Всем добрый вечер!По многочисленным просьбам делаю Мк по художественному травлению меди!!
На данном примере мы будем использовать Лазерно-утюжную технологию (далее ЛУт)!
Для этого нам понадобится
-Лазерный принтер
-Утюг
-Хлорное железо
-Ну и сама медь
Для травления рисунка нам для начала нужен сам рисунок,нашли рисунок,подкорректировали до нужного вам размера любой удобной вам программой!Нужно распечать этот рисунок на лазерном принтере и глянцевой бумаги!Если нет глянцевой бумаги для фото,можно использовать листы из журнала"Натали" и т.п!
Если совсем безнадега,нет не принтера лазерного ни бумаги!Идем ближайшую фирму где делают печать на футболках кружках и тд.
с заранее подготовленным рисунком на флешке!Распечатка такого листа стоит 1 грн!Я буду писать цены в местной валюте для России умножаете на 3!конечно нам еще по требуется хлорное железо,купить его можно в радио магазинах,200 грамм этого зелья стоит 20грн!
Процесс!
Для начала нам надо заквасить наше хлорное железо так как оно должно выстояться еще мин 20-30 после закваски!
Берем посуду из любого материала,только не железную,чаще всего это банка 0.5 л засыпаем ХЖ нам надо его развести, 10 частей воды одна часть ХЖ,Я обычно это делаю на глаз развожу до цвета крепкого черного чая!Берегите руки и одежду!
Все заквасили,пусть оно себе там настаивается, пока проходят все хим процессы подготавливаем утопленника!)
У меня уже заранее была подготовленная распечатка,вот такие прекрасные ящерки,они будут фигурировать на будущем кулоне!!
Металл тоже надо подготовить,важно чтобы металл был ровный без впадин и бугров иначе наш рисунок не переведется или переведется с пробелами что совсем нам не надо!))
Я подготовил кусок меди тол 1 мм,Вам советую 1 мм не меньше так как травление,а травление уменьшает толшину металл!
Зачистить, обезжирить,хорошо подойдет для этих целей жидкость для снятия лака,я использую растворитель 646!
После того как обезжирили желательно руками не трогать ту часть на которую будем переводить рисунок!!
Берем утюг включаем пусть он максимально нагреется,потом кладем наших ящерок рисунком вниз,на метал
и кладем сверху утюг,делаем это аккуратно если будут сильные рывки или сдвиги бумага может съехать и размажется рисунок, пусть он так полежит мин 5!
Потом начинаем поглаживать наш рисунок носиком утюга, очень аккуратно,смотреть чтобы бумага не съехала,если вы заметили что она съехала,все отрывайте,обезжтривайте,и проделывайте это все еще раз!!С первого раза может не получится,поэтому я делаю копий 5-6 каждого рисунка на случай этих обстоятельств!
Прогладили еще мин 5 ,как видите на фото рисунок начал переводится на другую сторону,это хорошо, значит все прошло нормально,если вы не видите какую либо часть рисунка, дополнительно пройдитесь утюгом в том месте!
Теперь кидаем в воду весь этот бутерброд (утюг не кидаем)))пусть полежит мин 5в воде,потом начинаем скатывать бумагу,не отрываем, не че то там,а скатываем,если плохо скатывается пусть еще покиснет!!Потом остается такой белый налет,он обычно в мелких местах,у нас такие места пальцы,глаза,спина!Аккуратно зубочисткой убираем этот налет,убирается он легко!!
Все просмотрели хорошо ли перевелось,бывает такие моменты что где то не перевелось,пробелы и т.д можно иголкой и лак для ногтей,подкорректировать эти пробелы!Просверливаем отверстие для нитки которую мы потом привяжем к металлу что бы опустить в банку и доставать время от времени, поглядывать че там, да как!))
Следующее что нам надо,это защитить ту часть которую мы не хотим травить,заднюю часть можно закрасить лаком для ногтей!!Я еще делаю контур вокруг ящерки,для своих целей!!Вам не обязательно делать!!
Все просушили привязали нитку и опускаем в банку,банку можно поставить в теплое место,так процесс будет проходить более быстрее!Иногда доставать,каждые мин 20,смотреть как идет процесс травления!!Нам надо протравить где то пол металла!Для этого надо часов 4-5 травления!Вообщем точное время сказать не могу так как оно всегда по разному!!
вот прошло пару часов
Вот достали нашу про травленную деталь,помыли,опять протерли растворителем это для того чтобы снять тонер!Потом подчистили,по шлифовали,во общем доделали заготовку!!
вот такая пластинка с ящеркой!!
Не смотрите что она такая дырявая,это мне так надо!!
Получилось вот что:
В конце, чтоб "забить" свободное место напечатал из символьных шрифтов штурвал и звезду. Тянуть к ним "литники " уже было лень.
Вырезал из медной? (может сплав какой, потому как дико пружинила) фольги толщиной примерно 0.2мм кусочек по размером мастера и тщательно зачистил.
Но делать нечего - выбрал на листе более-менее чистое место и поместил туда мастер.
Вырезал из подложки пленки ОРАКАЛ лист формата А4, распечатал на нем мастер и побежал гладить утюгом.
На распечатку приложил сверху фольгу и прогладил ее через пару листов бумаги утюгом (на максимуме нагрева) минуты две. Мастер на кусочек фольги не поместился:(, ну да ничего...
Подлжку от пленки опять же использовал по причине доступности. Многие используют глянцевые журналы и даже алюминиевую фольгу - тут большой простор для экспериментов. Я фольгу пихать в принтер побоялся - вдруг края поцарапают барабан.
Перелил раствор хлорного железа из майонезной банки в пластиковую подложку из-под продуктов (общедоступный аналог фотокюветы) и положил туда фольгу.
Процесс травления скучен до безобразия. Чтоб его ускорить я дул на раствор, создавая течение Делать это видимо не следовало. Как мне показалось, травление прошло быстрее там, где я дул, со всеми печальными последствиями.
Пластинка травилась неравномерно
Причин, видимо было несколько: и мое "дутье", и ошибки при разработке мастера, и изгиб пластинки. В результате леера, из-за бокового травления в середине начали "пропадать", в то время как трапики еще не вытравились насквозь.
Чтобы избежать всего этого нужно чтоб пластинка распологалась горизонтально и раствор максимально равномерно перемешивался. Поверхность травления должна быть тщательно зашкурена/полирована и обезжирена .
Решив помыть под водой и отрезать готовые леера, я совершил вторую ошибку - часть линий смылось, вместе с некоторыми штурвальчиками, к которым я поленился дотянуть литники.
Отделить детали от пленки мне удалось с большим трудом. Протирание ацетоном ничего не дало. Леера при отделении порвались. Мелочевку я закинул в ацетон целиком. Пленка отвалилась, но слой клея разбух до 1 мм толщины и никак не хотел растворятся. Был первый час ночи, и я просто стирал его пальцами...
Потом я узнал, что нужно было бензином его .. Вот что получилось:
Но в будущем мой выбор - прозрачный НЦ лак .
В заключение хочу сказать: экспериментом я остался доволен. Не смотря на то, что из деталей получились более-менее только стоп-анкеры и несколько штурвальчиков я приобрел "бесценный" опыт и твердую уверенность, что травить в домашних условиях можно и нужно. Весь процесс занял у меня 3 часа времени. Затраты на материалы считаю несущественными - фольга досталась в наследство из кладовки, хлорное железо еще пригодится.
Вот некоторые выводы, которые я сделал для себя:
С радостью услышу советы и критику моих действий.
ТРАВЛЕНИЕ МЕТАЛЛА - группа технологических приёмов для управляемого удаления поверхностного слоя материала с металлической заготовки под действием специально подбираемых химических реактивов.
Ряд способов ТРАВЛЕНИЯ МЕТАЛЛА предусматривает активацию травящих реагентов посредством других физических явлений, например, наложением внешнего электрического поля при электрохимическом травлении, ионизацией атомов и молекул реагентов при ионно-плазменном травлении и т.п.
В литературе термин «травление», как правило, сопровождается определением, поясняющим конкретную технологию травления - химическое, кислотное, щелочное, электрохимическое и т.п. При использовании термина «травление» без дополнительного определения, как правило, подразумевается химическое травление металла в водном электролите.
Для художественного травления металла , когда часть поверхности, подвергаемой травлению, требуется сохранить, то она защищается (химически или механически) путём наложения специального защитного слоя - маски.
Основные виды травления металла следующие:
В своей работе по ТРАВЛЕНИЮ МЕТАЛЛА мы применяем наиболее используемые технологии: химическое травление металла и гальваническое травление .
Травление , как один из этапов гальваники используется для предварительной подготовки металлических изделий к нанесению защитных покрытий. С его помощью заранее обезжиренную поверхность очищают от оксидных пленок для лучшего сцепления гальванического слоя с основой.
В декоративных целях мы выполняем различные рисунки и надписи на изделиях (гравирование) художественным травлением металла .
Травление меди широко используется нами для обработки медных клише, а также при изготовлении предметов интерьера.
Мы выполняем травление меди и травление латуни химическим или гальваническим способом. Вид травильного раствора, его концентрацию и время обработки мы подбираем индивидуально, и параметры раствора зависят от толщины оксидной пленки, которую предстоит удалить.
Химическим травлением металла называется способ воспроизведения с помощью химических средств различных рисунков, орнаментов, фактур, надписей и т.п. на поверхности металлических предметов.
Химическое травление латуни , химическое травление меди и их сплавов основано на реакции специальных составов-протрав с поверхностью основы, в результате которой растворяются оксидные пленки. Для обработки мы используем растворы концентрированных кислот, в которые помещают изделия на определенное время. Этим способом мы выполняем предварительное или глянцевое травление . Получение матовой или блестящей поверхности при химическом травлении металла мы регулируем степенью концентрации кислоты и временем выдержки.
Гальванический способ травления металлов также называют электрохимическим травлением металла .
Технология гальванического травления имеет много преимуществ перед химическим травлением металла и одна из особенностей данной технологии - использование гальванической батареи.
Сама операция травления гальваническим способом происходит гораздо быстрее, а контуры вытравленного рисунка получаются более резкими и отчетливыми.
Гальваническое травление (электрохимический способ) более экономичная технология травления как по времени, так и объему используемой кислоты.
Кроме того, в состав протравы не входят едкие кислоты, вследствие чего при гальваническом травлении не образуются вредные для здоровья газы.
При гальваническом способе травления медные и латунные изделия (анод) помещаются в гальваническую ванну с травильным раствором. В качестве электролитов мы используем растворы ортофосфорной, соляной и серной кислот. В электролит добавляются реагенты (соли свинца), предотвращающие перетравливание поверхности. Оксидная пленка отделяется от металла в результате выделения кислорода.
Если внимательно рассмотреть через лупу рисунок, вытравленный химическим способом, то окажется, что края отдельных углубленных линий неровны и что, чем глубже линия, тем она шире протравлена. При гальваническом травлении края отдельных линий получаются совершенно гладкими, а стенки углублений вертикальными.
Предварительная обработка предмета применяется и при гальваническом травлении .
Обработанный предмет, служащий анодом, подвешивают в гальваническую ванну , содержащую протраву, на проволоке, которая припаивается оловянным припоем к непокрытому месту, место спайки покрывается лаком. Другой конец проволоки соединен с пластинкой того же металла, служащей катодом. В качестве протравы для стали и железа мы используем железный купорос или раствор нашатыря; для травления меди , травления латуни и бронзы - раствор медного купороса; для цинка - цинковый купорос или раствор окиси хлористого цинка.
Если требуется сделать и разные части рисунка протравить до различной глубины, то через некоторый промежуток времени мы вынимаем предмет из гальванической ванны , споласкиваем те места, которые не требуется вытравлять глубже, и наносим на них предохранительное покрытие, а затем снова подвешиваем предмет в гальваническую ванну и продолжаем травление .
ТРАВЛЕНИЕ МЕТАЛЛА - сложная технология и доверять обрабатывать изделия по гальванической или химической технологии нужно только профессионалам.
Наша компания обладает проверенным опытом выполнения гальванического травления и химического травления металла с самым высоким качеством.
У нас есть все необходимое оборудование для выполнения ТРАВЛЕНИЯ МЕТАЛЛА и в случае нестандартного заказа мы готовы изготовить любое дополнительное оборудование под конкретный индивидуальный заказ.
Мы применяем технологию травления металла для травления меди и травления латуни .
С помощью технологии травления металла мы выполняем:
Металлические таблички и панно мы изготавливаем в основном с применением латуни. Данный металл, под воздействием внешней среды, со временем окисляется поэтому, мы покрываем таблички различными видами декоративных покрытий: золото, серебро, никель, бронза, что обеспечивает их сохранность на протяжении долгого времени. При необходимости, элементы таблички и панно, возможно прокрасить цветными эмалями.
ТРАВЛЕНИЕ МЕТАЛЛА производится нами двумя способами: можно покрыть веществом, на которое действует протрава, все линии и поверхности рисунка; можно, наоборот, защитить от действия кислот все промежутки, оставляя линии и поверхности рисунка свободными. Если потом покрыть всю поверхность кислотой, то в первом случае рисунок получится слегка рельефным, во втором - рисунок выйдет углубленным.
Травление меди и травление латуни в наших условиях производства фактически исключает брак благодаря использованию специального оборудования и налаженной системы контроля процесса подготовки и травления металла .
Наша компания предлагает услуги гальванического травления и для индивидуального и массового производства.
После выполнения травления металла при необходимости мы выполняем шлифовку, патинирование и нанесение защитного слоя.
С помощью травления металла можно получить самый разнообразный вид изделий из меди и латуни, начиная от фактурных панелей и заканчивая художественными изделиями и украшениями.
Травление латуни , фактурная панель
Травление латуни , фактура с объемом
Травление меди , фактурная панель
Травление меди , фактурная поверхность с узорами
Травление латуни , художественный рисунок
Травление латуни , художественные изделия
ТРАВЛЕНИЕ МЕТАЛЛА , художественные изделия
ТРАВЛЕНИЕ МЕТАЛЛА , художественные изделия
Травление латуни , декоративное украшение
ТРАВЛЕНИЕ МЕТАЛЛА - декоративные мотонакладки с авторским дизайном, часть тюнинга мотоцикла, мотонакладки сделаны из латуни с рельефной гравировкой и объемным нанесением изображения, для контрастности уровней выполнено чернение фона и матовая шлифовка
Травление латуни - рельефные таблички для оформления фасада загородного дома
Травление латуни - копия герба времен СССР для подарочного футляра из дерева, на металлическом гербе диаметром 6 см с высокой степенью детализации проработаны все элементы, окраска эмалями и искусственное старение в качестве отделки
Травление металла - фамильный герб дворянского рода Российской империи «Сафоновы», рельефный герб выполнен из латуни, фон оксидирован, верхний план отшлифован, готовый герб помещен в раму по стилю
Травление латуни - подарочное панно из металла «Брахмананда Авадхута», диаметр 36 см; портрет гуру, лотос и декоративный орнамент проработаны с мельчайшей детализацией, 2 вида шлифовки и полировки создают блеск и отражение отдельных групп элементов композиции
Травление латуни - подарочное панно из металла «Шива», диаметр 33 см; портрет и декоративный орнамент проработаны с мельчайшей детализацией, комбинированная полировка до зеркального блеска
Травление латуни - репродукция иконы 15х18 см, выполненная по технологии травления , толщина линий 0,5 мм
Травление металла - эмблема-череп из алюминия на решётку автомобиля, объемная резьба по металлу, травление узора, сборка композиции из отдельных элементов, оксидировка, лак
Травление металла - номера для квартир из нейзильбера, выполнены стиле хай-тек, рельефная химическая гравировка, направленная шлифовка для придания цвета и фактуры, размер номера 7,5х4 см
Травление латуни - пивной воблер из латуни для кафе-буфета изготовлен по технологии химической гравировки, размер воблера 30х13 см, осуществлена контурная выпиловка и пайка держателя, использована матовая шлифовка и контрастное чернение фона
Металлические пластины из нейзильбера для оформления настольных часов, рельефное травление металла с заливкой цветом, размер металлических табличек 13х9 и 13х5 см соответственно, шлифовка металла до матовой поверхности
Копии орденов для реставрации книги «15 лет ВЛКСМ» сделаны травлением металла , изготовлен орден Красного Знамени и орден Трудового Красного Знамени, диаметр 11 см, выпуклый рельеф, старение металла в цвет оригинала
Травлением металла выполнена копия личной печати митрополита Моисея (византийский период, XI век), работа исполнена в подарочном варианте в раме на синем бархате, 2-х стороннее изображение, диаметр каждой печати 8 см, цвет «античное серебро»
Травление латуни - металлическая пряжка для ремня, выполнена в многоуровневом исполнении, прочеканенный фон и рельефное изображение букв и герба, размер 70х55 мм
2-х сторонняя медаль из нейзильбера с портретом на лицевой стороне и Бранденбургскими воротами на оборотной стороне выполнена травлением металла , рельефное изображение на металле толщиной 6 мм, диаметр медали 6 см, для отделки использовано контрастное чернение и матовая шлифовка
Изделие из металла для торжественного мероприятия выполнено травлением латуни в виде сувенирной медали, диаметр 15 см, толщина 5 мм., особенность медали - рельефное нанесение надписей и детализированная проработка элементов Спасской башни, поверхность обработана до состояния зеркальной полировки фона, надписей и изображения
Фамильный герб, выполненный по технологии травления металла , разделение элементов по зонам, заливка цветной полупрозрачной эмалью, декоративная рамка, оксидировка
Травление меди - заслонка для печи, выполненная в охотничьем стиле. Для изготовления применена контурная резка металла и химическая гравировка рисунка, для отделки использованы декоративные ручки и ножки, рамка по контуру с медными заклепками
Травление латуни - гравюра «Храм Пресвятой Богородицы», патинирование и чернение, оформление в раму
Травление металла - декоративное панно «Покровский собор», серебрение, чернение, размер 16х22 см
2-х сторонний фестский диск диаметром 10 см с уникальными рисунками-иероглифами, выполненный по технологии травления металла , идеальная проработка мельчайших деталей и контуров с толщиной линии до 0,2 мм, полировка поверхности и заливка линий цветом
2-х стороннее сторожевское кольцо диаметром 10 см с уникальными рисунками, содержащими информацию о древней календарной системе, выполненное по технологии травления металла , детальная проработка знаков на лицевой поверхности кольца и необыкновенная фактура на обратной стороне
2-х стороннее серпоновское кольцо диаметром 10 см, воссозданная копия артефакта с изображением календаря и карты древней цивилизации, выполненное по технологии травления латуни
2-х сторонний звездный диск из Миттельберга диаметром 10 см, воссозданная копия артефакта с изображением самого старого на сегодняшний день мирового гороскопа, выполнен по технологии травления латуни , детальная проработка элементов на лицевой стороне и фактура на обратной стороне
Травление латуни - декоративный держатель салфеток «Calvados», размер 18х3,5 см, травление фона и оксидировка
Травление металла - чеканная тарелка из меди храм Вячеслава Чешского, диаметр 35 см, травление , оксидировка, серебрение
Травление металла - подарочное панно «Вентилятор» из нейзильбера, рельефная гравировка, шлифовка и чернение
Травление латуни - шильдики для деревянного футляра с оружием, исполнены с выступающим рельефом, отлично смотрятся за счет дизайна с рамкой и выпиловки контура по рамке
Травление латуни табличка «Солнце», выполнена по дизайну детского ручного рисунка с повторением линий от движения руки, размер латунной таблички 15х10 см, химическая гравировка, для контраста фона и изображения использовано чернение и полировка
Художественное травление металла , травление нержавейки - номерки из нержавейки 3 мм, без заливки и с графитовой заливкой
ТРАВЛЕНИЕ МЕТАЛЛА , травление нержавейки - указатели из нержавеющей стали, заливка эмалью, шлифовка, обработка кромок
Художественное травление металла , травление латуни - табличка из латуни 3 мм, «Покаянные письма»
Травление латуни - декоративный элемент вешалки, отделка под античность
Художественное травление металла , травление латуни - табличка из латуни 5 мм, «Мешок счастья»
Художественное травление металла , травление латуни
Художественное травление металла , травление латуни – панно для отделки интерьера
Художественное травление металла , травление латуни – панно для отделки интерьера
Стоимость изготовления изделия по технологии гальванического травления или химического травления металла зависит от следующих параметров:
Средняя стоимость травления металла для изделия средней сложности составляет 50-60 тыс. рублей за 1 кв. м изделия.
Заказать ТРАВЛЕНИЕ МЕТАЛЛА можно воспользовавшись электронной почтой Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript или телефонами из раздела контакты .
Закажите художественное травление меди и травление латуни у нас, и Вы получите лучшее качество и авторское исполнение.
Удаление части поверхностного слоя металлического изделия с помощью химической реакции называют травлением. Эта технология известна человеку уже несколько тысячелетий, наряду с чеканкой и чернением ее применяли для отделки металлических деталей оружия и домашней утвари, украшений и ритуальных предметов. В наши дни травление металлов применяется в художественных промыслах, для нанесения гальванических покрытий, для создания изображений и надписей на металлических изделиях.
Перед проведением травления на те участки поверхности металла, которые не должны быть вытравлены, наносится защитное покрытие, устойчивое к травящему веществу (протраве).
Далее деталь подвергают воздействию кислой среды или погружают в емкость с электролитической жидкостью. Чем дольше деталь подвергается обработке, тем больший слой металла разъедается агрессивной средой. Травление металла может осуществляться в несколько приемов, это так называемое многослойное протравливание.
Травление изображений на металле проводят как в промышленных, так и в домашних условиях.
Исходя из применяемых для разъедания слоя металла материалов, различают такие способы травления металлов, как:
Ионно-плазменный метод требует высокоточного и дорогостоящего оборудования и применяется только в условиях промышленного производства. Жидкий метод, электрохимическое травление металла и даже электрохимическая гравировка доступны и в домашних условиях.
С помощью гальванического травления можно самостоятельно сделать печатную плату, практически не уступающую промышленной.
Гальванический способ травления выгодно отличается от жидкого отсутствие необходимости использования кислот, дающих вредные испарения. В зависимости от материала заготовки используются разные электролитические растворы:
Для проведения процесса в домашних условиях потребуется:
Одну штангу присоединяют к отрицательному выводу блока питания и вешают на нее катод.
Другую штангу — к положительному выводу и подвешивают на нее изделие, которое будет служить анодом.
При подаче напряжения начинается процесс электролитического переноса металла с изделия на катод. Он будет происходить с участков поверхности, не покрытых защитным лаком.
Художественное травление металла проводят как гальваническим, так и жидким методом.
Мастера народных промыслов и просто домашние умельцы получают с его помощью высокохудожественные изображения на холодном и огнестрельном оружии, всевозможной кованой и литой утвари. Для мастеров, делающих авторские охотничьи и бытовые ножи, травление стало практически обязательным элементом отделки. Особенно популярны охотничьи сцены, арабские, рунические или абстрактно — геометрические орнаменты. Многие мастера комбинируют травление металла с его воронением, придавая рисунку синеваты, черный или желтоватый оттенок.
Для переноса изображений используют как способ покрытия детали лаком, так и глянцевую бумагу. Применяют также еще один способ – оклеивание детали скотчем. Горячей иглой процарапывают линии рисунка, после чего пинцетом аккуратно удаляют скотч с участков, подлежащих протравливанию. Остатки клеевой массы нужно смыть растворителем.
Перед травлением деталь следует тщательно обезжирить.
Перед началом травления поверхность следует подготовить. Это позволит обеспечить:
В ходе обработки поверхности с нее удаляются все механические и химические загрязнения. Для нее применяют теплый мыльный раствор, подойдет и любое моющее средство. После высыхания поверхности ее надо протереть ветошью, пропитанной растворителем или обезжиривателем. Это позволит удалить остатки жидкости и масляные пленки.
Химическую обработку хорошо сочетать с механической:
Механическая обработка значительно улучшит внешний вид изделия после травления.
Для этой операции применяется несколько способов. Все их объединяет общий принцип: защита части поверхности от разъедающего действия протравы, а различает вещество, используемое для нанесения рисунка.
Популярный и доступный способ. Обладает некоторыми недостатками:
Используется грунтовка ГФ 021, ХВ 062 или битумный лак. Сначала веществом покрывается все протравливаемое изделие. Далее тонкой ручкой или маркером переносят контуры рисунка. Из тонкой проволоки или прутка из мягких сплавов следует изготовить иглу, заострив конец проволоки.
Те участки изображения, которые должны быть вытравлены, процарапываются до металла. Следует следить за тем, чтобы грунтовка не скалывалась.
Кроме глянцевой бумаги (ее можно купить в магазинах товаров для творчества, а можно просто вырезать лист из журнала), потребуется лазерный принтер, приложение для работы с изображениями и утюг. Изображение рисунка следует сделать зеркальным и распечатать в натуральную величину. Изображение прикладывают к поверхности и проглаживают несколько раз. После остывания заготовки бумагу смывают теплой водой, а тонер остается на поверхности детали. Тыльную и боковые поверхности, не подлежащие протравке, нужно защитить лаком или пластилином.
Основное достоинство метода — можно точно переносить мельчайшие детали изображения.
Основной недостаток — работать таким образом можно только с плоскими или цилиндрическими заготовками. Способ весьма популярен при изготовлении печатных плат.
Кроме художественного травления металла, позволяющего получать изысканные изображения на стальных поверхностях, травление стали используют и для удаления окалины и оксидных пленок. При этом следует особо тщательно соблюдать требования технологического процесса во всем, что связано с концентрацией протравочных растворов и времени выдержки детали в протраве или в электролитной ванне. Перетравливание в ходе такой операции крайне нежелательно.
При травлении стали применяют как жидкий, так и электрохимический метод. Протраву готовят на основе сильнодействующих кислот, таких, как соляная или серная. Особое внимание следует уделить тщательному обезжириванию поверхности. Пропущенное масляное или жировое пятно может привести заготовку в негодность. Для защиты частей заготовки, не подлежащих травлению, использую лаки, составляемые на основе канифоли, скипидара, гудрона.
Эти компоненты легко воспламеняемы, поэтому во время работы с лаком следует сбыть особо внимательным и осторожным. По окончании травления непротравленные участки заготовки очищают от защитного лака растворителем.
Большой популярностью среди домашних мастеров — травильщиков пользуется азотная кислота. Ее применяют как единственную основу для протравы, так и в смеси с виннокаменной или соляной. Раствор для травления металла на основе смеси азотной и соляной кислоты обладает очень высокой химической активностью, и обращаться с ним следует крайне осторожно.
Для обработки твердых и специальных сортов стали используют смеси азотной и уксусной кислоты. Обработку проводят в два этапа. Сначала готовят специальную предварительную протраву — глифоген, представляющий собой смесь воды, азотной кислоты и этилового спирта. В ней деталь выдерживают в течение нескольких минут. Далее заготовку промывают раствором винного спирта в дистиллированной воде и тщательно высушивают. После этого проводят основное протравливание.
Для травления чугунов применяют растворы серной кислоты средних концентраций.
Исходя их атомного веса и определяемых им физико-химических свойств вещества, для каждого металла и сплава подбирают свою, наилучшим образом воздействующую именно на него, протраву.
Как чистая медь, так и медные сплавы протравливают с применением серной, соляной, фосфорной, азотной кислоты. Для повышения скорости реакции в растворы добавляют соединения хрома или азота. На первой стадии травления с заготовки удаляют окалину и оксидную пленку, далее переходят собственно к травлению металла. При травлении меди в домашних условиях следует соблюдать осторожность.
Алюминий и сплавы на его основе выделяются среди других металлов тем, что для их травления применяют не кислотные, а щелочные растворы. Для молибдена также применяют щелочные растворы на основе едкого натра и перекиси водорода.
Титан стоит еще большим особняком — на первом этапе предварительного протравливания применяют щелочь, а на основном — уже кислоту. Для титана применяю самые сильные кислоты — плавиковую и концентрированные серную и азотную. Титановые заготовки протравливают с целью снятия поверхностного слоя окислов непосредственно перед тем, как нанести гальваническое покрытие.
Для протравливания таких металлов, как никель или вольфрам, используют водный раствор перекиси водорода и муравьиной кислоты.
Заготовка для печатной платы представляет собой лист текстолита, с одной или с двух сторон покрытый слоем медной фольги. Целью травления печатных плат является создание проводящих дорожек из медной фольги в точном соответствии с чертежом. Дорожки покрывают защитным лаком, остальную часть фольги удаляют травлением.
В домашних условиях применяет несколько способов:
По окончании протравливания жидким методом плату следует тщательно промыть раствором соды, чтобы погасить остатки кислоты.
Кроме металлов, операции травления подвергают и другие материалы. Наиболее часто встречается протравливание стекла с декоративными целями. Травление осуществляют в парах плавиковой кислоты, единственной, способной растворить стекло. На этапах подготовки проводится предварительная кислотная полировка поверхности изделия, потом на нее переводится контур будущего изображения. Защитные покрытия для стекла делают из смеси воска, канифоли и парафинов. После нанесения защитного покрытия заготовку окунают в травильную емкость.
Применение плавиковой кислоты создает на поверхности красивую матовую структуру. Чтобы получить гладкую, прозрачную поверхность, в протравочную смесь добавляют концентрированную серную кислоту. Для получения рельефного, глубокого узора операцию повторяют.
В травлении металлов используются чрезвычайно активные в химическом отношении вещества-сильные кислоты, щелочи и их растворы. При неправильном обращении они могут причинить серьезный вред здоровью и нанести значительный материальный ущерб.
Поэтому при работе с ними нужно соблюдать особые меры предосторожности и строго выполнять правила техники безопасности при проведении работ:
В случае попадания травильного раствора на кожу следует немедленно промыть пораженный участок соответствующим нейтрализующим раствором. Если брызги кислоты или щелочи попали на одежду — ее следует немедленно снять.
Если травильный раствор попал на слизистые оболочки — следует немедленно обратиться за медицинской помощью. Промедление в таких случаях может стоить здоровья или даже жизни.
Электролитическое травление латуни la_pulja wrote in 3 июля, 2009
Эта статья целиком и полностью была переведена и составлена пользователем snipesp
для ресурса , и размещена здесь с его разрешения.
Оригинальная статья на английском языке находится . Автор оригинала - Jake von Slatt
Меня часто спрашивают о толщине и типе латуни, используемой в моих работах, а так же где можно её достать. Я везунчик, потому что недалеко от меня есть специализированный магазин, где я покупаю большинство моих ресурсов. Использовал я 0,025 дюймовую (22ga) латунь и её сплавы (прим. пер.: 0,025 дюйма - это примерно 0,635 мм). В крайнем случае вы можете купить «дверные пластины для удара ногой» (прим. пер.: у нас еще не сильно распространено - в общем металлическая пластина, которая крепится к нижней части двери) в вашем ближайщем магазине, но вам придется счистить лак. Если не сможете найти магазин рядом, можно заказать по сети, но это самый дорогой способ.
Недавно я видел блокноты Mark Frauenfelder"a выпущенные в ограниченном количеств на BoingBoing и незамедлительно подумал об использовании процесса электролитического вытравливания латуни, с которым я экспериментировал, пытаясь сделать подобные блокноты для подарков в этом году.
Как видим они получились довольно хорошо и двухвековая история Молескина придает проекту определенную причастность к стимпанку.
Эту технику я адаптировал для простого отпечатка картинок на пластинки латуни. Я говорю «отпечатка», но на самом деле я использую электро-химическое вытравливание латуни. Вот сам процесс:
Сначала мы используем лазерный принтер для распечатки негатива нашей картинки на лист «струйной» глянцевой фото бумаги. Да, я написал «струйная» бумага, это специальная бумага, используемая, как они говорят, в фармацевтическом бизнесе.
Далее чистим весь кусок латуни светлым скотчем (Scotch Brigh) и затем протираем алкоголем, пока окончательно не станет чистой. Необходимо несколько алкогольных зачисток, чтоб удалить всю грязь.
Далее мы используем утюг с максимальным накалом для того, чтобы тонер вплавить в латунную пластину. Надо сильно нажимать на утюг и чуть-чуть им вращать. Для дальнейшего прижима бумаги к латуни я использовал валик. Всего на нагрев и прокатку уходит около двух минут.
Если вы удостоверились, что тонер полностью расплавился на медь, бросьте пластины в лоток с горячей водой. Вода нужна, чтобы смягчить струйную фото бумагу, чтобы она могла быть счищена от застрявшего в латуни тонера.
На самом деле это метод, который был разработан для любителей электронных печатных плат. Пожалуйста, см. библиографию ниже для получения более подробной информации по этой части процесса.
После того, как пластина замачивалась в течение 5-10 минут, выньте её и осторожно попробуйте оторвать размягченные кусочки бумаги. После снятия одного слоя, верните пластинку в воду.
Как только вы снимите большую часть бумаги, можете воспользоваться жесткой щеткой, чтобы удалить остатки. Наша цель - чтоб ничего не осталось кроме латуни и тонера.
Теперь мы переходим к изящной технологии 19 века - гальваническому гравированию (Galvanic Etching). Вы можете быть знакомы с методикой гальванопокрытия, где металлический объект покрывается слоем из другого металла, после помещения его в ванну с металлом-источником (будет выступать ресурсом для покрывающего слоя), и пропускании тока через них.
Мы собираемся сделать в точности то же самое, за исключением того, что подключим нашу пластинку к аноду (+), поскольку стремимся удалить металл из неё. Этот метод был разработан в 19-м веке для создания гравюр и всё ещё используется сегодня. Опять же, см. библиографию в ресурсах.
Мои исследования показали, что для травления меди и цинка может быть использован медный купорос. Поскольку я хотел гравировать латунь, а латунь это сплав меди и цинка, медный купорос должен был быть правильным решением для данного проекта.
Я порылся в гараже и нашел этот контейнер «Root Kill», который по сути своей и есть медный купорос (прим пер.: на сколько я знаю, медный купорос у нас так и продается под видом медного купороса). Я смешал около фунта (453 грамма) «Root Kill» с водой, ниже есть фотка. Все это растворено поэтому я, вероятно, мог смешать немного в других пропорциях. Из информации с сайтов я выяснил, что чем более насыщенный раствор тем быстрее идет процесс гравирования.
Я сделал держатели для латунных пластинок из покрытого медью стержня в надежде, что олово не будет взаимодействовать со стержнем.
Рабочий фрагмент прикрепляем к аноду - плюс на аккумуляторе. Я использовал 12 в. 17 амп. свинцовый кислотный гелевый блок (12 volt 17 amp hour lead acid gel cell), но так же можно использовать и автомобильный аккумулятор, зарядное устройство или доработанный блок энергоснабжения ПК. В цепи может быть использована лампа, для ограничения проходящего через электролит тока, но я обнаружил, что для электролита, который я использую, и размера моей пластинки - это было не нужно. Кроме того, поскольку я хочу глубокий рисунок в латуни - мне не нужно нежничать с материалом.
Через минуту или около того ничего не происходило, хотя коричневатый остаток сформировался во время работы. Я снял лампочку с цепи и переставил пластинки поближе друг к другу. На этом расстоянии провод 16, который я использовал, начал греться, и я мог видеть уменьшение плотности горячей воды вокруг пластин в ванне. Я считают, что сила тока была примерно 10-20 амп. Было на удивление мало пузырьков.
После перестановок процесс стал проходить быстрее. Я брал пластинку из ванны примерно каждые 15 минут и счищал коричневатый осадок. После, примерно, 45 минут в ванне я заметил, что тонер в некоторых местах отошел после очистки, поэтому я взял пластинку и хорошо её промыл. Я использовал очиститель от краски для удаления тонера, а в другом случае я использовал стальную щетку под проточной водой. С щеткой получилось так же хорошо.
Пластины готовы, я оцениваю толщину стравленной латуни примерно в 0.5мм. Материал удаляется последовательно и края, где был тонер, четкие и аккуратные.
Я покрыл пластинку черным грунтом, дал высохнуть, и использовал наждачную бумагу и светлый скотч для снятия грунтовки с верхних поверхностей. Наконец, я отполировал пластинки Noxon Metal Polish.
Вот кадр с готовой пластиной и распечатанным на лазерном принтере негативе, как вы можете видеть, изображение в латуни воспроизводится почти идеально.
Ниже приводится еще один вариант пластин, которые я сделал ранее. На фотографии можно увидеть, что внизу справа у меча отсутствует эфес. Это часть изображения была закрашена с использованием Sharpie (прим. пер.: фирма, выпускающая фломастеры и маркеры) и тушь, по всей видимости, не осталась на латуни. Тем не менее, на обратной стороне можно четко разглядеть разные двигатели Чарльза Баддаджа. Я пробовал перенести тонер с картинки, распечатанной на тонкой бумаге, но отказался от него, потому что слой тонера, остающийся на латуни, слишком тонкий.
Возможно, я вновь попробую эту технику, так как это довольно легко и быстро, и, несомненно, эффективно.
Предупреждение: некоторые этапы этого процесса опасны, и статья делает попытку рассмотреть их в деталях. Вместе с тем Greenart имеет обширную информацию об этом процессе. Я призываю всех, кто планирует заняться этим, пройти по ссылке, прочитать и понять информацию по использованию и технику безопасности. В частности, вы должны прочитать статью о процессе под названием Бордосское Травление (Bordeaux Etch), поскольку она рассказывает о необходимых мерах по надлежащей утилизации отработанного материала.
Дополнения к статье на англ.языке.