо следует размещать со стороны главного фасада здания.

3.4. На путях движенияличного состава по тревоге к помещению пожарной техники не допускается устройствопорогов, ступеней, а также устройство выступающих частей конструкций иоборудования на высоте не менее 2,2 м от уровня пола.

3.5. Ширина коридоров напутях движения личного состава дежурной смены по тревоге должна быть не менее1,4 м. При размещении дежурной смены на втором этаже здания, открываниевсех дверей должно предусматриваться по направлению движения к местамрасположения спусковых столбов в помещение пожарной техники.

3.6. Высота помещенийпожарной техники и мойки определяется заданием на проектирование в зависимостиот типа пожарной техники.

3.7. Производственныепроцессы в пожарном депо по санитарно-гигиеническим требованиям относятся к Iгруппе.

3.8. Пункт связи в пожарномдепо следует располагать справа, а пост технического обслуживания слева отпомещения пожарной техники по ходу выезда автомобилей.

3.9. Ширина проходов дляличного состава между автомобилями, а также между автомобилями и конструкциямиздания в помещении пожарной техники принимается в соответствии с приложением 6.Глубина помещений пожарной техники, технического обслуживания и мойки в зданияхпожарных депо I - IV типов должна составлять 15 - 18 м, V типа - 12 - 15 м, апри размещении крупногабаритной автотехники - по заданию на проектирование.

3.10. Ширину ворот в помещениипожарной техники следует принимать на 1 м больше ширины состоящих на вооружениипожарных автомобилей. Каждые ворота должны оборудоваться ручными иавтоматическими запорами, а также фиксаторами, предотвращающимисамопроизвольное их закрывание. Верхняя часть ворот должна иметь остеклениеплощадью не менее 30 % от всей площади ворот. В полотнище первых (от пунктасвязи) ворот необходимо предусматривать калитку размерами не менее 0,7 х 2 м.

3.11. Габариты стоянкиавтомобилей обозначаются белыми полосами шириной 0,1 м, предусматриваются такжеупоры для задних колес автомобилей. В помещении пожарной техники оборудуетсятабло погодных условий. На передней стене у каждых ворот устанавливаютсязеркала заднего обзора размерами не менее 1 х 0,4 м.

3.12. Планировочная отметкадорожного покрытия перед выездом из здания пожарного депо должна быть нижеотметки пола помещения пожарной техники на 0,15 м. Уровень пола помещенияпожарной техники следует проектировать ниже уровня пола смежных помещений неменее чем на 0,05 м. Уклон пола в помещении пожарной техники должен быть всторону трапов и лотков, предусматриваемых перед выездными воротами, панелистен облицовываются керамической плиткой.

3.13. В помещении пожарнойтехники необходимо предусматривать газоотводы от выхлопных труб для удалениягазов от работающих двигателей автомобилей. Система газоотвода должна бытьпостоянно подключена к выхлопной системе автомобилей и саморазмыкаться в началеего движения.

3.14. Пост мойки в пожарныхдепо I - IV типов следует проектировать в отдельном боксе.

3.15. Посты техническогообслуживания в пожарных депо II, IV, V типов допускается совмещать с помещениемпожарной техники.

3.16. В помещениях постатехнического обслуживания и пожарной техники устраиваются осмотровые канавы израсчета: 1 канава на 3 автомобиля. Осмотровые канавы должны иметь два спуска(один - по ступенчатой лестнице, другой - по скобам) и сверху закрыватьсясъемной решеткой из металлических прутьев диаметром не менее 12 мм. Попериметру канавы оборудуется предохранительная реборда высотой не менее 80 мм,пол и стены канавы облицовываются керамической плиткой, на ее дно укладываетсядеревянная решетка, в стенах устраиваются ниши для инструмента и светильников.Ниши для светильников должны быть защищены от механических повреждений.

3.17. Пункт связи должениметь естественное освещение и располагаться смежно с помещением пожарнойтехники. В разделяющей их перегородке следует предусматривать окно размерами1,2 х 1,5 м на расстоянии 0,6 м от пола, которое оборудуется приспособлениемдля передачи путевок. Выход из помещения пункта связи непосредственно впомещение пожарной техники не допускается.

3.18. Аккумуляторную пунктасвязи необходимо предусматривать в отдельном помещении смежно с пунктом связи.Вход в нее осуществляется через тамбур.

3.19. Помещение длятехнического обслуживания и хранения пожарных рукавов должно иметь естественноеосвещение.

3.20. Стены помещения мойкии сушки противогазов и аппаратовоблицовываются керамической плиткой.

3.21. Помещение для отдыхадежурной смены должно быть расположено не выше второго этажа. Между помещениямидля отдыха дежурной смены и пожарной техники следует предусматривать тамбур иликоридор.

3.22. При размещениидежурной смены на втором этаже в междуэтажном перекрытии следует устраиватьпроемы 1,2 х 1,2 м с металлическими столбами диаметром 200 мм для спуска впомещение пожарной техники, из расчета 1 столб на 7 человек дежурной смены. Надпроемами устраиваются кабины с открывающимися внутрь двустворчатыми дверями,оборудованными блокирующими устройствами от самопроизвольного открывания.

3.23. Учебный класс икабинет начальника дежурной смены необходимо размещать рядом с помещениямидежурной смены.

3.24. Состав и площадипомещений для региональных специализированных отрядов и специализированныхчастей, осуществляющих первоочередные аварийно-спасательные работы,определяются заданием на проектирование.

4. Инженерное оборудование

4.1. Здание пожарного деподолжно оборудоваться канализацией, холодным и горячим водоснабжением, центральнымотоплением, вентиляцией, автоматическими и слаботочными устройствами(радиофикация, часофикация, телефонизация) в соответствии с действующиминормами и правилами.

4.2. Система канализациипомещения мойки автомашин должна присоединяться к внешним сетям черезпесконефтеуловитель.

4.3. Расчетная температуравоздуха в помещении пожарной техники должна составлять плюс 16 ° С.

В помещениях пожарнойтехники, мойки и поста технического обслуживания автомашин следуетпредусматривать, как правило, водяную систему отопления.

Ворота помещений пожарнойтехники необходимо оборудовать воздушно-тепловыми завесами с ручным пуском.

4.4. В помещении пожарной техники следуетпредусматривать размещение внутреннего пожарного крана.

4.5. Воздухообмен впомещениях пожарной техники, мойки и поста технического обслуживанияавтомобилей следует принимать по принципу "сверху-вверх".

Приточно-вытяжную вентиляциюнеобходимо рассчитывать из условий одновременного выезда 50 % автомобилей.

4.6. Электроснабжениепожарных депо I - IV типов следует предусматривать по I категории надежности.

4.7. Здания пожарных депо I- IV типов оборудуются охранно-пожарной сигнализацией иадминистративно-управленческой связью.

4.8. Помещения пункта связи,пожарной техники, дежурной смены и коридоры, соединяющие их, оборудуютсяаварийным освещением от аккумуляторных батарей и независимого стационарногоисточника питания.

4.9. Здание пожарного депооборудуется сетью телефонной связи и спецлиниями "01", а помещенияпожарной техники и дежурной смены - установками тревожной сигнализации.

4.10. Санитарные узлы должныбыть предусмотрены на каждом этаже пожарного депо.

Приложение 1

Обязательное

Количествоспециальных пожарных автомобилей

Наименование

Число жителей в городе (населенном пункте), тыс. чел.

специальных автомобилей

Св. 50 до 100

Св. 100 до 350

Св. 350 до 700

Св. 700 до 1250

Св. 1250 до 2000

Св. 2000

Автолестницы и автоподъемники

1 *

**

Автомобили газодымозащитной службы

Автомобили связи и освещения

* При наличии зданий высотой 4этажа и более.

** Определяется по количествуадминистративных районов из расчета: автолестница и автоподъемник на район.

Примечание . Количество специальных автомобилей,не указанных в настоящей таблице, определяется исходя из местных условий вкаждом конкретном случае, с учетом наличия опорных пунктов тушения крупныхпожаров.

Приложение 2

Площадьземельного участка пожарного депо

Тип пожарного депо

Количество пожарных автомобилей в депо, шт.

Площадь земельного участка пожарного депо, га

Приложение 3

Состав иплощади помещений на территории пожарного депо

Площадь, м 2

Наименование

Тип пожарного депо

сооружений

Количество автомобилей в депо, шт.

1. Учебно-тренировочный комплекс:

а) спортивный зал с подсобными помещениями

б) площадка для 100-метровой полосы с препятствиями

в) подземный резервуар объемом 50 м 3 и пожарный гид-рант с площад-кой для стоянки автомобилей

г) площадка с учебной башней

д) баскетбольная и волейбольная площадки

2. Закрытая гараж-стоянка резервных автомобилей

3. Склады:

а) пожарного оборудования и хозяйственного инвентаря

б) огнетушащих средств (порошок, пенообразователь и т. д.)

в) автозаправочная станция с подъездной площадкой для автомобилей

Площадь определяется по действующим нормам и заданию на проектирование

4. Пункт связи:

а) диспетчерская

б) аппаратная

в) комната персонала

5. Рукавный участок

а) помещение для обслуживания и хранения рукавов

б) помещение для мойки и сушки спецодежды

6. Пост газодымозащитной службы (ГДЗС):

помещения для хранения и проверки противогазов

7. Служебные помещения:

а) кабинет начальника

б) кабинет зам. начальника

в) канцелярия (приемная)

г) помещение инспекторов

4 м 2 на сотрудника, предусматривается на 100%-ную численность личного состава

д) комната для отдыха дежурной смены

4,5 м 2 на сотрудника, из расчета 100%-ную численности дежурной смены

Приложение 4

Обязательное

Состав иплощади помещений пожарных депо

Площадь помещений, м 2

Наименование

Тип пожарного депо

помещений

Количество автомобилей в депо, шт

1. Помещения пожарной техники и техобслуживания:

а) помещения пожарной техники

б) пост техобслуживания с осмотровой канавой

в) мастерская

г) кладовая для инструмента и запасных частей

д) пост мойки

е) кабинет безопасности движения

ж) кабинет начальника дежурной смены

з) учебный класс

2,5 м 2 на сотрудника, из расчета 100%-ной численности дежурной смены

и) комната инструктожа населения

2. Вспомогательные помещения:

а) восстановительный пункт и гардеробная спецобмундирования:

Требования к территории пожарного депо

Пожарные депо следует размещать на земельных участках, имеющих выезды на магистральные улицы или дороги общегородского значения. Расстояние от границ участка пожарного депо до общественных и жилых зданий должно быть не менее 15 м, а до границ земельных участков школ, детских и лечебных учреждений - не менее 30 м.

Пожарные депо необходимо располагать на участке с отступом от красной линии

до фронта выезда пожарных автомобилей не менее чем на 15 м, для пожарных

депо II, IV, V типов указанное расстояние допускается уменьшать до 10м.

Площадь озеленения территории пожарного депо должна составлять не менее

15% площади участка.

Территория пожарного депо, как правило, должна иметь ограждение высотой не

менее 2,0 м, два въезда (выезда), причем ширина ворот на въезде (выезде) должна

быть не менее 4,5 м.

Дороги и площадки на территории пожарного депо следует предусматривать с

твердым покрытием.

Территория пожарного депо по функциональному признаку делится на 3 основные зоны:

Производственную

Учебно-спортивную

Производственная зона включает в себя здание депо, гараж-стоянку резервной техники, складские помещения (склад хозяйственного инвентаря и пожарного оборудования, склад огнетушащих средств, склад горюче-смазочных материалов с заглубленными емкостями).

Учебно-спортивная зона, предназначенная для занятий с личным составом по спортивно-пожарной подготовке, включает в себя учебную башню, стометровую полосу (2 дорожки 5x100 м) с препятствиями, подземный резервуар и пожарный гидрант с площадкой для стоянки автомобилей, спортивные площадки, тренировочный комплекс газодымозащитной службы (ГДЗС). Учебная башня (6 х 4 м) предназначена для обучения молодых пожарных с целью преодоления своеобразного психологического барьера. Башня устанавливается на специально оборудованной площадке на дворовой территории или пристраивается к зданию депо, имея отдельный вход. Высота башни должна иметь не менее 4 этажей при высоте этажа 3,3 м.

Бодаем с пожарным гидрантом и площадкой для стоянки пожарных автомобилей необходим для проведения занятий и соревнований на территории депо.

Спортивные площадки предназначены для занятий спортом личного состава дежурной смены, должны быть расположены вблизи здания депо, примыкая к кратчайшим путям в гараж.

Тренировочный комплекс газодымозащитной службы (ГЗДС) или теплодымокамера предназначен для тренировки личного состава в среде, близкой к условиям пожара. Размещается в отдельно стоящем здании, должен иметь два выхода, расположенных в разных сторонах здания.

Жилая зона включает в себя жилую часть здания пожарного депо или отдельно стоящий жилой дом для работников пожарной охраны и их семей, площадки для отдыха, детских игр и хозяйственных нужд. Вход в жилую часть здания (при встроенном варианте жилья пожарников) должен быть изолированным и расположенным на расстоянии не менее 15 м от помещений пожарной техники. С учетом местных условий жилой дом может располагаться вне территории пожарного депо.

Функциональная особенности здания пожарного депо

Генеральный план депо решается так, чтобы направления движения выезжающих и возвращающихся автомобилей не пересекались, а зона с наиболее насыщенным движением людей на территории объекта была удалена от автомобильных потоков. Движение автомобилей на территории депо осуществляется по следующей схеме: на выезд по тревоге автомобили движутся кратчайшим путем до выезда на дорогу. Возвращающиеся автомобили проходят через мойку, заправку ГСМ, огнетушащими средствами, пожарным оборудованием, технический осмотр. Движение автомобилей относительно здания пожарного депо решается двумя вариантами: тупиковым и сквозным (рис. 1).

Гараж со сквозным проездом

При тупиковом варианте автомобили заезжают и выезжают в ворота с одной стороны здания, при сквозном - в одни ворота въезжают, в другие -выезжают.

Территория пожарного депо должна иметь контрольно-пропускной пункт и ограждение высотой 2 м. в пожарных депо с большим количеством автомобилей предусматривается два въезда. Ширина проездов по территории принимается не менее 4,5 м при радиусе разворота пожарного автомобиля 10,5 м.

Пожарное депо включает в себя следующие группы помещений:

основные помещения: группы помещений по содержанию и обслуживанию пожарной техники; группа помещений связи; группа помещений дежурной смены.

вспомогательные помещения: группа административно-служебных помещений; группа помещений для культурно-массовой работы, группа бытовых помещений

жилые помещения: группа общежития; группа служебных квартир.

Группа помещений по содержанию и обслуживанию пожарной техники включает в себя гараж пожарных автомобилей (ПА), пост мойки ПА, рукавный участок, пост ГЗДС, пост ТО ПА. Высота помещений пожарной техники и мойки определяется заданием на проектирование в зависимости от типа пожарной техники.

Главным помещением пожарного депо является гараж, предназначенный для хранения в полной боевой готовности пожарных автомобилей. Кроме того, в помещении гаража происходит ежедневное построение личного состава дежурных пожарных. Ширина проходов для личного состава между автомобилями, а также между автомобилями и конструкциями здания в помещении пожарной техники принимается в соответствии с нормативными документами. Глубина помещений пожарной техники, технического обслуживания и мойки в зданиях пожарных депо 1 - IV типов должна составлять 15-18 м, V типа - 12-15 м, а при размещении крупногабаритной автотехники - по заданию на проектирование.

Ширину ворот в помещении пожарной техники следует принимать на 1 м больше ширины состоящих на вооружении пожарных автомобилей. Каждые ворота должны оборудоваться ручными и автоматическими запорами, а также фиксаторами, предотвращающими самопроизвольное их закрывание. Верхняя часть ворот должна иметь остекление площадью не менее 30 % всей площади ворот. В полотнище первых (от пункта связи) ворот необходимо предусматривать калитку размером не менее 0,7х2 м.

Габариты стоянки автомобилей обозначаются белыми полосами шириной 0,1 м, предусматриваются также упоры для задних колес автомобилей. В помещении пожарной техники оборудуется табло погодных условий. На передней стене у каждых ворот устанавливаются зеркала заднего обзора размером не менее 1,0хО,4м.

При выезде по сигналу «тревога» пожарные в гараже одевают спецодежду, находящуюся в шкафах-нишах позади ПА (допускается размещать шкафы сбоку

От ПА, если расстояние между ПА и шкафом не менее 1,5 м). Гараж размещается только на первом этаже здания депо.

На путях движения личного состава по тревоге к помещению пожарной техники не допускается устройство выступающих частей конструкций и оборудования на высоте не менее 2,2 м от уровня пола. Ширина коридоров, ведущих к гаражу боевых машин должна быть не менее 1,4 м. Не допускается устройство порогов, лестниц в дверных проемах гаража.

Планировочная отметка дорожного покрытия перед выездом из здания пожарного депо должна бьпь ниже отметки пола помещения пожарной техники на 0 15 м. Уровень пола помещения пожарной техники следует проектировать ниже уровня

пола смежных помещений не менее чем на 0,05 м. Уклон пола в помещении пожарной техники должен быть в сторону трапов и лотков, предусматриваемых перед выездными воротами, панели стен облицовываются керамической плиткой.

Основные параметры гаража пожарных автомобилей

высота: не менее бм (до низа несущей конструкции);

глубина: не менее 15 м (18 м - спецмашины);

ширина: на 1 ПА - 6 м;

Габариты въездных ворот: 3,5 х 4 м (спецмашины - 4 х 4 м). Верхняя часть ворот имеет остекление не менее 30 % всей площади ворот и должно начинаться с высоты не менее 1,8 м. Ворота гаража должны иметь механический, гидравлический или

электромеханический привод открытия и закрытия. На передней стене у каждых ворот устанавливаются зеркала заднего обзора 1,0х0,4м (рис. 2).

Функциональная габаритная схема гаража:

1.стеллаж для боевой одежды;

2.пожарный автомобиль (П А);

З.газоотвод;

4.зеркало заднего вида;

Размеры пожарного автомобиля:

автоцистерны (АЦ) 8,4 х 2,5 х 3,4 (7 человек)

7,6 х 2,5 х 3,2 (5 человек)

автолестница (АЦ) 10,1 x 2,5 x 3,2 (Н = 16м)

Пост мойки предназначен для мойки и сушки ПА, возвратившихся с пожара (учения). Пост может быть совмещен с гаражом, но занимать отдельный бокс, специально оборудованный грязеотстойником и масло бензоуловителем, отделенный от места стоянки пожарных автомобилей водонепроницаемой перегородкой.

Пост технического обслуживания (ТО) пожарных автомобилей состоит из поста с осмотровой канавой (12,0 х 1,4 х 1,2 м), мастерской и кладовой и должен быть

Габаритные схемы поста мойки А и поста ТО с осмотровой канавой Б:

1 .реборда; 2. ниша для инструмента; 3. подъемник;

Пост мойки и пост ТО пожарных автомобилей могут бьпь расположены:

Линейно, смежно по длинной стороне (мастерская и кладовая примыкают сбоку);

Глубинно по одной оси со сквозным проездом (рис. 4).

Примеры размещения постов мойки и ТО:

А , Б. Смежно по короткой стороне; В. смежно по длинной стороне;

Относительно гаража блок помещений поста мойки и поста технического обслуживания может располагаться:

Отдельно от гаража;

Смежно с гаражом, отделяясь от него водонепроницаемой перегородкой;

Отделяясь от гаража рядом помещений (вестибюлем и т. д.), но при этом эти помещения должны иметь высоту гаража, т. е. Не менее 6 м.

Рукавный участок предназначается для технического обслуживания и хранения пожарных рукавов, а также для мойки и сушки спецодежды. Сушка рукавов может осуществляться как в горизонтальном и наклонном направлении, так и традиционно в башнях (размерами 3 х 4 м, высотой не менее 12 м), с вертикальной подвеской.

Рис. 5. Примеры размещения рукавного участка (nocma) Основное условие расположения рукавного участка - это связь с постом мойки, т. к. грязная машина, возвратившись с пожара и проходя через пост мойки ПА, сбрасывает использованные грязные рукава и здесь же после мойки заправляется новыми (рис. 5). Склад пожарных рукавов всегда должен размещаться рядом с гаражом ПА на первом этаже. Помещение для технического обслуживания и хранения пожарных рукавов олжно иметь естественное освещение.

Пост газодымозащитной службы (ГЗДС) предназначен для хранения и проверки кислородно- изолирующих противогазов и может размещаться на 1-ом и на

2-ом этажах здания депо. База ГЗДС имеет расширенный состав помещений, большие площади и сложные процессы, которые обуславливают определенные требования к размещению их в здании депо, так, компрессорная и помещение кислородных баллонов должны быть только на 1-ом этаже.

Группа помещений связи - пункт связи

части, который принимает сообщения о пожарах и подает сигналы «тревога» дежурному караулу. Пункт связи части (ПСЧ), обязательно обеспеченный естественным светом, размещается на 1-ом этаже и состоит из диспетчерской, аппаратной и комнаты отдыха персонала. В диспетчерской, имеющей высоту не менее

Рис.6 Примеры расположения ПСЧ

4 м, находятся светопланы районов обслуживания, а в стене, смежной с гаражом, через проем 1,2 х 1,5 м, ведется наблюдение за пожарными автомобилями, выдаются путевки на выезд при пожаре и т. д. Выход в гараж непосредственно из диспетчерской не допускается. Аккумуляторную пункта связи необходимо предусматривать в отдельном помещении смежно с пунктом связи. Вход в нее осуществляется через тамбур.

Рис. 7

Примеры расположения ПСЧ

Группа помещений дежурного караула состоит из:

Помещения дежурного караула

Учебного класса

Столовой

Пожарная охрана городов осуществляется пожарными частями, несущими круглосуточное дежурство. Работа, выполняемая при пожаре, по затратам физической энергии (особенно при работе в кислородно-изолирующих противогазах) относится к тяжелым. Поэтому она должна сочетаться с хорошо организованным отдыхом для восстановления высокой работоспособности личного состава после выезда на пожар.

Согласно специфике пожарной службы помещения дежурной смены должны быть максимально связаны с гаражом и расположены не вьппе второго этажа. От скорости попадания в гараж к пожарным автомобилям (1 минута) зависит эффективность тушения огня. Между помещениями для отдыха дежурной смены и пожарной техники следует предусматривать тамбур или коридор.

Существует два способа размещения этих помещений:

В одной горизонтальной плоскости с гаражом ПА (для небольших депо, с обязательной изоляцией от гаража рядом вспомогательных помещений либо коридором);

В одной вертикальной плоскости с гаражом ПА. Такое решение оправдано для зданий крупных пожарных депо, обеспечивая хорошую изоляцию большим по площадям помещениям дежурной смены, сокращая расстояние до пожарных автомобилей. Однако размещать помещения дежурной смены непосредственно над гаражами нежелательно из-за загазованности последних. Недопустимо также по нормам размещать санитарные узлы и умывальные. над самим гаражом. На пути движения личного состава недопустимо устройство порогов, ступеней, а ширина коридоров должна быть не менее 1,4м.

При размещении помещений дежурной смены на втором этаже здания связь с гаражом осуществляется по спусковым столбам диаметром 200 мм (из расчета 7 человек на 1 столб). Для смягчения удара у основания столба на полу укладываются маты. Над проемами в перекрытии размерами 1,2 х 1,2 м устраиваются кабины с открывающимися внутрь двухстворчатыми двер

ями. Для спуска с верхнего этажа принимают также пандусы шириной не менее 1м.

кабинет начальника дежурного караула предназначен для работы и отдыха и должен находиться рядом с помещениями дежурной смены и гаражом.

Учебный класс предназначен для обучения личного состава дежурной смены и размещается в непосредственной близости к гаражу. Для быстрой эвакуации при сигнале «тревога» в учебном классе предусмотрены увеличенные проходы между рядами столов (не менее 0,8 м) и не менее двух входов.

Столовая служит для приготовления и принятия пищи личным составом дежурной смены, должна располагаться вблизи от гаража или мест спуска в гараж и иметь проходы между столами не менее 0,8 м.

Административно-служебные помещения включают в себя кабинеты начальников и помещение для инструктора. Кабинеты начальника части и его заместителя в силу специфики их службы предназначены для отдыха в ночное время. Могут размещаться на любом этаже, оптимально размещать их рядом с входом в здание депо и центральной лестницей.

Группа помещений для культурно -массовой работы включает помещение для инструктажа населения, которое служит для проведения профилактической работы, может посещаться посторонними людьми и должно находиться рядом с лестницей и центральным входом в депо.

Актовый зал пожарного депо должен бьпь универсальным, т. е. Использоваться для собраний, просмотра кинофильмов, а также для проведения спортивных соревнований. При размещении зала на любом этаже здания депо желательно учитывать его удобную связь с помещениями дежурной смены, а в крупных депо - с главным входом и центральной лестницей. Учитывая специфику пожарной службы, в зале необходимо предусмотреть увеличение эвакуационных путей (количество мест в ряду принимается: при односторонней эвакуации - не более 12 мест, при двухсторонней - не более 25 мест), двойные распашные двери, расстояния между креслами и стеной - не менее 1,2 м.

Группа бытовых помещений состоит из:

Гардеробного блока с умывальными, душевыми, санузлами и курительными сауны

Помещения психологической разгрузки

Склада вещевого имущества с комнатой для коменданта

Гардеробная - это помещение для переодевания личного состава дежурной смены в рабочую одежду и хранения личных вещей. Может располагаться на первом этаже здания, в цокольном этаже. Основное условие размещения гардероба - это расположение его на пути выхода к помещениям дежурной смены, чтобы пожарные в верхней уличной одежде не проходили через другие поме

щения депо. Гардероб оборудуется двойными закрытыми шкафами глубиной 0,5 м, шириной- 0,4 м, скамьями шириной 0,3 м. Проходы между шкафами - 2 м, между шкафами и скамьями - не менее 0,6 м. Производственные процессы в пожарном депо по санитарно-гигиеническим требованиям относятся к I группе. Расчетные и справочные данные для бытовых помещений принимаются согласно СниП: душевые проектируются из расчета 3 человека на 1 сетку (из учета количества работающих в максимальную смену); умывальные - из расчета 7 человек на один кран; уборные - из расчета 30 человек на 1 унитаз и 1 писсуар. Курительные устраиваются смежно с санузлом. Умывальные, уборные и душевые размещаются

смежно с гардеробной. Сауна и помещение для снятия психологического напряжения могут размещаться как рядом с гардеробным блоком, так и на любом этаже здания депо.

Склад вещевого имущества предназначен для хранения и выдачи военного и специального обмундирования, постельного белья, обуви и т. д. И может быть расположен на любом этаже депо, но желательно обеспечить удобное сообщение с помещениями дежурной смены.

Жилые помещения в пожарном депо предусмотрены для проживания командного состава части с семьями в квартирах (2 и 3-ч комнатных) и личного состава в общежитии. Жилые помещения могут бьпь в отдельно стоящем здании и встроенные в здание пожарного депо. Квартиры и общежитие, расположенные в депо, должны быть изолированы друг от друга, а также от служебных помещений. Жилые помещения, встроенные в здание депо, можно размещать либо в верхних этажах с устройством самостоятельных входов, либо в отдельном блоке высотой в несколько этажей. При зонировании территории жилая зона, включающая в себя детские, хозяйственные площадки, площадку для отдыха, должна быть изолирована от всех служебных и производственных процессов и не иметь сквозных проездов ПА.

Инженерное решение здания пожарного депо

Конструктивные решения и строительные материалы. В силу специфических и разнообразных функциональных требований, конструктивная схема здания пожарного депо может быть:

- бескаркасной несущими стенами, выполненными из кирпича, бутобетона, монолитного железобетона с обязательным использованием утеплителя)

- каркасной (где в качестве каркаса могут быть железобетонные либо металлические конструкции, а в качестве стен - облегченная кирпичная кладка с обязательным использованием утеплителя либо легкие навесные панели типа «сэндвич»)

- смешанной (где каркас комбинируется с несущими стенами либо с монолитными ядрами жесткости) В качестве перекрытий рядовых помещений используются, как правило, железобетонные сборные либо монолитные перекрытия, а в качестве перекрытия (покрытия) помещения гаража - пространственные металлические либо железобетонные конструкции: фермы, структурные плиты, армо цементные складки.

Отопление и вентиляция. Здание пожарного депо должно оборудоваться канализацией, холодным и горячим водоснабжением, центральным отоплением, вентиляцией, автоматическими и слаботочными устройствами (радиофикация, часофикация, телефонизация) в соответствии с действующими нормами и правилами. Санитарные узлы должны быть предусмотрены на каждом этаже пожарного депо.

Расчетная температура воздуха во всех помещениях пожарного депо принимается +18"С. Расчетная температура воздуха в помещении пожарной техники должна составлять + 16 "С. В помещениях пожарной техники, мойки и поста технического обслуживания автомашин следует предусматривать

принудительную вентиляцию и, как правило, водяную систему отопления. Воздухообмен в помещениях пожарной техники, мойки и поста технического обслуживания автомобилей следует принимать по принципу "сверху-вверх. Приточно-вытяжную вентиляцию необходимо рассчитывать из условий одновременного выезда 50 % автомобилей.

Освещение . Во всех помещениях пожарного депо с постоянным пребыванием людей предусматривается естественное освещение. Площадь световых проемов в помещениях составляет порядка 1/8 - 1/5 площади пола. Помещения пункта связи, пожарной техники, дежурной смены и коридоры, соединяющие их, оборудуются аварийным освещением от аккумуляторных батарей и независимого стационарного источника питания.

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НПБ 101-95

МОСКВА 1997

Разработаны Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России.

Внесены и подготовлены к утверждению нормативно-техническим отделом ГУГПС МВД России.*

Согласованы с Минстроем России (письмо от 14.12.1994 г. № 13/355).

Утверждены заместителем главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору.

Введены в действие приказом ГУГПС МВД России от 30.12.1994 г. № 36 взамен ВСН 1-91/СПАСР МВД России.

Дата введения в действие 01.01.1995 г.

----------

* При подготовке норм использованы материалы ВИПТШ МВД России.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Нормы проектирования объектов пожарной охраны

Design standards of objects of fire field

НПБ 101-95

1.5. В зависимости от количества единиц основных, специальных и вспомогательных пожарных автомобилей и средств связи, находящихся на вооружении управлений (отделов) ГПС по охране городов и спецформирований ГПС, создаются подразделения технической службы:

производственно-технические центры - свыше 400 единиц;

отряды технической службы - от 200 до 400 единиц;

части технической службы, не входящие в состав ПТЦ и отрядов, - от 50 до 200 единиц;

отдельные посты технической службы - до 50 единиц.

2. Требования к земельным участкам и размещению зданий пожарных депо

2.1. Пожарные депо следует размещать на земельных участках, имеющих выезды на магистральные улицы или дороги общегородского значения.

2.2. Расстояние от границ участка пожарного депо до общественных и жилых зданий должно быть не менее 15 м, а до границ земельных участков школ, детских и лечебных учреждений - не менее 30 м.

2.3. Пожарные депо необходимо располагать на участке с отступом от красной линии до фронта выезда пожарных автомобилей не менее чем на 15 м, для пожарных депо II, IV, V типов указанное расстояние допускается уменьшать до 10 м.

2.4. Площадь земельных участков в зависимости от типа пожарного депо определяется согласно .

2.5. Состав и площади зданий и сооружений, размещаемых на территории пожарного депо, определяются согласно , при этом допускается увеличение площади земельного участка.

2.6. Территория пожарного депо подразделяется на производственную, учебно-спортивную и жилую зоны.

2.7. В производственной зоне следует размещать: здание пожарного депо, закрытую гараж-стоянку резервной техники и складские помещения.

2.8. В учебно-спортивной зоне пожарного депо следует размещать: учебную пожарную башню, стометровую полосу с препятствиями, подземный резервуар и пожарный гидрант с площадкой для стоянки автомобилей, спортивные сооружения, указанные в .

2.9. В жилой зоне размещаются: жилая часть здания пожарного депо или жилой дом (служебные квартиры или общежитие), площадки для отдыха и детских игр. Вход в жилую часть здания пожарного депо должен быть расположен на расстоянии не менее 15 м от помещения пожарной техники. С учетом местных условий жилой дом может располагаться вне территории пожарного депо.

2.10. В соответствии с заданием на проектирование на территории пожарных депо I и III типов размещаются объекты пожарной охраны, рекомендуемые в .

2.11. Площадь озеленения территории пожарного депо должна составлять не менее 15 % площади участка.

2.12. Территория пожарного депо, как правило, должна иметь два въезда (выезда). Ширина ворот на въезде (выезде) должна быть не менее 4,5 м.

2.13. Территория пожарного депо должна иметь ограждение высотой не менее 2 м.

2.14. Дороги и площадки на территории пожарного депо следует предусматривать с твердым покрытием.

2.15. Проезжая часть улицы и тротуар против выездной площади пожарного депо должны быть оборудованы светофором и световым указателем с акустическим сигналом, позволяющим останавливать движение транспорта и пешеходов во время выезда пожарных автомобилей из гаража по сигналу тревоги. Включение и выключение светофора предусматривается дистанционно из пункта связи части.

3. Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий пожарных депо

3.1. Состав и площади помещений пожарных депо принимаются в соответствии с приложением 4, а центральных пожарных депо - .

3.2. Пожарные депо следует проектировать не ниже II степени огнестойкости. Допускается при технико-экономическом обосновании для пожарных депо V типа проектировать одноэтажные здания III, IIIа, V степени огнестойкости. При этом в зданиях V степени огнестойкости поверхности деревянных стен, перегородок, потолков с внутренней стороны помещений должны быть оштукатурены.

3.3. Центральный вход в пожарное депо следует размещать со стороны главного фасада здания.

3.4. На путях движения личного состава по тревоге к помещению пожарной техники не допускается устройство порогов, ступеней, а также устройство выступающих частей конструкций и оборудования на высоте не менее 2,2 м от уровня пола.

3.5. Ширина коридоров на путях движения личного состава дежурной смены по тревоге должна быть не менее 1,4 м. При размещении дежурной смены на втором этаже здания, открывание всех дверей должно предусматриваться по направлению движения к местам расположения спусковых столбов в помещение пожарной техники.

3.6. Высота помещений пожарной техники и мойки определяется заданием на проектирование в зависимости от типа пожарной техники.

3.7. Производственные процессы в пожарном депо по санитарно-гигиеническим требованиям относятся к I группе.

3.8. Пункт связи в пожарном депо следует располагать справа, а пост технического обслуживания слева от помещения пожарной техники по ходу выезда автомобилей.

3.9. Ширина проходов для личного состава между автомобилями, а также между автомобилями и конструкциями здания в помещении пожарной техники принимается в соответствии с приложением 6. Глубина помещений пожарной техники, технического обслуживания и мойки в зданиях пожарных депо I - IV типов должна составлять 15 - 18 м, V типа - 12 - 15 м, а при размещении крупногабаритной автотехники - по заданию на проектирование.

3.10. Ширину ворот в помещении пожарной техники следует принимать на 1 м больше ширины состоящих на вооружении пожарных автомобилей. Каждые ворота должны оборудоваться ручными и автоматическими запорами, а также фиксаторами, предотвращающими самопроизвольное их закрывание. Верхняя часть ворот должна иметь остекление площадью не менее 30 % от всей площади ворот. В полотнище первых (от пункта связи) ворот необходимо предусматривать калитку размерами не менее 0,7 х 2 м.

3.11. Габариты стоянки автомобилей обозначаются белыми полосами шириной 0,1 м, предусматриваются также упоры для задних колес автомобилей. В помещении пожарной техники оборудуется табло погодных условий. На передней стене у каждых ворот устанавливаются зеркала заднего обзора размерами не менее 1 х 0,4 м.

3.12. Планировочная отметка дорожного покрытия перед выездом из здания пожарного депо должна быть ниже отметки пола помещения пожарной техники на 0,15 м. Уровень пола помещения пожарной техники следует проектировать ниже уровня пола смежных помещений не менее чем на 0,05 м. Уклон пола в помещении пожарной техники должен быть в сторону трапов и лотков, предусматриваемых перед выездными воротами, панели стен облицовываются керамической плиткой.

3.13. В помещении пожарной техники необходимо предусматривать газоотводы от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей автомобилей. Система газоотвода должна быть постоянно подключена к выхлопной системе автомобилей и саморазмыкаться в начале его движения.

3.14. Пост мойки в пожарных депо I - IV типов следует проектировать в отдельном боксе.

3.15. Посты технического обслуживания в пожарных депо II, IV, V типов допускается совмещать с помещением пожарной техники.

3.16. В помещениях поста технического обслуживания и пожарной техники устраиваются осмотровые канавы из расчета: 1 канава на 3 автомобиля. Осмотровые канавы должны иметь два спуска (один - по ступенчатой лестнице, другой - по скобам) и сверху закрываться съемной решеткой из металлических прутьев диаметром не менее 12 мм. По периметру канавы оборудуется предохранительная реборда высотой не менее 80 мм, пол и стены канавы облицовываются керамической плиткой, на ее дно укладывается деревянная решетка, в стенах устраиваются ниши для инструмента и светильников. Ниши для светильников должны быть защищены от механических повреждений.

3.17. Пункт связи должен иметь естественное освещение и располагаться смежно с помещением пожарной техники. В разделяющей их перегородке следует предусматривать окно размерами 1,2 х 1,5 м на расстоянии 0,6 м от пола, которое оборудуется приспособлением для передачи путевок. Выход из помещения пункта связи непосредственно в помещение пожарной техники не допускается.

3.18. Аккумуляторную пункта связи необходимо предусматривать в отдельном помещении смежно с пунктом связи. Вход в нее осуществляется через тамбур.

3.19. Помещение для технического обслуживания и хранения пожарных рукавов должно иметь естественное освещение.

3.20. Стены помещения мойки и сушки противогазов и аппаратовоблицовываются керамической плиткой.

3.21. Помещение для отдыха дежурной смены должно быть расположено не выше второго этажа. Между помещениями для отдыха дежурной смены и пожарной техники следует предусматривать тамбур или коридор.

3.22. При размещении дежурной смены на втором этаже в междуэтажном перекрытии следует устраивать проемы 1,2 х 1,2 м с металлическими столбами диаметром 200 мм для спуска в помещение пожарной техники, из расчета 1 столб на 7 человек дежурной смены. Над проемами устраиваются кабины с открывающимися внутрь двустворчатыми дверями, оборудованными блокирующими устройствами от самопроизвольного открывания.

3.23. Учебный класс и кабинет начальника дежурной смены необходимо размещать рядом с помещениями дежурной смены.

3.24. Состав и площади помещений для региональных специализированных отрядов и специализированных частей, осуществляющих первоочередные аварийно-спасательные работы, определяются заданием на проектирование.

4. Инженерное оборудование

4.1. Здание пожарного депо должно оборудоваться канализацией, холодным и горячим водоснабжением, центральным отоплением, вентиляцией, автоматическими и слаботочными устройствами (радиофикация, часофикация, телефонизация) в соответствии с действующими нормами и правилами.

4.2. Система канализации помещения мойки автомашин должна присоединяться к внешним сетям через песконефтеуловитель.

4.3. Расчетная температура воздуха в помещении пожарной техники должна составлять плюс 16 ° С.

В помещениях пожарной техники, мойки и поста технического обслуживания автомашин следует предусматривать, как правило, водяную систему отопления.

Ворота помещений пожарной техники необходимо оборудовать воздушно-тепловыми завесами с ручным пуском.

4.4. В помещении пожарной техники следует предусматривать размещение внутреннего пожарного крана.

4.5. Воздухообмен в помещениях пожарной техники, мойки и поста технического обслуживания автомобилей следует принимать по принципу "сверху-вверх".

Приточно-вытяжную вентиляцию необходимо рассчитывать из условий одновременного выезда 50 % автомобилей.

4.6. Электроснабжение пожарных депо I - IV типов следует предусматривать по I категории надежности.

4.7. Здания пожарных депо I - IV типов оборудуются охранно-пожарной сигнализацией и административно-управленческой связью.

4.8. Помещения пункта связи, пожарной техники, дежурной смены и коридоры, соединяющие их, оборудуются аварийным освещением от аккумуляторных батарей и независимого стационарного источника питания.

4.9. Здание пожарного депо оборудуется сетью телефонной связи и спецлиниями "01", а помещения пожарной техники и дежурной смены - установками тревожной сигнализации.

4.10. Санитарные узлы должны быть предусмотрены на каждом этаже пожарного депо.

Ширина проходов в помещении пожарной техники

Расстояние между автомобилями и конструкциями в помещении пожарной техники, м

Между автомобилями, не менее

От крайнего правого (по выезду) автомобиля до стены, не менее

От крайнего левого (по выезду) автомобиля до стены, не менее

От автомобиля до граней колонны, не менее

От автомобиля до передней или задней стены:

а) в помещении на 1-2 автомобиля

б) в помещении на 4 и более автомобилей

Приложение 7

Обязательное

Количество пожарных депо и пожарных автомобилей для городов и населенных пунктов

Пожарное депо

здание, в котором размещается дежурный караул пожарной части, пожарные автомобили и пожарное оборудование. П. д. включает: гараж, пункт связи, классные комнаты и комнаты для отдыха личного состава дежурного караула, посты технического обслуживания автомобилей, мойки и сушки пожарных рукавов; склад пожарных рукавов и пожарного оборудования и др. помещения. В П. д. обычно находятся от 2 до 8 пожарных автомобилей; в крупных городах строятся более вместительные П. д. Планировка П. д. должна обеспечивать быстрый и безопасный сбор личного состава в гараж по боевой тревоге и выезд пожарных автомобилей в кратчайший срок. Расстановка автомобилей в гараже П. д. однорядная с воротами для каждого автомобиля. На участке П. д. размещаются, кроме основного здания, учебно-тренировочный городок и бензозаправочная станция.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Пожарное депо" в других словарях:

    пожарное депо - Объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и вспомогательные… … Справочник технического переводчика

    Пожарное депо - 24) пожарное депо объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и… … Официальная терминология

    пожарное депо - 2.4 пожарное депо: Специальное здание (сооружение), в котором размещаются личный состав и пожарная техника оперативного подразделения пожарной охраны. Источник: СП 11.13130.2009: Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ПОЖАРНОЕ ДЕПО - Объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и её технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещения о пожаре, технические и вспомогательные… … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

    - (улица, 22), бывший дом, купленный у него в 1835 для размещения Московского пожарного депо, переведённого с в связи с началом строительства. В основе здания — двухэтажный Г образный объём, выстроенный в 1764. На рубеже XVIII и XIX вв. был … Москва (энциклопедия)

    - (франц. depot от лат. deponere отлагать, складывать). 1) складочное место, магазин; вообще, склад известного рода запасов. 2) совокупность ценностей, представленных в обеспечение кредита. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка … Словарь иностранных слов русского языка

    депо - нескл. и. и ср. depôt m. 1. Склад, хранилище (первоначально военного имущества). Сл. 18. Прибыл я с войсками к Шангирейскому ретраншаменту, .. где и заложил мой депо. 1766. Прозоровский. Прис. Крыма 1 145. При закупке провианта в каком либо депо… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Средний род, нескл.(фр. dépôt склад, хранилище; устаревш. место управления) многозначный термин: Депо предприятие, осуществляющее эксплуатацию и ремонт подвижного состава железных дорог, городского транспорта, пожарных… … Википедия

    ДЕПО, нескл., ср. (франц. depot). 1. Здание стоянки паровозов и вагонов на железных дорогах (ж. д.). Паровозное депо. || Помещение при пожарной части, где стоят машины (спец.). Пожарное депо. 2. Место для хранения чего нибудь, склад (устар.).… … Толковый словарь Ушакова

    I нескл. ср. Помещение и предприятие, обеспечивающее эксплуатацию, ремонт и стоянку подвижного состава (обычно рельсового). II нескл. ср. Комплекс строений, где размещаются пожарные машины и специальное оборудование; пожарное депо. III нескл. ср … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой