Проектирование и строительство домов

Проектирование и строительство домов

» » Николай Львович Захаров Андрей Леонидович Кузнецов Управление социальным развитием организации: Учебник. Николай Львович Захаров Андрей Леонидович Кузнецов Управление социальным развитием организации: Учебник Рабочая программа дисциплины

Николай Львович Захаров Андрей Леонидович Кузнецов Управление социальным развитием организации: Учебник. Николай Львович Захаров Андрей Леонидович Кузнецов Управление социальным развитием организации: Учебник Рабочая программа дисциплины

В Ы С Ш Е Е О Б Р А З О В А Н И Е

серия основана в 1 9 9 6 г.

Министерство образования Российской Федерации Государственный Университет Управления

И.Е. ВОРОЖЕЙКИН А.Я. КИБАНОВ Д.К. ЗАХАРОВ

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации», «Управление персоналом»,

«Государственное и муниципальное управление»

Москва ИНФРА-М

УДК 331.1(075.8) ББК 65.240я73

Рецензенты:

Кафедра управления человеческими ресурсами Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова

Зам. директора института труда Министерства труда и социального развития РФ,

Заслуженный экономист РФ, д.э.н., проф. Зубкова А.Ф.

В75 Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфлик­ тология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 240 с. - (Выс­ шее образование).

ISBN 5-16-000964-7 (переп.)

ISBN 5-16-000256-1 (обл.)

В учебнике излагаются научные и прикладные знания о кон­ фликтах, источниках их возникновения, структуре и стадиях разви­ тия, формах проявления, функциях и значимости в социально-эко­ номической и других сферах жизни общества. Рассматриваются вопросы управления конфликтами, выбора оптимальных методов предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций, роли руководителя в профилактике и разрешении конфликтов.

Книга предназначена для студентов экономических вузов, обучающихся по специальности и направлению «Менеджмент», «Менеджмент в социальной сфере», «Государственное и муници­ пальное управление», а также для аспирантов и преподавателей управленческих дисциплин.

© И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, 2002

знания. У нее спой предмет изучения - социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупрежде­ ния и регулирования.

I Как важная отрасль обществознания и человековедения конфлик­ тология возникла, формировалась и развивается в настоящее время в йтесной связи с социальной философией, социологией, психологией, по­ литэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и ^гуманитарных наук. Она опирается на достижения этих наук, синтези­ рует все то, что непосредственно относится к ее предмету.

Имея изначально комплексный характер, конфликтология нахо­ дится в русле углубления гуманитарного образования. Ее изучение, без ^сомнения, расширяет круг и поднимет планку знаний о человеке и об­ ществе, способствует разностороннему пониманию проблем социально­ го взаимодействия, применению эффективных способов их решения.

к Практическое приложение конфликтологии вызывается уже тем

Простым житейским обстоятельством, что, соглашаясь с распространен­ ным утверждением «худой мир лучше доброй ссоры», люди тем не менее "не могут избежать дисгармонии, обходиться без конфликтов. Нередко ^конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым «вы­ водом» из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом ^восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, по­ зволить им прийти к согласию относительно совместных дел, частных! и общих интересов, норм поведения.

I- Если дело обстоит именно так, нужно учиться распознавать объек­ тивную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентироваться в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются овладевать искусством управления ими. Эта задача особенно важна для менеджеров, руково­ дителей любого уровня. Можно, пожалуй, утверждать, что для них на­ мучиться правильно вести себя в конфликтных условиях, уметь управлять "конфликтами столь же обязательно, как умение читать и писать.

Г Несомненна прикладная направленность конфликтологии наряду с?се теоретическим значением. Эта область науки реально помогает рас­ познавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилак­ тики и разрешения. Она дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конф­ ликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздей­ ствия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное Противоборство.

Отсюда и проистекает спрос на конфликтологию во многих жизнен­ ных обстоятельствах, при решении совершенно конкретных проблем.

Сведения, почерпнутые из этой области социального и гуманитарного знания, облегчают выбор средств для того, чтобы в наибольшей мере использовать положительный потенциал конфликтов и вместе с тем сво­ дить к минимуму их негативные последствия.

Конфликтология необходима для всех видов управленческой дея­ тельности. Применительно к менеджменту ее основное предназначение заключается в том, чтобы побудить руководителя смотреть на конфликт­ ные ситуации, что называется, открытыми глазами, не довольствовать­ ся интуицией и здравым смыслом, а следовать в работе с людьми оп­ ределенным, наукой установленным правилам и приемам управления конфликтами.

Научный подход предполагает системно организованные, принципи­ ально структурированные, методологически точные знания о предмете (в данном случае - о конфликтах), ориентацию на познание закономер­ ностей реального мира и постижение объективной истины. Любая наука, включая конфликтологию, конструктивна, рассчитана на возможность практического применения полученных знаний, на выработку и внедре­ ние новых проектов. Научное управление социальными процессами, в том числе и регулирование конфликтов, осуществляется, как правило, на ос­ нове аналитического расчета, планомерного и многостороннего влияния на участников социальных связей и взаимодействия, практического при­ менения выверенных наукой рекомендаций.

Обыденное же знание, сколь бы обширным оно ни было, уступает научному. Такое знание о конфликтах представляет собой не больвде чем простую сумму разнообразных, но поверхностных сведений о нашем предмете, не проникает в глубь явлений социальной жизни, лишь кон­ статирует факты и предшествующий опыт. Потому-то здравый смысл и интуиция, основанная на чутье и проницательности, ограничены в своих возможностях, хотя и могут оказаться полезными при распознавании, предупреждении и улаживании конфликтных ситуаций, помочь прагма­ тически приспособиться к обстоятельствам и найти практически при­ емлемый выход из конфликта, если уж он случился.

Разумеется, разные типы конфликтных столкновений, проявления в них избыточной социальной напряженности изучаются не ради удов­ летворения любопытства и простого обогащения знаний о перипетиях жизни, а для того чтобы овладеть методами (приемами и правилами) про­ филактики и урегулирования конфликтов, получить конкретное представ­ ление о примирительных процедурах, позволяющих привести к согласию участников трудовых споров, имущественных тяжб, других социальных конфликтов. Важно быть готовым к характеристике и оценке соответству­ ющих стилей конфликтного поведения, созданию и поддержанию в от­ ношениях между людьми высокой культуры общения, взаимопонимания и сотрудничества, функционального и социального партнерства.

Главное, конечно, в том, чтобы научиться не только распознавать конфликты, предвидеть их последствия, но и управлять ими, четко пред-

ста м я я задачи и функции такого управления. При этом, безусловно, выделяется роль руководителя в конфликтных ситуациях, его интел­ лектуальные, волевые и эмоциональные качества, которые требуются для профилактики и разрешения конфликтов.

В помощь тем, кто стремится овладеть основами научных знаний о конфликтах, предназначаются учебно-методические пособия. Среди та­ кого рода руководств (см. Список рекомендуемой литературы) одной из первых получила известность небольшая по объему книга «Внимание: конфликт!» Ее авторы ФМ Бородкин и Н.М. Коряк, адресуясь в ос­ новном к руководителям предприятий, рассчитывали на то, чтобы сфор­ мировать у них конструктивное отношение к конфликтам. Им удалось убедительно, в научно-популярной форме показать, что конфликт явля­ ется одним из средств управления, не владея или пренебрегая которым менеджер всегда снижает эффективность управленческой деятельности.

Ту же цель преследует и учебное пособие Э.А. Уткина «Конфлик­ тология: теория и практика». Рассматривая основные пути, формы и методы предупреждения конфликтных ситуаций, а также разрешения возникших конфликтов с наименьшими экономическими, социальными и нравственными издержками от них, автор обращается как к изучающим современный менеджмент, так и ко всем причастным к нему в России.

Пособия, изданные в нашей стране за последние годы, посвящены приложению конфликтологии преимущественно к какой-то одной сто­ роне общественной жизни. Так, книга А.Г Здравомыслова «Социология конфликта», как следует уже из названия, выделяет социологические аспекты, ее содержание включает анализ социально-политических про­ цессов в современной России. Учебное пособие «Основы конфликто­ логии» под редакцией В.Н. Кудрявцева концентрирует внимание на юридических проблемах конфликтологии, соответствующих способах определения участников конфликтов, их взаимодействия и достижения согласия на принципах консенсуса. «Конфликтология» под редакций А.С. Кармина рассматривает внутриличностные, межличностные, груп­ повые, межнациональные и другие типы конфликтов в первую очередь с психологической точки зрения, среди наиболее эффективных техноло­ гий разрешения конфликтных ситуаций отдавая приоритет медиации - проведению переговоров с участием посредника.

Заметное место конфликтам отводится в ряде пособий по кадроиой работе. Об этом свидетельствуют, к примеру, книги В.Р. Веснина «Практический менеджмент персонала» и В.П. Пугачева «Руководство персоналом организации», а также вузовские учебники по управлению персоналом, вышедшие под редакцией А.Я. Кибанова, Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина.

Представляют интерес и учебные издания зарубежных авторов, пере­ веденные на русский язык. Некоторые из их привлекательны и полезны прежде всего тем, что подготовлены специалистами по управлению. На­ пример, в наших экономических вузах пользуется спросом американский

учебник «Основы менеджмента» М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури. Отдельная часть этой объемистой книги, посвященная групповой дина­ мике и лидерству, содержит обстоятельную главу об управлении конфлик­ тами и стрессами. Она освещает природу, типы и причины конфликтов в организациях, процесс их развертывания, структурные и межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций.

«Руководить без конфликтов» - под таким названием дошла до российских читателей работа немецких специалистов по психологии управления В. Зигерта и Л. Ланг. Авторы этой броско написанной книги рассматривают управленческие функции как задачу развития личности в условиях перехода от технократического и административно-бюрокра­ тического методов управления к гуманистическому. Они обращают первостепенное внимание на профилактику (предупреждение) конфлик­ тов, снятие психологической напряженности у персонала, взаимодействие людей в духе сотрудничества.

В данном учебнике, предлагаемом вниманию читателей, дается си­ стематический свод научных и прикладных знаний о конфликтах. Учеб­ ник открывается кратким историческим обзором формирования основ конфликтологии. Затем следует изложение теоретических подходов к определению конфликта и его функций. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессиональ­ ного образования Российской Федерации раскрываются типология конфликтов, источники и непосредственные причины возникновения конфликтных ситуаций, структура и стадии развития конфликтов, раз­ нообразные формы их проявления, роль и значимость в социальноэкономической и других сферах жизни общества.

Большое внимание уделено предупреждению и урегулированию кон­ фликтных столкновений, выбору стилей поведения в конфликтах и спо­ собов их разрешения, созданию условий для эффективного управления конфликтами. При этом используются основные методы профилакти­ ки, применения нормативных актов и осуществления примирительных процедур, роль и личный пример руководителя в преодолении конфлик­ тов и стрессов.

Для удобства пользования книгой в учебно-методических целях да­ ются тесты, таблицы, рисунки и образцы документов, все главы завер­ шаются перечнем контрольных вопросов и заданий. Приводится спи­ сок рекомендуемой литературы по предмету.

Авторы готовили учебник по единому плану. Каждый выполнил свою часть работы: д.и.н., проф. И.Е. Ворожейкин - Введение, гл. 1, 2, 3, 4 и 6, 5.2 и 5.3 гл. 5, 10.1 и 10.2 гл. 10, Краткий терминологический словарь; д.э.н., проф. А.Я. Кибанов (руководитель авторского коллек­ тива) - гл. 8 и 9, Краткий терминологический словарь, тест; к.э.н., доц. Д.К. Захаров - 5.1 гл. 5, гл. 7, 10.3 гл. 10, Краткий терминологический словарь, тест.

КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗВИТИЕ

Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КОНФЛИКТОЛОГИИ

1.1 . Накопление знаний о конфликтах

Конфликты как существенная сторона социальных связей, взаи­ модействия и отношений людей, их поведения и поступков всегда, с незапамятных времен притягивали к себе пытливое внимание чело­ века. Свидетельства тому - мифология и религия разных народов, фольклор и памятники древней литературы, суждения античных и средневековых мыслителей, достижения социальных и гуманитарных наук.

Взять, к примеру, сюжет с «яблоком раздора» и «судом Париса» В греческой мифологии. Это поэтический рассказ о том, как богиня

Раздора и вражды Эрида бросила на пиршественный стол золотое йблоко с лаконичной надписью «прекраснейшей» и как заспорили, кому предназначено яблоко, бывшие среди пирующих три влиятель­ ных богини: Гера - супруга Зевса, верховная олимпийская богиня; Афина - богиня мудрости и справедливой войны; Афродита - бо­ гиня любви и красоты. За разрешением спора они обратились к Парису - юному царевичу из Трои. Тот отдал предпочтение Афро­ дите, признав ее прекраснейшей из богинь...

Впечатляет библейское сказание о раздоре между Каином и Аве­ лем - сыновьями Адама и Евы. Конфликт между ними произошел тогда, когда братья приносили жертвы богу каждый по своим заня­ тиям: Каин как земледелец «от плодов земли»; Авель как пастух «из первородных стада своего». Бог благосклонно отнесся к дару Авеля, а «на Каина и его дар не призрел». Это обстоятельство сильно рас­ строило последнего, вызвало у него ревность и зависть к брату. Про­ изошла ссора, которая закончилась трагически - убийством Авеля..:

Можно вспомнить также русские былины. Отражая события, происходившие в пору становления Древней Руси, они красочно повествуют о защите рубежей своей земли от врагов, общественнополитических конфликтах того времени, богатырских подвигах Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, одолевших

в трудных противоборствах Соловья-разбойника, Идолище поганое и других чудищ...

Издавна была нащупана связь объяснения конфликтов с понима­ нием сущности самого человека и общества. Потому-то корни кон­ фликтологии уходят в глубокую древность, к истокам социальной философии.

Так, Конфуции - знаменитый мудрец Древнего Китая - еще в VI в. до н.э. в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты, порождают, в первую очередь, неравенство и несхожесть людей. Он говорил: «Трудно бедняку злобы не питать

и легко богатому не быть заносчивым». Вредят нормальному обще­ нию также корысть, необузданное стремление к выгоде, упрямство, лживость, лесть, краснобайство. Напротив, полезны строгое отноше­ ние к себе и снисходительность к другим, почтительность к высшим

и старшим, благосклонность к простым и малым. Поэтому, настав­ лял мудрец, надо улучшать нравы, устранять пороки, избегать ссор, достигать того, чтобы «тяжбы не велись». От дурных помыслов и по­ ступков удерживает человечность, прежде всего доброта, справедли­ вость, чистосердечие, благожелательность.

Отвечая на вопрос о том, что составляет человечность, Конфуций пояснил: это значит «держать себя с почтительностью дома, благого­ вейно относиться к делу и честно поступать с другими»; вести себя на людях, как при встрече важной персоны; не делать другим того, чего не хотят себе; не вызывать ропота ни в семействе, ни в стране. Нужно платить за зло по справедливости, а за добро - добром.

Сам Конфуций, как представлялось его многочисленным учени­ кам, обладал несомненными достоинствами, был «ласков, добр, по­ чтителен, бережлив и уступчив». Ему были чужды по крайней мере четыре недостатка: «склонность к домыслам, излишняя категорич­ ность, упрямство, себялюбие».

В одно время с Конфуцием попытку рационально осмыслить природу конфликта предпринял древнегреческий философ-диалек­ тик Гераклит. Он считал, что в мире все рождается через вражду и распри. Конфликты представлялись ему как важное свойство, непре­ менное условие общественной жизни, ибо противоборство, в том числе и война, есть «отец всего и царь всего».

Идеи Гераклита о конфликтах и борьбе как основе всех вещей разделяли и другие философы-материалисты древности. При этом некоторые из них (например, Эпикур) высказывали мысль о том, что враждебные столкновения своими тяжкими последствиями в конце концов убедят людей жить в мире и согласии.

I" Конфликтам уделяли внимание и такие выдающиеся умы ан­ тичности, как Платон и Аристотель, жившие в V- IV вв. до н.э. Они полагали: человек по природе своей существо общественное; от­ дельный человек представляет собой лишь часть более широкого !#елого - общества; заложенное в человеке общественное начало ^придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с

другими людьми.

"" Не исключалась при этом и склонность к вражде, ненависти и Василию, В своем трактате «Политика» Аристотель указывал на ис­ точники распрей (конфликтов), которые, по его мнению, состоит в Неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, jgt также в наглости, страхе, пренебрежении, происках, несходстве Характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других.

i; : Нужно заметить, что коллективизм в его примитивной, грубой, а нередко принудительной формах долгое время, вплоть до эпохи Возрождения, преобладал в общественных связях. Он освящался ре­ лигией, Христианство, например, исповедывало библейское представ­ ление о человеке как создании Бога, о внутреннем его раздвоении ^следствие первородного греха, о противоборстве в обществе ниспос­ ланного людям свыше «добра» и неизбежного в земной жизни «зла».

ровался в мошную силу индивидуализм. Как один из главнейших принципов общественного взаимодействия и нравственности он стал своего рода катализатором социально-экономических преобразова­ ний, создания условий для творческих устремлений и самоутвержде­ ния личности. Это нашло свое выражение в западноевропейском гума­ низме, постулатах христиан-протестантов, учении об естественном

праве и общественном договоре, идеях раннего либерализма.

"* К примеру, Томас Мор, Эразм Роттердамский, Фрэнсис Бэкон и

Другие гуманисты выступали с резким осуждением средневековой смуты, социальных беспорядков и кровопролитных междоусобиц. Они ратовали за мир и доброе согласие между людьми, признавая их решающим фактором развития общества.

Иной, заметно отличной от гуманистов точки зрения придер­ живались Джон Ло к /с, Томас Тоббс и другие ревнители буржуазных свобод, частных форм жизни, равенства стартовых возможностей. Они полагали, что человек есть отдельное самоценное существо,

для которого другие люди - только среда его обитания. В соотнесе­ нии с обществом приоритет принадлежит личности. Естественное состояние общественных связей - это «война всех против всех», которой люди выступают в качестве либо врагов, либо партнеров.

По этим суждениям конфликты предопределены естественным равенством людей как в их способностях, так и в своих требовани­ ях. Невозможность же реально удовлетворить разом все притязания создает в отношениях между ними конфликтные ситуации. Конеч­ но, путь к согласию не закрыт, но сотрудничество возможно не в силу естественных свойств человека, как считали древние мыслители, а в результате принуждения, угрозы наказания за ослушание, наруше­ ние общественного договора.

XVIII в. - век Просвещения - не принес существенных пере­ мен в разноголосице суждений относительно причин конфликтов и мер по их преодолению. Пожалуй, весьма характерно в этом плане мнение Адама Смита - родоначальника классической политэко­ номии. Он в своей книге «Теория нравственных чувств» выступил последовательным сторонником некоей степени эгоизма, т.е. «любви к себе», но при непременной гармонии своекорыстных интересов с общими устремлениями людей к благополучию и счастью.

Смит полагал, что основная причина, которая движет человеком в стремлении улучшить свое положение, повысить социальный ста­ тус, состоит в том, чтобы «отличиться, обратить на себя внимание, вызвать одобрение, похвалу, сочувствие или получить сопровожда­ ющие их выгоды». Впоследствии в ставшем всемирно известном «Исследовании о природе и причинах богатства народов» он вместо моральных отношений между людьми во главу угла поставил эконо­ мические интересы, считая, однако, главным, чтобы приоритетная забота человека о собственном материальном благополучии не была помехой на пути к всеобщему благу, чтобы мысль о благоденствии всего общества преобладала над личными мотивами.

Автор «Теории нравственных чувств» определенно исходил из той посылки, что «человек может существовать только в обществе» и «имеет естественную склонность к общественному состоянию», а по­ тому для него «уважение к общим правилам нравственности и есть собственно так называемое чувство долга». Отмечая, что благоразумие, справедливость, человеколюбие качества, приносящие людям наибольшую пользу, Смит писал: «Наше собственное благополучие побуждает нас к благоразумию; благополучие наших ближних побуж­ дает нас к справедливости и человеколюбию; справедливость отстра­ няет нас от всего, что может повредить счастью наших ближних, с человеколюбие побуждает нас к тому, что может содействовать ему».

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»
Факультет дошкольного и начального образования
Кафедра теории, истории педагогики и образовательной практики

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«БЗ.Р» «Педагогическая конфликтология»
Направление подготовки: 050100: Педагогическое образование

Профиль подготовки: Дошкольное образование

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
^

Форма обучения – заочная ( ZSB -3-1)

Армавир - 2013г.


МЕЖСЕССИОННЫЕ ЗАДАНИЯ

Семинарские занятия (6 часов)
Семинарское занятие 1 . Теоретические основы конфликтологии (1 час)
Вопросы для обсуждения:

  1. Конфликт как социально-психологическое явление.

  2. Причины возникновения конфликтов

  3. Объективные элементы конфликта.

  4. Сущность и компоненты конфликта.

  5. Конфликтная ситуация. Особенности восприятия.

  6. Деструктивные и конструктивные функции конфликтов.

  7. Динамика различных видов конфликтов.

Основные понятия: конфликт, деструктивные и конструктивные функции, основные периоды и этапы конфликта.
^ подготовка к текущим лекционным и семинарским занятиям; изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку, составление таблицы «Основные направления современной конфликтологии», представление в виде схемы основных этапов конфликта.
Список литературы






Семинарское занятие 2. Виды и причины конфликтов в педагогическом процессе (1 час).
Вопросы для обсуждения:


  1. Виды педагогических конфликтов.

  2. Причины возникновения педагогических конфликтов.

  3. В чем заключаются объективные факторы возникновения конфликтов?

  4. Что понимается под организационно-управленческими, социально-психологическими, личностными причинами возникновения конфликтов?

  5. Оценка допустимости поведения партнера по межличностному педагогическому взаимодействию.

  6. Роль учителя в предупреждении и разрешении конфликта.

  7. История возникновения и современное состояние педагогической конфликтологии.

^ Основные понятия: виды конфликтов; организационно-управленческие, социально-психологические, личностные причины возникновения конфликтов; педагогическая конфликтология.
^


  1. Составить аннотированный список публикаций, статей в научных сборниках, периодической печати, посвященных проблеме педагогического конфликта.

  2. Разработать модели педагогического конфликта.

Список литературы:


  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.

  2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2009. -304 с.: ил.

  3. Ворожейкин И.Е. Конфликтология: Учебник для вузов / И.Е. Ворожейкин, А.Я Кибанов, Д.К. Захаров. – М.: Инфра – М., 2003. – 240 с.

  4. Горянина В.А. Психология общения: учеб. пособие для вузов / В.А. Горянина. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 416 с. – Рек. УМО по образованию РФ

  5. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учеб. пособие для вузов / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2003. – 320 с.



Семинарское занятие 3. Психолого- педагогические особенности

конфликтов в ДОО
Вопросы для обсуждения:


  1. В чем заключается значение педагогической конфликтологии в современном образовании?

  2. Возможно ли бесконфликтное образование?

  3. Что чаще всего приводит к конфликту – разные точки зрения или обстоятельства?

  4. В чем заключаются основные проявления деструктивной и конструктивной функций педагогического конфликта?

  5. Каковы виды и причины конфликтов между педагогом и воспитанником?

  6. Перечислить особенности педагогических конфликтов между педагогами и подростками и методы их предупреждения

  7. Какова специфика возникновения конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик (старшеклассник)» в учебной деятельности?

  8. Что такое конфликты деятельности, отношения и поведения?

^ Основные понятия: конфликтогены, деструктивная и конструктивная функции конфликта, конфликтность личности, акцентуация характера, внутриличностный конфликт.
^ Задания для самостоятельной работы

Составьте или подберите, используя ресурсы ИНТЕРНЕТ, ситуации, раскрывающие суть педагогического конфликта и дайте ей анализ, используя алгоритм разрешения конфликтной ситуации.
Семинарское занятие 4. Технология предупреждения и разрешения педагогических конфликтов (1 час)
Вопросы для обсуждения:


  1. Сущность прогнозирования и профилактики конфликтов.

  2. Объективные и организационно-управленческие предпосылки предупреждения конфликтов.

  3. Какие существуют направления предупреждения конфликтов?

  4. Способы и и приемы профилактики конфликта.

Основные понятия: профилактика конфликта, социальное взаимодействие, инициальное коммуникативное поведение, внешняя и внутренняя толерантность.
Задания для самостоятельной работы:



  • представить перечень мероприятий, направленных на создание климата взаимного доверия и сотрудничества.
Список литературы:

  1. Анцупов А.Я. Системная концепция конфликтов. // Мир психологии, 2005. - №2. _ С. 24-35.

  2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2009. -304 с.: ил.

  3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009. - 384 с.

Дополнительная литература:


  1. Баныкина С.В. Конфликтологическая компетентность педагога. – Астрахань, 1997. – 335 с.

  2. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2007. – 174 с.

Семинарское занятие 5. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте (2 часа)
Вопросы для обсуждения:


  1. Этапы эффективного неконфликтного управления.

  2. Условия разрешения конфликтов.

  3. Этапы разрешения конфликта.

  4. Основные тактики воздействия на оппонента в конфликте.

  5. Роль третьей стороны в разрешении конфликтов.

  6. Семнадцать шагов в разрешении конфликтов с участием третьей стороны.

  7. Переговоры как способ разрешения конфликтов.

Основные понятия: эффективное управление конфликтом, саморазрешение конфликта, тактические приемы переговоров.
Задания для самостоятельной работы:


    • подготовка к текущим лекционным и семинарским занятиям; изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку.

  • составление схемы на тему «Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте».
Список литературы.

  1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2009. -304 с.: ил.

  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.

  3. Горянина В.А. Психология общения: учеб. пособие для вузов / В.А. Горянина. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 416 с. – Рек. УМО по образованию РФ

  4. Гулевич О.А. Психология межгрупповых отношений / О.А. Гулевич: учебное пособие. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 432 с.

  5. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учеб. пособие для вузов / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2003. – 320 с.

  6. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 384 с.

  7. Психология. Педагогика. Этика: Учебник / под ред. Наумкина Ю.В. – М.: Закон и право: ЮНИТИ, 1999. – 350 с.

  8. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 208 с.

  9. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – 440 с.

  10. Станкин М.И. Психологические способы установления контактов между людьми: Учеб. пособие / М.И. Станкин. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. – 400 с.

Питирим Сорокин
1.3. Современные концепции конфликта
Элтон Мэйо
Определенное влияние на развитие конфликтологии оказали социологи известной Чикагской школы.
Льюиса Козера.
Кеннет Боулдинг.
Часть зарубежных психологов
А.Г. Здравомыслова «Социология конфликта».
Отечественные психологи полагают
...
Полное содержание Подобный материал:
  • К38 Кибанов, Ардальон Яковлевич , 1349.88kb.
  • Учебно-методический комплекс Учебник «Биология. Общие закономерности»,С. Г. Мамонтов, , 68kb.
  • Литература по курсу «философия» (Ч. , 131.51kb.
  • Задачи конфликтологии: Исследование конфликтов. Распространение конфликтологических , 524.8kb.
  • , 235.92kb.
  • Аннотация курса «Конфликтология в социальной работе» , 15.55kb.
  • Лекция Конфликтология, ее предмет и задачи, история становления как науки. Формирование , 1156.02kb.
  • М. Ю. Зеленков социальная конфликтология учебное пособие , 3460.13kb.
  • 1. Конфликтология как наука; понимание конфликта в древнем мире , 1250.96kb.
  • Программа по дисциплине «Конфликтология в социальной работе» Специальность «040101. , 178.8kb.
Материалы, размещенные в телекоммуникационной библиотеке и представленные в виде цитат,

допускается использовать исключительно в образовательных целях.

Запрещается тиражирование информационных ресурсов с целью извлечения коммерческой выгоды, а также иное их использование в нарушение соответствующих положений действующего законодательства по защите авторских прав.

УДК 331.1(075.8)

ББК 65.240я73

Рецензенты:

Кафедра управления человеческими ресурсами

Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова

Зам. директора института труда Министерства

Труда и социального развития РФ,

Заслуженный экономист РФ, д.э.н., проф. Зубкова А.Ф.

В75 Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 240 с. - (Серия «Высшее образование»).

ISBN 5-16-000964-7 (переп.)

ISBN 5-16-000256-1 (обл.)

В учебнике излагаются научные и прикладные знания о конфликтах, источниках их возникновения, структуре и стадиях развития, формах проявления, функциях и значимости в социально-экономической и других сферах жизни общества. Рассматриваются вопросы управления конфликтами, выбора оптимальных методов предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций, роли руководителя в профилактике и разрешении конфликтов.

Книга предназначена для студентов экономических вузов, обучающихся по специальности и направлению «Менеджмент», «Менеджмент в социальной сфере», «Государственное и муниципальное управление», а также для аспирантов и преподавателей управленческих дисциплин.

ISBN 5-16-000964-7 (переп.)

ISBN 5-16-000256-1 (обл.)

ББК 65.240я73

© И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов. Д.К. Захаров, 2002

ВВЕДЕНИЕ

Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения - социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.

Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, формировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук. Она опирается на достижения этих наук, синтезирует все то, что непосредственно относится к ее предмету.

Имея изначально комплексный характер, конфликтология находится в русле углубления гуманитарного образования. Ее изучение, без сомнения, расширяет круг и поднимет планку знаний о человеке и обществе, способствует разностороннему пониманию проблем социального взаимодействия, применению эффективных способов их решения.

Практическое приложение конфликтологии вызывается уже тем простым житейским обстоятельством, что, соглашаясь с распространенным утверждением «худой мир лучше доброй ссоры», люди тем не менее не могут избежать дисгармонии, обходиться без конфликтов. Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым «выходом» из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, позволить им прийти к согласию относительно совместных дел, частных и общих интересов, норм поведения.

Если дело обстоит именно так, нужно учиться распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентироваться в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладевать искусством управления ими. Эта задача особенно важна для менеджеров, руководителей любого уровня. Можно, пожалуй, утверждать, что для них научиться правильно вести себя в конфликтных условиях, уметь управлять конфликтами столь же обязательно, как умение читать и писать.

Несомненна прикладная направленность конфликтологии наряду с ее теоретическим значением. Эта область науки реально помогает распознавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилактики и разрешения. Она дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство.

Отсюда и проистекает спрос на конфликтологию во многих жизненных обстоятельствах, при решении совершенно конкретных проблем. Сведения, почерпнутые из этой области социального и гуманитарного знания, облегчают выбор средств для того, чтобы в наибольшей мере использовать положительный потенциал конфликтов и вместе с тем сводить к минимуму их негативные последствия.

Конфликтология необходима для всех видов управленческой деятельности. Применительно к менеджменту ее основное предназначение заключается в том, чтобы побудить руководителя смотреть на конфликтные ситуации, что называется, открытыми глазами, не довольствоваться интуицией и здравым смыслом, а следовать в работе с людьми определенным, наукой установленным правилам и приемам управления конфликтами.

Научный подход предполагает системно организованные, принципиально структурированные, методологически точные знания о предмете (в данном случае - о конфликтах), ориентацию на познание закономерностей реального мира и постижение объективной истины. Любая наука, включая конфликтологию, конструктивна, рассчитана на возможность практического применения полученных знаний, на выработку и внедрение новых проектов. Научное управление социальными процессами, в том числе и регулирование конфликтов, осуществляется, как правило, на основе аналитического расчета, планомерного и многостороннего влияния на участников социальных связей и взаимодействия, практического применения выверенных наукой рекомендаций.

Обыденное же знание, сколь бы обширным оно ни было, уступает научному. Такое знание о конфликтах представляет собой не больше чем, простую сумму разнообразных, но поверхностных сведений о нашем, предмете, не проникает в глубь явлений социальной жизни, лишь констатирует факты и предшествующий опыт. Потому-то здравый смысл и интуиция, основанная на чутье и проницательности, ограничены в своих возможностях, хотя и могут оказаться полезными при распознавании, предупреждении и улаживании конфликтных ситуаций, помочь прагматически приспособиться к обстоятельствам и найти практически приемлемый выход из конфликта, если уж он случился.

Разумеется, разные типы конфликтных столкновений, проявления в них избыточной социальной напряженности изучаются не ради удовлетворения любопытства и простого обогащения знаний о перипетиях жизни, а для того чтобы овладеть методами (приемами и правилами) профилактики и урегулирования конфликтов, получить конкретное представление о примирительных процедурах, позволяющих привести к согласию участников трудовых споров, имущественных тяжб, других социальных конфликтов. Важно быть готовым к характеристике и оценке соответствующих стилей конфликтного поведения, созданию и поддержанию в отношениях между людьми высокой культуры общения, взаимопонимания и сотрудничества, функционального и социального партнерства.

Главное, конечно, в том, чтобы научиться не только распознавать конфликты, предвидеть их последствия, но и управлять ими, четко представляя задачи и функции такого управления. При этом, безусловно, выделяется роль руководителя в конфликтных ситуациях, его интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества, которые требуются для профилактики и разрешения конфликтов.

В помощь тем, кто стремится овладеть основами научных знаний о конфликтах, предназначаются учебно-методические пособия. Среди такого рода руководств (см. Список рекомендуемой литературы) одной из первых получила известность небольшая по объему книга «Внимание: конфликт!» Ее авторы Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк, адресуясь в основном к руководителям предприятий, рассчитывали на то, чтобы сформировать у них конструктивное отношение к конфликтам. Им удалось убедительно, в научно-популярной форме показать, что конфликт является одним из средств управления, не владея или пренебрегая которым менеджер всегда снижает эффективность управленческой деятельности. Ту же цель преследует и учебное пособие Э.А. Уткина «Конфликтология: теория и практика». Рассматривая основные пути, формы и методы предупреждения конфликтных ситуаций, а также разрешения возникших конфликтов с наименьшими экономическими, социальными и нравственными издержками от них, автор обращается как к изучающим современный менеджмент, так и ко всем причастным к нему в России.

Пособия, изданные в нашей стране за последние годы, посвящены приложению конфликтологии преимущественно к какой-то одной стороне общественной жизни. Так, книга А.Г. Здравомыслова «Социология конфликта», как следует уже из названия, выделяет социологические аспекты, ее содержание включает анализ социально-политических процессов в современной России. Учебное пособие «Основы конфликтологии» под редакцией В.Н. Кудрявцева концентрирует внимание на юридических проблемах конфликтологии, соответствующих способах определения участников конфликтов, их взаимодействия и достижения согласия на принципах консенсуса. «Конфликтология» под редакций А.С. Кармина рассматривает внутриличностные, межличностные, групповые, межнациональные и другие типы конфликтов в первую очередь с психологической точки зрения, среди наиболее эффективных технологий разрешения конфликтных ситуаций отдавая приоритет медиации - проведению переговоров с участием посредника.

Заметное место конфликтам отводится в ряде пособий по кадровой работе. Об этом свидетельствуют, к примеру, книги В.Р. Веснина «Практический менеджмент персонала» и В.П. Пугачева «Руководство персоналом организации», а также вузовские учебники по управлению персоналом, вышедшие под редакцией А.Я. Кибанова, Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина.

Представляют интерес и учебные издания зарубежных авторов, переведенные на русский язык. Некоторые из их привлекательны и полезны прежде всего тем, что подготовлены специалистами по управлению. Например, в наших экономических вузах пользуется спросом американский учебник «Основы менеджмента» М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури. Отдельная часть этой объемистой книги, посвященная групповой динамике и лидерству, содержит обстоятельную главу об управлении конфликтами и стрессами. Она освещает природу, типы и причины конфликтов в организациях, процесс их развертывания, структурные и межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций.

«Руководить без конфликтов» - под таким названием дошла до российских читателей работа немецких специалистов по психологии управления В. Зигерта и Л. Ланг. Авторы этой броско написанной книги рассматривают управленческие функции как задачу развития личности в условиях перехода от технократического и административно-бюрократического методов управления к гуманистическому. Они обращают первостепенное внимание на профилактику (предупреждение) конфликтов, снятие психологической напряженности у персонала, взаимодействие людей в духе сотрудничества.

В данном учебнике, предлагаемом вниманию читателей, дается систематический свод научных и прикладных знаний о конфликтах. Учебник открывается кратким историческим обзором формирования основ конфликтологии. Затем следует изложение-теоретических подходов к определению конфликта и его функций. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации раскрываются типология конфликтов, источники и непосредственные причины возникновения конфликтных ситуаций, структура и стадии развития конфликтов, разнообразные формы их проявления, роль и значимость в социально-экономической и других сферах жизни общества.

Большое внимание уделено предупреждению и урегулированию конфликтных столкновений, выбору стилей поведения в конфликтах и способов их разрешения, созданию условий для эффективного управления конфликтами. При этом используются основные методы профилактики, применения нормативных актов и осуществления примирительных процедур, роль и личный пример руководителя в преодолении конфликтов и стрессов.

Для удобства пользования книгой в учебно-методических целях даются тесты, таблицы, рисунки и образцы документов, все главы завершаются перечнем контрольных вопросов и заданий. Приводится список рекомендуемой литературы по предмету.

Авторы готовили учебник по единому плану. Каждый выполнил свою часть работы: д.и.н., проф. И.Е. Ворожейкин - Введение, гл. 1, 2, 3, 4 и 6, 5.2 и 5.3 гл. 5, 10.1 и 10.2 гл. 10, Краткий терминологический словарь; д.э.н., проф. А.Я. Кибанов (руководитель авторского коллектива) - гл. 8 и 9, Краткий терминологический словарь, тест; к.э.н., доц. Д.К. Захаров - 5.1 гл. 5, гл. 7, 10.3 гл. 10, Краткий терминологический словарь, тест.

демократию – самоуправление и участие работников в распределении прибылей и инвестиционной политике. Осуществляется гуманизация труда на основе улучшений условий труда, отдыха, взаимоотношений в коллективе, форм, размеров оплаты труда и других факторов, непосредственно влияющих на характер отношений в организации.

С гуманизацией труда непосредственно связано качество трудовой жизни – понятие, характеризующее степень удовлетворения личных потребностей и интересов работника посредством труда в данной организации .

Особым видом социальной деятельности организации является управление ее социальным развитием – это комплексный элемент целостного управления организацией. Реализуя свои генеральные цели, организация вынуждена учитывать социальные условия и управлять своим социальным развитием (т. е. адекватно реагировать на внешние социальные условия).

В этой связи предметом изучения выступают способы, методы и механизмы управления социальной деятельностью, обеспечивающие социальное развитие организации. Цель дисциплины «Управление социальным развитием организации» – формирование комплекса знаний и навыков у специалистов по управлению персоналом, необходимых для выработки оптимальных методов управления социальной деятельностью организации, что в конечном итоге, с одной стороны, должно открывать возможность самореализации человека в трудовой деятельности, а с другой – стимулировать экономическую эффективность организации.

Предмет и цель дисциплины определяют и ее основные задачи:

Освоение понятийного аппарата управления социальным развитием организации;

Раскрытие роли, функций и задач управления социальным развитием организации;

Изучение и освоение комплекса теоретических и методических знаний управления социальным развитием организации;

Формирование практических навыков управления социальным развитием организации;

Рассмотрение тенденций развития науки в сфере управления социальным развитием организации и использования новых информационных технологий.

Понятие «организация» является полисемантичным; его многозначность усиливается синтетическим характером дисциплины «Управление социальным развитием организации», так как в экономической, управленческой, социологической, психологической и других науках, составляющих данную дисциплину, понятие «организация» имеет свою специфику и свои устоявшиеся дефиниции. Именно поэтому требуется уточнение значения этого понятия.

Понятие «организация» для данной дисциплины введено проф. И. Е. Ворожейкиным, автором первого учебника «Управление социальным развитием организации» . Согласно его точке зрения, понятие «организация» шире, чем используемое прежде в российской управленческой науке понятие «предприятие», а кроме того, в современном правовом лексиконе используется термин «организация» . Исходя из данного подхода рассмотрим понятийный смысл «организации».

В самом полном и общем виде понятие «организация» рассматривается в современной науке в трех основных значениях – как:

Социальный институт;

Процесс упорядочивания;

Объект (система), имеющий упорядоченную структуру. Достаточно полное и развернутое определение понятию «организация» дает известный российский социолог профессор А. И. Пригожин:

«Во-первых, так может называться искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как стационарный объект. В таком значении слово «организация» относится, например, к предприятию, органу власти, добровольному союзу и т. д.

Во-вторых, этот термин может означать определенную организационную деятельность, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т. д. Здесь организация – это процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление», хотя и не исчерпывает его.

В-третьих, здесь можно иметь в виду упорядоченность какого-то объекта. Тогда под организацией понимаются определенные структуры, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. В этом смысле организация выступает как свойство, атрибут объекта. Именно это понимание организации мы имеем в виду, например, когда речь идет об организованных и неорганизованных системах, политической организации общества, эффективной и неэффективной организации и т. д. Именно это значение подразумевается в понятиях «формальная организация» и «неформальная организация».

Таким образом, такое, например, выражение, как «организация данной организации в более организованное состояние», в принципе не является тавтологическим, так как содержит три разных значения».

Сложившееся в российской науке понимание организации характеризуется полнотой и валидностью . Между тем понимание такого видового признака организации, как социальный институт, включает в себя еще два значения:

Неуправляемая саморегулирующаяся социальная организация;

Управляемая целевая организация.

На эти два значения указывает профессор В. Л. Романов , подчеркивающий, что не всякая социальная организация, имеющая сложившиеся функции, может рассматриваться как целенаправленно управляемая, так как управление – это производная от целепо-лагания. Именно целевой организации уделяет особое внимание ведущий российский специалист по теории организации профессор Б. З. Мильнер. Он отмечает, что в современной науке родовые признаки «организации» рассматриваются в двух основных значениях – как процесс упорядочивания и как объект, имеющий упорядоченную структуру, и подчеркивает, что для понимания специфического, «ключевого» значения важен «поведенческий подход, ставящий в центр исследований человека систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивацию к труду и к достижению установленных целей» . Анализу целевой организации посвящены и современные исследования по менеджменту . Таким образом, рассматриваемая нами организация понимается не как вообще социальный институт, а только как управляемый социальный институт или как целевая организация (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Схематическое представление общефилософского понятия «организация»

Кроме устоявшегося общего научного понятия «организация» существуют и его прикладные значения, определяемые в других терминах. Так, в экономической литературе имеется термин «предприятие», а термином «юридическое лицо» оперирует Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).