Проектирование и строительство домов

Проектирование и строительство домов

» » Требования, предъявляемые к пожарным судам. Пожарные машины: оборудование, поставки, производство

Требования, предъявляемые к пожарным судам. Пожарные машины: оборудование, поставки, производство

November 21st, 2013


Обычно в своих материалах мы рассказываем о людях, которые несут службу в МЧС России: о пожарных, спасателях, инспекторах надзорной деятельности, кинологах, психологах и многих других сотрудниках чрезвычайного ведомства.

Сегодня речь пойдёт о пожарном, но не о человеке, а о пожарном корабле «Надежда», который стоит на пожарно-техническом вооружении в 51 специализированной пожарно-спасательной части г. Москвы, расположенной в Северном административном округе.

Всего на водных просторах города Москвы несут службу два пожарных корабля это «Полковник Чернышев» и «Надежда».

Пожарный корабль «Надежда» проект №16640 построен в 2002 году в городе Рыбинске Ярославской области на заводе «Вымпел». Судно предназначено для доставки боевого расчета, пожарного оборудования и средств пожаротушения к месту пожара для его тушения на прибрежных объектах озер и рек, а так же на плавсредствах. Зона ответственности выхода пожарного корабля в черте города Москвы составляет 82 километра водного пути и поделена на 4 акватории.

Для тушения пожаров на корабле имеются три стационарных лафетных ствола: кормовой, носовой и рубочный. Тушить пожары здесь имеется возможность, как с корабля, так и при прокладке рукавной линии на удалении от реки на 1,5 километра. За время существования корабль принимал участие в тушении пожаров, как на воде, так и в прибрежной зоне.

Капитан корабля майор внутренней службы Романчук Владимир Николаевич рассказал, что данный корабль неоднократно принимал участие в ликвидации крупных пожаров таких как: пожар на ТЭЦ-1 на Раужской набережной; крупный пожар, при котором горел мост на причале Лужники;

пожар на «Вьетнамском рынке» на Новоданиловской набережной. Участвовал корабль «Надежда» и при тушении теплоходов «Москва-58» и «Москва-90» на затоне «Новинки». Был на счету корабля и случай, когда возвращаясь с учений, около Шелепихинского моста команда заметила двух тонущих людей и спасла их.

Вообщем работы у команды, служащей на корабле хватает, а команда состоит из 28 человек, которые несут службу посменно по 7 человек на сутки. Личный состав корабля отличается высоким профессионализмом и любовью к своей профессии. Требования к лично¬му составу пожарных кораблей иные, чем в пожарных частях на суше. Здесь мало знать пожарную технику и тактику пожаротушения. Необходимо ещё знать и флотское дело.

Механик корабля старший лейтенант внутренней службы Ефимов Анатолий Юрьевич с гордостью показывает машинное отделение, это можно сказать сердце корабля, и рассказывает про принцип работы двигателя и для чего нужны те или иные агрегаты. Далее проходим в капитанскую рубку, и капитан объясняет, как управлять таким судном, ведь рулевого штурвала здесь нет, и корабль управляется при помощи специальных рычагов-переключателей.

Также капитан рассказывает, что с 2013 года «Надежда» не только пожарный корабль, но и спасательный, так как сотрудники, работающие на корабле, прошли специальное обучение и получили соответствующие удостоверения. Из рубки спускаемся вниз, здесь в специальном отсеке корабля, хранится всё пожарно-спасательное оборудование, которое может понадобиться при ликвидации пожара или для спасения людей, но всё это будет уже весной, а сейчас корабль и его команда готовятся к закрытию навигационного сезона.

Морское пожарное судно.

Тип судна: судно со стальным однопалубным корпусом с возвышенной носовой палубой и двухъярусной рубкой.
Назначение судна: предназначены для противопожарных служб морских и нефтеналивных портов, сопровождения и поддержки судов с огнеопасными грузами, противопожарной охраны морских нефтяных и газовых промыслов, тушения пожаров на плавучих и береговых объектах, доступных для подхода с моря, тушения горящего на воде топлива, буксировки аварийных судов и плавсредств, проведения аварийно-спасательных работ, первичной спецобработки наружных поверхностей судов и плавсредств и проведения дезактивационных работ.

Место постройки: СЗ "Вымпел" (Россия, г. Рыбинск).

Класс Регистра: KM(*) Ice1 R1 AUT3

Характеристики:
Длина: 39,8 м
Ширина: 7,76 м
Высота борта: 3,3 м
Осадка: 2,2 м
Водоизмещение полное: 385 т
Водоизмещение стандартное: 330 т
Скорость хода: 11,5 уз
Дальность плавания: 450 миль
Автономность: 5 сут
Экипаж / пожарный расчёт: 13 / 6 чел
Тип ГД: 3КД12Н520
Мощность ГД: 2х382 кВт
Тип ДГ: ДГР2А200/1500 и ДГФ2А100/150
Мощность ДГ: 1х200 и 1х100 кВт
________________________________________________________________________________

Многофункциональность судна, заложенная при проектировании, обеспечивается за счет оснащения его дополнительным оборудованием и системами в зависимости от требований и пожеланий заказчика. "Марс" имеет мощное пожаро-техническое вооружение, позволяющее производить подачу 1500 тонн воды в час из четырех лафетных стволов на расстояние около 70 м, подъем двух пеногенераторов на высоту до 15 м и вынос за борт до 5 м, подачу воды и пенообразователя на расстояние до 200 м от судна через раздаточные колонки.

Для борьбы с пожаром катер имеет следующие системы: универсальной водяной защиты, водяной завесы, объемного химического (углекислого) и порошкового пожаротушения. Управляются важнейшие и вспомогательные системы судна автоматически, из ходовой рубки. Судно может эксплуатироваться во всех неарктических морях, совершая переходы с удалением от места базирования до 200 морских миль, в пределах границ морских районов А1, А2 (по классификации ГМССБ). Пожарное судно "Марс" полностью соответствует требованиям по охране окружающей среды и экологической безопасности. Мореходные качества судна дают возможность плавать без ограничения по скорости и направлению движения при состоянии моря до 4 баллов и безопасно плавать без ограничения по балльности.

Управляемость судна, в том числе возможность удержания его у горящего объекта при одновременной работе трех лафетных стволов на один борт при ветре до двух баллов, обеспечивается наличием движительно-рулевого комплекса, состоящего из двух винтов регулируемого шага в раздельно поворотных насадках и носового подруливающего устройства. Диаметр установившейся циркуляции - не более трех длин корпуса.

Для определения курса и местонахождения на судне устанавливается магнитный компас КМ145-5 с оптической передачей показаний в ходовую рубку. Скорость хода и пройденное расстояние судном определяется гидроакустическим лагом ДГЛ-1. Судно оборудовано навигационным эхолотом НЭЛ-20К с указателем и электронным регистратором глубин. Приемоиндикатор спутниковой радионавигационной системы NAVSTAR GPS NT-100 предназначен для автоматического определения координат судна. Точность их определения - 15 метров. Специальная водяная противопожарная система и система пенотушения предназначена для тушения пожаров водой и пеной на морских нефтепромыслах, аварийных судах и береговых объектах, доступных с моря. Она обслуживается двумя главными пожарными насосами ДПЖН-14, приводимыми от дизелей М827 (12ЧН18/20) мощностью по 500 кВт (680 л.с.) каждый (производство ПО "Звезда").

Система водяной завесы предназначена для защиты судна от теплового излучения при тушении пожаров на аварийном объекте. Вода подается от главных пожарных насосов. Система разбита на два участка - левого и правого бортов. Система подачи пенообразователя предназначена для подачи пенообразователя к приемным патрубкам главных насосов, от которых водный раствор пенообразователя подается в систему пожаротушения. Система обслуживается электронасосом НЦВ 40/80Б с подачей 40 куб. м/ч, при напоре 80 м водяной струи. Предусмотрены три встроенные в корпус цистерны для хранения пенообразователя. Две цистерны емкостью по 9,4 куб. м располагаются в насосном отделении, третья, емкостью 5,3 куб. м, - в кормовом трюме-кладовой. На приемных трубах из цистерн установлены клапаны с дистанционным управлением из рубки, такой же клапан есть и на напорной магистрали насоса НЦВ 40/80Б. Кран-дозатор (для регулировки количества подаваемого пенообразователя) устанавливается в ходовой рубке.

Система порошкового тушения типа "Волна" состоит из сосуда для порошка вместимостью 450 кг, 4 баллонов для сжатого воздуха по 40 л при давлении 150 кг/кв. см, шланга длиной 150 м (на вьюшке) для подачи огнегасительного порошка на аварийный объект. Установка порошкового пожаротушения размещена в спецпомещении (СПТ) в рубке первого яруса по левому борту в районе 44 - 49-го шпангоутов. Система приводится в действие вручную из помещения СПТ.

В качестве главных двигателей на судне установлены два дизеля типа 3КД12Н520 Барнаульского завода транспортного машиностроения с реверс-редукторами, которые работают каждый на свой валопровод с винтом регулируемого шага. Электроэнергетическая установка судна состоит из двух автоматизированных дизель-генераторов: ДГР2А 200/1500 в насосном отделении и ДГФ2А 100/150 в машинном отделении.

В настоящий момент пожарные суда проекта 14613 "Марс" успешно несут боевую вахту в черноморских портах Новороссийска, Туапсе и Турции.

По данным сайтов www.rusarmy.com и www.russian-ships.info

2010 » Январь » 28

Пожарные суда относят к специализированным типам судов и нередко напоминают роторные буксиры, только лишь с одной разницей - наличие нескольких брандспойтов. Морские суда этого типа предназначены для тушения пожаров на кораблях и судах, плавучих и сухих доках и оказание поддержки береговым пожарным расчетам в локализации очагов возгорания прибрежных объектов в случае неисправности водопроводных систем.




брандспойт


водная пожарная станция в Токио


пожарное судно ВМС Украины «Борщёв»


Современные пожарные суда и катера, как правило, оборудованы мощными насосными установками, способными перекачивать десятки тысяч литров морской воды.
современное пожарное судно «Warner L. Lawrence»



пожарное судно «Warner L. Lawrence» демонстрация возможностей


Одним из современных пожарных судов являются «Warner L. Lawrence », принадлежащее пожарной охране Лос-Анджелеса, штат Калифорния. Судно было построено в 2000 году компанией «Robert Allan Ltd » в Вашингтоне, а затем 21 мая 2003 года доставлено в порт Сан-Педро для выполнения эксплуатационных функций.
Конструкторы называют судно «Warner L. Lawrence » самым технологически «продвинутым» пожарным судном в мире . Его брандспойты покрывают все направления. Его два уникальных движителя фирмы «Voith Schneider » позволяют прекрасно выполнять маневры в любых направлениях с максимальным набором мощности на ходу.
Пожарное судно «Warner L. Lawrence » с помощью собственных насосов способно извлечь до 380000 литров морской воды в час и выбросить ее на расстояние до 135 метров. К особенностям судна можно отнести наличие каюты с полным медицинским оборудованием, выдвижная пожарная лестница длиной 15 метров и дистанционный «ковш» грузоподъемностью 270 кг. В корме расположена платформа, опускаемая на глубину до 3 метров для выполнения водолазных спусков.



Технические характеристики пожарного судна «Warner L. Lawrence»:
Длина - 31,9 м;
Ширина - 8,8 м;
Осадка - 4 м;
Силовая установка - два дизельных двигателя «MTU 12V4000» мощностью 1800 л.с.;
Скорость - 13 узлов;
Пожарное оборудование:
Брандспойты - 10;
Суммарная мощность насосных установок - 1575 л.с.;
Насосные установки - 2, извлекают до 1470 м? воды/час с давлением 12,5 атмосфер;
Насос с приводом от силовой установки - 2, извлекают до 1250 м?/час с давлением 12,5 атмосфер;
Насос с приводом от силовой установки - 2, извлекают до 800 м?/час с давлением 12,5 атмосфер;
Брандспойт для воды - 1, пропускная способность 2500 м?/час, и подает на расстояние до 150 м;
Брандспойт для воды - 3, пропускная способность 800 м?/час, и подает на расстояние до 100 м;
Брандспойт для воды с пеной - 2, пропускной способностью 1250 м?/час, и подает на расстояние до 135 м;
Брандспойт для воды с пеной - 2, с пропускной способностью 225 м?/час, и подает на расстояние до 75 м;
Брандспойт для воды в кормовой части - 2, с пропускной способностью 450 м?/час;
Емкость для хранения пены - 2 по 11500 литров;
Насос для подачи пены - 2, возможность подачи вещества до 620 л в минуту;
Насос для подачи пены - 2, возможность подачи вещества до 220 л в минуту;
За работой пожарных судов часто можно наблюдать в акватории портов, где появляются огромные круизные лайнеры или известные парусные корабли. Несколько катеров расположенных по обоим бортам больших кораблей, выпускают мощные струи воды в разные стороны, оповещая таким способом событие или торжество.

Встреча кораблей пожарными судами





Иногда пожарные суда используют для доставки пожарных команд, медицинского персонала с оборудованием на острова или другие корабли. Также пожарные катера могут быть применены в качестве спасательных судов, где пассажирам будет оказана первая медицинская помощь. Нередко пожарные суда оказывают помощь спасателям в локализации разлива нефтяных продуктов в море или океане.
канадское пожарное судно «William Lyon Mackenzie»



Главным пожарным судном пожарного департамента Канады является «William Lyon Mackenzie ». Специальный корабль построен в 1964 году в городе Owen Sound, штат Ontario на предприятии «Russel Brothers Limited ». В 2004 году пожарное судно «William Lyon Mackenzie » претерпело модернизацию, после которой будет действовать в эксплуатации до 2037 года. Уникальность этого пожарного судна в том, что оно работает круглый год. Его основной зоной обеспечения пожарной безопасности являются гавань города Торонто и прилегающие воды озера Онтарио.
пожарное судно «William Lyon Mackenzie» в действии


Пожарное оснащение пожарного судна «William Lyon Mackenzie»:
Насосная установка - два дизельных двигателя «Caterpillar», мощность 3412 л.с.;
Подъемная башня - 1;
Брандспойт - 8+2 на подъемном устройстве;
Скорость хода - 12 узлов;
Экипаж - 4 человека;
немецкое пожарное судно «ALFRIED KRUPP»








Представитель пожарно-спасательных судов Германии «Alfried Krupp ». Порт приписки Bremerhaven.
Технические характеристики пожарно-спасательного судна «Alfried Krupp»:
Длина - 28 м;
Ширина - 7 м;
Осадка - 2,2 м;
Скорость - 13 узлов;
Брандспойт - 2;
Спасательный катер - 1;
старейшее в мире пожарное судно «Edward M. Cotter»






В начале XX века набережная города Буффало была чрезвычайно насыщенным центром торговли. Многочисленные склады, элеваторы препятствовали передвижению двух пожарных судов существующих на то время. Кроме того в городе длинная береговая линия не позволяла справляться плавучей насосной станции в поставках с водой для системы пожарных гидрантов охватывающая центр города. Поэтому городскими властями было принято решение построить третье пожарное судно, которое ко всему прочему получит функции и ледокольного судна.
Пожарное судно было спущено на воду в 1900 году на судостроительном заводе «Crescent Shipyard » в городе Elizabeth Port, штат Нью-Джерси. Первоначально его название было «William S. Grattan». В 1953 году пожарное судно было модернизировано и было присвоено новое имя «Edward M. Cotter» в честь местного руководителя Союза пожарных.
Теперь «Edward M. Cotte r» считается самым старейшим действующим пожарным судном в мире и находится в составе пожарного департамента города Буффало, штат Нью-Йорк.
Наряду с функциями пожаротушения в зимнее время пожарное судно «Edward M. Cotter » используется в качестве ледокола на реке Буффало. Спасательное судно имеет пять брандспойтов, каждый из которых выбрасывает до 15000 литров воды в час. Они расположены в носу, корме и на надстройке судна.
Пожарное судно «Edward M. Cotter » оснащено тремя насосными установками, которые подают воду с объемом до 9000 литров в минуту.
На счету судна множество спасательных операций, но самые значительные из них тушение пожара на ракетном крейсере ВМС США «USS Little Rock » в 1978 году в порту Буффало и польского парусного судна «Zawisza Czarny » во время визита 31 июля 1984 года.
С падением международной торговли в порту пожарное судно было переведено из пожарной охраны в Управление общественных работ в 1992 году для ледокольной функции. С 1996 году пожарному судну «Edward M. Cotter » был присвоен статус «Национального достояния», но, несмотря на это, судно активно принимает участие в различных фестивалях и шоу Великих озер.



Технические характеристики пожарного судна «Edward M. Cotter»:
Длина - 36 м;
Ширина - 7,3 м;
Осадка - 3,3 м;
Водоизмещение - 1900тонн;
Силовая установка - четыре дизельных «Caterpillar D-397»,
Скорость - 13 узлов;
Пожарное оборудование;
Два паровых двигателя «Babcock & Wilcox » мощностью 900 л.с., для трех насосных установок;
Брандспойт - 5;

Многоцелевой пожарно-спасательный корабль «Полковник Чернышев», несущий круглосуточное и круглогодичное дежурство на Москве-реке - самый мощный из подобных кораблей, когда-либо созданных в России.

Судно способно тушить возгорания как на главной водной артерии столицы и прилегающих берегах, так и сутками подавать воду на 500 метров вглубь берега, обеспечивать работу водолазов и ликвидировать разливы нефтепродуктов . Корабль не боится ни огня, ни льда, ни даже двухметровых волн. МОСЛЕНТА узнала, как устроена эта плавучая крепость, и какое оружие в его арсенале - самое главное.

Главный на Москве-реке

Московский многоцелевой пожарно-спасательный корабль «Полковник Чернышев», относящийся к Пожарно-спасательному центру столичного Департамента ГО и ЧС, можно увидеть, проходя по Павелецкой набережной. Там он бывает пришвартован, когда не находится на учебном или боевом выходе.

Мало кто знает, что это - самый современный и мощный в России пожарный корабль, настоящая плавучая крепость, способная работать едва ли не в эпицентре пожара, а также сутками подавать воду расстояние до полукилометра от береговой линии.

«Построен он был по инициативе Чернышева Евгения Николаевича в 2008 году на Средне-Невском судостроительном заводе, и на тот момент воплощал все лучшие идеи, которые существовали в сферах тушения пожаров на водных объектах и проведения аварийно-спасательных работ », - рассказал МОСЛЕНТЕ капитан второй смены отряда по тушению пожаров на водных объектах Александр Борискин.

В 2009 году на базе корабля был сформирован отряд, и судно приступило к ходовым испытаниям. В 2010 году, когда Евгений Чернышев погиб при обрушении конструкций горящего бизнес-центра на 2-й Хуторской улице (тогда полковник лично вывел из полыхавшего здания группу людей; за действия на этом пожаре он посмертно был награжден званием Героя России), корабль получил его имя.

«Корабль привлекается для тушения пожаров, используется как насосная станция, потому что находится непосредственно на воде. Также он используется для ликвидации других ЧС, происходящих в акватории Москвы-реки, для транспортировки судов, установки боновых заграждений при разливе нефтепродуктов. Также мы можем работать совместно с водолазными отрядами, предоставляя им базу. Для этого у нас есть водолазная площадка», - рассказывает начальник отряда Николай Мусатов.

Рассчитанный на любую погоду

Длина «Полковника Чернышева» - 31,6 метра, ширина - 6,44 метра, осадка - 166 сантиметров. В движение 120-тонный корабль приводят два дизельных агрегата общей мощностью почти полторы тысячи лошадиных сил. Судно способно развивать скорость до 31 километра в час.

При этом его не остановит даже 10-сантиметровый лед - в отличие от других речных пожарных кораблей, он рассчитан на работу в самый экстремальный мороз. Чтобы колоть лед, в районе ватерлинии и винторулевого комплекса у него «ледовый пояс» - сталь толщиной от 8 до 10 миллиметров.

«У нас корабль круглогодично стоит в боевом расчете. Он считается кораблем легкого ледового класса. Это означает, что лед до 10 сантиметров для него - все равно, что чистая вода, он может идти по нему без сопровождения. Если лед от 10 до 15 сантиметров, то, в соответствии с нормативными требованиями, он может идти в сопровождении буксира. Свыше 20 сантиметров - это уже проблематично. Но вообще, в случае чего, нет такого, что было бы ему не под силу», - объясняет Мусатов.


Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости


Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости


Фото: Андрей Никеричев / Агентство «Москва»

Такой крепкий лед, отмечает начальник отряда, формируется редко и только в затонах, а в других местах он из-за течения размывается. С 2008 года не было ни единого случая, чтобы корабль не смог выйти из-за толстого льда.

Вообще, судно рассчитано на гораздо более суровые условия, чем акватория Москвы-реки.

«У нас класс судна озерный, и мы можем выходить в Ладожское озеро. По ресурсам же судно соответствует прибрежно-морскому, то есть корабль выдерживает волну до двух метров. Хотя корабль относится к московскому гарнизону, и наша зона ответственности ограничена, скажем, МКАД. По приказу, мы можем выходить и за его пределы», - рассказывает он.

Противопожарный арсенал

На вооружении у «Полковника Чернышева» целый арсенал средств, обеспечивающих тушение огня не только на воде или на набережных, но и в 500 метрах от реки.

«Наша зона ответственности - это не только Москва река, но и береговая зона до 500 метров. Тот запас рукавов, который находится на борту, позволяет нам проложить магистральные линии на это расстояние. Можно и дальше, но если пожар в 200 километрах от реки, это уже очень не эффективно», - рассказывает Мусатов.

Воду подают четыре пожарных насоса, производительность каждого достигает 100 литров в секунду.

«У нас стоит четырехходовое разветвление. На каждый вентиль мы можем поставить по пожарной машине. То есть одна магистральная линия - это четыре пожарные машины, а мы можем одновременно проложить до восьми магистральных линий», - уточняет капитан Борискин.Фото: Андрей Никеричев / Агентство «Москва»

На борту также есть восемь выходов под рукава диаметром 150 миллиметров. Таким образом, если корабль откроет «огонь из всех орудий», то ежесекундно на очаг пожара будет обрушиваться около 400 литров воды в секунду.

Кроме того, «Полковник Чернышев» оборудован системой водяной завесы, чтобы была возможность подходить к очагу пожара почти вплотную. Климат-контроль, в свою очередь, создает избыточное давление воздуха, не давая дыму попадать внутрь. Кислород, которым дышит команда, в таком случае поступает через специальные фильтры, а навигационное оборудование помогает идти практически вслепую.

При осадке в 1,6 метра, судно способно идти при глубине до 1,8 метра, а при глубине 2,6 метра уже могут на полную мощность включаться насосы. Если же пожар происходит на земле и нужна поддержка корабля, но по какой-то причине к берегу подойти невозможно, то магистральную линию проводят прямо по поверхности воды. Для этого на рукава надевают специальные поплавки.


Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

Еще пять человек это пожарные-спасатели. Они также выполняют функции матросов, знают судовое устройство, умеют вязать узлы и швартовать судно. При отборе спасателей для работы на корабле предпочтение отдается прошедшим срочную службу в ВМФ или бывшим морякам. Девятый человек в команде - диспетчер.

История боевых выходов

К счастью, боевые выходы пожарного корабля происходят крайне редко. Мощное судно привлекают только при ликвидации самых крупных ЧП, пожаров повышенного номера. Но и в спокойное время работы у команды хватает. «Полковник Чернышев» совершает пять тренировочных выходов в месяц, а также обеспечивает безопасность во время главных массовых мероприятий столицы.

Свое боевое крещение корабль получил еще до того, как был поставлен на боевое дежурство. 30 апреля 2010 года, когда он уже именовался «Полковником Чернышевым», но пока еще проходил ходовые испытания, на Москве-реке, недалеко от Киевского вокзала, загорелся плавучий ресторан «Викинг».

«В этот момент мы оказались недалеко от Москва-Сити, и корабль, еще не будучи в боевом расчете, принял участие в тушении этого дебаркадера», - вспоминает командир отряда. Пожару тогда был присвоен второй уровень сложности. В его тушении с воды принимал участие не только «Полковник Чернышев», но и катер МЧС «Надежда» (его, кстати, как и «Чернышева», можно увидеть пришвартованным на Павелецкой набережной). Огонь на дебаркадере удалось ликвидировать примерно за два часа. Пострадал один человек.


Тушения пожара на плавучем ресторане «Викинг». 2010 год.

Отряд также привлекался, когда на Москве-реке потерпел крушение прогулочный катер «Ласточка» - в 2011 году небольшое судно, на борту которого находились около 20 человек, столкнулось с пароходом. 9 человек погибли. Их тела искали водолазы, а плавучей базой для них как раз служил «Полковник Чернышев».

Одно из последних ЧП, когда понадобилась помощь корабля - пожар в здании бывшего Бадаевского пивоваренного завода в районе Дрогомилово. Тогда, 21 июля 2016 года, огонь распространился на площади 5,5 тысяч квадратных метров.

«Корабль непрерывно работал чуть больше суток, подавая воду к очагу пожара, - вспоминает Мусатов. - Вода подавалась к очагу в количестве 310 кубометров в час, что сыграло немаловажную роль».

  • Эстафеты и игры [ лабораторная работа ]
  • Адаптация к новой культурной среде: этапы и факторы [ лабораторная работа ]
  • ТАУ №1-3 [ документ ]
  • Профессиограмма социального педагога [ лабораторная работа ]
  • Виды световой проекции [ лабораторная работа ]
  • 1.doc

    Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

    Государственное образовательное учреждение

    Высшего профессионального образования

    Уфимский государственный авиационный технический университет

    Кафедра пожарной безопасности

    Контрольная работа

    По дисциплине

    «Методология научных исследований в области пожарной безопасности»

    На тему: «Пожарный корабль»

    Выполнила: студентка

    Заочного факультета ЗЧС

    Группы ПБ-204

    Судницына Ольга

    Александровна
    проверил:

    Султанов Ф.Ф.

    Введение 3

    Раздел 1. История пожарной техники 4

    Раздел 2. Пожарные суда 10

    Раздел 3. Примеры проектов пожарных судов 18

    3.1. Противопожарный катер проекта 14613 18

    3.2. Многоцелевое пожарное судно проекта 04017 "Атаман" 22

    3.3 Речное судно на подводных крыльях «Ракета» 22

    3.4. Лесопожарное судно «Пламя» 24

    Заключение 25

    Список литературы 26

    Введение

    Технические средства, предназначенные для спасания людей, защиты материальных ценностей и природных богатств от пожара, на­зывают пожарной техникой. Основными ее средствами являются по­жарные машины, стационарные установки пожаротушения, пожарная сигнализация и другое пожарное оборудование.

    С развитием машиностроения в стране совершенствовалась и пожарная техника. Для ее создания были организованы специаль­ные опытно-конструкторские бюро, Всесоюзный научно-исследова­тельский институт противопожарной обороны (ВНИИПО).

    В Основных направлениях экономического и социального разви­тия СССР на 1986 - 1990 годы и на период до 2000 года предусмот­рено оснащение всех отраслей народного хозяйства новейшей техни­кой. Это в полной мере относится и к пожарной охране.

    В настоящее время в нашей стране производятся практически все типы совре­менных пожарных судов. По своим техническим характеристикам они находятся на высоком уровне. Наши заводы производят по­жарные суда, использующие для тушения пожара воду, воз­душно-механическую пену, огнетушащие порошки. Создаются также специальные пожарные установки, размещаемые на судах: подъемники, дымоудалители. Все пожарные суда достаточно сложные. Чтобы технически правильно их использовать и тактически умело применять, необходимо хорошо знать их устройство.

    Большое значение имеет правильная организация технического обслуживания пожарных судов. Она обеспечивает их высокую боевую готовность, безаварийную эксплуатацию и эффективное использование при тушении пожаров.

    ^

    Раздел 1. История пожарной техники

    Огонь издавна приносил и сейчас приносит людям не только тепло, свет и другие блага, но и множество бед. В доисторические времена от вулканических извержений и грозовых разрядов на Земле возникали страшные пожары, которые уничтожали жилище человека и всё живое. Наши далёкие предки долгое время боялись огня, а потом, научившись добывать его, начали пользоваться им, чтобы обогревать себя, готовить пищу, защищаться от хищных зверей. Однако, вероятно, всегда помнили, что при обращении с ним надо быть осторожными.

    Пожары сопровождают человечество на протяжении всей его истории. Не обошли они и древних русичей. Возникали пожары по разным причинам. Враги нередко использовали огонь как верное подспорье мечу. Бывало и так, что русские князья поджигали владения своих соседей, чтобы завоевать их земли. Пожары порой уничтожали целые города. Многократно горели Киев, Новгород, Владимир, Суздаль и Москва. Так, Москва с 1453-го по 1498 год выгорала десять раз.

    Активному противостоянию огню мешали религиозные предрассудки. Люди считали, что возгорания происходят «от гнева Божьего» и поэтому не следует принимать меры к тушению их, нужно лишь усердно молиться, прося прощения за грехи.

    Первое упоминание о противопожарных мероприятиях, а точнее - о борьбе с поджигателями, обнаружено в сборнике «Русская правда» (свод законов), изданном в XI веке. Тогда такие злоумышленники карались очень сурово - их обращали в рабов, а имущество конфисковывали.

    В XIV-XV веках законы определяют уже ответственность не только за поджог, но и за невыполнение предупредительных противопожарных мер. В царствование Василия II (Тёмного) были изданы указы (1434 г.), в которых говорилось, в каких условиях можно использовать огонь.

    Первая пожарно-сторожевая охрана появилась при сыне Василия II, Иване III. В конце городских улиц Москвы начали организовывать специальные заставы так называемых решеточников. Им вменялось в обязанность следить за тем, «чтобы воры нигде не зажигали, не набросали бы огня». Одной из мер предупреждения пожаров явился запрет летом топить печи в избах и банях без крайней нужды, а кузнецам, гончарам, ружейникам и стекольщикам, которым для их ремесла нужен огонь, предписывалось строить свои мастерские вдали от жилых и общественных строений. Для приготовления пищи по царскому приказу печи ставили подальше от жилых сооружений - в огородах или на пустырях. Было определено время их топки: «в поварнях и в печах печь и есть варить с первого часу дни до четвёртого часу дни». В остальное время строго запрещалось пользоваться огнём где бы то ни было.

    Были введены должности объезжающего и решеточных приказчиков, которым следовало наблюдать за соблюдением правил пожарной безопасности. «Для уличных и ночных сторож» приказали нести повинность всем жителям по одному человеку от десяти дворов. Во всех дворах без исключения, в хоромах и в торговых рядах хозяева обязаны были иметь простые приспособления и инвентарь для предупреждения пожара и борьбы с ним: помела (длинная палка с привязанным к ней на конце пучком хвойных веток, мочал или тряпок), мерники (устройства для измерения уровня воды в ёмкостях), большие кадки с водой, ведра. За невыполнение этих требований с виновных взыскивался штраф, предусматривались и другие санкции вплоть до вечной ссылки.

    В 1669 году был издан Указ о наказании за грабёж и воровство на пожарах. Виновных пороли кнутом, отрезали им уши, сажали в тюрьму, иногда даже казнили.

    С 1680 года руководство тушением пожаров возлагается на объезжего голову и пристава. В этот период в Москве появились пожарные обозы с лошадьми. Решеточные приказчики стали именоваться государевыми людьми. Казна выделяла им насосы, ведра и лубяные щиты.

    Побывав в Голландии, Петр I вводит ряд новшеств для обеспечения противопожарной безопасности. По его приказам начали строить каменные здания и уделять особое внимание устройству печей. На всех перекрёстках больших улиц поставили будки для пожарных и их инструмента. Было установлено единоначалие при тушении пожаров. В них стали участвовать солдаты во главе с офицером.

    Появились указы Петра I, направленные на улучшение организации профилактики возгораний. Так, деревянные крыши требовалось заменять черепичными, строить специальные колодцы для пожарных нужд и наблюдательные башни для обнаружения огня. Возникла в России новая профессия - городской трубочист. Он, кроме своей практической работы, должен был разъяснять жителям правила постройки печей, дымоходов и чистки труб. На каждом доме велено было иметь доску с ломом, багром и ведром на случай пожара. С тех давних пор этот обычай сохранился во многих российских деревнях до наших дней.

    Создание пожарных команд началось в армии, наиболее организованной и дисциплинированной части населения. В 1718 году царь Пётр своим очередным указом назначил в войсках пожарных офицеров. Был составлен перечень инструментов для тушения огня, которыми обеспечивались полк, батальон, рота. Однако долгое время в России производство противопожарного оборудования носило кустарный характер, никто всерьёз не занимался их изготовлением.

    В пожарных командах процветали пьянство и мордобой. Палочная дисциплина как составная часть стиля «воспитания» в царской армии и флоте была и в пожарных частях. В качестве дисциплинарных взысканий применялись внеочередные дежурства, например, на каланче, куда надо было взобраться с тяжёлым ранцем весом до 16 килограммов. Помимо своих прямых обязанностей огнеборцы постоянно использовались на посторонних работах, в том числе трудились на огородах начальников. Но, несмотря на бесправие и унижения, эти «серые герои» мужественно спасали от огня сограждан и материальные ценности. Нередко при этом они проявляли чудеса выносливости и храбрости - вплоть до самопожертвования.

    ^ 24 июля 1803 года указом Александра I впервые в России организуется профессиональная пожарная охрана. Она состояла из солдат, не способных к строевой службе. Начинается строительство пожарных депо - съезжих домов с каланчой. В них совместно размещались полицейские участки и пожарные команды. С тех пор жители столицы освободились от необходимости выделять ночных сторожей, содержать на свои средства пожарных работников и освещать улицы. В 1837 году было разрешено набирать огнеборцев из числа людей, отбывающих наказание. Это отрицательно сказалось на пожарных командах, так как в их состав проникли бывшие воры, которые старались поживиться имуществом погорельцев.

    Пожарные месяцами несли службу бессменно и безотлучно. Рабочий день у них, как правило, продолжался 16 часов и более. Зарплата была нищенская, её хватало лишь на хлеб. Поэтому огнеборцы в поисках приработков трудились ещё и как сапожники, портные, шили мешки для мельниц и т.д. Никакие учебные занятия с пожарными не проводились. Утром и вечером они обязаны были читать молитвы и петь гимны во славу царя и Отечества.

    С 1858 года в крупных городах стали использоваться телеграф, затем телефон и электрическая пожарная сигнализация. Для пожарных вводится новая форма одежды. Улучшились хозяйственная деятельность пожарных команд, дисциплина и порядок среди личного состава. Повысился престиж пожарных.

    В 1893 году благодаря энергичным усилиям любителя пожарного дела графа А.Шереметева возникло ^ Добровольное пожарное общество . На него возлагались следующие задачи: изыскание и развитие мер предупреждения и пресечения пожарных бедствий, содействие учреждению профессиональных и добровольных пожарных команд и дружин, организационная и материальная поддержка их; проведение мероприятий, пропагандирующих и развивающих пожарное дело; оказание материальной помощи нуждающимся пожарным и лицам, пострадавшим от огня.

    Технический комитет общества дал путёвку в жизнь таким новшествам пожарной техники, как распылитель водяной струи, химическая пена, пенные огнетушители и пеногенераторы, системы пожарного водоснабжения, отечественные конструкции спринклеров и устройств пожарной сигнализации.

    В помощь пожарным командам вскоре после образования Добровольного пожарного общества формируются добровольные пожарные организации. К 1914 году по всей стране было зарегистрировано уже 1540 обществ и дружин. Зачастую уровень подготовки членов этих добровольных организаций был выше, чем профессиональных работников пожарной охраны. Однако добровольные пожарные общества в основном вынуждены были сами изыскивать денежные средства на свое существование. Они возводили горожанам печи и чистили дымоходы от сажи, содержали общественные проруби для полоскания белья, устанавливали платные пожарные посты в кинотеатрах и т.д.

    С октября 1906 года в Петербурге начали работать ^ Курсы пожарных техников . На них принимали граждан, имевших образование не ниже шести классов реальной гимназии, в возрасте не старше 25 лет. К учёбе не допускались лица, лишённые некоторых гражданских прав, военнослужащие, не имеющие на это особого разрешения от своего начальства, а также не годные по состоянию здоровья. Срок обучения составлял два года.

    Обучение включало в себя строевую и физическую подготовку. В строевую подготовку входили отработка строевого шага, отдание чести и т.д., физическая состояла из лазания по лестницам, спусков по верёвке с учебной башни и каланчи, прыжков на сетку с крыши или из окон верхних этажей высокого здания. Часто устраивались учебные тревоги, так как брандмейстеры боялись взыскания от начальства за медленный выезд во время внезапных проверок, иногда проводившихся полицмейстером и городскими властями. Скорость выезда считалась основным критерием оценки степени подготовленности огнеборцев к боевой работе.

    В помещениях учебных команд были оборудованы классные комнаты, где будущие брандмейстеры изучали теорию. Там были книги по пожарному делу, фотографии машин и инструментов, модели домов и сооружений. Окончившие курсы направлялись в пожарные команды на должности помощников пожарных.

    В России произошли глобальные социально-экономические и политические изменения. Но пожары по-прежнему являются одним из серьезных бедствий для граждан и экономики страны. Со временем в связи с появлением новых видов стройматериалов они стали более разнообразными и опасными. А это потребовало изыскания и применения иных методов борьбы с возгораниями. Возросло и психологическое напряжение в работе пожарных, о котором раньше не очень-то и задумывались.

    ^

    Раздел 2. Пожарные суда

    Су́дно - по определению военно-морского словаря, плавсредство , используемое в качестве транспортного средства . Таким образом, плавучие причалы , понтоны и т. п. к судам не относятся.

    Согласно МППСС (Международные правила предупреждения столкновений судов в море), правило 3а: слово «судно» означает все виды плавучих средств, включая неводоизмещающие суда (напр., на воздушной подушке, экранолёты и т. п.) и гидросамолёты , используемые или могущие быть использованными в качестве средств передвижения по воде.

    С точки зрения Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ судно - это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

    Противопожарное судно - переоборудованное или специально построенное судно для тушения пожаров на судах и береговых объектах. Противопожарное судно является вспомогательным судном.

    Основным назначением пожарных судов является ока­зание экстренной помощи плавсредствам и береговым объектам при пожаре. Пожарные суда доставляют бое­вой расчет, пожарное оборудование и вооружение, огнетушащие средства и подают воду к месту пожара как по рукавным линиям, так и мощными лафетными ство­лами. Наличие на пожарных судах пенообразователя, пеносмесителей и воздушно-пенных стволов позволяет тушить пожары нефтепродуктов. С помощью пожарных судов буксируют горящие суда в безопасное место, от­качивают воду из затопленных судов, а также спасают тонущих людей. Для большей эффективности тушения пожарное судно должно подходить как можно ближе к горящим объектам, поэтому оно должно обладать по­вышенной непотопляемостью. Возможность приближения к горящим объектам обусловливает ограничение осадки пожарных судов.

    При тушении пожаров и спасательных работах по­жарным судам приходится часто изменять направление движения, снижать скорость хода в условиях ограничен­ной акватории, поэтому они должны обладать хорошей маневренностью, которая может быть обеспечена приме­нением двух гребных винтов, использованием винтов с регулируемым шагом лопастей, использованием водо­метных двигателей (рис. 1). Для водометных устано­вок используются пожарные насосы. Ходовые винты за­щищены от механических повреждений.

    Рис. 1. Пожарное судно с водометным двигателем «Прометей»


    Рис. 2. Речное пожарное судно

    1 - лафетный ствол; 2 - машинное отделение ходовых двигателей; 3 - насос­ное отделение; 4 - ходовая рубка; 5 - стеллаж пожарных рукавов; 6 - поме­щение для боевого расчета
    Судовая силовая установка состоит из главных дви­гателей, как правило дизельных. Силовая установка для привода пожарных насосов, как правило, состоит из ав­тономного дизельного двигателя, вал которого соединен с валом центробежного насоса. Если используются хо­довые двигатели, то крутящий момент от вала двигателя на вал пожарного центробежного насоса передается че­рез коробку отбора мощности.

    Число двигателей и насосов определяется назначени­ем судна. Так, на речных пожарных судах (рис. 2.) устанавливают по два дизельных двигателя 7Д-12 с насо­сами 3В-200Х2, а на крупных морских судах число двигателей с насосами может достигать четырех. Управление двигателями осуществляется с центрального поста управления (ЦПУ) или из рулевой рубки. Двигатели по­жарного судна как для привода ходовых винтов, так и для валов центробежных пожарных насосов имеют на­дежные пусковые устройства. Дизельные двигатели дол­жны иметь двойной запуск от аккумуляторных стартерных батарей или при помощи сжатого воздуха.

    На пожарных судах насосы устанавливаются ниже конструктивной ватерлинии, совпадающей с поверхностью спокойной воды при плавании судна на расчетной осад­ке. Такая установка насоса необходима для быстрой за­ливки центробежных насосов водой самотеком. Для со­единения всасывающей полости центробежного насоса с забортной водой в подводной части корпуса судна уст­раивается кингстон, который при помощи трубопровода с задвижкой соединен со всасывающим подводом насоса. Если на судне устанавливаются два и более центробеж­ных насоса, то открытие задвижек на трубопроводах, со­единяющих кингстон со всасывающей полостью насоса, осуществляется автоматически.

    На пожарных судах устанавливают не менее двух лафетных стволов производительностью 60 л/с. Лафет­ные стволы размещаются на палубе полубака (носовая часть судна) и на верхней палубе - в кормовой части. Лафетные стволы могут быть размещены также на мос­тике и на площадках фермы мачты. На морских пожар­ных судах, кроме того, лафетные стволы устанавливают­ся на специальных мачтах. Например, на морском по­жарном судне «Генерал Гамидов» установлено восемь лафетных стволов с суммарной производительностью до 4000 м 3 /ч. Каждый ствол обеспечивает подачу водяной струи на расстояние до 120 м. Управление лафетными стволами осуществляется дистанционно.

    Вместимость цистерны для хранения пенообразова­теля должна быть не менее 1000 л. Цистерна располага­ется внутри корпуса пожарного судна, вблизи пожарных насосов. Такое расположение цистерны значительно со­кращает водопенные коммуникации трубопроводов.

    Пожарные суда имеют защитную оросительную систе­му. Оросительные устройства представляют собой трубо­проводы, проложенные по периметру корпуса судна. На трубопроводах устанавливаются щелевые или дефлек-торные распылители (рис. 3).



    Рис. 3. Принципиальная схема защитной оросительной системы по­жарного судна

    I - напорный трубопровод; 2 -кингстон; 3 -пожарный насос; 4 - двигатель; j - лафетный ствол; 6 - трубопровод оросительной системы; 7 - разветвление; 8 - магистральный трубопровод
    На пожарных судах кроме средств пожаротушения предусмотрены водоотливные средства, поскольку при тушении пожаров судов нередки случаи затопления от­секов аварийного судна. Так как при тушении пожаров судно подходит близко к горящим объектам, оно должно оборудоваться устройством, обеспечивающим защиту от лучистой энергии.

    Пожарные суда относятся к служебно-вспомогательному флоту. Их можно разделить на специализированные и комбинированные. Специализированные по­жарные суда имеют мощное пожарное оборудование, которое не позволяет использовать их по другому назна­чению. В соответствии с «Боевым уставом пожарной ох­раны» эти суда относятся к основному виду вооружения. Комбинированные пожарные суда - в ос­новном пожарные и портовые буксиры, которые имеют пожарное оборудование, не снижающее их эффективно­сти как буксировочных средств. Комбинированные по­жарные суда используются только в подразделениях министерств морского или речного флота.

    Пожарные суда в зависимости от района плавания делятся на речные и морские. Речные пожарные суда по району плавания классифицируются на четыре разряда, обозначаемые буквами М, О, Р, Л. Суда разряда М предназначены для плавания в бассейнах, где расчетная высота волны может достигать 3 м и длина 40 м. К таким бассейнам относятся морские заливы, устья боль­ших рек и крупные озера. Условия плавания на них при­ближаются к морским. Суда разряда М должны обла­дать повышенной прочностью, увеличенной высотой над­водного борта, большой остойчивостью, иметь соответст­вующее навигационное оборудование.

    К разряду О относятся суда, способные плавать на волне высотой 2 м и длиной 20 м. Такие условия харак­терны для крупных водохранилищ, озер, для заливов и низовьев крупных рек.

    Суда разряда Р могут плавать при волне высотой 1,2 и длиной 2,5 м. К районам плавания судов этого раз­ряда относятся средние и нижние плесы крупных рек, не­которые спокойные озера и каналы.

    Суда разряда Л предназначены для плавания в бас­сейнах, где отсутствуют заметные волнения, например верховья крупных рек, каналы и мелкие реки.

    Тактические качества пожарных судов определяются временем прибытия к месту пожара, обеспечивать туше­ние пожара и проведение аварийно-спасательных работ. Тактические качества пожарных судов в большой степе­ни зависят от навигационных и эксплуатационных ка­честв. Кроме того, к тактическим качествам следует отнести подачу и напор центробежных насосов, произво­дительность лафетных стволов и дальность струй. Так­тические качества судна определяются также количест­вом вывозимых напорных рукавов и огнетушащих ве­ществ, необходимых для тушения нефти и нефтепродук­тов на береговых объектах (табл. 2.5).

    Для всех пожарных судов характерны общие конст­руктивные элементы: прочный стальной корпус с над­стройкой, судовая силовая установка, двигатели для при­вода пожарных насосов, пожарные насосы, цистерны для пенообразователя, водопенные коммуникации, лафетные стволы, оросительная система, отсеки для хране­ния пожарного оборудования и вооружения.

    Корпус судна разделяется на водонепроницаемые от­секи переборками, которые обеспечивают судну опреде­ленную степень непотопляемости. Водонепроницаемыми переборками обязательно отделяются машинное отделе­ние и цистерны для жидкого топлива.

    Надстройка служит главным образом для размещения служебных помещений, а в морских пожарных судах - и для кают личного состава. На небольших судах надстройки называют рубками. В рубках размещаются ру­левое и навигационное оборудование, радиоаппаратура и т. п. Надстройки и рубки пожарных спасательных судов изготовляются из стали или алюминиевых сплавов.
    Таблица 2.1. Тактико-технические характеристики пожарных судов


    Показатель

    Речной катер

    ^ Морской катер

    Речной катер на подводных крыльях

    Морское судно «Генерал Гамидов»

    Судно «Прометей»

    Главные размеры, м

    длина

    25,1

    28,5

    27

    62,2

    13,9

    ширина

    4,44

    5,7

    5

    10,2

    3,35

    осадка при полном водоизмещения

    0,95

    1,7

    1,1*

    3,1

    1,45

    Полное водоизмещение, т

    67,5

    117

    26,1

    1000

    17,65

    Мореходность по Регистру

    0

    М

    0

    М

    Р

    Скорость хода при работе двигателей на полный ход, км/ч

    23,2

    22,2

    60

    31,5

    41

    Дальность плавания по запасу топлива, км

    50

    -

    75

    -

    40

    Главные двигатели:

    тип

    Дизельный

    марка

    ЗД-12

    ЭД-12

    М-401

    ДНЗ

    М-401А

    число

    2

    2

    1

    2

    1

    мощность, кВт

    220x2

    220x2

    735

    1839

    735


    1500

    1500

    1550

    1550

    1550

    Движитель

    2 винта

    2 винта

    1 винт

    2 винта

    Водомет двухступенчатый

    Насосные двигатели:

    тип

    Дизельный

    Привод пожарного насоса от главного двигателя через коробку отбора мощности

    марка

    7Д-12

    7Д-12

    М-609

    М-820М

    число

    2

    2

    1

    4

    мощность, кВт

    220

    220

    434

    735

    частота вращения при эксплуатационной мощности, мин -1

    1500

    1500

    1500

    1500

    Пожарные насосы:

    тип

    Центробежный

    марка

    ЗВ200Х2

    ЗВ200Х2

    8НДВ

    ДПДН-14

    ПН-60

    число

    1

    2

    1

    4

    2

    подача, м 3 /ч

    500

    500

    720

    1000

    216

    напор, м

    100

    100

    100

    100

    100

    Число лафетных стволов

    3

    4

    2

    8

    2

    Запас пенообразователя, л

    1500

    2300

    1000

    1500

    1000

    Число воздушно- пенных смесителей

    2

    2

    1

    4

    2

    Система орошения

    Водяная по периметру борта судна

    Численный состав команды

    12

    12

    6

    31

    5

    * Осадка указана при ходе на крыльях

    ^

    Раздел 3. Примеры проектов пожарных судов

    В нашей стране были спроектированы и построены несколько модификаций пожарных судов. Укажем основные из существующих:


    • Пожарные суда на базе пассажирских СПК советской постройки 1957 - начала 70-х гг. Например, проект 340: теплоходы типа "Ракета".

    • Пожарные катера советской постройки с 60-х гг. Например, проект 353.

    • Пожарные транспортные скеговые СВП советской постройки с 1980 г. Проект 17461: теплоходы типа "Пламя".

    • Пожарные катера советской / российской постройки 80-х - 90-х гг. Проект 16640: теплоходы типа "Вьюн".

    • Плавучие пожарные установки советской постройки с 1976 г. Проект 1329А.
    ^

    3.1. Противопожарный катер проекта 14613


    Открытое акционерное судостроительное общество "Вымпел" более 30 лет серийно строит различные типы пожарных судов, начиная с небольших речных и озерных катеров и заканчивая новейшими морскими судами. Длительное время основными заказчиками пожарных судов ОАСО "Вымпел" были пожарные части МВД РФ и ВМФ. Пожарные катера проектов 16640 типа "Вьюн" и 14611 и в настоящее время успешно несут службу в рядах ВМФ РФ и некоторых зарубежных стран. Пожарное судно "Марс" проекта 14613 - следующее поколение морских пожарных судов, которые уже отлично зарекомендовали себя при эксплуатации в различных портах мира. "Марс" имеет стальной однопалубный корпус с возвышенной носовой палубой и двухъярусной рубкой.

    Пожарные суда "Марс" проекта 14613 представляют собой серию новейших многофункциональных судов, предназначенных для противопожарных служб морских и нефтеналивных портов, сопровождения и поддержки судов с огнеопасными грузами, противопожарной охраны морских нефтяных и газовых промыслов, тушения пожаров на плавучих и береговых объектах, доступных для подхода с моря, тушения горящего на воде топлива, буксировки аварийных судов и плавсредств, проведения аварийно-спасательных работ, первичной спецобработки наружных поверхностей судов и плавсредств и проведения дезактивационных работ.

    Многофункциональность судна, заложенная при проектировании, обеспечивается за счет оснащения его дополнительным оборудованием и системами в зависимости от требований и пожеланий заказчика. "Марс" имеет мощное пожарно-техническое вооружение, позволяющее производить подачу 1500 тонн воды в час из четырех лафетных стволов на расстояние около 70 м, подъем двух пеногенераторов на высоту до 15 м и вынос за борт до 5 м, подачу воды и пенообразователя на расстояние до 200 м от судна через раздаточные колонки.

    Для борьбы с пожаром катер имеет следующие системы: универсальной водяной защиты, водяной завесы, объемного химического (углекислого) и порошкового пожаротушения. Управляются важнейшие и вспомогательные системы судна автоматически, из ходовой рубки. Судно может эксплуатироваться во всех неарктических морях, совершая переходы с удалением от места базирования до 200 морских миль, в пределах границ морских районов А1, А2 (по классификации ГМССБ). Пожарное судно "Марс" полностью соответствует требованиям по охране окружающей среды и экологической безопасности. Мореходные качества судна дают возможность плавать без ограничения по скорости и направлению движения при состоянии моря до 4 баллов и безопасно плавать без ограничения по балльности.

    Управляемость судна, в том числе возможность удержания его у горящего объекта при одновременной работе трех лафетных стволов на один борт при ветре до двух баллов, обеспечивается наличием движительно-рулевого комплекса, состоящего из двух винтов регулируемого шага в раздельно поворотных насадках и носового подруливающего устройства. Диаметр установившейся циркуляции - не более трех длин корпуса.

    Для определения курса и местонахождения на судне устанавливается магнитный компас КМ145-5 с оптической передачей показаний в ходовую рубку. Скорость хода и пройденное расстояние судном определяется гидроакустическим лагом ДГЛ-1. Судно оборудовано навигационным эхолотом НЭЛ-20К с указателем и электронным регистратором глубин. Приемоиндикатор спутниковой радионавигационной системы NAVSTAR GPS NT-100 предназначен для автоматического определения координат судна. Точность их определения - 15 метров. Специальная водяная противопожарная система и система пенотушения предназначена для тушения пожаров водой и пеной на морских нефтепромыслах, аварийных судах и береговых объектах, доступных с моря. Она обслуживается двумя главными пожарными насосами ДПЖН-14, приводимыми от дизелей М827 (12ЧН18/20) мощностью по 500 кВт (680 л.с.) каждый (производство ПО "Звезда").

    Система водяной завесы предназначена для защиты судна от теплового излучения при тушении пожаров на аварийном объекте. Вода подается от главных пожарных насосов. Система разбита на два участка - левого и правого бортов. Система подачи пенообразователя предназначена для подачи пенообразователя к приемным патрубкам главных насосов, от которых водный раствор пенообразователя подается в систему пожаротушения. Система обслуживается электронасосом НЦВ 40/80Б с подачей 40 куб. м/ч, при напоре 80 м водяной струи. Предусмотрены три встроенные в корпус цистерны для хранения пенообразователя. Две цистерны емкостью по 9,4 куб. м располагаются в насосном отделении, третья, емкостью 5,3 куб. м, - в кормовом трюме-кладовой. На приемных трубах из цистерн установлены клапаны с дистанционным управлением из рубки, такой же клапан есть и на напорной магистрали насоса НЦВ 40/80Б. Кран-дозатор (для регулировки количества подаваемого пенообразователя) устанавливается в ходовой рубке. Система порошкового тушения типа "Волна" состоит из сосуда для порошка вместимостью 450 кг, 4 баллонов для сжатого воздуха по 40 л при давлении 150 кг/кв. см, шланга длиной 150 м (на вьюшке) для подачи огнегасительного порошка на аварийный объект. Установка порошкового пожаротушения размещена в спецпомещении (СПТ) в рубке первого яруса по левому борту в районе 44 - 49-го шпангоутов. Система приводится в действие вручную из помещения СПТ.

    В качестве главных двигателей на судне установлены два дизеля типа 3КД12Н520 Барнаульского завода транспортного машиностроения с реверс-редукторами, которые работают каждый на свой валопровод с винтом регулируемого шага. Электроэнергетическая установка судна состоит из двух автоматизированных дизель-генераторов: ДГР2А 200/1500 в насосном отделении и ДГФ2А 100/150 в машинном отделении.

    В настоящий момент пожарные суда проекта 14613 "Марс" успешно несут боевую вахту в черноморских портах Новороссийска, Туапсе и Турции.
    Таблица 3.1. Тактико-технические характеристики противопожарного катера проекта 14613

    ^

    3.2. Многоцелевое пожарное судно проекта 04017 "Атаман"

    На ФГУП “Средне-Невский судостроительный завод” спущено на воду многоцелевое пожарное судно проекта 04017 "Атаман". Судно построено по заказу Управления гражданской защиты города Москва для эксплуатации на внутренних водных путях России. Длина судна составляет 31,2 м, ширина – 6 м, водоизмещение – 123 тонны. Многоцелевое судно предназначено для тушения пожаров, спасения людей на воде, контроля за экологическим состоянием акватории, доставки круглогодично боевого расчета, пожарного и специального спасательного оборудования к месту пожара, обеспечения работы водолазной службы, проведения работ по сбору нефтепродуктов на нефтесборное судно на реках, озерах, водохранилищах при чрезвычайных ситуациях.
    ^

    3.3 Речное судно на подводных крыльях «Ракета»

    «Ракета» - название серии советских пассажирских речных судов на подводных крыльях (проекты 340, 340Э, 340МЕ). Выпуск «Ракет» начался в 1957 году и продолжался до середины 70-х годов. Всего было построено около трёхсот теплоходов. Первое в серии судно «Ракета-1» было построено на заводе «Красное Сормово». Первый свой рейс «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года. В ходе этого рейса расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов. На борту находилось тридцать пассажиров.

    Серийный выпуск «Ракет» был налажен на феодосийском судостроительном заводе "Море" . С 1959 по 1976 года было построено 389 "Ракет", в т. ч. 32 на экспорт.

    Массовая эксплуатация «Ракет» в Москве велась с начала 60-х до 2006 года . С 2007 года в Москве началось постепенное восстановление «Ракет». В навигацию 2009 года на ходу четыре «Ракеты»: 102 (VIP-салон, в регулярных перевозках не используется), 185, 191 (бывший номер 244) и 246. По некоторым сведениям в ближайшем будущем возможно восстановление еще несколько теплоходов. Существовала пожарная модификация «Ракета-П» с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты. Дальность «стрельбы» 90 м Подача воды 800 куб. м/час.



    Таблица 3.2. Тактико-технические характеристики речного судна «Ракета»


    Характеристика

    Значение

    Класс речного регистра:

    Р

    Максимальная пассажировместимость:

    64 - 66 человек



    Длина:

    27 м

    Ширина:

    5 м

    Осадка:

    1,8 м (при стоянке)

    1,1 м (при ходе на крыльях)


    Высота:

    4,5 м

    Водоизмещение:

    18 (порожнее)

    25,3 (полное)


    Скорость:

    70 км/ч (максимальная)

    60-65 км/ч (эксплуатационная)


    Мощность главного двигателя, л/с:

    1000 - 900

    (в зависимости от модификации)


    Дальность хода

    600 км

    Движитель:

    один гребной винт

    ^

    3.4. Лесопожарное судно «Пламя»

    На базе судна «Орион» КБ обеспечило постройку лесопожарного теплохода «Пламя», предназначенного для скоростной доставки колесной техники к местам лесных пожаров.



    Таблица 3.3. Тактико-технические характеристики лесопожарного судна «Пламя»

    Заключение

    В истории пожарной охраны царской России, СССР корабли занимают особое место. Наличие огромных водных морских и речных портов, нефтепромыслов Каспийского моря, все это заставляло иметь большой пожарный флот. Мощные судовые машины позволяли более эффективно использовать пожарные насосы. Конструкции их были самые различные. В СССР проектировались и создавались специальные пожарные суда. Большие корабли типа "Генерал Гамидов", суда на подводных крыльях, плоскодонные водометные катера. И трудилась корабли, переделанные из военных и гражданских судов.
    ^

    Список литературы


    1. Журнал «Гражданская защита», № 4, 2007.

    2. А.Ф. Иванов, П.П. Алексеев и др. «Пожарная техника в двух частях», ч. 1 «Пожарно-техническое оборудование», М., Стройиздат, 1988 г.