Проектирование и строительство домов

Проектирование и строительство домов

» » Порядок опубликования извещения о согласовании границ земельного. Установление границ земельного участка: согласование местоположения участка, участники процедуры, порядок проведения работ

Порядок опубликования извещения о согласовании границ земельного. Установление границ земельного участка: согласование местоположения участка, участники процедуры, порядок проведения работ

В редакции по состоянию на 05 мая 2017 г.

По спорам о границах земельных участков самое главное и самое сложное – доказать местоположение этих границ. О том, чем в суде подтвердить границы участка расскажу в этой заметке.

1. В первую очередь доказательством местоположения границ является правоустанавливающий или правоподтверждающий документ на земельный участок, если такой документ содержит сведения о границах. Это могут быть решения о предоставлении земельных участков, свидетельства и иные документы о правах на участки.

Во вторую очередь границы земельного участка могут подтверждать документы, которыми оформлялось образование участка. Таковыми являются, например, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и решение об утверждении этой схемы, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (редакция от 03 июля 2016 г.) «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Должен сказать, что на практике перечисленные выше документы с точным указанием границ встречаются крайне редко, поэтому доказательную базу в судебных делах обычно составляют документы, подтверждающие фактические границы.

2. Доказательствами местоположения границ земельного участка являются ситуационные планы из местного бюро технической инвентаризации (БТИ) и материалы различных топографических съемок.

В разделе «2.9. Споры об определении границ земельных участков» Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 – 2013 год (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 02 июля 2014 г.) разъяснено следующее: «Установление местонахождения спорной границы участка осуществляется судом путем сравнения фактической площади с указанной в правоустанавливающих документах (первичных землеотводных документах) с помощью существующих на местности природных или искусственных ориентиров (многолетних насаждений, жилого дома, хозяйственных и бытовых построек, трубопроводов и др.) при условии, что они зафиксированы в планах обмеров органов технической инвентаризации, топографических съемках или иных документах, отражающих ранее существовавшие фактические границы».

Вообще судьи скептически относятся к планам БТИ, если речь идет о подтверждении границ участков. Тем не менее, по разъяснениям Верховного Суда РФ такие планы имеют равное значение с другими доказательствами.

3. Доказательствами могут быть фотопланы местности, подтверждающие фактические границы земельного участка.

Пунктом 70 Требований к подготовке межевого плана (утверждены приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 г. № 921) в редакции от 23 ноября 2016 г. установлено, что при отсутствии документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

4. Подтверждать фактические границы участка, существующие на местности 15 и более лет, могут также материалы межевых и землеустроительных дел из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры и в местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.

Такие разъяснения даны в письме Росреестра от 16 февраля 2016 г. № 19-00221/16 «О рассмотрении обращения». Этими разъяснениями можно руководствоваться как справочным материалом, когда Вы собираете свои доказательства.

5. И, пожалуй, последнее по значимости – свидетельские показания. Совсем сбрасывать их со счетов нельзя, но и особых надежд возлагать на них не стоит.

Убедитесь, что свидетели действительно знают, какой сложился порядок землепользования спорными участками, и могут дать четкие показания по этому вопросу. Ведь в немалой степени негативное отношение к свидетельским показаниям обусловлено тем, что стороны часто приводят в суд непонятно кого, но только не свидетелей.

Если Вам нужна помощь по этой теме, звоните мне по тел.: +7 906 074 76 14.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Люди, которым посчастливилось стать владельцами земельного участка в Москве или Московской области, часто считают, что основная часть переживаний позади, и теперь можно свободно передохнуть и спокойно подумать о том, что же дальше делать с полученной территорией. Однако на этом этапе большинство новоявленных хозяев подстерегают неприятности, связанные с выяснением реального местоположения земельного участка по кадастровому номеру .

Особенно это актуально для тех владельцев, у которых возникли разногласия по поводу границ с собственниками соседних участков. Определить настоящее местоположение участка, основываясь на имеющиеся документы, удается далеко не всегда, так как часто бывает, что границы, установленные ранее, уже не заметны или вообще находятся под каким-то сооружением. Но проблему эту стоит решать сразу же, так как нарушение границ чужого участка является нарушением закона и может служить предметом для судебного разбирательства. Следовательно, чтобы радость от владения собственным участком не сменилась на переживания по этому же поводу, гораздо разумнее сразу обратиться к опытным профессионалам из компании «Топ-Геотоп», которые качественно и быстро определят границы вашего участка.

Всем известно, что у каждого участка земли имеется свой кадастровый номер, занесенный в государственный земельный кадастр, и информация, которая полностью описывает местоположение данной территории, ее координаты, площадь, сведения о стоимости и обо всех прежних владельцах. Объект земельного кадастра – земля и все, расположенное на ее поверхности, а также над и под землей. Городской кадастр в отличие от других видов, характеризуется большим объемом информации, в связи с постоянными изменениями, происходящими на сравнительно небольшой территории (изменение экологического состояния, количества зданий, стоимости земли и т.д.). Понятно, что далеко не все изменения на местности сразу вносятся в виде поправок, и постепенно информация, имеющаяся в документах, перестает соответствовать действительности. Особенно это заметно, когда владельцы начинают проектирование или строительные работы и им нужны соответствующие документы, а они не совпадают с тем, что имеется в натуре. Чтобы избежать подобной неприятной ситуации, местоположение земельного участка в Москве стоит выяснять сразу же после того, как вы стали его владельцем.

Каким образом определяется местоположение границ участка?

Для определения точных координат вашей законной территории проводится ряд работ. Вначале идет подготовительный этап со сбором всей имеющейся документации, касающейся участка, его топографический план и данные о его границах. После этого на местности проверяют сохранившиеся межевые знаки, которые обычно находятся в поворотных точках границы. Если межевые знаки по какой-либо причине отсутствуют – проводятся соответствующие работы по их восстановлению. Обычно кадастровые съемки выполняются в крупном масштабе 1:500, для достижения максимальной точности.

После того, как все межевые точки нанесены и соединены между собой единой границей, наступает самый ответственный момент - согласование полученных результатов с владельцами соседних участков. Часто это является одним из самых сложных этапов, так как сначала нужно найти этих хозяев, а потом убедить их в правильности выполненных работ. При возникновении спорных моментов из-за границ территории, определение местоположения земельного участка на местности может быть проведено повторно.

В результате выполненных работ вы получите на руки пакет соответствующих документов и твердую уверенность в том, что на ваш участок уже точно никто не посягнет.

Согласно действующему российскому законодательству, установка границ земельного участка на сегодняшний день является единственным видом «земельных отношений». Подробно все правила межевания и установления границ земельных участков описаны в Земельном Кодексе РФ (статья 11.1).

В понятие входит определение части площади земли, размежеванной согласно федеральным законам РФ, включенной в объект недвижимости в качестве гражданского оборота для купли-продажи. Каждый земельный участок должен пройти процесс оформления (индивидуализации), как объект правовых и рыночных отношений.

Официально установление границ земельных участков началось в России в 1765 году, чтобы определить точные владения городов и отдельных поселений, крестьянских общин и частных лиц, а также земель, принадлежащих церкви. Столь подробная информация стала также необходимой, чтобы разрешать участившиеся судебные споры между собственниками земли. В современной России согласование и установление границ земельных участков регулируется следующими федеральными законами: « О государственном кадастре недвижимости», «О землеустройстве», «Об утверждении правил установки на местности границ объектов недвижимого землеустройства».

Когда требуется согласование местоположения границ земельных участков?

В первую очередь, процедура согласования границ земельных участков требуется, когда в органы кадастрового учета земель поступает заявление об изменениях в местоположении участка или с целью уточнения границ земли собственника, подающего документы. Согласно статье 38 (пункта 7) федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости», точные координаты границ земельного участка (его точек на местности), производятся с учетом всех требований и правил, оговоренных в законе.

Гораздо реже согласование границ земельных участков требуется при регулировании кадастровых споров или когда необходимо уточнить участки природных объектов или объектов искусственного происхождения . Такое согласование необходимо лишь в том случае, если ранее границы не были определены с особой точностью межевания или сведения о них в органах кадастрового учета отсутствуют. Тогда назначается комиссия по уточнению границ земельного участка , чтобы внести полученные сведения о точном местоположении участка в государственный кадастр.

В законодательстве четко прописаны правила, что заинтересованные лица не могут участвовать в процедуре установления границ земельных участков или возражать по поводу согласования местоположения участков, чтобы защитить права собственников земли.

Кто может являться участником процедуры согласования границ земельных участков?

В соответствии с федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (статья 39, п.3) согласование границ земельных участков проводится в присутствии лиц, обладающих правами на смежные участки, между которыми проходить граница межевания по праву:

  • По праву пожизненного владения (в том числе и по наследству).
  • По праву собственности физическими или юридическими лицами на постоянной (бессрочной) основе, если земли находятся в муниципальном или государственном владении, но предоставлены этим лицам на пожизненное владение или пользование.
  • По праву аренды. Когда владельцами земли являются государственные или муниципальные органы и подписан соответствующий арендный договор на владение землей на четко оговоренный срок.
  • По праву бессрочного (постоянного) пользования. Когда смежные участки земли передаются в бессрочное пользование физическим лицам от муниципальных учреждений, государственных органов, казенных предприятий или органов местного самоуправления, а также, если права распоряжаться землями утверждаются по нормам неразграниченной госсобственности.

Порядок проведения работ по установлению границ земельного участка

Как проводить согласование границ земельных участков (с установлением межевания или без установления точных границ), решает заказчик , подавший заявление в органы кадастровых работ. Но, в свою очередь, заинтересованные лица также могут со своей стороны подать заявление, и тогда кадастровые работы будут проводиться на независимой основе, чтобы учесть требования двух сторон.

Кадастровые работы по согласованию границ земельных участков могут проводиться без точного межевания на местности:

1. Если являются обширными лесными массивами, входят в территории природных охраняемых зон, находятся в составе сельскохозяйственных угодий, предназначены для природопользования коренными народами Дальнего Востока, Сибири или Севера России. Использование этих земель по российскому законодательству не требует высокой точности установки их местоположения.

2. Если сведения о внешних границах земельных участков уже содержатся в органах кадастра недвижимости РФ, и только необходимо уточнение их местоположения.

3. Если согласование местоположения земельного участка определено нормами по отводу земель для участков линейных объектов, согласно требованиям нормативно-правовых актов РФ. Тогда участники сторон по согласованию границ земельных участков могут неоднозначно понимать местоположение точных границ земель, и проведение этих работ будет нецелесообразно.

Как проводится выбор кадастрового инженера для согласования границ земельных участков?

В соответствии со статьей 39 (пункт 7) федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», выбор кадастрового инженера, который непосредственно будет проводить работы по согласованию границ земельных участков, проводится в каждом конкретном случае индивидуально , чтобы он не являлся лицом заинтересованным и не имел отношения к собственникам смежных участков земель.

Проводится собрание всех заинтересованных лиц в том населенном пункте или поблизости от него, где будут проводиться кадастровые работы. Назначается кадастровый инженер путем голосования . Все участники сторон, высказавшие претензии по поводу уточнения границ земельных участков, заранее оповещаются о проведении общего собрания. Доводить до сведения всех заинтересованных лиц о проведении собрания, согласно российскому законодательству, можно следующим образом:

  • Непосредственным вручением письменного оповещения под расписку в руки каждому лицу, заинтересованному в споре или доверенному лицу этих граждан.
  • Посредством почтового извещения с уведомлением о вручении.
  • По электронной почте, если такие контактные сведения имеются в органах кадастровых служб.
  • Опубликованием оповещения о проведении кадастровых работ в печати, а также объявления на местном телевидении.

Выбранный путем голосования кадастровый инженер должен ознакомить всех участников собрания с проектом межевого плана, подробно разъяснить его содержание. Все заинтересованные лица должны поставить свои подписи на проектном документе или выразить свое несогласие в письменной форме с общим решением. Каждый из членов собрания, выразив свое несогласие по одному или нескольким вопросам, вправе обратиться в суд, согласно со статьей 64 Земельного Кадастра РФ.

Что собой представляют межевые знаки для определения границ земельных участков?

После согласования границ земельных участков на местности закрепляются специальные межевые знаки - метки о границе смежных участков . На сегодняшний день, по приказу , существует три типа разрешенных к размещению межевых знаков:

Технические характеристики межевых знаков четко прописаны в законодательных нормах , с учетом их сохранности, способа использования и условий закладки . На межевом знаке должна указываться подробная информация по срокам согласования границ земельных участков (год и месяц закладки). Надписи производятся специальными красками, устойчивыми к погодным климатическим условиям той местности, где они размещаются. Следить за сохранностью межевых знаков вверяется в обязанность собственников земельных участков, арендаторов или временных пользователь земель. В российском законодательстве предусмотрена административная ответственность за умышленное повреждение или уничтожение межевых знаков.

Особое место в перечне документов, представляемых целей кадастрового учета земельного участка, занимает межевой план. Это - документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории (кадастровой выписки соответствующем земельном участке). Он содержит сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, а также - данные об образуемых земельном участке (участках), части земельного участка (частях). Или же межевой план может содержать новые (необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости) сведения о земельном участке (участках). Форма межевого плана и требования к его подготовке устанавливаются нормативно-техническими актами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Межевой план создается и подписывается кадастровым инженером. Основанием для выполнения работ по созданию межевого плана служит соответствующий договор подряда, заключаемый между исполнителем и заказчиком. Цена подлежащих выполнению кадастровых работ определяется сторонами составления твердой сметы, приобретающей силу и рассматриваемой в качестве части договора подряда на выполнение кадастровых работ с момента подтверждения ее заказчиком кадастровых работ. Межевой план состоит из двух частей: графической и текстовой. В графической части документа:

Воспроизводятся (отображаются в установленных условных знаках) сведения кадастрового плана соответствующей территории (кадастровой выписки о соответствующем земельном участке);

Указываются (отображаются в установленных условных знаках) местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

В текстовой части документа указываются (описываются в установленном порядке) в требуемом объеме сведения о земельном участке (участках), необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости. Кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством, в этой же части приводятся сведения о согласовании местоположения границ земельных участков (в форме акта согласования местоположения таких границ, см. далее).

В зависимости от цели кадастрового учета, межевой план включает следующие сведения:

Об образуемом земельном участке (земельных участках) - в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет соответствующего земельного участка (земельных участков);

О части (частях) земельного участка - в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части (частей) земельного участка;

Новые данные (необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости), сведения о земельном участке (участках) - в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учи та заявления об учете изменений уникальных характеристик земельного участка (участков).

Одной из основных уникальных характеристик земельного участка - не только значимых для его правильного учета, но влияющих на его стоимость - является его площадь, определяемая как площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. Поясним, что фактическое местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определение координат характерных точек таких границ. Другими словами точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Однако местоположение отдельных частей границ земельного участка может устанавливаться и посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения. В том числе - на линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельны» частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Порядок установления характерных точек границ земельного участка, порядок определения их координат, а также требования к точности определения таких координат устанавливаются нормативно-техническими актами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

При уточнении границ земельного участка (не путать с согласованием) их местоположение определяется:

На основе сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок;

При отсутствии такого документа – на основе сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

Если же вышеуказанные документы отсутствуют (утрачены или непригодны к использованию по назначению), то в качестве границ земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов, либо объектов искусственного происхождения.

Местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета. А именно - заявления об учете изменений уникальных характеристик земельного участка (в связи с уточнением местоположения его границ). Согласование местоположения границ проводится с гражданами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (кроме случаев, когда такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение либо постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования. Из числа предоставленных в такое пользование гражданам до вступления в действие ЗК РФ (см. ранее);

В согласовании могут принимать участие граждане - правообладатели или их доверенные лица. По выбору заказчика кадастровых работ согласование местоположения границ может быть проведено с установлением границ земельных участков на местности либо без такого установления.

Отметим, что заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ земельного участка с их установлением на местности. Указанное требование подлежи! удовлетворению, за исключением случаев, когда:

Земельные участки, местоположение границ который согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

Подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо внешние границы соответствующих объектов, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;

Подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения. По выбору инженера, которому поручено выполнение кадастровых работ, согласование местоположения границ земельного участка проводится либо на специально проводимом собрании заинтересованных лиц, либо в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

Уточним, что согласование местоположения границ на специально созванном собрании заинтересованных лиц (без установления границ земельных участков на местности) осуществляется на территории того населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков. Если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию заинтересованными лицами. Извещение о проведении собрания вручается заинтересованным лицам (их полномочным представителям) под расписку либо направляется по их почтовым адресам с уведомлением о вручении. Это извещение должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не позднее чем за тридцать дней до дня проведения данного собрания. Либо оно публикуется в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.

В извещение о проведении собрания включаются:

Сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков);
порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения’, направления или опубликования извещения;
место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) возражений после ознакомления с проектом межевого плана.

При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан:

Проверить полномочия заинтересованных лиц или представителей;
обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснен! относительно его содержания;
указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение гранит земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).

Результаты согласования местоположения границ земельного участка оформляется актом согласования. Он размещаете на обороте листа графической части межевого плана.

Акт должен быть подписан всеми заинтересованными лицами (их полномочными представителями). Возражения лиц не согласных с результатами согласования, предоставляются собранию в письменной форме с приложением обосновывающих документов. При отказе этих лиц от подписи и от предоставления возражений в акте оформляется соответствующая запись, а местоположение границ считается согласованным.

При поступлении письменных возражений в акте оформляется соответствующая запись. Представленные возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в порядке, установленном ЗК РФ.

К межевому плану с актом, оформленным на обороте его текстовой части, прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного порядка извещения заинтересованных лиц, участвовавших в собрании. Данные документы также являются неотъемлемой частью межевого плана.

6 декабря 2013

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) совместно с Росреестром рассмотрел обращение от 2 сентября 2013 г., по вопросам, связанным с подготовкой межевого плана и проведением процедуры согласования местоположения границ земельного участка, и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем, полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

1. Об определении понятия «земельный участок».

В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) установлено, что государственный кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Вместе с тем, исходя из положений Закона о кадастре и изданных в его развитие нормативных правовых актов, в государственном кадастре недвижимости могут также содержаться сведения об учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участках (т.е. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения, подтверждающие существование такого земельного участка), границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.

2. О заполнении раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана.

Согласно пункту 67.1 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412 (далее - Требования), в реквизит «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате выполнения кадастровых работ.

В соответствии с пунктом 68 Требований в графе «3» реквизита «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана приводятся сведения о правообладателях смежных земельных участков.

Таким образом, сведения о земельных участках, смежных с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ, местоположение которых не уточнено при выполнении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка, не подлежат включению в реквизит «6» раздела межевого плана «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях».

3. О получении сведений о правообладателях смежных земельных участков.

В соответствии с частью 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в части 9 статьи 38 Закона о кадастре документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно пункту 70.1 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные» межевого плана. При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом указанные документы или их копии в состав приложения межевого плана не включаются. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

Документы, необходимые для подготовки межевого плана, в том числе с целью установления границ смежных земельных участков, возможно получать:

В органе кадастрового учета, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с положениями статьи 14 Закона о кадастре;

Из федерального картографо-геодезического фонда в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 2 декабря 2011 г. № 706 «Об утверждении порядка передачи федеральными органами исполнительной власти материалов и данных для включения в федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды, порядка подачи заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, формы заявления о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов и состава прилагаемых к нему документов, порядка и формы предоставления материалов и данных из федерального, территориальных, ведомственных картографо-геодезических фондов, перечня материалов и данных, подлежащих включению в федеральный картографо-геодезический фонд»;

Из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, в соответствии с положениями приказа Минэкономразвития России от 14 ноября 2006 г. № 376 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства».

Также необходимо отметить, что перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, указанный в Требованиях, не является исчерпывающим.

По мнению Департамента недвижимости, при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка возможно использовать как картографическую основу государственного кадастра недвижимости, карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, так и материалы инвентаризации, ситуационные планы БТИ, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы.

При этом полагаем, что при отсутствии в составе приложения межевого плана документов, предусмотренных частью 9 статьи 38 Закона о кадастре, а в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана надлежащего обоснования местоположения уточненных границ земельного участка орган кадастрового учета вправе принять решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.

4. О согласовании местоположения границ земельного участка с землями неразграниченной государственной собственности.

В соответствии с пунктом 84.1 Требований в акт согласования границ земельного участка включаются сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем земельного участка, местоположение границ которого уточнено в результате кадастровых работ.

Согласование местоположения границ земельных участков в соответствии с Законом о кадастре проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в части 3 статьи 39 Закона о кадастре.

При этом, учитывая положения статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в случае если смежные земельные участки находятся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения и такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок более чем пять лет, то согласование местоположения границ таких земельных участков осуществляется с органом местного самоуправления.

Если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой части границы с органом местного самоуправления согласно Закону о кадастре не проводится.

Обзор документа

Разъяснено понятие "земельный участок". Это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земля, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства подлежат кадастровому учету. Отмечено, что в кадастре могут содержаться сведения об участке, границы которого не установлены. Подтверждается факт его существования.

Рассмотрен порядок заполнения межевого плана в части указания сведений об уточняемых земельных участках и их частях. В реквизит 6 соответствующего раздела включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате кадастровых работ. В противном случае информация о таких объектах не отражается. Разъясняется процедура получения сведений о правообладателях смежных участков.

Указано, как происходит согласование местоположения границ участка с землями неразграниченной государственной собственности. В соответствующий акт включаются сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем объекта, местоположение границ которого уточнено.

Если смежные участки находятся в муниципальной или в государственной собственности до разграничения, и их не предоставили гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юрлицам (кроме муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду более чем на 5 лет, то согласование проводится с органом местного самоуправления.

Если участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой части границы не проводится.