Проектирование и строительство домов

Проектирование и строительство домов

Понятие о чувствах. Виды чувств

В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства.

Они представляют собой отражение отношения к явлениям социальной действительности и их переживания. По содержанию высшие чувства подразделяют на моральные, эстетические, интеллектуальные и праксические.

Уровень духовного развития человека зависит от степени развития этих чувств. В высших чувствах ярко проявляются их интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты.

Высшие чувства являются не только личными переживаниями, а и средством воспитательного влияния на других.

Моральные чувства - это чувства, в которых проявляется стойкое отношение человека к событиям, к другим людям, к самому себе. Их источник - совместная жизнь людей, их отношения, борьба за достижение значимых целей.

Моральные чувства человека образовались в результате общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения, и стали важным способом оценки поступков и поведения, регуляции отношений человека.

Эстетические чувства - это чувства красоты явлений природы, гармонии красок, звуков, движений и форм. Гармоническое согласование в предметах целого и частей, ритмов, консонанс, симметрия вызывают чувство приятного, наслаждение, которое глубоко переживается и облагораживает душу. Эти чувства вызывают произведения искусства. Не только в мышлении, а и чувствами человек утверждает себя в предметном мире.

В зависимости от уровня общей культуры люди по-разному откликаются на красоту. Одни глубоко переживают гармонично выраженные ритмы и рифмы, взаимные переходы между цветами, звуками, формами и движениями, другие - не ощущают этой гармонии и увлекаются грубыми, резкими звуками, беспорядочными движениями, случайными, зачастую красивыми соединениями цветов.

Эстетические чувства тесно связаны с моральными чувствами. Они одухотворяют человека, вдохновляют его, удерживают от негативных поступков. Следовательно, эстетические чувства являются существенными факторами в формировании морального облика человека.

Высшие уровни развития эстетического чувства проявляются в чувствах высокого, возвышенного, трагического, комического. Эти разновидности эстетических чувств органически связаны с моральными чувствами и являются важным средством их формирования.

Праксические чувства - это переживания человеком своего отношения к деятельности. Человек откликается на разные виды деятельности-труд, учебу, спорт. Это проявляется в увлеченности, в удовлетворенности деятельностью, в творческом подходе, в радости от успехов или в неудовольствии, в безразличном отношении к ней. Праксические чувства возникают в деятельности. Яркое представление о содержании и форме деятельности, ее процесс и результат, общественная ценность - главные предпосылки возникновения и развития праксических чувств.

Праксические чувства развиваются или угасают в зависимости от организации и условий деятельности. Они особенно успешно развиваются и становятся стойкими тогда, когда деятельность импонирует интересам, склонностям и способностям человека, когда в деятельности проявляются элементы творчества, развиваются перспективы ее развития.

Праксические чувства становятся более богатыми, если объединяются с моральными. Работа как дело чести, гуманистическое отношение к деятельности делают практическое чувство важным фактором борьбы за высокую продуктивность и качество работы.

Интеллектуальные чувства представляют собой эмоциональный отклик на отношение человека к познавательной деятельности в широком ее понимании. Эта чувства проявляются в любознательности, чувстве нового, удивлении, убежденности или сомнении. Интеллектуальные чувства ярко проявляются в познавательных интересах, любви к знаниям, в учебных и научных вкусах.

Познавательные чувства в зависимости от условий жизни, обучения и воспитания имеют разные уровни развития. Такими его уровнями являются заинтересованность, любознательность, целенаправленность, стойкий интерес к определенной отрасли знаний, увлечение познавательной деятельностью. Механизм познавательных чувств - врожденный ориентиров очный рефлекс, но его содержание полностью зависит от обучения, воспитания, окружающей действительности, условий жизни.

Высшие и низшие чувства

В психологическом словаре читаем: «Высшие чувства заключают в себе все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности: нравственные чувства (отношение к социальным учреждениям, к государству, к определенному классу, партии, к другим людям, самому себе); познавательные или интеллектуальные чувства их предметом является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат; практические чувства, связанные с деятельностью (труд, учение, спорт и др.); эстетические чувства, предполагающие осознанную или неосознанную способность при восприятии явлений окружающего мира руководствоваться понятиями прекрасного. Интеллектуальные, практические, эстетические чувства возникают в единстве с нравственными чувствами и обогащаются в связи с ними. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на конкретные, например, любовь к ребенку, произведению искусства, обобщенные (чувства к детям вообще, к музыке) и абстрактные (чувства справедливости, трагического)».

К высшим чувствам относят переживания человека, наполненные каким-то особым возвышенным смыслом. Переживания высшего смысла в отношении к событию или явлению, которые выводит человека за рамки удовлетворения материальных потребностей собственной эгоистической природы. Переживание высших чувств скоре всего не будет иметь никакого материального предмета. Например, переживание несправедливого, подлого поступка одного человека по отношению к другому. Это чувство можно назвать состраданием, сопереживанием. Принятие внутреннего душевного участия в судьбе другого человека это и есть выход за грань своей личности. Испытывание острой боли от несчастного случая произошедшего с другим человеком. Мука от невозможности изменить окружающий мир, наполненный страданием. Все это есть нравственные чувства и они являются высшими чувствами.

Но кто же внутри нас чувствует, переживает эти чувства? Наше «я». На вопрос о том, что же такое «я» есть много ответов. Вот одна из версий: у человека есть высшая и низшая природа; высшая природа – высшее «Я» пытается преобразовывать низшую природу и в этом есть смысл развития человека, его эволюционное развитие; низшая природа сопротивляется, потому что меняться очень трудно. Если человек идет на поводу низших чувств гнева, ревности, зависти и т.д. то он не развивается, а наоборот деградирует. Если же человек пытается в жизни руководствоваться высшими ценностями, например, пытается всех любить, слушает свою совесть, пытается делать добро, помогать людям и т.п., то он развивается и эволюционирует.

Несомненно, нравственные чувства являются основой жизни любого человека. Невозможно развиваться в рамках какой-либо одной сферы высших чувств, а другими пренебрегать или проявлять абсолютно регрессионные качества своей личности. В итоге окажется, что и в этой одной сфере, которую принимает и развивает человек, он окажется не дееспособным. Так, например, талантливый художник, тонко чувствующий красоту, но при этом ненавидящий людей. В конце концов, ненависть, рожденная в его душе, вероятнее всего, съест весь его талант.

В настоящее время учеными уже доказано, что даже на физическом уровне – биологическом теле человека проявляется модальность чувств. Чувства радости, доброжелательного отношения к окружающему миру очищает кровь. А чувства ненависти, раздражения, гнева рождает патологические физические и биологические образования различного рода.

Духовные чувства

Взаимодействие человека с Высшими мирами и с Богом происходит посредством духа человека, самой тонко устроенной субстанцией человеческого существа. В зависимости от качества настроенности человека на свой дух и осуществляется чувствование жизни духа и степень реализации, раскрытия, развития духа на земле.

Существует мнение, что дух человека – это основа человеческого существа. Он является продолжением Бога в человеческом существе, аналогично, как дети являются продолжением родителей на Земле. Божественность человеческого духа с этой точки зрения является логически правильной. И утверждение о том, что дух человека может все и знает все не кажется абсурдной. Таким образом человек в духе своем является совершенством и стремление человека к совершенству это только желание вспомнить свое совершенство, пробудить память своего духа и раскрыть все, что есть в духе. Земные же условия, различные события в которых оказывается человек необходимы для пробуждения всего духовного багажа.

Все с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение. Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный голод”, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека — это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях . Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами . Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.

Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. То есть они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизуются на определенном предмете. Например, влюбленность — менее сложное чувство, нежели любовь, так как кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви.

В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.

Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.

Чувства, которые связаны с осуществлением человеком и других видов деятельности, называются праксическими . Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу.

Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства : любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение.

Чувства, которые испытывает человек при и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т.п. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.

На протяжении развития людей сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий — эмоции. Один и тот же объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого свое, специфическое отношение.

Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

В узком значении слова эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне стадиона и спорту вообще (чувство любви к футболу, хоккею, теннису), то эти переживания нельзя называть эмоцией. Эмоции здесь будут представлены состоянием наслаждения, восхищения, которые испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру.

Функции и виды эмоций

За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей, и с ними стали связывать следующие положительные функции: Мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.

Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.

Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Комментарий: люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.

Сигнальная функция . Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без . Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.

Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.

Установлено, что чем сложнее организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче и разнообразнее гамма эмоций, которую оно способно переживать.

Характер переживания (удовольствие или неудовольствие) определяет знак эмоций — положительные и отрицательные . С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Крылатое выражение: “готов горы свернуть”. И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, горе может вызвать апатию, бездеятельность у слабого человека, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

Модальность — основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, раздражительность, ярость — гнева; веселье, ликование, торжество — радости.

К. Изард выделил следующие основные эмоции

Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоции любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг — эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх — от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоции. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Например, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость.

Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многоликие формы их выражения. Основные формы проявления эмоций — чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, стресс, настроение и чувство.

Чувственный тон выражается в том, что многие ощущения человека имеют свою эмоциональную окраску. То есть люди, не просто ощущают какой-либо запах или вкус, а воспринимают его как приятный или неприятный. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А. Н. Леонтьев считал одним из существенных качеств человеческого познания феномен, который называл “пристрастностью” отражения мира.

Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных реакций. Их главными характеристиками считают относительно малую силу, кратковременность, быструю смену эмоций, малую внешнюю наглядность.

В психологии различают низшие и высшие чувства.

Низшие чувства (эмоции в узком смысле) – это чувства, связанные с удовлетворением или неудовлетворением различных физиологических потребностей. Примером могут служить чувства, связанные с такими состояниями, как жажда, голод, сытость, тошнота. Низшие чувства сигнализируют о физическом состоянии человека – здоровье или недомогании, об удовлетворении или неудовлетворении органических потребностей.

К высшим чувствам относятся нравственные (моральные), интеллектуальные и эстетические чувства. Высшими они называются потому, что составляют наиболее важную и сложную сторону духовной жизни человека как общественного существа.

Являясь показателем тех или иных отношений конкретной личности к обществу и в конечном итоге показателем определенных взаимоотношений личности и общества, высшие чувства отличаются особой сложностью и богатством содержания. Через проявление высших чувств можно легко определить характер, темперамент, интересы, умственные способности человека. Все высшие чувства не являются изолированными друг от друга переживаниями, а тесно связаны и в совокупности так или иначе характеризуют личность человека.

Нравственные (моральные) чувства возникают и развиваются в процессе общения людей, в процессе их совместной деятельности и во многом определяются нормами морали и нравственными принципами. В моральных чувствах особенно наглядно выражается социальный характер высших чувств.

Сущность моральных чувств составляет переживание ценностей действий, поступков людей, обусловленных общественными интересами, требованиями, нормами, или, наоборот, переживание несоответствия действий, поступков человека принятым общественным правилам.

Среди моральных чувств человека важнейшее место занимают чувство патриотизма, чувство коллективизма, дружбы и товарищества, чувства долга и ответственности, чувства чести и гуманного отношения к людям.

Интеллектуальными называют те чувства, которые возникают у человека в процессе познания действительности.

Интеллектуальные чувства выражаются в познавательных интересах, любознательности, в переживаниях, связанных с поисками истины, с решением мыслительной задачи.

Эстетические чувства есть те чувства, которые возникают у человека при восприятии и создании прекрасного, возвышенного, комического, трагического.

Переживание предметов и явлений действительности как прекрасное обогащает духовный мир человека, делает его жизнь богаче, прекраснее. Прекрасное постоянно привлекает к себе внимание человека, ласкает его взор, пробуждает потребность еще и еще раз рассматривать, доставляет человеку эстетическое наслаждение. Эстетические переживания вызывают у нас как творения природы, так и творения рук человека.

В поведении человека ярче всего проявляется все многообразие эмоций и чувств, которые пронизывают его и определяют выбор закрепленных форм поведения. В свою очередь, устойчивые формы поведения становятся чертами характера и качествами личности (например, смелость, тревожность, вспыльчивость, эмпатия, разочарованность). Чувства человека отражают структуру личности, в них проявляются направленность личности, установки, личностная значимость окружающего.

В педагогической деятельности от учителя требуется умение регулировать свое эмоциональное состояние на уроке в общении с учениками. Эффективности обучения и воспитания способствуют такие эмоциональные свойства личности педагога как эмпатия, оптимизм, чувство юмора, а вспыльчивость, агрессивность, излишняя тревожность снижают качество педагогического взаимодействия с учениками.

Чувства делают жизнь человека яркой и насыщенной. Роль эмоций трудно переоценить – они настолько важны и значимы для каждого из нас. Чувства помогают понять личности, в правильном ли направлении она движется, не забыла ли чего-то очень важного и ценного. Значимость каждого чувства в отдельности не требует доказательств. Существует несколько видов чувств. Отдельные виды связаны между собой, и в одну группу входят такие чувства, которые отвечают за какой-то один признак. Сами чувства можно объединить по нескольким значимым характеристикам.

Виды чувств человека в психологии

Высшие чувства

К ним относят любовь, благодарность. Они свойственны только человеку. Когда мы проявляем эти высшие чувства по отношению к окружающим, то ощущаем себя самодостаточными и счастливыми. Чем больше человек способен отдавать, тем больше ему приходит взамен. Тот, кто проявляет высшие эмоции, никогда не остается обманутым и одиноким. Высшие чувства способны согреть при любых невзгодах. Любовь и благодарность выступают здесь главными составляющими счастья и благополучия. Все виды чувств, так или иначе, направлены на то, чтобы выразить свое истинное отношение к миру. Высшие чувства тем и отличаются от прочих, что заставляют сохранять свое человеческое достоинство и не терять нравственности.

Эстетические чувства

К ним относят восхищение, удивление, влюбленность, вдохновение. Данный вид чувств характеризуется повышенной чувствительностью к проявлениям своего мнения, выражением эстетического удовольствия. Так, например, восхищение и вдохновение помогают осваивать и изучать что-то новое. Влюбленность окрыляет человека, заставляет его испытывать ощущение полета, открывать в себе новые грани и перспективы. Эстетическая направленность сама по себе помогает человеку расти духовно, совершенствовать свои знания в какой-либо области.

Нравственные чувства

К ним относят чувство долга, ответственности. Нравственность – черта характера личности, которая формируется постепенно. Невозможно представить себе, чтобы люди могли отказаться от таких важных и значимых ценностей. Однако на сегодняшний день много людей о них забыло. Ответственность обязательно должна присутствовать во всем, что касается жизни, деятельности, семьи, общества в целом. Долг – это то, без чего невозможно воспитать нравственную личность, жителя своего города, страны, планеты. Нравственность заключается в том, что люди прилагают определенные усилия для взращивания и воспитания в себе этих значимых составляющих.

Низшие чувства

К ним можно отнести следующие: ненависть , страх, ревность, разочарование, вина. Все они угнетают эмоциональное состояние человека, действуют на него удручающим образом. Личность, которой приходится много страдать, постепенно утрачивает веру в себя и собственные перспективы. У нее не остается ресурсов для достижения желаемого. Агрессия, бесконечные обвинения, плохое настроение, стрессы и депрессия – вот основные способы выражения низших чувств. Они не ведут к развитию, а только мешают сосредоточиться на важной задаче.

Таким образом, все виды чувств так или иначе касаются мироощущения и главной ценности человека – самой жизни. Каждый человек выстраивает свой внутренний мир самостоятельно.