Когда нужно благоустроить свой приусадебный участок, стараешься не пропустить любую мелочь. Например, въезд на участок будет намного лучше, если он будет оборудован дренажной трубой.
Многие дачники и владельцы своих домов стараются вокруг всего периметра строения сделать специальные канавы, предназначенные для отвода дождевой воды.
Такие рвы часто становятся помехой для проезда автомобиля. Чтобы такого не происходило, укладывается дренажная труба в канаву. Подобный монтаж требует учета нескольких важных факторов, которые будут описаны в этой статье. Будут рассмотрены более подробно вопросы укладки трубы в канаву на заезд, и с какими проблемами придется столкнуться при строительстве дорог. О них должен знать каждый, занимающийся такой работой.
Очень важно правильно выбрать подходящую трубу. Очень большое значение имеет ее прочность. Она должна выдерживать большие нагрузки и не деформироваться. Даже для одного автомобиля не стоит создавать облегченную конструкцию.
Помните! Такая работа состоит из многих операций, некоторые из них невозможно выполнить без помощи специальной техники. Так как такие машины имеют внушительный вес, прочность трубы желательно выбирать с троекратным запасом.
Обычно когда проводится устройство дренажной канавы, устанавливаются определенные виды труб.
Стальные. Изделия из этого материала применяются уже много лет. Вопросы коррозии решаются толщиной трубы. Для канавы выбирают толстостенные трубы. Их можно свободно эксплуатировать более 40 лет.
Бетонные. Трубы большого диаметра и массы. Установка таких изделий просто невозможна без тяжелой спецтехники. Однако бетонная труба в канаву редко разрушается, она способна работать очень долго без потери своих свойств.
Железобетонные лотки. Применяются очень редко, так как их установка и монтаж стоит очень дорого. Лотки не обладают высокой прочностью, это довольно хрупкие сооружения, работать с которыми можно только имея специальное оборудование.
Пластиковые. На строительном рынке можно приобрести изделие, имеющее большой диаметр, – гофрированная пластиковая труба. Особенность строения таких конструкций позволяет им свободно выдерживать большие механические нагрузки. К преимуществам пластмассы можно отнести:
Довольно часто хозяева собственных участков стараются самостоятельно смонтировать систему, пропускающую скопившуюся воду. Пластиковая труба в канаву больших размеров используется для этого чаще всего. Для создания жесткости трубу опоясывают армирующей сеткой. Затем вся конструкция заливается бетоном. Такие работы не требуют больших финансовых вложений, но работать они будут долгие годы.
Ширина проезда должна быть больше четырех метров. Иначе грузовой автомобиль просто не сможет проехать. Каждая сторона должна иметь один метр защитной зоны. Она не подвергается большому эксплуатационному давлению.
В принципе ширина участка, подвергаемого планированию, достигает 6 метров. Это отлично сочетается с длиной труб, выпускаемых на заводе, для создания дренажной системы.
При планировании решается задача создания определенного профиля канавы, учитывая при этом ширину проезда. Она не должна иметь сужений, не допускаются всевозможные изгибы. На участке проезда автомобиля траншея делается в виде своеобразной перевёрнутой трапеции, имеющей плоское дно.
Ее ширина может находиться в диапазоне 40 см – 1 метр. Размер берется на основании диаметра уложенной трубы. Чтобы исключить всасывание трубы в почву , ее дно делают немного углубленным в виде прямоугольного приямка с глубиной около 250 мм. Такой приямок необходим для создания несжимаемой подсыпки.
Проводить подрезание стенок траншей нужно постоянно. Накапливающимся грунтом выравнивают прилегающие участки. Когда разница между сторонами канавы будет составлять 20–30 см, операцию выравнивания лучшего всего делать только свежевыкопанным грунтом.
Если разница намного больше, верхняя часть делается из кварцевого щебня размером 30–35 мм, выдерживая толщину более 1 см.
Каждая защитная зона, расположенная слева и справа, обязательно должна расширяться. Для этого в стенке рва делаются 0,5 м зарезы. Их откапывают по краям насыпи до самой высокой береговой точки.
Если ширина канавы превышает пять метров, делается дополнительный заход с захватом полметра ровного участка.
Сделанный приямок засыпается дорожным щебнем размером 50 мм. Чтобы наклонные траншеи имели постоянную глубину (ориентировочно 60 см) зарезы также заполняются этим щебнем.
Поперёк проезда, заняв всю ширину, кладется проточный канал. Нижний край должен находиться ниже дна траншеи или иметь одинаковую высоту.
Для создания такого канала берется футерованная металлическая труба с диаметром 300–500 мм,
Наружная поверхность трубы обязательно должна краситься или смазываться битумной мастикой. Края таких труб из-за малого сечения нужно обязательно закрывать сварной решёткой. Размер ячейки не должен превышать 150 мм. Решетка будет спасать от появления засора.
При очень широком канале в разы падает возможность его заливания. Если диаметр просвета превышает 600 мм, эту трубу можно поставить в группу обслуживаемых систем.
Траншеи большого сечения желательно монтировать из железобетонных колец, оборудованных замком-четвертью. Подобный эффект дадут П-образные изделия, сделанные из бетона. Лотки устанавливают перевернутыми примерно так же, как происходит прокладка теплотрассы.
Можно также использовать дорожные гофротрубы с ребрами жесткости.
Важно! От ширины канала зависит вид профиля канавы, когда выполняется планирование. Дно перевернутой трапеции должно иметь ширину, превышающую диаметр трубы. Обычно выдерживается 30–40 см.
Помните, что даже если уклон канавы достаточно большой, проточная труба обязательно должна быть положена строго горизонтально. Несоответствие уровней компенсирует увеличенный диаметр.
«Зарезы» по краям призваны защитить насыпь, чтобы не произошло выдавливания. Чтобы насыпь не рассыпалась, делаются специальные борта, которые укрепляются самыми разными материалами:
Опалубку устанавливают так, чтобы край траншеи выступал за ее пределы на расстояние 100 мм. Чтобы облегчить такую работу, можно дно канавы закрыть смесью ПГС. Она выровняет поверхность и закроет трубу. Потом сделать нормальные борта.
Они должны быть установлены выше края на расстоянии 150-200 мм. Высшая точка борта берется за начало координат, от которых начинает прокладываться дорожное покрытие, а также слой подсыпки.
В результате полученная поверхность должна возвышаться над прилегающей территорией в районе 50–100 мм.
Когда обустройство бортов закончено, внутренняя часть траншеи заполняется щебнем так, чтобы его уровень был ниже верхних точек на 250 мм.
Затем, отступив внутрь от бортов 80 см, выполняется укладка бордюрных камней. Их ширина не должна превышать 100 мм.
Чтобы ребро имело фаску, опалубка сверху набивается штапиком. Если ориентироваться по нему, становится достаточно просто выровнять смесь.
Обочину от клумбы разделяет бордюр, поэтому получившееся свободное пространство лучше сразу полностью засыпать чернозёмом.
Идеальным считается вариант, когда длина бордюров равняется длине бортов. Иными словами, были предварительно выкопаны две маленькие траншеи по всей длине проезда.
Чтобы въезд стал более удобным, особенно когда требуется сделать поворот, торцы клумб должны иметь острый угол.
Для обустройства проезжей части была создана прямоугольная выемка, огороженная бордюрами. Глубина выемки достигает 250 мм. Мелкой фракцией щебня засыпаются свободные 100 мм. Насыпанный щебень хорошо трамбуют и два–три раза поливают водой.
В это время нижние слои начинают проседать, поэтому нужно постоянно добавлять щебень пока не прекратиться усадка.
Тротуарная плитка, асфальтовое покрытие укладываются в оставшиеся свободные 150 мм.
Такой проезд никогда не будет проседать. На нем можно сделать любое покрытие или оставить все как есть.
Намного важнее сделать грамотное оформление клумбы, а также прилегающие участки траншеи. Для создания красивого вида, вдоль всего проезда можно посадить цветы, украсить газонной травой. Примерно 3 метра прилегающих участков траншеи требуют укрепления склонов.
Для этого высаживают особые влаголюбивые растения, имеющие разветвлённые корни:
Красиво смотрится живая изгородь. Когда проведено озеленение таких мест, склоны получают защиту от эрозии. Рельеф смотрится более гладким, на поверхности не скапливается талая вода.
ВОПРОС: В чем отличие гофрированной одностенной трубы от двустенной? В чем ее недостатки?
ОТВЕТ:
Гофра изготавливается обычно двустенной, если она не является тонкой дренажной. Благодаря этому можно без увеличения объема материала получить довольно прочную трубу.
Изготавливаются, конечно, одностенные гофротрубы, но чтобы получить аналогичную прочность, требуется намного больше сырья. Стоимость такой трубы становится дороже.
При недостаточном количестве материала свойства трубы становятся хуже. Такая труба может не выдержать большую нагрузку и лопнуть.
Кроме того, одностенная труба для канавы может зарасти илом, в нее может попасть песок. Придется постоянно заниматься промывкой.
ВОПРОС: Зачем трубе, укладываемой в канаве, высокая упругость?
ОТВЕТ: Когда на трубу в канаву на заезд к участку действует высокое давление, например, проезжает машина, она сжимается и становится овальной. Можно сказать, что она слегка пружинит.
При низком коэффициенте упругости такая труба не может пружинить, она просто накапливает напряжение. Наступает момент, когда она ломается. Такое поведение характерно металлическим и бетонным изделиям. Модуль упругости бетона равен нулю, металлические трубы могут пружинить только пока новые. При давлении эти трубы трескаются или ломаются.
ВОПРОС: Существуют ли водопроводные пластмассовые трубы большой толщины?
ОТВЕТ:
Да такие трубы существуют, но так как им приходится справляться с высоким давлением водного потока, они изготавливаются с толстой сплошной стенкой. Эта труба имеет большой вес и стоит очень дорого.
ВОПРОС: В чем отличие гофротрубы от ЖБ изделий?
ОТВЕТ: Если говорить коротко, то главным отличием считается:
Может показаться довольно странным, что изделие из пластика намного прочней металлической или железобетонной трубы для канавы на заезд к участку. Объяснение очень простое: она делается гофрированной и двустенной.
Благодаря этим характеристикам, прочность трубы, так называемая кольцевая жесткость (SN), достигает 16 единиц. Для проезда тяжелого автомобиля с сыпучим грузом вполне достаточно иметь жесткость SN8.
При строительстве дорог и открытых площадок всегда возникает масса проблем. Часто такой проблемой становится неправильно спроектированная конструкция дорожного полотна относительно общего ландшафта, в результате чего любые атмосферные осадки основательно затапливают дорогу.
Конечно, у такой проблемы есть решение – достаточно лишь вырыть открытый ров, в который будет стекать вся вода – но этот ров необходимо как-то пересекать. Чтобы таких затруднений не возникало, достаточно уложить водоотводящую трубу в канаву. Именно об этом пойдет речь в данной статье.
Поскольку попросту засыпать выкопанную канаву нельзя, ведь она из-за этого просто размоется водой, приходится использовать дренаж, обеспечивающий отвод стекающей воды. Для дренажа выполняется укладка трубы в канаву, пространство над которой засыпается грунтом, и по полученной конструкции можно будет спокойно проехать на автомобиле.
Несмотря на кажущуюся простоту, канава с дренажом является инженерным сооружением, поэтому конструкцию приходится грамотно рассчитывать и обустраивать с соблюдением ряда правил, которые нужно изучить перед тем, как уложить дренажную трубу в канаву.
Выбирая трубы для проезда через канаву, нужно отталкиваться от следующих показателей:
Достаточно популярным и эффективным материалом для укладки в канаву являются пластиковые гофрированные трубы. Их габариты могут варьироваться в очень широких пределах: диаметр стандартных изделий составляет от 200 до 1000 мм, толщина стенки – от 22 до 140 мм, а длина – от 1 до 6 м.
При изготовлении пластиковых труб соединяется несколько слоев сырья, в результате чего получается монолитная конструкция. В качестве сырья для гофрированных изделий используется первичный полиэтилен или полипропилен высокой плотности. Очень важно, чтобы в процессе производства в материал не добавлялось вторичное сырье – такое смешивание является причиной существенного снижения упругости готовых изделий.
Для определения упругости гофрированной трубы достаточно надавить на ее ребро – при наличии примесей материал не вернется в исходное состояние, в то время как изготовленные из первичного сырья изделия примут первоначальный вид. Также нужно знать, что внешний слой таких труб, по сути, является легким защитным кожухом, при помощи которого удается достичь высокого показателя жесткости и необходимой толщины стенок, не утяжеляя конечные изделия. При возникновении нагрузки пластиковая труба для въезда на участок через канаву слегка прогибается, но именно за счет этого качества данный материал удерживает форму и целостность.
Роль упругости данного материала нельзя недооценивать, ведь именно этот показатель дает возможность трубам при необходимости изгибаться, не испытывая деформирующих внутренних нагрузок. При уменьшении внешней нагрузки труба возвращается в прежнее состояние, не прекращая выполнять свои прямые функции. Правильное обустройство канавы с уклоном даст возможность трубопроводу очищаться самостоятельно, но даже при отсутствии уклона труб будет гораздо проще чистить – пластик очень гладкий, и различные твердые примеси к нему не прилипают.
Жесткость трубы обозначается символами SN и может составлять 4, 6, 8 и 16 kH/м2. Числовое значение демонстрирует прочность трубы, которая выражается в давлении на один квадратный метр, и допустимую глубину прокладки (от 2 до 8 м). Вариативность жесткости позволяет использовать гофрированные пластиковые трубы на заезд через канаву в самых разных местах – от загородных участков до аэродромов.
В целом, гофрированные пластиковые трубы имеют массу положительных качеств:
Из недостатков можно отметить разве что боязнь открытого огня и полное неприятие ультрафиолетовых лучей, при попадании которых гофрированные пластиковые трубы начинают очень быстро разрушаться.
Еще один хороший материал для укладки в канаву – трубы из железобетона. Они тоже достаточно популярны в строительстве и имеют солидный спрос. Конструктивно жб труба для канавы состоит из армирующего металлического каркаса, который заливается бетоном, в результате чего получается монолитное изделие. Бетонный слой, находящийся снаружи, обеспечивает хорошую защиту металлического каркаса от коррозии. Производство железобетонных труб осуществляется методом центрифуги и вибропрессовки. В последнем случае удается достичь максимальной прочности и качества продукции.
Габариты железобетонных изделий варьируются в довольно широких пределах, хоть и слегка уступают в этом пластиковым трубам: диаметр труб из железобетона составляет от 300 до 1200 мм, толщина стенок – от 140 до 400 мм, а длина – от 2,5 до 5 м. Впрочем, есть и еще одно отличие от пластиковых труб – большой вес, который колеблется в пределах от 0,5 до 1,5 тонн.
Существует два класса жесткости труб из железобетона:
Согласно нормам, используемый в производстве таких изделий бетон должен иметь достаточный уровень водонепроницаемости (W6), низкую степень водопоглощения (не более 6% от собственной массы) и класс морозоустойчивости не ниже (F200). Помимо всего прочего, действительно хороший бетон способен препятствовать деформациям, возникающим в трубопроводе из-за движений воды.
Перечень положительных качеств железобетонных труб достаточно обширен и включает в себя:
Из недостатков, которые имеют бетонные трубы для канавы, можно выделить разве что слишком большие габариты и вес, которые полностью исключают возможность укладки трубопровода без использования спецтехники – а это автоматически поднимает стоимость и увеличивает сложность проведения работы.
Главной задачей, ради которой трубы укладываются в канаву, является прохождение воды только через трубопровод, без попадания в грунт. Чтобы добиться такого результата, нужно четко соблюдать технологию монтажа трубопровода и следить за качественным выполнением всех пунктов.
При обустройстве заезда над канавой обычно используются трубы диаметром 350-500 мм – таких размеров будет достаточно для прохождения воды, при этом особых сложностей в прочистке трубопровода не будет. Укладывать трубы под дорогу под заезд, которые до этого уже где-то использовались, не рекомендуется – проверить их состояние крайне проблематично, поэтому никаких гарантий эффективности собранной системы не будет.
Пластиковая или стальная труба в канаву укладывается по следующему алгоритму:
Заключение
Укладка трубы в канаву – процесс трудоемкий, но вполне реализуемый. Путей решения проблемы много, а неизменной остается лишь цель – предотвратить подтопление участка и создать надежный заезд для транспорта.
Канава на заезде в частные участки, поселки – это настоящая проблема. Засыпать ее нельзя, ведь она играет важную роль в ликвидации осадков с дороги, предупреждении заболачивания. В это же время, въезд на территорию на автомобиле затрудняется, особенно если это грузовая машина. Оптимальное решение в этой ситуации – укладка трубы. Конструкция не мешает движению стоков и осадков, и создает необходимые условия для беспрепятственного проезда машины.
Для конструкций в канаву на заезд подойдет не каждый материал. Рассмотрим оптимальные решения для труб:
Выбор трубы в канаву зависит от ваших личных предпочтений, финансовых возможностей, а также условий эксплуатации. Увидеть различные типы конструкций вы можете на фото. При покупке обратите внимание на стоимость, потребительские характеристики, вес и прочность изделия.
Установит трубу в канаву на заезд вполне возможно самостоятельно. Для работы понадобятся дренажная конструкция нужного размера, щебень и песок. Почему именно дренажные трубы? Это наиболее оптимальный вариант благодаря разнообразию размеров и своим характеристикам. Для работы по установке трубы в канаву на заезд своими руками потребуются следующие материалы и инструменты:
Монтаж своими руками выполняется следующим образом:
Устанавливается труба в канаву на заезд довольно быстро. Это простая работа, не требующая специальных знаний. Однако многое зависит от диаметра и веса трубы. Если эти показатели большие, возможно понадобится специальное оборудование. Посмотреть, как монтируется труба в канаву на заезд своими руками, вы можете на фото.
При благоустройстве приусадебного участка мелочей не бывает. Так, въезд на территорию желательно оснастить дренажной трубой. Очень часто вдоль периметра участка делают канавы, чтобы отводить талые и дождевые воды. Чтобы не затруднять въезд и прокладывается дренажная труба. Но тут важно учитывать многие факторы, о которых и пойдет речь в данной статье. Здесь будет рассказано о том, как уложить трубы в канаву на заезд к участку и какие тонкости такой работы стоит знать.
Первое, что необходимо сделать, это правильно выбрать трубу. Тут значение будет иметь ее способность выдерживать нагрузки. Даже если у вас имеется только легковой автомобиль, использовать легкие конструкции не стоит.
Обратите внимание! На участке много различной работы, поэтому когда-нибудь обязательно понадобиться тяжелый грузовик или спецтехника. Поэтому прочность трубы лучше брать с запасом.
Как правило, для обустройства канавы перед участком используют следующие типы труб:
Очень часто владельцы делают самостоятельно конструкции для пропуска воды. Для этого используется обычная пластиковая труба большого диаметра. Она укладывается в канаву. Затем вокруг нее создают пояс из армирующей сетки, и все это заливается бетоном. Такие конструкции обойдутся недорого, при этом эксплуатировать их можно многие десятилетия.
Необходимо помнить при обустройстве подъезда к участку через канаву – это то, что вода должна проходить только через трубу. Если она будет просачиваться через саму насыпь, то неизбежно начнет промывать грунт. Такой процесс приведет к обрушению насыпи и повторному выполнению всех работ.
Сам ход работ будет выгладить следующим образом:
Обратите внимание! В канаве, вместе со стоками, будет попадать много мусора. Палки, листва и бытовой мусор может быстро забить трубу малого диаметра. Поэтому размер трубы лучше выбрать побольше. Так, и засоров будет меньше, и чистка трубы не вызовет проблем.
Итак, укладка трубы в канаву перед заездом на участок – дело довольно простое. Главное, правильно выбрать трубу и придерживаться технологии ее монтажа.
Просмотрите видео о том, как правильно выполнить укладку трубы в канаву:
Начиная обустраивать свой недавно приобретенный участок, многие счастливые владельцы сталкиваются с проблемой труднодоступного заезда на него. Причиной тому сточные или , которые идут вдоль дороги или даже по всему периметру поселка. Самое доступное, что можно легко сделать своими руками и что первое приходит в голову неопытным дачникам, - подогнать бульдозер или вооружиться лопатами, канаву хорошо засыпать, выровнять, утрамбовать и заасфальтировать.
Конструкция въезда на участок через канаву
Многие так и делают. Отлично, никаких проблем до той поры, пока не приходит период обильных дождей или таяния снега. Дело в том, что сточный ров оставляют не просто так, а с целью направить грунтовые или сточные воды в обход участка. В противном случае подтопление грозит и постройкам, и погребу, и подвалу дома.
Сделать правильный заезд на участок сложнее, чем просто канаву закопать, но надежнее.
Больших трудностей эта работа не составляет, главное учесть некоторые нюансы.
Несхожее месторасположение участков, рельеф местности, тип грунта определяют различное устройство въезда на территорию через канаву, но все же некоторые общие особенности нужно учитывать при выполнении этих работ своими руками. С чем нужно определиться перед началом?
Схема с размерами для монтажа въезда на участок через канаву