Проектирование и строительство домов

Проектирование и строительство домов

» » Союз 17 октября октябристы рабочий вопрос. «Партия мирного обновления» и «Партия прогрессистов

Союз 17 октября октябристы рабочий вопрос. «Партия мирного обновления» и «Партия прогрессистов

До начала первой буржуазной революции абсолютное большинство пред­ставителей торгово – промышленной буржуазии стояло на сугубо верно­подданнических позициях и уклонялось от политической деятельности. 1905 год стал в этом отношении переломным. Однако даже в то время российская буржуазия не отличалась особым радикализмом. Революция резко ускорила организационное оформление либеральных сил и их внутреннее размежевание.

Партия октябристов стояла на правом фланге либерально – монархического лагеря.

Создание партии октябристов совпало с периодом высшего подъема рево­люции. Ее предшественником был «Союз земцев – конституционалистов», возникший еще в 1903 г. Организационно «Союз 17 октября» оформился в но­ябре 1905 г. Была выработана программа, устав, созданы руководящие органы. Но основная масса октябристских организаций (260) возникла в период изби­рательной кампании в I Государственную думу, в январе – апреле 1906 г. .

Первый съезд «Союза 17 октября» прошел в феврале 1906 г. Были соз­даны московский и петербургский комитеты. Московский комитет возглавил действительный тайный советник и камер-юнкер императорского двора Д.Н. Шипов. Во главе петербургского комитета встал барон П.Л. Корф.

В конце октября 1906 г. председателем общего ЦК был избран Алек­сандр Иванович Гучков. По сути дела он вместе с Шиповым является основа­телем «Союза 17 октября», когда на ноябрьском земском съезде 1905 г. поры­вает с либералами – кадетами и их лидером П.Н. Милюковым.

А.И. Гучков – фигура яркая, страстная, порывистая, увлекающаяся. Чело­век, у которого слово и дело, идея и ее воплощение всегда шли рядом. Эти свойства личности Гучкова помогали ему жить и добиваться своих целей, но в то же время осложняли его отношения с политическими союзниками и друзьями.

Он был одним из немногих русских буржуазных деятелей, считавших своим долгом для спасения страны испробовать компромисс с исторической властью. Гучков в 1905-1917 гг. обладал сам по себе, пожалуй, не меньшим влиянием, чем вся партия октябристов. Его прадед был крепостным крестьянином, выкупившим на волю себя, свою семью, основавшим собственное ткацкое предприятие. Он был сыном московского купца – старооб­рядца, сам - крупный домовладелец и промышленник, директор мос­ковского учетного банка, член правления компании газеты «Новое время».

А.И. Гучков окончил историко-филологический факультет Москов­ского университета. Еще совсем молодым человеком совершил рискован­ное путешествие в Тибет, посетил Далай – Ламу. Служил в Забайкалье, в по­граничной страже, дрался на дуэли. Во время англо – бурской войны Гучков на юге Африки, где он сражается на стороне буров. В 1903 году Гучков был в Ма­кедонии, где вспыхнуло восстание против турок. Во время русско –японской войны он снаряжает санитарный поезд и отправляется на Дальний Восток в качестве уполномоченного Красного Креста, попадает в плен к японцам при Мукдене. После освобождения вернулся в Москву, когда страна приближалась к высшей точке революционного движения.

А.И. Гучков имел репутацию человека энергичного, не боящегося ответст­венности перед общественным мнением. Так, например, он взял под защиту такую непопулярную меру как введение военно – полевых судов. Это вызвало травлю в либеральной прессе, а Шипов после этого заявил об уходе из октябристской партии. Кстати, из-за этой поддержки Гучков не был избран в I Государственную думу.

Гучков внес свой вклад в усмирение России после первой революции. Но он же содействовал и тому, что в стране постепенно установилась полити­ческая стабильность, способствовавшая промышленному и экономическому подъему. Соблюдались скромные права человека, вошедшие в русскую дейст­вительность после первой революции.

Это был принципиальный человек. Его связывала личная дружба с П.А. Столыпиным. Будучи председателем Государственной думы с 1910 года, Гуч­ков обеспечивал правительству Столыпина устойчивое большинство в Госу­дарственной думе. Но в 1911 г. Столыпин прибег к искусственному перерыву в работе законодательных учреждений, чтобы в порядке чрезвычайного прави­тельственного законодательства провести проваленный в Государственном Совете закон о земстве в западных губерниях. Тогда Гучков отказался в знак протеста от поста председателя Думы, отошел на время от политической дея­тельности и уехал на Дальний Восток. Однако он счел необходимым присутст­вовать на похоронах Столыпина, а в первую годовщину его убийства приехал в Киев, чтобы почтить его память.

Гучков первым разоблачил скандальную роль Григория Распутина при царском дворе, и сказал об этом с трибуны Государственной думы. Эти заслу­жил ненависть императорской четы. По указке правительства Гучков путем ряда махинаций не был допущен в IV Государственную думу.

Летний кризис 1915 г. вновь вывел Гучкова на авансцену политической борьбы. В июле этого года он становится председателем Центрального военно-промышленного комитета, затем избирается, вопреки давлению царской се­мьи, членом Государственного Совета. Осенью 1916 г. Гучков становится цен­тральной фигурой группы, планировавшей военный переворот. Но переворот запоздал.

Революция 23 февраля – 1 марта 1917 г. свергает царский строй. Именно Гучков вместе с Шульгиным вызывается поехать в Псков к царю, чтобы вырвать у Николая II акт отречения от престола.

В пер­вом составе Временного правительства Гучков получает пост военного и мор­ского министра. После апрельской демонстрации он предлагает вооруженным путем бороться с Петроградским Советом, но большинство министров отказы­вается от этого. Гучков выходит в отставку. И далее он уже на стороне про­тивников развивающейся революции, поддерживает выступление Корнилова, затем борется с советской властью, эмигрирует. В эмиграции Гучков продол­жал активно заниматься политической деятельностью. В 1935 г. у него обна­ружили рак кишечника, он перенес тяжелую операцию, верил в выздоровле­ние, но в 1936 г. умер.

Итак, 10 октября 1906 г. «Союз 17 октября» был официально зарегистриро­ван властями, т.е. признан легально действующей организацией.

Согласно Уставу, в него могли вступать как отдельные лица, так и целые партии и организации, признававшие необходимым преобразование политиче­ского строя России на основании Манифеста 17 октября 1917 г. Членство в «Союзе 17 октября», в отличие от большинства других партий, находившихся «справа» и «слева» от него, не было сопряжено с гонениями властей.

А.И. Гучков говорил: «Ядро октябристов, положивших в ноябре 1905 года начало Союзу 17-го октября, образовалось из того меньшинства общеземских съездов, которое примыкало к общим требованиям широких либеральных реформ во всех областях нашей жизни и перехода от переживших себя форм неограниченного самодержавия к конституционному строю, но в то же время боролось против увлечений безудержного радикализма и против социалистических экспериментов, которые грозили стране тяжелыми политическими и социальными потрясениями». .

Вступавшие в «Союз» партии сохраняли автономность, т.е. имели собст­венную программу, центральные органы, прессу, местные организации. Это придавало «Союзу 17 октября» некоторую политическую аморфность. Ряд примыкавших к нему организаций фактически смыкались с правыми черносо­тенцами, с силами, объединявшимися против революции. С другой стороны, левое крыло «Союза» было близко к кадетам. .

В 1905-1907 гг. было создано 220 отделов «Союза». В период подготовки и проведения выборов в I Госу­дарственную думу октябристские организации функционировали в 63 губер­ниях страны, большинство – в Европейской части России.

Численность членов «Союза 17 октября» была примерно 75-77 тыс. чело­век. . Социальную основу партии октябристов составляли крупная торгово – промышленная и финансовая буржуазия, обуржуазившиеся помещики, бур­жуазная интеллигенция. Довольно много было высокооплачиваемых торгово – промышленных служащих, чиновников самых разных рангов, отставных воен­ных. Входили в партию и средние городские слои, интеллигенция. В Петер­бурге, Екатеринославе и Сормове были сформированы даже «рабочие партии 17 октября». Некоторые владельцы предприятий занимались вербовкой в пар­тию собственных рабочих. Есть сведения о создании октябристских крестьян­ских организаций в Воронежской, Таврической, Московской, Тульской, Кост­ромской, Ярославской и Томской губерниях и Донской области. .

Однако свыше 93 % всего руководящего состава партии были промышлен­ники, банкиры, торговцы, домовладельцы, помещики, высокоопла­чиваемая интеллигенция. Массовой опоры среди трудящихся у октябристов не было.

Программа октябристов во многом совпадала с правительственным кур­сом Столыпина и выражала интересы тех, кто был заинтересован в проведении умеренных реформ в рамках программы, намеченной в «Манифесте 17 ок­тября». Программа носила ярко выраженный консервативно – либеральный характер. Гучков говорил, что радикальным или социалистическим элементам легко в борьбе с существующим строем, потому что они штурмуют его цели­ком. А октябристам приходится бороться за монархию и против монарха, за армию и против ее военачальников, за церковь и против иерархов. .

Идеалом октябристов был союз самодержавия и буржуазии. Они отстаи­вали принцип наследственной конституционной монархии. Программа «Союза» объясняла необходимость сохранения монархии: «Прежний неогра­ниченный самодержец становится конституционным монархом, но в новых условиях государственного строя получает новую мощь и новую высокую за­дачу быть верховным вождем свободного народа. Возвышаясь над бесчислен­ными частными и местными интересами, над односторонними целями различ­ных классов, сословий, национальностей, партий, монархия именно при на­стоящих условиях призвана осуществить свое предназначение – явиться уми­ротворяющим началом в той резкой борьбе, борьбе политической, националь­ной и социальной, для которой открывается ныне широкий простор провоз­глашением политической и гражданской свободы. Только путем единения мо­нарха с народом может быть создана та сильная, уверенная в себе правитель­ственная власть, которая сумеет вернуть нам мир!». .

Но как тогда объяснить действия Гучкова, направленные на отречение Ни­колая II от престола? Дело в том, что Гучков отдавал себе отчет, что умиро­творение революционной стихии, возможно, было лишь при условии, что тот, кто являлся главным ответственным лицом, т.е. государь, должен был уйти. Но в то же время вопрос о режиме не стоял. Он должен был остаться монархиче­ским. Николай II должен был принести жертву на благо Отечества. Он должен был отказаться от престола в пользу своего сына. И личность маленького на­следника должна была бы обезоружить всех. В России отвращение и отчуж­дение создалось не по отношению к монархии и режиму, а к тем лицам, кото­рые были воплощением этого режима в тот период. Если бы государем стал Алексей (пусть и с регентом), то это могло бы спасти положение. Он был бы не только символом, но живой силой, для борьбы за которую можно было найти очень много людей, которые умерли бы за царя, даже маленького. Впо­следствии Гучков говорил: «Я был настолько убежден в этом средстве спасе­ния России, династии, что готов был спокойно судьбу поставить на карту и, если я говорил, что был монархистом и остался монархистом и умру монархи­стом, то должен сказать, что никогда за все время моей политической деятель­ности у меня не было сознания, что я совершаю столь необходимый для мо­нархии шаг, как в тот момент, когда я хотел оздоровить монархию».

Признавая единственно возможной формой правления в России самодер­жавие, октябристы считали возможным и желательным создание законосове­щательной Думы при царе, но не более того.

Однако сам Гучков весьма скептически относился к возможности созда­ния в России общественного или парламентского кабинета. Он весьма осто­рожно относился к проведению на верхи элементов общественности, а тем бо­лее создавать чисто общественный кабинет, поскольку все эти люди, особенно связанные с партиями, были связаны обещаниями, личными связями и т.д.

Гучкову казалось, что чувство презрения и гадливости, чувство злобы, ко­торое все больше нарастало по адресу верховной власти, все это было бы начисто смыто, разрушено тем, что в качестве носителя верховной власти поя­вится мальчик, по отношению к которому нельзя сказать дурного.

Среди вопросов, которые, по мнению октябристов, Государственная дума должна себе наметить для разработки и постепенного разрешения, опре­делялись: крестьянский вопрос, рабочий вопрос, развитие и укрепление начал местного самоуправления, заботы о народном образовании, реформы судебные и административные, экономические и финансовые меры.

Прежде всего, в своей программе октябристы высказывались за сохране­ние единства и нераздельности Российского государства. Они были противни­ками национальной автономии, за исключением Финляндии. Ей они предос­тавляли право на известное автономное государственное устройство при усло­вии сохранения государственной связи с империей. При этом октябристы при­знавали за отдельными национальностями самого широкого права на удовле­творение и защиту своих культурных нужд, в пределах, допустимых идеей го­сударственности и интересами других национальностей. .

Вот какое отношение к еврейскому вопросу высказал Гучков Николаю II: «Я не охотник до евреев, лучше, если бы их у нас не было, но они у нас даны историей … Надо создать нормальные условия, как бы к ним ни отно­ситься, но надо сказать, что все мероприятия с еврейским засильем никуда не годятся. Есть цензовые ограничения в школах – это, казалось бы, должно было нас оградить от еврейского засилья в духовной области, а на самом деле по­смотрите: в области печати – евреи там всесильны; художественная, театраль­ная критика – в руках евреев. Это все ничего не дает, между тем озлобления без конца. Надо снять черту оседлости … Только в одном отношении я согла­сен сохранить ограничения в отношении к еврейству – не допускать евреев в состав офицерства (но они и не хотят) и ограничить их право в приобретении земель вне городов (их не тянет и на роль помещиков) …».

Гучков считал, что этим путем можно было избежать противодействия в тех кругах, которые были антисемитски настроены; сохранив эти ограничения, можно было бы еврейские реформы провести без потрясений.

Программа октябристов определяла общепринятый круг гражданских прав: свобода вероисповедания, свобода слова, собраний, союзов, передвиже­ния, выбора места жительства и рода занятий, свобода труда, промышленно­сти, торговли, распоряжения ею, неприкосновенность личности, жилища, пе­реписки, собственности граждан. Судебная ответственность должностных лиц, каково бы ни было их положение. .

В аграрном вопросе сохранялось помещичье землевладение. Программа предусматривала право крестьянина на увеличение землевладения и возмож­ность капиталистического развития в деревне, но при сохранении интересов крупных землевладельцев – помещиков, перестраивающих свое хозяйство на капиталистический лад. .

Относительно рабочих, помимо требований страхования, обеспечения ра­бочих и их семей в случае болезни, инвалидности и смерти, ограничения ра­бочего времени для женщин и детей и в особо вредных для здоровья производ­ствах, признавалась свобода профессиональных союзов, свобода стачек. Но при этом необходимость законодательным путем регулировать условия этой экономической борьбы. Речь шла о производствах, предприятиях, учрежде­ниях, «от коих зависит жизнь и здоровье населения, важные общественные и государственные интересы, безопасность государства, интересы обороны». .

Октябристы считали, что на первый план в деятельности Думы должно быть поставлено народное просвещение. Программа высказывалась за всеоб­щее начальное обучение, увеличение числа средних и высших учебных заве­дений, о необходимости самых широких ассигнований на просвещение. Кроме того, упрощение и приближение программ обучения к потребностям жизни. Октябристы считали, что нужна широкая свобода частной и обществен­ной инициативы в деле открытия и содержания учебных заведений.

Лучшей школой политической свободы для народа октябристы считали участие в обновленном самоуправлении.

Судебные и административные реформы предполагали бессословный, не­зависимый суд, расширение компетенции суда присяжных, строгую уголов­ную и гражданскую ответственность за нарушение властями законов и прав частных лиц.

Экономические и финансовые меры предполагали рациональную и спра­ведливую налоговую систему.

Октябристы участвовали в выборах во все четыре Государственные думы, но ни в одной из них не имели большинства. Только в III Думе самой сильной партией оказывается партия октябристов (немного больше трети мест), но это все-таки не большинство мест. Поэтому в Государственных ду­мах октябристы блокировались попеременно с кадетами и монархистами.

В III Думе А.И. Гучков был председателем комиссии государственной обороны, ак­тивно выступал за реорганизацию армии, за улучшение материального по­ложения офицеров. Главной задачей деятельности в Думе Гучков считал возрождение военной мощи России. Выступив в Думе против засилья и некомпетентного хо­зяйничанья великих князей в морском и в военном ведомстве, и невозможно­сти из-за этого проводить там новые идеи, Гучков вызвал негодование Нико­лая II. Однако тем самым способствовал реорганизации управления военного ведомства.

Еще в 1913 г. Гучков уловил первые признаки новой революции и пред­рек близкую гибель царского строя. Он призвал представителей умеренных политических кругов российского общества перейти в оппозицию правитель­ству и царской семье, чтобы к моменту неизбежного падения Николая II не выпустить из рук контроль формирования новой власти. «Историческая драма, которую мы переживаем, - говорил А.И. Гучков, - заключается в том, что мы вынуждены отстаивать монархию против монарха, церковь против церковной иерархии, армию против ее вождей, авторитет правительственной власти – против носителей этой власти». .

Как мы уже говорили, после Февральской революции октябристы (Гуч­ков) вошли во Временное правительство. Стремясь овладеть инициативой, А.И. Гучков подписал приказ, согласно которому отменялось понятие «нижний чин» с заменой на «солдат». При обращении к солдатам требовалось говорить «Вы», отменялось титулование офицеров, вводилась формула обращения «господин» (полковник, генерал и т.д.). Военным разрешалось участие в союзах и обществах, образованных с политической целью. В марте 1917 г. по инициативе Гучкова или с его согласия были отменены ограничения сословного и вероисповедального характера при приеме в военно-учебные заведения. В технических артиллерийских заведениях был введен 8-часовой рабочий день с учреждением заводских комитетов, избираемых из рабочих на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Отменены звания генерал-адъютантов и флигель-адъютантов и др. Гучков проводил работу по омоложению высшего командного состава. Многие генералы обсуждали тогда вопрос о вступлении в партию социалистов-революционеров. «Такая готовность капитулировать перед Советом даже со стороны высших военных, делавших карьеру при царе, - писал позднее Гучков, - парализовала всякую возможность борьбы за укрепление власти Временного правительства». .

В конце апреля 1917 г. Гучков официально заявил о своем желании уйти в отставку. На резкие реплики своих коллег он ответил, что представители власти ведут корабль, будучи связанными по рукам и ногам. При таких условиях корабль неизбежно пойдет ко дну. «На началах непрекращающегося митинга управлять государством нельзя … А мы ведь не только свергли носителей власти, мы свергли и упразднили самую идею власти, разрушили те необходимые устои, на которых строится всякая власть». .

После Октябрьской революции октябристы активно участвовали в Гражданской войне, входили в белогвардейские правительства и вынуждены были эмигри­ровать.

Центром формирования либеральной оппозиции, как и во второй половине XIX века, в России являлись земства и городские думы. В 1902 году земцы – либералы организовали за границей издание нелегального журнала «Освобождение». В 1903 году возникли первые либеральные политические организации – «Союз освобождения» и «Союз земцев – конституционалистов». В них входили видные историки, юристы, философы, экономисты и публицисты (П.А. Милюков, С.А. Муромцев, Н.А. Бердяев, М.И. Туган- Барановский и другие). Программы союзов предусматривали умеренные политические преобразования (конституционная монархия и демократические свободы).

Весной 1905 года III съезд «Союза освобождения» разработал программу будущей конституционно-демократической партии.

После издания Манифеста 17 октября произошла поляризация сил либерально-оппозиционного лагеря, итогом которой стало формирование двух политических партий – конституционно-демократической партии и «Союза 17 октября» (кадетов и октябристов).

Октябристы являлись олицетворением самого умеренного, консервативного либерализма «с разрешения начальства» и в острые моменты революции прямо переходили на сторону правительства.

Кадеты же шли в критике правительства значительно дальше октябристов. В 1905 – 1907 годах возник и действовал целый ряд партий, занимавших промежуточное место между октябристами и кадетами (например, «Партия демократических реформ», «Партия мирного обновления»).

«Конституционно-демократическая партия» (или «Партия народной свободы») организованно оформилась в октябре 1905 года, а «Союз 17 ок- тября» (октябристы) – в ноябре 1905 года.

Посчитав, что с изданием Манифеста в России созданы необходимые предпосылки для движения по пути к конституционной монархии, будущие октябристы взяли в качестве названия партии дату издания царского манифеста. Само появление этого документа октябристы расценили как «величайший переворот в судьбах нашего отечества».

Число кадетов весной и летом 1906 года примерно составляло 60 тысяч, октябристов – несколько меньше.

Социальную базу конституционно-демократической партии составляла буржуазная интеллигенция (профессора крупнейших университетов, адвокаты, врачи, журналисты, писатели), а также часть либеральных помещиков и средней городской буржуазии.

Вместе с тем в 1906 – 1907 гг. в кадетские организации входило довольно много мелкобуржуазных элементов (служащих, приказчиков, учите- лей и т.д.).

Кадеты выдвинули группу влиятельных политиков начала века.

Лидером кадетской партии, ее главным теоретиком, стратегом был Павел Николаевич Милюков.

Известный историк, ученик В.О. Ключевского, автор фундаментального труда «Очерки по истории русской культуры», Милюков с конца XIX века включился в либерально-оппозиционное движение, подвергался ссылке, заключению, но при этом никогда не пропагандировал революционных идей.

«Союз 17 октября» своей социальной основой считал крупную торгово-промышленную и финансовую буржуазию, крупных помещиков, перестроивших и перестраивающих свои хозяйства на капиталистический лад. В партию октябристов вошла и часть «деловой» интеллигенции.

Как правило, в «Союз 17 октября» вступали люди зрелого возраста и высокого образовательного уровня, со вполне определившимся и солидным общественным и имущественным положением.

Вопреки расчетам создателей «Союза 17 октября» привлечь в свою партию представителей демократических слоев населения , в первую очередь рабочих и крестьян, им это не удалось.

В целом по своей социальной природе, «Союз 17 октября» был партией служилого дворянства и крупной торгово-промышленной и финансовой бур- жуазии.

Лидерами октябристов были Александр Иванович Гучков – видный общественный деятель, директор Московского учетного банка и Д.Н. Шипов – крупный землевладелец, патриарх земского движения, действительный тайный советник и камер-юнкер императорского двора.

Гучков был одной из самых ярких фигур октябризма. Выходец из богатой торгово-предпринимательской семьи, закончивший блестяще гимназию и историко-филологический факультет Московского университета, доброволец англо-бурской войны, сражавшийся против англичан, известный дуэлянт, блестящий оратор, он отличался в большей степени личной неукротимой энергией, чем способностью к организаторской работе.

Являясь по своей классовой природе буржуазными партиями, кадеты и октябристы были кровно заинтересованы в сохранении и упрочении капиталистической системы, пытались найти пути и средства для ее дальнейшего развития и совершенствования, рассчитывали тем самым избежать социальной революции. В общеполитических разделах программ кадетов и октябристов содержались требования, направленные на постепенное реформирование старой государственной системы.

Исходным было требование замены неограниченной монархии конституционно-монархическим строем. Но если кадеты считали необходимым передать управление страной из рук бюрократии в руки министерств, ответственных перед Государственной Думой, то октябристы были сторонниками наследственной конституционной монархии со значительными прерогативами монархов.

Обе программы декларировали необходимость гражданских прав и свобод – свободы слова, совести, собраний и союзов, гарантии неприкосновенности личности и т.д.

В аграрном разделе программ общим для обеих партий было стремление во что бы то ни стало сохранить помещичье землевладение.

Однако под влиянием революции кадеты вынуждены были признать необходимость частичного принудительного отчуждения помещичьей земли за выкуп. Решение аграрного вопроса они намеревались передать в местные земельные комитеты, состоявшие из представителей помещиков, крестьян и чиновников.

Таким образом, кадеты выступали за сравнительно глубокую «чистку» аграрного строя от наиболее грубых и вопиющих методов полукрепостнической эксплуатации, делая ставку на «образцовые», чисто капиталистические хозяйства. Они стремились смягчить социальную напряженность деревни, облегчить положение основной массы крестьянства, дать простор развитию производительных сил в сельском хозяйстве.

Октябристы в своей программе основной акцент делали не на увеличении крестьянского землевладения за счет принудительного отчуждения помещичьей земли (вопрос об этом практически снимался), а прежде всего на уравнении крестьян в гражданских правах, ликвидации общин и осуществлении ряда мер по улучшению экономического положения крестьян (развитие сельскохозяйственного кредита, широкого внедрения агроэкономических знаний и т.д.).

Таким образом, в решении аграрного вопроса октябристы шли в русле столыпинской аграрной политики.

Раздел программы кадетов по рабочему вопросу содержал положение о предоставление рабочим свободы собраний, стачек и союзов, постепенном введении 8-часового рабочего дня.

Октябристы были более умеренными – согласно их программе стачки и союзы запрещались во всех производствах, имевших «государственный и общественный характер»; на железных дорогах, оружейных, пороховых, кораблестроительных заводах, в аптеках, на коммунальном транспорте, в торговых предприятиях и т.д. Значительная часть рабочего класса лишалась права вести даже экономическую борьбу за улучшение своего положения.

Октябристы так же вообще отрицали необходимость сокращения рабочего дня для взрослых рабочих.

И кадеты, и октябристы выступали за сохранение российского великодержавия, не признавали право нации и народности на политическое самоопределение. Однако, если октябристы выдвигали принцип сохранения единой и неделимой Российской империи в качестве первого пункта своей программы, то кадеты, напротив, даже не упоминали об этом, делая акцент на культурно-национальное самоопределение (использование национальных языков в школе, высших учебных заведениях, в суде, создание национальных про- светительных организаций и культурных учреждений).

Кадеты также высказывались за автономное устройство (в пределах империи) Польши и восстановление конституции Финляндии.

Программы кадетов и октябристов, будучи по своему классовому содержанию буржуазными, представляли собой два различных варианта реформистского решения коренных вопросов российской действительности.

Радикальный вариант – программа кадетов, в ней с большей полнотой и последовательностью были выражены тенденции капиталистического развития страны на обозримую историческую перспективу.

Умеренный вариант, октябристский, представлял интересы тех слоев общества, которые были заинтересованы в проведении весьма ограниченных реформ.

Таким образом оба варианта отличались друг от друга лишь глубиной и темпами предлагаемых политических и социальных преобразований, которые вполне укладывались в рамки капитализма.

Высочайший манифест 17 октября 1905 года, являющийся дальнейшим развитием закона 6 августа 1905 года о Государственной Думе, приобщает народ русский к деятельному участию, в согласии с Царем, в государственном строительстве. Народному представительству, прочно опирающемуся на широкие народные массы, черпающему свою силу, силу знания нужд народных и силу своего авторитета из общего избирательного права, манифест предоставляет выдающееся влияние в делах законодательства и управления страной. Как непременное условие для осуществления этих прав политической свободы и для упрочения начал гражданской свободы устанавливаются, в качестве основных элементов правового строя, неприкосновенность личности, свобода совести, слова, печати, собраний и союзов. Таким образом, Манифест 17 октября знаменует собою величайший переворот в судьбах нашего отечества: отныне народ наш становится народом политически свободным, наше государство - правовым государством, а в наш государственный строй вводится новое начало - начало конституционной монархии.

Новый порядок, призывая всех русских людей без различия сословий, национальностей и вероисповеданий к свободной политической жизни, открывает перед ними широкую возможность законным путем влиять на судьбу своего отечества и предоставляет им на почве права отстаивать свои интересы, мирной и открытой борьбой добиваться торжества своих идей, своих убеждений. Новый порядок, вместе с тем, налагает на всех, кто искренно желает мирного обновления страны и торжества в ней порядка и законности, кто отвергает одинаково и застой, и революционные потрясения, священную обязанность в настоящий момент, переживаемый нашим отечеством, момент торжественный, но полный великой опасности, дружно сплотиться вокруг тех начал, которые провозглашены в Манифесте 17 октября, настоять на возможно скором, полном и широком осуществлении этих начал правительственной властью с прочными гарантиями их незыблемости и оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ, направленных к полному и всестороннему обновлению государственного и общественного строя России.

Какие бы разногласия ни разъединяли людей в области политических, социальных и экономических вопросов, великая опасность, созданная вековым застоем в развитии наших политических форм и грозящая уже не только процветанию, но и самому существованию нашего отечества, призывает всех к единению, к деятельной работе для создания сильной и авторитетной власти, которая найдет опору в доверии и содействии народа и которая одна только в состоянии путем мирных реформ вывести страну из настоящего общественного хаоса и обеспечить ей внутренний мир и внешнюю безопасность.

С этой целью, на почве признания начал, возвещенных в Высочайшем манифесте, образуется союз, в который приглашаются войти как отдельные лица, так и целые партии, программа коих в основных чертах совпадает с программой союза. Союз этот получает наименование "Союз 17 октября" и провозглашает следующие основные положения:

1. Сохранение единства и нераздельности Российского Государства

Положение это обязывает признать, что жизненным условием для укрепления внешней мощи России и для ее внутреннего процветания является ограждение единства ее политического тела, сохранение за ее государственным строем исторически сложившегося унитарного характера. Вместе с тем положение это обязывает противодействовать всяким предложениям, направленным прямо или косвенно к расчленению Империи и к замене единого государства государством союзным или союзом государств. При широком развитии местного самоуправления на всем пространстве Империи, при прочно установленных основных элементах гражданской свободы, при участии равно всех русских граждан без различия национальности и вероисповедания в создании правительственной власти, при признании за отдельными национальностями самого широкого права на удовлетворение и защиту своих культурных нужд в пределах, допустимых идеей государственности и интересами других национальностей, такое положение, отрицающее идею федерализма в применении к русскому государственному строю, вполне допускает объединение отдельных местностей Империи в областные союзы для разрешения задач, входящих в пределы местного самоуправления, и нисколько не препятствует местным особенностям и интересам различных национальностей найти себе выражение и удовлетворение в законодательстве и управлении, основанных на признании безусловного равенства в правах всех русских граждан. Исключительно за Финляндией признается особое положение, дающее ей право на известное автономное государственное устройство при условии сохранения государственной связи с Империей.

2. Развитие и укрепление начал конституционной монархии с народным представительством, основанным на общем избирательном праве

Это положение обязывает к признанию начала общего избирательного права, открывающего возможность всем русским гражданам участвовать в осуществлении государственной власти. Это положение далее призывает к коренному преобразованию нашего государственного строя на началах конституционных и к прочному закреплению за народным представительством дарованных ему манифестом прав деятельного участия, рядом с Монархом, в законодательных трудах и управлении страной.

Это же положение признает и закрепляет за монархическим началом в изменившихся условиях политической жизни России новый государственно-правовой характер. Прежний неограниченный Самодержец, всемогущий по идее, но связанный в действительности всеми путами приказного строя, слабый вследствие отчужденности от него народа, становится конституционным Монархом, который, хотя и находит пределы своей воли в правах народного представительства, но в самом единении с народом, в союзе с землей в новых условиях государственного строя получает новую мощь и новую высокую задачу быть верховным вождем свободного народа. Являясь в народном сознании по-прежнему воплощением государственного единства, служа неразрывной связью преемственно сменяющихся поколений, священным стягом, вокруг которого в минуту грозной опасности собирается народ русский, монархическое начало отныне получает новую историческую миссию величайшей важности. Возвышаясь над бесчисленными частными и местными интересами, над односторонними целями различных классов, сословий, национальностей, партий, монархия именно при настоящих условиях призвана осуществить свое предназначение - явиться умиротворяющим началом в той резкой борьбе, борьбе политической, национальной и социальной, для которой открывается ныне широкий простор провозглашением политической и гражданской свободы. Укрепление в русской политической жизни этих начал, противодействие всякому посягательству, откуда бы оно ни шло, на права Монарха и на права народного представительства, как эти права определяются на почве Манифеста 17 октября, должно входить в задачи Союза. Только этим путем единения Монарха с народом может быть создана та сильная, уверенная в себе правительственная власть, которая сумеет вернуть нам мир.

3. Обеспечение гражданских прав

В политически свободном государстве должна господствовать и гражданская свобода, создающая единственно надежную основу для всестороннего развития как духовных сил народа, так и естественной производительности страны. Манифест 17 октября на первое место ставит дарование незыблемых основ гражданской свободы. Развитие и укрепление этих начал в законодательстве и правах составляет одну из главнейших задач Союза.

Сюда входят прежде всего: свобода вероисповеданий, свобода слова, устного и печатного, свобода собраний и союзов. Сюда же относится обеспечение свободы передвижения, выбора места жительства и рода занятий, обеспечение свободы труда, промышленности, торговли, свободы приобретения собственности и распоряжения ею. Гражданская свобода предполагает также неприкосновенность личности, жилища, переписки, собственности граждан. Все эти права, огражденные законом, имеют один естественный предел в правах других граждан и в правах общества и государства. Никто не может быть арестован, подвергнут какому-либо насилию, обыску, лишению имущества и т. п. без постановления соответственной судебной власти. Всякое лицо, задержанное по какому-либо обвинению, должно в точно определенный и кратчайший срок, например в 24 часа в городах, быть представлено судебной власти или освобождено. Для ограждения всех этих прав от посягательств, как со стороны частных лиц, так и со стороны лиц должностных, они должны быть поставлены под защиту уголовных законов, при этом должна быть установлена судебная ответственность должностных лиц, каково бы ни было их положение.

4. Неотложность созыва Государственной думы

Дальнейшее развитие политических форм должно находиться в органической связи со всей предшествующей исторической жизнью России. Созыв, как того требуют некоторые партии, учредительного собрания, собственной властью определяющего свою компетенцию, предполагает как бы отсутствие всякого правительства, заключает в себе полный разрыв связи с прошедшим и поведет к пересмотру таких начал нашего политического и общественного быта, кои не могут быть поколеблены без тяжелого революционного потрясения всей страны.

Обусловленная этим отсрочка в созыве Государственной думы отдалит на неопределенное время восстановление нормального хода государственной жизни и законодательной работы, а вместе с тем и разрешение некоторых неотложных вопросов, связанных с жизненными интересами широких масс населения. Ввиду этого Союз высказывается против созыва учредительного собрания, которое только отдалит столь желанный час успокоения страны.

Государственная дума первого созыва должна взять на себя проведение ближайших на очереди политических реформ, направленных к усовершенствованию народного представительства, как-то: пересмотр положения о Государственной думе, избирательного закона и т. п. Наряду с этим она должна приступить к разрешению тех насущных вопросов экономических, социальных и иных, неотложная необходимость разрешения коих выдвинута самой жизнью.

Приступив к органической созидательной работе, Государственная дума, по мнению Союза, должна себе наметить для разработки и постепенного разрешения следующие вопросы первостепенной государственной важности:

а) Крестьянский вопрос

Из насущных реформ на первом месте должны быть поставлены меры к решительному и бесповоротному приобщению крестьян к полноте гражданских прав наравне с остальными гражданами. Сюда относятся: отмена исключительных законоположений, юридически принижающих податные сословия, отмена административной опеки, признание мирского землевладения институтом гражданского права. Помимо настойчивых государственных забот в поднятии производительности земледелия, мерами к подъему крестьянского благосостояния являются: регулирование мелкой земельной аренды, преобразование деятельности крестьянского поземельного банка, содействие расселению и переселению, признание государственных и удельных земель фондом для удовлетворения земельной нужды бывших крестьян и других разрядов мелких землевладельцев, разверстание чересполосных крестьянских и помещичьих земель с обязательным отчуждением отрезков, мешающих хозяйственной цельности, и, наконец, при недостаточности этих мер, допустимое в случаях государственной важности отчуждение части частновладельческих земель на справедливых условиях вознаграждения, устанавливаемых законодательной властью.

б) Рабочий вопрос

Рабочий вопрос является в настоящее время одним из самых острых вопросов и имеет все права на особенные заботы со стороны Государственной думы. Он не может быть, однако, решен удовлетворительно в интересах самого же рабочего без поддержки промышленности вообще: только правильно развивающаяся промышленность страны может обеспечить рабочего. Союз полагает, что Дума должна поставить сию общую задачу пересмотра, усовершенствования и расширения законодательства о рабочих в соответствии с местными особенностями отдельных производств и с началами, принятыми в этой области в наиболее просвещенных промышленных государствах. Сюда также относятся меры по обеспечению рабочих и их семей в случае болезни, инвалидности и смерти, меры к постепенному осуществлению страхования рабочих во всех видах труда, меры к ограничению рабочего времени для женщин и детей и в особо вредных для здоровья производствах.

Вполне признавая свободу профессиональных союзов и свободу стачек, как средств защиты рабочими своих интересов, следует, однако, признать необходимым законодательным путем регулировать условия этой экономической борьбы. Для этого, с одной стороны, должен быть выработан ряд действительных мер к устранению случаев насилия над личностью и посягательства на имущество, как способов принуждения к вступлению в союз или к участию в стачке, а с другой стороны, должны быть выделены в особую группу такие производства, предприятия и учреждения, от коих зависит жизнь и здоровье населения, важные общественные и государственные интересы, безопасность государства, интересы обороны, а условия работы и службы в таких отраслях, за которыми должно быть признано государственное значение, должны быть подчинены особым узаконениям, ограждающим интересы рабочих и служащих, но подчиняющим их высшему государственному интересу.

в) Развитие и укрепление начал местного самоуправления

Необходимым условием для обновления политической и общественной жизни России и для полного проведения провозглашенных Манифестом начал свободы является преобразование местного земского и городского самоуправления, с расширением его прав и круга деятельности, с приданием ему должной самостоятельности и упразднением административной опеки, с устройством мелкой земской единицы, с устранением сословности, с распространением начал самоуправления, по возможности, на все местности Империи и с привлечением к участию в самоуправлении широкого круга лиц. Участие в обновленном самоуправлении будет лучшей школой политической свободы для народа.

г) Забота о народном образовании

Имея в виду, что лишь при повышении умственного уровня народа и при распространении в его среде образования можно ожидать, что он достигнет и политической зрелости, и хозяйственного благосостояния, что самая судьба выполняемой ныне политической реформы в значительной мере зависит от степени сознательности, с которой население отнесется к осуществлению дарованных ему прав, Союз высказывается за то, чтобы нужды народного просвещения были выдвинуты в законодательных работах Думы на первый план и чтобы на удовлетворение этих нужд были ассигнованы самые широкие средства. В частности, должны быть приняты меры, чтобы в скорейшем времени могло быть практически осуществлено всеобщее начальное обучение. Рядом с этим должно быть увеличено число средних и высших учебных заведений, особенно технических, в пределах действительной общественной потребности с предоставлением самой широкой свободы частной и общественной инициативе в деле открытия и содержания учебных заведений. Одновременно должны быть пересмотрены программы, с целью их упрощения и приближения к потребностям жизни и должна быть установлена прямая, преемственная связь между различными ступенями школ.

д) Реформы судебные и административные

Упорядочение форм общежития и упрочения гражданской свободы возможно лишь тогда, когда население страны находит опору и защиту всех своих прав в еуде и когда деятельность административных властей поставлена в границы, ясно очерченные в законе. Исходя из этих положений, "Союз 17 октября" ставит себе задачей проведение в Государственной думе таких реформ, кои направлены к введению бессословного суда, руководствующегося общими для всего населения законами, к введению выборного начала в местную юстицию, к установлению независимости суда от воздействия администрации и упразднению судебно-административных учреждений, к ограждению гласности судопроизводства и расширению компетенции суда присяжных. В сфере административного строя, кроме общего его поощрения и подчинения его деятельности строгим нормам закона, следует установить доступный всем способ обжалования распоряжений и действий административных властей, порядок строгой ответственности уголовной и гражданской за нарушение этими властями установленных законов и прав частных лиц, а для уничтожения тягостной всем волокиты надлежит установить в закон срочность работ администрации.

е) Меры экономические и финансовые

Ввиду громадных расходов, предстоящих в ближайшие годы государственному казначейству для осуществления неотложных и важных культурных задач, а также в интересах государственной обороны в деле пересоздания наших военных, сухопутных и морских сил, нельзя рассчитывать на сокращение государственной сметы расходов и на облегчение общего податного бремени. Но уже в ближайшее время возможно осуществить более рациональную и справедливую налоговую систему и переложить податную тягость с более слабых плеч на плечи более сильные. С целью подъема народного благосостояния, увеличения государственных доходов и в интересах распределения обложения в соответствии с платежными силами плательщиков предполагается:

1) Меры содействия подъему производительных сил, особенно в области сельскохозяйственной промышленности;

2) Организация доступного населению сельскохозяйственного, промышленного и торгового кредита;

3) Широкое распространение технических знаний с целью поднятия производительности народного труда;

4) Меры к наилучшему использованию народных богатств, причем должен быть облегчен доступ к эксплуатации лесных и минеральных богатств, принадлежащих государству;

5) Развитие прямых налогов, на основе прогрессивного подоходного обложения с постепенным понижением косвенного обложения предметов первой необходимости;

6) Развитие сети железных, а равно водяных, шоссейных и грунтовых дорог.

Как бы, однако, ни были необходимы и действительны все указанные правительственные меры, следует помнить, что подъем народного благосостояния возможен лишь при том условии, чтобы нашему национальному характеру были возвращены те драгоценные качества, которых он лишился под влиянием старого порядка, основанного на правительственном надзоре, правительственной опеке, правительственной помощи. Политическая и гражданская свобода, провозглашенная Манифестом 17 октября, должна пробудить к жизни дремлющие народные силы, вызвать дух смелой энергии и предприимчивости, дух самодеятельности и самопомощи и тем самым создать прочную основу и лучший залог нравственного возрождения.

Подписали в Москве 10 ноября 1905 г.: гр. Петр Александрович Гейден, Дмитрий Николаевич Шипов, Александр Иванович Гучков, Михаил Васильевич Красовский, Михаил Александрович Стахович, кн. Николай Сергеевич Волконский, Сергей Иванович Четвериков, Григорий Александрович Крестовников, Николай Алексеевич Хомяков, Михаил Владимирович Родзянко, Сергей Николаевич Маслов, Николай Иванович Гучков.

Подписали в С.-Петербурге 14 ноября 1905 г.: барон Павел Леопольдович Корф, граф Василий Васильевич Гудович, Николай Николаевич Перцов, Александр Николаевич Никитин, Герман Германович Лерхе, Федор Егорович Енакиев, барон Александр Иванович Притвиц, Николай Алексеевич Тарасов, Александр Яковлевич Брафман, Юрий Николаевич Милютин, Александр Аркадьевич Столыпин, Иван Алексеевич Лихачев, Иван Семенович Крючков, Лев Александрович Зиновьев, граф Виктор Александрович Тизенгаузен, Вильгельм Осипович Люстих, Александр Николаевич Брусницын, Владимир Петрович Марков, барон Иван Людвигович Остен-Сакен, барон Петр Петрович Бильдерлинг, Николай Александрович Резцов.

Лица, желающие вступить в число членов Союза, благоволят обращаться:

Проживающие в Петербурге - к членам С.-Петербургского Центрального Комитета Союза (см. ниже) или в канцелярии его.

Проживающие в провинции, впредь до образования местных Комитетов, или в С.-Петербургский или в Московский Центральные Комитеты.

Председатель - барон Павел Леопольдович Корф (Сергиевская, 61).

Александр Яковлевич Брафман (Забалканский, 40).

Граф Василий Васильевич Гудович (Михайловская площадь, 3).

Федор Егорович Енакиев (Бол. Конюшенная, 5).

Михаил Васильевич Красовский (Саперный, 10).

Герман Германович Лерхе (улица Глинки, 1).

Юрий Николаевич Милютин (Французская наб., 32).

Александр Николаевич Никитин (Спасская, 7).

Николай Николаевич Перцов (Театральная пл., 8).

Николай Алексеевич Тарасов (Фонтанка, 116).

Кандидаты:

Алексей Алексеевич Ильин (Пряжка, 5).

Иван Семенович Крючков (Чернышев пер., 18).

Иван Алексеевич Лихачев (Троицкая, 9).

Александр Аркадьевич Столыпин (Франц. наб., 32).

Канцелярии С.-Петербургского Центрального Комитета

помещаются: Фонтанка, 53 и Невский пр., 92

(квартира конторы газеты "Слово").

Канцелярия Московского Центрального Комитета

помещается: Средние Торговые ряды 84–87.

Сборник программ политических партий в России.

Вып. 2. СПб., 1905. С. 42–58.

Владимир Путин и Дмитрий Медведев
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России "

На сооружение памятника П.А. Столыпину в Москве собрано пожертвований 1095 на сумму 27 586 639.14 руб.

Союз 17 Октября. / К.А. Соловьев

«Союз 17 Октября» - партия, представлявшая правое крыло русского либерализма начала XX в. Первые шаги к ее организации были предприняты в конце октября 1905. Ядром партии стало меньшинство участников земского съезда в Москве в ноябре 1905, отказавшееся подписать его общеполитическую резолюцию. 9 ноября 1905 в газете «Слово» был издан первый вариант программы партии. 8-12 февраля 1906 состоялся первый съезд «С. 17 О.» в Москве. К осени 1906 в состав «С. 17 О.» вошли Торгово-промышленная партия, Партия правового порядка, Конституционно-монархический правовой союз, Партия Манифеста 17 Октября в Иваново-Вознесенске, Партия «За царя и порядок» в Калуге и др. «С. 17 О.» задумывался как объединение всех центристских сил. Вливавшиеся в его состав объединения не распускались, а продолжали свое существование уже в рамках «С. 17 О.». Членство в «С. 17 О.» не накладывало никаких особых обязанностей, в т. ч. и уплату партийных взносов. В 1906 у партии было 260 местных отделений. Общая численность «С. 17 О.» достигала 75-77 тыс. чел. Особым влиянием октябристы пользовались в земских губерниях. Социальная основа партии: крупное землевладение и предпринимательские круги. Значительную роль в столицах играли немецкие группы «С. 17 О.». В 1906-1907 53,22 % членов партии - потомственные дворяне, 21,99 % - купцы и потомственные почетные граждане. По роду занятий 48,96 % октябристов – чиновники, более 31 % - представители предпринимательских кругов. Уже после июля 1906 организационная структура партии начала распадаться: около четверти местных отделений «С.17 О.» прекратили свое существование, заметно сократилась численность объединения. В «С. 17 О.» параллельно существовало два ЦК – московский и петербургский. В их состав вошли А.И. Гучков, Н.И. Гучков, П.А. Гейден, В.И. Герье, П.Л. Корф, М.В. Красовский, Ю.Н. Милютин, В.М. Петрово-Соловово, М.А. Стахович, Н.А. Хомяков, Д.Н. Шипов и др. На II съезде партии в мае 1907 было принято решение о создании единого ЦК с местопребыванием в Москве. В 1906 количество печатных органов партии достигало 50. Издавались газеты на русском, немецком, латышских языках, в т. ч. «Голос Москвы», «Известия Московского клуба С. 17 О.» и т. д.

Идеологические основания программы «С. 17 О.» «коренились» в земском движении середины 1890-х – 1905. Как утверждал А.И. Гучков на III съезде партии 4 октября 1909, ««С.17 О.» исторически вышел из рядов либеральной земской оппозиции, которая в борьбе с административным гнетом и реакционными элементами отстаивала права самоуправления и скромные культурные начинания. Эти же силы принимали участие в манифестациях, которые привели в 1905 к разрешению политического кризиса, может быть, именно их присутствие и придало внушительность этим манифестациям, обеспечив им успех» (Партия «С. 17 О.». М., 2000. Т. 2. С. 85). Значительную роль в возникновении организационных и идеологических предпосылок к формированию партии сыграл кружок «Беседа» (1899-1905). В ходе его деятельности установились прочные связи между различными кругами земской либеральной оппозиции; также был найден идеологический компромисс между умеренными земскими конституционалистами (П.А. Гейденом, В.М. Петрово-Соловово и др.) и сторонниками неославянофильской концепции власти (М.А. Стаховичем, Д.Н. Шиповым и др.). И те, и другие соглашались с необходимостью институционального преобразования политической системы России, настаивая на учреждении всенародного представительства. Однако вопрос о природе власти нового учреждения ими намеренно не обсуждался, чтобы избежать возможных разногласий.

Значимым импульсом для организационного сплочения новой силы стал Манифест 17 Октября 1905, который благодаря своей неоднозначности способствовал консолидации различных общественных кругов, готовых к конструктивному диалогу с властью. В «С.17 О.» превалировала интерпретация Манифеста 17 Октября как конституционной хартии, давшей начало новому государственному строю России. Вместе с тем, эта точка зрения не была единственной. «Левое крыло нашего союза предпочитает называть новое государственное устройство России умеренной конституцией. Правое крыло видит в нем видоизмененное самодержавие в его дальнейшей эволюции. Одно несомненно для тех и других и для всякого: не ложны слова манифеста 20 февраля (1905. – Ред.), что «произошло великое преобразование в государственном строе нашего отечества»», - говорил Д.А.Олсуфьев 21 марта 1906 г. на собрании «С. 17 О.» (ОПИ ГИМ Ф.164 Оп.1 Д.54 Л.32 об.). При всех различиях во взглядах октябристы соглашались с тем, что перед Россией стояла двуединая задача системной модернизации страны при сохранении своеобразия свойственных ей ценностных ориентиров.

Программа «С. 17 О.» предполагала распространение широких гражданских и политических свобод на граждан России. «В политически свободном государстве должна господствовать и гражданская свобода, создающая единственно надежную основу для всестороннего развития как духовных сил народа, так и естественной производительности страны. Манифест 17-го Октября на первое место ставить дарование незыблемых основ гражданской свободы. Развитие и укрепление этих начал в законодательстве и правах составляет одну из главнейших задач союза» (Российские либералы: кадеты и октябристы. М., 1996. С. 61). К числу гражданских прав человека, которые должны были быть гарантированы законом, относились свобода вероисповеданий, свобода слова, свобода собраний и союзов, передвижения, выбора места жительства и рода занятий. Также должна была быть обеспечена неприкосновенность личности, жилища, переписки, собственности граждан. Причем эти нормы обладали бы реальной силой лишь в случае модернизации самой власти, так как отстаивать свои права можно лишь в случае наличия независимой судебной системы и представительной формы правления. «Упорядочение форм общежития и упрочение гражданской свободы возможны лишь тогда, когда население страны находит опору и защиту всех своих прав в судe и когда деятельность административных властей поставлена в границы, ясно очерченные в законe» (Российские либералы: кадеты и октябристы. М., 1996. С. 64). Для того, чтобы суд стал эффективным механизмом отстаивания гражданских прав и свобод, он должен быть в полной мере независимым, гласным и бессословным. Октябристы настаивали на необходимости искоренить все рудименты прежней канцелярской модели судопроизводства.

В новых условиях особое значение приобретали и земства, которые также подлежали коренному преобразованию. Октябристы предлагали расширить сферу компетенции органов местного самоуправления, демократизировать их, ввести мелкую земскую единицу – волостное земство. Предполагаемое «С. 17 О.» вовлечение широких народных масс в активную политическую и общественную жизнь было невозможным без повсеместного распространения образования. Поэтому октябристы полагали, что едва ли не первая задача, стоявшая перед Думой, - принятие закона о всеобщем начальном образовании.

При этом октябристы выступали сторонниками сильной центральной государственной власти и были принципиальными противниками федерализации России. «Жизненным условием для укрепления внешней мощи России и для ее внутреннего процветания является ограждение единства ее политического тела, сохранение за ее государственным строем исторически сложившегося унитарного характера» (Российские либералы: кадеты и октябристы. М., 1996. С. 59-60). Они предлагали предоставить особый статус автономии лишь Финляндии. Однако подобная установка не препятствовала развитию широкого местного самоуправления и созданию благоприятных условий существования разнообразных национальных культур и конфессий.

Сохранение исторически сложившихся политических традиций предполагало и отстаивание принципа монархического суверенитета, когда источником всей власти в стране был император, который даровал народу конституцию и могущество которого являлось залогом ее исполнения. По мнению октябристов, монархическое начало обеспечивало преемственность власти, способствовало национальному единству страны. Оно также выполняло важную социальную функцию, будучи силой несословной и надклассовой. Характерна славянофильская риторика, присущая в этом случае программе октябристов, когда единение царя и народа противопоставляется бюрократической системе управления последних столетий: «Прежний неограниченный Самодержец, всемогущ по идее, но связанный в действительности всеми путами приказного строя, слабый вследствие отчужденности от него народа, становится конституционным монархом, который, хотя и находит пределы своей воли в правах народного представительства, но в самом единении с народом, в союзе с землей, в новых условиях государственного строя получает новую мощь и новую высокую задачу быть верховным вождем свободного народа» (Российские либералы: кадеты и октябристы. М., 1996. С. 60-61) .

Вместе с тем, перед Россией стояла необходимость проведения широких социальных реформ. В первую очередь это относилось к крестьянскому вопросу. Согласно программе «С. 17 О.», решение этого вопроса заключалось в повышение производительности труда русского крестьянина. По мнению октябристов, это было невозможно без обеспечения его правового равноправия со всеми прочими сословиями Российской империи. Помимо этого, государство должно было создавать наиболее благоприятные социально-экономические условия для роста производительности сельского хозяйства: оно должно было дать возможность крестьянину свободно выходить из общины, способствовать развитию мелкого кредита, содействовать расселению и переселению сельского населения, законодательным образом отрегулировать существование мелкой земельной аренды, инициировать разверстание чересполосных земель, передать часть государственных земель в пользу крестьян. Октябристы не исключали возможности отчуждения частновладельческих земель в случае крайней необходимости. 7 мая 1907 на II съезде партии была принята «земельная программа» «С. 17. О.», которая предполагала создание эффективного крестьянского хозяйства и, в целом, соответствовало положениям аграрной реформы П.А. Столыпина.

Решение рабочего вопроса «С. 17 О.» видел в реформировании законодательства с целью ограничения часов работы женщин и детей, введения страхования на случай болезни, инвалидности и смерти рабочего. Также октябристы выступали за свободу деятельности профессиональных союзов и организации стачек как формы борьбы за экономические интересы. Однако эта сфера активности рабочих должна была быть нормативным образом отрегулирована, чтобы она не наносила ущерб государству.

Широкое социальное реформирование требовало значительных средств. С учетом этого факта «С. 17 О.» предлагал реформировать налоговую систему с целью справедливого перераспределения бремени государственных расходов. Для этого следовало ввести прогрессивную шкалу подоходного обложения.

«С. 17 О.» придерживался исключительно парламентской тактики политической борьбы. При этом избирательный закон 11 декабря 1905 не позволил партии добиться ощутимого успеха на выборах в I и II Думу. В ходе избирательной кампании в I Думу октябристы выступали в союзе с Партией правового порядка, Прогрессивно-экономической партией, Всероссийским союзом торговли и промышленности. С. занимал строго центристскую позицию. Как заявлял М.А.. Стахович на первом учредительном съезде партии: ««С. 17 О.» открыто и резко отграничил себя с обоих флангов. Мы одинаково не сочувствуем и революции и реакции: нам одинаково кажутся незаконными, как насильственные революционные действия, так и ломка со стороны правительства основных начал Манифеста 17 Октября» (Шипов Д.Н. Воспоминания и думы о пережитом. М., 2007. С. 421). В итоге октябристам удалось провести 16 депутатов (в т. ч. П.А. Гейден, М.А. Стахович и др.), которые оказались на крайне правом фланге народного представительства. В связи с неудачной избирательной кампанией уже в июне 1906 в «С. 17 О.» обсуждался вопрос о реорганизации партии и создании нового объединения на базе формировавшейся Партии мирного обновления. «С. 17 О.» выступил резко против подписания Выборгского воззвания. Политический же курс правительство П.А. Столыпина был партией, в целом, поддержан. Лидеры «С. 17 О.» в большинстве своем сочувственно отнеслись и к учреждению военно-полевых судов 19 августа 1906, что привело к выходу из партии лидеров «мирнообновленцев» - П.А. Гейдена, М.А. Стаховича, Д.Н. Шипова. Во II Думе фракция октябристов составила 28 депутатов (к концу сессии – 35), которые блокировались с Группой правых и умеренных. Октябристы выступали против политической амнистии, доказывали неприемлемость отчуждения частновладельческих земель как единственно возможного решения аграрного вопроса, однозначно осуждали террористические акты. Неготовность думского большинства к диалогу с правительством вынуждала «С. 17 О.» требовать роспуска законодательного собрания.

Избирательный закон 3 июня 1907 позволил октябристам заметно увеличить свое представительство в Думе до 154 депутатов. «С. 17 О.» занял ведущее положение в нижней палате, имея возможность заключать соглашения как с правыми, так и с кадетами, что зачастую предрешало результат голосования. Октябристы были сторонниками тесного взаимодействия с правительством П.А. Столыпина, способствуя корректировке всех его важнейших реформ: в области аграрного, финансового законодательства, в сфере народного просвещения. В частности, многие октябристы настаивали на ограничении применения исключительного положения. Фракция доказывала необходимость изменений Правил 8 марта 1906 г. Также «Союз 17 октября» выступал против необоснованного повышения налогообложения, а также его неравномерного географического распределения. По словам А.И. Гучкова, сказанным на III съезде октябристов 4 октября 1909 г., «не осталось ни одного темного уголка правительственной деятельности, который не был бы беспощадно и ярко освещен представителями нашей партии. И мы боролись не только с правительством: рядом с правительством и над ним мы указали наличность вредных темных сил, очень влиятельных и безответственных» (Партия «Союз 17 октября»: Протоколы съезда, конференций и заседаний ЦК 1907-1915 гг.: В 2 т. М., 2000. Т. 2. С. 85).

Период наибольшего влияния октябристов на политическую жизнь страны совпал с разрушением организационной структуры «С. 17 О.». К 1909 осталось около 90 местных организаций, некоторые из которых фактически уже не функционировали. Это вынуждало октябристов сконцентрироваться на думской деятельности. Однако дезинтеграционные тенденции имели место и в самой фракции. Так, весной 1909 ее покинуло около 20 правых октябристов (т. н. «гололобовский инцидент»). Наличие центробежных сил в партии А.И. Гучков впоследствии объяснял тем, что «в нашем внутреннем партийном режиме мы неисправимые республиканцы, даже с некотором наклоном к анархизму. Мы бережно относимся к убеждениям людей, к вопросам о совести, к независимости их личности. Это есть известная психологическая черта, свойственная тем общественным течениям, из которых мы вышли. Поэтому нам с таким трудом дается установить в наших рядах навыки той железной дисциплины, без которой невозможна никакая серьезная политическая работа…» (Партия «С. 17 О.». М., 2000. Т. 2. С. 445).

В 1909 стало меняться отношение «С. 17 О.» к правительству в связи с вопросами военной и конфессиональной политики государства. В июне 1909 в личной беседе с кадетом М.В. Челноковым А.И. Гучков признавался, что «Дума идет быстро навстречу конфликту с правительством, что песня Столыпина спета и пора думать о более справедливых отношениях к оппозиции и объединению всех конституционных элементов» (ГАРФ. Ф. 810. Оп. 1. Д. 648. Л. 14). П.А. Столыпин остро реагировал на изменения позиции октябристов. В беседе с депутатом А.А. Уваровым 17 октября 1909 он утверждал: «Со стороны центра такое полевение не могу иначе назвать как политиканством и притом невысокого качества, недостойным серьезных государственных людей. Следовательно, я могу относиться к полевению не иначе как к весьма отрицательному и нежелательному явлению. То обстоятельство, что из-за новой линии центра кабинет явно разошелся с сим последним, оставшись благодаря этому без поддержки большинства, мало огорчает его. Если даже допустить, что его сейчас нет, то из этого следует лишь одно: оно должно быть и, вероятно, будет. Наконец, правительство не может огорчаться полевением октябристов и потому еще, что оно-то, правительство, - не октябристы. Если оно и опиралось на октябристское большинство в Государственной думе, то не потому что правительство исповедовало октябристскую программу, а потому что взгляды его и октябристов по тому или другому вопросу случайно совпадали» (П.А. Столыпин: Грани таланта политика. М., 2006. С. 483).

Принятие в марте 1911 закона о земствах в Западных губерниях в порядке чрезвычайно-указного права способствовало росту оппозиционных настроений среди октябристов и поставило под вопрос саму возможность делового сотрудничества фракции с правительством. 20 марта 1911 на встрече с избирателями С.И. Шидловский так комментировал реакцию «С. 17 О.» на действия кабинета министров: «Нас хотели вызвать на совершение беззакония, но мы на это не пошли. Разве мы могли в нашей конституционной борьбе с Государственным советом прибегать к тем средствам, которыми, к сожалению, воспользовалось правительство и провело благодаря им закон о западном земстве? Разве народные представители, так недавно призванные к законодательной деятельности, могли попрать закон? Нет, господа, на это октябристы никогда не пойдут. Мы иначе смотрим на дело. Если мы видим, как попирают на наших глазах закон, то наша святая обязанность, наш долг перед народом вступить в борьбу с этим лицом» (Партия «Союз 17 октября»: Протоколы III съезда, конференций и заседаний ЦК 1907-1915 гг.: В 2 т. М., 2000. Т. 2. С. 325-326).

Убийство П.А. Столыпина в сентябре 1911 поставило октябристов перед необходимостью обобщить свой политический опыт последних пяти лет. По словам А.И. Гучкова, в значительной мере благодаря Столыпину наладился конструктивный диалог между правительством и общественными силами, что было уникальным явлением в истории России: «Получилась картина, редкая в нашей русской жизни, небывалая со времен начала 60-х годов: две силы, вечно, казалось, непримиримо между собой враждовавшие – власть и общество – сблизились и пошли одной дорогой; общество поверило власти; власть остро почувствовала нужду в поддержку общества. В этом акте примирения выдающуюся роль сыграл П.А. Столыпин, представлявший совершенно исключительное сочетание тех качеств, какие требовались современным моментом. Благодаря именно его обаятельной личности, высоким свойствам его ума и характера, накапливалась вокруг власти атмосфера общественного доброжелательства и доверия на место прежней ненависти и подозрительности» (Партия «Союз 17 октября»: Протоколы III съезда, конференций и заседаний ЦК 1907-1915 гг.: В 2 т. М., 2000. Т. 2. С. 428). Однако общественное успокоение привело к упрочению положения сил реакции, которые добивались свертывания курса преобразований. По мнению Гучкова, П.А. Столыпин не смог одержать над ними победу, а после его гибели они окончательно восторжествовали, результатом чего стало фактическое упразднение объединенного правительства, замещенного традиционным для России «личным режимом».

Выборы в IV Думу, в ходе которых администрация препятствовала избранию представителей левого крыла и центра «С. 17 О.», заметно изменили расстановку сил в нижней палате. Численность октябристов снизилась до 98 депутатов. В состав IV Думы не прошли видные представители «С. 17 О.»: А.И. Гучков, П.В. Каменский, М.Я. Капустин, А.В. Еропкин и др. Новые условия побуждали партию к изменению тактической линии. На ноябрьской конференции 1913 конференция значительным большинством была принята резолюцию резко оппозиционного характера, в которой правительство обвинялось в систематичном нарушении принципов конституционализма и прав человека, провозглашенных еще Манифестом 17 Октября 1905. Разногласия в связи с этим решением стали причиной раскола фракции. Левое крыло настаивало на необходимости считать решения партийной конференции обязательными для фракции, правые октябристы отказывались им подчиняться, центр же призывал к компромиссу. В итоге фракция распалась на группу «С. 17 О.» (левые октябристы), группу независимых (правые октябристы), фракцию земцев-октябристов (центр). Для партии, ориентировавшейся на парламентские средства политической борьбы, отсутствие возможности влиять на своих депутатов ставило под вопрос ее существование. С этого момента количество заседаний ЦК заметно сокращается. Весной 1914 ЦК обсуждал возможность создания левого центра в нижней палате в союзе с кадетами и прогрессистами. 1 июля 1915 прекратилось издание ведущего органа «С. 17 О.» «Голоса Москвы». Вскоре после этого перестал созываться и ЦК партии.

Лит .: Черменский Е.Д. Буржуазия и царизм в первой российской революции. М., 1970; Дякин В.С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907-1911 гг. Л., 1978; Шелохаев В.В. Партия октябристов в период первой российской революции. М., 1987; Политическая история России в партиях и лицах. М., 1993; Вишневски Э. Либеральная оппозиция в России накануне Первой мировой войны. М., 1993; Павлов Д.Б. «Союз 17 октября» в 1905-1907 годах: численность и социальный состав. // Отечественная история. М., 1993. № 6; Харусь О.А. Кадетские и октябристские организации в Сибири: опыт реконструкции социокультурного облика // Исторический ежегодник. Омск, 1997; Соловьев К.А. Формирование либеральных и консервативных политических партий и Первая российская революция // Революция 1905 – 1907 годов: Взгляд через столетие. М., 2005; Brainerd M.D. The octobrists and the gentry, 1905-1907: leaders an followers? // The politics of rural Russia, 1905-1914. Bloomington – L., 1979; Emmons T. The formation of political parties and the first national elections in Russia. Cambridge – L., 1983.

Архив : ГАРФ. Ф. 115 («Союз 17 Октября»); Ф. 555 (А.И. Гучков); РГИА. Ф. 869 (Милютины).

К.А.Соловьев .

«Союз 17 октября» (октябристы)

Среди правых партий заметную роль в политической жизни страны играл «Союз 17 октября» (октябристы), принял это название в честь царского Манифеста 17 октября 1905 г., который, как считали октябристы, знаменовал собой вступление России на путь конституционной монархии. Организационное оформление партии началось в октября 1905 г., а завершилось на I ее съезде, состоявшемся 8-12 февраля 1906 г. в Москве. Это была партия крупного капитала -- верхов торгово-промышленной буржуазии и помещиков -- предпринимателей. Возглавил ее крупный московский домовладелец и промышленник А. И. Гучков, «прирожденный политик», высокообразованный блестящий оратор и публицист, экстравагантный, склонный к авантюризму.

Октябристы ставили своей целью «оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ». Они выступали за наследственную конституционную монархию, в которой император, как носитель верховной власти, ограничен постановлениями «Основных законов». Выступая против неограниченного самодержавия, октябристы были и против установления парламентарного строя, как неприемлемого для России политически и исторически. Они стояли за сохранение конституционным монархом титула «самодержавный»; предусматривали введение двух палатного «народного представительства» -- Государственной думы и Государственного совета, формируемых на основе цензовых выборов -- прямых в городах и двухстепенных в сельской местности. Гражданские права в программе октябристов включали свободу совести и вероисповедания, неприкосновенность личности и жилища, свободу слова, собраний, союзов, передвижения. В национальном вопросе октябристы исходили из принципа сохранения «единой и неделимой России», выступая против любой формы «федерализма». Исключение они делали лишь для Финляндии, при условии ее «государственной связи с империей». Допускали культурную автономию для других народов России.

Социальная программа октябристов сводилась к следующему. Для разрешении аграрного вопроса они предусматривали передачу крестьянам через особые земельные комитеты пустующих казенных, удельных и кабинетских земель, а также содействие покупке земли крестьянами «у частных владельцев» при посредстве Крестьянского банка, требовали возвращения крестьянам отрезков, произведенных от их наделов в 1861 г. Октябристы допускали и «принудительное отчуждение» части частновладельческих земель с обязательным вознаграждением владельцев за счет казны. Они выступали за регулирование аренды, переселение малоземельных и безземельных крестьян на «свободные земли», требовали уравнения крестьян в правах с остальными сословиями, активно поддерживали столыпинскую аграрную реформу.

Октябристы признавали свободу рабочих организаций, союзов, собраний и право рабочих на стачки, но только на почве экономических, профессиональных и культурных нужд, при этом на предприятиях, «не имеющих государственного значения». Они выступали за ограничение продолжительности рабочего дня, но не в ущерб промышленникам, введения страхования рабочих, требовали сокращения налогового обложения населения. Они были сторонниками расширения народного образования, декларировали необходимость реформы суда и административного управления.

Государственное устройство октябристы представляли как конституционную монархию с Государственной думой. Они выступали за «сильную монархическую власть», но за необходимость проведения реформ, обеспечивавших свободу буржуазному предпринимательству. Свобода промышленности, торговли, приобретения собственности и охрана ее законом - главные программные требования октябристов.

В 1905-1907 гг. «Союз 17 октября» насчитывал до 30 тыс. членов. Его печатным органом была газета «Голос Москвы». В 1906 г. октябристы издавали до 50 газет на русском, немецком и латышском языках.

«Партия мирного обновления» и «Партия прогрессистов»

«Промежуточное положение между кадетами и октябристами занимала «Партия мирного обновления» и ее преемница «Партия прогрессистов». Первая сформировалась в июле 1906 г. из «правых» кадетов и «левых» октябристов. Представляя собой умеренных либералов, они не принимали как курса октябристов, так и «левого уклона» кадетов в некоторых программных вопросах (главным образом, в решении аграрного -- здесь они склонялись к требованию октябристов). Лидерами «мирообновленцев» были видные земские деятели -- один из основателей «Союза 17 октября» граф П. А. Гейден и Д. Н. Шипов, а также крупный землевладелец князь Н. Н. Львов и профессор Московского университета князь Е. Н. Трубецкой.

«Партия прогрессистов» оформилась в ноябре 1912 г. Как и «Партия мирного обновления», она оказалась «правее кадетов и левее октябристов». Это была самая «буржуазная» по своему составу партия. Ее костяк составляли тузы и воротилы московского капитала, а учредителями являлись крупные московские фабриканты А. И. Коновалов, братья В. П. и П. П. Рябушинские, С. Н. Третьяков. Прогрессисты выступали за конституционно-монархический строй, выборное двухпалатное представительство с большим имущественным цензом для депутатов, проведение основных буржуазных свобод. Их рупором была газета «Утро России».