Проектирование и строительство домов

Проектирование и строительство домов

» » Самые знаменитые женщины – воительницы. Самые известные женщины воительницы

Самые знаменитые женщины – воительницы. Самые известные женщины воительницы

12.10.2014 0 21595


Мировая история полна примеров, когда женщины брали в руки оружие и совершали подвиги. Были представительницы прекрасной половины рода человеческого, которых язык бы не повернулся назвать «слабым полом», женщины - профессиональные воины, наравне с мужчинами несущие ратную службу и сражающиеся с врагами. Греки называли их амазонками . На Руси же такие девы-воительницы назывались поляницами .

Еще древние греки в свое время слагали легенды о женщинах-воинах, или амазонках. Якобы жили они где-то на северо-востоке Малой Азии, на южном побережье Черного моря. Амазонки жили отдельно от мужчин, в боях были храбры, попавших в плен мужчин, пожив с ними, убивали. Родившихся мальчиков калечили или превращали в рабов. Девочек же учили верховой езде, владению оружием.

Наследницы Скифии

Подробно об амазонках писал греческий историк Геродот. Он сообщал о том, что когда-то в бою амазонок захватили в плен греки в Малой Азии. По пути в Грецию амазонки восстали, перебили охрану, но оказалось, что они не умели управлять кораблями. В конце концов, три мятежных корабля прибило к побережью Меотиды (Азовского моря).

Амазонки нашли свободные земли на левом берегу Танаиса (Дона) и стали жить там. На другом же, правом берегу обитали скифы. Как-то раз скифы сразились с незнакомыми воинами, нападавшими на их земли. Когда же по убитым противникам было выяснено, что это молодые девушки, молодые скифы связались с амазонками и стали посещать их, а потом и жить с ними. От браков амазонок и скифских юношей произошли савроматы. Таков рассказ Геродота.

Можно не доверять тому, что сообщил древний историк. Но современные археологи во время раскопок в местах, где, по данным Геродота, обитали савроматы, находят женские погребения, в которых, как и в мужских, находится оружие. Выяснилось, что и у скифов существовали женщины-воительницы.

Женщины с оружием известны и у кочевников Средневековья. В русских народных сказаниях, былинах тоже есть образ женщины-воина -поляницы.

Словами былин

В былинах поляницы по своей удали и умению владеть оружием мало в чем уступают богатырям-мужчинам. А порой и превосходят их. Название «лоляница» происходит от слова «полякование». Так называли обычай, который заключался в следующем: ищущий чести и славы воин в одиночку выезжал в чисто поле и искал там «поединщика» себе под стать. В случае победы пленных не брали, трофеи -тоже, а подтверждением победы были головы супротивников, выставленные напоказ.

Вот как в былинах выглядит северная амазонка:

Едет поляница удалая,
Удалая поляничища великая,
Конь под нею как сильна гора,
Поляница на коне будто сена копна,
Она палицу булатную покидывает
Да под облако, под ходячее,
Одною рукой палицу подхватывает,
Как пером-то лебединым ею поигрывает.

С такой воинственной дамой остерегались связываться и Алеша Попович, и Добрыня Никитич. Последний, правда, сумел жениться на одной из поляниц. Это была Настасья Микулишна - дочь богатыря-пахаря Микулы Селяниновича.

Настасья была настолько сильна и могуча, что без труда одолела в единоборстве До-брыню Никитича. Поединок их протекал весьма своеобразно. Доблестный Добрыня решил «поединоборствовать» в чистом поле с поляницей на свой лад. Он подъехал к ней сзади и ударил ее два раза что есть мочи палицей по голове. Но Микулишна и не взглянула на наглеца и даже не почувствовала удара.

Ударил Добрыня Настасью еще сильнее. Оглянулась на него богатырша и говорит: «Я-то думала, комарики покусывают. Ан то русские богатыри пощелкивают!» Схватила Добрыню за кудри и засунула в мешок. Но ее добрый конь не захотел везти двух богатырей. Вынула тогда Микулишна Добрыню из мешка и говорит: «Если стар богатырь - голову срублю, Если млад богатырь - в полон возьму. Если мне в любовь придет - замуж пойду, Не прилюбится - в ладонь складу, другой прижму, сделаю богатыря в овсяный блин».

Но Добрыня ей понравился, и сказала она ему: «Как возьмешь меня, Добрыня, во замужество, сделаешь со мною заповедь великую - отпущу тебя». Добрыня, естественно, тут же согласился на женитьбу.

Супругой богатыря Дуная Ивановича стала другая поляница по имени Настасья. Сперва Дунай сразился с воинственной девой и победил ее. Но супружеская жизнь у четы богатырской закончилась трагически. На свадебном пиру Дунай хвастал своей храбростью, а Настасья - меткостью в стрельбе из лука. Дунай принял это как вызов и устроил проверку. Настасья трижды прострелила серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная.

Дунай оказался не в силах признать превосходство жены и приказал ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попала в Настасью, и она погибла. В горе Дунай бросился на свой меч и умер рядом с женой. Из его крови и берет начало Дунай-река.

В более поздние времена появилось сказание о боярине Ставре Годиновиче и его супруге Василисе Микулишне (тоже дочери Микулы Селяниновича). И хотя супруга боярина и не называется поляницей, но она побеждает воинов князя Владимира в стрельбе из лука и в борьбе. Чем не богатырша!

Есть женщины в русских селеньях...

В историческую эпоху, о которой мы можем судить не по народным преданиям, а по письменным документам, в Западной Европе традиции жен-щин-воительниц постепенно исчезли. Однако у славян в целом и на Руси в частности они пережили века. В походах князя Святослава, согласно Льву Диакону и Иоанну Скилице, принимали участие сначала русские, а затем и болгарские женщины-воительницы. Об их существовании враги узнавали лишь после сражений, когда, мародерствуя, снимали с убитых доспехи и одежду.

Русские летописи сообщают о женщинах, принимавших участие в обороне осажденных татаро-монголами, крестоносцами, литовцами и поляками городов. Причем участвовали они, не только поднося стрелы или поливая врагов со стен кипятком и смолой, но и с оружием в руках. Известно, что в 1641 году, во время известного «Азовского сидения» в сражениях с турками помимо воинов-мужчин участвовали и казачки-наездницы. Они прекрасно стреляли из лука и наносили туркам значительный урон.

Впрочем, казачкам всерьез воевать было не привыкать. Русский военный историк Василий Потто так писал о казачках: «Женщина, вечная труженица в мирное время, в минуты опасности являлась у казаков полноправным бойцом, как и ее отец, муж, сын или брат».

Юных казачек учили ездить на лошади и драться. Девочку-казачку воспитывали как будущую жену, мать, хранительницу домашнего очага, знавшую любую работу - в том числе и мужскую. До 13 лет они даже играли в одни игры с мальчиками, постигая некоторые военные премудрости, например езду на лошади. Девушка уже могла не просто скакать верхом, но и ловко владеть арканом, луком и самопалом. Чтобы выжить в условиях Кавказской войны, нужно было уметь защищаться.


Уже более двух столетий казаки отмечают 4 декабря (21 ноября старого стиля) День матери-казачки, выпадающий на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Учредила же «бабий праздник» императрица Екатерина Великая - в честь победы в битве за станицу Наурскую. В 1774 году станицу окружил девятитысячный отряд татар и турок. Строевые казаки были в походе, и на вал, чтобы отразить натиск, вышли полторы сотни женщин.

Как отчаянно они сражались, описал моздокский комендант: «Иные с ружьями, а прочие с косами... из баб оказались такие, кто из ружей стреляли зарядов до двадцати, а одна из них, будучи с косой, у неприятеля, при устремлении его на вал к рогатке, срезала голову и завладела его ружьем».

Женщины перетаскивали пушки, били картечью. Варили смолу, лили на головы захватчиков. В ход пошел, если верить преданиям, даже чан «кипящего свиного супа»... Екатерина II наградила отважных казачек медалями и учредила в их славу праздник.

Виктор СЕРГЕЕВ

О браз дев-воительниц - популярный сюжет в мировой литературе. Амазонки, валькирии, женщины-гладиаторы в Древнем Риме и русские «поляницы» - богатырши. Само слово произошло от глагола «поляковать» - ездить в поле на ратное дело, искать воинов и вступать с ними в поединки. «Культура.РФ» вспоминает отважных воительниц из русских былин.

Борис Ольшанский. Былина. 1999. Частное собрание

Василиса Микулишна

Сергей Соломко. «Василиса Микулишна». 1911

Илья Репин. «Василиса Микулишна». 1903-1904. Государственный Русский музей

Василиса Микулишна. Кадры из мультфильма. Реж.Роман Давыдов. 1975

Богатыршей была дочь Микулы Селяниновича Василиса, которая стала женой боярина Ставра Годиновича из земли Ляховицкой, Чернигова-града. На пиру у князя Владимира боярин хвалился перед гостями своей супругой:

Во третьем терему - молодая жена,
Молодая Василиса, дочь Никулишна.
У ней белое лицо ровно белый снег,
Ягодицы ровно маковицы,
Черные брови черна соболя,
Ясные очи ясна сокола,
Ретивым она сердцем хитра-мудра.

По совету завистливых бояр князь Владимир посадил Ставра в земляной погреб, а за чудной Василисой отправил богатырей Алешу Поповича и Добрыню Никитича. Узнав о насмешках и беде, случившейся с мужем, Василиса Микулишна отстригла русые косы, переоделась добрым молодцем и отправилась в компании с 50 всадниками в стольный Киев-град. По дороге встретила богатырей-посланников Владимира и, представившись грозным послом Василисы Микулишны Василием Васильевичем, развернула столичных гонцов.

Князь устроил молодцу честной прием, но княгиня Апраксия заметила, что под мужским именем скрывается женщина: «Это Василиса ровно дочь Микулишна; / По полу она идет тихошенько, / На лавку садится - коленцы жмет» . Отважной жене пришлось пройти испытания: Василиса парилась в жаркой «банюшке-парушке», играла в карты и боролась с другими богатырями. В результате потребовала у князя освободить из заточения Ставра Годиновича и отправилась домой вместе с мужем.

Настасья Микулишна

Николай Рерих. «Настасья Микулишна». 1943. Новосибирский государственный художественный музей

Константин Васильев. «Настасья Микулишна». 1968

«Поленица удалая, дочь Микулы Селяниновича». Эксиз иллюстрации к былине о Василии Буслаеве для журнала «Шут». 1898. Государственный Русский музей

Сестра Василисы, младшая дочь Микулы Селяниновича, была женой Добрыни Никитича. Встретились они во чистом поле, куда богатырь отправился после сражения со Змеем Горынычем. В пути он увидел богатыршу удалую, решил проверить «Или нет у Добрыни силы по-старому? / Или нет у него хватки по-прежнему?» :

Догнал Добрыня поляницу, богатыршу удалую,
Ударил поляницу булатной палицей,
Да ударил ее в буйну голову.
Поляница тут назад приоглянется,
Говорит поляница таковы слова:
- Я думала, меня комарики покусывают,
А это русский богатырь пощелкивает.

В поединке поляница одолела Добрыню. Они понравились друг другу, и богатырь к ней посватался: «Свадьбой провели да и окончили». Позже князь Владимир отправил Добрыню на заставу охранять Русь-матушку от степных наездников. Настасья Микулишна подобно Пенелопе ждала своего возлюбленного долгие 12 лет. За это время к ней несколько раз сватался другой небезызвестный богатырь - Алеша Попович. Через шесть лет Добрыниной службы он привез жене весть о его «смерти», а через 12 лет - приехал вместе с князем и княгинею, чтобы играть свадьбу с поляницей. В этот раз «не хотою взяли - неволею». Добрыня вовремя узнал о торжестве и приехал на пир гостем незваным с гуслями. Поколотил Алешу Поповича, забрал Настасью Микулишну и вернулся в свой терем белокаменный.

Да и стали жить с Настасьей Микулишной,
Уж и стали жить да лучше прежнего.

Настасья Окульевна

Сергей Соломко. «Марья Лебедь белая»

Иван Билибин. «Михайло Потык». 1902

Леонид Кипарисов. «Михайло Потык и Марья Лебедь белая». 2016

«Душа-девица» Настасья Окульевна - одна из героинь сказания о богатыре Михайло Потыке. Она спасла его от происков бывшей жены, Марьи Лебеди белой. Пока Михайло сражался с врагами в чистом поле, Марья стала возлюбленной царя и уехала с ним. Вернувшись, богатырь бросился за ней в погоню, попадая по пути в ловушки хитрой жены: пил сонное зелье-вино, проваливался в глубокую яму, был превращен в горючий камешек. В последний раз, напоив богатыря, распяла Марья его в подвале на каменной стене и оставила умирать. Тогда-то и спасла Михайлу сестра царя - Настасья Окульевна:

Как этая Настасья тут Окульевна
Скорым-скоро бежала в кузницу,
Взимала она клещи там железные,
Отдирала от стены городовые
А молода Михайлушку Потыка.

Излечила от ран, достала хитростью от брата саблю и палицу богатырскую, доброго коня. Возвратился Михайло к царским палатам, убил и бывшую жену, и царя. Женился на Настасье Окульевне и стал править.

Настасья Королевична

Николай Каразин. «Дунай Иванович убивает жену». 1885

Константин Васильев. «Рождение Дуная». 1974

Сергей Соломко. «Настасья Королевична»

Настасья Королевична - возлюбленная Дуная Ивановича. Богатырь встретился с ней, когда отправился в Литву сватать князю Владимиру королевну Апраксью. Отец Апраксьи, литовский король Данила Манойлович, не отдал дочь сватам, и тогда богатыри увезли ее силой. Вслед за «добывшими невесту» отправилась сестра Настасья.

Она ехала в погоню по чисту полю,
А скакала на коне богатырскоем
Да по славну раздолью чисту полю;
По целой версты конь поскакивал,
По колен он в земелюшку угрязывал,
Он с земелюшки ножки выхватывал,
По сенной купны он земелики вывертывал,
За три выстрелы камешки откидывал.

Дунай Иванович вступил с удалой поляницей в поединок и вскоре - как это случалось и в других былинах - сделал ей предложение. А Настасья Королевична приняла его.

В Киеве отпраздновали две свадьбы. Однако Дунай Иванович с молодой женой недолго прожили вместе. Богатырь как-то похвалился своей удалью, а Настасья Королевична ему возразила: «А ничем-то ведь я не хуже тебя: сила моя есть побольше твоей, а ухваточка моя удалее тебя» .

Такая фраза задела его честь - и он вызвал жену на поединок. Каждый должен был попасть стрелой в серебряное кольцо на голове соперника. Поляница попала, а вот Дунай Иванович убил жену. Узнав, что она носила в утробе младенца, богатырь от горя вонзил в себя копье. От его крови родилась Дунай-река, а от крови Настасьи Королевичны - река Непра.

Дочь Ильи Муромца

Виктор Васнецов. Богатырский скок. 1914. Дом-музей В.М. Васнецова

И сзаду не видеть шеи белоей.

Проезжая мимо, она насмехалась над богатырями. Илья Муромец предложил своим соратникам сразиться с удалой девицей. Однако никто не решился вступить в схватку с воительницей, которая «одною рукой палицу подхватыват, как пером-то лебединым поигрыват» . И тогда богатырь сам поехал на встречу с поляницей. Бились они долго - и палицами, и копьями, и врукопашную - и вдруг разговорились. Выспросив, откуда поляница, Илья Муромец признал в богатырше дочь свою, обнял и отпустил. Однако она вскоре вернулась обратно, задумав убить спящего отца. На этот раз богатырь одолел соперницу и скормил серым волкам и черным воронам.

В былинных сюжетах Илья Муромец не раз встречался с поляницами. Среди них - и жена богатыря Савишна, и Златыгорка, родившая ему сына.

Женщины на военной службе – явление необычное даже в настоящее время. А в былые времена тем более. Впервые женщины были привлечены к службе воинству российскому при Петре Первом в военных госпиталях, на хозяйственные и санитарные работы. Это было зафиксировано в Уставе 1716 года (гл. 34).

С древнейших времён женщины вставали в ряды защитников своего Отечества, однако ради этого им приходилось скрывать свой пол, переодеваться в мужскую одежду, называться мужским именем и быть наравне с мужчинами в бою. Например, в русско-японскую войну дочь солдата и вдова «Михаил Николаевич», надевшая шаровары и сапоги, черкеску и папаху, стала волонтёром в казачьем отряде. Прекрасно зная китайский язык, она приносила огромную пользу в разведке, при допросах, на переговорах с чиновниками, поставщиками. Свой след в истории оставили ещё три женщины, служившие в кавалерии. Это жёны командира 22-го полка Громова, офицера конно-горной батареи Щёголева, смотрителя дивизионного лазарета Макарова.

Н. А. Дурова.

Наиболее известна женщина-кавалерист Надежда Андреевна Дурова. Дочь гусарского ротмистра, она родилась в 1783 году в походе, росла и воспитывалась в полку под звуки труб, топот коней. Надежда выросла влюблённой в ратное дело и презирающей женский пол. Она не представляла себе жизни без коня, сабли и с детских лет мечтала уйти на военную службу. Однажды через город, где жила Надежда, проходил казачий полк, и Дурова, переодевшись в мужскую одежду и оставив на берегу реки своё платье (чтобы создать видимость, что утонула), ушла с казаками как юноша, желающий служить Родине на военном поприще.

В 19 веке военная служба была очень престижна, и многие юноши мечтали проявить себя в походах, сражениях, заслужить славу, почести, достичь чинов. Их привлекали блеск и красота мундира, романтика походной жизни, гусарская лихая удаль. Поэтому молодые горячие головы стремились в армейские ряды.

Дурова, наслышанная о благосклонном отношении армейских командиров к самовольно являвшимся в армию даже вопреки воле родителей, рассчитывала на снисходительное к себе отношение. Её надежды оправдались. Она достаточно легко поступила в конно-польский уланский полк рядовым, назвавшись мужским именем.

Хотя Надежда прекрасно ездила верхом, хорошо стреляла, имела навыки военного дела, ей с трудом давались приёмы боя, овладение тяжёлой пикой, саблей. Несмотря на тяготы походной жизни, юная девушка не только научилась держать в руках тяжёлое оружие, унимая дрожь от напряжения, но и искусно овладела им, уничтожая в бою врагов саблей, копьём, и даже, смело вступая в схватку с неприятелем, спасала жизнь товарищам. Она стала образцовым солдатом, которого ставили в пример другим.

Боевое крещение Дурова получила в 1807 году в сражении при Гутштадте, участвовала в боях при Гейльсберге, Фридланде, где, как и под Гутштадтом, она спасла раненого товарища. Во всех сражениях молоденький кавалерист проявлял бесстрашие и отвагу.

Страдая от мысли, что отец, которого она горячо любила, считает дочь утонувшей, Надежда написала ему письмо, умоляя простить и благословить на службу Отечеству. Отец рассказал об этом родственнику, и слух о том, что девица служит в кавалерии, дошёл до царя. Александр Первый, удивлённый столь необычным обстоятельством, потребовал её к себе. На аудиенции Дурова открылась государю и попросила разрешить ей носить мундир, иметь оружие и служить в сем виде Отечеству. Царь оставил её в армии и, наградив знаком отличия Военного ордена, деньгами, повелел называться его именем с условием, чтобы Александр Александров ничем не запятнал его чести.

Дурова была переведена в самый лучший Мариупольский гусарский полк. Прослужив некоторое время в нём, она попросилась в уланы, мотивируя просьбу тем, что жизнь в гусарском полку ей не по средствам. По другой версии, более романтичной, в смелого кавалериста влюбилась дочь командира и требовала жениться на ней. Гусар Александров, не имея желания открывать свой пол, перевёлся в другой полк.

Дурова участвовала в Отечественной войне 1812 года в боях под Смоленском, Колоцким монастырём, в Бородинском сражении. Здесь она была ранена в ногу, контужена и уехала лечиться в Сарапул. После выздоровления в мае 1813 года она снова в действующей армии и опять отличается под крепостью Модлина и городами Гарбургом и Гамбургом. В 1816 году, дослужившись до чина штабс-ротмистра, Георгиевский кавалер Надежда Андреевна Дурова вышла в отставку. Как и всем офицерам, ей была назначена пенсия. Последнее время она жила в Елабуге, где скончалась в 1866 году.

Надо отметить, что Дурова не была первой женщиной, посвятившей свою жизнь ратному делу. В 1984 году «Неделя» писала о Татьяне Маркиной – предшественнице Дуровой. 20-летняя донская казачка из станицы Нагаевской, оставив на берегу реки свою одежду, переодевшись в мужское платье, поступила солдатом в пехотный полк в Новочеркасске. Волевая, энергичная, боевая, она дослужилась до чина капитана. Но её блестящей военной карьере помешало одно обстоятельство – по жалобе сослуживца ей грозил суд. Капитан Курточкин (так она называлась) вынужден был обратиться к императрице. Изумлённая Екатерина Вторая потребовала расследования с привлечением медиков. Капитан женского полка был оправдан, но военной службе пришёл конец. Получив отставку и пенсию, Татьяна вернулась в свою станицу. К сожалению, записок о себе, как Дурова, она не оставила.

В военном мундире с саблей на коне сражалась с врагами ещё одна женщина Александра Тихомирова. Заменив умершего брата – офицера гвардии, очень похожего на неё, она командовала ротой. Около 15 лет прослужила она в армии. Погибла в 1807 году, только тогда её боевые товарищи и командиры узнали, что это была женщина.

Женщин-воинов, сражавшихся в рядах русской армии были единицы. Но патриотический порыв и пылкое сердце звали многих из них если не с оружием в руках, то теплотой души и состраданием участвовать в защите Отечества. В качестве сестёр милосердия они прибывали на войну, работали в госпиталях.

Впервые целенаправленная подготовка женщин для ухода за больными и ранеными начала осуществляться Крестовоздвиженской общиной сестёр попечения о больных и раненых воинах России, учреждённой в сентябре 1854 года в Петербурге. Здесь готовились сёстры милосердия именно для работы в военных госпиталях как в мирное, так и в военное время.

В Крымскую кампанию 1853 – 1856 годов, на театр военных действий в ноябре 1854 года прибыло 120 сестёр милосердия этой общины (17 сестёр умерли при исполнении служебных обязанностей, 4 получили ранения). В основном это были представительницы высших кругов и интеллигенции. Среди них Е. Хитрово, Е. Бакунина, М. Кутузова, В. Щедрина и многие другие. Хорошо подготовленные в профессиональном отношении, исключительно добросовестные, они работали под пулями, обстрелом, вызывая удивление и восхищение у врачей-мужчин и защитников Севастополя. В дни штурма сёстры не отдыхали по двое-трое суток. Их выдержка и самоотверженность достойны поклонения. Одна из лучших сестёр милосердия Бакунина писала сестре: «Если бы я рассказала все ужасы, раны и мучения, которые я видела в эту ночь, ты бы не спала несколько ночей».

Женщины-врачи обучались в основном за границей. Но в 1872 году открылись Петербургские женские врачебные курсы, где слушательницы получали высшее медицинское образование. В сербско-турецкую войну 1867 года они уже служили врачами госпиталей и лазаретов. В числе женщин-медиков были В.М. Дмитреева, М. А. Зибольд, Р.С. Святловская. В добровольческих санитарных отрядах «частной помощи» в Сербии работали слушательницы женских врачебных курсов С. И. Бальбот, В. П. Матвеева. От Московской Александровской общины прибыло 36 сестёр во главе с княгиней Н.Б. Шаховской, награждённой медалью на Георгиевской ленте.

Н.Б Шаховская и Е.Г. Бушман. Жетон Крестовоздвиженской общины сестер милосердия Красного Креста.

Официально находиться в действующей армии на войне женщины получили право лишь в русско-турецкую войну 1877 – 1878 годов. Тогда около полутора тысяч сестёр милосердия выехали на фронт от общин Красного Креста и самостоятельно.

Русские медсестры на фронте, фото 1877 года.

Хотя в середине 19 века и бытовало мнение о том, что пребывание женщин на войне не только зазорно и бесполезно, но и опасно, женщины постепенно своим самоотверженным, подвижническим трудом добились права наравне с мужчинами работать врачами. Они самостоятельно оперировали, ничуть не уступая мужчинам. Об этом свидетельствует их деятельность, например, в 47-м военно-временном госпитале. «Состоявшими при нём женщинам-врачами было произведено много операций, как то: г-жа Бантле произвела ампутацию бедра и экзартикуляцию всех пальцев, Соловьёва – ампутацию бедра… Матвеева – резекцию локтя, ампутацию голени, плеча, операцию Лисфранка, Остроградская – ампутацию голени», - писал участник тех событий П.А. Глинский.

По окончании войны Александр Второй признал за женщиной право на звание врача и наградил особой серебряной медалью «За храбрость» шесть сестёр милосердия, наиболее отличившихся при оказании помощи раненым на поле боя: Бойэ, Духонину, Ольхину, Полозову, Эндельгардт, Юханцеву.

Признание и награды давались нечеловеческим трудом, порой ценой жизни. Умерли от эпидемии тифа студентка Петербургских женских врачебных курсов В.С. Некрасова, сёстры милосердия баронесса Ю.П. Вревская, О.К. Мягкова, П.В. Местергази-Селенкена, М. А. Ячевская.

В письмах с фронта, дневниках, воспоминаниях сёстры милосердия писали об обстановке на полях сражений, атмосфере, царившей в войсках, о личном отношении к событиям, настроении. Интересны записки сестры милосердия Петриченко. Она писала: «Вся площадь холма буквально покрыта ранеными, то лежащими без движения с искажёнными от муки лицами, то корчащимися в предсмертных судорогах; приходилось лавировать, проходя, чтобы не задеть кого из них; отовсюду раздавались раздирающие душу стоны.

… Работали всю ночь, при свете фонарей, переходя от одного раненого к другому, ни останавливаясь ни минуты, но что же это могло значить при такой массе раненых. Нас было три, да ночью ещё прибыло четыре сестры Крестовоздвиженской общины, и только… а раненые всё прибывали… Обмываешь и перевязываешь какую-нибудь страшную рану, а тут рядом, кругом воспалёнными устами то просят пить, то мучаются в агонии… Руки дрожат, голова кружится, и то сознания своего бессилия, от невозможности помочь всем в сердце какая-то острая боль… Многие из офицеров, заходившие к нам на полчаса, находили, что быть в огне, т.е. в сражении, несравненно легче…»

О трудностях и титанических нагрузках сестёр милосердия говорят цифры: в боях на Шипке было огромное количество раненых и больных, при этом всего 4 сестры приходилось на 3000 раненых. Медикаментов, перевязочных средств не хватало. Сёстры рвали на бинты свои платья, бельё, отдавали сапоги, оставаясь босыми, пищу, не жалели ничего для выздоровления больных и раненых. Не может оставить равнодушным, например, поступок сестры Лебедевой, которая добровольно позволила вырезать у себя 18 кусочков кожи для заживления ран генерала Комарова.

Знак отличия Красного креста первой и второй степени (женский).

19 февраля 1878 года учреждается знак отличия Красного Креста первой и второй степени с надписью «За попечение о раненых и больных воинах» на ленте ордена св. Александра Невского. В статуте его было записано, что лицам, пожалованным знаком отличия Красного Креста, дозволяется изображать его в гербах, если таковые имеются, и в печатях. Почти все сёстры – участницы русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов были награждены этим знаком.

По материалам Ю.Н. Иванова.

Древним миром правили мужчины. Сильные воины, умевшие противопоставить врагу сталь и ловкость, с презрением смотрели на женщин, способных разве что рожать детей и готовить пищу. Однако, история знает немало храбрых воительниц, в одиночку способных противостоять вражеским войскам. Вот 10 девушек, сумевших доказать, что поле битвы не знает гендерных различий и ценит лишь воинскую смелость.

Принцесса Пиньян

Принцесса Пиньян была дочерью Ли Юань, который основал династии Тан. Когда Ли Юань начал свой бунт Пиньян собрала в помощь отцу армию крестьян и захватила контроль над округом Хуахин. В 617 г. н.э., она захватила столицу династии Суй и стала первой женщиной в Китае получившей титул маршала.

Хидна

Хидна из Скиона училась плавать с самого детства, что пригодилось всей Греции. Разбив спартанцев в битве при Фермопилах, персы шли на Афины, скрытно отправив флот вниз по побережью. Хидна сумела проплыть десять километров в бурю, следя за передвижением флота, а затем подала знак афинским судам для атаки. Сама бесстрашная воительница заняла место на флагмане и погибла при первом же столкновении с персами.

Жанна д’Арк

Историю Орлеанской девы знает каждый школьник, но историки до сих пор не понимают как объяснить чудесное превращение обычной селянки в грозную воительницу, сумевшую разбить английскую армию. Жанну судили как ведьму и сожгли на костре, затем канонизировали и причислили к лику святых.

Графиня де Монтфорт

В 1300 году город Жанны де Данпьер осадила армия врагов. Муж девы-воительницы пал на стенах, после чего она надела его доспехи и приняла командование. Сумев снять осаду с города, Жанна собрала отряд из нескольких сотен воинов, вышла в поле и наголову разбила осаждавших.

Матильда Тосканская

С пятнадцати лет Матильда участвовала в кровавых сражениях. Ее выдающиеся способности военачальника использовал сначала Папа Григорий, а затем Папа Урбан. Отдав войне тридцать лет, Матильда удалилась в монастырь где и окончила свои дни.

Корделия

История британской королевы Корделии нашла отражение во многих сагах. Девушке пришлось править страной после смерти своего отца, Лира Британского. Корделия покончила с собой в плену, а Шекспир ввел ее героиней в трагедии «Король Лир».

Мавия

Во время правления императора Валента союз полукочевых арабских племен прорвал границу и вторгся на территорию Римской империи. Во главе кочевников стояла Мавия, женщина-воин. Римский полководец Созомен с презрением смотрел на племена, согласившиеся подчиняться женщине, за что и поплатился собственной головой в первой же стычке с Мавией.

Кинана

Император Нерон лишил предводительницу независимого племени иценов титула, что спровоцировало знаменитое антиримское восстание 61 года. Боудикка правила своим войском с боевой колесницы и сумела одержать ряд побед над римскими легионами. В последней битве воины Цезаря окружили иценов, но Боудикка предпочла отравить себя ядом болиголова, чтобы не попадать в плен.

Амазонки Древней Руси

Амазонки, легендарные женщины-воительницы, которые прижигали себе правую грудь, чтобы облегчить стрельбу из лука, страстно ненавидели мужчин и допускали их к своему телу лишь раз в год для продолжения рода. Длительное время учёные спорили о том, существовали ли амазонки на самом деле или были плодом фантазий древних историков и путешественников, однако последние находки археологов подтвердили их реальность.

Несмотря на последние находки археологов , об амазонках до сих пор известно очень мало. Ещё недавно многие историки довольно недоверчиво относились к свидетельствам о женщинах-воительницах греческого историка Геродота, который в своих трудах в качестве источников широко привлекал мифы и легенды. Если верить Геродоту, существовало гордое и свободолюбивое племя женщин-воинов, виртуозно владеющих оружием и презирающих мужчин.
Чтобы продолжить свой род, амазонки иногда всё же встречались с мужчинами, но из родившихся детей оставляли у себя только девочек.
Мальчиков, по одним источникам, просто убивали, по другим — отправляли их к отцам. Случалось, что амазонки до конца своей жизни оставались девственницами, ведь, чтобы познать мужчину, по словам Геродота, надо было убить хотя бы одного врага, конечно, им был представитель «сильного пола».
Стрельба из лука являлась у амазонок одним из главных воинских приоритетов, они даже шли на страшную операцию — прижигание правой груди, которая мешала им натягивать тетиву и прицеливаться. Возможно, значение лука для этих женщин-воинов заключалось в нанесении максимального поражения врагу на расстоянии, но и в рукопашной схватке амазонки были страшны, особенно когда со страшным визгом бросались на врага, размахивая боевыми топорами. Представьте себе шок мужчин, когда после града стрел на него обрушивалось такое вопящее, визжащее и грудастое воинство… Пока они приходили в себя, часто было уже поздно — амазонки одерживали верх.
Сомневаюсь, что амазонки выглядели так привлекательно, как их обычно показывают в приключенческих сериалах: отсутствие одной груди, боевые шрамы, поджарое мускулистое тело, кривые ноги от «кавалерийской жизни» — всё это вряд ли особо привлекало мужчин. Хотя, не исключаю, что я ошибаюсь, ведь похитил же легендарный Тесей, победитель Минотавра, царицу амазонок Антиопу. Тесей считал её прекрасной, что ж, давно известно, во все времена критерии красоты довольно сильно различались. Это похищение окончилось большой войной: амазонки, пытаясь отбить свою царицу , даже завоевали Аттику, потребовались определённые усилия, чтобы изгнать их оттуда. До сих пор в Афинах можно увидеть на северной стороне Парфенона барельефы, на которых изображены сцены сражения с амазонками.
Об амазонках упоминается в «Илиаде» Гомера, а поэт Павсаний (2-й век) даже утверждал, что женщины-воительницы приходили на помощь троянцам, но были разбиты греками. Согласно одним источникам, царство амазонок со столицей Фемискирой находилось в Малой Азии у реки Фермодонт, а древнегреческий историк Диодор Сицилийский помещал амазонок на границы обитаемого мира. Любопытно, что, по его данным, амазонки всё же жили с мужчинами, которые выполняли вместо женщин всю домашнюю работу: заботились о детях, готовили пищу… В военных кампаниях эти домовитые мужички не участвовали. По мнению же Плутарха, амазонки обитали в Причерноморье.
Очень многие писали об амазонках, но известные источники всё же не позволяют точно определить местоположение их царства. Может быть, это связано с постоянной миграцией женщин-воительниц? Сейчас это предположение находит некоторое подтверждение в находках археологов . Захоронения женщин с боевым оружием обнаружены даже на территории Казахстана. Считается, что они принадлежали к племени кочевников-сарматов и вполне могли быть искомыми легендарными амазонками. Именно к сарматским и скифским племенам кочевников, скорее всего, и принадлежали амазонки. Вероятно, они не вели оседлого образа жизни и постоянно кочевали, возможно, иногда на огромные расстояния из-за угрозы врагов или засухи. Этим и объясняется такое разночтение в определении места царства воинственных женщин.

Уцелевшие островки матриархата

Историки считают амазонок уцелевшими островками матриархата на заре человеческой истории. Практическое отсутствие исторических сведений о них довольно своеобразно объяснила одна из учёных-феминисток: «Мужчины приложили все усилия, чтобы уничтожить любые напоминания о былом царстве женщин. Древние историки дружно обошли эту эпоху молчанием. Единственное, что можно утверждать с уверенностью: в истории человечества был этап, когда женщина взяла на себя функции руководителя и защитника».
Позволю себе не согласиться с этим мнением. Наоборот, экзотические женщины-воительницы всегда интересовали мужчин и обнаружение некого подобия амазонок в любой части света всегда отражалось вотчётах путешественников . Так, даже Христофор Колумб во время своего путешествия, узнав от индейцев о каком-то острове, где живут одни женщины, загорелся идеей открыть царство амазонок. Он даже назвал группу островов Виргинскими (острова Дев). Марко Поло также описал открытый им остров рядом с Южной Индией с чисто женским населением.
Любопытно, что и конкистадоры пытались разыскать в Южной Америке амазонок. Один из участников похода Франсиско де Орельяны даже описал сражение, которое произошло между испанцами и женщинами-воинами, вооружёнными луками и стрелами. По его словам, они были высокими и белокожими, с длинными волосами, заплетёнными в косы. Было это фантазией вояки или этот бой произошёл на самом деле, кто знает? До сих пор время от времени появляются сообщения об обнаружении племён женщин в малоисследованных районах бассейна реки Амазонки. Пока трудно сказать, являются ли они газетными утками или в них есть какая-нибудь доля истины.
О воинском искусстве женщин, о том, что амазонки вполне реально могли существовать, свидетельствуют и более конкретные данные. Известно, например, что у последнего царя Дагомеи была охрана из 4 тысяч чернокожих женщин-воинов, свирепых и беспощадных. Почти амазонки существовали в Чехии ещё в 8-м веке, их резиденцией был «Замок девственниц» на горе Видолве.
Они грабили окрестных крестьян и делали своими рабами мужчин. Предводителем этой женской вольницы была прекрасная Власта. Вместе со своими подругами-воинами она погибла в бою, когда мужчины наконец-то решили навести порядок.

Амазонки жили на Руси!

Пожалуй, не стоит искать страну женщин-воительниц на далёких берегах Амазонки и в жаркой Африке, она находилась на Руси. На карте Карла V, датируемой 16-м веком, между Волгой и Доном (район Азовского моря, Татарии, ниже Волго-Донского волока) написано «AMAXONYM», это и есть страна амазонок.
А вот что пишет историк Мавро Орбини (16-17 века) в весьма любопытной главе «Об амазонках — славных воинах славянских», помещённой в одну из его книг: «К светлости славы рода Славянского прилагается храбрость жён сего народа. А более всего — АМАЗОН, которые были жёнами сарматов славян; жилища их были при реке Волге». Согласно историку, «амазоняны» прошли всю Малую Азию, «под иго взяли Армению, Галатию, Сирию, Киликию, Перейду», принимали участие в Троянской войне «и пребывали тверды в державстве своём даже до времён Александра Великого ».
Есть упоминание об амазонках и в русской «Повести временных лет», только тут их называют «мазовняне». В этом древнерусском тексте идёт речь и о том, что амазонки постоянно не живут с мужчинами, а встречаются лишь с целью появления потомства, причём мальчиков убивают, а воспитывают только девочек. Вот этот отрывок: «И мазовняне же мужа не имут… но единою летом к вешним днём оземьствени будут, и сочтаются со окрестных… Аще родится отроча, погубятъ, аще ли девическъ полъ, то воздовать и прилежно въепитаютъ».
Конечно, можно приводить сколь угодно много самых различных письменных упоминаний об амазонках, однако при большом желании их все можно объяснить кочующим от народа к народу мифом о женщинах-воительницах. Неудивительно, что рассказ Геродота об амазонках высмеивал ещё древнегреческий географ и историк Страбон (64/63 до н.э. — 23/24 н.э.), он писал: «Кто поверит, что когда-то могла существовать армия женщин, созданная без участия мужчин, и такая слаженная, что совершала набеги на земли соседних народов. Рассказать такое — всё равно что заявить, будто в те времена мужья играли роль жён, а жены — мужей…».
Подобный скептицизм можно искоренить только вполне материальными доказательствами и они, к счастью, есть! Думаю, что останки амазонок в курганах находили уже давно, но одни курганы ещё в древности были разграблены, в других скелеты были значительно повреждены, не всегда находились специалисты, способные отличить сильно фрагментированные женские останки от мужских. Тем более в курганах находили оружие , что сразу наводило на мысль о мужском захоронении.
Амазонки были как среди скифов, так и среди сарматов. Их захоронения обнаружены на территории России и на Украине. Пожалуй, одно из первых захоронений амазонок было обнаружено при вскрытии кургана в Воронежской области в начале 90-х годов 20-го века. Это было захоронение скифского периода, в нём находился женский скелет, рядом с которым лежали дротики и колчан со стрелами. В могиле археологи нашли и бусы. Сначала учёные, конечно, не поверили в находку захоронения амазонки, они предположили, что в кургане первоначально были погребены мужчина и женщина. По их мнению, мужской скелет мог быть выброшен или перенесён при разграблении могильника. Однако в таком случае в захоронении наверняка бы остались фрагменты мужского скелета, но московским антропологам обнаружить их не удалось, получалось, что в кургане была погребена именно женщина, и оружие принадлежало ей.
В 1995 году учёные нашли в Краснодарском крае ещё два захоронения амазонок, рядом со скелетами лежали колчаны со стрелами, кинжалы для рукопашной схватки. Одна из захороненных, по оценке антропологов, была 14-летней девушкой, её кости ног выдавали в ней умелую наездницу — они были искривлены из-за постоянной езды верхом.
В 1998 году археологи нашли сразу шесть захоронений амазонок в Воронежской области (Острогорский район). Газета «Московский Комсомолец» так писала о данном открытии: «Как установили специалисты института, это были женщины 20-25 лет (средняя продолжительность жизни человека в то время составляла 30-40 лет), среднего роста и современного телосложения. В их могилах помимо оружия нашли золотые серьги, детали веретена, костяной гребень с изображением гепарда и практически в каждой гробнице — бронзовое или серебряное зеркало».
В 90-х годах 20-го века археологи проводили раскопки курганов в Поволжье, а в 2005 году в этом районе работала международная экспедиция. Хотя во многих курганах были погребены мужчины, встречались и женские захоронения, причём в них лежали добротное оружие и ценные, в том числе и золотые, погребальные дары. Исследование женских останков показало, что при жизни они много ездили верхом. В результате археологических раскопок оказалось, что из всех изученных в нижнем течение реки Волги курганов пятая часть принадлежала женщинам-воительницам.
А к 2006 году курганы с захоронениями амазонок были обнаружены археологами и на Дону. Доктор исторических наук В. Гуляев рассказал об этих находках следующее: «Наша экспедиция установила (благодаря постоянному присутствию антропологов), что в шести из 59 исследованных курганов у сел Терновое и Колбино были похоронены вооружённые молодые женщины из знатных семейств. Рядом с ними — обычный набор оружия: пара дротиков, копьё, лук и стрелы с бронзовыми и железными наконечниками. Затем дорогие ювелирные украшения греческого производства и предметы чисто женского обихода — бронзовые зеркала, серьги, бусы, пряслица из глины и свинца».
Сейчас вполне можно сказать, что в 30 км от Ростова-на-Дону невдалеке от развалин античного города Танаис найдены захоронения целого отряда амазонок. В одном из таких захоронений был обнаружен скелет молодой девушки, рядом с которым лежали щит и короткий меч. Кости ног девушки были искривлены, что свидетельствовало о постоянной езде верхом. И подобных захоронений здесь найдено немало. Старший научный сотрудник археологического музея-заповедника «Танаис» Валерий Чеснок уверен, что амазонки жили на территории современной России, ведь на древних картах реку Дон нередко называли рекой амазонок.
Любопытно, что по историческим меркам женщины-воительницы существовали на Руси совсем недавно, всего несколько столетий назад. Известно, что в 1641 году во время известного Азовского сидения в битве с турками помимо воинов мужчин участвовали и казачки-наездницы. Они прекрасно стреляли из лука и наносили туркам значительный урон.
На Руси женщин-воинов называли «полоницами» (в некоторых источниках — «поляницами»), они стали героями русских былин и сказок, а вот исторические сведения о них приходится собирать буквально по крупицам. Однако в свете последних находок в Поволжье и на Дону учёным явно предстоит пересмотреть нашу