Проектирование и строительство домов

Проектирование и строительство домов

» » Проектирование парковки и организация движения

Проектирование парковки и организация движения

С проблемой возрастающего количества автомобилей уже столкнулись практически все крупные города России. Остро стоит проблема в Москве, так как сказывается тяжелое наследие градостроительной ситуации советского времени, когда на большое количество личных автомобилей просто не рассчитывали. Особенное внимание следует уделить парковке у магазинов, торговых комплексов и бизнес-центров.

Магазин, торговый и бизнес центр – это место, куда покупателей и клиентов приглашают, где их ждут и готовы обеспечить им всевозможные удобства и радости в обмен на потраченные средства. "Нет парковки – нет торговли" – с этим утверждением сегодня трудно не согласиться. На парковке нельзя экономить и уповать на то, что "ни у кого в нашем городе нет", или что посетители будут искать места вдоль проезжей части. Покупатели не хотят, чтобы проблема парковки перекладывалась на их плечи: они могут просто развернуться и уехать в более удобное место.

Посетители магазина видят парковку в тот же момент, что и фасад, и часто с нее начинает формироваться впечатление о магазине. Пустая парковка вызывает у покупателя сомнения в том, что магазин популярен. А, испытав трудности в поисках места на неудобной парковке, человек может войти в магазин с плохим настроением. Как же покупатели, приезжающие в магазин , оценивают парковку? Во-первых, их волнует безопасность личного транспорта. Причем, если в Красноярске по большей части опасаются угона, то в Москве – еще и повреждений. Ведь когда автомобили поставлены слишком тесно, а проезды узкие, можно, выйдя из магазина, обнаружить вмятину на крыле или двери. Мы нередко слышим от владельцев торговых центров пожелание расположить кафе или фудкорт таким образом, чтобы посетители могли сидеть у окна и поглядывать на свое авто. Но разве это самое лучшее с коммерческой точки зрения занятие для посетителя? Когда посетитель имеет возможность наслаждаться красивым пейзажем, панорамой или исторической застройкой, это может стать дополнительным фактором привлекательности торгового центра. Нет в окне ничего интересного – можно тогда посмотреть на витрины магазинов, расположенных рядом с фудкортом, полюбоваться новинками или сезонной коллекцией, а, вкусив кофе с пирожными, зайти внутрь или запомнить данный магазин. А когда посетителю приходится смотреть на свой автомобиль, это означает, что задачу охраны автомобилей на парковке пытаются переложить на плечи покупателей, в его душе поселится беспокойство, и он не сможет полноценно отдаться процессу покупок и развлечений. Вновь напоминаем о том, что задача торговой архитектуры – создать хорошее настроение, потому что в хорошем настроении больше тратят, а в приятные места чаще приезжают. Как говорил еще римский император Марк Аврелий, "никто не устает получать для себя пользу, выгоду и наслаждение" .

Другое, о чем думают покупатели, въезжая на парковку , это удобство передвижения. Удобно должно быть и когда покупатель находится внутри машины, и когда выходит из нее. В какое место магазина или торгового центра попадет покупатель, как он будет доставлять до машины купленные товары, сможет ли вывезти их на тележке или подъехать поближе для загрузки крупногабаритных покупок, легко ли будет найти потом свой автомобиль, – все это является значимыми факторами для покупателя. Поэтому поговорим о том, как магазину правильно организовать парковку.

Нормативы и расчетные показатели парковок
Необходимое количество мест на стоянке магазинов и торговых центров определяется из расчета 1 машиноместо на 15‒25 кв.м торговой площади. Такой норматив существует в Москве (МГСН 1.01.-99 – "Нормы и правила проектирования, планировки и застройки г. Москвы", таблица 9.3.2) . Для более точного расчета производится корректировка, и учитывается тип магазина (торгового центра) и особенности посещения его автомобилистами. На количество мест влияют следующие факторы:

1.Размер торговой площади . Количество парковочных мест может быть увеличено, например, до показателя 1 место на 10‒15 кв.м торговой площади. Такой расчет применяется для крупных торговых предприятий – гипермаркетов и cash&carry, расположенных на окраине или за городской чертой. Для небольших магазинов, с торговым залом от 500 до 1000 кв.м полученное расчетом количество машиномест допускается снизить в 2,5 раза.

2.Специализация магазина . Наличие в торговом центре предприятий, притягивающих большое количество покупателей и/или "задерживающих" посетителей внутри на значительное время, требует большего количества парковочных мест. Такими предприятиями являются, например, кинотеатр, рестораны, спортивные и развлекательные заведения. Более двух часов могут занимать покупки в гипермаркете, cash&carry или выбор необходимых товаров в строительном магазине.

3.Равномерность спроса и посещения магазина . Магазин может испытывать значительные пиковые нагрузки – наплыв конечных потребителей или покупателей-профессионалов. Поэтому в это время стоянка магазина должна вместить всех желающих, иначе покупатели, пару раз не найдя места на парковке, приучатся ездить в другие магазины.

4.Удаленность от жилых или офисных районов, станций и путей движения общественного транспорта . Очевидно, что когда в магазин трудно или невозможно попасть пешком или на автобусе, количество парковочных мест должно быть достаточным.

В торговых центрах и многофункциональных комплексах точный расчет количества мест на парковке производится с помощью выделения функций и подсчета мест для каждой из них. Так, для предприятий общественного питания принимается в расчет количество посадочных мест за столиками, и 1 место на парковке приходится на 6‒12 посадочных мест (МГСН 1.01.-99). Уточнения, аналогично торговым предприятиям, производятся в зависимости от типа ресторана или кафе: для ресторана класса "люкс" требуется 1 машиноместо на 6‒7 посадочных мест в зале, для ресторана первого класса ‒ 1 машиноместо на 10‒12 мест за столиками, для кафе ‒ 1 стояночное место 11‒12 посадочных мест. Когда в комплексе присутствует офисная функция, расчет парковки осуществляются по количеству служащих, и 1 машиноместо должно приходиться на 3‒5 человек. Данное нормативные значения уже учитывает посетителей офисных зданий. Поскольку бывает трудно определить, сколько работников заселится в офисы и кабинеты, можно произвести расчет по количеству квадратных метров общей площади офисных помещений: 1 машиноместо на 50-60 квадратных метров, в зависимости от удаленности от станций метро.

Коэффициент обеспеченности парковкой показывает, какой процент парковочных мест от требуемого для данной торговой площади имеется в наличии. Например, магазин имеет торговую площадь 3500 кв.м. Требуемое количество парковочных мест – 140. В проекте имеется возможность для размещения только 110 автомобилей, соответственно обеспеченность парковкой будет составлять 78,6%. Это означает, что из каждых пяти автомобилей потенциальных покупателей один не найдет себе места на парковке этого магазин а. Поэтому можно представить себе потерянную прибыль.

В Москве в центральной планировочной зоне или при реконструкции существующих магазинов допускается сокращение расчетного количества парковочных мест на 10%. Возможность сгладить ситуацию при недостаточной обеспеченности магазина или торгового центра парковкой заключается в целенаправленной работе с покупателями, которые могут приходить пешком или приезжать на общественном транспорте. Такая работа включает подбор ассортимента (отсутствие крупногабаритных товаров или торговля по образцам с доставкой на дом) и два варианта ценовой стратегии. Первый – это ставка на дорогие товары, с расчетом, что число покупателей и их автомобилей будет ограничено. О рисках при выборе такой стратегии мы уже говорили. Второй – более демократичный образ магазина, не пугающий "безлошадных" посетителей. Перспективным второй путь может стать для бывших советских универмагов, занимающих места в центре города на пересадочных узлах общественного транспорта и традиционно посещаемых не только жителями, но и гостями города. Примером такого центра может служить универмаг "Пермь" в Перми, "ЦУМ" в Новосибирске и многие другие. Работу по привлечению можно вести также среди работников расположенных рядом офисов. В реалиях строительства торговых объектов в Москве и ряде других крупных городов, получила распространение такая негативная практика: при низкой обеспеченности парковкой в состав помещений вводятся офисы, и парковка согласовывается по офисным нормативам, которые значительно ниже, чем торговые. Согласовать-то можно что угодно, но обманывают в итоге самих себя…

В зарубежной практике, например, в США и Канаде, применяется показатель парковочного индекса .

Парковочный индекс (parking index) – это количество парковочных мест на каждые 1000 квадратных футов GLA (общей площади, сдаваемой в аренду). 1000 квадратных футов в пересчете равняется 93 кв.м.

Значение этого показателя зависит:
1.От размера площади и от типа торгового центра . В США приняты следующие значения:

  • 4 ‒ для торговых центров с размером GLA от 25 000 до 400 000 кв. футов (2 350 – 37 200 кв.м).
  • 4,5 – для торговых центров 400 000 – 600 000 GLA (37 200 ‒ 55 800 кв.м)
  • 5 – при размере GLA более 600 000 кв. футов (55 800 кв.м)
В Канаде для районного торгового центра приемлемым считается индекс 3,9, для межрегионального – 5,5. Таким образом мы видим, что чем крупнее торговый объект, тем большее количество машиномест должно приходиться на 1000 квадратных метров. Вспомним классическую формулу Рейли – большой размер торговой площади притягивает покупателей с большей территории, и они могут проделать далекий путь, чтобы попасть в магазин или торговый центр.

2.От специализации предприятий торговли и услуг. Так, в торговом центре, где есть гипермаркет или многозальный кинотеатр, значение индекса может быть равно 6 и даже 7. В США считается, что на 3 места в кинотеатре должно приходиться одно место на парковке. Немного другая ситуация в России и в странах бывшего СССР: основными посетителями кинотеатров является молодежь, которая еще не имеет возможности обзавестись автомобилями.

Преимущество многофункциональных комплексов с градостроительной точки зрения заключается в том, что они позволяют более экономно использовать городское пространство, регулировать потоки людей и автомобилей. Это касается и пространства парковки, которая днем может эксплуатироваться посетителями магазинов, а вечером – развлекательных заведений.

Определив необходимое количество мест, рассчитаем, какая площадь требуется для парковки . Для стоянки одного легкового автомобиля требуется площадь:
20 кв.м при поперечной расстановке машин;
23 кв.м при расстановке под углом.
25 кв.м для крупных автомобилей. При большой площади парковки и наличии магазинов для покупателей-профессионалов (строительные и отделочные материалы, cash&carry ) следует предусмотреть место для крупных машин – микроавтобусов, фургонов, полугрузовых автомобилей. Например, в Германии для них отводится до 20% площади стоянки.

Размеры места для такого транспорта ‒ 6 х 2,5 м.

В странах, где интенсивное движение привело к популярности малогабаритных машин, иногда выделяют места для маленьких автомобилей. На парковках выделяются также места для велосипедов, мопедов, мотоциклов. Места для велосипедов актуальны для тех магазинов , которые расположены поблизости от дачных и коттеджных поселков. Правда, такие места нуждаются в надежной охране. Есть даже специальные устройства, поднимающие велосипеды вверх, и получить его можно как пальто в гардеробе – по жетону.

Вышеуказанные расчетные значения включают проезды и развороты внутри парковки , но не включают подъезды к ней. Произведя нехитрый подсчет, мы увидим, что площадь парковки приблизительно равна торговой площади . Необходимо учесть, что на стадии рабочего проекта, при разработке подробной схемы благоустройства территории количество мест, как правило, сокращается за счет различных элементов благоустройства. Поэтому рекомендуется брать значение с запасом. При расчете количества мест на подземной парковке обычно используется значение 35 кв.м для одного автомобиля. Колонны "съедают" полезное пространство: если расстояние между осями колонн 6 м, на участке между колоннами помещаются только 2 машины.

Место расположения парковки
Парковка может находиться на земле, под землей, на крыше здания или примыкать к зданию (многоуровневая парковка ). Очевидно, что наземная парковка более удобна для посетителей и дешевле обходится владельцу. Имеет значение ее форма и конфигурация. Когда определяются постановка здания на участке и место парковки , мы должны принимать во внимание следующее:

1.насколько парковка видна посетителям, подъезжающим к магазин у;
2.легко ли контролировать и охранять парковку ;
3.сколько придется идти посетителям до входа от самых удаленных точек на парковке .

Получается, что наилучший вариантпарковка прямоугольной формы , расположенная перед зданием. Немного уступает прямоугольной Г-образная парковка , она должна быть развернутой к потоку, и место въезда должно находиться в углу. П-образная парковка вокруг здания уже значительно хуже, а самое неудачное решение – отдельные кусочки парковки , расположенные в разных местах. Английский специалист по торговой архитектуре Надин Беддингтон советует размещать парковку таким образом, чтобы расстояние от самых удаленных мест до основных магазинов не превышало 200 м.

Важно отметить, что в темное время суток особое внимание должно быть уделено освещению периметра наземной парковки , ее удаленных участков и "карманов". Минимальная освещенность на открытой парковке не должна быть ниже 50 ЛК (люкс).

Отношение к подземным парковкам у ряда посетителей отрицательное. Встречали пару мест, где откровенно страшно – с потолка капает, сыро, темно, не дай Бог, по голове дадут и отберут покупки вместе с ключами от машины. Основные же опасения посетителей связаны с риском повреждения автомобилей. Даже если подземная парковка комфортная, как, например, в гипермаркете "Южный" в Тюмени, посетители заезжают туда, только убедившись, что на земле нет ни одного места. Но, конечно, в центре города, где ограничено пространство, подземная парковка – обоснованное решение.

Парковка на крыше или в нескольких уровнях может быть значительно, даже в разы дешевле подземной. Это связано с отсутствием дорогостоящим подземных работ: гидроизоляции, сложных систем воздухообмена. К парковке на крыше посетители относятся более спокойно, поскольку пространства там достаточно, и нет колонн, как под землей. Однако, основное препятствие к въезду наверх может представлять слишком большой уклон рампы и маленький радиус поворота при небольшой ее ширине. Продольные и поперечные уклоны рамп в МГСН не нормируются, они должны приниматься в проекте "согласно технологическим требованиям". В зарубежной практике применяются следующие значения уклона рамп:
1.10‒12% ‒ обычные прямолинейные рампы;
2.8,5% ‒ винтовые рампы;
3.15% ‒ американские крутые рампы.

Если уклон пандуса спокойный, например, в 10‒12%, посетитель, последовав по стрелке, может даже удивиться, что оказался на крыше. В Германии уклон рампы для легковых автомобилей не должен превышать 30%. Некоторые российские рампы в торговых центрах явно выбиваются за рамки этих требований и представляют собой "веселый" аттракцион. Особенно любопытно наблюдать за выражением лиц женщин-водителей, когда они, покружив по земле в поисках свободного места, бесстрашно направляют свой автомобиль вверх. Вперед, ребята! Бог не выдаст ‒ свинья не съест! И на обратном пути ваша машина, под завязку загруженная продуктами из супермаркета , все же впишется в поворот и не вылетит с рампы, как в американском боевике. Правда, для людей осторожных и впечатлительных одного посещения такого торгового центра может оказаться достаточно.

Допустимый уклон наземной парковки по американским нормам – 8 %. Это означает, что на 1 метр горизонтальной проекции приходится 8 см подъема или спуска. При большем уклоне парковка делается в виде террас, разделенных подпорными стенками, которые должны быть перпендикулярны фасаду магазина . Эффектным приемом является декорирование разделительных стенок зелеными насаждениями. В последние годы вообще набирает силу тенденция благоустраивать парковку с помощью деревьев. Парковка приобретает более живописный вид, покупателям приятнее дойти от машины до магазина , и летом машины не перегреваются, оставаясь в тени деревьев. Эта тенденция отражает общее развитие "зеленого" маркетинга. Минусы "зеленой" парковки, в целом, не очень серьезные. Для владельца – это незначительные снижение емкости парковки (конечно, при грамотном проектировании ), для посетителей ‒ падающие листья, птичий помет и опасность падения веток при шквалистом ветре и урагане.

При въезде на многоуровневую парковку посетителя магазина волнует вопрос, где он сможет найти место, и не придется ли кружить. На открытой местности, при хорошем освещении обзор гораздо лучше. Электронная система оповещения о количестве свободных мест, в том числе, на каждом уровне, снимает проблему поиска. Для удобства и безопасности передвижения автомобилей между уровнями могут быть разделены пути (рампы) подъема и спуска. Если торговый центр имеет в составе супер- или гипермаркет , покупатели должны иметь возможность подняться на каждый уровень парковки с тележками.

Организация движения на парковке
Как вход в магазин и переходы на другие этажи, въезд на парковку посетитель должен находить легко. Сообщать посетителям о том, куда и когда повернуть, чтобы заехать на парковку, нужно заблаговременно. На указателе должна присутствовать стрелка и расстояние до поворота. Особенно актуальны четкие указатели для тех магазинов , у которых парковка располагается не перед зданием.

В крупных торговых комплексах важно сразу разделить потоки автомобилей и места их стоянки. Выделяются четыре основных машино-потока:
1.машины покупателей;
2.грузовые автомобили, доставляющие товары в магазин ,
3.личный транспорт обслуживающего персонала.
4.общественный транспорт (автобусы, маршрутные такси).

Когда движение внутри парковки не упорядочено знаками, это неизбежно приведет к возникновению пробок и недовольству посетителей. На парковке больших магазинов неуютно чувствовать себя могут покупатели с тележками. Поэтому места пешеходных переходов должны быть хорошо и ярко размечены и с двух сторон обрамлены валиками, тоже ярко раскрашенными и со светоотражателями.

Более удобное расположение въезда и выезда – по разным концам парковки , чтобы потоки въезжающих и выезжающих автомобилей не мешали друг другу. В специализированных магазинах должно быть предусмотрено специальное место для загрузки крупногабаритных товаров (мебели, строительных и отделочных материалов, крупной бытовой техники) в машины покупателей. Даже если магазин оказывает услуги по доставке. Покупатель может возжелать немедленно забрать клей для плитки, если дома простаивают мастера, или кресло-качалку для любимой тещи, если она томится на даче. Подъезжая к месту загрузки, покупатель тоже не должен двигаться против потока. С целью предотвращения воровства такое место должно быть отделено от места разгрузки товаров, поступающих в магазин .

Расстановка автомобилей на парковке
Размеры места для парковки одного автомобиля принимаются в зависимости от ширины проездов и способа расстановки. При узких проездах увеличивается ширина машиноместа, чтобы была реальная возможность на него заехать. Говоря о размерах парковочных мест, не можем не вспомнить недобрым словом советские нормативы. Например, подземный гараж нашего родного дома был запроектирован в конце 60-х, и ширина машиноместа там – 2,1 м. А москвичи, в отличие от жителей Рима, пока любят большие автомобили…

При расстановке под углом 45 или 60 градусов возрастает удобство и быстрота въезда/выезда, не создаются пробки. Когда парковка организована в виде полосы перед магазином на улице, поперечная расстановка может быть даже опасной и для отъезжающих автомобилей, и для проходящего транспорта, двигающегося с высокой скоростью. Но емкость парковки под углом 90 градусов, естественно, больше. В таблице на рисунке 48 показаны расчетные показатели стоянки вдоль линии тротуара, и мы можем увидеть, что при расстановке под углом 45 градусов площадь, необходимая для автомобиля, почти в 1,5 раза больше по сравнению с поперечной расстановкой, а количество машин, умещающихся на 100-метровой полосе – почти на 30% меньше.

Полосы для стоянки легковых автомобилей
Особенности посещения магазина определяют способ расстановки. Расстановка под углом 45 или 60 градусов выбирается для магазина или торгового центра , если:
1.в магазине большой проходящий поток посетителей ,
2.среди покупателей значительная доля женщин.
3.внутри магазина покупатели проводят сравнительно недолгое время (не более 1,5 ‒ 2-х часов).

Если же в магазин приезжают целенаправленно и надолго, более эффективной будет расстановка под углом 90 градусов.

Система навигации на парковке
Блоки парковки должны иметь четкие обозначения, чтобы на пути обратно посетителю не пришлось бродить в поисках своего автомобиля ("Помню, дерево там такое было и мужик в пиджаке…" ). Место, обозначение только цветом, запоминается хуже, нежели отмеченное только буквами или буквенно-цифровыми сочетаниями. Лучше всего, когда цвета и символы добавляются к буквенно-цифровым обозначениям. Прием мнемотехники (науки о запоминании) – использование согласованных между собой элементов, и обозначения "буква-символ-цвет" должны не противоречить друг другу, а усиливать совместное действие. Например, в Сингапурском зоопарке, являющемся прекрасным примером коммерческого развлекательного центра, каждый блок парковки отмечен буквой алфавита, изображением животного, название которого начинается с этой буквы: "C" – крокодил (crocodile), "D" – дракон (dragon), "E" – слон (elephant) и т.п. и соответствующим цветом. Похожее эффективное решение применено в торговом центре "Атриум" в Москве. Там подземная парковка имеет 3 уровня. Первый уровень Р1 запоминается посетителями как мир африканской саванны: он обозначен оранжевым цветом и символами животных, проживающих в Африке, – верблюда, слона, носорога, гепарда. Следующий уровень Р2 напоминает леса средней полосы России – зеленый цвет и изображения медведя, зайца, ежика, оленя. Спустившись на самый нижний уровень Р3, покупатели оказываются в подводном царстве – там применен синий цвет, а ориентироваться помогают рисунки кита, морской звезды, дельфина и морского конька.

Указатели направлений, мест входа и выхода должны хорошо читаться и быть заметными с расстояния, поэтому на таких указателях не желательно применять более двух основных цветов.

По результатам опроса «Что думают россияне о торговых центрах?», подготовленного ведущей международной консалтинговой компанией в области недвижимости CBRE, основными факторами успешности торгового центра в России являются: разумные цены, чистота, 30-минутная доступность и возможность провести своё время. Не меньшую роль для потребителя играет также наличие бесплатной парковки и её вместимость. Среди факторов, влияющих на выбор торгового центра покупателями, этот пункт занимает шестое место.

С ростом числа частного автотранспорта наличие вместительного паркинга стало одной из важных составляющих современного торгового центра. Согласно тому же исследованию, 48% всех покупателей добираются до торгового центра на личном автотранспорте, 32% – на общественном, и лишь 16% – пешком. Логично, что при отсутствии удобной парковки в ТЦ часть потенциальных покупателей выбирает другое место для совершения покупок и проведения досуга. С таким мнением согласны большинство экспертов, специализирующихся на сегменте коммерческой недвижимости.

– Даже если всё остальное в работе объекта торговли покупателя устраивает, он вряд ли захочет ждать, пока на небольшой парковочной площадке освободится место. Отсутствие парковки лишает торговый центр примерно 30% от величины текущего транзитного потока, – отмечает исполнительный директор компании «Р-консалтинг» Ольга Козырева.

Потенциального потребителя помимо грамотно подобранного состава арендаторов привлекает и удобство местоположения, а также расположения парковочной зоны в том или ином торговом объекте. Удобно организованная парковка, в конечном счёте, значительно влияет на посещаемость и успешность ТЦ. Не зря существует такое выражение: «Нет парковки – нет торговли», – поддерживает аналитик ООО «Аналитический центр «КД-консалтинг» Надежда Тищенко.

– На парковке нельзя экономить и уповать на то, что ни у кого её нет, или что посетители будут искать места вдоль проезжей части. Покупатели не хотят, чтобы проблема парковки перекладывалась на их плечи: они могут просто развернуться и уехать в более удобное место. Или же, испытав трудности в поисках места на неудобной парковке, человек может войти в магазин с плохим настроением, – говорит Сергей Мадьянов, директор по управлению недвижимостью УК «БАЗАР».

Нормы для парковки

В настоящий момент на территории России действует Свод правил 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», который является актуализированной редакцией СНиП 2.07.01-89*. В данном документе прописаны нормы расчёта стоянок автомобилей, согласно которым для торговых центров, универмагов, магазинов с площадью торговых залов более 200 кв. метров должно быть предусмотрено 5–7 машино-мест на 100 кв. метров торговой площади.

– Действовавший ранее СНиП 2.07.01-89* содержал такие же нормативы по обеспеченности машино-местами торговых объектов, то есть данный показатель не меняется уже на протяжении 25 лет, – подчёркивает Надежда Тищенко.

Стоит отметить, что в России данные нормы носят скорее рекомендательный характер, нежели законодательный. Так, согласно Национальной системе классификации торговых центров, разработанной компанией Watcom Group совместно c РСТЦ, обеспеченность парковочными местами зависит от арендуемой площади ТЦ: для ТЦ арендуемой площадью более 30 тыс. кв. метров требуется не менее одного машино-места на каждые 22 кв. метра арендуемой площади, для ТЦ арендуемой площадью 10–30 тыс. кв. метров – не менее одного машино-места на каждые 25 кв. метров арендуемой площади, для ТЦ арендуемой площадью 5–10 тыс. кв. метров – не менее одного машино-места на каждые 29 кв. метров арендуемой площади.

Для сравнения: в США и Канаде при расчёте количества машино-мест применяется показатель парковочного индекса (количество мест на каждые 1000 кв. м). Так, в США в торговых центрах до 40 000 кв. метров объём парковки должен составить до 1600 машино-мест. И далее чем больше объём торговой площади, тем большее количество машино-мест должно в нём находиться. В торговом центре, где есть многозальный кинотеатр или гипермаркет, парковочный индекс повышается. В Америке считается, что на каждые три места в кинотеатре должно приходиться одно место на парковке.


Кто успел, тот и встал

В России с проблемой парковок сегодня сталкиваются практически все крупные торговые центры, находящиеся в крупных городах. Пермь, как известно, не исключение. Так, в ТРК «Столица» при общей площади объекта 32 тыс. кв. метров и существующем ежедневном трафике в 20 и более тысяч человек, парковка может вместить 500 автомобилей.

– Безусловно, этого недостаточно. Для ТРК нашего уровня оптимальным было бы обеспечить четыре машино-места на каждые 100 кв. метров арендованной площади, а это более 1000 машино-мест. Но мы пытаемся решать эту проблему. Этим летом ТРК «Столица» взял в аренду парковку у СК «Олимпия», благодаря этому решению количество машино-мест увеличилось. Помимо этого наши посетители имеют возможность припарковаться на территории ТЦ «Арктик Холл» (это еще +150 машино-мест), за счёт договорённостей, достигнутых между руководством ТЦ «Арктик Холл» и ТРК «Столица», – отметил руководитель отдела маркетинга и рекламы УК «Столица Пермь» Алексей Ипатов.

Торгово-развлекательный комплекс «Семья» на ул.Революции,13 при общей площади более 30 тыс. кв. метров имеет 1222 машино-места, расположенных на надземном и подземном паркингах.

– Обычно этого количества хватает для всех желающих посетить ТРК. Однако, понимая, что большая и хорошо организованная парковка – одна из самых важных характеристик торгового центра, мы постоянно ищем возможности увеличения её вместительности (например, при помощи разметки, открытия доступа на служебную парковку в выходные) и выстраиваем режимы их эффективной загрузки (частично платные режимы подземных парковок), – рассказал советник директора УК «ЭКС» по PR Борис Майоров.

Как правило, паркинги в пермских ТЦ расположены непосредственно перед зданием на открытой площадке (например, ТРК «Колизей Cinema»). Некоторые из крупных магазинов обустроены подземными стоянками (например, ТРК «Семья»). Для других выходом из транспортного заточения стали многоуровневые надземные парковки – так, у торгового центра «Алмаз» на ул.Куйбышева, 37 парковка расположена на последних –седьмом, восьмом, девятом – этажах здания.

– Выбор той или иной модели организации парковочной зоны девелоперами производится не случайно, – отмечает исполнительный директор компании «Р-консалтинг» Ольга Козырева. – В первую очередь, решение зависит от расположения торгового центра и размера участка, на котором располагается ТЦ. Так, если магазин расположен в центре города, где стоимость земли доходит до нескольких миллионов рублей, девелопер просто вынужден выбирать более затратный подземный вариант вместо уменьшения площади проекта в пользу создания наземной парковки.


Плата – не выход

Во многом причина сложившей ситуации кроется в существующих градостроительных нормах, доставшихся нам в наследство от советских времён, которые не отражают существующую действительность. Получается, что даже при полном соблюдении норм закона проблем с парковками не избежать. Выход каждый девелопер ищет по-своему. Так, ряд пермских торговых центров по примеру столичных начали устанавливать на своих парковках режим платного и бесплатного времени.

– В пермских магазинах и крупных ТРК чаще всего встречаются бесплатные парковки, однако наиболее посещаемые крупные торговые центры города начали предлагать варианты платной парковки. Как правило, первые два-три часа для владельца авто, приехавшего в магазин, будут бесплатными, далее время тарифицируется из расчета от 50 рублей за час (за сутки– 250–300 рублей), - рассказывает аналитик «КД-консалтинг» Надежда Тищенко.

Заместитель генерального директора компании PAN City Group Игорь Голубев считает, что платный режим парковки торгового центра – это скорее вынужденная мера, которую предпринимают управляющие компании для обеспечения комфортного времяпрепровождения посетителей в торговом центре.

– В данном случае определяется интервал размещения автомобиля на парковке (как правило, 2-3 часа), в течение которого действует бесплатный режим размещения личного транспорта посетителей на территории ТЦ. Платный режим парковки в ночное время позволяет разгрузить инфраструктуру района, ослабить загруженность парковочных мест у жилых домов. Удобством для клиентов в данном случае является то, что это эксплуатируемая парковка с огороженной территорией, находящаяся под охраной и видеонаблюдением, - подчёркивает эксперт.

Так, несколько лет назад автомобильная стоянка у торгового центра «Колизей Cinema» на углу улиц Ленина и Куйбышева в Перми стала платной. Как тогда заявило руководство ТЦ, платная парковка стала «спасением для клиентов магазина, так как до этого уже в 9.00, когда торговый центр ещё не открыт, парковка была занята автомобилями сотрудников из близлежащих офисных зданий».

По мнению Бориса Майорова, платная парковка в ТЦ особенно актуальна тогда, когда на неё претендуют жители окрестных домов.

– В ТРК «Семья» платный режим наступает после бесплатных двух или трёх часов. Это позволяет поднять эффективность загрузки парковки, особенно в периоды роста посещаемости (например, перед новогодними праздниками, во время распродаж). Помимо этого данная мера позволяет значительно снизить количество случаев, когда автомобили на парковке оставляют жильцы соседних домов или работники соседних офисов. Парковка начинает «работать» для посетителей ТРК, – рассказал Борис Майоров.

В тоже время наличие платной парковки при отсутствии альтернативной бесплатной может сыграть негативную роль для торгового центра.

По словам Алексея Ипатова, руководителя отдела маркетинга и рекламы УК «Столица Пермь», в случае, когда речь идёт о паркинге торгового центра, расположенного в центре города, где высокий трафик и мало парковочных мест, такая плата может быть вполне оправданна. Однако если речь идёт о магазине, расположенном в спальном районе, платная парковка нецелесообразна.

– Отсутствие парковочных мест и невозможность припарковаться в зоне шаговой доступности от ТЦ влияет на посещаемость более негативно, чем наличие свободных, хоть и платных мест, – подчеркивает собеседник.

Поэтому решение, будет парковка платной или бесплатной для посетителей торгового центра, управляющая компания должна принимать после тщательного анализа ситуации.

– Нужно помнить о том, что, по статистике, наличие платной парковки уменьшает время, проводимое посетителем в ТЦ. Логика простая – оплата стоянки почасовая, следовательно, за лишний час необходимо заплатить. Хоть сумма и не критичная, но всё равно этот факт негативно действует на подсознание покупателя. Поэтому вопрос, брать или не брать деньги за парковку, должен решаться ещё на стадии разработки проекта, – считает специалист консалтинговой компании Ольга Козырева.


Парковочная навигация

По оценкам экспертов, правильно организованная парковочная навигация может оказывать значительное влияние не только на безопасность и удобство передвижения на парковке, причём как автомобилистов, так и пешеходов, но и на её загруженность.

– Зачастую организация движения по парковке – неестественная, что требует дополнительных указателей или наличия регулировщиков. Однако для того, чтобы поставить дополнительный дорожный знак, сделать пешеходный переход, необходимо разрабатывать транспортную модель, – говорит Семён Каленчук, директор ЗАО «Панорама» (организация занимается разработкой проектов организации дорожного движения, например, разрабатывала транспортную модель для ЖК «Галактика» на шоссе Космонавтов).

По словам эксперта, на сегодняшний день немногие собственники торговых центров при открытии нового магазина обращаются к помощи специалистов для создания транспортной модели территории.

– Из последних примеров, когда торговый центр специально разрабатывал проект организации дорожного движения, могу выделить новый семейный гипермаркет «Магнит» на ул. Светлогорской,15а, – говорит эксперт. – Петербургский ритейлер ЗАО «Тендер» подошёл к этому вопросу крайне профессионально. Кто когда-нибудь бывал здесь – знают, что ранее существовавшая развязка была бы крайне неудобна для посетителей «Магнита», приезжающих на автомобиле. Так, чтобы заехать на территорию парковки со стороны города, водителю пришлось бы ехать до кругового разворота, а затем возвращаться к магазину. Ну а для того, чтобы выехать из торгового центра в Закамск, вообще приходилось ехать до кругового разворота на остановку «Лядова». Согласно новой транспортной модели, дорога была расширена с обеих сторон, на повороте в магазин установлен дополнительный светофор с островком безопасности, для удобства людей перенесены остановочные пункты. Да и сама парковка у магазина создана по всем европейским стандартам – предусмотрено 200 машино-мест, нанесена соответствующая разметка, установлены знаки. Чем вам не пример ответственного отношения ритейлера к решению транспортного вопроса в отдельном магазине.

По словам Семёна Каленчука, примерная стоимость создания транспортной модели в среднем составляет 150–180 тысяч рублей.

– Конечно, в каждом отдельном случае сумма может отличаться. Всё зависит от объёма работ, количества развязок, которые находятся в непосредственной близости с торговым центром, и так далее. Однако согласитесь, что эта сумма совершенно несопоставима с тем, какие потери несёт собственник магазина: ведь, по статистике, отсутствие хорошей парковки и удобной транспортной развязки лишает магазин примерно трети покупателей, – подчёркивает эксперт. – Наша компания имеет большой опыт работы в других городах – в Тюмени, в Кирове и др. Там девелоперы к этому вопросу подходят с более пристальным вниманием, хотя проблема с загруженностью города есть и у нас, к тому же с каждым годом она будет только нарастать.

Сегодня именно от девелоперов во многом зависит, какой торговый центр будет построен и сколько он будет предусматривать парковочных мест. Поэтому, проектируя ТЦ, необходимо позаботиться не только о том, как он будет выглядеть, но и где будут располагаться въезды и выезды на парковочную площадку с транспортной магистрали, как будут размещаться парковочные места, каким образом организован транспортный поток внутри парковки.

Основные требования к парковочной навигации, по словам Семёна Каленчука, должны быть следующие: необходимо чёткое разграничение потоков пешеходов и машин – автомобилей покупателей, грузовых автомобилей, разгружающих товары, и общественного транспорта. Автомобилистам должно быть несложно найти въезд на паркинг, а также на другие уровни в случае многоуровневой парковки, кроме того, не должно возникать проблемы, как найти свой автомобиль среди множества других и выехать с парковки. По мнению эксперта, более удобное расположение въезда и выезда – по разным концам парковки, чтобы потоки въезжающих и выезжающих автомобилей не мешали друг другу.

– В идеале машины должны сразу заезжать с основной трассы на парковку, не объезжая всё здание по периметру, - говорит эксперт. - На парковке у торгового центра важно исключить пересечение личного и грузового автотранспорта. Для подвоза товаров необходимо организовать отдельные подъездные пути. Важное обстоятельство – близость разворота относительно основного потока машин в сторону ТРЦ.

Все эти параметры лучше предусмотреть еще на стадии проектирования, иначе в будущем у собственника могут возникнуть большие сложности с эксплуатацией объекта, что, в конечном счёте, повлияет на его посещаемость покупателями и на экономику объекта в целом.

– На экономику объекта могут повлиять многие факторы, – дополняет Игорь Голубев. - Наиболее распространенные – удаленность наземного паркинга от входной группы ТЦ, его размещение через дорогу, недостаточный объем парковки, неправильно выстроенная логистика и т.д. Нужно также понимать, что ошибки в проектировании – это ошибка проекта. Просчеты на этой стадии являются наиболее чувствительными для жизни будущего объекта. В первую очередь, парковочная зона должна соответствовать нормативам и иметь продуманную логистику в соответствии месторасположением и характеристиками объекта. Ответственность в вопросе качества проекта заключается и в том, что торговый центр с неправильной концепцией способен повлиять на объекты, расположенные в непосредственной близости. В этом случае им придется преодолевать негативные последствия такого соседства, что с одной стороны, повлияет на их ликвидность, с другой, потребует дополнительных усилий и затрат.

КАЗАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

О МЕСТНЫХ НОРМАТИВАХ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАСЧЕТНОГО КОЛИЧЕСТВА ПАРКОВОЧНЫХ МЕСТ


Утратил силу с 1 января 2017 года на основании решения Казанской городской Думы от 14.12.2016 N 8-12 .
____________________________________________________________________

Заслушав и обсудив доклад начальника Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета города Казани В.М.Фомина, в целях установления расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности парковочными местами объектов капитального строительства на территории г. Казани, в соответствии со статьей 29.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации , Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Казанская городская Дума РЕШИЛА:

1. Утвердить местные нормативы градостроительного проектирования расчетного количества парковочных мест для всех видов парковок, обслуживающих многоквартирные жилые дома, и парковочных мест для зданий нежилого назначения (приложение).

2. Поручить Исполнительному комитету г. Казани (Д.Г.Калинкин) привести ранее принятые правовые акты в соответствие с настоящим решением.

Мэр города
И.Р.МЕТШИН

Приложение. МЕСТНЫЕ НОРМАТИВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАСЧЕТНОГО КОЛИЧЕСТВА ПАРКОВОЧНЫХ МЕСТ ДЛЯ ВСЕХ ВИДОВ ПАРКОВОК, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ МНОГОКВАРТИРНЫЕ ЖИЛЫЕ ДОМА, И ПАРКОВОЧНЫХ МЕСТ ДЛЯ ЗДАНИЙ НЕЖИЛОГО НАЗНАЧЕНИЯ

1. Установить следующие расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности парковочными местами постоянного и временного хранения автомобилей для всех видов парковок, обслуживающих многоквартирные жилые дома.

1.1. Расчетное количество парковочных мест для многоквартирной жилой застройки на территории площадью менее 5 га включительно определяется в зависимости от обеспеченности общей площадью квартир на 1 человека.

Обеспеченность общей площадью квартир на 1 человека, кв. м

Норматив на квартиру

От 18 до 23,0

От 1 до 1,5 машино-места

От 23,0 (включительно) до 28,0

От 1,5 (включительно) до 2,0 машино-места

Свыше 28,0 (включительно)

2,0 машино-места (включительно)

1.2. Расчетное количество парковочных мест для многоквартирной жилой застройки на территории площадью более 5 га составляет 420,7 машино-места на одну тысячу жителей.

2. Материалы по обоснованию, правила и область применения расчетных показателей, установленных в пункте 1 настоящего приложения.

2.1. Расчет количества машино-мест согласно строкам 1, 2 таблицы 1 производится пропорционально изменению расчетной единицы с учетом интерполяции. При отсутствии целого показателя по результатам расчета количества машино-мест на здание, строение, сооружение число округляется в сторону увеличения.

2.2. При расчете количества машино-мест для определения обеспеченности общей площадью квартир на одного человека:

1) для определения количества людей в проектируемом доме складываются показатели количества людей, проживающих в каждой квартире дома, при этом количество проживающих в квартире необходимо рассчитывать по формуле:

KL = N + 1, где:

KL - количество проживающих;

N - количество жилых комнат в квартире;

2) общая площадь квартиры определяется как сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов и террас - 0,3, для веранд и холодных кладовых - 1,0 (Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации , утвержденная Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 N 37).

2.3. При строительстве жилых домов в рамках реализации федеральных и региональных социальных программ (строительство домов для переселения граждан из аварийного жилья по республиканской адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда, по программе социальной ипотеки, наемного дома социального использования) допускается снижение норматива расчетного количества парковочных мест, но не ниже предельного минимального порога для проектирования парковочных мест.

Предельно минимальный для г. Казани порог для проектирования парковочных мест рассчитывается по формуле:

Ка / Кк, где:

Ка - количество автомобилей, зарегистрированных на территории г. Казани;

Кк - общее количество квартир в г. Казани.

На дату утверждения настоящего норматива предельный минимальный порог для проектирования парковочных мест составляет 0,6 машино-места на квартиру.

Предельный минимальный порог подлежит перерасчету по установленной формуле ежеквартально. При этом внесение изменений в настоящий норматив не требуется.

2.4. Расчетное количество парковочных мест для многоквартирной жилой застройки на территории площадью более 5 га определено на основании показателя, установленного для г. Казани на 2020 год согласно таблице 1 приложения N 8 к Республиканским нормативам градостроительного проектирования , утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.12.2013 N 1071 .

3. Установить следующие расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности парковочными местами для зданий нежилого назначения.

Расчетное количество парковочных мест определяется в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2

Объекты посещения

Расчетные единицы

Число машино-мест на 1 расчетную единицу

Учреждения управления

Коммерческие деловые центры, офисные здания и помещения

100 кв. м общей площади здания

Банки и банковские учреждения

100 кв. м общей площади здания

Научно-исследовательские и проектные институты, лаборатории

100 работающих

Высшие учебные заведения

Средние профессиональные учебные заведения

100 работающих + 100 студентов

Детские дошкольные учреждения (ясли, сады), общеобразовательные учреждения

50 работающих

Производственные и коммунально-складские здания

100 работающих в 2 смежных сменах

Больницы, профилактории

100 работающих + 100 койко-мест

Поликлиники

100 работающих + 100 посещений

Спортивные комплексы и стадионы с трибунами

100 работающих + 100 мест

Оздоровительные комплексы (фитнес-клубы, физкультурно-оздоровительные комплексы, спортивные и тренажерные залы, бассейны)

100 работающих + 100 кв. м общей площади здания

Аквапарки, бассейны

Объекты коммунально-бытового обслуживания (бани, парикмахерские, косметические салоны, прачечные, химчистки, почта, банки, отделения и станции связи, бюро ритуальных услуг и т.п.)

100 работающих + 100 единовременных посетителей

Развлекательные центры, цирки, кинотеатры, театры

100 работающих + 100 мест или единовременных посетителей

Торговые центры, торговые комплексы, специализированные торговые объекты, супермаркеты, универсамы, универмаги, рынки и т.д.

100 кв. м общей площади здания

Рестораны, кафе городского значения

100 работающих + 100 мест

Гостиницы, апарт-отели, общежития

100 работающих + 100 мест

Вокзалы всех видов транспорта

100 работающих + 100 пассажиров в часы пик

Объекты капитального строительства с помещениями различного функционального назначения (многофункциональный комплекс), культовые объекты

100 кв. м общей площади здания

4. Материалы по обоснованию, правила и область применения расчетных показателей, установленных в пункте 3 настоящего приложения.

4.1. Для расчета количества парковочных мест в общую площадь здания площади помещений для автопарковки, технических этажей, чердачных помещений, а также технических помещений для размещения инженерного оборудования обеспечения здания электричеством, теплом и т.п. (котельная, электрощитовая, венткамера) не включаются.

4.2. Норматив расчета количества машино-мест для различного типа общественных зданий, не урегулированных настоящим приложением, определяется в соответствии с требованиями СНиП и других нормативных документов.

4.3. Расчет количества машино-мест для гостиницы, апарт-отеля с предприятием(-ями) общественного питания (ресторан, кафе, бар и т.п.), количество посадочных мест которого(-ых) превышает количество мест для проживания, производится раздельно: для предприятия общественного питания и для гостиницы, апарт-отеля.

4.4. Расчет машино-мест производится пропорционально изменению расчетной единицы с учетом интерполяции, но не менее одного машино-места. При отсутствии целого показателя по результатам расчета число округляется в сторону увеличения.

4.5. Парковочные места для детских садов и школ должны быть расположены за границами земельных участков учреждений на расстоянии, указанном в п. 10 СП 42.13330-2011.

4.6. Количество парковочных мест к объектам торговли: магазинам товаров повседневного спроса (шаговой доступности) - не нормируется.

5. Общие материалы по обоснованию, правила и область применения расчетных показателей, установленных в пунктах 1 и 3 настоящего приложения.

5.1. При расчете количества машино-мест, необходимых для эксплуатации объекта капитального строительства, учитываются машино-места, запроектированные в паркингах, гаражах, стоянках постоянного хранения автомобилей, строительство которых предусматривается проектом планировки территории для обеспечения данного объекта капитального строительства.

5.2. При проектировании площадь одного машино-места без учета проездов рассчитывается по формуле:

5.3. Площадь парковочного места для автомототранспорта гражданина, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость социальной защиты (парковочное место для инвалида), без учета проездов измеряется по формуле:

При этом количество парковочных мест для инвалидов должно составлять не менее 10 процентов от общего количества парковочных мест (но не менее одного места), в том числе пяти процентов специализированных мест для автотранспорта инвалидов на кресле-коляске, согласно нижеприведенному расчету при числе мест:

до 100 включительно - 5%, но не менее одного места;

от 101 до 200 - 5 мест и дополнительно 3%;

от 201 до 1000 - 8 мест и дополнительно 2%;

1001 место и более - 24 места плюс не менее 1% на каждые 100 мест свыше.

5.4. Разметку места для стоянки автомашины инвалида на кресле-коляске следует предусматривать размером 6,0 x 3,6 м, что дает возможность создать безопасную зону сбоку и позади машины - 1,2 м.

5.5. Если на стоянке предусматривается место для регулярной парковки автомашин, салоны которых приспособлены для перевозки инвалидов на креслах-колясках, ширина боковых подходов к автомашине должна быть не менее 2,5 м.

Заместитель Главы
Л.Н.АНДРЕЕВА