Проектирование и строительство домов

Проектирование и строительство домов

» » Плоскостная разметка. Деление окружности на равные части

Плоскостная разметка. Деление окружности на равные части

Сегодня в посте выкладываю несколько картинок кораблей и схем к ним для вышивания изонитью (картинки кликабельные).

Изначально второй парусник выполнен на гвоздиках. А поскольку гвоздик имеет определенную толщину, получается, что от каждого отходит две нитки. Плюс к этому наслоение одного паруса на второй. В итоге в глазах возникает некоторый эффект раздвоения изображения. Если вышивать корабль на картоне, думаю, он будет выглядеть более привлекательно.
Второй и третий кораблики вышивать несколько проще, чем первый. В каждом из парусов есть центральная точка (на нижней стороне паруса), из которой выходят лучи к точкам по периметру паруса.
Анекдот :
— У вас нитки есть?
— Есть.
— А суровые?
— Да кошмар просто! Подойти боюсь!

В декабре, через пару недель, блогу исполняется год. Страшно подумать – уже целый год! Когда я начинал писать в блог, у меня в запасе хорошо если набралось десяток тем будущих постов, а написанных постов в черновиках не было и вовсе, что, с точки зрения серъезного блоггинга, никуда не годилось. Получилось, я действовал по принципу – Сначала ввяжемся, а потом посмотрим. И вот что получилось.На сегодняшний день моя читательская аудитория представлена 58 странами. Но мне очень хотелось бы узнать больше о том, кто приходит ко мне в блог и с какой целью, как используюся материалы блога. Это очень важно, чтобы я мог оценить полезность наполнения страниц и в будущем году, на новом витке развития, учесть пожелания уважаемой аудитории (во загнулJ).Я разработал опросник, состоящий из 10 вопросов с мульти-выбором, т.е. нужно выбрать один из предлагаемых ответов. Если есть что-то, что Вам хотелось бы высказать, но это не вошло в список вопросов, пишите мне на e-mail или в комментриях к этому пост…

Отверстия сверлят по предварительной разметке, выполненной разметочным инструментом, или по шаблону. Применение шаблона экономит время, так как на заготовку переносят контуры ранее размеченных на шаблоне отверстий. Отверстия больших диаметров сверлят за два приема - сначала сверлом меньшего диаметра, а затем сверлом требуемого диаметра.

Сверление отверстий может быть сквозным (сверло выходит через просверливаемое отверстие); глухим (глубина отверстия меньше толщины металла); под резьбу и под развертку. Способ выполнения этих видов сверления одинаков, кроме глухого, при котором необходимо сохранить требуемую глубину отверстия. Для этого применяют приспособления, ограничивающие подачу сверла до нужной глубины. Если таких приспособлений нет, станок через определенное время останавливают, выводят сверло и промеряют глубину отверстия.

Для точного и быстрого сверления сверло необходимо прочно и правильно укрепить в шпинделе станка или в патроне, чтобы оно вращалось без биения. При биении сверла отверстие получится неправильной формы, а сверло может сломаться.

Просверливаемую деталь укрепляют на столе станка болтами и прижимными планками или в тисках, установленных на столе.

Нажим на сверло должен быть равномерным и соответствовать твердости металла и диаметру отверстия. При мягком металле и небольшом диаметре отверстия частоту вращения сверла и его подачу увеличивают. В момент выхода сверла из отверстия нажим следует ослабить, чтобы избежать поломки сверла. Так как сверло при сверлении нагревается, его следует охлаждать, прерывая работу. При работе на станках сверло охлаждают мыльной эмульсией. При обработке чугуна и бронзы сверло не охлаждают. При сверлении глубоких отверстий следует периодически выводить сверло из отверстия и освобождать отверстие и канавки в сверле от стружки.

Рис. 27. Кондуктор для сверления отверстий во фланцах:

1 - опорные полосы, 2 - опорный диск, 3 - разметочный диск, 4 - фланец, 5- ручка, б-конус, 7 - защелка, 8 - зажимный болт, 9 - пята

На рис. 27 показан кондуктор для сверления отверстий во фланцах для стальных труб. К нижней части кондуктора приварены две опорные полосы 1 с отверстиями для крепления кондуктора к столу сверлильного станка. Опорные полосы приварены к опорному диску 2 с отверстием посредине, в котором свободно поворачивается фланцевая пята 9. Пята имеет центральное отверстие с резьбой для зажимного болта 8. К пяте прикреплен разметочный диск 3, на окружности которого на одинаковом расстоянии одно от другого расположены восемь углублений (соответственно наибольшему числу отверстий во фланце).

Для сверления отверстий фланец 4 укладывают на разметочный диск, укрепляют поворотом ручки 5 и центрируют с помощью конуса 6.

Кондуктор устанавливают на сверлильном станке так, чтобы центр сверла совпал с окружностью, на которой расположены отверстия во фланце. Фланец укладывают на подкладку. Затем диск устанавливают так, чтобы в углубление на окружности попала защелка 7. После сверления первого отверстия диск переставляют, чтобы защелка попала в углубление для сверления следующего отверстия.

Из-за неправильного или непрочного закрепления деталей, неправильной заточки сверл, забивания канавки сверла стружкой, недостаточного охлаждения сверла, неправильной скорости резания и подачи сверла происходит поломка сверл. При неправильном подборе сверл, неправильном креплении их и неверных приемах работы возможны следующие виды брака: размер отверстия больше требуемого, косое отверстие, смещение отверстия от намеченного центра, глубина отверстия больше требуемой.

При сверлении на станках выполняют следующие правила техники безопасности: вращающиеся части станков должны иметь ограждения; обрабатываемые детали прочло укреплять на столе, а не удерживать их руками в процессе обработки,; рукава халата крепко завязывать; не браться за вращающийся режущий инструмент и шпиндель; не вынимать руками сломанных режущих инструментов из отверстия, пользоваться для этого специальными приспособлениями; не опираться на станок во время работы.

(Разметку проводят на той же пластине, что и разметку плоского угольника).

Рис. 18. Разметка фланца

Согласно чертежу (рис. 18) за базу разметки принимают осевые линии.

На расстоянии 30 мм от границ разметки контура угольника проводят две перпенди-кулярные риски, пересекающиеся в точке О.

Из точки О проводят окружности R = 10, 17, 25 мм (рис. 19). Точки 1-4 пересечения окружности R 17 мм с осевыми линиями будут центрами окружностей R = 3 мм.

Рис. 19. Прием разметки детали от осевой линии

Построением окружностей R= 3 мм завершают разметку детали по чертежу. 18

Разметка контуров заготовок по шаблону .

В серийном производстве для повышения производительности труда при выполнении разметочных работ применяют разметочные шаблоны.

Последовательность разметки гаечного ключа по шаблону состоит в следующем

Рис. 20. Шаблон гаечного ключа

На заготовку накладывают разметочный шаблон (рис. 20) таким образом, чтобы он плотно прилегал к плоскости заготовки по всему контуру. Для предотвращения смещения шаблона его укрепляют двумя струбцинами (рис. 21).

Рис. 21. Прием разметки гаечного ключа по шаблону

Заготовку кладут на разметочную плиту и острием чертилки обводят по ребру шаблона весь размечаемый контур.

Особое внимание следует обращать на правильное положение чертилки относительно боковой грани шаблона. Для обеспечения точности разметки острие чертилки должно находиться в вершине угла, образованного гранью шаблона и плоскостью заготовки.

Построение разверток тел формы куба, цилиндра и конуса.

Иногда слесарю приходится изготавливать изделия в форме куба, цилиндра и конуса из листового металла. При изготовлении изделий подобной формы первой операцией будет построение разверток поверхностей по основным заданным размерам фигур. Это упраж-нение состоит из трех заданий.

Построение развертки кубического сосуда на листовой стали.

Рис. 22. Развертка кубического сосуда

Развертку поверхности кубического сосуда можно получить, если боковые грани 1-4 из вертикального положения развернуть в горизонтальное (рис. 22).

Последовательность выполнения задания заключается в следующем.

На металлический лист наносят взаимно перпендикулярные осевые линии АВ и СD (рис. 23).

Начиная от базовых линий строят квадрат 5 со стороной 100 мм.

1. Установить очертку на краю заготовки и закрепить ее на расстоянии, равном расстоянию до загиба или обреза.

2. Прочертить линию от края листа (очертку вести параллельно плоскости листа) (рис. 24).

Разметка и накернивание центров перед сверлением отверстий

1. Разметать центры отверстий верхнего шва в шахматном порядке согласно чертежу 1 (рис. 25).

2. Накернить точки пересечения (рис. 26).

Центры отверстий накернивают перед сверлением листов, деталей и узлов.

Разметка при помощи рейсмуса

1. Разметить квадрат на торце и на боковой поверхности круглой стальной заготовки (рис. 27).

2. Положить стальной валик на призму.

3. Разметить оси:

1) установить произвольно чертилку рейсмуса, закрепить ее в прочертить на торце валика короткую линию (рис. 28);

2) повернуть валик на 180° и, не сдвигая чертилки, прочертить та торце валика короткую линию, параллельную первой

3) разделить пополам расстояние между двумя параллельными линиями, установить чертилку рейсмуса по отмеченной середине и прочертить через середину осевую линию (рис. 30);

4) повернуть валик на 90°, выверить угольником вертикальное положение и, не сдвигая чертилки рейсмуса после проведения первой осевой линии, прочертить вторую осевую линию

рис. 30. (рис. 31 и 32);

5) накернить центр и очертить окружность диаметром 11 мм (рис. 33).

1. Разметить стороны квадрата на торце и на боковой поверхностях (рис. 34 и 35).

4. Разметить длину квадрата (рис. 36).

д) Разметка при сборке узлов и установке их на самолет

Разметку делают не только при изготовлении деталей, нанося на материал очертания (контуры) деталей, отмечая места отверстий и т. п., но и при установке на место деталей и узлов при их сборке.

Чтобы определить месторасположение деталей и узлов на машине, приходится промерять и размечать эти детали и узлы на самой машине в соответствии с размерами, указанными в чертеже.

А. Разметка положения хомутика на лонжероне

Требуется установить хомутик А на лонжерон Б. Согласно чертежу середина хомутика должна находиться на расстоянии

175 мм от оси вертикальной стойки в фюзеляжа; длина хомутика — 36 мм, диаметр трубы В равен 20 мм (рис. 37).

1. Определить расстояние от торца хомутика, расположенного ближе к трубе В, до ближайшей точки на этой трубе. Это расстояние должно быть меньше 175 мм на половину длины хомутика и половину диаметра трубы, т. е. меньше на

36/2 + 20/2 = 56/2 = 28 мм.

Тогда расстояние от торца хомутика до трубы В будет 175 — 28 = 147 мм.

2. Приложить метр к лонжерону так, чтобы начало его упиралось в трубу В.

3. Сделать отметку карандашом на лонжероне против деления 147 мм.

4. Надеть на лонжерон хомутик так, чтобы его торец, направленный в сторону трубы В, совпал с отметкой.

При этом середина хомутика А должна находиться на расстоянии 175 мм от оси трубы В.

Б, Разметка положения хомутика на лонжероне при помощи специального шаблона

1. Приложить вырез линейки шаблона А к стойке и прижать скобу шаблона Б к лонжерону (рис. 38).

2. Прочертить риску по кромке скобы для определения места хомутика на лонжероне.

В. Разметка оси фюзеляжа на его обшивке

Начертить продольную ось фюзеляжа на его обшивке. Согласно чертежу верхняя сторона лонжерона на участке от первой до третьей рамы параллельна оси фюзеляжа и находится от нее на расстоянии 490 мм (рис. 39).

а) Наложить пятку угольника с длинной полкой на верхнюю сторону лонжерона так, чтобы полка угольника легла по наружной стороне фанерной обшивки, ближе к первой раме.

б) Прочертить карандашом линию вдоль толки.

в) Прочертить точно так же линию у третьей рамы.

г) Отмерить по прочерченным линиям от верхней стороны верхнего лонжерона по 490 мм и сделать отметки.

д) Прочертить через эти отметки линию, которая будет осью фюзеляжа (фюзеляж сужается к хвосту по кривой и поэтому

Осевую линию можно прочертить только три помощи гибкой металлической линейки или гибкой деревянной линейки).

Первый рабочий прикладывает один конец линейки к отметке у первой рамы, второй рабочий, находящийся у хвоста, плотно прижимает линейку к фюзеляжу, а третий рабочий следит за

тем, чтобы линейка совпала со второй отметкой и дает указания второму рабочему, поднимать или опускать конец линейки. Поддерживая левой рукой линейку,третий рабочий карандашом прочерчивает ось.

е) Разметить отверстия или необходимые точки по угольникам; угольники имеют на полке отверстия или вырезы для отметки необходимых точек.

Основные правила разметки

1. Размечая при сборке детали и узлы, помни, что разметку всегда ведут от таких точек и поверхностей, положение которых цд самолете достаточно определенно. Основной базой для разметки на самолете является продольная ось фюзеляжа или точки и линии, связанные с ней определенными размерами.

2. Приступая к разметке, составь себе план, т. е. установи, в какой последовательности вести разметку и каким инструментом.

3. При прочерчивании линий карандаш или чертилку держи немного наклонно, чтобы линия вплотную примыкала к линейке или угольнику, которые нужно твердо поддерживать левой рукой.

4. Для разметки пользуйся простым, а не химическим карандашом. При нанесении рисок чертилкой можно поцарапать материал, что ухудшит качество изделия. Так, например, царапины на дуралюмине, нарушающие целость наружного слоя металла, понижают его прочность и сопротивляемость коррозии. Химический карандаш портит дуралюмин, вызывая коррозию.

5. Помни, что размечать значительно проще и быстрее, если пользоваться шаблонами.

6. Для ускорения разметки длинных линий, когда не требуется большой точности, вместо прочерчивания их, возьми намеленный тонкий шнур и отбивай им линии.

Процесс разметки металла заключается в нанесении на подготовленный материал разметок (линий или рисок). Эти разметки определят границы (контуры) заготовок фланцев, то есть будущие детали, которые в дальнейшем нужно будет обработать.

Поверхность материала, перед тем как начать разметку должна быть подготовлена. К выбору заготовки надо тщательно подойти. Ее надо проверить на наличие царапин, дырок, сколов, трещин и так далее. Такая заготовка полностью не подойдет для изготовления деталей, но если есть чистая часть, то ее можно использовать для будущей заготовки. Теперь начинается подготовка: зачистка от ржавчины, от окалины, очистка от грязи и прочие манипуляции. В качестве чистящего средства применяются щетки, изготовленные из металла, и строительная наждачная бумага. Далее наносятся основные метки, и при помощи специального инструмента делается полная разметка контуров будущей детали.

После определения границ производится окрашивание заготовки или будущей детали. Окрашивают обычно раствором спиртового лака (шеллаком) или раствором медного купороса. На заводах в специальных производственных помещениях применяются промышленные средства. Одно из таких это – специально приготовленное средство из раствора мела и столярного клея. В раствор спиртового лака (шеллак) для придания цвета добавляют фуксин (специальный краситель из зеленоватых кристаллов с металлическим блеском). Для равномерного распределения раствор лучше наносить взаимно перпендикулярно, а кисточку обмакивать в краску только кончиком.

Если фланцы ГОСТ 12821 выполнены из стали, то надо подготовить раствор для окрашивания с другим составом. К примеру, раствор с добавлением медного купороса. Но надо учитывать, что сам медный купорос относится к ядовитым химическим веществам, поэтому необходимо соблюдать особую осторожность и надевать маску-респиратор и перчатки. Когда поверхность полностью просохнет, приступают к разметке. При разметке соблюдают следующие правила: первыми делают горизонтальные линии, вторыми – вертикальные, затем наносят линии под наклоном. Завершающим этапом будет нанесение закругленных линий и дуг. Для прямых линий используют чертилку. Чертилка наклоняется в ту сторону, куда будет направлено ее перемещение, а от линейки ее отклоняют в противоположную сторону. При нанесении риски угол наклона чертилки не меняется. Линию выводят только один раз, поэтому если ее не очень хорошо заметно, то риску замазывают краской, ждут, когда краска высохнет, и еще раз проделывают этот процесс.

Фланцы ГОСТ 12821 из алюминиевого листа размечаются простым карандашом. Используют угольники, транспортир и циркуль. Также используется кернер, им определяют центр для сверления отверстий, который вычисляют с помощью измерительных приборов. Кернер нужно взять в левую руку 3-мя пальцами и установить острием в центр отверстия. В процессе его наклоняют и прижимают к центру, а после переводят в вертикальное положение и слегка ударяют вертикально вниз молотком. Молоток берется весом около 200 граммов.