Проектирование и строительство домов

Проектирование и строительство домов

» » Поделки из капы своими руками. Быстрая и качественная сушка капов и сувелей в домашних условиях

Поделки из капы своими руками. Быстрая и качественная сушка капов и сувелей в домашних условиях

Просмотры: 39855

15.05.2017

Дерево является наиболее распространенным растением на земле.

Природа несказанно щедра, раз подарила человеку не только возможность любоваться красотой стволов, листьев, но и извлекать из древесины практическую пользу, ведь уже на протяжении нескольких тысяч лет люди используют деревянные изделия в своем обиходе, строя дома, лодки, изготавливая мебель и домашнюю утварь, производя музыкальные инструменты, поделки, прочее.

На сегодняшний день не существует материала, способного, полностью заменить чудесные природные свойства древесины, поскольку ее плотность, цвет, фактура, рисунок текстуры и оттенки в каждом случае уникальны.



Природная неповторимость древесного узора особо проявляется в капе и сувели (шарообразных или каплевидных наростах на деревьях), которые ученые мужья определили, как болезни.

Эти образования создают внутри сложный фееричный рисунок древесных волокон, состоящий из переплетения цветных линий, пятен, вкраплений, плавно перетекающих друг в друга, которые и формируют, таким образом, узор особой красоты. Благодаря богатству красок и линий, и кап, и сувель, являются превосходным природным материалом для производства различных поделок, украшений, предметов интерьера, поскольку обладают и эксклюзивной текстурой (в природе невозможно найти два одинаковых узора), и особой прочностью и долговечностью.

Давайте попробуем определить, чем же отличаются между собой кап и сувель, и что между ними общего.

Кап

Кап (капокорень или как его еще называют в народе «ведьмин веник ») - это округлое доброкачественное образование на стволе или ветви с большим количеством древесных узелков. Кап, как раз и отличается от сувели тем, что имеет на своей внешней стороне множество шишечек, которые создаются благодаря придаточным и спящим почкам. Эти образования имеют вид темных шипов и бугорков, отчего, часто на капе, можно наблюдать растущие прямо из него мелкие побеги и веточки.



По мнению одних ученых, кап на дереве возникает в результате либо резкого изменения в развитии растения, то есть может иметь как естественную, так и антропогенную причину возникновения. Некоторые научные работники считают, что появление безобразной опухоли на дереве может быть наследственным уродством.

Встречается кап преимущественно на деревьях лиственных пород, таких как дуб, липа, клен, ольха, тополь, орех, но чаще всего его можно отыскать на березе.

Замечено, что в среднем на одно дерево с капом приходится от трех до пяти тысяч деревьев без такового образования, поэтому отыскать хороший кап (в отличие от сувели) довольно непросто.

Чаще всего на деревьях встречается прикорневой кап, который может быть просто гигантских размеров.



Как правило, капокорень имеет внутри неярко выраженную текстуру и слабый по контрасту цветов рисунок.

Кап, образованный на ветке часто имеет форму неправильного шара и в отличие от капокорня, при поперечном разрезе его внутренняя текстура пестрит узорами с сердцевинами сучков и имеет своеобразную «игольчатую» структуру в виде мелкого орнамента с черточками и точками. Внутренние волокна древесины переплетаются между собой в различных направлениях, создавая живописный рисунок, а вкрапления из спящих почек делают фактуру еще более богатой, поэтому кап чаще всего применяют как элемент декора при изготовлении различных поделок, рукояток ножей, прикладов ружей, оригинальной посуды и прочих сувениров.

В обработке, благодаря сильной плотности своей текстуры и огромного числа сучков кап не прост, но при этом прекрасно шлифуется и полируется.

Основной цвет внутренней текстуры капа – это различные оттенки черного или коричневого цветов, охры. Даже если взять две половинки одного и того же капа, они все равно будут отличаться и иметь отличный узор, настолько структура нароста неоднородна.

Древесина у капа прочнее, чем у сувели, и процентов на пятьдесят – семьдесят крепче, чем у дерева, на котором он образовался.

Из капа производят также мелкие изделия: шкатулки, портсигары, заколки, сережки, браслеты, мелкие украшения.



Создавать резной узор на капе не имеет смысла, поскольку фактура и текстура древесины красива сама по себе.

Сувель

Образование сувели вызвано болезнью дерева (раком) и она чаще всего представляет собой скрученный и сплетенный в комок нарост, отчего ее также называют свилем .

Обычно свиль растет в два-три раза быстрее самого дерева и имеет каплевидную или шарообразную форму, расположенную вокруг ствола или ветви. Главное отличие сувели от капа заключается в том, что она образуется не из спящих почек, а благодаря сложному переплетению изогнутых в разные стороны годовым кольцам (откуда и произошло название свиль). По этому признаку шишки на дереве легко отличить друг от друга.

Наросты (особенно на березе) встречается довольно часто, хотя до конца причина ее образования не изучена. Предположительно положить начало образованию свили может грибок или механическое повреждение коры дерева.

Сувель (в народе еще называют древесной костью ), поскольку ее срез напоминает разводы мрамора (с такими же переливами и лучевым сечением), а тонкие части просматриваются насквозь и внешне похожи на кость, хотя плотность тканей, как было уже сказано выше, у сувели меньше, чем у капа, поэтому ее древесина является менее прочной.



Нарост сувели может вырастать до гигантских размеров (к примеру, в Ватикане находится купель, вырезанная из цельного куска дерева). Однако, чем свиль мельче, тем насыщеннее и ярче рисунок внутри, правда узор с элементами орнамента в любом случае будет более мягким (без обязательных для капа узоров в виде «шипов» и «иголок»).

Внутренняя текстура сувели имеет нежный перламутровый оттенок, причем расцветка каждого может сильно различаться и содержать белый, желтый (напоминающий цвет янтарь), а также коричневый, розоватый и зеленый цвета. Оттенок сувели зависит от места произрастания дерева и способов ее сушки.

Сувель можно образовать и самому, для этого достаточно перетянуть ствол или ветвь дерева проволокой. На месте перетяжки вскоре появится выпуклое образование, созданное годовыми кольцами.

Сувель также отлично поддается обработке, хорошо шлифуется, полируется, а ее перламутровый срез, напоминающий мрамор, играя разводами, имеет неповторимую текстуру и как бы светится изнутри.

Безусловно, что по виду сувели определить насколько будет красивым рисунок, невозможно, но чем корявее и крученее нарост выглядит внешне, тем богаче будет его текстура и узор внутри.



Наиболее ценной считается корневая (комлевая) часть сувели. Она представляет интерес для резчиков по дереву, художников, производителей ножей, скульпторов и краснодеревщиков, которые выбирают этот материал за эксклюзивность рисунка на срезе, высокую прочность, неподверженность гниению и уникальную способность к обработке.

Поиск и подготовка наростов

Естественно, что искать выпуклости на дереве необходимо в лесу. При этом многие путают капу и свиль с похожим на них грибом из рода (Inonotus), который чаще всего обитает на березе и называется чагой или черным березовым грибом.

Необходимо научиться определять, где гриб, а где нарост.



Спиливать свиль и кап лучшего всего осенью (в сентябре-октябре), когда деревья приостанавливают естественное движение сока и начинают подготовку к зиме.

Необходимо помнить, что без хорошей пилы, сувель или кап, особенно если они весьма корявые, спилить непросто, поэтому эту работу лучше всего производить с помощью бензопилы, но необходимо помнить, что цепи инструмента из-за особой прочности нароста быстро тупятся.

Если бензопилы нет, придется работать ручной пилой, но она должна иметь остро отточенные с хорошим разводом зубчики, чтобы мастер не мучил, ни себя, ни дерево, и зря его не ранил.

Место среза (чтобы избежать образования нежелательного для дерева дупла) необходимо сразу же замазать садовым варом, закрасить масляной краской или залепить глиной.



При обнаружении массивного капокорня , необходимо помнить, что его срез чреват для дерева серьезными последствиями и в результате нанесенной травмы оно может погибнуть.

Все вышеперечисленные свойства и капа, и свиля возносят эти уникальные материалы на вершину ценности среди прочих пород древесины, поскольку применяются они, как в отделке различных предметов утилитарного назначения, так и украшений, мелкой пластики и посуды.

Из капа - этого необыкновенного по прочности и красоте материала - издавна изготовляли самые разнообразные поделки (шкатулки, портсигары, рамки и др.). Прекрасные образцы каповой, или, как ее называли, «репчатой» посуды, датированные XVI-XVII веками, хранятся в Оружейной палате Московского Кремля, а также в Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике. Глядя на них, не сразу подумаешь, что делались они топором, скобелем да ножом из куска дерева, или точнее, нароста на березе.

Название подобного нароста - кап, и происходит оно, как принято считать, от древнеславянского слова «кап», что значит голова. С первого взгляда растущий на дереве кап действительно напоминает по форме человеческую голову. Кап можно обнаружить как на ветвях старых деревьев, так и на самом стволе - стволовый кап. Если снять кору, то увидим, что «голова» вся покрыта бугорочками, сосочками, иголочками. Самый редкий и потому самый ценный кап находят, как правило, на ветвях. Обычно размеры его небольшие: 10...15 см, но иногда встречаются экземпляры до 40 см и более. Чтобы определить ценность нароста, мастер делал небольшой срез и сырой тряпочкой, а то и просто, в нетерпении послюнив палец, проводил им по срезу, чтобы увидеть главное - рисунок, неповторимый в каждой каповой «выплавке». Кап хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается, к тому же так прочен и увесист, что некоторые «умельцы» расточительно делают из него молотки-киянки.

Находят кап на дубе, грецком орехе, черной ольхе, осине, но чаще всего на березе. Иногда на одном дереве - несколько каповых наростов. Одни специалисты считают, что самая красивая древесина у березового капа, другие - у грецкого ореха. Капокорень не что иное, как кап, образовавшийся у корневой шейки дерева. Иногда он выступает над поверхностью земли. «Подземный» кап (на корнях) можно обнаружить по побегам, которые он пускает каждой весной. Эти нежизнеспособные, быстро увядающие побеги и дают в текстуре капокорня черные точки, расположенные среди более светлых по тону волокон ствола.

Капокорни бывают круговые, опоясывающие дерево, и однобокие. Последние чаще всего образуются с южной стороны. Самые крупные из капокорней достигают в диаметре до 2 м, а весом бывают в целую тонну.

Особенно крупными размерами отличаются дубовые и ореховые капокорни. Из таких не одну столешницу удается сделать. Старые мастера Вятки некогда пластинами, напиленными из капокорня, оклеивали мебель. Правда, корневой кап ценится не так высоко, как настоящий, выросший на стволе или ветке дерева. Древесина у корневого капа помягче, а рисунок - попроще. Крупный капокорень характерен для берез возрастом 70...80 лет, растущих свободно - на полянах или опушках леса. Как правило, каповые березы растут чаще всего в смешанном лесу, обычно вдоль ручьев, небольших речек, возле озер и болот, причем растут они обычно не слишком близко друг к другу.

Встречается у капа двойник - сувель. Эта древесная складка-наплыв, которая иногда образуется на месте сгиба или надлома молодого деревца. Древесина сувеля тоже достаточно крепкая. Из нее краснодеревщики делают ручки к инструментам, вытачивают кегли, крокетные шары. Отличить сувель от капа довольно просто, так как поверхность первого гладкая, а на его срезе (спиле) нет главного достоинства капа - красивой текстуры. На том же срезе видны лишь длинные и редкие зигзаги волокон.

Давно мечтал сделать ложку - да как то руки не доходили. И тут в карелии попался подходящий кап.

Спилил. Привез домой - почитал в сети что с ним делают - и сварил с солью.

Потом долго - почти год сушил. И вот - дошли руки.

Из бесформенной глыбы капа выпилил заготовку.

Сначало - анфас. Рисовал контур будущей ложки карандашом.

Потом выпилил профиль.

Пилить стало удобнее - ибо можно зажать в тиски.

Распилы производил полотном для дерева зажатым в ножевку по металлу - зуб пилы чуть больше чем для металла.

Вот так выглядит заготовка. Дальнейшую черновую обработку я производил лентопротяжной шкурильной машинкой Makita
с довольно крупной шкуркой.

Скруглив внешнюю часть ложки и убрав углы прешел к более тонкой обработке.

Углубление ложки выбирал фрезером и стамеской. Ручка ложки имеет эргономический загиб. Честно говоря это вызвано тем что заготовка была треснутая и прямую сделать не получалось - но потом присмотрелся и понял, что так даже интереснее...

Такую необычную стамеску удалось купить в Вильнюсе на фестивале казюкас - у литовских кузнецов.

Работать ей гораздо удобнее чем прямой полукруглой. И сталь неплохая долго держит заточку. Ибо кап - несколько труднее резать чем просто березу.

Но ковырял я его долго и по всякому - то стамеской то фрезером.

Тут и напильники пошли в дело и мелкие фрезы и шкурка...

Стала вырисовываться структура дерева. Тут важно отметить, что зернистость шкурки необходимо уменьшать постепенно.

Тщательно, без пропусков обрабатывая всю поверхность.

Когда ложка показалась мне законченной - я сварил её в льняном масле. Это необходимо чтобы придать ей водоотталкивающие свойства.

И не сделать её при этом ядовитой. Никакой лак конечно не годиться. После кипечения в масле - с обильным выделением пузырьков надо дать остыть - и отполировать - я делал это войлочной насадкой на дремель. (фрезер)

Ну вот собственно и весь сказ о том как я делал эту ложку.

Удачи в смелых дерзаниях!

» из представленного материала вы узнаете что такое «КАП» где и как он растет, методы его добычи, обработки, сушки. А так же вам будут представлены разнообразные изделия из данного материала. Кап, поражает своей красотой…Кап-это нарост на дереве образующий шаровидную форму, происходит данная деформация дерева по ряду причин, одна из которых: резкое изменение в росте, как естественного, так и антропогенного характера. Наросты образуются как на столах и ветвях деревьев, так и под землей на корнях, называется «капо-корень» Под землей его естественно не видно, возможность обнаружить данный корень только у высохшего дерево которое подлежит выкорчевыванию.

Кап относится к ценным породам дерева, благодаря своей уникальной и неповторимой текстуре. Из капа изготавливают украшения, рукояти для ножей, шкатулки, декорирующие элементы для дорогой . Особенно ценится данная древесина среди художников и братьев краснодеревщиков, за свою непередаваемую красоту рисунка.

И так давайте рассмотрим, как и где можно раздобыть кап? Что понадобится для его добычи?

Инструменты

  1. бензопила
  2. ножовка
  3. топор
  4. ленточная пила

Материалы для вываривания и сушки

  1. большая емкость (под размер капа)
  2. поваренная соль
  3. нагревательный элемент

Добыча, обработка, сушка и изделия из капа.

Многие из вас ходят в лес по грибы да по ягоды, наверняка вы частенько замечали на деревьях разнообразные вычурные наросты, но не предавали этому особого значения, а зря! Потому как данный нарост можно превратить в хорошие деньги, изготовив к примеру заготовки для рукоятей ножей. Одна заготовка = 2000 руб. Только не надо сейчас бежать в лес и рубить все подряд 😉

И так, чтоб добыть кап, нужно взять с собой в лес: бензопилу, ножовку, топор, нож. Отправиться как можно глубже в лес и искать вот такие вот наросты.
Могут расти данные наросты абсолютно на всех деревьях, не обязательно только на березе, как показано на фотографии. Как вы понимаете у каждого дерева и рисунок своеобразный, неповторимый. Так же кап может расти и на ветвях дерева, что за частую бывает.
Внимание! Не в коем случае не лазьте на дерево с бензопилой!!! Берите только ножовку для спиливания ветки с наростом.

Так же как было сказано выше, наросты могут быть еще и на корнях дерева (капа-корень) вырастают они порой гиганских размеров и для их добычи требуется тяжелая
Хорошая шабашка! Не правда ли? Да, из таких капов делают в основном дорогостоящую мебель, цену даже трудно представить??? Сколько ноликов будет в ценнике на изделие?

Но у нас задача добыть небольшие образцы. И так, к примеру вы нашли нарост, убедились что это именно то что вам нужно, а не просто каряга. Берете пилу и отпиливаете нужный вам кусок. И не в коем случае не валите дерево целиком!!! За такое дело положен немалый штраф!
Спилили и быстренько убрали в рюкзак или мешок, а место спила следует обработать садовым варом, на крайний случай землей или глиной, чтоб дерево не болело потом.Что же, кап допустим вы заполучили, теперь нужно доставить его домой. Кстати по дороге можете присматривать еще экземпляры и делать заметки, чтоб потом найти дорогу обратно.
Далее с капа необходимо снять кору, это можно сделать при помощи обычного ножа.
После того как кора будет снята, кап нужно будет сварить в солёной воде. Нужно это для того чтоб из древесины вышел весь сок. После варки нужно будет просушить вашу добычу в течении нескольких суток, а уже потом можно приступать к распиловке на нужные Вам размеры и заготовки. Ну а дальше все зависит от вашей фантазии и столярных навыков. Вот вам в помощь несколько идей и примеров. Приятного просмотра.

Изделия из капа.

Чаша и ложки

Мебель Чаша
Пиалка
Рукоять для ножа


Кружка

Шкатулка

Как любитель создавать всякого рода поделки, и человек, высоко ценящий ручной труд, я понимаю, сколько времени и сил занимает создание уникального изделия - от дизайна с прорисовкой мельчайших деталей до подбора материала и воплощения идеи в жизнь. Кустарное производство - неотъемлемая часть жизни любого народа. Его отличие от ремесленного в том, что каждое изделие получалось уникальным, тогда как у последнего шла массовая штамповка однотипных вещиц. Кроме того, мастер-кустарь не задавался целью создавать множество изделий - он просто творил.

Почему мастера любят кап? В-первых, это дерево, а с этим материалом работать всегда приятно.
Во-вторых, текстура среза невероятно красива, чему нарост обязан деформацией древесных волокон. Текстура очень разнообразна: порода дерева и местность, в которой оно произрастает, накладывают свой отпечаток на цвет и узор среза. Это придает готовому изделию уникальность: можно повторить форму с точностью до миллиметра, но вот рисунок и оттенки подобрать не удастся.

Изделия из капа столь же многообразны: это может быть как элемент настольной игры, так и накладка на мебель. Игрушки и украшения, обереги и предметы быта - все, что угодно. Возможность применения ограничивается лишь фантазией и трудолюбием мастера: из-за своей структуры древесина капа достаточно сложна в обработке - если при создании металлического изделия разного рода огрехи можно поправить, то с капом такой номер не пройдет: одна ошибка, и заготовка безнадежно испорчена. К тому же на некоторых породах нарост еще и очень твердый.

Только настоящий мастер-художник сможет рассмотреть в бугристой "шишке" красоту будущего изделия. Какого - неизвестно; пока удастся найти подходящий под задумку узор, придется перепилить немало капов. Мастер снимает кап, надрезает его, и проводит влажной тканью, чтобы увидеть рисунок. А когда он наконец-то найден, умелец отталкивается не от своей идеи, а от рисунка, и старается как можно выгоднее преподнести узор в работе. На вопрос, какая порода дает самый красивый и ценный узор, у мастеров нет единого мнения, потому что вкусы у всех разные: кто-то предпочитает кап с березы, кому-то по душе ольховый, а третий снимет с дуба и будет счастлив.

"Голова" - именно это значение приписывается слову "кап". Так его прозвали наши предки. Изделиями, созданными из этих наростов, не гнушались пользоваться даже сильные мира сего: кубок, чаша или братина из капа вполне могли соседствовать на княжеском столе наравне с серебряной и золотой посудой, и ценились не меньше.

Не всегда мастер самостоятельно отправлялся на прогулку в лес, чтобы найти кап. Случалось, что крестьяне сами привозили ему срезанные наросты, в надежде на вознаграждение: в 1830-х годах кап весом примерно 9 кг мог стоить как хороший бык - около 50 рублей; а если сильно повезет, и кап окажется редкостной красоты, то могли оценить и по 70 рублей за кило. Поэтому счастливчик мог отправиться в достаточно далекое путешествие, чтобы вернуться домой с легким заработком. Особенно удавалось улучшить свое материальное положение крестьянам Вятской губернии (центр - современный Киров), так как там березы были особо богаты на наросты (особая разновидность березы пушистой, которую так и прозвали каповой), а сами капы называли просто валунами. Вятская губерния по праву считается королевой капового промысла. Сохранилось письмо местного архиерея к императрице, датированное 1721 годом: он просил принять скромный дар, помимо прочего "двенадцать чашек каповых, которые у нас на Вятке строятся".

Кроме породы, есть у капа и еще одна классификация. Он может быть стволовым - расти на стволе или ветке: с одной стороны или кольцом; эта разновидность встречается реже, чем корневой кап, поэтому и ценится выше. А последний может образоваться на корневой шейке - в этом случае он находится над землей, либо на самих корнях - тогда его можно обнаружить весной: молодые побеги дерева-родителя будут быстро гибнуть из-за множества не развившихся почек в капе, ростки из которых забивают друг друга. В любом случае, после обработки кап не менял форму, не трескался и не коробился.

Раньше кап вываривали в щелочном растворе, пропаривали, убирали сучки и шероховатости, и сушили на печи несколько месяцев, перед тем как приступить к созданию задуманной вещи. Затем придавали грубую форму, шлифовали, опускали в воду, чтобы поднять остатки мелкого ворса, сушили и снова шлифовали. Пропитывали специальным составом, чтобы ярче проступил рисунок, и покрывали лаком в несколько слоев. тут как нельзя лучше подходит фраза - скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.

Мастера

Знаменитая вещь - каповая шкатулка; она стояла в очень многих домах, только не все вникали в историю ее появления.
Первую такую вещицу сделал Григорий Макаров, столяр, живший в Вятской губернии в далеком XVIII веке. Подгоняя тончайшие каповые пластинки одну к другой, мастер добивался четких геометрических форм в своих изделиях, более того, в России он стал новатором в применении деревянных шарниров. Не сам придумал, но, разобрав шотландскую табакерку, сообразил, как можно применить новые знания на практике. Это сейчас может показаться, что шарнир - плевое дело, а тогда требовалась точность и огромный запас терпения: выточенные зубцы должны до миллиметра совпасть с углублениями, которые мастер высверливал при помощи проволоки, чтобы шарнир был спрятан в стенках. К слову, такой метод сверления применяли еще долгое время. Григорию Макарову был пожалован перстень с бриллиантом за заслуги, а его сыновья, перенявшие ремесло отца, получили золотую медаль на выставке в Москве.

Хороший мастер обязательно учтет все свойства материала. Так поступил и умелец XIX века, Семен Бронников. В то время часовых дел мастера редко встречались на Руси, тем удивительнее было будущему императору, Александру II, увидеть на одной из вятских выставок карманные часы, выполненные целиком из дерева. Их диаметр не превышал 3 см.

Бронников сделал футляр и корпус для будущих часов из капа, циферблат, цепочку и механизм - из пальмы, на стрелки взял жимолость, на пружину - бамбук. Только оцифровка перламутровая. Наследник престола отдал за диковинку семь рублей серебром. Вятский мастер изготовил 10 подобных механизмов, некоторые из которых хранятся в Московском и Кировском музеях.

Еще один умелец - Амвросий Ковязин. Он не только использовал в работе необычный материал, он и сам был уникальным человеком. Слепой с детства, каким-то чудом он изготавливал из капокорня удивительной красоты музыкальные шкатулки с ящичками и секретами. Несмотря на то, что изделия из стволового капа ценились дороже капокорешковых, работы Ковязина разлетались, как горячие пирожки: люди готовы были переплачивать за работу слепца (от 600 до 1500 рублей - немалые по тем временам деньги), а купив изделие, ехали за сотни верст, чтобы посмотреть на умельца и убедиться в правдивости слухов. Даже подделки появились! В связи с этим Амвросий выхлопотал себе своеобразный "патент": бумагу, в которой содержатся сведения о мастере, ее изготовившем. "Паспорт" вклеивался в шкатулку, и свидетельствовал о ее подлинности.
Послереволюционное время

Уже в XX веке постепенно образовывались артели., но тут встал вопрос нехватки материала: Вятская и соседние с ней губернии истощили свои запасы, так как спрос на изделия был велик. Делали и пресс-папье, и мундштуки, и курительные трубки - все, чего пожелает душа и заказчик. На выручку затосковавшим умельцам пришла железная дорога, и вскоре добытчики уже везли кап с Урала к своим мастерским. К 1909 году постепенно налаживается сбыт изделий за границу. На выставке в Турине (1910 год) вятские изделия берут главный приз - золотую медаль. К 1923 году мастерами капового дела считалась всего пара сотен человек, которые ухитрялись удовлетворять спрос в России и давать экспортного товара на 100 тысяч золотом в год. Первая артель появилась в 1923 году - ее образовали 11 умельцев. Уже сотня человек входит в артель "МЮД" (Международный юношеский день). Качество изделий постепенно падало: как говорили сами артельщики, мало внимания стало уделяться "домашним мастерам", которые любовно выхаживали каждое свое творение, а не гнались за модой на портсигары и пудреницы. Поправить дела не получилось: пришла война. Мастера, которые по разным причинам остались в тылу, продолжали творить. Те же, кто прошел войну, возвращались домой и возобновляли работу. В 1943 году образовалась вятская артель "Идеал". По меркам человеческой истории прошло совсем немного времени, и в 70-х небольшая артель превратилась в полноценную фабрику, на которой трудились больше восьмисот человек: кто-то поодиночке, а иные и вместе с семьей.
Создание изделий из капа - мастерство, существующее только в России и странах, входивших в состав Российской Империи. Больше нигде в мире его нет.