Проектирование и строительство домов

Проектирование и строительство домов

» » Как сделать эксперименты в домашних условиях. Самые простые физические и химические опыты

Как сделать эксперименты в домашних условиях. Самые простые физические и химические опыты

А вы знали, что 29 мая День химика? Кто из нас в детстве не мечтал творить своеобразные волшебства, удивительные химические опыты? Пора воплощать мечты в реальность! Читайте скорее дальше, и мы расскажем, как весело провести День химика 2017, а также какие химические опыты для детей легко провести в домашних условиях.


Домашний вулкан

Если вас уже не привлекают, то… Хотите увидеть извержение вулкана? Попробуйте устроить его дома! Чтобы устроить химический опыт «вулкан» вам понадобится сода, уксус, краситель пищевой, пластиковый стакан, стакан теплой воды.

В пластиковый стаканчик насыпаете 2-3 ложки столовые соды, туда добавляете ¼ стакана теплой воды и немного пищевого красителя, желательно красного цвета. Потом добавляете ¼ уксуса и наблюдаете за «извержением» вулкана.

Роза и аммиак

Очень интересный и оригинальный химический опыт с растениями можно посмотреть на видео из YouTube:

Самонадувающйся шарик

Хотите провести для детей безопасные химические опыты? Тогда вам точно понравиться эксперимент с воздушным шариком. Приготовьте заранее: бутылку пластиковую, соду пищевую, воздушный шарик и уксус.

Внутрь шарика насыпаете 1 ложку чайную соды. В бутылку наливаете ½ стакана уксуса, после чего надеваете шарик на горлышко бутылки и делаете так, чтобы сода попала в уксус. В результате бурной химической реакции, которая сопровождается активным выделением углекислого газа, шарик начнет надуваться.

Фараоновая змея

Для опыта понадобится: таблетки глюконата кальция, сухое горючее, спички или газовая горелка. Алгоритм действий смотрите на YouTube ролике:

Цветное волшебство

Хотите удивить ребенка? Скорее проводите химические опыты с цветом! Вам понадобятся следующие доступные составляющие: крахмал, йод, прозрачная емкость.

Смешайте в емкости белоснежный крахмал и коричневый йод. В результате вы получите удивительную смесь синего цвета.

Выращиваем змею

Самые интересные домашние химические опыты можно провести, используя доступные ингредиенты. Для создания змеи вам понадобятся: тарелка, песок речной, пудра сахарная, спирт этиловый, зажигалка или горелка, сода пищевая.

На тарелку насыпаете песочную горку и пропитываете ее спиртом. В горке сверху делаете углубление, куда аккуратно добавляете сахарную пудру и соду. Теперь поджигаем песочную горку и наблюдаем. Через пару минут с вершины горки начнет вырастать темная извивающаяся лента, которая напоминает змейку.

Как провести химические эксперименты со взрывом смотрите на следующем видео с Youtube:

Если хотите пробудить в своих детях интерес к науке, а учитель в школе с этим не справляется (а на деле ему просто все равно), то не обязательно бить чадо книгой по голове или нанимать репетиторов. Вы, как ответственный родитель, можете провести интересные и красочные научные опыты прямо дома с помощью подручных средств.

Немножко фантазии, и развлечение для детей, которые пришли к вашему ребенку на День рождения, готово.

1. Хождение по куриным яйцам

Несмотря на то, что яйца выглядят очень хрупкими, их скорлупа прочнее, чем кажется. Если распределить давление на скорлупу равномерно, то она может выдержать очень большие нагрузки. Этим можно воспользоваться, чтобы показать детям забавный фокус с хождением по яйцам, а также объяснить им принцип его действия.

Хотя мы и предполагаем, что опыт пройдет удачно, подстраховаться не помешает, поэтому лучше застелить пол клеенкой или разложить мусорные пакеты. Сверху поставьте пару лотков с яйцами, убедившись, что среди них нет дефектных и надтреснутых. Также убедитесь, что яйца расположены одинаково, иначе равномерно нагрузку распределить не получится.

Теперь можно аккуратно встать на яйца босиком, стараясь распределить свой вес равномерно. Такой же принцип используется и в хождении по гвоздям или стеклу, но с детьми это повторять не стоит. Вообще не повторяйте.

2. Неньютоновская жидкость

Большинство жидкостей на планете практически не изменяют своей вязкости при изменении силы, которая к ним прикладывается. Впрочем, есть жидкости, которые становятся практически твердыми, когда сила растет, и называются они неньютоновскими. Изготовить их вы можете прямо у себя дома из подручных средств. Покажите такой опыт ребенку, и он будет счастлив.

Чтобы изготовить неньютоновскую жидкость, насыпьте стакан крахмала в глубокую миску, залейте его водой в соотношении 1:1. Можно добавить пищевой краситель для красоты. Начните все это медленно перемешивать, пока смесь не превратится в однородную массу.

Если медленно зачерпнуть такую жидкость рукой, то она просто стечет сквозь пальцы. Но стоит приложить к ней усилие на скорости или резко ударить, как она тут же станет твердой. Выйдет отличная игрушка на ближайшие часы для вашего ребенка.

3. Прыгающая монета

Очень интересный опыт, а также фокус, если желаете убедить окружающих в своих паранормальных способностях. Для этого эксперимента в домашних условиях нам понадобится обычная бутылка, а также монетка, которая по диаметру чуть больше горлышка.

Охладите бутылку в холодильнике, а еще лучше в морозильной камере. После этого смочите ее горлышко водой и положите сверху монету. Можете для эффектности положить свои руки на бутылку, согревая ее. Воздух внутри бутылки начнет расширяться и выходить через горлышко, подбрасывая монетку в воздух.

4. Вулкан в домашних условиях

Сочетание соды и уксуса является беспроигрышным вариантом, если вы решили произвести впечатление на детей. Просто слепите из пластилина или глины на тарелочке небольшой вулкан, а в его отверстие засыпьте несколько чайных ложек соды, налейте немного теплой воды и добавьте красный пищевой краситель для антуража. После этого влейте в жерло небольшое количество уксуса и наблюдайте за реакцией.

5. Лавовый водопад

Очень эффектный и простой научный опыт, который позволяет продемонстрировать детям принцип взаимодействия жидкостей с разной массой и плотностью.
Возьмите высокую узкую емкость (подойдет ваза для цветов или просто пластиковая бутылка). Налейте в сосуд несколько стаканов воды и стакан растительного масла. Добавьте яркий пищевой краситель, чтобы опыт был более нагляден и приготовьте столовую ложку соли.

Сначала масло будет плавать на поверхности сосуда, поскольку у него меньшая плотность. Начните медленно всыпать соль в сосуд. Масло начнет опускаться на дно, но когда достигнет его, соль освободится от вязкой жидкости, а частички масла начнут снова подниматься наверх, словно крупицы раскаленной лавы.

6. Деньги не горят

Этот опыт подойдет для состоятельных людей, которым только и осталось, что жечь деньги. Отличный фокус, чтобы удивить детей и взрослых. Конечно, есть риск провалить представление, поэтому соблюдайте временные рамки.

Возьмите любую купюру (в зависимости от ваших возможностей) и вымочите ее в подсоленном растворе спирта и воды в соотношении 1:1. Убедитесь, что купюра полностью пропиталась, после чего можете достать ее из жидкости. Зафиксируйте купюру в каком-нибудь держателе и подожгите ее.

Спирт закипает при довольно низкой температуре и начинает испаряться гораздо быстрее, чем вода. Поэтому все горючее испарится прежде, чем загорится сама купюра.

7. Опыт с разноцветным молоком

Для этого веселого опыта нам понадобится жирное молоко, несколько пищевых красителей разных цветов и моющее средство.

Налейте молоко в тарелку и добавьте несколько капель красителя в разных местах емкости. Возьмите каплю моющего средства на кончик пальца или смочите им ватную палочку и коснитесь поверхности молока прямо в центре тарелки. Наблюдайте, как эффектно начнут смешиваться красители.

Как вы уже догадались, моющее средство и жир – вещи несовместимые, и когда вы коснетесь поверхности, начнется реакция, которая заставить молекулы двигаться.

Сотни тысяч физических опытов было поставлено за тысячелетнюю историю науки. Сложно отобрать несколько «самых-самых».Среди физиков США и Западной Европы был проведен опрос. Исследователи Роберт Криз и Стони Бук просили их назвать наиболее красивые за всю историю физические эксперименты. Об опытах, вошедших в первую десятку по итогам выборочного опроса Криза и Бука, рассказал научный работник Лаборатории нейтринной астрофизики высоких энергий, кандидат физико-математических наук Игорь Сокальский.

1. Эксперимент Эратосфена Киренского

Один из самых древних известных физических экспериментов, в результате которого был измерен радиус Земли, был проведен в III веке до нашей эры библиотекарем знаменитой Александрийской библиотеки Эрастофеном Киренским. Схема эксперимента проста. В полдень, в день летнего солнцестояния, в городе Сиене (ныне Асуан) Солнце находилось в зените и предметы не отбрасывали тени. В тот же день и в то же время в городе Александрии, находившемся в 800 километрах от Сиена, Солнце отклонялось от зенита примерно на 7°. Это составляет около 1/50 полного круга (360°), откуда получается, что окружность Земли равна 40 000 километров, а радиус 6300 километров. Почти невероятным представляется то, что измеренный столь простым методом радиус Земли оказался всего на 5% меньше значения, полученного самыми точными современными методами, сообщает сайт «Химия и жизнь».

2. Эксперимент Галилео Галилея

В XVII веке господствовала точка зрения Аристотеля, который учил, что скорость падения тела зависит от его массы. Чем тяжелее тело, тем быстрее оно падает. Наблюдения, которые каждый из нас может проделать в повседневной жизни, казалось бы, подтверждают это. Попробуйте одновременно выпустить из рук легкую зубочистку и тяжелый камень. Камень быстрее коснется земли. Подобные наблюдения привели Аристотеля к выводу о фундаментальном свойстве силы, с которой Земля притягивает другие тела. В действительности на скорость падения влияет не только сила притяжения, но и сила сопротивления воздуха. Соотношение этих сил для легких предметов и для тяжелых различно, что и приводит к наблюдаемому эффекту.

Итальянец Галилео Галилей усомнился в правильности выводов Аристотеля и нашел способ их проверить. Для этого он сбрасывал с Пизанской башни в один и тот же момент пушечное ядро и значительно более легкую мушкетную пулю. Оба тела имели примерно одинаковую обтекаемую форму, поэтому и для ядра, и для пули силы сопротивления воздуха были пренебрежимо малы по сравнению с силами притяжения. Галилей выяснил, что оба предмета достигают земли в один и тот же момент, то есть скорость их падения одинакова.

Результаты, полученные Галилеем, - следствие закона всемирного тяготения и закона, в соответствии с которым ускорение, испытываемое телом, прямо пропорционально силе, действующей на него, и обратно пропорционально массе.

3. Другой эксперимент Галилео Галилея

Галилей замерял расстояние, которое шары, катящиеся по наклонной доске, преодолевали за равные промежутки времени, измеренный автором опыта по водяным часам. Ученый выяснил, что если время увеличить в два раза, то шары прокатятся в четыре раза дальше. Эта квадратичная зависимость означала, что шары под действием силы тяжести движутся ускоренно, что противоречило принимаемому на веру в течение 2000 лет утверждению Аристотеля о том, что тела, на которые действует сила, движутся с постоянной скоростью, тогда как если сила не приложена к телу, то оно покоится. Результаты этого эксперимента Галилея, как и результаты его эксперимента с Пизанской башней, в дальнейшем послужили основой для формулирования законов классической механики.

4. Эксперимент Генри Кавендиша

После того как Исаак Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения: сила притяжения между двумя телами с массами Мит, удаленных друг от друга на расстояние r, равна F=γ (mM/r2), оставалось определить значение гравитационной постоянной γ - Для этого нужно было измерить силу притяжения между двумя телами с известными массами. Сделать это не так просто, потому что сила притяжения очень мала. Мы ощущаем силу притяжения Земли. Но почувствовать притяжение даже очень большой оказавшейся поблизости горы невозможно, поскольку оно очень слабо.

Нужен был очень тонкий и чувствительный метод. Его придумал и применил в 1798 году соотечественник Ньютона Генри Кавендиш. Он использовал крутильные весы - коромысло с двумя шариками, подвешенное на очень тонком шнурке. Кавендиш измерял смещение коромысла (поворот) при приближении к шарикам весов других шаров большей массы. Для увеличения чувствительности смещение определялось по световым зайчикам, отраженным от зеркал, закрепленных на шарах коромысла. В результате этого эксперимента Кавендишу удалось довольно точно определить значение гравитационной константы и впервые вычислить массу Земли.

5. Эксперимент Жана Бернара Фуко

Французский физик Жан Бернар Леон Фуко в 1851 году экспериментально доказал вращение Земли вокруг своей оси с помощью 67-метрового маятника, подвешенного к вершине купола парижского Пантеона. Плоскость качания маятника сохраняет неизменное положение по отношению к звездам. Наблюдатель же, находящийся на Земле и вращающийся вместе с ней, видит, что плоскость вращения медленно поворачивается в сторону, противоположную направлению вращения Земли.

6. Эксперимент Исаака Ньютона

В 1672 году Исаак Ньютон проделал простой эксперимент, который описан во всех школьных учебниках. Затворив ставни, он проделал в них небольшое отверстие, сквозь которое проходил солнечный луч. На пути луча была поставлена призма, а за призмой - экран. На экране Ньютон наблюдал «радугу»: белый солнечный луч, пройдя через призму, превратился в несколько цветных лучей - от фиолетового до красного. Это явление называется дисперсией света.

Сэр Исаак был не первым, наблюдавшим это явление. Уже в начале нашей эры было известно, что большие монокристаллы природного происхождения обладают свойством разлагать свет на цвета. Первые исследования дисперсии света в опытах со стеклянной треугольной призмой еще до Ньютона выполнили англичанин Хариот и чешский естествоиспытатель Марци.

Однако до Ньютона подобные наблюдения не подвергались серьезному анализу, а делавшиеся на их основе выводы не перепроверялись дополнительными экспериментами. И Хариот, и Марци оставались последователями Аристотеля, который утверждал, что различие в цвете определяется различием в количестве темноты, «примешиваемой» к белому свету. Фиолетовый цвет, по Аристотелю, возникает при наибольшем добавлении темноты к свету, а красный - при наименьшем. Ньютон же проделал дополнительные опыты со скрещенными призмами, когда свет, пропущенный через одну призму, проходит затем через другую. На основании совокупности проделанных опытов он сделал вывод о том, что «никакого цвета не возникает из белизны и черноты, смешанных вместе, кроме промежуточных темных

количество света не меняет вида цвета». Он показал, что белый свет нужно рассматривать как составной. Основными же являются цвета от фиолетового до красного.

Этот эксперимент Ньютона служит замечательным примером того, как разные люди, наблюдая одно и то же явление, интерпретируют его по-разному и только те, кто подвергает сомнению свою интерпретацию и ставит дополнительные опыты, приходят к правильным выводам.

7. Эксперимент Томаса Юнга

До начала XIX века преобладали представления о корпускулярной природе света. Свет считали состоящим из отдельных частиц - корпускул. Хотя явления дифракции и интерференции света наблюдал еще Ньютон («кольца Ньютона»), общепринятая точка зрения оставалась корпускулярной.

Рассматривая волны на поверхности воды от двух брошенных камней, можно заметить, как, накладываясь друг на друга, волны могут интерферировать, то есть взаимогасить либо взаимоусиливать друг друга. Основываясь на этом, английский физик и врач Томас Юнг проделал в 1801 году опыты с лучом света, который проходил через два отверстия в непрозрачном экране, образуя, таким образом, два независимых источника света, аналогичных двум брошенным в воду камням. В результате он наблюдал интерференционную картину, состоящую из чередующихся темных и белых полос, которая не могла бы образоваться, если бы свет состоял из корпускул. Темные полосы соответствовали зонам, где световые волны от двух щелей гасят друг друга. Светлые полосы возникали там, где световые волны взаимоусиливались. Таким образом была доказана волновая природа света.

8. Эксперимент Клауса Йонссона

Немецкий физик Клаус Йонссон провел в 1961 году эксперимент, подобный эксперименту Томаса Юнга по интерференции света. Разница состояла в том, что вместо лучей света Йонссон использовал пучки электронов. Он получил интерференционную картину, аналогичную той, что Юнг наблюдал для световых волн. Это подтвердило правильность положений квантовой механики о смешанной корпускулярно-волновой природе элементарных частиц.

9. Эксперимент Роберта Милликена

Представление о том, что электрический заряд любого тела дискретен (то есть состоит из большего или меньшего набора элементарных зарядов, которые уже не подвержены дроблению), возникло еще в начале XIX века и поддерживалось такими известными физиками, как М.Фарадей и Г.Гельмгольц. В теорию был введен термин «электрон», обозначавший некую частицу - носитель элементарного электрического заряда. Этот термин, однако, был в то время чисто формальным, поскольку ни сама частица, ни связанный с ней элементарный электрический заряд не были обнаружены экспериментально. В 1895 году К.Рентген во время экспериментов с разрядной трубкой обнаружил, что ее анод под действием летящих из катода лучей способен излучать свои, Х-лучи, или лучи Рентгена. В том же году французский физик Ж.Перрен экспериментально доказал, что катодные лучи - это поток отрицательно заряженных частиц. Но, несмотря на колоссальный экспериментальный материал, электрон оставался гипотетической частицей, поскольку не было ни одного опыта, в котором участвовали бы отдельные электроны.

Американский физик Роберт Милликен разработал метод, ставший классическим примером изящного физического эксперимента. Милликену удалось изолировать в пространстве несколько заряженных капелек воды между пластинами конденсатора. Освещая рентгеновскими лучами, можно было слегка ионизировать воздух между пластинами и изменять заряд капель. При включенном поле между пластинами капелька медленно двигалась вверх под действием электрического притяжения. При выключенном поле она опускалась под действием гравитации. Включая и выключая поле, можно было изучать каждую из взвешенных между пластинами капелек в течение 45 секунд, после чего они испарялись. К 1909 году удалось определить, что заряд любой капельки всегда был целым кратным фундаментальной величине е (заряд электрона). Это было убедительным доказательством того, что электроны представляли собой частицы с одинаковыми зарядом и массой. Заменив капельки воды капельками масла, Милликен получил возможность увеличить продолжительность наблюдений до 4,5 часа и в 1913 году, исключив один за другим возможные источники погрешностей, опубликовал первое измеренное значение заряда электрона: е = (4,774 ± 0,009)х 10-10 электростатических единиц.

10. Эксперимент Эрнста Резерфорда

К началу XX века стало понятно, что атомы состоят из отрицательно заряженных электронов и какого-то положительного заряда, благодаря которому атом остается в целом нейтральным. Однако предположений о том, как выглядит эта «положительно-отрицательная» система, было слишком много, в то время как экспериментальных данных, которые позволили бы сделать выбор в пользу той или иной модели, явно недоставало. Большинство физиков приняли модель Дж.Дж.Томсона: атом как равномерно заряженный положительный шар диаметром примерно 108 см с плавающими внутри отрицательными электронами.

В 1909 году Эрнст Резерфорд (ему помогали Ганс Гейгер и Эрнст Марсден) поставил эксперимент, чтобы понять действительную структуру атома. В этом эксперименте тяжелые положительно заряженные а-частицы, движущиеся со скоростью 20 км/с, проходили через тонкую золотую фольгу и рассеивались на атомах золота, отклоняясь от первоначального направления движения. Чтобы определить степень отклонения, Гейгер и Марсден должны были с помощью микроскопа наблюдать вспышки на пластине сцинтиллятора, возникавшие там, где в пластину попадала а-частица. За два года было сосчитано около миллиона вспышек и доказано, что примерно одна частица на 8000 в результате рассеяния изменяет направление движения более чем на 90° (то есть поворачивает назад). Такого никак не могло происходить в «рыхлом» атоме Томсона. Результаты однозначно свидетельствовали в пользу так называемой планетарной модели атома - массивное крохотное ядро размерами примерно 10-13 см и электроны, вращающиеся вокруг этого ядра на расстоянии около 10-8 см.

Современные физические эксперименты значительно сложнее экспериментов прошлого. В одних приборы размещают на площадях в десятки тысяч квадратных километров, в других заполняют объем порядка кубического километра. А третьи вообще скоро будут проводить на других планетах.

Занимательные химические опыты подготовят детей к изучению химии в школе. Большая часть экспериментов, проводимых в домашних условиях, не опасны, познавательны, эффектны. Некоторые опыты снабжены письменным описанием, которое поможет объяснить ребёнку суть происходящих процессов и пробудить интерес к химической науке.

При проведении химических экспериментов дома необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

Простые эксперименты для самых маленьких

Химические опыты для маленьких детей, проводимые в домашней обстановке, не требуют никаких особых веществ.

Цветные пузыри

Для одного такого эксперимента понадобится:

  • фруктовый сок;
  • подсолнечное масло;
  • 2 шипучие таблетки;
  • декоративная прозрачная ёмкость.

Этапы опыта:


Создать пузыри с более прочной оболочкой можно самостоятельно, смешав для этого воду и средство для мытья посуды в сочетании 2:1 + немного сахарного песка. Если вместо сахара добавить глицерин, пузыри будут достигать очень больших размеров. Добавление к мыльному раствору пищевого красителя позволит получить цветные светящиеся пузыри.

Ночник

В домашних условиях с помощью простых веществ можно сделать ночник. Для этого потребуется:

  • помидор;
  • шприц;
  • серные головки от спичек;
  • перекись водорода;
  • отбеливатель.

Последовательность действий:

  1. В миску помещают серу, заливают отбеливателем, настаивают некоторое время.
  2. Набирают смесь в шприц, обкалывают помидор со всех сторон.
  3. Для начала химической реакции необходимо ввести перекись водорода. Это делают также шприцем в том месте, где находился черешок.
  4. Находясь в тёмной комнате, помидор будет излучать мягкий свет.

Осторожно! Есть такой помидор уже нельзя.

Шипящие шары

Самостоятельно можно изготовить шипящие шары для детского купания.

В процессе работы руки должны быть защищены перчатками.

Последовательность действий:


Плавающие червячки

Для следующего эксперимента понадобятся:

  • 3 желейных конфеты-червячка без сахарной обсыпки;
  • сода;
  • уксусная кислота;
  • вода;
  • стеклянные стаканы.

Этапы работы:

  1. Первый стакан наполовину заполняют уксусной кислотой.
  2. Во второй стакан налить тёплой воды и развести 60 г соды.
  3. Положить в раствор конфеты, оставить на 15 мин.
  4. Достать конфеты из раствора соды и поместить их в стакан с эссенцией.
  5. Поверхность конфет сразу покроется пузырьками, они будут непрерывно подниматься к поверхности и опускаться на дно стакана. Это происходит потому, что сода сначала заполняет поры конфеты, затем, вступая в реакцию с уксусом, выделяет углекислый газ, который поднимает конфету наверх.
  6. При соприкосновении с воздухом пузыри лопаются, конфета опускается на дно и опять покрывается пузырьками и поднимается.

Эксперименты для детей более старшего возраста

Химические опыты для детей в домашних условиях могут быть более сложными и интересными.

Вулкан

Так, любой школьник сможет смоделировать извержение вулкана дома:


Цветная пена

Для опыта по созданию цветной пены будут нужны:


Последовательность действий:

  1. Стаканы ставят на поднос, наполовину заполняют содой, добавляют красители.
  2. Уксус смешать с моющим средством, разлить по стаканам.
  3. Из каждого стакана будет выходить цветная пена. Наливать уксусную смесь в стаканы можно несколько раз, пока не выйдет вся сода.

Яйцо из малахита

Эксперимент по окрашиванию куриного яйца в цвет малахита длительный, но интересный:

  1. Для этого из яйца удаляют содержимое: делают 2 отверстия и выдувают.
  2. Для веса в пустое яйцо помещают немного пластилина.
  3. В 0,5 л воды растворяют ложку медного купороса (его можно приобрести в хозяйственном магазине).
  4. Опускают яйцо в раствор, скорлупа должна быть полностью погружена в раствор.
  5. Через несколько дней появятся пузырьки газа.
  6. Спустя неделю, скорлупа приобретёт лёгкий сине-зелёный окрас.
  7. Спустя месяц цвет скорлупы станет насыщенным малахитовым.

Фейерверк

Изготовление фейерверка своими руками:

  1. Магниевую стружку очень сильно измельчают.
  2. Серные головки спичек отделяют от дерева. Потребуется 2-3 коробка спичек. Измельчённый магний смешивают с порошком серы.
  3. Взять металлическую трубку и залепить плотно одно из отверстий гипсом.
  4. Засыпать в трубку смесь магния и серы. Смесь не должна занимать больше половины трубки.
  5. Трубку несколько раз обматывают фольгой. В свободное отверстие вставляют фитиль.
  6. Взрывать такие фейерверки можно только в безлюдных местах.

Окрашивание воды в синий цвет

Для окрашивания бесцветной жидкости в синий цвет нужны:

  • спиртовой раствор йода;
  • перекись водорода;
  • таблетка витамина C;
  • крахмал;
  • стаканы из стекла.

Выполнение опыта пошагово:

  1. Таблетка витамина C растирается в порошок, растворяется в 55 мл тёплой воды.
  2. Наливают в стакан 5 мл полученного раствора, добавляют 5 мл йода и 55 мл нагретой воды. Йод должен обесцветиться.
  3. Отдельно смешивают 18 мл перекиси водорода, 5 г крахмала, 55 мл воды.
  4. Йодный раствор переливают в раствор крахмала туда-сюда несколько раз.
  5. Бесцветная жидкость станет тёмно-синей. Йод теряет цвет при реакции с витамином C. Крахмал при смешивании с йодом становится синим.

Простые опыты на свойства металлов

Химические опыты для детей в домашних условиях можно проводить с металлами.

Для простых опытов будут нужны:

  • огонь;
  • кусочки различных металлов;
  • фольга;
  • медный купорос;
  • нашатырь;
  • кислота.

Для опыта с медной проволокой небольшой кусок металла закручивают в спираль и сильно накаляют на огне. Затем сразу же опускают в ёмкость с нашатырным спиртом. Реакция произойдёт моментально: металл начнёт шипеть, а чёрный налёт, образовавшийся при воздействии огня, сойдёт. Медная проволока снова заблестит. Опыт лучше проделать несколько раз, тогда цвет нашатыря станет синим.



Для следующего опыта потребуется твёрдый йод, измельчённый алюминий, тёплая вода. Йод смешивается с алюминием в равных долях. В смесь добавляется вода. Порошок начинает гореть, выделяя при этом фиолетовый дым.

В другом эксперименте будут участвовать:

  • канцелярская скрепка с хромовым напылением;
  • оцинкованный гвоздь из стали;
  • шуруп из чистой стали;
  • уксусная кислота;
  • 3 пробирки.

Этапы опыта:

  1. Металлические предметы помещают в пробирки, заливают кислотой, оставляют для наблюдений. В 1-ые дни наблюдается выделение водорода.
  2. На 4-ый день кислота в пробирках с металлическими предметами с покрытием начинает краснеть. В пробирке со стальным шурупом кислота приобретает оранжевый цвет, появляется осадок.
  3. Спустя 2 недели в пробирке со скрепкой кислота окрашивается в красный цвет, но только в верхних слоях. Там где находится скрепка, кислота бесцветная. После извлечения скрепки видно, что её внешний вид не изменён.
  4. Кислота в пробирке с гвоздём окрашена с плавным переходом красного цвета в бледно-жёлтый. Гвоздь не изменился.
  5. В 3-ей пробирке наблюдается также слоевое окрашивание жидкости и осадок. Шуруп почернел, верхние микрослои металла разрушились.

Вывод: незащищённое железо подвержено коррозии.

Для следующего опыта нужно приготовить синий раствор медного купороса (растворить в воде несколько кристаллов, размешать). Положить в пробирку не ржавые гвозди, залить раствором. Через некоторое время раствор станет зелёным, а гвозди приобрели цвет меди. Это произошло потому, что железо вытеснило из жидкости медь, вытесненная медь осела на металлические предметы.

Для проведения эксперимента «Водородная перчатка» будут нужны:


Последовательность действий:

  1. Солевой раствор и раствор медного купороса одновременно наливаются в колбу. При смешивании получается жидкость цвета морской волны.
  2. Из фольги сделать ком и поместить в отверстие колбы. Сразу же бурно начинает выделяться водород.
  3. Надеть на горлышко резиновую перчатку, моментально её заполняет газ.
  4. При соприкосновении с огнём перчатка разрывается, газ воспламеняется. Жидкость в сосуде постепенно приобретает грязно-серый оттенок.

Самые эффектные химические опыты для детей

Химические опыты для детей в домашних условиях отличаются большим разнообразием, а некоторые очень эффектны.

Цветная пена

Чтобы изготовить большое количество цветной пены нужно:


Обесцвеченная зеленка

Для опыта по обесцвечиванию зелёнки будут нужны:

  • раствор бриллиантовый зелёный;
  • стаканы;
  • отбеливатель;
  • нашатырь;
  • уксус;
  • перекись водорода;
  • таблетки активированного угля.

Последовательность действий:

  1. В 6 стаканов наливается вода, в каждый добавляется по капле зелёнки.
  2. 1-й стакан отставляют для сравнения, во 2 добавляют отбеливатель, в 3 - нашатырь, в 4 - перекись.
  3. Нашатырь моментально обесцвечивает жидкость.
  4. В стакане с отбеливателем появились мелкие пузыри, раствор стал бесцветным.
  5. Перекись водорода обесцветит жидкость постепенно, примерно в течение 15 мин.
  6. Добавленный в раствор уксус сделает жидкость ярче.
  7. Спустя 30 мин. жидкость светлеет.
  8. Активированный уголь осветляет раствор.

Фараонова змея

Проведение эксперимента под названием «Фараонова змея» потребует:


Этапы опыта:

  1. Песок пропитывается спиртом, формируется конусом.
  2. На вершине делается углубление.
  3. Соду перемешивают с сахаром, засыпают в углубление.
  4. Поджигают пропитанный песок.
  5. Смесь при этом превратится в чёрные шарики, сода и сахар начнут разлагаться.
  6. После горения спирта появится змея, состоящая из продуктов горения сахара.

Фараонова змея из сахара и соды:

Огонь без искры

Для получения огня без искры необходима марганцовка, глицерин и бумага.

Последовательность действий:

  1. Поместить в центр листа бумаги примерно 1,5 г порошка марганцовки, накрыть свободным краем листа.
  2. Нанести на бумагу 3 капли глицерина в то место, где находится порошок.
  3. Через 30 сек марганцовка начнёт шипеть, дымиться и даст чёрную пену. Экзотермическая реакция разогреет бумагу, и она загорится.

Фейерверк

Чтобы сделать дома маленький фейерверк, необходимо подобрать небольшую огнеупорную посуду с длинной ручкой.


Последовательность действий:

  1. На бумажный лист нужно насыпать растолчённую таблетку активированного угля, столько же марганцовки и такое же количество железных опилок.
  2. Сложить лист бумаги пополам, чтобы соединить порошки (порошки нельзя перемешивать ложками или лопатками: они могут воспламениться).
  3. Осторожно высыпать в огнеупорную посуду, подогревать над включенной конфоркой. Через несколько сек. разогретая смесь начнёт выбрасывать искры.

Химические наборы для детей

Химические опыты для детей в домашних условиях помогут провести специальные наборы веществ и инструментов.

Набор для проведения опытов «Вулкан»

Предназначен для детей от 14 лет, позволяет самостоятельно воспроизвести извержение маленького вулкана.

Комплектация:


Для проведения опыта сначала нужно сделать сам вулкан, в качестве материала подойдёт песок или гипс. Когда гора застыла, в углубление насыпают специальный порошок, поджигают. Вещество начинает эффектно гореть, выбрасывать искры, появляется пепел.

К достоинствам такого эксперимента можно отнести наглядное представление легковоспламеняющихся веществ. Недостатки: наличие вредных веществ, использовать можно только 1 раз.

Цена: 440 руб.

Набор «Chemistry»

Набор предусматривает выращивание кристаллов в домашних условиях.


В набор входят:

  • кристалл из аммония;
  • краситель;
  • полипропиленовый контейнер;
  • перчатки;
  • цветное стеклянное основание;
  • инструмент для перемешивания;
  • инструкция.

Этапы работы:

  • В контейнер высыпают кристаллический порошок, смешивают со 150 мл кипятка.
  • Мешают до абсолютного растворения.
  • Опускают в жидкость основу кристалла.
  • Накрывают крышкой на 60 мин.
  • В остывшую воду засыпают вещество для образования кристалла, закрывают крышку.
  • Спустя сутки снимают крышку.
  • Выжидают, пока вершина кристалла покажется над водой.
  • Воду сливают, кристалл вынимают и высушивают.

Опыт очень интересен детям, практически безопасен, но для его проведения потребуется не менее 4-х дней.

Стоимость набора: 350 руб.

Набор для химических экспериментов «Светофор»

Набор включает:

  • гидроксид натрия;
  • глюкозу;
  • индигокармин;
  • 2 мерных стакана;
  • перчатки.

Последовательность опыта:

  1. В 1-ом стакане растворяют глюкозу (4 таблетки), используя для этого небольшое количество кипятка. Добавляют 10 мг раствора гидроксида натрия.
  2. Во 2-ом стакане растворяют немного индигокармина.
  3. В полученную синюю жидкость вливают раствор глюкозы со щёлочью.
  4. При смешивании растворов жидкость станет зелёной (кислород, содержащийся в воздухе, окисляет индигокармин).
  5. Постепенно раствор станет красным, затем жёлтым. Если сосуд с жёлтым раствором встряхнуть, жидкость снова станет зелёной, следом красной и жёлтой.

Эксперимент зрелищный, интересный и безопасный. К недостаткам можно отнести недостаточно подробную инструкцию.

Цена набора: 350 руб.

Достоинства и недостатки домашних экспериментов

Название опыта Достоинства Недостатки
Фараонова змея Доступность материалов, зрелищность Не безопасен
Выращивание кристаллов Полная безопасность, наглядность Эксперимент довольно продолжителен
Вулкан Наглядно демонстрирует взаимодействие веществ Длительные приготовления к опыту
Эксперимент по взаимодействию металлов с различными жидкостями Эффектность, безопасность Требует немало времени для проведения
Домашний фейерверк Зрелищность и доступность используемых веществ Не безопасен

Большинство химических домашних опытов при правильном проведении не наносят вред здоровью ребёнка, но проводить их лучше под надзором взрослых. Все необходимые вещества найдутся на любой кухне.

Эксперименты раскроют детям секреты взаимодействия веществ и вызовут интерес к познанию мира.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео на тему: химические опыты для детей

Домашняя чудо-лаборатория: химические опыты для детей:

Как заинтересовать ребенка к познанию новых веществ и свойств различных предметов и жидкостей? У себя дома можно устроить импровизированную химическую лабораторию и провести простые химические опыты для детей в домашних условиях.

Превращения будут оригинальными и уместными в честь какого-либо праздничного события или же в самых обычных условиях для ознакомления ребенка со свойствами разных материалов. Вот некоторые простые фокусы, которые легко повторить дома.

Химические опыты с использованием чернил

Возьмите небольшую емкость с водой, лучше с прозрачными стенками.

Растворите в ней каплю туши или чернил – вода окрасится в синий цвет.

Добавьте в раствор одну таблетку активированного угля предварительно измельченную.

Затем хорошо взболтайте емкость и увидите, что она постепенно будет светлой, без оттенка краски. Порошок угля обладает впитывающим свойством, и вода приобретает свой исходный цвет.

Пробуем создать облака в домашних условиях

Возьмите высокую банку и налейте в нее немного горячей воды (около 3 см). Приготовьте в морозилке кубики льда и положите их на плоский противень, который разместите на банку.

Горячий воздух в банке будет охлаждаться, образуя водяной пар. Молекулы конденсата станут собираться вместе в виде облака.Такое превращение демонстрирует происхождение в природе облаков, когда охлаждается теплый воздух. А почему идет дождь?

Капли воды, оказавшиеся на земле, нагреваются и поднимаются вверх. Там они охлаждаются и встречаясь друг с другом формируются в облака. Затем облака тоже соединяются в тяжелые образования, и выпадают на землю в качестве осадков. Посмотрите видео химических опытов для детей в домашних условиях.

Ощущения для рук при разной температуре воды


Понадобится три глубоких миски с водой – холодной, горячей и комнатной температуры.

Ребенок должен прикоснуться одной рукой холодной воды, а другой — горячей.

Спустя пару минут обе руки помещают в сосуд с водой комнатной температуры. Какой ощущается ему вода? Есть ли разница в температуре восприятия?

Вода может впитываться и окрашивать растение

Для этого красивого превращения потребуется живое растение или стебель цветка.

Поместите его в стакан с водой, окрашенной любым ярким цветом (красный, синий, желтый).

Постепенно заметите, что растение окрашивается тем же цветом.

Это происходит, потому что стебель впитывает воду и принимает ее цвет. На языке химических явлений такой процесс принято называть осмос или односторонняя диффузия.

Огнетушитель можно сделать самостоятельно в домашних условиях

Необходимые действия:

  1. Возьмем свечу.
  2. Необходимо зажечь ее, и разместить в банке так, чтобы она стояла прямо, и пламя не доходило до ее краев.
  3. В банку аккуратно положите чайную ложку разрыхлителя для теста.
  4. Затем налейте в нее чуть-чуть уксуса.

Далее смотрим на превращение – белый порошок разрыхлителя зашипит, образуя пену, а свеча потухнет. Такое взаимодействие двух веществ обеспечивает возникновение углекислого газа. Он опускается на дно банки, поскольку тяжелый в сравнении с другими атмосферными газами.

Огонь не получает доступа кислорода и гаснет. Именно такой принцип заложен в устройство огнетушителя. Все они содержат углекислый газ, который тушит пламя огня.

Что вам еще обязательно надо прочитать:

Апельсины умеют свойство плавать на воде

Если апельсин положить в миску с водой, то он не будет тонуть. Почистите его и снова окуните в воду– увидите его на дне. Как так произошло?

Кожура апельсина имеет пузырьки воздуха, на которых он держится на воде, почти как на надувном матрасе.

Проверяем яйца на способность плавать на воде

Снова используем банки с водой. В одну из них положите пару ложек соли и размешайте до растворения. Окуните по яйцу в каждую из банок. В соленой воде оно будет находиться на поверхности, а в обычной – опустится на дно.