Проектирование и строительство домов

Проектирование и строительство домов

» » Зимний вечер как поэт называет свою няню. «Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина

Зимний вечер как поэт называет свою няню. «Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина

Тема урока: А.С. Пушкин. Стихотворение "Няне".

Цели урока:

Познакомить учащихся с биографией великого русского поэта А.С. Пушкина;

Познакомить с жизнью няни Арины Родионовны, рассмотреть, какую роль она играла в жизни поэта;

Познакомить со стихотворением, посвященным няне поэта;

Развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения;

Ход урока

I . Организационный момент:

Добрый день дорогие друзья и уважаемые гости! Добрый, добрый день! Я рада приветствовать всех на нашем уроке. Надеюсь, что вы с нетерпением ждали урока литературы, на котором мы учимся думать, рассуждать, говорить!

И, как всегда, желаю всем удачи! Итак, мы начинаем работу.

II . Работа по теме урока

Встречи с творчеством А. С. Пушкина – это “чудное мгновение”, которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а произведения не могут оставить никого равнодушным.

6 июня 1799 года у отставного майора Сергея Львовича и его жены Надежды Осиповны родился мальчик – будущий великий поэт Александр Сергеевич Пушкин.

Надежда Осиповна принялась было за его воспитание, но мальчик убегал от вспыльчивой и раздражительной матери к бабушке Марии Алексеевне. Там он залезал в её рабочую корзину и любопытством следил за движением её рук, когда бабушка что-то вязала. Эта корзина была настоящей крепостью, в которой Александр чувствовал себя под надёжной защитой. Надежда Осиповна махнул на него рукой и сдала на попечение бабушки и крепостной няньки Арины Родионовны.

Эти две добрые и умные женщины были первыми воспитательницами Пушкина. От них он научился говорить по –русски, от них он впервые узнал нежность и ласку. Они пробудили в нем любовь к народным песням и сказкам. Одну из них, «Сказку о царе Салтане..», рассказанную няней, он запишет стихами в 1831 году, став к этому времени уже известным поэтом. Всего А. С. Пушкин сочинит пять сказок. В каждой из них, так же как в народных, добро побеждает зло: зависть и жадность наказываются, предателей ждет расплата.

Когда Александру исполнилось 12 лет, родители отдают его учиться Царскосельский лицей.

Поступление в Лицей было важным событием в жизни юного Пушкина. Здесь он встретил своих лучших друзей, вместе с ними пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь он узнал о бородинской битве, о пожаре в Москве, о победе русских в этой войне.

Темой Отечественной войны подсказано и его первое литературное выступление – прочитанное им в начале 1815 года на экзамене стихотворение «Воспоминание о Царском селе».

Окончен Лицей. Светлым июньским дне 1817 года юный поэт приезжает в Петербург. Он часто бывает в театрах, любит балы влюбляется в светских дам, посвящает им стихи. Но мало кто даже из друзей знает, как самозабвенно Пушкин работает. Из-под его пера выходит поэма « Руслан и Людмила». Он прочитал её вслух Жуковскому, прославленному поэтому того времени. Жуковский слушал очень внимательно, не сводя с юного поэта добрых глаз. А потом взял свой портрет и написал на нем: «Победителю ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который окончил он свою поэму «Руслан и Людмила». Это было 26 марта 1820 года.

Восхищенный Жуковский пишет: « Чудесный талант! Какие стихи!»

Вскоре Пушкин становится одним из лучших русских поэтов того времени. Он повсюду читает свои пламенные стихи.

Слух о «вольных стихах» и эпиграммах Пушкина, которые получали всё большее и распространение и «везде ходили по рукам» , дошел до властей. Ознакомившись со стихами Пушкина и придя в ярость, царь сперва хотел было сослать его в Сибирь или заключить в одну из самых страшных тюрем - Соловецкий монастырь. Только благодаря заступничеству влиятельных друзей удалось заменить эту кару более мягкой- ссылкой на юг, Екатеринослав, затем в Кишинев, а через три года в Одессу.

В 1824 года Пушкина с берегов Черного моря, из Одессы, отправляют в новую ссылку, в псковское имение отца - село Михайловское.

Подневольная жизнь в Михайловском в течение двух лет (1824-1826) очень тяготила поэта, который справедливо называл ее «заточением». Но зато именно в эти годы ему удалось, как никогда ранее, соприкоснуться с народом, с крестьянством. Во время ссылки при поэте находилась его няня Арина Родионовна, которую и в письмах, и в стихах этой поры он называет своей единственной подругою, сказками и песнями которой он снова, как в далекие детские годы, жадно заслушивается.

Осенью 1826 года Пушкин возвратился из Михайловского в Москву. Царь решил приблизить Пушкина к себе. Беседа с царем с глазу на глаз продолжалась около двух часов. В ответ на вопрос царя, где бы он был 14 декабря 1825 года, если бы находился в Петербурге, поэт ответил, что был бы на Сенатской площади – в рядах восставших.

Тем не менее Николай I объявил, что возвращает его из ссылки и что впредь сам будет его цензором.

В это время А. С. Пушкин находится в полном расцвете творческих сил. Вскоре вокруг поэта завязалась интрига, орудием которой был выбран француз Дантес. Заступаясь за честь жены, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. Выстрелом в живот Пушкин был смертельно ранен, и после двух суток нестерпимых мучений 10 февраля 1837 года он скончался.

Трагическая гибель поэта потрясла широкие общественные слои. Казалось, весь Петербург вышел на улицы. Однако тело Пушкино ночью было тайком вывезено из города. Поэт был похоронен близ родового имения Михайловское под Псковом – в святых Горах.

Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Но сегодня мы будем говорить и о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта. О ком же?

Скажите, кто был источником вдохновения для Пушкина? (это его няня - Арина Родионовна)

Ах, как сладко, и тревожно, и радостно становилось мечтательному мальчику, ловившему каждое слово, каждый жест сказочницы. А сказок она знала великое множество. Он просил, чтобы няня повторяла ему одни и те же сказки по многу раз... И запоминал их – навсегда.

Пушкин очень любил свою няню, Арину Родионовну. С ней были связаны у него самые тёплые воспоминания. Она пленяла его своими чудесными сказками в детстве, она скрашивала его одиночество во время ссылки в Михайловское.
В долгие зимние вечера Арина Родионовна рассказывала Александру Сергеевичу сказки, пела песни.
"Слушаю сказки моей няни; она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно..." – писал Пушкин брату из Михайловского.
Пушкин перенёс в свои произведения многие образы из няниных сказок. Он всегда с большой теплотой вспоминал Арину Родионовну, посвящал ей стихи.

Арина Родионовна Яковлева родилась 10 апреля 1758г в деревне Суйда

Петербургской губернии в семье крепостных крестьян. Через год деревня отошла новому владельцу Абраму Петровичу Ганнибалу, прадеду Пушкина.

20 декабря 1797 года в семье Сергея Львовича Пушкина (отца Александра Сергеевича) родилась дочь Ольга, и Арину Родионову взяли к ней няней. Няня сразу привязалась к Ольге. Она даже отказалась от вольной, когда бабушка А.С. Пушкина предложила освободить ее семью от крепостной зависимости.
Когда в 1799 году родился Александр Сергеевич Пушкин, Арина Родионовна стала и его няней.

Описание внешности Арины Родионовны не сохранилось, кроме кратких: “Это была старушка чрезвычайно почтенная – лицом полная, вся седая”.

Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.

Пушкин записал в Михайловском со слов няни семь сказок. Одна из них послужила материалом для “Сказки о царе Салтане”, другая – для “Сказки о попе и о работнике его Балде”, третья – для “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”.

После отъезда из Михайловского в 1827 году Пушкин получает письма няни, написанные под ее диктовку неизвестным малограмотным обитателем Михайловского.

Арина Родионовна:

«Милостивый государь Александр Сергеевич, имею честь поздравить вас с прошедшим новым годом и с новым счастьем… Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю… Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За Ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я слава богу здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».

“ Так вот кто первая вдохновительница, первая Муза этого великого поэта, это няня, это простая русская деревенская баба!.. Точно припав к груди матери-земли, жадно в ее рассказах пил он чистую струю народной речи и духа. Да будет же ей, няне, и от лица русского общества вечная благодарная память!” – писал Иван Сергеевич Аксаков.

Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт напишет

стихотворение «Няне», посвященное Арине Родионовне. С этим стихотворением мы сегодня с вами познакомимся на уроке.

III . Анализ стихотворения.

(Выразительное чтение учителем или подготовленным учеником)

Понравилось ли вам стихотворение?

Какую картину вы себе представили?

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение ?

-Постановка учебной задачи.

-Кому посвящено стихотворение?

Каким чувством оно пронизано?

В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их.

Как называет поэт няню?

-– Почему он называет ее « подруга дней моих суровых» ? Какой факт биографии поэта нашел отражение в стихотворении?
–Какие слова вам непонятны?

Словарная работа

Светлица – в старину: светлая парадная комната в доме.

Горюешь, будто на часах – т. е. когда у человека плохое настроение, то кажется, что время тянется долго.

Вороты – устар. ворота.

Всечасно – постоянно.

–Определите лексическое значение слова дряхлая в повседневной речи.

Дряхлая:

– старая, дырявая (одежда);

–старая, ветхая, покосившаяся (изба);

– сгорбившаяся, трясущаяся, немощная (старуха).

-Определите лексическое значение слова голубка . Когда вы встречались с этим словом?

Голубка :

– особь женского рода в стае голубей (прямое значение);

– так в фольклорных произведениях молодцы называют своих любимых молодушек кротких, добрых, ласковых, заботливых, любящих (переносный смысл);

голубь – символ мира , чистоты, добра, благой вести (Библия).

Могут ли вместе использоваться эти два непохожих слова?

(Новое, необычное сочетание слов помогает читателю представить образ пожилой женщины как светлый, милый сердцу поэта)

–Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды. Сколько иллюстраций – слайдов у вас получится ?

1.Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня. строки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов.

2.Ты под окном своей светлицы

Горюешь будто на часах,

И медлят поминутно спицы

в твоих наморщенных руках. – представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.

3.Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь. кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль.

4.То чудится тебе… –возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец , спешащий к ней .

6. Физминутка.

На сколько частей можно разделить стихотворение? (На 4.)

1 часть– обращение лирического героя к няне.

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов.

В 3 части , мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…

В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения .

От чьего лица написано стихотворение?

–На что похоже это стихотворение? (На письмо.)

–Пушкин не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Стихотворения такого вида называются посланием.

–Как же, с помощью каких средств художественной выразительности, переданы в стихотворении чувства героя и няни?

Найдите эпитеты в стихотворении? (старушка дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – передают тяжесть одиночества няни.

Найдите метафоры ?( тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь – передают тяжесть одиночества няни)

Какие сравнения использует поэт? (горюешь, будто на часах – передают ее томительное ожидание)

–Какими красками вы бы передали настроение стихотворения? (Настроение стихотворения можно передать мрачными, темными красками, т. к. «дни суровые», «в глуши лесов», «чёрный путь». Лишь окно «светлицы» как светлое пятно на картине.)

Как вы понимаете следующие слова и выражения?

« Подруга дней моих суровых…»? (В самые трудные времена няня была рядом с Пушкиным, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки.)

«Давно, давно ты ждёшь меня…» (Пушкин вырос, трудные времена прошли, и он давно не приезжал к няне, которая ждёт его в своей светлице.)

«Горюешь, будто на часах…» (Няня горюет, тоскует по своему воспитаннику, она, словно часовой, думает о нём постоянно.)

« Глядишь в забытые вороты…» (Ворота забыты, т. е давно не отворялись человеком, которого в этом доме ждут. Няня глядит на них, словно ждёт, что её любимый воспитанник вот-вот приедет.)

«Тоска, предчувствия, заботы, Теснят твою всечасно грудь…» (Переживания за дорогого человека вызывают волнения, сердце бьётся быстрее, кажется, что ему не хватает места в груди.)

– Можно ли сделать вывод, что герой остался самым близким человеком для няни? Как он называет её и почему именно так? (Мы чувствуем огромную привязанность поэта к няне и её беззаветную любовь к нему. Он называет её «подруга», «голубка». А няня «ждёт», «горюет», «глядит в забытые вороты».)

Меняется ли настроение на протяжении стихотворения? (Нет.)

Шёпотом прочтите стихотворение. Что вы услышали? ж дё ш ь, глу ш ь, горюе ш ь» мы слышим приглушённые звуки, шёпот. Эти звуки подчёркивают тишину ожидания.)

–Найдите ключевые слова в каждой строке стихотворения, чтобы при чтении стихотворения выделить их голосом. Объясните свой выбор.

Что главное надо передать при чтении стихотворения? (Любовь, тёплые чувства.)

Если бы вы были композиторами, какую музыку вы написали бы к этому стихотворению? (Спокойную, медленную, напевную, нежную «У камелька»

IV . Итог. Обобщение.

С каким стихотворением познакомились на уроке?

Какое стихотворение называется посланием?

Ребята, каковы ваши впечатления от прочитанного стихотворения?

Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? (В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.)

Перечитайте две первые строки произведения. Почему поэт не называет няню по имени?

Он не называет её по имени, потому что она для него больше, чем конкретный человек, она - особый мир, мир детства - радостный, добрый, сказочно-таинственный.

Как относится поэт к своей няне?

V . Домашнее задание.

Стихотворение заканчивается строчкой «То чудится тебе…» Нарисуйте дома, что могло причудиться няне.

Выучите стихотворение наизусть.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный, отдаленный путь:

Тоска, предчувствие, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

Кому посвящено стихотворение? Каким чувством оно пронизано? В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их. (1-й вопрос.)
Стихотворение «Няне» Пушкин посвятил Арине Родионовне, своей няне. Оно пронизано чувством любви, ласки, нежности, заботы. Мы видим, что поэту важно все в жизни няни: и как она горюет под окном светлицы, и как высохла, «наморщилась» кожа у нее на руках, и как глядит она в «забытые вороты».
Поэт употребляет ласковые обращения:

Однако отношение поэта к няне выражено не только в словах, но и в самом строе предложений, в музыкальности стиха.
— Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни? (2-й вопрос.)
Автор представляет себе, что няня живет одна в домике, стоящем в отдаленном поместье, «в глуши лесов сосновых». Она ведет спокойную, размеренную жизнь, вяжет на спицах. Но на душе у нее неспокойно: она волнуется за своего любимого воспитанника, часто глядит в ворота: а вдруг в них покажется знакомый силуэт?
— Как вы понимаете следующие слова и выражения...? (3-й вопрос.)
Поэт побуждает нас вдумываться в каждое выражение.
«Подруга дней моих суровых...» — в самые трудные времена няня была рядом со своим питомцем, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки.
«Давно, давно ты ждешь меня...» — воспитанник вырос, трудные времена прошли, и он давно не приезжал к няне, которая ждет его в своей светлице.
«Горюешь, будто на часах...» — выражение «стоять на часах» означает «быть часовым, охранять что-то, не уходя со своего места». Няня горюет, тоскует по своему воспитаннику, она, словно часовой, думает о нем беспрестанно, словно оберегает, охраняет его душу.
«Глядишь в забытые вороты...» — ворота забыты, т. е. давно не отворялись тем человеком, которого в этом доме так ждут. Няня глядит на них, словно ждет, что ее любимый воспитанник вот-вот приедет. В вороты — устаревшая форма предложного падежа существительного ворота .
«Тоска, предчувствия, заботы, // Теснят твою всечасно грудь...» — переживания за дорогого человека вызывают волнение, сердце начинает сильнее биться, возникает ощущение, что ему тесно в груди, что оно будто бы хочет вырваться на свободу.
— Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряженном ожидании няней своего питомца? (4-й вопрос.)
О бычное сравнение мы можем легко найти при помощи сравнительных слов как, будто, словно, как будто . В метафоре сравнение есть, а слова, указывающего на него, нет. Пример можно привести из стихотворения С. А. Есенина: «...Задрожало зеркало затона... » — вода затона сравнивается с зеркалом, перед нами метафора.

Ощущение напряженного ожидания няней своего питомца передают такие художественные средства:
— сравнение: «горюешь, будто на часах »;
— эпитеты: «в забытые вороты», «на черный отдаленный путь»;
— метафора: «Тоска, предчувствия, заботы // Теснят твою всечасно грудь... »;
— противопоставление (антитеза): светлый — черный («ты под окном своей светлицы » — «на черный отдаленный путь»).

МИЛЫЙ СЕРДЦУ ОБРАЗ (Анализ послания "Няне")

Чувство и поэтическое слово

чувство

поэтическое слово

любовь

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя

благодарность

подруга дней моих суровых

сочувствие

Голубка дряхлая моя....

Одна в глуши...

В наморщенных руках...

... забытые вороты...

черный, отдаленный путь...

сопереживание,

сопричастность судьбе няни

Тоска, предчувствие, заботы...

· Перечитайте два первых стихапроизведения. Почему поэт, не называя няню по имени , обращается к ней два раза?

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

А.С.Пушкин назвал свое стихотворение “Няне”, подчеркнув тем самым свое бережно-детское отношение к дорогому человеку. Двойным обращением к няне вводится мотив взаимного доверия , понимания и поддержки близких друг другу людей. Эта близость подчеркивается повторением слов моих, моя . Поэт не называет няню по имени, потому что она для него больше, чем конкретный человек, она - особый мир, мир детства - радостный, добрый, сказочно-таинственный.

· дряхлая в обыденной речи .

Дряхлая:

Старая, дырявая (одежда);

Старая, ветхая, покосившаяся (изба);

Сгорбившаяся, трясущаяся, немощная (старуха).

· Определите лексическое значение слова голубка . Когда вы как читатель встречались с этим словом?

Голубка :

Особь женского рода в стае голубей (прямое значение);

Так в фольклорных произведениях молодцы называют своих любимых молодушек - непорочных, кротких, добрых, ласковых, заботливых, любящих (переносный смысл);

Голубь - символ мира, чистоты, добра, благой вести (Библия).

В переносном смысле слово

выражает положительную оценку


· Совместимы ли по значению слова голубка и дряхлая и почему?

Несовместимость определяется противоположностью лексических значений слов.

· Почему поэт соединил несоединимое ? Какое новое значение появилось у словосочетания в целом?

В стихотворении А.С.Пушкина “голубка дряхлая моя ” - единый, неделимый поэтический образ (оксюморон). Каждое из слов потеряло свое самостоятельное значение. Новое, необычное сочетание слов помогает читателю представить художественный образ пожилой женщины как светлый, милый сердцу поэта, не омраченный годами и заботами.

· Найдите детали, изображающие место, где живет няня (художественное пространство ). Как они передают состояние няни?

Няня где-то далеко, “одна в глуши лесов сосновых” . К ней никто не приезжает, не приходит (“забытые вороты” ), она сама никуда не выезжает, поэтому все, что за пределами дома, кажется ей неведомым, страшным (“черный... путь” ). Мотив одиночества подчеркнут метафорами и гиперболами.

· Найдите слова (существительные, прилагательные, глаголы, наречия), обозначающие время (художественное время ). Постройте цепочку из этих слов. Какое настроение у вас возникло по прочтении их?

Мотив времени вводится антитезой названия стихотворения - “Няне” (воспоминание светлого детства) - и словами “голубка дряхлая” (возвращение в день сегодняшний). Он развивается далее в повторе слова “давно”, сравнении “будто на часах”, метафоре “забытые вороты”, в замедленном действии “медлят поминутно спицы”. Возникает настроение грусти, печали, в сердце рождается сострадание к одинокой женщине, сожаление о разлуке поэта с нею.

· Обратите внимание на временные формы глаголов. Как создается ощущение, будто мы рядом, совсем близко с няней и поэтом?

Поэт рисует живой образ няни, как будто видит ее перед глазами. Такому восприятию способствует употребление глаголов в форме настоящего времени :

ждешь, горюешь, медлят, глядишь, теснят.

По жанру это послание , прямое обращение поэта к адресату - няне.

А.С. Пушкин не делит на строфы стихотворение, для того чтобы приблизиться к простой, разговорной форме общения с близким человеком. Чувства льются из души поэта, они личностны, глубоко интимны. Читатель как бы присутствует при этом разговоре случайно. поэта создается также и построением пространства: она “горюет” “под окном своей светлицы ”, за которым “черный , отдаленный путь”. Мир няни замкнут, как в сказке: “ Одна в глуши лесов сосновых”. Свет (добро, тепло) и чернота (неизвестность, беда) противопоставлены друг другу. Поэтому и образ няни может трактоваться как символ благополучия и душевного спокойствия, мира, потерянного автором, мира, ставшего его воспоминанием.

В целом поэт в стихотворении “Няне” создал художественный образ, близкий фольклору и в этом смысле идеальный.

Мотив разлуки и ожидания встречи , пронизывающий стихотворение, подчеркивает силу любви и благодарности поэта к няне.

Домашнее задание.

· Выучите стихотворение наизусть.


Сразу после рождения воспитывала няня – Арина Родионовна. Она выпестовала не только будущего поэта, но также его сестру и брата. Это была простая и добрая женщина, крепостная крестьянка.

Няня любила своего воспитанника Сашу как родное дитя. Сказки, которые мальчик слышал от нее, легли в основу замечательных стихотворных сказок Пушкина, знакомых нам с детства. Арина Родионовна послужила прототипом няни Татьяны Лариной из романа «Евгений Онегин» , других женских образов в творчестве своего воспитанника. Народные обычаи, предания старины, песни, пословицы, поговорки, подробности крестьянского быта, которыми она щедро делилась с будущим гением мировой литературы, стали неистощимым источником поэтического вдохновения Александра Сергеевича.

Для Пушкина няня стала близким другом и советчицей, всегда поддерживала его в трудные моменты жизни. Долгими зимними вечерами в Михайловском Арина Родионовна была постоянной собеседницей и слушательницей поэта. «Она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно», – писал брату Александр Сергеевич. Он посвятил Арине Родионовне несколько стихотворений. Одно из них, написанное в 1826 году, известно под названием «Няне», хотя сам Пушкин стихотворение не окончил и не назвал. Это произведение впервые было опубликовано в 1855 году в собрании сочинений поэта.

«Няне» – необыкновенно душевное стихотворение. Оно пронизано нежностью, любовью, безграничной благодарностью и глубоким уважением к женщине, ставшей по-настоящему родной. Поэт называет ее «голубка дряхлая моя» и «подруга дней моих суровых» . В этих замечательных фразах, возможно, присутствует легкая ирония, но скрываются истинные глубокие чувства.

В начале стихотворения лирический герой обращается к няне, живущей далеко в сосновых лесах. Она ждет своего воспитанника, который давно не появлялся в родных местах, с тревогой и заботой. Старушка все прислушивается и приглядывается – не появится ли в воротах ее долгожданный любимец? Слова «горюешь» , «ждешь» , «предчувствия» , «тоска» отражают настроение няни.

Герой произведения также скучает в разлуке. Он хотел бы уберечь свою старую няню от огорчений и тревог, но не может часто бывать в Михайловском. Поэт не говорит о своих чувствах, но они хорошо слышны в тех ласковых и добрых интонациях, с которыми он обращается к старушке. Таков сюжет этого короткого произведения.

По жанру стихотворение «Няне» можно отнести к посланию. Автор не разделяет текст на строфы, чтобы приблизить повествование к разговорной речи, обычной форме общения с дорогим человеком. Читатель словно присутствует при монологе поэта, обращенном к любимой няне.

Напряженное ожидание одинокой старушки автор передает разнообразными художественными средствами. Это эпитеты – «на черный отдаленный путь» и «в забытые вороты» , сравнение – «будто на часах» . Метафора о медлительных спицах в няниных руках говорит о том, что пожилая женщина невольно прислушивается и с надеждой поглядывает в окно. Противопоставление образа светлицы (доброго родного дома и черного отдаленного пути) подчеркивает тревогу о судьбе воспитанника. Повтор «давно, давно» усиливает чувство сожаления от долгой разлуки. В целом произведение создано в духе фольклорных традиций.

Стихотворение «Няне» написано четырехстопным ямбом . Автор использует перекрестную рифмовку с чередованием мужских и женских рифм. Длинные строки образуют медленный музыкальный ритм, навевают ощущение грусти. На последней строке «То чудится тебе...» произведение внезапно обрывается. Использование звуков «ж», «ш», «ч», «т», «п» создают мрачное настроение, имитируют шаги старушки, звук спиц. В последних строках многочисленные гласные звуки «о» и «у» передают тоску долгого ожидания и тревогу.

Пушкин, по словам современников, называл Арину Родионовну «мамушкой». Уважали и любили добрую старушку и друзья Александра Сергеевича. В письмах поэту они предавали приветы няне, а Николай Языков даже посвятил ей два стихотворения, одно из которых было опубликовано еще при жизни Арины Родионовны.

Почти двести лет трогательные строки стихотворения «Няне» хранят не только сердечную теплоту и благодарность великого поэта, но и остаются задушевным признанием в любви всем няням, мамам, бабушкам, посвятившим свою жизнь воспитанию детей.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина

Вокруг образа легендарной Арины Родионовны – няни великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина – возникло множество различных слухов и преданий. Несмотря на то, что сам знаменитый воспитанник всегда отзывался об этой уважаемой женщине с искренней любовью и признательностью, некоторые пушкинисты и современники поэта отмечали в биографии и характере няни, имя которой стало нарицательным, удивительные и даже противоречивые моменты.

Ижорка или чухонка?

Арина Родионовна (1758-1828 гг.) была крепостной крестьянкой. Она родилась деревне Лампово Петербургской губернии, неподалеку от села Суйда. Ее родители Лукерья Кириллова и Родион Яковлев вырастили семерых детей. Настоящее имя девочки было Ирина (или Иринья), но в семье ее всегда называли Ариной, так и повелось.

Несмотря на то, что официально в XVIII веке почти все крепостные крестьяне Петербургской губернии считались русскими, большинство жителей тех мест, на самом деле, являлись представителями ассимилированных финно-угорских национальностей. Окрестности Суйды населяли, в основном, ижорцы – потомки одного из племен народа, носившего название «чудь». Кроме них, на этих землях также проживали чухонцы.

У историков и пушкиноведов нет точной информации, к какой из этих финно-угорских национальностей, полностью смешавшихся с русскими и не сохранившихся, относилась Арина Родионовна. Но некоторые из сказок, поведанных ею знаменитому воспитаннику, имеют отчетливый северный колорит. Даже образ дуба, стоящего у Лукоморья, явно перекликается со скандинавскими преданиями о древе Иггдрасиль, соединяющем разные уровни мироздания.

Из семьи старообрядцев?

Некоторые историки отмечают, что в окрестностях села Суйда Петербургской губернии издавна жили семьи старообрядцев. Многие из этих людей скрывали свои религиозные взгляды, чтобы не подвергаться гонениям официальной церкви.

Помимо того, что Арина Родионовна родилась в местах традиционного поселения старообрядцев, на ее происхождение из данной среды указывают и сведения, содержащиеся в письме А.С. Пушкина к своему другу П.А. Вяземскому от 9 ноября 1826 года. Так, великий поэт пишет: «Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву «Об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости», вероятно, сочиненную при царе Иване. Теперь у нее попы дерут молебен…»

Тот простой факт, что Арина Родионовна знала наизусть или выучила откуда-то редкую старинную молитву, существовавшую еще до раскола православной церкви, может свидетельствовать о ее тесном общении или родстве со старообрядцами. Ведь только они так трепетно сберегали религиозные тексты, многие из которых были утрачены официальной церковью.

Крепостная без фамилии

У Арины Родионовны не было фамилии, как и у многих крепостных крестьян. Хотя ее родитель записан в церковных метрических книгах как Яковлев, а супруг как Матвеев, это были не имена, а отчества. В те времена Петр сын Ивана назывался Петром Ивановым, а внук того же Ивана не наследовал фамилию деда, а назывался по отцу – Петровым.

Впрочем, в метрической записи о рождении указана Ирина – дочь крестьянина Родиона Яковлева. Имеются в церковной книге села Суйда и сведения о венчании Ириньи Родионовой и Федора Матвеева. Эти факты сбили с толку многих исследователей, ошибочно называвших няню Пушкина в девичестве Яковлевой, а в супружестве Матвеевой.

Мать четверых детей

Некоторые люди полагают, что у Арины Родионовны не было своей семьи, и поэтому она была сильно привязана к своему воспитаннику. Однако все было не так. В 1781 году 22-летняя крестьянка вышла замуж и переехала в село Кобрино Софийского уезда, где жил ее супруг Федор Матвеев (1756-1801 гг.), который был на два года старше молодой жены.

В этом браке родились четверо детей. Старшего сына легендарной няни звали Егором Федоровым. В ревизской сказке за 1816 год он указан главой семьи, поскольку был старшим мужчиной в доме вдовствующей матери.

А супруг Арины Родионовны умер в возрасте 44 лет. Некоторые источники утверждают, что от пьянства.

Любительница выпить

Все записи А.С. Пушкина о его няне проникнуты особой теплотой и признательностью. Но некоторые люди, знакомые с этой женщиной, указывали на то, что Арина Родионовна любила время от времени опрокинуть рюмочку-другую.

Так, поэт Николай Михайлович Языков в своих воспоминаниях писал: «...она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница». Этот человек, хорошо знавший няню своего друга, отмечал, что несмотря на полноту, она всегда была подвижной и энергичной женщиной.

Довольно откровенно об Арине Родионовне отзывалась и соседка великого поэта по имению в селе Михайловское. Дворянка Мария Ивановна Осипова оставила такую запись в своих мемуарах: «…старушка чрезвычайно почтенная, вся седая, но с одним грешком – любила выпить».

Возможно, в стихотворении «Зимний вечер» А.С. Пушкина далеко не случайно появились такие строки:

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Хотя никаких других сведений о том, что эта уважаемая женщина когда-либо пьянствовала или (упаси Боже!) приобщала к спиртному своего знаменитого воспитанника, не существует.

Народная сказительница

Вряд ли кто-то из пушкинистов станет отрицать, что Арина Родионовна оказала заметное влияние на творчество великого поэта. Некоторые историки называют ее настоящей народной сказительницей – неистощимым кладезем старинных преданий, легенд и мифов.

Став взрослым человеком, А.С. Пушкин осознал, каким бесценным национально-культурным достоянием являются сказки, что наизусть знала его дорогая няня. В 1824-1826 годах, находясь в ссылке, великий поэт воспользовался моментом, чтобы еще раз послушать и записать волшебные истории о царе Салтане, о золотом петушке, о Лукоморье, о мертвой царевне и семи богатырях, а также многие другие. Автор вдохнул новую жизнь в эти сказки, привнеся в них свой литературный дар и поэтический взгляд.

В начале ноября 1824 года А.С. Пушкин писал своему младшему брату Льву Сергеевичу из села Михайловского, что он до обеда занимается сочинительством, затем ездит верхом, а вечером слушает сказки, тем самым восполняя недостатки своего образования. Вероятно, поэт имел в виду, что в начале XIX века дворяне совсем не изучали устное народное творчество.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – воскликнул поэт в письме к брату.

Как установили пушкинисты, со слов своей няни А.С. Пушкин записал также десять народных песен и несколько выражений, показавшихся ему весьма интересными.