Проектирование и строительство домов

Проектирование и строительство домов

» » Георгины на клумбе с другими цветами. Секреты успеха выращивания георгин

Георгины на клумбе с другими цветами. Секреты успеха выращивания георгин

Транскрипт

1 Вестник ДВО РАН С.А.МОСТОВОЙ, А.Я.МАЛКИН Садово-парковое искусство древней Японии Исследуется садово-парковое искусство древней Японии периодов Асука, Нара, Хэйан. Впервые в контексте истории Японии в зеркале сменяющих друг друга эпох рассматриваются древние памятники ландшафтной архитектуры Японии, анализируются культурные, религиозные, социальные факторы, оказавшие влияние на развитие художественно-эстетических форм садового искусства. На основе ранее не публиковавшихся материалов авторы выявляют прообразы, которые легли в основу формирования уникального облика японского сада. Japanese garden art in ancient Japan. S.A.MOSTOVOY, A.Ya.MALKIN (Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok). In our paper we analyze Japanese Garden Art of ancient times (Asuka, Nara, Heian periods), taking into consideration religious and social aspects of ancient Japan that had vital impact on formation of aesthetic and spiritual concepts of the Garden Art. We also examine prototypes of Japanese garden underlying its artistic image. В наши дни садово-парковое искусство Японии представляет огромный научный и практический интерес для всего мира. Однако в России эта тема малоизучена и практически не представлена в академических и научно-популярных изданиях. Из немногочисленных работ, посвященных японским садам, интерес может представлять книга искусствоведа Н.С. Николаевой , в которой автор дает глубокий анализ японского сада как особого вида изобразительного искусства. Также тема японских садов освещалась в работах Е.В. Голосовой и А. Лебедевой , в книгах которых содержится информация общего характера, затрагивающая базовые аспекты истории и практики садового искусства Японии. Отметим, что тема садово-паркового искусства древней Японии в научной литературе практически не раскрыта из-за сложности доступа к источниковедческой базе и трудностей в работе с литературой на японском языке. Цель данной статьи проанализировать историю зарождения и становления садовопаркового искусства Японии на ранних этапах развития. В статье впервые рассматриваются памятники ландшафтной архитектуры древней Японии периодов Асука, Нара и Хэйан, выявляются прообразы японского сада, составившие основу для формирования его художественного образа последующих эпох. В научный оборот вводятся термины, характеризующие тип японского сада и его специфические элементы. Истоки традиций национального садово-паркового искусства Японии восходят к глубокой древности. Издревле японцы верили, что окружающий их мир населен множеством божеств ками, обитающих повсюду: в огромных валунах, старых деревьях, горах, водопадах, реках, озерах, колодцах. Уже в те времена существовал обычай огораживать деревья особым забором так создавалось священное пространство для общения с богами. Подобным образом поступали и с камнями: крупный природный камень или скалу, как правило, расположенную высоко в горах, окружали более мелкими камнями. Такие священные камни или скалы объекты религиозного поклонения, называли ивакура, а священное место вокруг них ивасака . МОСТОВОЙ Сергей Александрович аспирант, МАЛКИН Аркадий Яковлевич кандидат искусствоведения (Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток). 107

2 Первоначально древние люди поклонялись камням, находившимся в природной среде, но постепенно отошли от этой традиции, стали самостоятельно отбирать священные камни и устанавливать их в местах, где, по их представлениям, пребывали боги. Именно создание ивакура и ивасака считается одним из возможных источников зарождения японских садов . Эти священные камни и по сей день можно встретить в Японии. Самые известные из них находятся в храмах Сэкидзо-дзи (префектура Хёго), Хокура-дзиндзя (г. Кобэ), Камикура-дзиндзя (префектура Вакаяма), Ати-дзиндзя и Татэцуки-дзиндзя (префектура Окаяма), Такаморо-дзиндзя (префектура Хиросима) и другие (рис. 1, 2) . Вода играла важную роль в повседневной жизни древнего общества, ее также наделяли священными свойствами. Древние японцы выкапывали водоем в месте, где, по их предположениям, пребывали боги. В центре водоема создавался остров, на котором устанавливали священный камень. Созданное таким образом пространство использовалось для совершения различных обрядов поклонения духам предков. Такие священные водоемы синти и священные острова синто в наши дни можно увидеть в некоторых древних синтоистских храмах: Уса-дзингу (префектура Оита), Кибицу-дзиндзя (префектура Окаяма), Адзики-дзиндзя (префектура Сига) и др. Эти священные водоемы и острова принято считать прообразами водоемов и островов японских садов . Рис. 1. Священный камень (ивакура) синтоистского храма Камикура-дзиндзя, префектура Вакаяма Рис. 2. Священное место (ивасака) синтоистского храма Микамохатимангу, префектура Токусима Рис. 3. Дзё-но коси исэки, префектура Миэ. Общий вид Рис. 4. Дзё-но коси исэки, префектура Миэ. Вид на каменную композицию 108

3 Рис. 5. Каменный курган (кофун) Исибутай, префектура Нара В 1991 г. во время раскопок в г. Уэно (префектура Миэ) было найдено древнее место поклонения богам Дзё-но коси исэки, которое археологи предположительно относят ко второй половине IV в. (период Кофун). Дзё-но коси исэки представляет собой прототип японского сада, состоящий из трех природных источников, впадающих в искусственное русло ручья, и небольших групп камней (рис. 3, 4) . В Асука (префектура Нара) находится каменный курган (кофун) Исибутай, широко известный в Японии (рис. 5). Существует гипотеза о том, что в нем был похоронен глава влиятельного рода Сога Сога-но Умако (? 626), который вместе со своим отцом Инамэ сыграл значительную роль в распространении буддизма в Японии . Сога-но Умако был известен как «Министр острова». Причина появления столь необычного титула, возможно, кроется в том, что Сога-но Умако создал во внутреннем дворе своего особняка сад с водоемом и небольшим островом. По предположениям некоторых исследователей, это был один из первых частных садов . Согласно официальной исторической хронике «Нихонсёки» («Анналы Японии», 720 г.), буддизм проник на Японские острова в середине VI в. (период Асука) из древнекорейского государства Пэкче. С появлением буддизма архитектура и садово-парковое искусство претерпело ряд существенных изменений. В проектировании и строительстве японских садов начали применять новые композиционные приемы и средства выражения, пришедшие с материковой культурой. Кроме того, в «Нихонсёки» есть запись легенды о том, что еще раньше, т.е. до официального прихода буддизма, чужеземец Митиноко-но Такуми, прибывший из корейского государства Пэкче, в саду императорского дворца создал каменную композицию, символизирующую гору Сюми-сэн . В буддийской космологии Сюми-сэн (инд. Сумеру) это гора, возвышающаяся в самом центре мира (рис. 6). Вокруг Сюми-сэн расположены девять гор и восемь морей (кусэнхаккай), которые окружены огромным океаном. В этом океане, ограниченном плотным кольцом гор, имеется четыре континента 1. Люди верили, что Сюми-сэн место 1 Четыре континента: Джамудвипа (находится на юге, имеет форму треугольника), Пурвавидеха (находится на востоке, имеет форму полукруга), Апарагодания (находится на западе, имеет округлую форму) и Уттаракуру (находится на севере, имеет квадратную форму). 109

4 Рис. 6. Схема центра буддийского мироздания горы Сюми-сэн (ед. изм. юдзюн), состоящей из «четырех драгоценностей»: золота, серебра, изумрудов и кристаллов обитания богов. Таким образом, в японских садах гору Сюми-сэн стали воссоздавать в виде каменной композиции Сюми-сэн сики ивагуми: в центре вертикально устанавливали высокий камень, символизирующий Сюми-сэн, вокруг которого располагали несколько камней меньшего размера, олицетворяющих «девять гор и восемь морей» (кусэнхаккай) . Большая часть садов, построенных в период Асука Нара (гг.), не дошли до наших дней. В основном об их устройстве можно судить по литературным и историческим источникам, в редких случаях по воссозданным образцам. Развалины садов были найдены в ходе археологических раскопок в Симаносё-исэки и Исигами-исэки (деревня Асутака в префектуре Нара) и др. Древний сад в восточной части императорского дворца в Хэйдзё-кё (современный г. Нара), восстановленный в первозданном виде, дает нам возможность представить то, как выглядели сады той эпохи. Сад немного вытянут с востока на запад, его основу составляет водоем с каменистыми берегами и островом. В центре сада стоит основное строение, от которого на восток перекинут плоский мост. В северной части расположен еще один мост немного изогнутый и направленный к зданию на северо-востоке. Перед этим зданием на берегу водоема установлена группа камней, символизирующая гору Хорай 2 . Обнаруженные археологами сады свидетельствуют о том, что именно в эпоху Нара (гг.) произошли коренные изменения в самом предназначении сада: из места поклонения богам и совершения религиозных ритуалов сады превращаются в места развлечений и отдыха придворной аристократии. В период Нара японская культура развивается под сильным влиянием китайской культуры. В начале VIII в. по образцу китайской столицы Чанъань 3 строится столица Нара, возводятся многочисленные храмы и монастыри, восходящие к китайским и корейским образцам. При домах аристократии появляются первые сады с большими водоемами типа 2 Каменная композиция Хорай () в японском саду символизирует гору-остров Хорай (кит. Пэнлай) в даосской китайской мифологии один из островов бессмертных, вариант даосского рая. Согласно древней китайской легенде, на этом острове обитали бессмертные монахи-отшельники, владеющие секретом долголетия. В японском саду группа камней Хорай является символом долголетия. 3 Город Чанъань столица династии Тан, правившей в Китае в VII X вв. н.э., с XIV в. и по настоящее время носит название Сиань. 110

5 Рис. 7. Общий вид и план сада Хэйдзё-кё сандзё-нибо сюю-сики (буквально «катание на лодке») и с причудливо извивающимися ручьями типа кёкусуй (буквально «извилистая вода»). Сады с водоемами придворная знать использовала для водных прогулок. Обычно катание на лодках сопровождалось музыкой и танцами. Появление этих водоемов отчасти было обусловлено особенностями географического положения г. Нара: создание искусственных водоемов позволило восполнить отсутствие естественных озер. Такие водоемы имели живописно очерченную береговую линию. Внутри водоема располагались искусственные острова с камнями, а над ними возводились мостики: либо дугообразные, либо с башней (в китайском стиле). Предполагают, что камни острова символизировали гору Хорай . В среде придворной аристократии существовало развлечение кёкусуй-эн («пиры у ручья»), заимствованное из Китая в VIII в. Суть его заключалась в следующем: по течению ручья пускалась чарка, наполненная сакэ. Пока чарка плыла от одного участника пира к другому, последний должен был сочинить стих. Непременное условие для проведения кёкусуй-эн извилистый ручей, по которому чарка должна плыть медленно. Следовательно, русло такого ручья создавали под небольшим уклоном, а по обе стороны ручья создавали площадки для участников пира. Среди садов, предназначенных для проведения кёкусуй-эн, в настоящее время доступен сад Хэйдзё-кё сандзё-нибо, обнаруженный в 1975 г. в Хэйдзё-кё (современный г. Нара). Предполагают, что сложная форма русла, напоминающая силуэт дракона, была устроена в соответствии с требованиями кёкусуй-эн. «Голова дракона» обращена на север, «хвост» на юг. Берега и русло ручья выложены камнями и галькой (рис. 7) . В конце VIII в. столица Японии была перенесена в Хэйан-кё (современный г. Киото). Садовое искусство продолжало развиваться в русле традиций предыдущей эпохи. Основными типами садов по-прежнему оставались сюю-сики и кёкусуй, чуть позже к ним добавился яримидзу 4. Как и в предыдущую эпоху, сады являлись местом развлечения аристократии. 4 Мелкий ручей, впадающий в пруд. Часто использовался в качестве элемента садового пейзажа в садах периода Хэйан Камакура. Особенно большое значение яримидзу приобрели в садах синдэн-дзукури, где он стал обязательным. Подробно о них говорится в руководстве по созданию садов «Сакутэйки» в разделе, посвященному яримидзу. 111

6 Эпоха Хэйан (гг.), сменившая эпоху Нара, характеризуется появлением нового архитектурного стиля синдэн-дзукури, воплощенного в домах придворной аристократии. Под влиянием стиля синдэн-дзукури формируются сады с водоемом тисэн-тэй, составляющие единое целое с архитектурным ансамблем. В центре располагалось главное здание ансамбля синдэн, обращенное на юг, а слева, справа и сзади находились жилые помещения тайноя (в них размещалась семья владельца), соединявшиеся с главным зданием крытыми переходами ватаро. Поместье со всех четырех сторон обносилось глинобитным забором цуидзи-бэй, на западе и востоке располагались ворота тю-мон. В южной части комплекса создавался предназначенный для отдыха и проведения различных мероприятий сад с большим водоемом, в котором обязательно был остров. На берегу водоема возводили павильон цуридоно, другой павильон ставили в том месте, где из-под земли бил источник. Оба павильона соединялись сквозными галереями с основными строениями ансамбля. Вода в пруд обычно поступала из ручья яримидзу, который протекал с северо-восточной стороны . Известный японский исследователь Миямото Кэндзи в своей книге «Нихон тэйэн-но миката» («Японские сады») утверждает, что подобное расположение было продиктовано широко распространившемся тогда учением Сисин-соо, основанным на принципах китайской геомантии. Согласно этому учению благоприятным является ландшафт, в котором на востоке есть река, на западе дорога, на юге пруд, а на севере гора. Ручей соответствует Голубому дракону, пруд Красному фениксу, дорога Белому тигру, гора Черной черепахе . Такой сад был излюбленным местом хэйанской аристократии. Здесь происходили главные события придворной жизни, нашедшие свое отражение в известных произведениях той эпохи: «Повесть о Гэндзи» («Гэндзи-моноготари»), «Повесть об Уцубо» («Уцубомоноготари»), «Сказание о славе» («Эйга-моноготари») и др. Из садов типа синдэн-дзукури, относящихся к тому времени, наиболее известен сад дворца Хигаси сандзё-дэн, принадлежащий роду Фудзивара, внешний вид которого удалось восстановить по историческим хроникам (рис. 8) . Планировка садов типа синдэн-дзукури могла меняться в зависимости от размеров водоема и размещения зданий: в пруду могло быть два или три острова; иногда пруд огибал здание с трех сторон. В любом случае водоем предназначался для катания на лодках, украшенных изображениями дракона и цапли. Известно, что острова в пруду символизировали гору Хорай . Большинство садов с водоемами (тисэн-тэй) в стиле синдэн-дзукури создавалось в пределах г. Киото. Это было связано не только с тем, что Киото являлся столицей, в которой размещался императорский двор, но прежде всего с тем, что этот район изобиловал водными ресурсами. Климат Киото летом отличался сильной жарой и духотой, поэтому аристократам приходилось прибегать к различным уловкам для создания прохлады в домах, например возводить павильон цуридоно («павильон для рыбалки»). Рис. 8. Схема сада дворца Хигаси сандзё-дэн, восстановленная Оота Сэйроку: 1 главное строение синдэн, 2 восточное здание, 3 западная галерея, 4 крытый переход, 5 восточная галерея, 6 восточные ворота, 7 павильон цуридоно 112

7 Несмотря на название, цуридоно это не место для рыбной ловли. Павильон вытянут в сторону водоема, самая крайняя его часть устроена так, чтобы обеспечивать прохладу за счет сквозняков. Площадь садов эпохи Хэйан значительно увеличилась по сравнению с садами предыдущих периодов. Как гласят летописи, размеры парка Синсэн-эн, строительство которого началось одновременно с перенесением столицы в Хэйан, были внушительными: его территория с востока на запад составляла 200 м, с севера на юг 480 м. Синсэн-эн не дошел до наших дней в первозданном виде и был восстановлен в период Мэйдзи (гг.). Этот сад представляет великую ценность как самый древний сад в архитектурном стиле синдэн-дзукури . Хэйанские сады имели двойное назначение: на сад можно было смотреть из дома или павильона, а также любоваться им во время катания на лодке по озеру. Однако он всегда был виден лишь с фронтальной стороны, и в этом смысле его можно сравнить с театральной декорацией. Хэйанские сады особенно интересны с точки зрения сложения определенных образцов, выражающих типологическое представление о красоте природы. По большей части они тяготеют к изобразительности, но уже со значительной долей символики, которая будет доминировать в садовом искусстве Японии в последующие века . Начиная с конца VIII в. и на протяжении всего периода Хэйан в новой столице для отдыха императора и придворной аристократии было создано огромное количество садов с искусственными каналами и водоемами. В этот же период времени появляется «Сакутэйки» (, буквально «Записи о создании садов») самый древний письменный источник, содержащий информацию о тайнах создания садов типа синдэн-дзукури . Особое внимание в «Сакутэйки» уделяется размещению камней в пространстве сада согласно принципам китайской геомантии. Так, при создании сада прежде всего необходимо правильно подобрать камни, а затем расставить их таким образом, чтобы посетитель, глядя на них, мог представить природный пейзаж. Можно предположить, что именно в этот период зародилась идея воссоздания природного ландшафта сюкукэй . В конце периода Хэйан (середина XI в.) в Японии широко распространились идеи маппо («конец Закона»), предсказывающие падение буддизма. Это явилось мощным стимулом поисков новых эффективных средств спасения людей. Пришедшее из Китая учение о Западном рае, или Дзёдо («Чистая Земля»), где пребывает Будда Амида, давший «изначальный обет» спасти всякого, кто обратится к нему с призывом о помощи, легло в основу формирования новых буддийских (амидаистских) школ в Японии. Стремясь попасть в Западный рай, последователи школы Дзёдо создавали сады, в которых воплощали свои представления о «Чистой Земле» . Сады Дзёдо по сути заимствовали систему планировки синдэн-дзукури, придав ей новое символическое значение. В центре, на месте основного строения синдэн размещался храм Амида-до (павильон, где стояла статуя Будды), жилые строения были заменены храмовыми сооружениями, павильоны башнями (колокольнями). К острову в центре водоема перекидывали два моста, один из которых был плоским, а второй изогнутым (в виде арки), последний символизировал путь в рай (мир Дзёдо). Каменный остров, который в предыдущие эпохи символизировал гору Хорай, становится олицетворением центра буддийского мироздания горы Сюми-сэн . Стиль садов Дзёдо постепенно совершенствовался: появились сады, где павильон Амида-до располагался на острове в центре или западной части водоема и был обращен на восток. Позже в подражание китайским дворцам у главного здания (Амида-до) стали строить боковые галереи ёкуро, в пруду перед храмом высаживать лотосы. Большая часть садов этой эпохи была утрачена. Среди тех немногих, что дошли до наших дней, можно назвать сады храмов Моцу-дзи (префектура Иватэ), Эндзё-дзи (префектура Нара), Сирамидзу-Амида-до (префектура Фукусима, г. Иваки). 113

8 Рис. 9. Сад храма Бёдо-ин, г. Удзи, префектура Киото Наиболее известным примером садов Дзёдо является сад храма Бёдо-ин (префектура Киото, г. Удзи). Основу сада составляет водоем с островом, к которому перекинуты плоский и изогнутый мосты. На этом острове в 1053 г. Фудзивара-но Ёримити построил храм Амида-до, который получил название Хоо-до 5 (Зал Феникса). К центральному павильону Амида-до (Хоо-до) справа и слева примыкают боковые галереи ёкуро («галереи-крылья») с башнями, а с обратной стороны сквозная галерея биро («галерея-хвост») так, что в плане все строение храма напоминает форму богини-птицы Феникса. Таким по замыслу Фудзивара-но Ёримити должен быть мир Дзёдо (рис. 9). Перед павильоном Амида-до на небольшой площадке, уложенной камнями, находится каменный фонарь Бёдо-ин исидоро 6. В павильон Амида-до были помещены статуи Амида Нёрай и Хитэн, выполненные лучшим мастером того времени скульптором Дзётё. Однако Бёдо-ин в своем первоначальном виде не сохранился и с течением времени был изменен . Судя по всему, Бёдо-ин того времени считался примером идеального сада Дзёдо, и один за другим стали появляться сады, подражающие ему: сад загородной виллы Тоба рикю, сад храма Ходзё-дзи, сад Осю-хираидзуми и др. С наступлением эпохи раннего средневековья (период Камакура, гг.) власть перешла от аристократии к военному сословию буси (самураев). Вслед за сменой «правящего класса» появились новые направления в искусстве и зародились новые религиозные течения. Таким образом, в японском садовом искусстве с древнейших времен и до конца эпохи Хэйан можно выделить несколько важнейших вех: 1) появление священных мест поклонения 5 В представлениях китайцев, а затем и японцев Хоо фантастическая птица с головой курицы, шеей змеи, клювом ласточки, спиной черепахи и хвостом рыбы; крылья окрашены в пять цветов. Птица Хоо символизирует высшую буддийскую добродетель беспредельную веру в Будду Амида. 6 Появился гораздо позже в эпоху Камакура. Свое название получил ввиду того, что является своего рода единственным фонарем такого вида. А поскольку такой фонарь был установлен только в храме Бёдо-ин, то отсюда и название «Бёдо-ин исидоро». 114

9 богам, связанное с древнейшей религией синтоизмом; 2) изменение в назначении садов из мест поклонения богам и совершения религиозных ритуалов они превращаются в места развлечений и отдыха придворной аристократии; под сильным влиянием китайской культуры происходит формирование национальной садовой культуры Японии; 3) зарождение садов Дзёдо, вызванное приходом в Японию буддийских (амидаистских) школ. Следует отметить, что, несмотря на все изменения, происходившие в японском садовопарковом искусстве на протяжении веков, стремление мастера выразить скрытую красоту природы всегда было главенствующим, определяющим в создании художественного образа сада и с удивительной силой влияло на формирование внутреннего мира человека и его отношения к окружающему миру. ЛИТЕРАТУРА 1. Голосова Е.В. Японский сад: история и искусство. М.: МГУЛ, с. 2. Ёсикава И. Тэйэн сёкусай ёгодзитэн = Словарь садовых терминов. Токио: Иноуэ сёин, с. Яп. яз. 3. Ито Н., Миягава Т., Маэда Т., Ёсидзава Т. История японского искусства / пер. с яп. В.С.Гривнина. М.: Прогресс, с. 4. Кожевников В.В. Очерки древней истории Японии. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, c. 5. Конрад Н.И. Древняя история Японии: с древнейших времен до переворота Тайка, 645 г. // АрсАзиатика / подг. и публ. М.Щербаковой. (2005). 6. Лебедева А. Японский сад. М.: Вече, с. 7. Миямото К. Нихонтэйэн-но миката = Японские сады. Киото: Гакугэй сюппанся, с. Яп. яз. 8. Николаева Н.С. Японские сады. М.: Изобраз. искусство, с. 9. Оохаси Х. Нива-но рэкиси-о аруку: Дзёмон кара Сюгакуин Рикю мадэ = История японских садов с периода Дзёмон и до Сюгакуин Рикю. Токио: Санкося, с. Яп. яз. 10. Оохаси Х., Сайто Т. Нихонтэйэн кансё дзитэн = Энциклопедия японских садов. Токио: Токёдо сюппан, с. Яп. яз. 11. Сайто Т. Ёкувакару нихонтэйэн-но миката = Взгляд на японские сады. Токио: JTB, с. Яп. яз. 12. Сигэмори М., Сигэмори К. Фуккокухан нихонтэйэн ситайкэй = Очерки истории японских садов. Токио, (5 CD-ROM + схемы). Яп. яз. 13. Тамура Ц. Сакутэйки = Записи о создании садов. Токио: Сагами сёбо, с. Яп. яз. 14. Танге К. Архитектура Японии: Традиции и современность / пер. с англ.; ред. А.В.Иконников. М.: Прогресс, с. 15. Byodoin temple. Kyoto: PFU, p. 16. Itoh T. The Gardens of Japan. Tokyo: Kodansha Intern., p. 17. Nitschke G. Japanese Gardens. Köln: Taschen, p. Ландшафтное проектирование среды: Учебное пособие / отв. ред. О.В.Храпко, А.В.Копьева. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, с. ISBN Х. Ботанический сад-институт ДВО РАН Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток, ул. Гоголя, 41. Факс: (4232) В пособии кратко сформулированы современные тенденции ландшафтного дизайна, дается представление о принципах формирования декоративных посадок, общих декоративных качествах растительного материала различных жизненных форм, применяемых в архитектурно-ландшафтных композициях. Отдельная глава посвящена характеристике растительного материала, который может использоваться при создании архитектурно-ландшафтных композиций различного типа. Приводится словарь, содержащий объяснение как терминов, используемых в ландшафтном дизайне, так и ботанических терминов. Предназначено студентам специальностей «Дизайн», «Дизайн архитектурной среды», «Архитектура» и всем интересующимся вопросами ландшафтного проектирования и декоративной дендрологии. 115


Махан М. Южный дворец или Дворец Новуходоноссора II в Вавилоне Южный дворец является вершиной древнеиракского зодчества. Он был построен в эпоху нововавилонского царства при правлении царя Новуходоноссора

Дзэнский сад самодостаточный космос Возможно, наиболее ярким художественным воплощением дзэнского взгляда на мир является сад при монастыре. В этой статье мы попробуем проследить историю садов дзэн и то,

Время выполнения заданий: 120 минут Пишите разборчиво. Кроме ответов на вопросы в работе не должно быть никаких пометок. При отсутствии ответа ставьте прочерк. (Максимальное количество баллов - 100) Часть

ПСОШ 2 ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: Япония островное государство Выполнила: Уч-ца 11 «а» класса Смыслова Вера Учитель: Баландина В.П. 2008год ПРОБЛЕМА Как изменения ЭГП повлияли на политическое устройство

Модуль 1. Регулярное стилевое направление в садово-парковом искусстве зарубежных стран. Лекция 1. Основные понятия ландшафтной архитектуры. Садово-парковое искусство древнего Египта, Ассирии-Вавилонии.

Эссе Искусство стран Востока Выполнила: Ким Ирина Радионовна, учащаяся 2 класса МБУ ДО ДХШ им. А.С. и М.М. Чиненовых Преподаватель: Петкова Анна Сергеевна, преподаватель Истории искусств, член Всероссийского

Пояснительная записка Общая характеристика программы Рабочая программа по мировой художественной культуре для 8 класса разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ЯПОНИИ ПЛАН 1.Географическое положение. 2. Флаг и герб. 3. Столица страны. 4. Культура и искусство Японии. 5. Кинематограф, аниме, театр. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ЯПОНИЯ РАСПОЛОЖЕНА

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий «Подготовка к олимпиаде по искусству» (класс) Раздел I. Пояснительная записка Цель реализации программы индивидуально-групповых занятий «Подготовка к

Основное общее образование Мировая художественная культура 8 класс Рабочая программа Москва ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных

Индивидуальный шифр Олимпиада «Мир вокруг» для учащихся 4 х классов Экскурсовод: Приветствуем вас на борту самолёта «Россия: с запада на восток». Во время путешествия мы перелетим от западной до восточной

МБДОУ «Детский сад 93 общеразвивающего вида» город Сыктывкар, Республика Коми Скульптура Подготовила Воспитатель 2 группы: Изъюрова Светлана Николаевна Скульптура - одно из самых древних искусств. Само

Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский архитектурный институт (государственная

ОТДЫХ НА БАЛИ Бали, знаменитый "Остров Богов", является одним из самых популярных туристических направлений. Воды, омывающие белый песок пляжей Бали, идеально подходят для дайвинга, а густые джунгли, изобилующие

Звуковые эффекты храма Неба Посещение этого комплекса оставили в памяти самые интересные впечатления из всего путешествия по городу Пекину. Китайскую стену во внимание не принимаем. Изначально было все

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19 октября 2012 г. 69 Об утверждении проекта зон охраны историкокультурной ценности «Купаловский мемориальный заповедник «Вязынка» родина Я.Купалы

Обзорная экскурсия по Москве. Посещение башни Сююмбеки и Кремля в Казани. Экскурсионный тур по Екатеринбургу. Экскурсия по Иркутску. Посещение деревни Листвянка. Посещение музея деревянного зодчества.

C древнейших времен территорию Углича разделяли водные протоки ручьи Троицкий, Каменный, Селивановский и речка Шелковка. Когда-то они служили источниками воды для жителей, местами развития хозяйственных

СПРАВКА ИСТОРИЧЕСКАЯ Усадьба Знаменское (Раек), кон. XVIII нач. XIX в.в., в с. Раек Торжокского района Усадьба Знаменское (Раек), принадлежавшая генерал-аншефу и сенатору Ф.И. Глебову-Стрешневу, сложилась

«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток и с места они не сойдут, пока не предстанут Небо с землѐй на страшный Господень суд» Редьярд Киплинг Восток есть Восток ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Связь человека с окружающей

Толубанова Оксана Игоревна, студентка СахГУ, г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБРАЗА ЗЕРКАЛА В КУЛЬТУРЕ ЯПОНИИ Аннотация. В данной статье рассматривается появление зеркала в

Малые Архитектурные Формы (МАФ) это важная составляющая в ландшафтной архитектуре и садово-парковом искусстве, они дополняют общую композицию архитектурного ансамбля застройки. МАФ бывают функциональные

Презентация возможностей сотрудничества и проведения съемок в Болгарии БОЛГАРИЯ как одно из самых популярных мест для проведения съемок 1. Страна, география, визовый режим Болгария граничит на севере с

ИЗМАЙЛОВСКИЙ ОСТРОВ расположение Измайловский остров (24,4 га) располагается в Восточном округе г. Москвы и является частью территории Измайловского парка. Остров был искусственно создан в XVII веке по

Транс-сибирская железная дорога СТАНДАРТНЫЕ РУССКИЕ ПОЕЗДА Москва Казань Екатеринбург Иркутск Улан-Батор Пекин 17 дней «Гвозди» программы: Обзорная экскурсия по Москве. Посещение башни Сююмбеки и Кремля

Садово-паркового и ландшафтного искусства «ИМПЕРАТОРСКИЕ САДЫ РОССИИ» ОРГАНИЗАТОР РУССКИЙ МУЗЕЙ VIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ИМПЕРАТОРСКИЕ САДЫ РОССИИ» САДЫ ШЕЛКОВОГО ПУТИ 5-14 ИЮНЯ 2015 Михайловский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Обеспечение сохранности на объекте культурного наследия (произведение садовопаркового искусства) регионального значения «Усадьба «Перово» (пл.21,1 га), при установке объекта, не являющимся

История России, 7 класс Тема урока: «Образование и культура в XVII веке» Учитель: Петрова М.Г Цель -познакомиться с особенностями культуры Руси в XVII веке; - выявить причины усиления внимания к культуре

КЛАССИЧЕСКИЙ МАРШРУТ НА ЦВЕТЕНИЕ САКУРЫ Токио-Камакура-Киото-Нара-Осака-Токио (групповой тур, 8 дней) ДАТЫ ЗАЕЗДОВ 2018 год: Март 24.03-31.03.18, 31.03-07.04.18 Апрель 07.04-14.04.18 Гарантированные заезды,

Китай и Япония в Средние века 1. Начало Средневековья 2. Империи Суй и Тан 3. Китай в период правления монголов 4. Империя Мин 5. Особенности развития Китая в Средние века 6. Становление государственности

Месенева Н.В. Практико-ориентированная деятельность студентов вуза УДК 58:712(07) Храпко Ольга Викторовна Ботанический сад-институт Дальневосточного отделения Российской академии наук Россия. Владивосток

Программа составлена на основе требований к результату освоения ООП НОО МБОУ «СОШ 7». Ученик научится: Планируемые результаты: - различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура,

ОТЗЫВ Официального оппонента о работе Асалхановой Екатерины Владимировны «Дацан Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге. Концепция и программа историкохудожественной реконструкции живописного убранства», представленной

КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ПРОДАЖЕ КВАРТИРЫ В ФЕШЕНЕБЕЛЬНОМ КЛУБНОМ ОСОБНЯКЕ «Бутиковский 5» тел. 8-800-777-0-888 Почта: [email protected] Месторасположение Бутиковский пер, д.5 «Бутиковский 5» - этот клубный

Программа по изобразительному искусству. 9 класс. Пояснительная записка. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2007г. и обеспечена программой Б.М.Неменского,

SWorld 19-30 March 2013 http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/march-2013 MODERN DIRECTIONS OF THEORETICAL AND APPLIED RESEARCHES

Иероглифика Графемы: место и пространство В процессе эволюции китайской письменности внешний вид графем очень сильно изменился, и сегодня часто сложно, а иногда невозможно определить, к изображению какого

Рукотворная вселенная или О том, как, созерцая малое, можно увидеть вечное Учитель русского языка и литературы Крюков С. Д. Высаживая цветы, приглашаешь бабочек, Высаживая сосны, приглашаешь ветер, Высаживая

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА КАК ЦЕЛОСТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ Янковский Д. А., Саньков П. Н Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры, Днепропетровск, Украина LANDSCAPE

// 109 // Нина Коновалова Лестницы Андо Тадао Павильон Японии на «Экспо-92» в Севилье. Нина Анатольевна Коновалова аспирант НИИ теории архитектуры и градостроительства (Москва). Е сли взглянуть на творчество

Д.холдеево, Можайский муниципальный район, МО Заказчик_Елов Андрей Альфредович ОПИСАНИЕ УЧАСТКА Участок расположен по адресу - примерно в 150 м. по направлению на север от ориентира деревня Холдеево, Клементьевского

Раздел: социально-гуманитарный Современное архитектурное решение образа Православного храма Ладанова Вера Валерьевна, студент Сыктывкарского государственного университета, г. Сыктывкар Кисляковский Иван

Чугунное литье С художественным чугунным литьем человечество знакомо с древнейших времен. Археологические исследования показали, что первые продукты литья начали производить в Египте за двенадцать тысяч

СИММЕТРИЯ ВОКРУГ НАС Проект подготовили: ученики 9 а класса (учитель: Панцевич Т.Б.) Цель: Познакомить с симметрией в литературе, в архитектуре, природе, технике, искусстве. Пифагор Регийский (V век до

Фиона Макдональд Художник-иллюстратор Джеральд Вуд Москва Издательский Дом Мещерякова 2019 ВВЕДЕНИЕ Эта книга путеводитель по городу XVII века, расположенному на западе Африки. Бенин-Сити построен на месте

СПРАВКА ИСТОРИЧЕСКАЯ Усадьба Ермоловой, 1-ая пол. XIX в., в с. Калабриево Калязинского района Автобусом от Калязина 28 км. В XVIII в. сельцо Калабриево из Дмитровского уезда Московской губернии отошло

Общество в Японии, как и в любой другой стране, было традиционно разделено на социальные группы: приближенные к семье императора, чиновничество, самураи, монастырское сословие, бизнесмены, третий класс

Наверняка, каждому из нас порой хочется заглянуть в историю родного города, очутиться в прошлом, из которого вырос современный Екатеринбург. Но он остался, этот старый Екатеринбург город Татищева в исторических

Методика показа. Наиболее многочисленную группу составляют приемы показа, которые позволяют упростить наблюдение объекта, выделяют его особенности, которые незаметны при обычном осмотре, дают возможность

Музыка театр и поэзия древнего египта презентация >>> Музыка театр и поэзия древнего египта презентация Музыка театр и поэзия древнего египта презентация На протяжении существования Древнего Египта, музыка

7-8 классы 2015 ГОД- ГОД ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Используя предложенный изобразительный материал создайте свой лист для общей книги на тему «Книга- уникальное явление мировой культуры». Во время

Особое внимание к деталям очень отличает культуру восточного сада от западного. Существует несколько типов японских садов. Каресансуи.. 0588119782 15 авг 2010. В последние годы очень популярны стали японские

Транснациональный проект «Туристский маршрут Алматы Бишкек - Кашгар» Управление туризма и внешних связей города Алматы, 2016 г. Маршрут АЛМАТЫ ТАМГА ТОРУГАРТ АЛМАТЫ БИШКЕК ТАШ-РАБАТ Достопримечательности

Планировка участка: как должен выглядеть уголок мечты По сравнению с покупкой готового загородного жилья индивидуальное строительство имеет массу преимуществ, ведь в данном случае у вас появляется возможность

История рекреации и туризма Лекция 1. Путешествия в древнем мире Путешествия Путешествие передвижение по какой-либо территории или акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными,

1 Пояснительная записка Каждая неровность Земли - от континента до царапины на камне когда-то появилась, росла и изменялась, прежде чем приобрести сегодняшний облик. Миллионы лет лик нашей планеты формировался

Лягушка женский символ в мировой культуре и культуре народов Севера Рябцева Алина, 6 класс МБОУ СОШ %7, г. Ноябрьск Лягушка женский символ в мировой культуре и культуре народов Севера Почему в сказке лягушка

Комплекснаяпроверочная работа для 4 класса 4. Тематика: «Московский Кремль» Московский Кремль одна из главных достопримечательностей Москвы, столицы России, расположен на левом берегу Москвы-реки, на Боровицком

1 июн 2013. Романский стиль в искусстве Западной Европы 6 3.. Для работников в туристической сфере тема данной работы особенно актуальна,. 6915971249 Искусство XVII века, реализм в искусстве XVII века,

Проект Пластические искусства в нашей жизни 6 класс Почему сложились различные виды изобразительного искусства? Что такое пластические искусства? Как произведения искусства могут рассказать о нашей жизни?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мало-Вяземская средняя общеобразовательная школа ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА Проект по технологии Руководитель: Меркулова Евгения Игоревна,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Васильчиновская средняя общеобразовательная школа Утверждаю Директор И.А. Корнеева Приказ от 2017 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по мировой художественной культуре

Георгины - роскошные, яркие цветы семейства Астровых, цветущие с середины лета до заморозков. Родом этот цветок из Мексики. В Европу был завезён в XVIII веке и получил широкое распространение. Сейчас георгины или Dahlia используют многие цветоводы для красивого украшения клумб и цветников. И чтобы эти цветы радовали глаз, необходимо знать некоторые особенности посадки и ухода за ними.

Основные характеристики

Георгины (Dahlia) - это многолетнее растение. В высоту цветы могут достигать 2-2,5 метров. Они имеют полые стебли и парн ые простые листья. Соцветия похожи на корзинки, диаметр которых может быть от 3 до 30 см. В центре соцветия находятся трубчатые лепестки, которые окружены язычковыми лепестками всевозможных расцветок. Корневая система растения очень мощная и состоит из клубневидных, мясистых, утолщённых корней.

Ежегодно, осенью, надземная часть растения погибает. Остаются только мощные корни, которые накапливают питательные вещества для роста новых почек.

В наших условиях клубни Dahlia оставлять зимовать нельзя. Они промерзают и погибают. Поэтому, осенью их следует выкапывать и хранить до нового сезона.

Почки, с которых появляются новые стебли и листья, находятся на корневой шейке растения. Поэтому следует сохранять не только корнеклубни, но и часть стебля над ними.

Виды георгин

Селекционеры вывели большое количество разновидностей георгин. На сегодняшний день, существует около 15 000 сортов. Цветы имеют всевозможные формы и расцветки: от белого до чёрного.

Основные виды георгин:

Еще существуют:

Благодаря разнообразию сортов георгин ими очень красиво обустраивают клумбы на участке, формируют бордюры, а также используют, как отдельные горшочные растения.

Особенности размножения

Размножаются георгины семенами и клубнями.

Размножение семенами

Многих цветоводов при выращивании Dahlia останавливает тот факт, что клубни этого цветка не могут зимовать в земле, а чтобы сохранить их в зимний период необходимо соблюдать определённые условия. В этом случае для посадки георгин можно использовать семена. Это будут однолетние растения. В основном семенами размножают немахровые (простые) или воротничковые георгины.

Посадку семян можно осуществлять весной прямо в грунт. Но тогда красивым цветением Dahlia порадует вас только к концу лета. Чтобы она цвела с начала лета, необходимо выращивать цветы через рассаду.

Для рассады семена высевают в апреле. В подготовленную ёмкость с песком помещают семена и сверху прикрывают песчаным слоем. Хорошо увлажнив, ёмкость накрывают плёнкой или прозрачной крышкой и помещают в тёплое место с температурой 25-27 градусов. После того, как на всходах появится третий лист, рассаду пикируют в отдельные стаканчики, где она растёт до высадки на подготовленный участок.

Размножение клубнями

Лучшего результата в разведении Dahlia можно достичь если для посадки использовать клубни. Их можно приобрести на рынке у цветоводов или в специальных цветочных магазинах, а можно использовать старые, которые у вас росли.

Если вы приобретаете новые клубни, то не нужно это делать осенью или зимой. Лучше приобрести клубни поздней весной, когда их уже нужно будет высаживать в грунт. Здоровые клубни должны быть крепкими и мясистыми, лучше с небольшими ростками.

Если вы собираетесь использовать старые клубни для посадки на следующий год, то прежде всего, их нужно правильно сохранить. Для этого нужно аккуратно выкопать растение, отделить клубни от наземной части растения и пересыпать их песком и золой. Место, где будут храниться клубни этого цветка должно быть тёплым и без сквозняков. Периодически необходимо клубни осматривать и увлажнять.

Как сажать георгины?

Высаживать клубни этих многолетников в открытый грунт лучше с середины мая до начала июня, когда почва уже достаточно прогреется.

Подготовка клубней

Начинать готовить клубни, которые остались после зимы, для посадки нужно уже в апреле.

Прежде всего, клубни очищают от засохших корней и обрабатывают места повреждений зелёнкой. Затем их высаживают в ёмкости с подготовленной питательной почвой, торфом или опилками и оставляют на две недели. Клубни должны оставаться над землёй на 2-3 см.

После того, как на клубнях появляются почки, производят их деление. Делить нужно так, чтобы на каждом отделённом клубне была почка с корневой шейкой. Деленки какое-то время оставляют в грунте, периодически поливая их, а затем высаживают в открытый грунт.

Выбор места и подготовка почвы

Место для посадки лучше выбрать заблаговременно и подготовить с осени.

Георгины предпочитают хорошо освещённый участок, без сквозняков с хорошо дренированной почвой, чтобы корни растения не загнивали. Сажать Dahlia на одном и том же месте не рекомендуется. И также не желательно высаживать эти цветы там, где ранее росли астры. Рядом с другими растениями георгины прекрасно себя чувствуют, поэтому их можно сажать рядом с лилиями и розами.

Земля для посадки георгин должна быть питательная и нейтральной кислотности. Если почва имеет высокую кислотность, то в неё нужно внести гашёную известь. Если же, напротив, слабокислую, то в грунт добавляют торф.

Для питательности почвы, осенью, на выбранный участок, вносят компост и гумус и затем перекапывают. Весной, перед посадкой, по поверхности участка необходимо рассыпать зрелый не листовой компост и золу, и равномерно распределить граблями.

Как посадить георгины?

Правила посадки

Уход за георгинами

Георгины достаточно неприхотливы в выращивании. Для обильного цветения необходимо правильно выбрать место для посадки, соблюдать правила полива и вовремя подкармливать. А также уход включает в себя прополку от сорняков и пасынкование.

Полив этого растения должен быть обильным, но с частотой 1-2 раза в неделю, в зависимости от погоды. Для сохранения влаги можно окучивать или мульчировать георгины. Перед поливом землю или слой мульчи от стеблей нужно отгрести, а после полива заново окучить цветок. Мульчирование помогает не только сохранить влагу, но и избавиться от сорняков и вредителей, таких как слизни.

Помимо регулярного полива, Dahlia нуждаются в подкормке. Подкормку проводят как минимум 3−4 раза за сезон, применяя как минеральные, так и органические удобрения. Очень хорошо растение отзывается на подкормку навозной жижей. А в период цветения необходимо использовать фосфорные и калийные удобрения.

Георгины с крупными соцветиями нуждается в обрезке или пасынковании. Делается это для получения более крупных и пышных цветов. Для этого на каждом побеге выбирают 2-3 самых сильных бутонов, а остальные удаляют. И также нуждаются в удалении нижние побеги, которые отнимают силы у основных побегов. Отцвёвшие соцветия расходуют питательные вещества, которые нужны для образования новых бутонов. Поэтому как только цветок начинает увядать его тоже нужно сразу обрезать.

Уход за георгинами заключается ещё и в своевременной подпорке растения, чтобы крупные цветы не смогли сломать стебель. Подвязывать георгины можно начинать когда высота стебля достигнет 50 см.

Таким образом, соблюдение всех этих секретов выращивания Dahlia позволит вырастить на своём участке это красивое, яркое, декоративное растение.

В период цветения георгины превращают летний сад в красочную сказку, наполненную яркими сюжетами и солнечным светом. Разнообразие этих цветов таково, что они удовлетворяют изысканные вкусы даже самых требовательных садоводов. Несмотря на широкую палитру окраски и экстравагантность цветков, все же существуют некоторые сложности в умелом использовании георгин в дизайне сада.

Различные формы георгин

Хорошими компаньонами для георгинов являются подсолнечники, и не только из-за интенсивной окраски соцветий, но и благодаря своим размерам. Подсолнечник защищает тонкие стебли георгинов от повреждения ветром. И не обязательно высаживать только однолетние подсолнечники. Пускай многолетние гелиантусы не настолько высоки, но тоже являются хорошей защитой от ветров для наших георгинов.

В цветнике с георгинами зачастую действует правило: лучше меньше, да лучше. Вместо различных цветущих растений, которые будут конкурировать с георгинами по красоте и разнообразию окраски, можно использовать всего лишь два - максимум три сорта георгинов, разбавив их филигранными декоративными злаковыми травами. Пожалуй, идеальным вариантом является просо, придающее цветнику красивый золотисто-желтый или красно-коричневый оттенок, который отлично гармонирует с огненно-красными георгинами. В качестве кулисы великолепно подойдут высокие злаковые травы, как, к примеру, китайский .

При выборе двух-трех сортов для цветника из георгинов следует принимать во внимание размер и форму соцвети й. Так, отлично сочетаются друг с другом шаровидные и помпонные георгины, или же кактусовидные с георгинами в форме оленьих рогов. Эффектно выглядит композиция из георгинов с простыми и кружевными соцветиями.

Важным аспектом при составлении композиции является не только размер и форма, но и окраска соцветий. Если из одного класса георгинов вы выбрали разноцветный сорт, то георгины другого класса должны быть однотонными. При помощи разных сортов георгинов одного класса можно создать плавный переход оттенков, который придает особое очарование цветнику, или же ограничиться одним цветом, выбрав сорта с различными формами соцветий.

Георгины и однолетники

Пожалуй, самой популярной композицией является сочетание георгинов с однолетними цветами, так как при выкапывании георгинов поздней осенью не нужно принимать во внимание их однолетних спутников. Так, хорошими партнерами по клумбе для георгинов могут быть сочетающиеся с ними по окраске и форме махровые и простые циннии (Zinnia elegans), космеи (Cosmos bipinnatus), астры однолетние (Callistephus chinensis), лобелии (Lobelia fulgens).

Выиграшно выглядят георгины в компании многолетников и однолетников. Всегда обращает на себя внимание композиция из мелкоцветковых георгинов желтой или оранжевой окраски в дружной компании гелениума (Helenium), подсолнечника многолетнего (Helianthus microcephalus), пеннисетума щетинистого (Pennisetum setaceum), а также бархатцев (Tagetes). Красивый контраст композиции придает ипомея батат с темной листвой. В зависимости от размера цветника, отлично подходят и темнолиственные сорта очитка, гейхеры, рудбекии.

Если вам до душе элегантность прохладно-свежих красок лета, то вам подойдет композиция из белых и фиолетовых георгинов в сочетании с различными сортами флокса метельчатого аналогичных оттенков. Завершают композицию белые или лиловые астры, а также перистые колосья ковыля.

Если вы желаете создать цветник, полный экспрессии, пламени и страсти, то ваши цвета - это кричащий красный и прохладный белый! И здесь очень важно правильно подобрать красные тона георгинов и их спутников, чтобы они подходили друг другу, не сильно отличались друг от друга. Для красных георгин из белых спутников отлично подходят: белая льнянка (Linaria purpurea "Alba"), вероника́струм вирги́нский (Veronicastrum virginicum "Diana"), белые флоксы, белые сорта осенних анемонов, борец клобучковый (Aconitum napellus "Schneewittchen").

В красные спутники можно выбрать, к примеру, ("Gardenview Red" и "Sqaw") или лихнис халцедонский (Lychnis chalcedonia).


Красные георгины в компании с геранью и бальзамином Уоллера

Полезно знать

Цветник из георгин нуждается в уходе и в период цветения. Чтобы облетающие лепестки не прилипали к зеленым листьям, необходимо срезать соцветия при первых признаках увядания. Крупные кусты георгин нужно подвязывать к опоре, чтобы ветер не сломал их побеги с тяжелыми соцветиями. Красивой альтернативой может послужить самшитовый бордюр высотой приблизительно 50 см. Он не только скроет невзрачные стебли георгинов, но и послужит им хорошей опорой.

Перевод: Леся В.
специально для интернет-портала
садового центра «Ваш сад»

Георгина – роскошный цветок с продолжительным периодом цветения. Одна из легенд гласит, что прежде георгины росли только в королевских садах, их охраняли как несметные сокровища. Однажды молодой влюблённый садовник украл один цветок и посадил под окном избранницы. Садовник оказался в тюрьме, но цветок больше не был тайной и распространился среди обычных людей.
Есть ещё более древняя версия появления георгины, согласно ей георгина проросла на месте последнего угасшего очага после того, как земля оттаяла после ледникового периода. Своим появлением она символизирует победу жизни, открывая новую эру.

Родиной георгин являются горные районы в Мексике. Ацтеки, почитающие некогда бога войны Вицлипуцли, употребляли корни георгин в пищу. Европа не оценила вкусовых качеств растения, а красота, изящество и продолжительный период цветения пришлись «ко двору».
Латинское название георгины – далия, она получила его в честь известного шведского ботаника Андерса Даля – ученика Карла Линнея. Кстати, в интернете вы можете найти мнения, что Даль был норвежцем и даже финном – это не так.
В Российской империи далию назвали георгиной в честь знаменитого географа, медика, химика и конечно же ботаника Иоганна Георги.

Выращивание

Георгина – растение не переборчивое. Если вас не волнуют размеры соцветий и цветков, то можете посадить далию даже в густой тени – она приживётся. А если вы стремитесь к продолжительному цветению красавицы, то высаживайте её в лёгкую полутень. Срок цветения существенно продлится, а красоту растение не утратит.
Лишь на умеренный уровень влажности необходимо обратить внимание, так как клубни этого замечательного цветка склонны к загниванию. Именно из-за этого недостатка георгину не рекомендуют высаживать в низких местах. Для пущей надёжности, перед посадкой георгин обустройте дренаж из керамзита или битого кирпича с песком.

Единственное условие при выращивании – умеренный уровень влажности

Относительно почвы переживать не стоит. И на тяжёлых суглинках, на пещанниках, а уж тем более на чернозёме георгины чувствуют себя хорошо. Смело сажайте!

Посадка

Весна или раннее лето – идеальное время подходящее для посадки георгин, только дождитесь прогрева почвы и не будет угрозы заморозков. Сажая далию ранней весной, позаботьтесь об укрытии от заморозков. А вообще то торопиться не стоит, если вы дорожите клубнями этого сорта.

Чтобы высадить клубни, выкапываем лунку, её размер зависит от величины клубня. Примите во внимание, что помимо клубня вы будете добавлять в углубление удобрения. В качестве удобрения подойдёт перепревшие компост или навоз.
Клубень располагайте в лунке так, чтобы его будущая корневая шейка (участок начинающийся выше корневища) возвышалась над почвой на пару сантиметров. Именно здесь расположены почки роста, если вы их слишком заглубите, то рискуете получить загнивание клубня. Очень важно соблюсти правильные расстояния.

Для ускорения цветения георгины их можно немного прорастить до высадки. Для этого в слой лёгкой почвы помещают клубни, можете использовать обычные опилки. После посадки закройте всё полиэтиленом, оставив маленькую щель для вентиляции. Периодически опрыскивайте клубни из пульверизатора, необходима постоянная влажность. В таком парнике-яслях ростовые почки незамедлительно проснутся после зимнего анабиоза и желанные листики появятся в саду на пару недель раньше.

Мощные на вид стебли георгины на практике легко переламывает порыв ветра, подвязывать куст просто необходимо. Для этого, еще во время высадки в почву клубня, обустраивают опору. Сгодится обычный колышек или кусок пластиковой трубки – теперь это не дефицит. Если вы этого не сделаете, то позже будет трудно вбить опору, не повредив корневище. Высота подпорок зависит от сорта, некоторым кустам хватает 30 сантиметровой длины, для других требуется все 50. Как вариант, можно использовать несколько колышков одновременно, располагая их по периметру будущего куста – это поможет надёжно подвязать даже очень разросшийся куст.

Клубни георгин боятся мороза, и даже южных регионах не способны пережить суровые зимы. Поэтому поздней осенью их выкапывают и хранят до весны в погребе.

Уход

Пасынкование георгины

Пасынкование – это удаление лишних стеблей. Пасынкование не обязательная процедура при выращивании георгин. И тем не менее оно позволяет добиться утолщение стебля, более быстрое его развитие и как следствие – укрупнение бутона. Оптимальным для куста георгин считается два или три стебля, больше оставлять опытные садоводы не рекомендуют. Пасынкование этим не заканчивается, процедура остаётся актуальной на протяжении всего вегетационного периода. Для поддержания куста в прекрасной форме нужно периодически удалять новые ростки, что появляются в пазухах, у основания листа.

На любой цвет и вкус

Полив и подкормка

Георгинам требуется регулярный полив, но без перелива, лишний энтузиазм ни к чему хорошему не приведёт: растение утратит декоративный вид, а то и вовсе погибнет. Ориентир для полива такой – поливайте пока почва промокнет на глубину около 30 сантиметров, этого кусту будет вполне достаточно.
Время полива одно из лучших для подкормки растения компостом или навозом, сгодится древесная зола, суперфосфат или азотные удобрения.

Если высаживая клубни вы хорошо удобрили лунку, то с первой подкормкой можно подождать до того времени, пока образуется зелёная масса. Если клубень попал в обычный грунт, то уже через недельку позаботьтесь об органической подкормке. Сделать это совсем просто: вокруг куста копаем ямки, в них помещаем органику и разравниваем всё плоскорезом или граблями. Раз в две недели ритуал повторяем.

Виды и сорта

На сегодняшний день существует несколько видов и более тысячи сортов прекрасного цветка. Среди этого фейерверка разнообразия отыщется сорт на самый привередливый вкус: формы и расцветки потрясают. Хотите – выбирайте компактные мини кустики, есть просто гиганты свыше метра.

Воротничковые георгины – цветок обладает лепестками различного размера: короткие трубочками в срединке, плоские и длинные с внешнего края соцветия.

Воротничковые георгины – обладатели лепестков различных размеров

Игольчатые георгины – от других сортов отличаются тоненькими, закрученными в трубочку лепесками с сильно варьирующейся длиной. Существует и подвид – георгина полуигольчатая, её лепестки напоминают изящные конусы.

Тонкие лепестки признак игольчатой георгины

Шаровидные георгины – пышные и круглые соцветия это их фишка. Мясистые, слегка трубчатые, крупные лепестки формируют Нежное, мягкое, рыхлое соцветие.

Помпезная шаровидная георгина

Помпонные георгины – родственники шаровидных. Их такие же пышные соцветия состоят из немножко скрученных лепестков. Цветок помпонной уступает цветку шаровидной в размере, да и соцветия более плотные на ощупь.

Помпонная георгина

Нимфейные георгины – соцветия плоские, они словно открещиваются от своих родственников. В ценцре цветка пушистая серединка ин коротеньких трубчатых лепесточков, а окантовка – ряд плоских широких лепестков, чаще всего предстаёт в выпуклой форме.

Нимфейные георгины слегка похожи на лотосы

Анемоновидные георгины – схожи с воротничковыми, внутри цветка расположены короткие небольшие трубочки и плоские широкие лепестки с наружи.

Пионовидные георгины – эти образуют пышные соцветия, в каждом находятся несколько рядов широких овальных лепестков, а срединка наполнена группкой коротеньких, скрученных в изящные трубочки.

Пышная пионовидная георгина словно хозяйка сада

Вот вкратце и всё. Вы уже «загорелись» георгинами? Смелее, их выращивать - одно удовольствие, ваши усилия будут вознаграждены щедро и на протяжении длительного времени: с середины лета до заморозков.



Георгины – застывшая красота сада | Возле Дома https://сайт/wp-content/uploads/2015/03/гг-1-1024x768.jpg https://сайт/wp-content/uploads/2015/03/гг-1-150x150.jpg 2019-09-29T22:50:00+03:00 Возле Дома Статьи георгина,далия,жоржина,многолетники,цветы Георгина – роскошный цветок с продолжительным периодом цветения. Одна из легенд гласит, что прежде георгины росли только в королевских садах, их охраняли как несметные сокровища. Однажды молодой влюблённый садовник украл один цветок и посадил под окном избранницы. Садовник оказался в тюрьме, но цветок больше не был тайной и распространился... Возле Дома [email protected] Administrator Возле Дома